Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Общее образование
В городском округе Первоуральск обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения детей;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;
3) достигнуты определенные успехи в оптимизации сети общеобразовательных организаций;
4) начата подготовка к строительству новых школ на территории городского округа Первоуральск;
5) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
6) ежегодно в консолидированном бюджете городского округа Первоуральск предусматриваются средства на повышение заработной платы работников образовательных организаций.
Анализ состояния системы образования относительно требований инновационного и социально-экономического развития городского округа Первоуральск позволяет выделить проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами;
2) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
3) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
4) недостаточное использование современных образовательных технологий.
Необходимо отметить, что в течение 3-х последних лет постоянно уменьшается доля детей, обучающихся в общеобразовательных организациях во 2-ю смену.
Решение данного вопроса возможно исключительно путем строительства новых зданий школ.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части подпрограммы 2 "Развитие системы общего образования в городском округе Первоуральск" (далее - подпрограмма 2) с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы 2.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего образования;
2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных организациях;
3) рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;
4) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.
На начало 2019/2020 учебного года в городском округе Первоуральск функционирует 24 муниципальных общеобразовательных организации, в том числе 2 учреждения "начальная школа - детский сад", являющихся юридическими лицами. Количество общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов - 5, лицеев - 1.
Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Для достижения этой цели предлагается решение следующих задач:
- создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
- развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;
- реализация мер популяризации среди детей и молодежи научнообразовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Основные направления развития общего образования в городском округе Первоуральск определены национальным проектом "Образование", в том числе введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов. Введение новых стандартов является логическим продолжением начатой в городе работы по развитию содержания образования и системы оценки результатов образования.
В городском округе Первоуральск созданы условия для введения ФГОС на 2020 - 2022 учебные годы для 10 - 11 классов.
На 01 сентября 2019 года во всех общеобразовательных организациях городского округа Первоуральск реализуется в штатном режиме федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО). Плановый переход на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в большей части школ города состоится в 2020 году.
Достижение результатов зависит от соблюдения ряда следующих условий:
1) адресная методическая поддержка учителей;
2) создание необходимых материально-технических условий для организации образовательного процесса;
3) поощрение и стимулирование деятельности учителя.
Переход на новые образовательные стандарты сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров. Система повышения квалификации в образовательном учреждении носит непрерывный характер.
Формы повышения квалификации разнообразны:
- самообразование;
- обучение по образовательным программам учреждений дополнительного образования взрослых: Институт развития образования, центр "Учебная книга", Уральский государственный педагогический университет, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный город" и другие;
- научные и методические семинары, конференции, вебинары;
- педагогические советы, открытые уроки и занятия, мастер-классы.
Основными направлениями курсовой подготовки за данный период были выбраны следующие:
- "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии введения" (обучены 96% педагогов ФГОС начального образования и 12 руководящих работника);
- "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (обучены 56 педагогов);
- "Использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности учителя" (обучение прошли 28 педагогов);
- "Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения" (обучены 94% педагогов ФГОС общего образования);
- "Итоговая аттестация: содержание, формы, технологии" (обучение прошли 18 педагогов);
- "Восстановительная медиация как эффективная форма разрешения школьных конфликтов" (обучены 2 педагога и 1 заместитель руководителя);
- "Современные управленческие технологии в школах, функционирующих в сложных социальных условиях" (обучение прошли 12 педагога и 2 руководящих работника);
- "Содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (обучены 23 педагогов и 1 заместитель руководителя).
Обучение по указанным программам позволило педагогам:
- разработать программу формирования универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования;
- разработать методические рекомендации для учителей по оценке уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;
- реализовать в практической деятельности системно-деятельностный подход обучения в рамках формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной и основной школы;
- освоить и внедрить в образовательный процесс новые формы обучения и воспитания школьников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение квалификации позволяет повысить уровень профессионального мастерства педагогов, при этом остается проблема высокой загруженности педагогических работников в связи с работой школы в 2 смены и большим количеством обучающихся, отсутствует приток новых педагогических кадров.
Поддержка педагогов стала уже хорошей традицией, широко развито конкурсное движение. Миссия конкурсного движения: открытие новых имен и инновационных явлений в системе образования Свердловской области, демонстрация деятельности и достижений субъектов образования с целью распространения лучшего опыта и его внедрения в практику образования.
В настоящее время основными критериями являются: образовательные результаты обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, результаты государственной итоговой аттестации, итоги воспитательной работы и участия школьников в системе дополнительного образования.
Формирование системы оценки качества образования является одним из приоритетов развития образования. Измерение учебных достижений необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования, в частности для принятия решений, обеспечивающих выработку разнообразных образовательных стратегий, направленных на обеспечение равных возможностей обучения всем учащимся. Основными инструментами независимой оценки качества образования на современном этапе развития образования являются формы государственной итоговой аттестации: в 9-х классах - основной государственный экзамен и в 11-х классах - единый государственный экзамен.
Особенностями государственной итоговой аттестации 2018/2019 учебного года стали: во-первых, сокращение численности сети пунктов проведения экзаменов для 9 классников, во-вторых, создание высокотехнологичных пунктов ЕГЭ. Введено на пунктах ЕГЭ:
видеонаблюдение во всех аудиториях в режиме онлайн,
распечатка контрольно - измерительных материалов в каждой аудитории,
сканирование и передача экзаменационных материалов сразу после проведения экзамена в ППЭ.
Большим достижением всех участников экзаменов можно считать тот факт, что за период проведения ЕГЭ в городе нет нарушений процедуры проведения экзамена. За этим строго следят уполномоченные члены Государственной экзаменационной комиссии Свердловской области и представители родительской общественности.
По итогам ГИА, сдав два обязательных предмета, получили аттестаты 2137 обучающихся, из них 117 аттестата с отличием. По итога ЕГЭ допущены 633 обучающихся, получили 625 обучающихся, из них 54 аттестата с отличием, 10 обучающихся не сдали ЕГЭ.
Особое внимание необходимо уделить вопросам подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, биологии, истории. Именно по этим предметам возрастает количество выпускников, которые не могут преодолеть минимальный порог. По литературе, географии и физике в текущем году снизилось количество высокобалльников, по географии в этом году нет ни одного участника, набравшего 80 и более баллов.
Однако анализ результатов государственной итоговой аттестации показал, что в целом выпускники 11 (12) классов общеобразовательных учреждений городского округа Первоуральск имеют достаточный "багаж" знаний для достижения удовлетворительных результатов на ЕГЭ.
Достаточно высокий уровень подготовки продемонстрировали выпускники текущего учебного года. Этому способствовали многочисленные мероприятия, проводимые для участников ЕГЭ, педагогов и администрации общеобразовательных организаций: организация и проведение информационных совещаний и тематических ГМО, плановое проведение ДКР и РТ с последующим анализом.
Все выпускники 9х классов сдавали два обязательных письменных экзамена по математике и русскому языку и 2 экзамена по выбору из числа предложенных. Диапазон выбираемых учебных предметов у выпускников 9 х классов обширен, выбраны все 13 предложенных предметов.
Если сравнить выбор выпускников 11 и 9 классов, то можно заметить, что в тройке лидеров присутствуют предметы: обществознание, физика и биология. Одинаков процент выбора по предметам физика, иностранный язык, литература. По обществознанию, биологии, химии, информатике и ИКТ, географии процент выбора больше у девятиклассников, по истории - у одиннадцатиклассников.
Положительная динамика результатов ЕГЭ в 2019 году обусловлена тем, что в 2018 - 2019 учебном году изменилась система диагностики освоения обучающимися ГОС. Ведущими направлениями стали: проведение и анализ результатов диагностических контрольных работ и репетиционного тестирования, организация персонифицированного и тематически ориентированного повышения квалификации педагогов-предметников и организаторов в пунктах проведения экзамена, осуществление индивидуальной работы с выпускниками группы "риска" - трудно осваивающими содержание общеобразовательных программ и выпускниками, претендующими на высокие результаты, а также информационно-аналитическое обеспечение подготовки к ЕГЭ.
В городском округе Первоуральск в настоящее время 24 общеобразовательных организаций, в которых организуется питание обучающихся в 24 столовых. Организаторами питания учащихся является комбинат общественного питания "КейтЕкатеринбург". В каждой образовательной организации имеется ответственный за организацию школьного питания, назначенный приказом директора образовательной организации. В каждой образовательной организации имеется двухнедельное меню, согласованное в Роспотребнадзоре с учетом возрастных групп учащихся. Согласно требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 все ОО имеют двухнедельное меню на горячие завтраки и обеды, разработанные и утвержденные организаторами питания и согласованные с Роспотребнадзором и руководителями общеобразовательных организаций, составленные с учетом необходимых требований, предъявляемых к рациональному, щадящему питанию школьников. Ассортимент готовых блюд и кулинарных изделий, вырабатываемых на пищеблоках, отличается разнообразием. В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока.
В целях совершенствования организации питания детей и для профилактики авитаминоза и вирусных инфекций у учащихся школ в рационе используется йодированная соль, аскорбиновая кислота, дети получают обогащенный хлеб, кисломолочную продукцию, морскую капусту.
Рацион питания контролируется медицинским работником, работают бракеражные комиссии, а также административно-общественный контроль, в состав которого входят и представители родительской общественности. В приложении к муниципальному контракту образовательных организаций прописан перечень продуктов, которые могут использоваться для организации питания школьников. В столовых ежедневно проводятся работы по отбору суточных проб готовой продукции. В 2018 - 2019 учебном году питанием обеспечены: 100% учащихся начальной школы, из них 81,3% - получают только горячий завтрак, 8,6% - получают горячий обед, 10,1% - получают и горячий завтрак, и горячий обед; 55,1% учащихся 5 - 11 классов, из них 42,6% получают горячий завтрак, 5% - горячий обед, 7,5% - горячий завтрак и обед. Итого на конец учебного года охвачено питанием 90,2% учащихся, из них 16,3% получают только буфетную продукцию, 9,8% - не получают горячее питание. Опрос детей и родителей показал, что причинами небольшого охвата горячим питанием являются:
1. Высокая стоимость питания по основному меню. Часть детей питается только через буфетную продукцию, что получается дешевле, чем абонемент.
2. Недостаточный уровень просветительской работы по формированию культуры здорового питания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся среди родителей и учащихся.
3. Пищевая аллергия и различные заболевания детей.
4. Некоторые дети не готовы к полезному и сбалансированному питанию в школе, отдают предпочтение самостоятельному выбору блюд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.