В целях разработки проекта бюджета города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе города Иванова, утверждённым решением Ивановской городской Думы от 29.04.2009 N 1033, Администрация города Иванова постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Отраслевым (функциональным) органам и структурным подразделениям Администрации города Иванова обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Глава города Иванова |
В.Н. Шарыпов |
Утверждены
постановлением
Администрации города Иванова
от 29.10.2019 N 1671
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе города Иванова, утверждённым решением Ивановской городской Думы от 29.04.2009 N 1033, с учётом положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Бюджетная и налоговая политика определяет условия, используемые при составлении проекта бюджета города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, основные подходы к его формированию и общий порядок разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета.
1. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Бюджетная и налоговая политика на предстоящий трехлетний период сохраняет преемственность целей и задач, определенных прошедшим бюджетным циклом, и учитывает изменения, прогнозируемые в экономике.
Основной целью бюджетной и налоговой политики остается обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета города с учетом текущей экономической ситуации, повышение качества управления муниципальными финансами.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики на предстоящие три года являются:
- формирование реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития, обеспечение наполняемости доходной части городского бюджета;
- обеспечение долгосрочного бюджетного планирования посредством бюджетного прогноза города Иванова на долгосрочный период до 2025 года;
- повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета, в том числе за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
- проведение долговой политики с соблюдением ограничений действующего бюджетного законодательства;
- повышение открытости бюджетного процесса.
Особое внимание по-прежнему будет уделено изменениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, контролю исполнения установленных им требований и норм, своевременному внесению соответствующих изменений в муниципальные правовые акты.
2. Бюджетная и налоговая политика в области доходов
Налоговая политика города Иванова в части местных налогов предполагает сохранение для физических и юридических лиц в 2020 году действующих льгот и преференций по земельному налогу, установленных на местном уровне. Учитывая значительный объем льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством, налоговая политика города нацелена на ограничение предоставления новых налоговых льгот. В 2020 году будет осуществлен переход к учету и оценке эффективности налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов". "Налоговые расходы" определяются как выпадающие доходы бюджета городского округа, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики городского округа, не относящимися к муниципальным программам. В качестве правовой базы осуществления оценки эффективности предполагается разработка Порядка оценки эффективности налоговых расходов городского округа.
С 1 января 2021 года исключается право представительных органов муниципальных образований определять сроки уплаты земельного налога в отношении налогоплательщиков - организаций в нормативных правовых актах, устанавливающих земельный налог. Соответствующие положения будут исключены из решения Ивановской городской Думы от 11.10.2005 N 600 "О земельном налоге" в 2020 году. С 1 января 2021 года земельный налог и авансовые платежи по налогу будут уплачиваться организациями в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации: налог - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовые платежи - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок уплаты налога для физических лиц не изменяется - 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме того, с 1 января 2021 года отменяется обязанность организаций представлять декларацию по земельному налогу.
Особенностью формирования и исполнения бюджета города в последние два года является снижение собственных финансовых ресурсов, складывающееся под влиянием изменения налогового законодательства на федеральном уровне. Негативные последствия принятых решений будут проявляться и в предстоящем бюджетном цикле. Предусматривается представление налоговых льгот социальной направленности отдельным категориям граждан по имущественным налогам, а также преференций индивидуальным предпринимателям при приобретении контрольно-кассовой техники нового образца. Со следующего года не смогут использовать систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения предприниматели, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, обувными товарами и предметами одежды, принадлежностями к одежде и прочими изделиями из натурального меха, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками. В предстоящем трехлетнем периоде предстоит отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 1 января 2021 года предприниматели не смогут использовать данный налоговый режим. Тем самым город лишится одного из основных источников доходов, порядок компенсации потерь до сих пор не определен.
В текущем году пересмотрена система зачисления в бюджеты разных уровней доходов от штрафов, пеней, неустоек. Общий принцип предполагает зачисление доходов в бюджет того уровня, из какого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, должностные лица которого налагают штраф. Одним из исключений из данного правила является зачисление в местные бюджеты по нормативу 50 процентов доходов от штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, в бюджете города на предстоящий трехлетний период прогнозируется снижение доходов от штрафов, неустоек, пеней. В целях компенсации выпадающих доходов предусмотрено увеличение норматива зачисления, в том числе в бюджеты городских округов, платы за негативное воздействие на окружающую среду с 55 до 60 процентов. При этом складывающиеся объемы поступления в бюджет города платы за негативное воздействие на окружающую среду не позволяют рассматривать ее в качестве источника замещения выпадающих доходов.
В предстоящем трехлетнем периоде будет продолжена последовательная реализация основных направлений бюджетной политики, сформулированных в предыдущие годы и направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов. В сложившихся условиях первостепенной задачей остается мобилизация всех имеющихся резервов доходной базы бюджета города, решение которой планируется осуществить за счет:
- проведения работы по повышению эффективности налогообложения земельных участков посредством использования возможностей современного программного комплекса SAUMI-WEB. Программный продукт помимо прочего функционала позволяет выявить земельные участки, не охваченные налогообложением по причине того, что данные участки не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налога. Целью данной работы является вовлечение выявленных участков в налоговый оборот;
- проведения работы по инвентаризации земель и имущества (будет продолжено проведение в рамках муниципального контроля мероприятий по выявлению юридических и физических лиц, использующих земельные участки без правоустанавливающих документов);
- осуществления мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности свободных земельных участков, а также проведения мероприятий по расселению ветхого и аварийного жилья в целях вовлечения высвобождающихся земельных участков в экономический оборот;
- оказания содействия налоговому органу в расширении возможностей информирования населения о сроках уплаты имущественных налогов;
- взаимодействия в целях сокращения задолженности по платежам в бюджет в рамках координационного совета по разработке согласованных действий на обеспечение своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджет города Иванова и эффективной реализации контрольных функций главными администраторами доходов бюджета города.
В условиях ограниченности собственных финансовых ресурсов работа по мобилизации внутренних резервов администрирования, в частности работа с задолженностью физических и юридических лиц по платежам в бюджет, представляется особенно актуальной. В 2019 году впервые проведена оценка качества осуществления органами местного самоуправления, отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Иванова бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета города Иванова по итогам 2018 года. Выявлены проблемные точки осуществления отдельными главными администраторами бюджетных полномочий. По результатам оценки главными администраторами доходов приняты меры по повышению качества администрирования. В дальнейшем оценка будет осуществляться ежегодно.
В рамках межбюджетных отношений необходимо развивать взаимоотношения с органами государственной власти Ивановской области в целях привлечения в городской бюджет федеральных и областных трансфертов.
В связи с чем органам местного самоуправления города Иванова необходимо обеспечивать своевременное проведение мероприятий для участия города в государственных программах Ивановской области, конкурсах и проектах, направленных на выделение дополнительных межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, а также добиваться получения финансового обеспечения переданных городскому округу Иваново государственных полномочий в объёмах, необходимых для их эффективного исполнения.
3. Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в части расходов бюджета должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и направлена на дальнейшее повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов.
Основными задачами бюджетной политики по повышению эффективности бюджетных расходов на ближайшие три года являются:
1. В части обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города:
- утверждение бюджетного прогноза города Иванова на долгосрочный период до 2025 года, проведение ежегодного мониторинга и контроля реализации бюджетного прогноза путем сопоставления фактических значений показателей проекта бюджета города Иванова на очередной финансовый год и плановый период с прогнозными значениями показателей, анализа причин отклонения;
- определение основных параметров бюджета города Иванова, исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;
- обеспечение взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их эффективности и целесообразности;
- недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками, при отсутствии доходных источников - обеспечение дополнительных расходов за счет внутреннего перераспределения средств с наименее приоритетных направлений расходов;
- участие исходя из возможностей бюджета города Иванова в реализации национальных проектов (программ), государственных программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Ивановской области, привлечение средств федерального и областного бюджетов в первую очередь с наиболее низкой долей софинансирования из местного бюджета.
2. В части повышения эффективности оказания муниципальных услуг:
- создание условий для равных возможностей граждан в получении муниципальных услуг на всей территории города Иванова;
- увязка муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целевыми индикаторами муниципальных программ, усиление текущего контроля и ответственности за выполнением муниципальных заданий;
- повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе по выполнению требований об обязательном возврате средств субсидии в случае недостижения объемных показателей, установленных в муниципальном задании;
- повышение эффективности муниципального финансового контроля, усиление контроля учредителей за деятельностью муниципальных учреждений и муниципальных предприятий;
- принятие решений, направленных на достижение в полном объеме уровня оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 23.05.2019 N 186-п "Об отдельных мерах по сохранению уровня средней заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений Ивановской области".
3. В части муниципальной экономики и инвестиций:
- оптимизация инвестиционных расходов с учетом их приоритетности, первоочередное включение в расходную часть бюджета инвестиций в объекты капитального строительства, софинансируемые из вышестоящих бюджетов;
- содействие развитию малого и среднего бизнеса путем оказания муниципальной поддержки.
4. В части повышения эффективности муниципального управления:
- повышение качества финансового менеджмента в органах власти города Иванова;
- повышение результативности процедур проведения закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд города Иванова;
- предоставление из бюджета города Иванова субсидий с соблюдением общих требований их предоставления, установленных Правительством Российской Федерации, и заключением соглашений по типовой форме, установление показателей результативности их использования и механизмов возврата средств субсидий в случае недостижения таких показателей;
- соблюдение нормативов на содержание органов местного самоуправления и величины предельной численности депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих;
- дальнейшее развитие института муниципальных программ, повышение эффективности их реализации, в том числе:
а) повышение качества планирования значений целевых показателей муниципальных программ;
б) проведение оценки эффективности муниципальных программ, включающей оценку эффективности их реализации в разрезе подпрограмм, оценку финансового обеспечения и качества планирования каждой программы. Результаты такой оценки будут учитываться при формировании параметров финансового обеспечения муниципальных программ на дальнейшую перспективу;
в) обеспечение преемственности целевых показателей, обозначенных в муниципальных программах, целям и задачам, обозначенным в государственных программах, для обеспечения их увязки и привлечения софинансирования.
5. В части обеспечения открытости бюджетного процесса:
- размещение на официальном сайте о муниципальных финансах города Иванова установленной Администрацией города Иванова информации о бюджетном процессе, формировании и исполнении бюджета города;
- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении бюджета и по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности Администрации города Иванова и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения бюджета;
- публикация на официальном сайте Администрации города Иванова и на официальном сайте о муниципальных финансах города Иванова аналитического документа "Бюджет для граждан" по годовому отчету об исполнении бюджета и по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Бюджетная политика в области управления муниципальным долгом
Основными задачами реализации долговой политики являются:
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне (с учетом возможных рисков);
- обеспечение полного и своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств;
- соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга и осуществления муниципальных заимствований.
Исходя из текущей экономической ситуации для обеспечения качества управления муниципальным долгом необходимо проведение работы по следующим основным направлениям:
- мониторинг финансового рынка на предмет оптимальных условий заимствований;
- привлечение средств бюджетных кредитов от вышестоящих бюджетов, в том числе использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета города за счёт остатка средств на едином счёте федерального бюджета;
- эффективное управление остатками средств на едином счёте по учёту средств городского бюджета, включая привлечение и возврат средств муниципальных учреждений города Иванова для покрытия временных кассовых разрывов;
- проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным муниципальным контрактам на предоставление кредитных ресурсов, досрочное погашение привлечённых кредитов и рефинансирование долговых обязательств исходя из анализа текущей ситуации по исполнению бюджета города;
- направление собственных доходов, полученных сверх прогнозных назначений, на уменьшение дефицита бюджета города, погашение муниципального долга.
Кроме того, в 2019 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления нового подхода к определению долговой устойчивости бюджетов и требований к публично-правовым образованиям в зависимости от групп долговой устойчивости, к которым они были отнесены. Данные требования и ограничения начнут действовать с формирования проектов бюджетов на 2021 - 2023 годы. В этой связи особое внимание должно быть сосредоточено на исполнении установленных требований и ограничений в будущем году, а также на поддержании объема и структуры муниципального долга, постепенном снижении объема муниципальных заимствований.
5. Бюджетная политика в сфере муниципального финансового контроля
Бюджетная политика в области муниципального финансового контроля направлена на совершенствование контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Иваново.
Финансовый контроль - не только один из этапов бюджетного процесса, но и комплексная деятельность на всех его этапах, так как сферой финансового контроля являются все хозяйственные факторы и процессы. Актуальными являются вопросы качества и результативности осуществляемых контрольных мероприятий.
Наибольшая эффективность муниципального финансового контроля достигается при тесном взаимодействии органов внутреннего и внешнего муниципального контроля. Благодаря этому происходит совершенствование методики контрольных мероприятий, устанавливаются единые подходы при определении нарушений бюджетного законодательства, синхронизация планирования контрольных мероприятий.
Изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", расширены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля. Теперь кроме контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, к полномочиям этих органов отнесен контроль за соблюдением:
- положений правовых актов, устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных учреждений;
- положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из местного бюджета, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении
средств из бюджета, муниципальных контрактов;
- условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;
- за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
С 1 июля 2020 года внутренний муниципальный финансовый контроль будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Такие стандарты определят, в частности, принципы контрольной деятельности, права и обязанности должностных лиц органов финансового контроля и объектов контроля, правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Иванова от 29 октября 2019 г. N 1671 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 29 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован не был