г. Волгоград 15 мая 2019 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Джаналиевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" о признании недействующим в части приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 июня 2018 года N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области", установил:
комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее также - Комитет) приказом от 27 октября 2015 года N 46-н (далее - Приказ N 46-н) утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно строкам 541350, 541351 таблицы 10 приложения 1 к Приказу N 46-н кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N <...> определена в размере 1 рубль, исходя из вида разрешённого использования "земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные" (16-й вид групп разрешённого использования).
Впоследствии приказом от 27 июня 2018 года N 49-н (далее - Приказ N 49-н) комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области внёс изменения в Приказ N 46-н: в приложении 1 к Приказу N 46-н строки 541350 и 541351 изложены в новой редакции, установлена новая кадастровая стоимость указанных земельных участков исходя из 17-го вида разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии": удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N <...> определён в размере 11084,32 руб./кв. м, кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 63723755 рублей 68 копеек; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:060016:267 определён в размере 11084,32 руб./кв. м, кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 601745564 рубля 16 копеек.
Пунктом 2 Приказа N 49-н установлено, что приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяет своё действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Приказ N 49-н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 июля 2018 года, а также в печатном издании "Волгоградская правда", N 79, 13 июля 2018 года.
ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" (далее также - Институт), владеющий на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами N <...>, обратился в Волгоградский областной суд с уточнённым в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Приказа N <...>-н в той части, в которой его действие распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами N <...> и N <...>
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого положения статьям 5 и 391 Налогового кодекса РФ. В результате принятия Комитетом оспариваемой нормы нарушаются права истца, поскольку у Института образуется задолженность по земельному налогу, что существенно затрагивает финансовые интересы Института.
В судебном заседании представитель Института Чернова Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представители комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Сулейманова Л.Ю. и Беляков Д.А. против удовлетворения иска возражали, ссылаясь на то, что при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков, утверждённой Приказом N 46-н, была допущена кадастровая ошибка в части определения вида разрешённого использования земельных участков, повлиявшая на размер кадастровой стоимости, в связи с этим изменённая кадастровая стоимость подлежит применению к правоотношениям, возникшим с момента утверждения ошибочной кадастровой стоимости. Кроме того, указали на отсутствие нарушения прав истца оспариваемой нормой, поскольку после установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, сумма налога будет исчисляться исходя из их новой кадастровой стоимости.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленный административный иск (в первоначальной редакции) подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Судом установлено, что на основании государственного контракта от 25 июня 2015 года N 1-К/2015 (далее - государственный контракт) между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (заказчиком) и ФГУП Федеральным бюро технической инвентаризации (исполнителем) последним проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области. Государственная кадастровая оценка проводилась в отношении объектов недвижимости, учтённых в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года; в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, были включены, в частности, земельные участки с кадастровыми номерами N <...>
Пунктом 2.4.9 государственного контракта установлен срок предоставления гарантии качества предоставляемых услуг - 8 лет со дня приёмки их заказчиком. В течение гарантийного срока исполнитель обязался в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности или Методических документов при оказании Услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков в ходе использовании отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков, безвозмездно устранить выявленные нарушения и предоставить исправленные Отчёты об определении кадастровой стоимости земельных участков (пункт 10.3 государственного контракта).
В силу пункта 4 Правил государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, действовавших на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 11 указанных Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктами 1.2, 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания), действовавших на дату принятия Приказа N 46-н, предусмотрен расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний.
В ходе судебного разбирательства установлено, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N <...> в период проведения государственной кадастровой оценки определялась в разрезе видов разрешённого использования земельных участков, установленных в пункте 1.2.16 Методических указаний (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные).
2 октября 2017 года в адрес Комитета от управления экономического развития администрации Волгограда поступила информация о необходимости приведения в соответствие кадастровой стоимости земельных участков с их фактическим видом разрешённого использования, в том числе по спорным земельным участкам, вид разрешённого использования которых относится к 17 группе вида разрешённого использования (пункт 1.2.17 Методических указаний) - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В связи с выявлением рассматриваемой ошибки административным ответчиком инициировано обращение к Исполнителю работ, данная ошибка Исполнителем работ признана и исправлена, письмом от 1 марта 2018 года N 15/00630 Исполнитель уведомил Комитет о перерасчёте кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами N <...>, которые в рамках гарантийных обязательств отнесены к 17 группе видов разрешённого использования. В отношении указанных земельных участков Исполнителем определён удельный показатель кадастровой стоимости в размере 11084,32, руб./кв. м, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> установлена в размере 63723755 рублей 68 копеек, с кадастровым номером N <...> в размере 601745564 рублей 16 копеек.
Правильность расчёта приведённых показателей административным истцом либо иными участниками административного дела не оспаривается.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 2.4, 2.5, 2.8, 2.9 пункта 2 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской <адрес>, утверждённого Постановлением Губернатора Волгоградской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, к полномочиям Комитета отнесена реализация полномочий по проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с федеральным законодательством.
Проанализировав приведённые выше нормы в совокупности с установленными обстоятельствами, суд полагает, что исправление ошибки, допущенной в отчёте об определении кадастровой стоимости, может быть произведено оценщиком в рамках гарантийных обязательств по соответствующему государственному контракту на проведение работ по определению кадастровой стоимости. Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по результатам государственной кадастровой оценки и её результаты утверждены нормативным актом субъекта Российской Федерации, исправление исполнителем работ в рамках гарантийных обязательств обнаруженных недостатков не препятствует Комитету внести соответствующие изменения в ранее принятый нормативный правовой акт.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта в части внесения изменений в строках 541350 и 541351 таблицы 10 приложения N <...> к приказу N <...>-н уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Оценивая доводы административного истца о недопустимости распространения действия увеличенной кадастровой стоимости на правоотношения за прошлый период, суд исходит из следующего.
Как указывалось выше, Приказ N <...>-н официально опубликован в интернет-портале ДД.ММ.ГГГГ, а также в печатном издании "Волгоградская правда" ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемым пунктом 2 его действие в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <.......> распространено на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на правоотношения, возникшие до момента официального опубликования.
При этом правовая сфера применения оспариваемого нормативного правового акта в указанном пункте не конкретизирована.
Из материалов дела усматривается, что Институт владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких данных, в соответствии с положениями статей 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец является плательщиком земельного налога за земельные участки, налоговая база за которые определяется как кадастровая стоимость соответствующих земельных участков. Следовательно, оспариваемым приказом на прошлое время, с ДД.ММ.ГГГГ, распространено действие увеличенных удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает её субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 24.17 Закона об оценочной деятельности датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Следовательно, увеличение кадастровой стоимости для целей налогообложения применительно к рассматриваемому спору с учётом положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации может быть применено с налогового периода 2019 года.
По общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Положения статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусматривают возможности ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления реестровых ошибок, совершённых при определении кадастровой стоимости.
Поскольку допущенная при определении государственной кадастровой оценки земель в составе земель населённых пунктов в Волгоградской области и устранённая Приказом N 49-н ошибка в оценке земельных участков с кадастровыми номерами N <...> не является технической, соответствующие положения оспариваемого приказа относительно применения изменённой кадастровой стоимости к правоотношениям, возникшим с момента утверждения ошибочной кадастровой стоимости, противоречат приведённым выше нормам федерального законодательства.
Поскольку установлено противоречие пункта 2 оспариваемого приказа в той мере, в которой он распространяется на правоотношения, связанные с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N <...> для целей налогообложения приведённым выше положениям федерального законодательства, при этом указанным пунктом исходя из формулировки действие увеличенной кадастровой стоимости распространено исключительно на прошлое время, суд приходит к выводу о том, что данный пункт следует признать недействующим со дня принятия оспариваемого приказа.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя ответчика о том, что оспариваемая норма не нарушает права истца, суд считает несостоятельными, поскольку распространение действия приказа на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, ухудшает положение плательщика земельного налога в случае увеличения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
признать недействующим со дня принятия пункт 2 приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 июня 2018 года N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" в той мере, в которой он распространяется на правоотношения, связанные с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N <...> для целей налогообложения с 1 января 2016 года.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Жданова С.В.
решение в окончательной форме принято 16 мая 2019 года
Судья /подпись/ Жданова С.В.
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда |
С.В. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 15 мая 2019 г. N 3а-248/2019 "О признании частично недействующим пункта 2 приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27.06.2018 N 49-н "О внесении изменений в приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru), в газете "Волгоградская правда" от 8 ноября 2019 г. N 129