Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением
Администрации города Ноябрьска
от 31.10.2019 N П-820
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2020 - 2022 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование, город) на 2020 - 2022 годы разработаны в соответствии со статями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.1 статьи 8 Положения о бюджетном процессе муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 21.11.2013 N 629-Д с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых лет.
При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента N 204), решения Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 18.12.2014 N 54-Д "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года и комплексного плана реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года", постановления Администрации города Ноябрьска от 28.10.2013 N П-1385 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск" на 2014 - 2025 годы". Бюджетная и налоговая политика муниципального образования ориентирована и зависит от процессов, проводимых в Ямало-Ненецком автономном округе и в целом в Российской Федерации, и разрабатывается с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта местного бюджета на 2020 - 2022 годы для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета муниципального образования, а также прозрачности и открытости бюджетного планирования.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования в 2018 году и в первой половине 2019 года
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования, являющаяся одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития, позволила в 2018 году и в первой половине 2019 года решить задачи, связанные с обеспечением социальной и экономической стабильности Ноябрьска.
Администрации города удалось обеспечить реализацию поставленных ранее целей в сфере управления общественных финансов, сохранить преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущих периодов, мобилизовать необходимые финансовые ресурсы и обеспечить эффективное расходование бюджетных средств, исполнение в полном объеме всех принятых расходных обязательств, социальных гарантии, реализовать бюджетные решения, направленные на сбалансированность бюджета муниципального образования.
Сохраняя преемственность бюджетной и налоговой политики, используя действенные инструменты бюджетного регулирования, были профинансированы в полном объеме все принятые расходные обязательства, мобилизованы необходимые финансовые ресурсы, обеспечено эффективное расходование бюджетных средств.
Реализация бюджетной и налоговой политики в 2018 году и начале 2019 года осуществлялась с учетом целей и задач, обозначенных в предыдущие годы, а именно обеспечение стабильности налоговой системы и сбалансированности местного бюджета, увеличение налогового потенциала города.
При проведении налоговой политики в указанном периоде большое внимание уделялось регулированию направлений инвестиционной деятельности в муниципальном образовании и поддержке малого и среднего предпринимательства.
С целью повышения инвестиционной привлекательности налогоплательщиков - инвесторов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Ноябрьск, находящихся в собственности инвестора, в границах которых реализуется или планируется к реализации инвестиционный проект, установлена налоговая льгота в размере 50% от суммы земельного налога. Правом на применение данной льготой могут воспользоваться инвесторы, проекты которых включены в муниципальный реестр инвестиционных проектов.
На территории города продолжается сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна". По состоянию на сегодняшний день на сопровождении находятся 12 инвестиционных проектов. При успешной их реализации в экономику города будет вложено порядка 561 млн. рублей и создано 200 рабочих мест.
Разработанная в помощь инвесторам Карта инвестиционных площадок, интегрирована в единую картографическую систему Ямало-Ненецкого автономного округа. Интерактивная карта размещена на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в подразделе "Инвестиционные площадки" раздела "Инвестиции" во вкладке "Для бизнеса" и на инвестиционном портале Ямало-Ненецкого автономного округа.
Сокращены сроки прохождения разрешительных процедур в сфере строительства при реализации инвестиционных проектов: при получении разрешения на строительство - с 7 до 4 дней, при получении градостроительного плана - с 20 до 12 дней.
По оценке эффективности предпринимаемых органами местного самоуправления мер с целью улучшения инвестиционного климата и условий ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях ЯНАО в 2019 году город Ноябрьск занял 4 место в рейтинге, что выше 2018 года на 6 позиций.
В рамках программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск" в 2018 году была оказана финансовая поддержка в виде грантов и субсидий 13 субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), подтвердившим создание 180 рабочих мест.
В текущем году планируется поддержать 7 субъектов предпринимательства и достичь целевого показателя по количеству созданных (сохранённых) рабочих мест, составляющего 23 единицы.
С целью повышения финансовой грамотности среди субъектов МСП функционирует МБУ "Бизнес-инкубатор", в котором на постоянной основе проводятся тренинги и консультации практикующих специалистов по налогообложению и правовому сопровождению бизнеса.
За период 2018 и 2019 годов информационная и консультационная поддержка оказана 1 288 субъектам МСП.
В 2019 году на территории муниципального образования город Ноябрьск реализовался проект "Центр развития бизнеса "Мой бизнес" на базе государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Многофункциональный центр" при участии МБУ "Бизнес-инкубатор", позволивший создать централизованную площадку для развития предпринимательской деятельности путем обеспечения комплексной и адресной поддержки субъектам МСП широкого спектра деловых услуг по принципу "одного окна".
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит создать благоприятный инвестиционный климат для развития существующих отраслей экономики, в том числе инновационной деятельности на территории города, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, повысить привлекательность предпринимательской деятельности.
Одним из факторов, влияющих на сохранение собственных доходов бюджета, является осуществление мероприятий по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2017 - 2019 годы, утвержденных постановлением Администрации города Ноябрьска от 20.07.2017 N П-534, работа межведомственного взаимодействия Администрации города Ноябрьска с территориальными органами федеральных органов государственной власти, расположенными на территории муниципального образования город Ноябрьск, целью которых является реализация резервов по привлечению доходов в местный бюджет.
Межведомственной комиссией по мобилизации источников доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск рассмотрена и утверждена "Дорожная карта" по увеличению доходной базы на 2019 - 2021 годы, включающая мероприятия (задачи) по повышению эффективности администрирования доходов местного бюджета, активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников, а также меры, способствующие развитию экономического потенциала муниципального образования. Результат проведенных мероприятий подтвержден положительной динамикой поступления доходов. По итогам проведенных мероприятий в 2018 - 2019 годах в бюджет муниципального образования дополнительно поступило более 5 млн. рублей.
Совместно с департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу продолжалась работа по выявлению подрядных и субподрядных организаций, привлекаемых для выполнения работ, оказания услуг и не поставленных на налоговый учет на территории муниципального образования.
Межведомственной рабочей группой по снижению неформальной занятости на территории муниципального образования город Ноябрьск на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости населения, повышение собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налога на доходы физических лиц и т.д.: за 2018 год и первое полугодие 2019 года выявлено 1 589 работников, с которыми не заключены трудовые договоры.
По итогам 2018 года в бюджет муниципального образования поступило 2 473 130 тыс. рублей налоговых и неналоговых доходов. План выполнен на 103,7%. По сравнению с 2017 годом поступление снизилось на 2,5%.
На снижение доходов местного бюджета оказали влияние изменения федерального законодательства, в частности, изменения, внесённые в Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении налога на имущество физических лиц и земельного налога. Ранее введённый коэффициент 0,8 в формуле расчёта налога на имущество физических лиц снижен до уровня 0,6, при этом введено ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу предыдущего года. Исключена возможность перерасчёта сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие годы, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчёта.
С 2018 года, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка, превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого участка за предыдущий год с учётом коэффициента 1,1, физические лица уплачивают налог в размере, равном сумме налога за предшествующий год с учётом коэффициента 1,1. Данное изменение окажет негативное влияние на поступление земельного налога в 2019 году. Также на поступление в местный бюджет повлияло требование федерального законодательства, вступившее в силу с 01 января 2018 года, в части исполнения обязательства перехода на концессионные соглашения с ресурсоснабжающими организациями муниципального образования.
По итогам шести месяцев 2019 года налоговые и неналоговые доходы выполнены к плану года на 45,8% и составили 1 175 088 тыс. рублей.
Основная доля изменений в федеральном законодательстве приводит к выпадающим доходам местного бюджета.
Одним из показателей, характеризующих налоговую систему муниципального образования, является объём налоговых расходов, то есть выпадающих доходов местного бюджета, возникающих в результате применения налогоплательщиками налоговых льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с налоговым законодательством и решениями Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск.
В таблице приведена динамика налоговых расходов за 2017 - 2018 годы по видам налогов.
тыс. руб.
Наименование налога (основание установления налоговых льгот) |
2017 год |
2018 год |
Налог на имущество физических лиц: |
6 627 |
10 199 |
в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе: |
6 581 |
10 137 |
в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов |
2 336 |
5 060 |
в соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 20.11.2014 N 37-Д "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ноябрьск" |
46 |
62 |
Земельный налог: |
63 931 |
64 755 |
в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации |
53 240 |
53 479 |
в соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 21.11.2013 N 632-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск" |
10 691 |
11 276 |
Итого: |
70 558 |
74 954 |
в % к налоговым доходам местного бюджета |
3,5 |
3,6 |
В сравнении с 2017 годом общая сумма налоговых расходов увеличилась на 0,1%, основную долю налоговых расходов занимают льготы, установленные налоговым законодательством, - 84,9%, при этом компенсация из федерального бюджета не предусмотрена.
Несмотря на значительные потери местного бюджета в связи с льготами, установленными на федеральном уровне, перечень федеральных льгот, а также вычетов в отношении местных налогов продолжает расширяться. При этом, с целью поддержи социально незащищенных слоев населения в муниципальном образовании, продолжает действовать налоговая льгота в виде 100% освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц отдельных категорий налогоплательщиков, установленная решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск.
Бюджет города за 2018 год по доходам исполнен в сумме 11 334 209 тыс. рублей, при плане 11 390 424 тыс. рублей или на 99,5%, по расходам, исполнен в сумме 11 373 989 тыс. рублей, при годовом плане 11 595 987 тыс. рублей, или на 98,1%. Дефицит бюджета составил 39 780 тыс. рублей.
С целью сохранения сбалансированности местного бюджета, одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов посредством выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов приоритетных направлениях развития муниципального образования: в 2018 году проведена работа по сокращению и подготовлены предложения об оптимизации сети муниципальных учреждений, расходов на содержание структурных подразделений Администрации города Ноябрьска, вследствие чего проведенные мероприятия, направленные на по повышение эффективности бюджетных расходов, позволили перераспределить на более значимые расходы бюджета муниципального образования город Ноябрьск 393 657 тыс. руб.
В 2018 году была продолжена реализация Программы повышения эффективности управления общественными финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденная постановлением Администрации города Ноябрьска от 24.07.2015 N П-823. В ходе исполнения Программы были проведены мероприятия, направленные на внедрение современных методов финансового контроля, повышение прозрачности бюджетного процесса и обеспечение вовлеченности граждан в процесс планирования и контроля за исполнением бюджета, обеспечение соответствия бюджетной политики муниципального образования формируемым на окружном и федеральном уровнях принципам управления общественными финансами и синхронизации проводимых на федеральном уровне реформ в сфере бюджетных правоотношений и развития бюджетной системы.
Структура расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск сохранила социальную направленность. Расходы бюджета, направленные на образование, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт, в 2018 году составили более 70%.
В 2018 году в городе осуществлялось выполнение мероприятий 13 муниципальных программ, охватывающих все ключевые отрасли муниципального управления. Охват муниципальными программами расходов местного бюджета составил 99%.
На реализацию мероприятий муниципальных программ в 2018 году было предусмотрено 11 489 771 тыс. рублей. По итогам года финансирование на реализацию указанных документов стратегического планирования составило 11 279 687 тыс. рублей или 98% от запланированного объема бюджетных средств.
На реализацию муниципальных программ привлекаются средства федерального и окружного бюджетов. В отчётном году объем привлеченных средств достиг 5 909 969 тыс. рублей, из них в форме субсидий на реализацию муниципальных программ с целями аналогичными региональным государственным программам - 1 494 757 тыс. рублей, в форме субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий - 4 415 212 тыс. рублей.
Следует отметить, что в 2018 году объём финансирования муниципальных программ увеличился относительно уровня 2017 года на 13% (на 1 292 144 тыс. рублей).
Оценка эффективности реализации муниципальных программ по итогам 2018 года проводилась на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в программах (38 показателей) и подпрограммах (277 показателей), а также полноты использования финансовых средств. По итогам проведённой оценки реализация всех муниципальных программ в отчётном году признана эффективной.
Одним из наиболее важных направлений реализации бюджетной политики муниципального образования в отчетном году осталось исполнение Указов Президента Российской Федерации. В результате совокупности проведенных мероприятий, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации, целевое значение показателей по средней заработной плате педагогов образовательных учреждений и работников культуры достигнуто. С 01 января 2019 года сохранен действующий порядок выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда.
N |
Категории работников бюджетного сектора экономики |
Целевой показатель, % |
Исполнение дорожных карт, % |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
Целевой показатель, % |
Исполнение дорожных карт, % |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
за 2018 год |
за 1 полугодие 2019 года |
||||||
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" | |||||||
1. |
Педагогические работники общеобразовательных организаций |
100 |
100,04 |
89 578,95 |
100 |
100,05 |
91 136,86 |
2. |
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций |
100 |
100,40 |
72 834,79 |
100 |
103,00 |
75 998,55 |
3. |
Работники учреждений культуры |
100 |
101,09 |
90 511,69 |
100 |
100,79 |
91 815,48 |
Nп/п |
Категории работников бюджетного сектора экономики |
Целевой показатель, % |
Исполнение дорожных карт, % |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
Целевой показатель, % |
Исполнение дорожных карт, % |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
за 2018 год |
за 1 полугодие 2019 года |
||||||
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" | |||||||
4. |
Педагогические работники образовательных учреждений дополнительного образования детей |
100 |
101,96 |
95 747,66 |
100 |
100,92 |
96 066,89 |
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" | |||||||
5. |
Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
100 |
101,06 |
89 539,34 |
100 |
100,00 |
91 083,14 |
При реализации бюджетной политики в отчетном периоде одним из направлений являлось совершенствование системы финансирования инвестиционных проектов с целью достижения приемлемого уровня инфраструктурной обеспеченности в муниципальном образовании.
С целью привлечения инвестиций в марте 2019 года заключены соглашения между Администрацией города Ноябрьска и ООО "ГосСтрой" о муниципально-частном партнерстве на проектирование, строительство, техническое обслуживание двух детских садов в микрорайонах "В" и "П-6". В рамках подписанных соглашений в городе появятся два новых детских сада на 240 мест, площадью более 4 000 квадратных метров каждый.
С целью совершенствования управления муниципальными капитальными вложениями, в 2018 году и 1 полугодии 2019 года проведена проверка 19 инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направленных на капитальные вложения, в том числе 4 инвестиционных проекта по приобретению объектов в муниципальную собственность муниципального образования город Ноябрьск.
На территории города также активно реализуются инвестиционные проекты за счет частных инвестиционных вложений. В отчетном периоде построены (реконструированы) следующие объекты:
- медицинский центр "Сибирское здоровье",
- центр микрохирургии глаза "Прозрение север",
- гипермаркет "Лента",
- частный бассейн "Аляска",
- торговый центр "Ноябрьский",
- дилерский центр "ТСЦ РИАТ-Ноябрьск".
В рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется капитальное строительство объектов муниципальной собственности за счет средств окружного бюджета и средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск в рамках софинансирования в приоритетном порядке с высокой степенью готовности и предполагаемые к завершению.
В 2018 году выполнены строительство улицы между микрорайонами "8" и "10" города Ноябрьска и реконструкция ул. Советской города Ноябрьска.
В 2019 году завершено строительство объекта "Сооружение очистки подземных вод на водозаборе мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск", введенного в эксплуатацию.
Продолжается строительство объекта "Газопровод для жилых домов в мкр. Б-2 г. Ноябрьск".
В 2018 году в муниципальную собственность приобретены объекты коммунального назначения сети водоотведения, водоснабжения, тепловодоснабжения, электроснабжения, трансформаторные подстанции для эксплуатации многоквартирных жилых домов в микрорайонах "П-8", "7", "И" города Ноябрьска.
С целью осуществления мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на территории города в 2018 году, приобретено в муниципальную собственность 4 квартиры капитального исполнения для предоставления гражданам по договорам социального найма, снесено 181 аварийное жилое строение, произведен выкуп жилья у 203 собственников. В 2019 году мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории города, остаются приоритетными расходами бюджета города.
Следует отметить, что в 2018 году Администрация города Ноябрьска приступила к реализации проекта "Формирование комфортной городской среды", в рамках которого за отчетный период выполнены устройство шести многофункциональных площадок на территории города, благоустройство дворовых территорий по 87 адресам. В 2019 году продолжились работы по благоустройству территории Детского парка, начатые в прошлом году.
При реализации полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений органом внутреннего муниципального финансового контроля в 2018 году и в первом полугодии 2019 года проведенного 26 контрольных мероприятий, из них 23 - в соответствии с утвержденным планом контрольной деятельности, разработанным с учетом риск-ориентированного подхода, и 3 проверки внеплановых. Объем средств местного бюджета, охваченных контрольными мероприятиями, составил 3 458 168 тыс. руб. По результатам контрольной деятельности субъектам контроля выдано 23 представления и 4 предписания, предусмотренные статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Одной из мер, направленных на усиление финансовой дисциплины, является организация работы в рамках производства по делам об административных правонарушениях. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, направленные на усиление ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В связи с этим органом внутреннего муниципального финансового контроля усилена работа по установлению фактов нарушения бюджетного законодательства и привлечению ответственных лиц к административной ответственности. За период с 01.01.2018 по 30.06.2019 органом внутреннего муниципального финансового контроля составлены 13 протоколов об административной ответственности.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств невозможно без дальнейшего развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в 2018 году и первом полугодии 2019 года проведены 29 контрольных мероприятий, в том числе 6 внеплановых проверок. Контрольные действия осуществлены в отношении 2 955 закупок. Общий объем проверенных средств составил 415 251 тыс. руб. С целью принятия надлежащих мер по устранению выявленных нарушений органом внутреннего муниципального финансового контроля материалы контрольных мероприятий направлены в прокуратуру города Ноябрьска. На основании направленных материалов руководителям 5 субъектов контроля прокуратурой города Ноябрьска внесены представления об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ. Результаты контрольных мероприятий находятся на контроле департамента финансов до полного устранения нарушений и недостатков в работе проверенных субъектов контроля.
В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органом внутреннего муниципального финансового контроля был проведен анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2018 год. С целью повышения качества выполнения бюджетных полномочий главным администраторам бюджетных средств направлены заключения по результатам проведенного анализа и даны рекомендации по совершенствованию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Средний показатель качества осуществления внутреннего финансового контроля и аудита за 2018 год увеличился по сравнению с аналогичным показателем за 2017 год на 13%.
Повышение эффективности инструментов внутреннего муниципального финансового контроля невозможно без совершенствования муниципальных правовых актов, регулирующих этапы планирования, организации и проведения контрольных и аналитических мероприятий, составления и размещения отчетности об их результатах.
С целью развития контрольной деятельности в муниципальном образовании утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органом внутреннего муниципального финансового контроля, а также Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольных мероприятий". Внесены изменения в муниципальные правовые акты:
- Порядок осуществления департаментом финансов Администрации города Ноябрьска полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю,
- Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Общие требования к внутренней организации контрольной деятельности",
- Порядок проведения департаментом финансов Администрации города Ноябрьска анализа осуществления главными администраторами средств городского бюджета, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Одним из векторов развития системы внутреннего муниципального финансового контроля является профилактика нарушений. Превентивной мерой, направленной на недопущение нарушений бюджетного законодательства, является своевременное доведение органом внутреннего муниципального финансового контроля до сведения объектов контроля информации об изменениях бюджетного законодательства. С этой целью в 2018 году и в первой половине 2019 года органом внутреннего муниципального финансового контроля подготовлено и направлено в адрес главных администраторов средств бюджета муниципального образования 7 обзоров изменений, внесенных в нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Проведен ряд совещаний с руководителями муниципальных учреждений, посвященных анализу основных нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий.
В отчётном периоде продолжена работа по проведению оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами доходов, главными распорядителями средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск, направленной на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах их деятельности, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса. Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Ноябрьска, в разделе "Муниципальные финансы", а также на портале "Бюджет для граждан".
Департаментом финансов Администрации города проводятся мероприятия, направленные на повышение финансовой и бюджетной грамотности населения. В 2018 году, в соответствии с Планом мероприятий Администрации города Ноябрьска по повышению уровня финансовой и бюджетной грамотности в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2018 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Администрации города Ноябрьска от 17.09.2018 N Р-2897, проведены мероприятия с учащимися школ города, в рамках которых был представлен материал о новых профессиях финансового сектора, которые появятся в ближайшем будущем, об истории становления финансового органа города Ноябрьска, освещены основные правила финансовой безопасности и возможные риски при управлении финансами, даны общие знания в экономике, финансовой арифметике и основные правила планирования и управления личными финансами, а также продемонстрированы интересные и полезные для применения всеми жителями города сервисы портала "Бюджет для граждан города Ноябрьска".
В современных условиях, когда формирование и исполнение бюджета носит открытый и прозрачный характер, диаграммы, цифры и аналитическая информация дают возможность жителям города понять реализацию бюджетного процесса.
В 2018 году, в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2018 N 631-П "О проекте "Бюджетная инициатива граждан", в Ноябрьске был внедрен проект "Бюджетная инициатива граждан". Администрацией города Ноябрьска разработана и утверждена вся необходимая нормативно-правовая база, созданы конкурсная комиссия по проведению конкурса местных инициатив и межведомственная консультационная комиссия по вопросам реализации проекта, разработан и утвержден медиа-план информирования жителей города о проекте.
В 2019 году в городе Ноябрьске реализован первый проект инициативного бюджетирования "Сквер равных возможностей", позволивший не только благоустроить территорию, но и учесть потребности и пожелания специальных групп населения (людей с инвалидностью). Сквер находится возле управления социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска, которое наиболее часто посещают указанные группы населения.
С целью более активного вовлечения жителей города в процесс инициативного бюджетирования в 2019 году на территории города дан старт проекту "Развитие инициатив на территории муниципалитета" (РИТМ). Администрацией города Ноябрьска разработана нормативно-правовая база, проведены мероприятия по отбору проектных предложений для реализации в 2020 году.
При реализации бюджетной политики в истекшем периоде Администрацией города Ноябрьска проведена комплексная работа, направленная на обеспечение сбалансированности местного бюджета и эффективное использование имеющихся средств, с целью исполнения всех принятых обязательств. В муниципальном образовании удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов местного самоуправления. Важнейшими показателем качества управления муниципальными финансами являются:
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
- отсутствие муниципального долга на конец отчетного периода;
- высокая доля средств местного бюджета, распределенных программно-целевым методом.
Впоследствии планируется вовлечение жителей города в бюджетный процесс посредством согласования управленческих решений с участием максимально широкого круга граждан, что, несомненно, расширит рамки участия населения муниципалитета в бюджетном процессе, позволит повысить контроль за расходованием бюджетных средств.
III. Цели и задачи бюджетной политики на 2020 - 2022 годы
Главной задачей для органов местного самоуправления при осуществлении бюджетной политики, как и прежде, остается выстраивание сбалансированной и устойчивой к внешним негативным факторам бюджетной системы. Также в рамках проводимой бюджетной политики необходимо сформировать условия для экономического роста, реализации инфраструктурных проектов, безусловного достижения показателей установленных в рамках Указа Президента Российской Федерации N 204, а также исполнение в полном объеме всех принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом.
В связи с этим основными направлениями бюджетной политики муниципального образования на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов являются:
1) поддержание долгосрочной сбалансированности бюджета муниципального образования с учетом безусловного исполнения принятых обязательств;
2) достижение показателей реализации региональных проектов, сформированных в рамках Указа Президента N 204, в соответствии с полномочиями муниципального образования;
3) создание условий для реализации инвестиционных проектов в муниципальном образовании на среднесрочную перспективу;
4) совершенствование механизмов программного планирования на плановый период;
5) повышение качества предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, оптимизация бюджетных расходов;
6) развитие инициативного бюджетирования на территории города Ноябрьска;
7) повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
8) повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и в сфере закупок.
1. Поддержание долгосрочной сбалансированности бюджета муниципального образования с учетом безусловного исполнения принятых обязательств
На протяжении последних лет бюджет муниципального образования на очередной год и плановый период планируется сбалансированным. Соблюдение равновесия бюджетных расходов и доходных источников их финансирования определяется как ключевая задача бюджетной политики на долгосрочный период.
Как и ранее бюджетная политика в части расходов местного бюджета должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и должна быть направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета муниципального образования. Ключевым требованием к расходной части местного бюджета на предстоящий бюджетный цикл будет достаточность финансовых ресурсов для эффективного исполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий с максимальной отдачей.
Для реализации данных подходов главные распорядители бюджетных средств обязаны выстроить систему приоритезации принятых расходных обязательств, увязав объемы бюджетных расходов с целями и задачами социально-экономического развития муниципального образования, где главный приоритет отдан улучшению повседневной жизни населения и обеспечению темпов экономического роста.
В связи с этим в приоритетном порядке следует запланировать финансовые ресурсы на достижение целей, установленных региональными проектами, разработанными для реализации Указа Президента N 204.
По-прежнему остается актуальным вопрос предсказуемости бюджетного планирования. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо уходить от практики распыления финансовых ресурсов на вопросы, не связанные с решением важных стратегических задач. Бюджетное планирование должно охватывать трехлетний горизонт, при этом главным распорядителям бюджетных средств следует сконцентрировать имеющиеся в распоряжении ведомства бюджетные ассигнования на достижении поставленных целей в соответствующей сфере муниципального управления. Необходимо полностью исключить случаи недофинансирования муниципальных учреждений города, образования кредиторской задолженности, невыполнения муниципальных заданий.
Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом оценки их эффективности, возможных сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся финансовых ресурсов. В связи с этим целесообразным является сохранение ранее используемого подхода бюджетного планирования, с учетом определенных предельных объемов по каждому главному распорядителю бюджетных средств, предназначенных для исполнения действующих расходных обязательств, после чего, по мере определения объема доходов бюджета, рассматривать на заседаниях бюджетной комиссии Администрации города Ноябрьска (далее - бюджетная комиссия), предложения относительно планирования бюджетных ассигнований на развитие соответствующей отрасли с одновременным обоснованием ожидаемого конечного результата.
Процедура отбора проектов, нуждающихся в дополнительном финансировании, будет состоять в отборе проектов (новых расходных обязательств), которые служат увеличению экономического потенциала города, а также проекты, влияющие на качество жизни населения.
Также в рамках работы бюджетной комиссии главным распорядителям средств местного бюджета, в случае наличия потребности в увеличении расходных обязательств, необходимо формулировать предложения об источниках их финансирования, в качестве которого могут выступать привлеченные средства из окружного бюджета, либо сокращение неэффективных расходов (расходов с низким социальным и (или) экономическим эффектом) в пределах соответствующего ведомства.
Обеспечение сбалансированности бюджета не может быть реализовано без повышения эффективности расходования бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса, от стадии планирования до стадии исполнения бюджета.
Данное направление включает следующие мероприятия:
- совершенствование принятия бюджетных решений, направленных на исключения излишних процедур и механизмов в части предоставления и распределения финансовых ресурсов, исполнения местного бюджета, реализации мероприятий, направленных на решение вопросов, относящихся к приоритетным расходным обязательствам;
- обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;
- принятие бюджетных решений на основе принципов проектного управления;
- оптимизация бюджетных расходов, включая передачу отдельных непрофильных функций на аутсорсинг;
- продолжение работы по инвентаризации принятых расходных обязательств на предмет соответствия приоритетам социально-экономического развития муниципального образования;
- централизация обеспечивающих функций, в том числе бюджетного (бухгалтерского) учета, совершенствования методологии, оптимизации и унификации учетных процедур;
- применение механизмов, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных источников для решения отдельных вопросов, связанных с развитием инфраструктуры муниципального образования;
- повышение качества оказания муниципальных услуг, в том числе предоставляемых в электронном виде;
- совершенствование подходов к оказанию социальных услуг населению и предоставлению мер социальной поддержки путем контроля за соблюдением критерия нуждаемости;
- вовлечение граждан в процесс распоряжения общественными финансами посредством реализации проектов инициативного бюджетирования.
Следует отметить, что начиная с 2020 года в составе расходов местного бюджета, с учетом изменения федерального бюджетного законодательства, появляется возможность планировать предоставление горизонтальных субсидий из местного бюджета бюджету другого муниципального образования. Данная мера позволит расширить возможности для межмуниципального сотрудничества, финансировать совместные проекты.
2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированных в рамках Указа Президента Российской Федерации N 204, в соответствии с полномочиями муниципального образования
Бюджетная политика на предстоящий период будет основываться на безусловном исполнении задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации N 204.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 204, в Ямало-Ненецком автономном округе в предстоящем бюджетном цикле будет реализовываться 45 региональных проектов в рамках 11 национальных проектов.
Реализация национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа включает выполнение мероприятий 5 региональных проектов: "Информационная инфраструктура Ямало-Ненецкого автономного округа", "Информационная безопасность Ямало-Ненецкого автономного округа", "Цифровое государственное управление Ямало-Ненецкого автономного округа", "Кадры для цифровой экономики" и "Цифровые технологии".
В рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" автономный округ реализует 2 региональных проекта "Системные меры по повышению производительности труда" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях". С 2020 года планируется принять участие в реализации федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда".
Решение задач, сформулированных в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", осуществляется в Ямало-Ненецком автономном округе посредством реализации 5 региональных проектов: "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Ямало-Ненецкого автономного округа", "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Популяризация предпринимательства".
В рамках обеспечения достижения целей национального проекта "Международная кооперация и экспорт" автономный округ принимает участие в реализации двух федеральных проектов "Системные меры развития международной кооперации и экспорта Ямало-Ненецкого автономного округа" и "Экспорт продукции агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа".
Решение задач национального проекта "Демография" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечивается за счет реализации мероприятий 5 региональных проектов: "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек в Ямало-Ненецком автономном округе", "Финансовая поддержка семей при рождении детей", "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" ("Старшее поколение"), "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" и "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва" ("Спорт - норма жизни").
Ключевые меры, направленные на достижение целей национального проекта "Здравоохранение", предусмотрены в рамках 7 региональных проектов Ямало-Ненецкого автономного округа: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа квалифицированными кадрами", "Создание единого цифрового контура в здравоохранении Ямало-Ненецкого автономного округа" и "Развитие экспорта медицинских услуг".
В рамках обеспечения решения задач, поставленных национальным проектом "Образование", в Ямало-Ненецком автономном округе предусмотрена реализация 7 региональных проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Социальная активность".
Ключевые направления, обеспечивающие достижение целей национального проекта "Культура", предусмотрены в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках 3 региональных проектов: "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" ("Культурная среда"), "Создание условий для реализации творческого потенциала нации" ("Творческие люди") и "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры" ("Цифровая культура").
Мероприятия, обеспечивающие исполнение основных направлений национального проекта "Жилье и городская среда", предусмотрены к реализации в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках 3 региональных проектов: "Жилье", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и "Формирование комфортной городской среды на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на территории автономного округа предусмотрена реализация 3 региональных проектов: "Дорожная сеть", "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" и "Безопасность дорожного движения".
В рамках реализации отдельных направлений национального проекта "Экология" в автономном округе предусмотрены 3 региональных проекта: "Сохранение лесов", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" и "Чистая вода".
С целью эффективного расходования бюджетных средств в ежемесячном режиме будет проводиться мониторинг реализации региональных проектов, который включает в себя:
- отслеживание выполнения мероприятий;
- контроль своевременного исполнения бюджетов региональных проектов;
- оценку достижения к обозначенному сроку показателей и результатов региональных проектов;
- оценку ключевых рисков не достижения установленных показателей.
Структурным подразделениям Администрации города Ноябрьска необходимо проработать во взаимодействии с соответствующим исполнительными органам государственной власти автономного округа вопрос участия муниципального образования в реализации мероприятий региональных проектов и установления целевых показателей, учитывающих специфику, состояние подведомственных сфер, а также скорректировать и утвердить соответствующие изменения отдельных муниципальных программ.
3. Создание условий для реализации инвестиционных проектов в муниципальном образовании на среднесрочную перспективу
Одной из задач на предстоящий период остается поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей экономического развития муниципального образования. В связи с этим следует продолжить принятие решений, направленных на поддержку приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики города, которые принесут в ближайшей перспективе экономический эффект, а также будут иметь важное социальное значение.
Необходимо учитывать задачи, определенные Указом Президента N 204, по повышению уровня жизни граждан, а также в сфере жилищной политики, ввиду чего следует бюджетные средства в приоритетном порядке направлять на строительство объектов образования, включая объекты дошкольного образования для обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, объектов спорта и объекты культуры. Также необходимо продолжить реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города.
Для повышения эффективности расходов на осуществление капитальных вложений в муниципальном образовании необходимо создать условия, которые послужат снижению вероятности рисков связанных со срывом сроков строительства.
В состав расходов местного бюджета на осуществление бюджетных инвестиций должны включаться расходы на осуществление капитальных вложений исключительно при наличии принятых нормативных правовых актов и утвержденных проектных документаций, получивших положительные заключения по результатам их государственной экспертизы и проверки сметной стоимости объектов капитального строительства.
При осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в качестве приоритетов инвестиционной деятельности необходимо концентрировать ресурсы на завершении объектов высокой степени готовности, объектов, строительство которых способствует достижению принятых муниципальными программами целевых показателей, а также объектов, строительство которых обеспечивается с привлечением средств из окружного бюджета и за счет внебюджетных источников.
Не стоит исключать возможность приобретения готовых объектов, необходимых органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций и целей социально-экономического развития города, с учетом оценки эффективности бюджетных инвестиций.
Следует расширять практику применения механизма муниципального-частного партнерства в реализации стратегических проектов. В сложившихся экономических условиях МЧП, с одной стороны - это механизм для привлечения дополнительных ресурсов в общественную инфраструктуру, с другой - инструмент стимулирования экономической активности. Важно отметить, что при отборе частных инвесторов должны применяться открытые и прозрачные конкурсные процедуры, не нарушающие принципы равенства и конкуренции.
4. Совершенствование механизмов программного планирования на плановый период
Главной задачей бюджетной политики в части совершенствования механизмов программного планирования является увязка стратегического и бюджетного планирования.
В целях синхронизации стратегических планов автономного округа и муниципального образования принято решение увеличить период реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2035 года (далее - Стратегия). В связи с этим в 2020 году предполагается актуализация муниципальных программ в соответствии с основными параметрами Стратегии.
Периоды реализации муниципальных программ также следует синхронизировать со сроками реализации региональных проектов. В структуру муниципальных программ необходимо включить мероприятия, направленные на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, разработанных в Ямало-Ненецком автономном округе с целью реализации национальных проектов.
Основополагающим принципом формирования и исполнения бюджета муниципального образования будут являться приоритетное планирование и финансирование расходов, связанных с реализацией региональных проектов. Таким образом, на стадии принятия соответствующих бюджетных решений важным является отработать эффективный механизм финансирования муниципальных программ, в основе которого должно быть распределение бюджетных ресурсов в прямой зависимости от достижения конкретных результатов, а также обеспечить соответствие показателей муниципальных программ с целями и задачами региональных проектов.
С целью увязки стратегических документов и бюджетного планирования следует обеспечить разработку долгосрочного бюджетного прогноза, что позволит повысить общую результативность и управляемость бюджетной политики в муниципальном образовании.
Остается актуальным вопрос о контроле за полнотой и эффективностью использования межбюджетных субсидий из окружного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных программ и выполнением целевых показателей, установленных в Соглашениях между Администрацией города и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Соглашения).
Для решения данного вопроса структурным подразделениям Администрации города Ноябрьска, являющимся получателями средств из окружного бюджета в форме межбюджетных субсидий, необходимо регулярно проводить мониторинг ожидаемой оценки выполнения показателей и полноты использования бюджетных средств.
5. Повышение качества предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, оптимизация бюджетных расходов
При реализации бюджетной политики муниципального образования традиционно делается акцент на повышение качества муниципальных услуг. Создание и совершенствование механизмов и процедур оказания услуг населению способствуют улучшению качества жизни жителей города, а также позволяет эффективнее расходовать бюджетные средства.
Стоит отметить, что вопрос повышения качества муниципальных услуг осуществляется путем реализации следующих направлений:
- расширение перечня оказываемых услуг, создание комфортной среды оказания услуг, улучшение материальной базы учреждений, оказывающих услуги, обеспечение доступности и исключения излишних бюрократических процедур при оказании услуг;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на оказание муниципальных услуг, оптимизация сети и штатной численности муниципальных учреждений, развитие негосударственного сектора оказания услуг населению.
Комплексный подход в реализации данных направлений в среднесрочной перспективе обеспечит не только повышение качества предоставляемых услуг, а также обеспечит рост степени удовлетворенности населения - получателей услуг.
Немаловажным фактором, влияющим на степень удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг, является развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, которая позволяет минимизировать количество документов, представляемых гражданином, и оперативно получать необходимые услуги в органах местного самоуправления.
Следует продолжить работу по расширению перечня и совершенствованию процесса оказания муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах (далее - МФЦ) и в электронной форме.
Для сокращения издержек при осуществлении информационного обмена органов местного самоуправления с МФЦ, в том числе при внедрении принципа экстерриториальности при предоставлении услуг, необходимо продолжить внедрение электронного документооборота во всех случаях, когда передача бумажных документов необязательна.
Кроме того, необходимо учитывать, что качество предоставляемой услуги напрямую зависит от мотивации специалистов, оказывающих её. В связи с этим обязательным условием реализации бюджетной политики является сохранение достигнутого соотношения оплаты труда работников бюджетной сферы, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Также в предстоящем бюджетном цикле, с целью повышения уровня качества и доступности муниципальных услуг, необходимо продолжить работу по совершенствованию установленных стандартов и регламентов оказания муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных функций. При этом определение финансового обеспечения муниципального заданий на гарантированный объем оказания муниципальных услуг с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, должно осуществляться не методом индексации расходов отчетных периодов, а с учетом индексов-дефляторов и исполнения показателей определенных муниципальным заданием. Вместе с этим главные распорядители бюджетных средств обязаны проводить мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального имущества.
Проведение комплекса мероприятий по оптимизации деятельности муниципальных учреждений позволит обеспечить снижение себестоимости единицы муниципальной услуги, а высвободившиеся бюджетные средства направить на укрепление материально-технической базы данных учреждений.
Важным направлением бюджетной политики в части предоставления муниципальных услуг является деятельность Администрации города Ноябрьска, направленная на проведение оптимизации структуры сети подведомственных учреждений и их штатной численности. Основой для проведения данных мероприятий должны являться сокращение невостребованных услуг, перевод обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга, централизация функций бухгалтерского учета, закупочной деятельности, управления кадрами.
Законодательные новации в области финансового управления, особенно появление концепции электронного бюджета, развитие информационных технологий обязывают пересмотреть подходы к учетным процессам.
Кроме того, реформирование бюджетного учёта, внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора требуют своевременного и качественного принятия управленческих решений, быстрого централизованного перехода на обновлённые условия ведения учёта и формирования отчётности, наличие высококвалифицированных специалистов бухгалтерских служб.
Централизация бухгалтерского (бюджетного) учёта и формирование бухгалтерской (бюджетной) отчётности в органах местного самоуправления позволит помимо повышения качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учёта, совершенствовать процедуры внутреннего финансового контроля, минимизировать управленческие затраты на осуществление учётных и отчётных процедур, повысить эффективность использования финансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов муниципального образования, снизить потребление ресурсов за счет повышения производительности труда персонала.
Вместе с тем, достаточно остро стоит вопрос повышения производительности труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города, а также неравномерности распределения функциональных обязанностей и нагрузки.
В рамках проводимой бюджетной политики данную проблему следует решать путем совершенствования и развития системы "эффективного контракта". В отношении работников муниципальных учреждений данная мера позволит обеспечить повышение качества муниципальных услуг, увязав оплату труда, включая социальные выплаты, работника муниципального учреждения и результат его деятельности, отражающий качество оказываемых им услуг.
Также одним из перспективных направлений оказания муниципальных услуг является создание равных условий для муниципальных и немуниципальных организаций, участвующих в оказании муниципальных услуг. Это даст право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.
С целью обеспечения справедливой конкуренции на рынке муниципальных услуг, а также повышения качества их оказания в предстоящем периоде необходимо завершение формирования нормативной правовой базы по обеспечению доступа немуниципальных организаций к оказанию муниципальных услуг, в том числе по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями.
6. Развитие инициативного бюджетирования на территории города Ноябрьска
Практика инициативного бюджетирования основана на гражданской инициативе по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств с последующим контролем за реализацией отобранных проектов.
В предстоящем бюджетном цикле, в рамках реализации бюджетной политики муниципального образования, будет уделяться большое внимание развитию инициативного бюджетирования с целью внедрения и развития механизмов, способствующих более активному участию населения в бюджетном процессе.
Необходимо повышать заинтересованность и вовлечение жителей муниципального образования в действующие проекты инициативного бюджетирования, настраивать открытый диалог с горожанами, направленный на улучшение благоустройства и качества жизни в городе, а также повышение чувства сопричастности к общественным мероприятиям.
В 2019 году в Ямало-Ненецком автономном округе запущен проект поддержки местных инициатив "Уютный Ямал", стартовал городской проект "РИТМ", который имеет двухлетний цикл, поэтому в 2020 году необходимо обеспечить реализацию проектных предложений отобранных в 2019 году, а также проводить кампанию по отбору идей и проектов инициативных граждан для дальнейшей реализации проектов в предстоящие годы.
Также следует обеспечить внедрение на территории муниципального образования школьного партисипаторного бюджетирования (далее - ШПБ), что окажет положительное влияние на заинтересованность в процессе расходования средств и ответственность за принятые решения у детей подросткового возраста. В этой связи предстоит разработать нормативные правовые акты, способствующие внедрению ШПБ в общеобразовательных учреждениях на территории муниципального образования, проводить консультационные мероприятия, закрепить кураторов по каждой школе для более продуктивной работы в данном направлении.
7. Повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса
С целью обеспечения открытости и прозрачности осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании планируется активное внедрение электронного бюджета. В рамках данной системы обеспечение информационного взаимодействия будет формироваться в соответствие с Методическими рекомендациями для муниципальных образований по порядку публикации информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Начиная с 01 января 2020 года начнется работа по наполнению электронного бюджета. При размещении информации будут обеспечены достоверность представленных данных, согласование информации с автономным округом и своевременная публикации на едином портале. В настоящий момент нормативным правовым актом департамента финансов Администрации города Ноябрьска закреплены лица, ответственные за размещение информации на едином портале.
Кроме того, будут осуществляться наполнение и, в случае необходимости, модернизация портала "Бюджет для граждан город Ноябрьск", который успешно работает с 2018 года.
В очередном бюджетном цикле в рамках работы, направленной на повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса, предстоит обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на повышение финансовой и бюджетной грамотности населения города. В связи с этим бюджетная политика будет ориентирована на реализацию мероприятий, позволяющих повысить финансовую и бюджетную грамотность жителей муниципального образования, и, как следствие, сократить риски неразумного финансового поведения.
В 2020 году в Ямало-Ненецком автономном округе будут разработаны и приняты Стратегия повышения финансовой грамотности населения, а также дорожная карта, предусматривающая мероприятия, способствующие достижению поставленных целей в стратегическом документе, следовательно, в План мероприятий Администрации города Ноябрьска по повышению уровня финансовой и бюджетной грамотности в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2018 - 2020 годы необходимо будет внести изменения, отвечающие общеокружным задачам и целям.
8. Повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и в сфере закупок
Бюджетная политика муниципального образования в среднесрочной перспективе ориентирована на развитие системы и разработки действенных инструментов внутреннего муниципального финансового контроля.
Правительством Российской Федерации продолжается работа по совершенствованию федерального законодательства о закупках. С октября 2019 года отменены планы закупок, обновились требования к содержанию планов-графиков закупок товаров, работ и услуг, ожидаются изменения в подзаконные нормативные правовые акты в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделяются полномочиями по направлению в суд исков о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Предусмотрена административная ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанные изменения приняты в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и направлены на развитие контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С внесением изменений в федеральное законодательство возникает необходимость актуализации муниципальных правовых актов, регулирующих этапы планирования, организации и проведения контрольных мероприятий в сфере закупок, составления отчетности об их результатах.
С августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (далее - Федеральный закон N 199-ФЗ). Расширен круг полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а именно: предусмотрены полномочия по контролю за соблюдением положений правовых актов, устанавливающих требования к бухгалтерскому учету, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, по проверке достоверности отчетов о результатах предоставления и использования бюджетных средств. Усовершенствован порядок формирования представлений и предписаний органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и применения бюджетных мер принуждения.
Начиная с июля 2020 года внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которые определят, в частности, принципы контрольной деятельности, права и обязанности должностных лиц органов финансового контроля и объектов контроля, правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего финансового контроля.
С целью реализации Федерального закона N 199-ФЗ планируется внесение изменений в муниципальные правовые акты, регламентирующие осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.
Федеральный закон N 199-ФЗ также содержит положения, направленные на развитие внутреннего финансового аудита.
С января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации, которые будут содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Ведомственные (внутренние) акты главных администраторов бюджетных средств, администраторов бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый аудит, должны издаваться с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Полномочия по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита передаются Федеральному казначейству.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ежегодно вносятся изменения, направленные на усиление ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В 2019 году изменена административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установившая дифференцированный подход за совершение незначительных, значительных и грубых нарушений, повторность совершения нарушений. Кроме того, предусмотрена ранее отсутствовавшая возможность привлечения бюджетных и автономных учреждений к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В связи с этим органом внутреннего муниципального финансового контроля будет усилена работа по установлению фактов нарушения бюджетного законодательства и привлечению ответственных лиц к административной ответственности.
IV. Основные направления налоговой политики
Приоритеты налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость и сбалансированность бюджета в среднесрочной перспективе.
Налоговая политика нацелена на увеличение доходного потенциала, сохранение социальной и финансовой стабильности, создание условий для устойчивого социально-экономического развития.
Налоговая политика в городе будет формироваться с учетом изменений, принятых и планируемых к принятию на федеральном уровне.
В текущим году на федеральном уровне принят ряд решений способных оказать влияние на поступление доходов в местный бюджет в 2020 и последующие годы.
Основные изменения, влияющие на местный бюджет:
1. При расчёте земельного налога с физических лиц применяется коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчёте налога по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки.
2. Установлены вычеты, уменьшающие налоговую базу по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц для граждан - физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
3. Кадастровая стоимость земельного участка и имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц изменённая на основании решений комиссии или суда, принятых после 01 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 01.01.2019) и внесённая в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а не с года подачи заявления об оспаривании, как было ранее.
4. Закреплён новый принцип зачисления доходов от уплаты штрафов - согласно общему правилу суммы штрафов в полном объёме зачисляются в тот бюджет, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа (должностного лица), налагающего штраф.
Исключение составляют штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесенные мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данный штраф зачисляется в местный бюджет по нормативу 50%.
5. Установлено, что при определении дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты! учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, от указанных акцизов, исходя из норматива 58,2%, то есть без увеличения нормативов установленных законодательно для субъектов.
Регионы получили право рассчитывать 10% не от 66,6% в 2020 году, 74,9% в 2021 году, 83,3% в 2022 году, 91,6% в 2023 году и 100% в 2024 году, а от 58,2% ежегодно, то есть доля акцизов, уходящих в местные бюджеты, составит 5,8% до конца 2024 года.
6. Увеличен норматив зачисления в бюджеты муниципальных образований платы за негативное воздействие на окружающую среду с 55% до 60%.
Все изменения законодательства Российской Федерации будут учтены при формировании проекта местного бюджета.
Изменения вносимые в налоговое и бюджетное законодательство оказывают существенное влияние на поступление доходов в местный бюджет. Основная доля реформ, проводимых на федеральном уровне, отрицательно скажутся на формировании бюджета муниципального образования.
В этих условиях, для социальной устойчивости в муниципальном образовании требуется принять меры по обеспечению стабильного уровня поступлений в местный бюджет.
За счёт принятия дополнительных мер, направленных на увеличение собственных доходов местного бюджета будут реализованы задачи, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Налоговая политика муниципального образования в 2020 - 2022 годах ориентирована на решение поставленных задач и включает следующие направления:
1. Стимулирование инвестиционной деятельности и развитие малого и среднего предпринимательства
В муниципальном образовании функционирует комплексная система поддержки инвестиционной деятельности. Она нацелена на реализацию как крупномасштабных, так и локальных проектов.
С целью создания комфортных условий для инвесторов будет продолжено сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Продолжена начатая в 2019 году работа по реализации на территории города Ноябрьска межрегионального проекта "Западно-Сибирский испытательный полигон нефтегазового оборудования". Испытательный полигон нефтегазового оборудования позволит решить проблему по разработке и апробации новых адаптированных к российским условиям технологий нефтегазодобычи. Активизируется деятельность производственников инновационной отечественной продукции на территории округа, это позволит снизить долю импортного нефтегазового оборудования для добывающих предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа и диверсифицировать экономику города Ноябрьска путем освоения новых видов промышленного производства.
С целью стимуляции инвестиционной деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса необходимо удовлетворение потребностей в квалифицированном рабочем персонале востребованных, дефицитных и перспективных направлений. Для этого ГБПОУ ЯНАО "Ноябрьский колледж профессиональных технологий" разработана модель подготовки кадров для предприятий, осуществляющих сервисные работы для нефтедобычи, и определена предварительная потребность в кадровом и материально-техническом обеспечении.
Со стороны автономного округа для развития рынка газомоторного топлива, повышения уровня обеспеченности объектами газозаправочной инфраструктуры в муниципальных образованиях в автономном округе планируется установление пониженной ставки транспортного налога для владельцев автобусов, использующих природный газ в качестве моторного топлива, независимо от мощности двигателя транспортного средства.
Для стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе планируется:
1) Организация работы единой промышленной площадки в виде промышленного (индустриального) парка регионального значения. Промышленный парк станет эффективным механизмом для развития имеющихся (новых) предприятий, инструментом повышения конкурентоспособности региональной экономики, снижению импортозависимости, привлечению инвестиций, созданию стабильно-комфортной деловой среды, повышению интеллектуального потенциала.
При успешной реализации проекта в экономику города будет вложено 1 239 млн. руб. инвестиционных вложений и создано 162 рабочих мест.
2) Развитие агропромышленного комплекса. Реализация данного проекта поспособствует развитию продовольственной безопасности города и увеличению объёмов производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения ею социальных объектов города.
Правительством Российской Федерации в части налоговых мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса предполагается:
- снижение административной нагрузки за счёт отмены представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в связи с обязательным применением ими ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы;
- введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учёта и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН;
- предоставление права налогоплательщикам патентной системы налогообложения уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы (аналогично другим специальным налоговым режимам).
В Ямало-Ненецком автономном округе рассматривается возможность снижения налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", вопрос совершенствования патентной системы налогообложения путём расширения видов предпринимательской деятельности для применения патентной системы налогообложения, дифференциации размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от средней численности работников, количества транспортных средств и обособленных объектов.
2. Оценка налоговых расходов
В целях формирования комплексной системы контроля, учёта и оценки эффективности налоговых льгот на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основе концепции "налоговых расходов" в бюджетном законодательстве закреплён подход, в том числе установлена обязанность формирования перечня налоговых расходов, а также ежегодное проведение их оценки.
В муниципальном образовании начнётся работа по внедрению нового подхода к оценке налоговых расходов с учётом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации. В этой связи будет подготовлена нормативная база для ведения системы учёта, анализа, контроля и оценки налоговых расходов в бюджетный процесс, утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов.
Необходимость внедрения в бюджетный процесс системы учёта, оценки и контроля налоговых расходов обусловлена их значимостью для достижения целей социально-экономической политики, необходимостью оценить полный объём бюджетных ресурсов, направленных на достижение указанных целей.
Оценка эффективности налоговых расходов будет осуществляться исходя из критериев целесообразности и результативности. Льготы, установленные решениями Городской Думы муниципального образования должны
соответствовать целям муниципальных программ либо иным целям социально-экономической политики, быть востребованными налогоплательщиками.
Оценку налоговых расходов будут проводить ответственные исполнители соответствующих муниципальных программ, а в отношении нераспределённых по муниципальным программам или отнесённых к нескольким целям социально-экономического развития муниципального образования - ответственные, в соответствии с полномочиями, определённые местной администрацией.
Результаты указанной оценки будут учитываться при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.
3. Укрепление доходной части местного бюджета
Для своевременного и полного исполнения физическими лицами обязанностей по уплате имущественных налогов будет продолжено проведение информационной кампании, осведомляющей граждан о сроках и порядке уплаты имущественных налогов, а также о необходимости погашения уже имеющейся налоговой задолженности.
Продолжение реализации данной меры позволит не только укрепить доходную часть местного бюджета, но и минимизирует риски возникновения налоговых нарушений граждан по причине их неосведомлённости о нормах налогового права.
Межведомственной комиссией по мобилизации доходов и межведомственной рабочей группой по снижению неформальной занятости на территории муниципального образования город Ноябрьск, будет продолжена работа по взаимодействию с налогоплательщиками, направленная на соблюдение налоговой дисциплины и предупреждение уклонения от уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Планируется пересмотреть и актуализировать план мероприятий по увеличению доходов местного бюджета, целью которого является реализация резервов по привлечению доходов в местный бюджет, в том числе взыскание задолженности; продолжить проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации, имеющих имущественные объекты и рабочие места на территории муниципального образования с целью их привлечения в налоговую среду.
Также предполагается, в связи с пересмотром кадастровой оценки земель населённых пунктов, проведение анализа по пересмотру налоговых ставок земельного налога и коэффициентов аренды по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа.
Преемственность налоговой политики и последовательность принятых решений должны способствовать улучшению инвестиционного климата.
V. Основные направления долговой политики
Политика в сфере управления муниципальным долгом будет, как и в предыдущие годы, направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности местного бюджета, а также сохранение высокой степени долговой устойчивости.
В предшествующем периоде долговая политика была ориентирована на недопущение необоснованного привлечения заёмных средств для обеспечения потребностей муниципального образования и проведение сдержанной политики в отношении предоставления муниципальных гарантий.
По итогам 2018 года и 1 полугодия 2019 года в муниципальном образовании долговые обязательства равны нулю, муниципальные гарантии не предоставлялись.
В целом характер и направления долговой политики муниципального образования в планируемой перспективе не изменяются, они по-прежнему будут нацелены на эффективное и ответственное управление.
В Бюджетный кодекс Российской Федерации в текущем году внесли существенные изменения, затронувшие сферу регулирования муниципальных заимствований и муниципального долга. В этой связи будет актуализирована нормативная правовая база муниципального образования, регулирующая указанную сферу.
Бюджетным кодексом Российской Федерации ужесточаются требования к размеру муниципального долга и объёму расходов на его обслуживание, вводится понятие долговая устойчивость, а также система оценки долговой устойчивости муниципальных образований. Закреплён более широкий перечень показателей долговой устойчивости, пересмотрены установленные пороговые значения применяемых показателей и введены правила классификации указанных публично-правовых образований по группам долговой устойчивости.
Данные изменения потребуют более ответственного отношения к принятию решений об осуществлении заимствований, выдачи муниципальных гарантий, исключающих появление угрозы долговой устойчивости муниципального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2019 г. N П-820 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.