В ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2019 года Федеральным казначейством, управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации выявлены следующие недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и государственных (муниципальных) контрактов.
1. Недостатки и нарушения при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации
1.1. В нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации), определяющих порядок предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов (далее - Правила предоставления субсидии), соглашениями о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашения), главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) осуществлено направление и использование средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, выразившиеся в:
оплате поставки товаров (кровати детские стационарные, гладильный каток, кулер для воды, паровая станция, пылесосы, стиральные машины, триммер бензиновый, аккордеон, поломоечная машина, рециркулятор передвижной, комплекты детской мягкой мебели, сухой бассейн восьмигранный с шелкографией) на оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, не включенных в Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 г. N 336;
предоставлении средств на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), бюджетам отдельных муниципальных образований на оплату работ по строительному контролю, не предусмотренных Правилами предоставления субсидии, соглашениями;
оплате работ по строительству нового здания, не предусмотренных Правилами предоставления субсидии;
оплате государственной экологической экспертизы регионального уровня проектов лесохозяйственных регламентов лесничеств субъекта Российской Федерации, не являющихся объектами экспертизы, не входящих в перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, установленный Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
оплате работ по обустройству газона придомовой территории, не предусмотренных государственной программой субъекта Российской Федерации;
оплате услуг по оценке изменений, внесенных в проектную документацию по объектам строительства, не предусмотренных Правилами предоставления субсидии;
оплате земельного налога, не предусмотренного Правилами предоставления субсидии, соглашениями;
оплате работ по корректировке рабочей документации по объектам строительства, не предусмотренной Правилами предоставления субсидии;
возмещении затрат по уплате процентов, предусмотренных на мероприятие по строительству объекта по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур, при фактически построенном объекте по хранению зерна;
оплате поставки товаров (компьютеры, мониторы, шкафы для одежды, шкафы для документов, столы компьютерные (для тренера) с брифинг - приставкой, столы с тумбой, столы для переговоров), не предусмотренных Типовыми требованиями к тренировочным площадкам, включая их оснащение спортивно-технологическим оборудованием, утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 230.
1.2. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" (приложение N 10), абзацем вторым пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 230), главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации произведено направление средств, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно осуществлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения физическому лицу, являющемуся бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
1.3. В нарушение требований, установленных пунктами 16,19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации не выполнено требование главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату средств субсидии в федеральный бюджет за нарушение обязательств, предусмотренных соглашениями, а именно:
за недостижение значений показателей результативности использования субсидии;
за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества.
1.4. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а" - "е" пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (приложение N 15) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710), главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации не обеспечено включение в правила предоставления и распределения субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации обязательств муниципальных образований - получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации.
1.5. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации не обеспечено соответствие значений показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета в заключенных соглашениях показателям значений результативности, установленных Правилами предоставления субсидии.
1.6. В нарушение требований, установленных пунктом 8 Правил предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения населения закрытых административно-территориальных образований, обслуживаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. N 280, главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации представлен отчет о расходах иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание государственной социальной помощи в виде обеспечения населения закрытых административно-территориальных образований, обслуживаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов с нарушением срока, установленного указанными правилами (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
2. Недостатки и нарушения при предоставлении юридическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, внесении взносов в уставные капиталы юридических лиц
2.1. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации допущено использование средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, а также с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, а именно предоставлена заемщикам субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам):
на оплаченные работы за счет собственных средств;
при невыполнении обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов;
в завышенном размере;
не подлежащих субсидированию;
на рефинансирование кредита, полученного на реализацию инвестиционного проекта, со сроком пользования кредитом (9 лет) превышающим срок, предусмотренный Правилами предоставления субсидии (8 лет).
2.2. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий, соглашениями, главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации перечислены заемщикам средства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета, на возмещение затрат по уплате части лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение иностранного оборудования, а не отечественного оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов.
2.3. В нарушение требований, установленных абзацем пятым пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (приложение N 12), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544), главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации нарушались сроки перечисления заемщику субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), превышающие 30 календарных дней со дня принятия положительного решения о предоставлении государственной поддержки.
3. Недостатки и нарушения при использовании средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры
3.1. В нарушение требований, установленных пунктом 4 части 1 статьи 14, частью 2 статьи 20 Федерального закона от 6 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 124-ФЗ), главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации предоставлена субсидия на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда одному из местных бюджетов при невыполнении условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, а именно не обеспечено наличие в Графике проведения за счет средств местного бюджета работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в границах территорий муниципального образования работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, включенные в программу субъекта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В ходе контроля в финансово-бюджетной сфере в регионах в 1 полугодии 2019 г. Казначейство России выявило недостатки и нарушения:
- при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
- при предоставлении юрлицам субсидий, бюджетных инвестиций из бюджетов субъектов РФ, которым выделены межбюджетные трансферты;
- при внесении взносов в уставные капиталы юрлиц;
- при использовании средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и бюджетных средств, предусмотренных на долевое финансирование, для капремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
Представлен обзор указанных нарушений.
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2019 года
Текст обзора приводится по публикации на сайте Федерального казначейства (http://www.roskazna.ru) по состоянию на 8 ноября 2019 г.