Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 14 октября 2019 г. по делу N 3а-103/2019
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тутатчиковой Татьяны Александровны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании недействующим пункта 1960 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п,
установил:
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия 13 декабря 2018 г. издан приказ N 020-203-п "Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 020-203-п).
Пунктом 1 данного приказа утвержден на 2019 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), согласно приложению.
В Перечень включено помещение с кадастровым номером 19:01:050102:6024, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Стофато, д. 14, пом. 131Н (пункт 1960).
Тутатчикова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1960 Перечня, мотивируя требования тем, что помещение не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение указанного помещения в Перечень неправомерно возлагает на нее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.
Административный истец Тутатчикова Т.А. в судебное заседание не явилась, направила представителя.
Представитель административного истца Тутатчиковой Т.А. - Архипенко Ю.П. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Стеценко О.Н. требования не признала, представила письменный отзыв, пояснила, что обследование спорного помещения для установления фактического использования не проводилось, поскольку из представленной информации возможно было определить назначение помещения, отвечающего признакам объекта недвижимости, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (пункт 2 статьи 399 НК РФ).
В пункте 1 статьи 402 НК РФ закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. N 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Суд проверяет оспариваемый в части приказ на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действовавшим в период его издания (13 декабря 2018 г.).
12 августа 2014 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление N 407 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РХ N 407).
Пунктом 1 постановления Правительства РХ N 407 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (Е.Б. Соломонова) определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по: определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
13 декабря 2018 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ N 020-203-п "Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приказ подписан исполняющим обязанности министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Панариным Д.И. и опубликован 26 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1960 Перечня включено помещение с кадастровым номером 19:01:050102:6024, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Стофато, д. 14, пом. 131Н.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06 августа 2019 г. подтверждается, что Тутатчикова Т.А. является собственником указанного объекта недвижимости.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, устанавливаются в отношении таких объектов недвижимости как нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом отнесение объекта недвижимости к данной категории возможно не только в зависимости от сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, но и в зависимости от его фактического использования.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства РХ N 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Согласно пункту 2 указанного Порядка мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в формах:
1) межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия;
2) Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - Уполномоченная организация) в форме обследования объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.
Обследование проводится в случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия не позволяет определить фактическое использование объекта недвижимости.
Обследование спорного помещения на дату его включения в Перечень с целью установления вида фактического использования не проводилось.
Представитель административного ответчика пояснила, что помещение было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, в том числе технического паспорта нежилого помещения от 27 октября 2010 г.
Нежилое помещение, принадлежащее Тутатчиковой Т.А., находится в многоквартирном доме с кадастровым номером 19:01:050102:5936, который в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не включен. Многоквартирный дом в свою очередь располагается на земельном участке с кадастровым номером 19:01:050102:1997, площадью 5773+/-27 кв. м, относящемся к категории земель населенных пунктов и имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживании жилого дома с пристроенным предприятием бытового обслуживания.
В сообщении, направленном 13 июня 2019 г. в адрес Тутатчиковой Т.А., министр Тарасов Е.Б. разъяснил, что решением межведомственной комиссии от 6 июня 2019 г. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия отказано в исключении из Перечня на 2019 год помещения с кадастровым номером 19:01:050102:6024, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Стофато, д. 14, пом. 131Н. 8 мая 2019 г. с целью установления вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 19:01:050102:6024 было проведено обследование помещения, по результатам которого установлено, что общая площадь объекта недвижимости, фактически используемая в целях делового, административного, коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет 58%.
Акт обследования Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Центр государственной кадастровой оценки" от 13 мая 2019 г. не может являться надлежащим доказательством фактического использования указанного помещения для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку он составлен после издания оспариваемого в части нормативного правового акта.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28 мая 2018 г. следует, что наименование объекта с кадастровым номером 19:01:050102:6024 указано - нежилое помещение, назначение - нежилое помещение; из технического плана помещения от 14 декабря 2017 г. следует, что в графах 8, 9 отсутствуют наименование и назначение объекта недвижимости.
Таким образом, доказательств того, что помещение, включенное в Перечень (пункт 1960), использовалось и используются как нежилое помещение для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не представлено. Следовательно, включение спорного помещения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, противоречило требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Принимая во внимание положение статьи 28 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия", решение суда подлежит опубликованию в республиканской газете "Хакасия" в течение одного месяца со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ).
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Пунктом 1 статьи 409 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С учетом изложенного, суд признает недействующим пункт 1960 Перечня, утвержденного Приказом N 020-203-п, со дня его принятия.
Часть 1 статьи 216 КАС РФ закрепляет, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление Тутатчиковой Татьяны Александровны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1960 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п.
Направить для опубликования в республиканскую газету "Хакасия" сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 21 октября 2019 г.
Председательствующий |
Е.П. Редько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 14 октября 2019 г. N 3а-103/2019
Текст решения опубликован не был