Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аналитическая часть
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора на 2019-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством на территории Саратовской области.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года N 168-П "Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области", органом, осуществляющим региональный государственный строительный надзор, контроль и надзор за долевым строительством является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Непосредственным исполнителем указанного полномочия является структурное подразделение министерства - Управление государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
2. Государственный строительный надзор осуществляется при:
- строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Государственный контроль и надзор в области долевого строительства осуществляется посредством:
- организации и проведения проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обязательных требований, установленных законодательством о долевом строительстве;
- проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
- мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является проверка:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований частей 2 и 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. Предметом государственного контроля и надзора в области долевого строительства является контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства о долевом строительстве, в том числе:
- контроль целевого использования застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
- контроль соблюдения примерных графиков реализации проектов строительства;
- контроль установленных частью 1.2 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, в случае, если разрешение на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости получено до 1 июля 2018 года.
6. Предметом государственного строительного надзора объектов, при строительстве, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется, является проверка соответствия параметров таких объектов предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
7. Согласно пункту 3 положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, поднадзорными субъектами являются:
1) застройщики (индивидуальные предприниматели, юридические лица);
2) технические заказчики (юридические лица);
3) лица, осуществляющие строительство (индивидуальные предприниматели, юридические лица).
8. При осуществлении государственного контроля и надзора в области долевого строительства лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю являются:
- застройщик;
- иное лицо, привлекающее денежные средства участников строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
9. Основными функциями министерства в рамках осуществления государственного строительного надзора являются:
- осуществление проверок соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличия разрешения на строительство;
- утверждение и выдача заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (решений об отказе в выдаче таких заключений).
10. Основными функциями министерства в рамках осуществления государственного контроля и надзора за долевым строительством являются:
1) осуществление контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом;
1.1) осуществление контроля за соблюдением застройщиком:
а) установленных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона требований к застройщику;
б) установленных статьей 3.1 настоящего Федерального закона требований к раскрытию и размещению им информации;
в) примерных графиков реализации проектов строительства;
г) установленных частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства;
2) осуществление контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) осуществление контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе запрашивает у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям настоящего Федерального закона, а также рассматривает жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
11. Основными видами нарушений, выявленных в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, являются:
- отсутствие разрешения на строительство;
- отступление от требований проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы;
- нарушение сроков направления в министерство извещений о начале строительства и о сроках завершения работ, подлежащих проверке;
- выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если для выполнения таких работ членство в такой саморегулируемой организации является обязательным;
- нарушения при ведении исполнительной документации (журналов работ, актов освидетельствования скрытых работ и т.д.);
- отсутствие или неудовлетворительное состояние строительного контроля на объекте;
- нарушения технологии строительного производства.
12. Основными видами нарушений, выявленных в рамках осуществления регионального государственного контроля и надзора за долевым строительством являются:
- непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, в том числе по причине:
- отсутствия справки о прочих расходах с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств;
- отсутствия справки с указанием оснований расторжения каждого договора участия в долевом строительстве;
- отсутствия справки о неисполненных (просроченных) обязательствах по договорам с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств;
- недостоверного расчета норматива обеспеченности обязательств (Н 1);
- недостоверного расчета норматива целевого использования денежных средств (Н 2);
- непредставления отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
13. Министерством проведены следующие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством:
- в целях снижения количества совершаемых правонарушений в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в рамках проверок застройщиков участвующих в долевом строительстве министерством осуществляются меры правового, разъяснительного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений. Проводится систематический мониторинг причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- разъяснительная работа ведется посредством приема граждан, размещения необходимой информации на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведения мероприятий, предусмотренных программой профилактики нарушений. В рамках проведения мероприятия "День открытых дверей" застройщикам разъяснены требования, установленные действующим законодательством, к проведению строительного контроля на объектах капитального строительства, порядок возобновления строительства после мероприятий по консервации объекта;
- министерством проводятся совещания с организациями-проектировщиками по вопросу принимаемых проектных решений при проектировании жилых и общественных зданий, не отвечающих требованиям технических регламентов, норм и правил.
В целях недопущения нарушений обязательных требований застройщикам рекомендовано регулярно отслеживать изменения в действующем законодательстве по вопросам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также изменения в законодательстве по вопросам участия в долевом строительстве с привлечением денежных средств граждан.
В случаях, предусмотренных градостроительным законодательством, министерством выдаются предостережения о недопустимости нарушений законодательства.
При осуществлении государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством применяется риск-ориентированный подход. Применение риск-ориентированного подхода стимулирует поднадзорные субъекты к соблюдению требований градостроительного законодательства с целью обоснованного снижения периодичности проверок.
14. Результаты:
- снижение количества нарушений обязательных требований в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- снижение количества внеплановых проверок организаций-застройщиков заключающих договора долевого участия строительстве;
- повышение уровня правовой грамотности застройщиков, технических заказчиков, подрядчиков;
- увеличение доли законопослушных поднадзорных субъектов;
- повышение прозрачности деятельности министерства.
Основные показатели осуществления государственного строительного надзора за 2018 год
Наименование показателя |
2018 год |
Количество проведенных проверок |
855 |
Выявлено нарушений |
861 |
Выдано предписаний |
110 |
По результатам проверок возбуждено дел об административном правонарушении, из них: |
116 |
строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство (часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ) |
13 |
эксплуатация объектов капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (часть 5 статьи 9.5 КоАП РФ) |
6 |
нарушение сроков направления в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, о сроках завершения работ, которые подлежат проверке (часть 2 статьи 9.5 КоАП РФ) |
35 |
продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (часть 3 статьи 9.5 КоАП РФ) |
1 |
нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (статья 9.4 КоАП РФ) |
50 |
невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ) |
6 |
непредставление сведений (информации) (статья 19.7 КоАП РФ) |
4 |
выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если для выполнения таких работ членство в такой саморегулируемой организации является обязательным (часть 1 статьи 9.5.1. КоАП РФ) |
1 |
Выдано заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, из них: |
146 |
Основные показатели осуществления государственного контроля и надзора за долевым строительством за 2018 год
Наименование показателя |
2018 год |
Количество проведенных проверок |
29 |
Выявлено нарушений |
50 |
Выдано предписаний |
54 |
По результатам проверок возбуждено дел об административном правонарушении, из них: |
94 |
Нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (часть 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ) |
1 |
Привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 1 статьи 14.28 КоАП РФ) |
5 |
Опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений (часть 2 статьи 14.28 КоАП РФ) |
27 |
Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме (часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ) |
31 |
Непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанного регионального государственного контроля (надзора) и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений (часть 4 статьи 14.28 КоАП РФ) |
3 |
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (часть 4 статьи 19.5 КоАП РФ) |
29 |
"Выдано заключений о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" |
65 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.