Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Потенциал и условия развития
1.1. Общая информация о городском округе
Петропавловск-Камчатский - город в России, составляющий административно-территориальную единицу (город краевого подчинения), в границах которой образовано муниципальное образование. Население по данным на начало 2018 года - 181 216 человек (далее - чел.).
Географические координаты - 53°01' северной широты 158°39' восточной долготы. Расстояние от Петропавловска-Камчатского до Москвы - 7985 километров (далее - км.). Город является административным центром Камчатского края. ПКГО расположен в Азии, на Дальнем Востоке России, в юго-восточной части полуострова Камчатка, на берегах Авачинской бухты Тихого океана. Общая площадь территории, занимаемой городским округом, составляет 0,4 тысячи квадратных километров (далее - тыс. кв. км.).
Городской округ является административным, промышленным, культурным и научным центром Камчатского края. Благодаря своему географическому положению, он имеет важное межконтинентальное значение в транспортной системе Северного морского пути. Развитие города обусловлено рядом благоприятных условий. ПКГО занимает выгодное экономико-транспортно-географическое положение.
1.2. Демографическая ситуация
ПКГО - город с проблемной демографической ситуацией. Несмотря на то, что за рассматриваемый период количество жителей ПКГО незначительно растет (с 2012 года по 2017 год прирост составил 0,37 процента), такую динамику можно охарактеризовать как стагнирующую.
В последние годы демографическая ситуация ПКГО характеризуется отрицательной динамикой, создаваемой, с одной стороны, уменьшением рождаемости, а с другой стороны - тенденцией к миграции населения в другие регионы. На 1 июня 2018 года численность населения ПКГО составила 181,8 тысячи человек, увеличившись с начала года на 585 чел.
Общий миграционный оборот в 2017 году составил 14 953 чел., что на 2,2 процента ниже показателя 2016 года. В городской округ прибыло 7 748 чел., выбыло 7 205 чел. Миграционный рост составил 543 чел. В последние 3 года усилилась тенденция старения населения, которая выражается в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста.
Особое место в структуре миграции занимает трудовая миграция населения трудоспособного возраста. Анализ показывает, что количество выбывших продолжает расти. При этом за период 2015 - 2017 годов наблюдается незначительный приток населения трудоспособного возраста в размере около 1 тысячи человек, в основном из других стран, причем женщины составляют 31 процент, а мужчины - 69 процентов.
Уровень жизни населения города характеризуется положительной динамикой по всем рассмотренным показателям: стабильно увеличивается средняя заработная плата, доход на душу населения, растут коэффициенты соотношения прожиточного минимума и среднедушевого дохода, заработной платы, трудовых пенсий. Особенно заметен рост заработной платы в обрабатывающих производствах (плюс 87,22 процента), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (плюс 55,08 процента), в сфере образования (плюс 49,34 процента).
Сохраняется высокая межотраслевая дифференциация заработной платы. Уровень среднемесячной заработной платы работников организаций городского округа в мае 2018 года сложился на 13,4 процента выше среднекраевого значения организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
1.3. Производство и инвестиции
Более 65 процентов промышленных предприятий Камчатского края, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, находится на территории городского округа. В январе-июне 2018 года оборот организаций городского округа по всем видам экономической деятельности в действующих ценах составил 64 093,5 миллиона рублей (далее - млн. руб.), что на 7,4 процента выше уровня предыдущего года. Из общего объема оборота организаций: на долю организаций сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства приходится 37,9 процента; на долю организаций оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - 28,4 процента; на организации, занятые обеспечением электроэнергией, газом и паром, кондиционированием воздуха - 9,5 процента.
Промышленное производство является важным сектором экономики городского округа. В структуре обрабатывающих производств основные объемы производства сформированы предприятиями пищевой (преимущественно рыбоперерабатывающей) промышленности и судоремонта, развитие которых будет определять динамику развития отрасли в целом. Промышленность городского округа имеет традиционно сложившуюся отраслевую структуру: обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Сохраняется тенденция преобладания обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства (рисунок 1).
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Рисунок 1 - структура промышленного производства ПКГО в 2017 году
Как видно из рисунка 1, структура промышленного производства по видам экономической деятельности следующая:
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 18,3 процента;
- добыча полезных ископаемых - около 0,4 процента;
- обрабатывающие производства - более 81 процента.
Промышленный сектор занимает устойчивое положение на рынке труда, занятость в промышленности составляет 12,7 процента от всего населения, занятого в экономике городского округа.
В условиях современной экономики огромное значение придается инвестициям. Привлечение инвестиций в город делает развитие экономики более динамичным, что способствует росту социально-экономических показателей, как города, так и страны в целом.
По видам экономической деятельности наибольший объем инвестиций в основной капитал вложено в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство (2,84 миллиарда рублей (далее - млрд. руб.), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (2,27 млрд. руб.), деятельность профессиональную, научную и техническую (2,19 млрд. руб.), деятельность в области информации и связи (1,42 млрд. руб.), транспортировку и хранение (1,51 млрд. руб.), строительство (0,70 млрд. руб.), образование (0,53 млрд. руб.), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (0,49 млрд. руб.), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (0,49 млрд. руб.), водоснабжение; водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (0,10 млрд. руб.) (рисунок 2).
Важно отметить, что доля ПКГО в общем объеме инвестиций Камчатского края составляет более 40 процентов.
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Рисунок 2 - распределение инвестиций по основным видам экономической деятельности в ПКГО в процентах от общего объема инвестиций
1.4. Анализ экономического развития городского округа
ПКГО - город с четко выраженным базовым сектором экономики - обрабатывающие производства. Экономическое развитие города за период 2012 - 2017 годов характеризуется положительной динамикой по большинству основных показателей. Однако наблюдалось снижение основных показателей в 2017 году. Индекс потребительских цен в декабре 2017 года к декабрю 2016 года составил 102,10 процента. Инфляцию сдерживали высокие процентные ставки, сокращение кредитования экономики со стороны финансовых институтов.
Розничная торговля и общественное питание на протяжении рассматриваемого периода были достаточно стабильны. По сравнению с 2012 годом количество магазинов сократилось на 23 процента, резкое сокращение количества магазинов произошло в 2014 году, после этого количество увеличилось незначительно. В настоящее время на потребительском рынке городского округа осуществляют торговую деятельность 1 193 магазина (включая торговые центры), 708 павильонов, 403 палатки и киоска, активно осуществляют деятельность торговые сети.
В 2013 году увеличилось количество павильонов на 1,5 процента, на протяжении 3 лет количество павильонов не менялось, но в 2017 году количество резко уменьшилось на 2,8 процента по сравнению с 2016 годом. На протяжении 4 лет с 2012 по 2016 годы количество ресторанов, кафе, баров увеличивалось, достигнув в 2016 году 118 единиц. В период с 2012 года по 2017 год количество специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов выросло на 7 и 11 единиц соответственно. Имеется тенденция к незначительному увеличению количества магазинов такого типа.
Инфраструктура объектов туристского обслуживания оставляет желать лучшего. Существующая инфраструктура туризма в городском округе представлена КСР. Число номеров во всех КСР в 2017 году составляло 879 единиц, из них высшей категории 62 единицы. Число размещенных лиц в 2017 году составило 70 458 чел., что на 25 150 чел. больше, чем в 2016 году. С 2014 года по 2016 год наблюдалось увеличение количества КСР, однако в 2017 году их количество сильно сократилось. Основное количество туристов, размещенных в КСР, прибывает на территорию городского округа с целью проведения отдыха (42 429 чел.), с целью ведения профессиональной деятельности - 13 315 чел.
Спектр продуктов, предлагаемый жителям и гостям городского округа, разнообразен. Кроме предоставления услуг по организации отдыха за пределами Российской Федерации и на ее территории, имеется большой выбор экскурсий и туров, которые проводятся непосредственно на территории городского округа и за его пределами. В настоящий момент турфирмы могут предоставить такие виды туристских услуг как: пешеходные туры, культурно-познавательные (сити-туры) и экологические туры, историко-культурные и конные туры, горнолыжные и сноубордические туры, катание на собачьих упряжках, сафари на снегоходах, морская и спортивная рыбалка на реках, морские прогулки и дайвинг.
В 2017 году в рамках продвижения туристского потенциала городского округа администрацией ПКГО принято участие в крупнейших международных выставочных мероприятиях. Представители Правительства Камчатского края и туристских фирм города приняли участие в работе 2 международных выставок - в XII международной туристской выставке "Интурмаркет" 2017 и MITT, где представили туристский продукт Камчатки, в том числе и города Петропавловска-Камчатского.
Показатель ввода в действие жилых домов в период с 2012 года по 2014 год имел нестабильную тенденцию к росту, однако с 2014 года происходит не только снижение выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, но и количества выданных разрешений на строительство (за исключением 2017 года). В целях содействия развитию строительства в 2017 году выдано 130 разрешений на строительство объектов капитального строительства и 50 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в том числе 3 разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов общей площадью жилых помещений 12 425,60 квадратных метров (далее - кв. м.).
Существенное влияние на динамику развития строительной отрасли будет оказывать реализация на территории городского округа мероприятий Инвестиционной программы Камчатского края (объекты здравоохранения, образования, спорта, культуры, жилья), государственной программы Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края", муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа".
Развитие территории городского округа в 2012 - 2017 годах наблюдалось незначительное. За весь рассматриваемый период общая площадь земель муниципального образования осталась неизменной. Количество автозаправочных станций, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в 2014 году достигло 25 единиц и больше не увеличивалось. Единственный показатель, который на протяжении рассматриваемого периода значительно вырос - это протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности города на конец года. Километраж автодорог с твердым покрытием увеличился почти в 2 раза, а километраж с усовершенствованным покрытием в 1,6 раза.
1.5. Бюджет города
Доходы бюджета города так же, как и расходы в анализируемом периоде имеют общую тенденцию к увеличению, но в 2017 году наблюдается отсутствие положительной динамики доходов бюджета по отношению к значению аналогичного предшествующего отчетного периода.
В 2017 году бюджет городского округа по доходам исполнен на 99,9 процента. Главные бюджетообразующие виды налогов в удельном весе налоговых поступлений в 2017 году: налог на доходы физических лиц (62,3 процента), налог на прибыль организаций (11,3 процента), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (6,3 процента), земельный налог (4,4 процента), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (4,7 процента), единый сельскохозяйственный налог (5,7 процента).
1.6. Социальная сфера
Развитие сферы образования в ПКГО носит неравномерный характер, о чем свидетельствуют следующие данные:
- обеспеченность местами в школах (с учетом специальных учебных заведений) возросло с 83 процентов в 2012 году до 97 процентов в 2017 году;
- обучение во вторую смену - значение показателя колебалось в пределах от 37 процентов в 2012 году до 26 процентов в 2016 году, достигнув в 2017 году 28 процентов;
- доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих услуги дошкольного образования, незначительно сократилась за период 2012 - 2017 годов (с 69 процентов до 65 процентов), начиная с 2015 года вновь наблюдается рост (за 2015 год значение составило 71 процент);
- доля детей в возрасте от 0 до 3 лет, получающих услуги дошкольного образования, имеет стойкую тенденцию к сокращению (в 2 раза): в 2012 году - 8 процентов, в 2017 году - 4 процента;
- охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет также имеет тенденцию к росту: в 2012 году - 34 процента, в 2017 году - 79 процентов.
Социальная сфера развивалась за анализируемый период неравномерно. Число семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за 6 лет уменьшилось на 4 079 единиц (далее - ед.), в то время как сумма начисленных субсидий населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уменьшилась на 26 284 тысяч рублей (далее - тыс. руб.). Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, увеличился на 80 262 тыс. руб. До 2016 года наблюдалось повышение объемов социальных выплат населению, например, совокупный рост выплат вырос в 2016 году на 13 процентов по сравнению с 2013 годом. Вместе с тем, существенно (в 6 раз) сократилась численность лиц, обслуженных за год отделениями при центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Положительная динамика наблюдается по численности лиц, обслуженных отделениями социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, их количество выросло за рассматриваемый период в 2,5 раза.
Анализ сферы культуры, молодежной политики и спорта говорит о том, что сфера культуры развивается достаточно хорошими темпами, о чем свидетельствует тот факт, что численность работников организаций культурно-досугового типа и специалистов культурно-досуговой деятельности в учреждениях культурно-досугового типа увеличилась почти в 1,5 раза. Сферу спорта можно считать умеренно эффективной. Так, в 2017 году в городском округе функционировало 368 спортивных сооружений. В соответствии с утвержденным календарным планом городского округа проведено 122 физкультурных мероприятия и спортивных соревнований совместно с федерациями по видам спорта, многие из которых реализуются от 1 дня до 2 месяцев (в 2016 году - 121). Спортивная инфраструктура городского округа за 2012 - 2017 годы развилась средними темпами. Этому свидетельствуют незначительные изменения показателей в 2012 и 2017 годах. Например, количество бассейнов (4 ед.), число самостоятельных детско-юношеских спортивных школ (13 ед.) в 2017 году такое же, как и в 2012 году. За анализируемый период незначительно увеличилось число немуниципальных спортивных сооружений (на 14 ед.), плоскостных спортивных сооружений (на 11 ед.), число организаций дополнительного образования детей и осуществляющих спортивную подготовку (4 ед.). Недостаточно эффективной можно считать молодежную политику. Несмотря на значительную поддержку молодежи, только 538 молодых семей в 2017 году приобрели жилье, что ниже требуемых для эффективного развития показателей.
1.7. Сравнительный анализ ключевых характеристик социально-экономического развития и окружающей среды ПКГО с географически похожими городами
Сравнительный анализ ключевых характеристик социально-экономического развития и окружающей среды городского округа проведен с географически похожими городами Российской Федерации. В частности, для анализа выбраны города с выходом в море и играющие важную роль в развитии региона. Для оценки потенциала кластерного и межрегионального взаимодействия выбраны административные центры Приморского края и Сахалинской области - Владивосток и Южно-Сахалинск соответственно. Для сравнения также выбран город из Европейской части Российской Федерации с выходом в море и схожей по численности населения - Северодвинск.
Таблица 1 - основные территориальные показатели ПКГО и городов-аналогов на 01.01.2018
Город |
Численность населения |
Плотность чел./квадратный километр (далее - кв. км.) |
Субъект Российской Федерации, в состав которого входит город |
Петропавловск-Камчатский |
181 216 |
500,4 |
Камчатский край |
Владивосток |
604 901 |
1 826,61 |
Приморский край |
Южно-Сахалинск |
198 973 |
1 208,39 |
Сахалинская область |
Северодвинск |
183 996 |
1 541,66 |
Архангельская область |
Таблица 2 - основные показатели развития территории ПКГО и городов-аналогов в 2017 году
Показатели |
Единица измерения (далее - ед. изм.) |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Общая площадь земель муниципального образования |
гектар (далее - га.) |
36214 |
56154 |
119349 |
90502,1 |
Общая протяженность улиц, проездов, набережных (на конец года) |
км. |
390,6 |
621,5 |
177,4 |
336,9 |
Общая протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных (на конец года) |
км. |
154,8 |
537,7 |
92,5 |
242,5 |
Протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований на конец года |
|
|
|
|
|
всего |
км. |
112,2 |
621,4 |
177,4 |
399,1 |
с твердым покрытием |
км. |
112,2 |
621,4 |
163,1 |
347,4 |
с усовершенствованным покрытием (цементобетонные, асфальтобетонные и типа асфальтобетона, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) |
км. |
93,3 |
358,9 |
163,1 |
176,4 |
Структура населения сравниваемых городов и основные показатели миграции представлены в таблице 3.
Основная часть населения городского округа так же, как и во Владивостокском городском округе занята в государственных предприятиях - 24,7 процента (таблица 4). В ПКГО больше населения, чем в городах-аналогах, работают в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг, и значительно больше занимаются сельским, лесным хозяйством, охотой, рыболовством и рыбоводством.
Таблица 3 - основные показатели населения ПКГО и городов-аналогов на 01.01.2017
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
|
Численность всего населения по полу и возрасту | ||||||
Всего |
чел. |
180454 |
633414 |
185042 |
201985 |
|
Женщины |
чел. |
91557 |
333688 |
98342 |
106871 |
|
Мужчины |
чел. |
88897 |
299726 |
86700 |
95114 |
|
Моложе трудоспособного возраста | ||||||
Всего |
чел. |
32386 |
94082 |
33034 |
37544 |
|
Женщины |
чел. |
15876 |
45799 |
15919 |
18338 |
|
Мужчины |
чел. |
16510 |
48283 |
17115 |
19206 |
|
Трудоспособный возраст | ||||||
Всего |
чел. |
112137 |
397168 |
104380 |
123247 |
|
Женщины |
чел. |
50380 |
187375 |
48086 |
59728 |
|
Мужчины |
чел. |
61757 |
209793 |
56294 |
63519 |
|
Старше трудоспособного возраста | ||||||
Всего |
чел. |
35931 |
142164 |
47628 |
41194 |
|
Женщины |
чел. |
25301 |
100514 |
34337 |
28805 |
|
Мужчины |
чел. |
10630 |
41650 |
13291 |
12389 |
|
Рождаемость и смертность | ||||||
Число родившихся (без мертворожденных) |
чел. |
2152 |
6494 |
2003 |
2884 |
|
Число умерших |
чел. |
1933 |
6927 |
2098 |
1843 |
|
Число прибывших | ||||||
Миграция - всего |
чел. |
7748 |
23551 |
5148 |
10686 |
|
в пределах России |
чел. |
4104 |
19628 |
4851 |
7348 |
|
внутрирегиональная |
чел. |
989 |
11940 |
2208 |
3417 |
|
межрегиональная |
чел. |
3115 |
7688 |
2643 |
3931 |
|
международная |
чел. |
3644 |
3923 |
297 |
3338 |
|
со странами СНГ |
чел. |
3499 |
2530 |
278 |
2308 |
|
с другими зарубежными странами |
чел. |
145 |
1393 |
19 |
1030 |
|
внешняя (для региона) миграция |
чел. |
6759 |
11611 |
2940 |
7269 |
|
Женщины |
чел. |
3387 |
11244 |
2511 |
4888 |
|
Мужчины |
чел. |
4361 |
12307 |
2637 |
5798 |
|
Число выбывших | ||||||
Всего |
|
|
|
|
|
|
Миграция - всего |
чел. |
7205 |
23430 |
5815 |
7572 |
|
в пределах России |
чел. |
5874 |
18481 |
5597 |
6567 |
|
внутрирегиональная |
чел. |
786 |
9421 |
1475 |
2232 |
|
межрегиональная |
чел. |
5088 |
9060 |
4122 |
4335 |
|
международная |
чел. |
1331 |
4949 |
218 |
1005 |
|
со странами СНГ |
чел. |
1324 |
2372 |
211 |
947 |
|
с другими зарубежными странами |
чел. |
7 |
2577 |
7 |
58 |
|
внешняя (для региона) миграция |
чел. |
6419 |
14009 |
4340 |
5340 |
|
Женщины |
чел. |
3332 |
10607 |
2884 |
3879 |
|
Мужчины |
чел. |
3873 |
12823 |
2931 |
3693 |
|
Естественный прирост |
чел. |
219 |
-433 |
-95 |
1041 |
При этом в ПКГО высокой является среднемесячная заработная плата работников организаций - 76 524,7 рублей (далее - руб.), это выше чем во Владивостоке и Северодвинске (51 892 руб. и 54 679,6 руб. соответственно), но значительно ниже, чем в Южно-Сахалинске - 88 147,7 руб.
Также существенно различаются показатели структуры занятости и распределение работников по основным сферам деятельности. Поэтому сравнительный анализ целесообразно проводить по общим показателям, учитывая особенности конкретных городов-аналогов.
Таблица 4 - занятость населения ПКГО и городов - аналогов в 2017 году по видам экономической деятельности
Показатели |
Ед. изм. (процент далее - %) |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Среднесписочная численность работников организаций (по okved2) |
% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Добыча полезных ископаемых (январь-март) |
% |
0,1% |
0,2% |
н/д |
3,8% |
Обрабатывающие производства |
% |
1,5% |
8,4% |
60,2% |
2,4% |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% |
6,6% |
5,8% |
1,5% |
4,9% |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
% |
2,7% |
1,3% |
н/д |
1,0% |
Строительство |
% |
1,8% |
2,0% |
1,0% |
7,6% |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
% |
12,5% |
2,8% |
0,1% |
4,5% |
Образование |
% |
13,7% |
12,7% |
9,7% |
9,5% |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
% |
12,3% |
10,9% |
8,9% |
11,7% |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
% |
1,6% |
1,6% |
0,9% |
2,8% |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
% |
3,9% |
6,7% |
2,0% |
4,0% |
Транспортировка и хранение |
% |
3,5% |
12,2% |
0,9% |
10,9% |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
% |
0,4% |
1,0% |
1,0% |
1,0% |
Деятельность в области информации и связи |
% |
2,2% |
3,1% |
0,1% |
2,7% |
Деятельность финансовая и страховая |
% |
3,8% |
5,7% |
0,7% |
3,1% |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
% |
1,3% |
1,4% |
1,6% |
2,4% |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
% |
4,5% |
4,9% |
1,6% |
7,6% |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
% |
2,4% |
1,7% |
0,2% |
2,1% |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
% |
24,7% |
17,1% |
8,6% |
17,2% |
Предоставление прочих видов услуг |
% |
0,5% |
0,4% |
0,4% |
0,7% |
Развитие розничной торговли (таблица 5) показывает уровень предпринимательства в городе. По этому показателю лидирует Владивосток с самой высокой плотностью магазинов:
- Петропавловск-Камчатский - 1 магазин на 48 чел.;
- Владивосток - 1 магазин на 32 чел.;
- Северодвинск - 1 магазин на 107 чел.;
- Южно-Сахалинск - 1 магазин на 59 чел.
Таблица 5 - показатели развития розничной торговли в городском округе и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Количество объектов розничной торговли и общественного питания |
ед. |
3777 |
18909 |
1866 |
3119 |
Площадь торгового зала объектов розничной торговли |
|
|
|
|
|
Магазины |
кв. м. |
139502 |
493372 |
185972 |
205588 |
Павильоны |
кв. м. |
24092 |
14291 |
2776.1 |
10545 |
Аптеки и аптечные магазины |
кв. м. |
1352 |
6421.4 |
2876.4 |
1911 |
Гипермаркеты |
кв. м. |
28991 |
19886 |
20278 |
6800 |
Супермаркеты |
кв. м. |
10668 |
74362 |
18637 |
13707 |
Специализированные продовольственные магазины |
кв. м. |
27863 |
6742 |
8467 |
3178 |
Специализированные непродовольственные магазины |
кв. м. |
26939 |
84206 |
26709 |
19990 |
Магазины дискаунтеры |
кв. м. |
800 |
14111 |
1667 |
800 |
Минимаркеты |
кв. м. |
23940 |
68577 |
27242 |
48776 |
Универмаги |
кв. м. |
18416 |
0 |
|
|
Неспециализированные непродовольственные магазины и прочие магазины |
кв. м. |
2685 |
239599 |
33389 |
113137 |
Общедоступные столовые, закусочные |
кв. м. |
3081 |
21723 |
н/д |
645 |
Столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий |
кв. м. |
8348 |
17289 |
1536 |
5933 |
Рестораны, кафе, бары |
кв. м. |
10635 |
40982 |
13652 |
29866 |
Общедоступные столовые, закусочные |
место |
1526 |
11628 |
14710 |
342 |
Столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий |
место |
7171 |
9982 |
567 |
4753 |
Рестораны, кафе, бары |
место |
5607 |
19863 |
10961 |
14593 |
Таблица 6 характеризует общую деловую активность в городе-аналоге. По различным показателям данной категории ситуация достаточно разнородная, поэтому целесообразно сравнивать наиболее востребованные категории производства. Например, по объему товаров собственного производства и выполненных работ и услуг собственными силами лидирует Владивосток, на втором месте Северодвинск, а ПКГО замыкает четверку.
Таблица 6 - показатели деятельности предприятий в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Продано товаров несобственного производства (без субъектов малого предпринимательства) по okved2 |
млрд. руб. |
45,4 |
330,8 |
12,7 |
40,7 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) по okved2 |
млрд. руб. |
79,4 |
243,2 |
180,8 |
194,4 |
Продано товаров несобственного производства (без субъектов малого предпринимательства) средняя численность работников, которых превышает 15 чел. (по okved2) |
млрд. руб. |
37,9 |
277,3 |
11,3 |
40,7 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников, которых превышает 15 чел., по основному виду экономической деятельности (по okved2) |
млрд. руб. |
78,8 |
238,7 |
180,7 |
178,7 |
Строительный рынок во многом является индикатором развития социальной сферы и инвестиционной активности бизнеса (таблица 7).
Таблица 7 - показатели социального развития строительной сферы в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Введено в действие жилых домов на территории муниципального образования |
кв. м. общей площади |
22180 |
102600 |
49676 |
209452 |
Введено в действие индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования |
кв. м. общей площади |
9754 |
21722 |
1524 |
115748 |
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года |
ед. |
4084 |
12691 |
6584 |
8544 |
Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году |
ед. |
699 |
340 |
199 |
308 |
Семьи инвалидов и семей, имеющие детей-инвалидов |
ед. |
13 |
5 |
11 |
32 |
Молодые семьи |
ед. |
74 |
0 |
|
30 |
Семьи, проживающие в ветхом и аварийном жилфонде |
ед. |
51 |
37 |
165 |
235 |
Детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей |
ед. |
69 |
265 |
15 |
74 |
При этом строительный рынок на территории ПКГО развивается, что подтверждается количеством выданных в 2017 году разрешений на строительство - вдвое больше чем во Владивостоке и Северодвинске, однако значительно меньше, чем в Южно-Сахалинске (таблица 8).
Таблица 8 - показатели развития строительной сферы в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Количество выданных разрешений на строительство |
ед. |
119 |
58 |
59 |
616 |
Количество выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию |
ед. |
47 |
20 |
38 |
198 |
Развитие коммунального хозяйства характеризует состояние и уровень условий городской среды (таблица 9).
Таблица 9 - показатели развития коммунальной сферы в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Общая площадь жилых помещений |
тысяч квадратных метров (далее - тыс. кв. м.) |
4559 |
13902 |
4283 |
4955 |
Число источников теплоснабжения |
ед. |
56 |
87 |
5 |
28 |
Число источников теплоснабжения мощностью до 3 гигакалорий в час (далее - Гкал/ч) |
ед. |
35 |
63 |
3 |
16 |
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 года - км.) |
м. |
373280 |
668060 |
224690 |
326360 |
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене (до 2008 года - км.) |
м. |
181780 |
10880 |
132810 |
240900 |
Протяженность тепловых и паровых сетей, которые были заменены и отремонтированы за отчетный год |
м. |
7150 |
8790 |
4200 |
12900 |
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене (до 2008 года - км.) |
м. |
87690 |
273265 |
69950 |
87700 |
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, которая заменена и отремонтирована за отчетный год |
м. |
3629 |
1523 |
170 |
2280 |
Одиночное протяжение уличной канализационной сети, которая заменена и отремонтирована за отчетный год |
м. |
1940 |
900 |
13800 |
340 |
Бюджет ПКГО в 2017 году являлся профицитным, чего нельзя сказать о других городах-аналогах.
Таблица 10 - показатели бюджета в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Профицит, дефицит (-) бюджета муниципального образования (местного бюджета), фактически исполнено |
тыс. руб. |
296587 |
326412 |
5257 |
-776035 |
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) |
% |
73.5 |
78.3 |
79.3 |
52.4 |
Расходы на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на 1 жителя муниципального образования |
руб. |
4575.1 |
1454.3 |
1559 |
5647 |
В городском округе по итогам 2017 года самый низкий уровень инвестиций в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования - 70 054 тыс. руб., в то время как во Владивостоке и Северодвинске в разы больше - 452 322 тыс. руб. и 318 657 тыс. руб. соответственно, а в Южно-Сахалинске - 1 088 073 тыс. руб. Расходы муниципальных бюджетов городов-аналогов приведены в таблице 11.
Таблица 11 - структура расходов муниципального бюджета в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Всего |
тыс. руб. |
11268457 |
12793438 |
6347564 |
21287264 |
Общегосударственные вопросы |
тыс. руб. |
876667 |
2055498 |
403274 |
1515246 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
тыс. руб. |
106176 |
433783 |
101430 |
1032 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
тыс. руб. |
52745 |
121825 |
51663 |
161565 |
Национальная экономика |
тыс. руб. |
2220821 |
1967977 |
487932 |
4113100 |
Транспорт |
тыс. руб. |
361791 |
19663 |
11820 |
384950 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
тыс. руб. |
1765371 |
167673 |
426068 |
3297876 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
тыс. руб. |
90431 |
30930 |
50043 |
406747 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
тыс. руб. |
833777 |
1511535 |
1228956 |
5416939 |
Образование |
тыс. руб. |
5659722 |
6120343 |
3386978 |
6972751 |
Культура, кинематография |
тыс. руб. |
227248 |
167971 |
258391 |
1215926 |
Физическая культура и спорт |
тыс. руб. |
35828 |
183686 |
48394 |
337626 |
Социальная политика |
тыс. руб. |
1235837 |
218485 |
376102 |
1469134 |
Доходная часть бюджетов городов-аналогов рассматривается в таблице 12.
Таблица 12 - структура доходов бюджета в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Всего |
тыс. руб. |
11565044 |
13119851 |
6352821 |
20511229 |
Налог на доходы физических лиц |
тыс. руб. |
3071939 |
4080547 |
2395490 |
5083398 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
тыс. руб. |
7554 |
37642 |
8630 |
27420 |
Налоги на совокупный доход |
тыс. руб. |
833388 |
880810 |
157049 |
2993632 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
тыс. руб. |
312731 |
688531 |
150770 |
352096 |
Единый сельскохозяйственный налог |
тыс. руб. |
278418 |
147296 |
315 |
827144 |
Налоги на имущество |
тыс. руб. |
407199 |
1649993 |
232229 |
1240170 |
Налог на имущество физических лиц |
тыс. руб. |
45960 |
222505 |
27380 |
85725 |
Земельный налог |
тыс. руб. |
216524 |
1427487 |
204849 |
208011 |
Государственная пошлина |
тыс. руб. |
54746 |
128197 |
30942 |
41901 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
тыс. руб. |
261728 |
1216323 |
211183 |
492457 |
Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей |
тыс. руб. |
17791 |
4320 |
11793 |
9019 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
тыс. руб. |
115562 |
54727 |
20020 |
16747 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
тыс. руб. |
115562 |
54727 |
624 |
16747 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
тыс. руб. |
57619 |
586840 |
298307 |
59678 |
Безвозмездные поступления |
тыс. руб. |
6098760 |
4106270 |
2953364 |
10130855 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
тыс. руб. |
6171745 |
4134782 |
2976810 |
10559379 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
тыс. руб. |
244654 |
23047 |
н/д |
280603 |
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) |
тыс. руб. |
1579166 |
611142 |
844858 |
5408027 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
тыс. руб. |
4323650 |
3215165 |
2126755 |
706779 |
Иные межбюджетные трансферты |
тыс. руб. |
24275 |
285428 |
5197 |
4163970 |
Из общей величины доходов - собственные доходы |
тыс. руб. |
7241395 |
9904686 |
4226066 |
19804450 |
Рейтинговая оценка городского округа по основным статистическим показателям социальной поддержки населения в 2017 году в сравнении с городами Владивосток, Южно-Сахалинск и Северодвинск показала, что ПКГО - лидер в рейтинге по числу семей и объему средств, выделенных на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (таблицы 13 и 14).
Таблица 13 - показатели, характеризующие уровень социальной поддержки населения в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Число семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за отчетный период |
ед. |
13355 |
9375 |
2341 |
4314 |
Сумма начисленных субсидий населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за отчетный период |
тыс. руб. |
429280 |
139941 |
42298 |
105210 |
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой (льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на конец отчетного периода |
чел. |
42069 |
95513 |
59724 |
36916 |
Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
руб. |
1131755 |
800578 |
742805 |
519397 |
Таблица 14 - показатели, характеризующие уровень социального обслуживания населения в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Число организаций, осуществляющих социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому |
ед. |
3 |
2 |
н/д |
2 |
Численность получателей социальных услуг, оказываемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому |
чел. |
744 |
6282 |
743 |
1309 |
Число оказанных услуг организациями, осуществляющими социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому |
ед. |
292632 |
197358 |
79703 |
98900 |
Число организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание |
ед. |
6 |
1 |
3 |
4 |
Численность получателей социальных услуг, оказываемых организациями, осуществляющими полустационарное социальное обслуживание |
чел. |
8270 |
4698 |
1072 |
н/д |
Число оказанных услуг организациями, осуществляющими полустационарное социальное обслуживание |
ед. |
234404 |
820164 |
284005 |
63544 |
Развитие культуры и спорта в ПКГО характеризуется рядом показателей. Степень развития сети культурных учреждений профессионального искусства в городском округе оценивается показателем охвата профессиональным искусством различных целевых групп, значение которого по итогам 2017 года составило 293 посещения на 1 000 жителей против 81 посещения в 2012 году Рейтинговая оценка городского округа по основным статистическим показателям развития спорта в 2017 году в сравнении с городами Владивосток, Северодвинск и Южно-Сахалинск показала, что ПКГО занимает 3-е место по числу детско-юношеских спортивных школ. По числу спортивных сооружений, плавательных бассейнов, в том числе муниципальных, город Петропавловск-Камчатский в рейтинге находится на 4-м месте.
Таблица 15 - показатели развития спорта в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Число спортивных сооружений | |||||
Спортивные сооружения - всего, из них: |
ед. |
368 |
578 |
278 |
375 |
стадионы с трибунами |
ед. |
н/д |
4 |
1 |
2 |
плоскостные спортивные сооружения |
ед. |
144 |
271 |
85 |
131 |
спортивные залы |
ед. |
79 |
240 |
62 |
65 |
плавательные бассейны |
ед. |
4 |
23 |
11 |
5 |
Число муниципальных спортивных сооружений | |||||
Спортивные сооружения - всего, из них: |
ед. |
278 |
372 |
207 |
274 |
плоскостные спортивные сооружения |
ед. |
129 |
230 |
63 |
113 |
спортивные залы |
ед. |
58 |
120 |
41 |
38 |
Число детско-юношеских спортивных школ (включая филиалы) |
ед. |
13 |
9 |
2 |
8 |
Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах |
чел. |
8311 |
8764 |
2324 |
4983 |
Число самостоятельных детско-юношеских спортивных школ |
ед. |
13 |
9 |
2 |
н/д |
Вовлеченность населения в культурные события города в ПКГО и городах-аналогах оценивается числом населения, участвующего в культурно-досуговых массовых мероприятиях, например, количеством посещений на 1 000 жителей. Разнообразие культурных предложений в Петропавловск-Камчатском городском округе и городах-аналогах оценивается как количество проводимых одномоментно культурных событий.
Таблица 16 - показатели развития культуры, организации отдыха и развлечений в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Число организаций культурно-досугового типа |
ед. |
6 |
14 |
3 |
9 |
Численность работников организаций культурно-досугового типа с учетом обособленных подразделений (филиалов) |
чел. |
181 |
178 |
212 |
242 |
Численность специалистов культурно-досуговой деятельности в учреждениях культурно-досугового типа с учетом структурных подразделений (филиалов) |
чел. |
109 |
62 |
76 |
117 |
Число библиотек |
ед. |
3 |
35 |
1 |
4 |
Численность работников библиотек с учетом обособленных подразделений (филиалов) |
чел. |
233 |
383 |
142 |
328 |
Численность библиотечных работников в библиотеках с учетом обособленных подразделений (филиалов) |
чел. |
153 |
265 |
101 |
219 |
Число музеев |
ед. |
2 |
6 |
1 |
4 |
Численность работников музеев с учетом обособленных подразделений (филиалов) |
чел. |
56 |
257 |
37 |
256 |
Численность научных сотрудников и экскурсоводов музеев с учетом обособленных подразделений (филиалов) |
чел. |
17 |
163 |
5 |
73 |
Число профессиональных театров |
ед. |
2 |
5 |
1 |
2 |
Численность работников профессиональных театров, всего |
чел. |
160 |
1023 |
91 |
272 |
Численность художественного и артистического персонала профессиональных театров |
чел. |
89 |
530 |
44 |
165 |
Число детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств |
ед. |
7 |
11 |
4 |
7 |
Численность работников детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с учетом обособленных подразделений (филиалов), всего |
чел. |
158 |
515 |
242 |
309 |
Численность преподавателей детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с учетом обособленных подразделений (филиалов) |
чел. |
91 |
316 |
153 |
177 |
Основные проблемы развития туристской отрасли во всех рассматриваемых городах и прилегающих районах связаны со сложной локацией и дороговизной отдыха и внутренней туристкой логистикой. Уровень туристического потенциала характеризуется количеством КСР (таблица 17).
Таблица 17 - КСР в ПКГО и городах Российской Федерации в 2017 году
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Число коллективных средств размещения |
ед. |
23 |
102 |
13 |
45 |
Число мест в коллективных средствах размещения |
ед. |
1170 |
13868 |
1771 |
2846 |
Сравнение городов целесообразно делать на основании комплексного бенчмаркинга, путем определения эталонных значений по основным показателям. Основными показателями для проведения бенчмаркинга выбраны показатели, сведенные в таблицу 18.
Таблица 18 - показатели для проведения бенчмаркинга городов-аналогов
Показатели |
Ед. изм. |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Естественный прирост населения |
% |
100,12 |
99,93 |
99,95 |
100,52 |
Обеспеченность объектами розничной торговли и общественного питания |
чел. на 1 объект |
48 |
33 |
99 |
65 |
Обеспеченность спортивными объектами |
чел. на 1 объект |
490 |
1 096 |
666 |
539 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 тыс. жителей |
кв. м. на 1 тысячу человек (далее - тыс. чел.) |
25 |
22 |
23 |
25 |
Инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования в среднем на одного жителя |
руб. на 1 чел. |
388 |
714 |
1 722 |
5 387 |
Профицит, дефицит (-) бюджета муниципального образования (местного бюджета) |
тыс. руб. |
296 587 |
326 412 |
5 257 |
-776 035 |
Число коллективных средств размещения |
ед. |
23 |
102 |
13 |
45 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций |
руб. |
76 525 |
51 892 |
54 680 |
88 148 |
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций |
% |
69 |
78 |
77 |
75 |
Приняв максимальные значения по каждому показателю за эталон, равный 1, расставим значения каждого показателя каждого города-аналога относительно данного эталона (таблица 19).
Таблица 19 - результаты нормирования показателей по эталону
Показатель |
Обозначение |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Естественный прирост населения |
П1 |
1,00 |
0,99 |
0,99 |
1,00 |
Обеспеченность объектами розничной торговли и общественного питания |
П2 |
0,48 |
0,34 |
1,00 |
0,65 |
Обеспеченность спортивными объектами |
П3 |
0,45 |
1,00 |
0,61 |
0,49 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 тысячу (далее - тыс.) жителей |
П4 |
1,00 |
0,87 |
0,92 |
0,97 |
Инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования в среднем на одного жителя |
П5 |
0,07 |
0,13 |
0,32 |
1,00 |
Профицит, дефицит (-) бюджета муниципального образования (местного бюджета), фактически исполнено |
П6 |
0,91 |
1,00 |
0,02 |
-2,38 |
Число коллективных средств размещения |
П7 |
0,23 |
1,00 |
0,13 |
0,44 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций |
П8 |
0,87 |
0,59 |
0,62 |
1,00 |
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций |
П9 |
0,88 |
1,00 |
0,99 |
0,96 |
В результате получаем лепестковую диаграмму, отображающую положение ПКГО относительно городов-аналогов (рисунок 3). Для определения итогового места в рейтинге необходимо измерить площадь получившихся фигур для каждого города-аналога. Результаты расчета площадей приведены в таблице 20.
Таким образом, на основании сравнительного анализа можно сделать вывод, что ПКГО по данным 2017 года занимает среди городов-аналогов 3 место, уступая лидерам по следующим показателям:
- инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования в среднем на 1 жителя;
- число коллективных средств размещения.
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Рисунок 3 - лепестковая диаграмма городов-аналогов
Таблица 20 - ранжирование городов-аналогов по площади фигуры
Показатели |
Петропавловск-Камчатский |
Владивосток |
Северодвинск |
Южно-Сахалинск |
Площадь фигуры |
1,0703 |
1,5947 |
1,3278 |
0,4372 |
Место муниципального образования в рейтинге |
3 |
1 |
2 |
4 |
Данные показатели определяют возможности использования профицита и позволяют адаптировать приоритеты развития городского округа.
1.8. Анализ тенденций внешней среды городского округа
Однако внешняя среда является источником не только проблем, но и возможностей. Положительные и отрицательные тренды формируются с использованием технологии PESTEL-анализа. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 21.
Таблица 21 - факторы PESTEL-анализа для ПКГО
Фактор |
Характер влияния |
Политические | |
Финансирование из бюджетов различных уровней и бюджетных источников |
+ |
Достаточная политическая стабильность региона |
+ |
Политическая воля, направленная на развитие региона |
+ |
Реализация Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года": |
+ |
Зависимость рыбной промышленности от государственной политики и региональной политики |
- |
Сложности в управлении муниципальным имуществом |
- |
Экономические | |
Наличие территории опережающего развития и свободного порта Владивосток |
+ |
Развитие туристической сферы в России |
+ |
Открытие новых производств в Камчатском крае |
+ |
Низкие инвестиционные возможности транспортных компаний |
- |
Дефицит внешних инвестиций в экономику России |
|
Большие транспортные расходы |
- |
Низкий уровень производительности труда в экономике |
|
Ежегодные бюджетные ассигнования выделяются в объеме фактических расходов отчетного года без применения индексных дефляторов |
- |
Социальные | |
Наличие грантовой поддержки |
+ |
Увеличение численности населения |
+ |
Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования методов обучения и воспитания, повышение мотивации к обучению |
+ |
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
+ |
Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3х лет |
+ |
Реализация программы психолого-педагогической и консультационной поддержки родителей |
+ |
Доступность образования всех видов и уровней |
+ |
Внедрение национальной системы профессионального роста педагогически работников |
+ |
Формирование системы профессиональных конкурсов |
+ |
Развитие системы наставничества |
+ |
Отсутствие автомобильного сообщения с материковой частью страны |
- |
Ухудшение демографической ситуации |
|
Недостаточный уровень развития отраслей социальной сферы |
|
Приток иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья |
- |
Увеличение числа детей инвалидов |
- |
Технологические | |
Возможность получения доступного интернета |
+ |
Разработка новых технологий, позволяющих вовлечь в производственный процесс ранее неиспользуемые ресурсы |
+ |
Создание современной цифровой образовательной среды |
+ |
Низкий средний уровень квалификации |
- |
Проблемы жилищно-коммунальной сферы |
- |
Слабая информатизация региона |
- |
Проблема освоения и развития новых территорий |
- |
Экологические | |
Привлечение большого количества туристов, которые нацелены на экологический туризм |
+ |
Тенденции к расширению экологическое направление развития |
+ |
Внедрение ступенчатой системы экологического образования |
+ |
Развитие и поддержка экологическо-волонтерского движения |
+ |
Климатические условия, характеризующиеся высоким уровнем выпадения осадков, в том числе снежных масс |
- |
Правовые | |
Разработанные нормативные и правительственные акты, регламентирующие деятельность в области культуры, области молодежной политики и в области физической культуры и спорта |
+ |
Наличие всей нормативно-правовой базы, которая позволяет действовать в рамках и федеральных законов и краевых законов. |
+ |
Наличие достаточно хорошей базы в сферах культуры, федеральные законы, стратегия развития культуры до 2030 года |
+ |
Отсутствие нормативно-правовой базы для регулирования вновь появляющихся правоотношений |
- |
Большие временные затраты на получение денежных средств по результатам судебных разбирательств с органами власти |
- |
Отсутствие в федеральном законодательстве норм о реальной ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов |
- |
Практически не работает институт территориального общественного самоуправления |
- |
Таким образом, только учет положительных и отрицательных факторов внешней среды позволяет конкретизировать приоритеты стратегического развития городского округа.
1.9. Ключевые проблемы социально-экономического развития городского округа, обусловленные внешними источниками
Влияние экономических структурных проблем развития Российской Федерации и Камчатского края оказывает непосредственное воздействие на развитие городского округа. В результате проведенного анализа определены следующие проблемы и факторы, влияющие на них (таблица 22).
Таблица 22 - проблемы, обусловленные внешними источниками, и влияющие на них факторы
Проблемы |
Факторы |
Недостаточный уровень развития отраслей социальной сферы |
низкий уровень финансирования; низкая инвестиционная привлекательность, связанная с ее социально ориентированным характером; низкий уровень оплаты труда работников муниципальных учреждений; высокая текучесть кадров; устаревшая материально-техническая база; сокращение финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры из краевого и федерального бюджетов; |
Низкий средний уровень квалификации |
несбалансированность спроса и предложения на рынке труда; миграционный отток высококвалифицированных специалистов; миграционный приток неквалифицированных кадров из стран Содружества независимых государств ( далее - СНГ); |
Зависимость рыбной промышленности от государственной политики и региональной политики |
распределение квот на вылов рыбы и морепродуктов; административные барьеры в части ветеринарного надзора за процессами производства и транспортировки рыбы и рыбной продукции; сокращение запасов водных биологических ресурсов прилегающей акватории вследствие их незаконного промысла и нарушения мест обитания; |
Низкий уровень производительности труда в экономике |
низкий уровень внедрения инновационных технологий; недостаток в отдельных секторах экономики необходимого профессионально-квалификационного состава кадров; отставание в сфере высоких технологий от аналогичных производств иностранных государств; |
Проблема освоения и развития новых территорий |
наличие инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в транспортной и энергетической сферах; недостаточность земельных ресурсов для развития бизнеса; неравное положение по сравнению с "материком" предпринимателей в связи с дополнительной налоговой и социальной нагрузкой на бизнес ("северные" льготы); снижение софинансирования инвестиционных проектов из бюджета Камчатского края; бюджетные проблемы на краевом уровне; |
Сложности в управлении муниципальным имуществом |
трудности регистрации имущества, передаваемого из федеральной собственности; наличие кредиторской задолженности муниципальных предприятий; |
Слабая информатизация региона |
отсутствие мощных магистральных каналов для обеспечения высокой скорости доступа в сеть Интернет; высокие тарифы на услуги доступа в сеть Интернет; монополизм публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") в сфере фиксированной телефонии; |
Дефицит внешних инвестиций в экономику России |
кризисные явления в мировой экономике; колебания мировых цен на сырьевые товары, особенно на нефть; ужесточение экономических санкций против России, ухудшение состояния финансового рынка; |
Ухудшение демографической ситуации |
усиление демографических проблем вследствие возрастания влияния фактора "демографической ямы девяностых"; миграция населения; |
Проблемы жилищно-коммунальной сферы |
недостаточные темпы строительства; низкое качество жилья на вторичном рынке; рост доли ветхого и аварийного жилья; высокие тарифы на услуги ЖКХ; плохие эксплуатационные качества зданий. |
1.10. Проблемы социально-экономического развития городского округа, обусловленные внутренними источниками
Вместе с тем, городской округ имеет и специфические проблемы, которые выявлены в результате анализа социально-экономического развития (таблица 23).
Таблица 23 - проблемы, обусловленные внутренними источниками
Проблема |
Факторы |
Низкая эффективность функционирования жилищного хозяйства, инженерного обеспечения |
отсутствие актуальных генеральных схем водоснабжения и водоотведения; отсутствие резервов для подключения объектов нового строительства к инженерным сетям; низкая платежеспособность населения (задолженность по оплате коммунальных услуг); низкая инфраструктурная освоенность южного и северо-восточного районов городского округа; отсутствие очистных сооружений необходимой мощности; высокая доля аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, и жилых домов с дефицитом сейсмостойкости; низкий платежеспособный спрос населения, высокие ставки процентов по ипотечным кредитам); структура и стоимость жилья не в полной мере отвечают актуальным потребностям населения (дефицит доступного жилья с достаточным количеством (далее - кол-во) 1 - 2-комнатных квартир для предоставления различным категориям граждан в рамках реализации федеральных государственных программ); недостаток земельных участков под строительство социального жилья, обеспеченных инженерными коммуникациями; неразвитая инженерная инфраструктура, устаревшие инженерные коммуникации; |
Несоответствие пространственной организации городского округа современным требованиям |
отсутствие общего архитектурного стиля городского округа; отсутствие планировочной целостности; отсутствие четких приоритетов местной градостроительной политики; наличие природных планировочных ограничений; |
Высокая себестоимость производства строительных материалов и строительства |
неблагоприятные климатические и инженерно-геологические условия; высокая стоимость привозных строительных материалов; дефицит квалифицированных кадров; отсутствие в городском округе резерва территорий для строительства объектов жилищного, социального и коммунально-бытового назначения; |
Несоответствие транспортной и улично-дорожной инфраструктуры городского округа текущим и перспективным потребностям |
отсутствие железнодорожного сообщения с остальной территорией страны; неудовлетворительное состояние портового хозяйства; перегруженность транспортной сети; безальтернативность основных видов транспорта; отсутствие необходимого объема средств на ремонт и реконструкцию дорог; сложные климатические условия; |
Дефицит дошкольных образовательных учреждений |
прирост количества мест в сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) ниже прироста детей; |
Низкие показатели деятельности предприятий |
обособленное географическое расположение; высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса; низкая инвестиционная активность субъектов бизнеса; наличие сезонности в спросе на продукцию и рабочую силу; |
Незначительный въездной поток туристов |
отсутствие инфраструктуры в порту г. Петропавловск-Камчатский для обслуживания круизных лайнеров в соответствии с международными стандартами; нехватка объектов туристической инфраструктуры (гостиниц, предприятий общественного питания, торговых и развлекательных центров); несоответствие цены и качества в местах размещения туристов; низкий уровень благоустройства города; высокая стоимость транспортного сообщения с другими странами и регионами; |
Дефицит финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий и управленческих функций |
ограниченные возможности бюджета городского округа для реализации социальной, экологической и экономической политики (дотационность бюджета); недостаточное обеспечение финансовыми средствами, не позволяющее провести разработку планировочной и проектной документации на всей территории городского округа, проекты планировок разрабатываются по необходимости; высокий уровень муниципального долга и значительные расходы на его обслуживание; высокая зависимость городского бюджета от финансовой помощи из регионального бюджета; уход субъектов малого предпринимательства в "теневую экономику"; |
Снижение численности экономически активного населения |
отток кадров на материк; высокая смертность мужчин трудоспособного возраста; усугубление процессов старения населения, ведущих к снижению доли трудоспособного населения и усилению иждивенческой нагрузки |
Низкое качество городской среды |
дефицит специалистов, работающих в сфере обращения с отходами; уход с рынка части управляющих компаний, что приведет к росту монополизма; сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод; отсутствие современного полигона ТБО с возможностью обезвреживания отходов 1-2 классов опасности; неразвитость индустрии переработки отходов и системы селективного сбора; наличие несанкционированных мест размещения отходов на территории городского округа; низкая экологическая культура населения; отсутствие ресурсных условий для реализации новых градостроительных решений |
1.11. Конкретизация сильных и слабых сторон городского округа
Анализ социально-экономического положения стал основой для выявления сильных и слабых сторон городского округа, а также возможностей и угроз дальнейшего развития:
- сильные стороны городского округа - его конкурентные преимущества, естественные и созданные факторы и превосходства;
- слабые стороны - отсутствующие или слаборазвитые конкурентные факторы городского округа;
- возможности - благоприятные тенденции и внешние потенциалы развития городского округа;
- угрозы - неблагоприятные тенденции и внешние риски для качественного развития городского округа.
Оценка потенциала, внешних и внутренних факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие городского округа, ключевых проблем и ограничений, а также определение и обоснование перспектив развития и конкурентных преимуществ социально-экономического развития ПКГО по отдельным отраслям в среднесрочном периоде представлены ниже. В результате анализа социально-экономического положения ПКГО выявлены:
1) наиболее существенные сильные стороны:
- выгодное географическое положение, удобное для развития транзитного грузопотока;
- открытие порта;
- строительство воздушных ворот аэропорта и возможность принимать большие пассажиропотоки;
- улучшение состояния социальных объектов;
- строительство новых социальных объектов;
- разграничение собственников земельных участков;
- значительный запас природных (водных биологических, энергетических, минерально-сырьевых) и наличие рекреационных ресурсов на прилегающих территориях;
2) наиболее существенные слабые стороны:
- низкая степень диверсификации экономики;
- пространственная оторванность от основных рынков сбыта продукции;
- высокая стоимость услуг по доставке продуктов, промышленных товаров и материалов;
- высокая стоимость услуг ЖКХ и энергоресурсов;
- невысокий уровень политически активного населения;
- низкий уровень самоорганизации населения;
- незначительный въездной поток туристов;
- высокая зависимость малого предпринимательства от внутреннего спроса;
- низкий уровень бюджетной обеспеченности решения вопросов местного значения городского округа;
- низкая эффективность управления муниципальной собственностью;
- наличие высокой долговой нагрузки бюджета городского округа;
- дефицит финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий и управленческих функций;
- недостаток финансовых средств на текущее содержание образовательных учреждений;
- высокая себестоимость производства строительных материалов и строительства;
- слабая заселенность городского округа;
- рост преступности;
- снижение численности экономически активного населения;
- отсутствие необходимой инфраструктуры в микрорайонах переселения из ветхого жилья;
- дефицит дошкольных образовательных учреждений;
- несоответствие пространственной организации городского округа современным требованиям;
- низкая эффективность функционирования жилищного хозяйства, инженерного обеспечения;
- недостаточное качество муниципального управления;
- неготовность городской инфраструктуры к развитию ТОСЭР;
- высокий уровень износа основных фондов;
- несоответствие транспортной и улично-дорожной инфраструктуры городского округа текущим и перспективным потребностям;
- низкое качество городской среды;
- многие объекты недвижимого имущества не прошли государственную регистрацию;
- большинство муниципальных предприятий не зарегистрированы как единый имущественный комплекс.
Таким образом все элементы для проведения SWOT-анализа выявлены. Для стратегического целеполагания необходимо сформировать желаемый образ будущего состояния города.
1.12. Основные сценарии развития городского округа с учетом сценариев развития Российской Федерации и Камчатского края до 2030 года
Прогноз социально-экономического развития ПКГО на 2019 год и плановый период 2020, 2025 и 2030 годов (далее - также Прогноз) представлен в плане реализации Стратегии, подготовлен на основании Прогноза социально-экономического развития ПКГО на период до 2020 года. При разработке Прогноза учитывались:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов;
- предварительный прогноз социально-экономического развития Камчатского края на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов;
- прогноз социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 и 2030 годов;
- основные показатели прогноза социально-экономического развития ПКГО на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов;
- приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 и послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Основные показатели Прогноза на 2025 и 2030 годы разработаны путем экстраполяции, основанной на распространении основных тенденций, закономерностей и связей с 2012 по 2017 годы (по фактическим значениям) и с 2018 по 2021 годы (по прогнозным значениям) на будущее развитие ПКГО. В качестве метода экстраполяции применен метод скользящей средней с диапазоном - 6 предыдущих лет. Прогноз учитывает основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа на прогнозный период.
Прогноз основных макроэкономических параметров Российской Федерации рассматривает развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков.
Варианты прогноза базируются на единой гипотезе о постепенном замедлении мирового экономического роста с 3,2 процента в 2016 году до 2,8 процента к 2020 году и 2,6 процента к 2030 году, что обусловлено ожиданием замедления темпов экономического роста. Прогноз развития Российской Федерации разработан в составе трех вариантов:
1) консервативный вариант характеризует развитие российской экономики в условиях существенного замедления мирового экономического роста и ужесточения санкционного давления на экономику страны.
Ожидается, что темп роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) не превысит 0,2 процента в 2017 году, однако все же останется положительным. Более низкие темпы экономического роста, по сравнению с базовым и целевым сценариями, будут обусловлены не только снижением доходов от экспортной деятельности, но и снижением активности экономических агентов и формированием дополнительного оттока капитала, что в первую очередь скажется на инвестиционной активности.
На фоне более заметного ослабления рубля, с одной стороны, и более низких темпов экономического роста, с другой, прогнозируется, что инфляция в 2018 году - составит 4,3 процента на конец года, а с 2019 года - закрепится на целевом уровне;
2) в базовом варианте прогноза ожидается снижение темпов роста ВВП до уровня, соответствующего потенциальным темпам экономического роста (около 1,4 процента) после завершения периода восстановительного экономического роста.
В базовом и целевом вариантах прогноза в 2018 году прогнозируется дальнейшее замедление годовых темпов инфляции с текущих значений. В 2020 - 2030 годах инфляция прогнозируется на целевом уровне - как в базовом, так и в целевом сценарии;
3) в целевом варианте прогноза развития экономики с учетом создания условий для интенсификации инвестиционной деятельности (в том числе в добывающей отрасли) ожидается некоторое увеличение добычи нефти за счет внедрения новых передовых технологий и ввода новых месторождений, расположенных в удаленных регионах со сложными условиями.
Прогноз социально-экономического развития ПКГО до 2030 года разработан в 3 вариантах: консервативный вариант (вариант 1), базовый вариант (вариант 2) и целевой вариант (вариант 3):
- консервативный вариант (вариант 1) Прогноза предполагает медленное восстановление экономики, консервативную инвестиционную политику предприятий и организаций, сдержанный потребительских спрос. Ожидается замедление темпов роста социально-экономического развития городского округа, снижение темпов объемов инвестиций в основной капитал;
- базовый вариант (вариант 2) предполагает инерционное развитие экономики в условиях стабилизации и существенного улучшения макроэкономической ситуации, вместе с тем, недостаточная эффективность задействованных факторов экономического роста, а также сохранение консервативной бюджетной политики, невысокие объемы расходования государственных средств инвестиционного характера, не позволят достичь высоких темпов экономического развития.
- целевой вариант (вариант 3) исходит из той же динамики цен на нефть, что предусмотрено в базовом варианте развития. В отличие от базового сценария целевой вариант предполагает реализацию более активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности экономики, развитие бизнеса, создание благоприятных условий жизни населения, развитие инфраструктуры и бума туристического интереса к региону в целом и ПКГО в частности. Целевой вариант является инвестиционно и инновационно-ориентированным, предусматривает проведение более активных преобразований в секторе развития человеческого капитала, повышенные инвестиции в расширение производства, инфраструктурные проекты, проведение более активной структурной модернизации экономики.
Отличия по вариантам состоят:
- в различной степени влияния внешних факторов на развитие экономики (состояние мировой и российской экономики, проводимая на федеральном уровне внешнеэкономическая, налоговая, бюджетная, кредитно-денежная политика, параметры инфляции и др. факторы);
- в различной динамике развития основных отраслей и сфер экономики;
- в различной интенсивности реализуемых государственных мер по стимулированию экономического роста, повышению конкурентоспособности экономики Камчатского края и ПКГО и улучшению уровня и качества жизни населения.
В качестве основного взят базовый вариант (второй вариант) сценарных условий развития российской экономики, рекомендованный Министерством экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.