Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Оценка эффективности реализации Стратегии
4.1. Методика оценки результативности и эффективности реализации Стратегии
Одним из условий успешной реализации Стратегии является наличие стратегического контроля - системы мониторинга и оценки результативности и эффективности ее реализации. Оценка результативности и эффективности реализации Стратегии проводится по 3 основным направлениям:
- качество разработанной Стратегии - оценивает достигнутые результаты в сравнении с другими муниципальными образованиями. Данная оценка должна оценивать достижимость тех или иных разработанных показателей, при этом учитывать качество управления реализацией Стратегии;
- результаты реализации Стратегии - оценивает фактически полученные результаты с запланированными целями по соответствующим показателям;
- качество управления реализацией Стратегии - оценивает эффективность и качество принимаемых управленческих решений ответственными исполнителями.
Таблица 45 - оценка эффективности реализации Стратегии
Критерий |
Способ оценки |
Показатели для оценки |
Оценка результатов реализации Стратегии | ||
Степень достижения поставленных целей и выполнения задач |
- сравнение фактических и запланированных (целевых) значений показателей; - анализ сложившейся динамики фактических значений показателей за период реализации стратегии |
- оценка обобщенных показателей достижения целей; - процент достигнутых показателей от общего их числа; - процент показателей, по которым не достигнуты предусмотренные значения; - процент показателей, по которым фактические значения превышают целевые значения |
Степень выполнения запланированных мероприятий |
- определение степени исполнения мероприятий |
- доля реализуемых мероприятий от общего количества запланированных мероприятий; - доля выполненных мероприятий от общего количества запланированных мероприятий; - доля выполненных мероприятий в установленные сроки в общем количестве предусмотренных мероприятий за отчетный период |
Удовлетворенность групп интересов социально-экономическим положением ПКГО |
Проведение социальных опросов для определения степени удовлетворенности заинтересованных лиц текущим социально-экономическим развитием и проводимыми в городе мероприятиями |
- определение отношения населения к условиям жизни в городском округе и к проводимым администрациям мероприятий; - выявление мнения населения по поводу его видения будущего; - выявление гражданских инициатив, перспективных для стратегического развития; - выявление представления населения об основных целях Стратегии |
Качество стратегического документа | ||
Достижимость запланированных целей |
- экспертная оценка возможности достижения запланированных показателей с учетом изменения внешней среды |
- процент показателей, по которым не достигнуты предусмотренные значения, особенно по тем, где отклонения от запланированных значений значительно |
Уровень полученного импульса развития |
- аналитическая оценка динамики показателей развития ПКГО |
- сравнение с динамикой по показателям по РФ; - динамика рейтинга города |
Оценка управления реализацией Стратегии | ||
Качество нормативно-правового обеспечения реализации Стратегии |
- экспертная оценка государственной поддержки в области разработки и принятия нормативных правовых актов, направленных на реализацию Стратегии |
- экспертная оценка нормативных правовых актов, муниципальных программ, муниципальных заданий, направленных на обеспечение качества и доступности муниципальных услуг |
Качество финансового обеспечения реализации Стратегии |
- количественная оценка эффективности использования финансовых механизмов реализации Стратегии |
- объем финансовых ресурсов, выделенных на реализацию предусмотренных мероприятий из всех источников финансирования в отчетном периоде реализации Стратегии; - доля бюджетных средств в общем объеме запланированных финансовых ресурсов; - доля внебюджетных средств в общем объеме запланированных финансовых ресурсов |
Качество научно-исследовательского обеспечения реализации Стратегии |
- проведение социологических опросов и аналитических исследований |
- результаты аналитических исследований, направленных на оценку социально-экономического положения ПКГО - количество проектов с участием научных и образовательных учреждений |
Качество информационного обеспечения реализации Стратегии |
- экспертная оценка информационной поддержки мероприятий и проектов, направленных на реализацию Стратегии |
- экспертная оценка информационной поддержки мероприятий и проектов, направленных на реализацию Стратегии, освещения хода реализации Стратегии в средствах массовой информации |
Качество организационного обеспечения реализации Стратегии |
Количественная оценка проектов, реализованных с участием муниципального образования |
- количество проектов, реализованных с применением ГЧП и МЧП; - количество организаций ПКГО, включенных в кластеры; - количество проектов, реализованных резидентами ТОСЭР и СПВ |
Так как основным инструментом реализации Стратегии является стратегическое планирование, прогнозирование и программирование, то для оценки результатов ее реализации применяется система показателей, определяющая степень достижения стратегических целей. Среди представленных показателей особое внимание заслуживают достижимость целевых установок и выполнимость планируемых мероприятий, поскольку они непосредственно отражают результативность реализации Стратегии.
Достижение поставленных целей и решения задач оценивается путем сравнения фактических и предусмотренных (целевых) значений показателей по следующей формуле (1):
, где:
РП - результативность показателя (отклонение его значений);
ЗФ - фактическое значение показателя;
ЗЦ - целевое значение показателя.
По тем целевым показателям, достижение которых оценивается к определенному периоду, оценка достижения целей и степень выполнения задач производится путем анализа динамики фактических значений показателей за период реализации Стратегии.
Для обеспечения систематического контроля за ходом реализации Стратегии, а также своевременного внесения в нее корректировок и уточнений должна быть организована система мониторинга обобщенных показателей достижения целей стратегического развития. Расчет обобщающих показателей достижимости целей проводится осуществлять в 2 этапа. Сначала сопоставляются фактические и ожидаемые значения по всем установленным показателям и делаются выводы о том, был ли достигнут каждый из них. Затем соотносится количество достигнутых (недостигнутых) показателей и общее количество показателей. Эта система призвана обеспечить сопоставимый анализ фактических и прогнозно-целевых показателей Стратегии, корректную оценку влияния результатов реализации Стратегии на социально-экономическое развитие городского округа. Ежегодный мониторинг реализации Стратегии социально-экономического развития осуществляется оценкой достижения по каждой стратегической цели. Таким образом, можно оценить степень достижения стратегических целей и решения задач. Так как причинами недостижения намеченных целей могут являться объективные трудности достижения установленных значений, необходимо оценивать степень проработки стратегического документа реальностью установления целевых значений, а также качеством работы органов исполнительной власти.
Результативность реализации Стратегии также можно оценить путем сравнения динамики изменения уровня социально-экономического развития региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, поскольку позволяет провести межрегиональное сопоставление, определить место региона в системе национальной экономики, принять управленческие решения по наиболее эффективному использованию имеющегося потенциала и активизации возможных источников роста конкурентоспособности ПКГО.
Для определения интегральной оценки результативности реализации Стратегии необходимо привести частные оценки к общему измерителю. В качестве данного измерителя предлагается методика балльной системы оценки от 1 до 5. При этом, чем выше балл, тем выше оценочное значение. Определение баллов по указанным параметрам следует осуществлять экспертным путем на основе показателей, предусмотренных для их оценки (таблица 45). Интегральный показатель оценки результатов реализации Стратегии (ИП) может быть определен как среднеарифметическое значение его основных параметров по формуле (2):
, где:
ПДЦ - оценка степени достижения стратегических целей и выполнения задач;
ПКС - оценочный показатель качества стратегического документа;
ПКУ - оценочный показатель качества управления реализацией Стратегии, определяемый по формуле (3):
, где:
ПКНП - оценочный показатель качества нормативно-правового обеспечения реализации Стратегии;
ПКИО - оценочный показатель качества информационного обеспечения реализации Стратегии;
ПКОО - оценочный показатель качества организационного обеспечения реализации Стратегии:
ПКФО - оценочный показатель качества финансового обеспечения реализации Стратегии;
ПКНИИ - оценочный показатель качества научно-исследовательского обеспечения реализации Стратегии.
Оценка качества нормативно-правового обеспечения отражает характер и масштабы государственной поддержки в области разработки и принятия нормативных правовых актов на муниципальном уровне, направленных на реализацию Стратегии.
Оценка качества информационного обеспечения отражает характер и масштабы информационной поддержки реализуемых проектов и мероприятий. Оценивается количество реализованных мероприятий и проектов, нашедших информационное отражение в мероприятиях, проводимых администрацией ПКГО (выставки, презентации, представление города на крупных российских и международных форумах, поддержка в сети Интернет, освещение хода реализации Стратегии в средствах массовой информации).
Для определения качества организационного обеспечения необходимо оценить степень вовлечения в процесс реализации Стратегии органов местного самоуправления городского округа, бизнеса, политических и общественных организаций. Необходимо оценить, насколько активно использовались следующие механизмы:
- ГЧП при реализации перспективных, экономически и социально значимых инвестиционных проектов;
- институты регионального развития (фондов, особых экономических зон, территориально-производственных кластеров и так далее).
Оценка качества финансового обеспечения состоит в определении эффективности использования финансовых механизмов реализации Стратегии, направленных на концентрацию финансовых ресурсов. Для этого используются следующие показатели:
- доля собственных источников финансирования муниципальных программ;
- социальный экологический, экономический эффект использования собственных и привлеченных ресурсов, где под социальным эффектом понимается повышение уровня удовлетворенности населения муниципальным управлением. Под экологическим эффектом понимается снижение негативного влияния антропогенной среды (жизнедеятельность социума, производственно-хозяйственная деятельность предприятий), а также рост эффективности профессиональной экологической деятельности. Под экономическим эффектом понимается рост бюджетной обеспеченности, в том числе за счет увеличения налоговой базы, снижения безработицы, создания рабочих мест в новых и не профильных видах экономической деятельности;
- удельный вес потерь финансовых ресурсов в результате их трансформации из доходов в расходы;
- точность и полнота исполнения бюджетного задания.
Оценка качества научно-исследовательского обеспечения состоит в определении степени научной обоснованности реализуемых мероприятий, определяет степень вовлеченности научных и образовательных учреждений в реализацию Стратегии. Если значение интегрального показателя находится в пределах от 1 до 2,3 - то Стратегия развития городского округа характеризуется низким уровнем результативности, от 2,4 до 3,7 - средним уровнем результативности, от 3,8 до 5 - высоким уровнем результативности.
В ходе проведения мониторинга на основе полученных оценок результативности реализации Стратегии определяется эффективно или неэффективно осуществляется реализация Стратегии за отчетный период. Мониторинг реализации Стратегии проводится с целью обеспечения реализации и поддержания постоянной ее актуальности. Сущность мониторинга состоит в том, что органы местного самоуправления обеспечивают решение следующих основных задач:
1) организации наблюдения, получения достоверной и объективной информации о ходе протекания на территории городского округа социально-экономических процессов;
2) разработки прогнозов развития ситуации и подготовки рекомендаций, направленных на снижение рисков, преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций.
Оценка результативности и эффективности реализации Стратегии проводится поэтапно:
1 этап - ежегодная оперативная оценка - оценивается полнота выполнения целевых программ, непрограммных мероприятий и степени завершения инвестиционных проектов;
2 этап - стратегическая оценка - осуществляется оценка и анализ тенденций в различных сферах жизнедеятельности, выявляются причины, вызывающие тот или иной характер изменений, оценивается степень достижения целевых показателей по запланированных этапам. По результатам проведения стратегической оценки подготавливается отчет о ходе реализации Стратегии. Глава ПКГО публикует отчет на сайте администрации ПКГО или социализированном сайте Стратегии. Информирование горожан о ходе реализации Стратегии необходимо осуществлять постоянно и помимо ежегодного отчета необходимо публиковать основные значимые результаты и реализуемые проекты, чтобы получать обратную связь по степени удовлетворения проводимыми мероприятиями и соответственно изменениями. По результатам оценки результативности и эффективности реализации Стратегии разрабатываются рекомендации об адекватности и необходимости корректировки Стратегии.
4.2. Система контроля и мониторинга реализации Стратегии
Важнейшим условием достижения целей Стратегии и успешной реализации задач социально-экономического развития городского округа должна стать система контроля и мониторинга. В целях обеспечения реализации контроля и мониторинга Стратегии администрацией ПКГО утверждается Порядок реализации Стратегии, назначается орган, уполномоченный на осуществление мониторинга и контроля и ответственные исполнители. Система реализации, мониторинга, контроля и корректировки Стратегии представлена на рисунке 5.
Руководитель реализации Стратегии - Глава ПКГО.
Руководитель реализации Стратегии имеет следующие полномочия:
- выносить на совет дирекции предложения по структуре и кадровым назначениям дирекции Стратегии;
- снимать с должности и назначать на должность координатора реализации Стратегии;
- утверждать структуру, штатную численность, положение и регламенты деятельности дирекции Стратегии;
- утверждать план заседаний совета дирекции Стратегии;
- принимать решение о внеплановом проведении заседания совета дирекции Стратегии;
- участвовать в заседаниях совета дирекции Стратегии, выступать, выносить на обсуждение предложения и принимать участие в принятии решений;
- заключать с подрядчиками договоры о реализации мероприятий Стратегии, о получении необходимых услуг или о поставке продукции.
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Рисунок 5 - система реализации, мониторинга, контроля и корректировки Стратегии
Совет исполнительной дирекции Стратегии:
В состав совета входят представители заинтересованных субъектов:
1. Координатор реализации Стратегии: первый заместитель Главы ПКГО.
2. Руководители направлений реализации Стратегии - руководители органов администрации ПКГО:
- руководитель Управления делами администрации ПКГО;
- руководитель Управления организации муниципальных закупок администрации ПКГО;
- начальник Управления образования администрации ПКГО;
- руководитель Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО;
- руководитель Управления финансов администрации ПКГО;
- руководитель Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации ПКГО;
- начальник Управления экономического развития и имущественных отношений администрации ПКГО;
- руководитель Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО;
- начальник Контрольного управления администрации ПКГО;
- начальник Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации ПКГО;
- начальник Управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения администрации ПКГО.
Деятельность совета заключается в принятии ключевых решений по реализации Стратегии, требующих участия всех или части заинтересованных субъектов Стратегии. К ключевым решениям реализации Стратегии относятся:
- изменение запланированной стоимости или сроков реализации мероприятия Стратегии;
- своевременная актуализация мероприятий Стратегии;
- рассмотрение случаев отклонения от плана или не достижения запланированных результатов с последующей выработкой действий, направленных на устранение отклонения;
- распределение ответственности по мероприятиям или направлениям Стратегии среди ключевых субъектов, координатора и руководителей органов администрации ПКГО;
- выбор подрядчиков для реализации мероприятий Стратегии осуществляется коллегиально членами совета на основании количественных рейтингов потенциальных подрядчиков.
Координатор реализации Стратегии: первый заместитель Главы ПКГО. Задачами координатора является оперативное решение комплекса вопросов, связанных с каждодневной работой по выполнению мероприятий Стратегии:
- обеспечение руководителя реализации Стратегии, ключевых субъектов и соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации достоверной и полной информацией о ходе реализации Стратегии;
- оперативное информирование руководителя реализации Стратегии и ключевых субъектов о случаях отклонения реализации мероприятий Стратегии от запланированных сроков;
- обеспечение своевременности и результативности мероприятий Стратегии.
Руководитель направления. Руководитель направления реализации Стратегии имеет следующие полномочия:
- участвовать в заседании совета исполнительной дирекции, выступать, выносить на обсуждение предложения и принимать участие в выработке и в принятии решений;
- выбирать подрядчиков и заключать договоры на реализацию мероприятий Стратегии, оказание услуг или предоставление продукции, необходимой для реализации Стратегии;
- запрашивать у координатора реализации Стратегии информацию о ходе ее выполнения, в том числе другими ответственными;
- контролировать реализацию подрядчиками мероприятий, по которым субъект назначен ответственным.
Группа контроля и мониторинга.
В группу контроля и мониторинга входят представители Контрольного управления администрации ПКГО и Управления делами администрации ПКГО. Группа контроля и мониторинга выполняет следующие функции:
- оценка степени достижения целевых индикаторов Стратегии, в том числе получение информации для принятия решений о перераспределении ресурсов на достижение целей или корректировке целей, задач и приоритетных направлений Стратегии;
- оценка степени реализации мер и эффективности деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов местного самоуправления, администрации ПКГО и других участников с целью стимулирования процесса реализации Стратегии.
Для выполнения своих функций, группа контроля и мониторинга выполняет:
- мониторинг результатов реализации Стратегии в соответствии с разработанными целевыми показателями;
- мониторинг внешней среды - анализ ситуации в отраслях экономики Российской Федерации, Камчатского края и процессов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития ПКГО;
- мониторинг рисков реализации Стратегии;
- мониторинг общественного мнения в отношении приоритетов, направлений и видения развития городского округа.
<< Раздел 3. Механизм управления реализацией Стратегии |
||
Содержание Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 8 ноября 2019 г. N 206-нд "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.