Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Механизм управления реализацией Стратегии
3.1. Этапы реализации Стратегии
Стратегия социально-экономического развития ПКГО разрабатывается на 12 лет с 2019 по 2030 год. Период реализации Стратегии разбит на 3 этапа: 1 этап (2019 - 2021 годы), 2 этап (2022 - 2025 годы), 3 этап (2026 - 2030 годы).
1 этап (2019 - 2021 годы) - укрепление имеющихся положительных тенденций в экономике городского округа, снижение негативного влияния санкций, что в итоге должно привести к переходу к инновационно-ориентированному устойчивому (в концепции ООН) развитию городского округа. Основным стимулом к развитию экономики города будет повышение качества муниципального управления в области распределения инвестиционных площадок под строительство новых объектов и реализацию на территории города инвестиционных проектов. В ходе реализации 1 этапа необходимо осуществить:
- создание условий для роста численности населения за счет повышения рождаемости;
- обеспечение роста доходов населения;
- активное взаимодействие всех уровней органов власти с жителями и предпринимателями городского округа;
- оптимизацию бюджетных программ;
- активную бюджетную, налоговую и тарифную политику.
- развитие предпринимательства
- улучшение конкурентной среды на внутреннем рынке;
- увеличение объемов жилищного строительства;
- повышение качества социальных услуг;
- поддержку малоимущих семей, детей-сирот и т.д.;
- оптимизацию управление муниципальным имуществом.
2 этап (2022 - 2025 годы) связан с активизацией диверсификации экономики города и региона в целом. На этом этапе должны быть реализованы долгосрочные инфраструктурные проекты, определяющие долгосрочную устойчивость города. Основным стимулом к развитию экономики города будет увеличение количества резидентов ТОР "Камчатка" и СПВ в области строительства новых объектов, реализации на территории города инвестиционных проектов. Реализация этих проектов позволит нарастить темпы производства во всех сферах экономики, повысить инвестиционную активность за счет масштабной модернизации и реконструкции основных фондов. Наряду с развитием крупного бизнеса особое внимание будет уделяться малому и среднему предпринимательству, особенно в сфере туризма и инновационной сфере. Увеличатся темпы роста реальной заработной платы, платежеспособного спроса населения. К окончанию этапа достигаются основные тенденции устойчивого инновационного развития.
Несмотря на потери в налоговых поступлениях из-за особенного налогового режима для резидентов ТОР и СПВ, на реализацию данных мероприятий будут привлекаться значительные финансовые ресурсы, которые в итоге должны вернуться в бюджет за счет увеличения количества организаций и доли работающего населения, а также роста реальной заработной платы. В ходе реализации 2 этапа необходимо обеспечить:
- активный рост количества высококвалифицированных специалистов и инновационных компаний в регионе;
- приток инвесторов в ТОР "Камчатка";
- поддержку инновационно-ориентированных компаний;
- продвижение положительного образа ПКГО как на территории города, так и в России в целом;
- информатизацию Камчатского края и ПКГО;
- качество и доступность услуг в социально значимых сферах.
3 этап (2026 - 2030 годы) - переход на устойчивое развитие на основе капитализации инноваций в результате внедрения высоких технологий во все сферы экономики, воспроизводства производственных и научных кадров, гармонизации социальной сферы. Экономика города перейдет от устаревших энергоемких к новым энергосберегающим технологиям, усовершенствованные технологии строительства позволят возводить экономически-эффективные сейсмоустойчивые многоэтажные дома. Предполагается активное развитие экологических основ экономики, в том числе с одной стороны развитие экологического туризма и высокотехнологичных производств, с другой стороны, снижение негативного влияния на экологию полуострова. Город представляет собой безбарьерную среду, где нет ограничений для лиц с ограниченными возможностями как внутри городских социальных объектах, так и на территории города. В ходе реализации 3 этапа необходимо обеспечить:
- формирование культуры, ценностных ориентиров в сферах труда, предпринимательства, обращения с отходами; муниципального управления;
- вовлеченность жителей и бизнес в жизнь города;
- сбалансированность системы здравоохранения, образования и социального обслуживания населения;
- заданный уровень обеспечения населения доступным и качественным жильем.
3.2. Механизм управления реализацией Стратегии
Основой механизма реализации Стратегии является программно-целевой метод, организационную основу реализации Стратегии выполняет План мероприятий по реализации стратегии, который обеспечивает уточнение перечня мероприятий Стратегии, которые должны быть реализованы в плановом периоде.
Общий механизм реализации Стратегии заключается в выполнении и использовании органами местного самоуправления разработанных мероприятий для достижения поставленных стратегических целей по 3 основным направлениям (рисунок 4): создание высококонкурентной институциональной среды; создание высококачественной городской инфраструктуры; развитие человеческого потенциала. В реализации Стратегии прямо или косвенно участвуют следующие участники: органы государственного управления и местного самоуправления ПКГО, население, образовательные и социальные учреждения, предприниматели.
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Рисунок 4 - механизм управления реализацией Стратегии социально-экономического развития ПКГО
Основными ресурсами реализации Стратегии являются: правовые ресурсы, информационные ресурсы, финансовые ресурсы, кадровые ресурсы.
Инструментами реализации Стратегии являются градостроительная документация, муниципальные программы, а также включенные в них проекты с государственно-частным партнерством, инвестиционные проекты в рамках ТОР "Камчатка" и СПВ, реализуемые на инвестиционных площадках городского округа.
В отдельных случаях для повышения качества управления реализацией стратегии Стратегией могут разрабатываться функциональные стратегии социально-экономического развития, такие как, например, маркетинговая стратегия развития города, инвестиционная стратегия, Стратегия развития въездного туризма и тому подобное.
Для реализации непосредственно муниципальных программ ПКГО, разработанных для достижения целевых показателей Стратегии применяется жизнециклический подход:
- на стадии инициации определение целесообразности реализации проекта с точки зрения достижения целей Стратегии;
- на стадии разработки и утверждения - определение необходимых ресурсов и их источников для реализации муниципальной программы с заданной результативностью;
- на стадии реализации так как мероприятия и проекты, запланированные в разных муниципальных программах, могут влиять на несколько векторов развития одновременно, то целесообразно применять портфельный подход, когда в процессе реализации Стратегии проводится разработка новых или корректировка всех текущих муниципальных программ с учетом влияния реализованных проектов и мероприятий на показатели во всех муниципальных программах;
- на стадии мониторинга экспертиза текущих программ для сокращения неэффективных расходов или перераспределения финансирования в рамках программ;
- на стадии корректировки: принятие управленческих решений по результатам оценки, распределение бюджета между программами, исходя из достигнутых результатов и в связи с приоритетами развития.
Мониторинг реализации и корректировка Стратегии осуществляются по результатам оценки текущего социально-экономического положения и разработки прогнозных значений на очередной год и трехлетний период, определения перспективных инвестиционных площадок городского округа.
3.3. Механизмы реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется с применением множества различных механизмов, сгруппированных по следующим группам: стратегическое планирование, прогнозирование и программирование; правовые; информационные, организационные, финансовые и научно-исследовательские механизмы.
3.3.1 Стратегическое планирование, прогнозирование и программирование
В рамках разработки Стратегии социально-экономического развития ПКГО до 2030 года проводится комплексный анализ социально-экономического состояния, в соответствии с которым определяются стратегические приоритеты и цели его социально-экономического развития. В соответствии с поставленными целями определяются задачи, которые необходимо решить. Данные задачи закрепляются в муниципальных программах на среднесрочный период, в которых прогнозируется достижение стратегических целей.
Прогнозирование учитывает изменение макроэкономических показателей и их влияние на процесс реализации программных мероприятий.
Процессы прогнозирования и программирования обеспечивают увязку достижения стратегических целей с бюджетным процессом, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить переход на систему бюджетирования, ориентированного на результат.
Основной для реализации механизма Стратегического планирования, прогнозирования и программирования является Программно-целевое управление.
Программно-целевое управление предполагает разработку приоритетных направлений развития городского округа на определенный период по принципу "дерева целей", закрепления их на уровне Стратегии и подкрепление их в рамках принятых соответствующих муниципальных программ. Важным условием реализации целей и программ является привязка целей к средствам ее реализации. Основными принципами программно-целевого управления будут: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Механизмы программно-целевого управления предлагаются в следующей структуре:
а) стратегические: участие в реализации региональных и отраслевых стратегий, концепций, муниципальных среднесрочных целевых программ, приоритетных инвестиционных проектов;
б) тактические:
- разработка/актуализация в соответствии со Стратегией социально-экономического развития ПКГО до 2030 года муниципальных программ;
- разработка/актуализация и реализация инвестиционных проектов на инвестиционных площадках городского округа;
- разработка и реализация соответствующих программных документов;
- инициирование, поддержка и реализация социально и экономически значимых инвестиционных проектов;
- программно-целевое управление.
3.3.2 Правовые механизмы
Правовые механизмы заключаются в обеспечении необходимой нормативной основы для принятия стратегических и оперативных управленческих решений по реализации Стратегии. Основным правовым механизмом реализации Стратегии является целеориентированное и скоординированное применение действующих нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также разработка и совершенствование правовых актов ПКГО, формирующих правовую среду для проведения кластерной политики и эффективного применения механизмов государственно-частного партнерства.
Нормативная правовая база Стратегии призвана обеспечить рост деловой и инвестиционной активности в городском округе, а также регулировать отношения федеральных, краевых и муниципальных органов власти, хозяйствующих субъектов, заказчиков и исполнителей мероприятий Стратегии. Совершенствование нормативной базы заключается в изменении федерального и регионального законодательств, проведении административной реформы, экономическом и социальном развитии, совершенствование налоговой и бюджетной политики, реализации приоритетных национальных проектов, реформы местного самоуправления. В результате принимаются муниципальные правовые акты по проведению основных социально-экономических преобразований в ПКГО по всем наиболее важным направлениям.
Основным принципом правовых механизмов реализации стратегии является системность всех закрепляемых в документах мероприятий. В настоящее время в ПКГО разработаны целевые программы различного уровня с разработанными в них мероприятиями по основным направлениям развития. Для эффективной реализации Стратегии необходимо, чтобы все мероприятия и проекты во всех принятых и разрабатываемых муниципальных программах не дублировали друг друга, а также носили системный характер и были направлены на реализацию основных стратегических целей.
Важным элементом правового регулирования реализации Стратегии является специальный нормативный правовой акт, который устанавливает правовой статус Стратегии. В данном нормативном правовом акте регламентируется формирование и порядок работы Координационного совета и рабочих групп, определяются компетенции, полномочия и ответственность должностных лиц и иных структур, участвующих в реализации Стратегии.
Для детализации положения Стратегии на отраслевом и функциональном уровнях разрабатывается и утверждается система нормативных правовых актов, в которую включаются следующие нормативные документы:
- муниципальные программы с разработанными мероприятиями и проектами, соответствующими основным целям и задачам долгосрочного развития;
- муниципальные нормативные правовые акты (решения, постановления и так далее), которые регламентируют сроки реализации программ, порядок мониторинга и корректировки программ, а также структуру ответственных лиц по их исполнению;
- муниципальные задания, направленные на обеспечение качества и доступности муниципальных услуг;
- иные нормативные правовые акты, корректирующие существующую правовую базу в направлении соответствия стратегическим приоритетам развития.
3.3.3 Информационно-коммуникационные механизмы
Большое значение для реализации Стратегии имеет ее информационно-коммуникационное обеспечение, так как эффективное взаимодействие всех участников возможно только при условии соблюдения их интересов при разработке и реализации Стратегии. Информационные механизмы направлены на донесения миссии, целей и задач Стратегии до всех заинтересованных лиц, вовлечение всех в ее реализацию и мониторинг. С этой целью необходимо осуществление комплекса мер, направленных на:
- получение информации о степени удовлетворения населения текущим социально-экономическом положении по основным стратегическим направлениям;
- опережающую подготовку и свод инвестиционных проектов, бизнес-планов и проектно-сметной документации хозяйствующих субъектов в интересах потенциальных инвесторов;
- повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся в городском округе возможностях для вложения средств, создание и ведение банка данных, организация активного продвижения города через участие и организацию выставок, аукционов, в том числе через Интернет;
- помощь хозяйствующим субъектам (обучение, консультирование и др.) при разработке инвестиционной документации, стимулирование формирования системы профессионального сервиса (аудиторских, консалтинговых, юридических и рекламных компаний), которая является важнейшим элементом деловой инфраструктуры (бизнес-среды).
Кроме того, информационная поддержка должна быть предоставлена организациям по сотрудничеству (отраслевым ассоциациям, деловым союзам и прочим).
Ответственность за реализацию данных мероприятий предполагается возложить на Совет исполнительной дирекции. Для достижения обозначенных выше эффектов необходимо создать единую информационно-коммуникационную среду, обеспечивающую качественную оперативную связь со всеми участниками социально-экономических процессов. Основой для такой среды может стать специализированный интернет сайт, на котором помимо текста самой Стратегии, будет проводиться опрос жителей по интересующим вопросам текущего и перспективного социально-экономического положения городского округа, публиковаться информация о мероприятиях и проектах, реализуемых в рамках Стратегии, а также о новых инвестиционных площадках.
3.3.4 Организационные механизмы
Организационные механизмы предполагают реализацию Стратегии посредством выделения в каждом конкретном мероприятии или проекте лиц, осуществляющих стратегическое управление, а также обеспечения единства принимаемых решений при нечеткой организационной структуре, например, при реализации проектов через государственно-частное партнерство.
Эффективность применения организационных механизмов зависит от способности органов местного самоуправления обеспечивать качество принятия и реализации управленческих решений, направленных на достижение целей и задач, заложенных в Стратегии.
Применение организационных механизмов реализации Стратегии предполагает создание Совета исполнительной дирекции для координации программ и проектов с задачами генерального плана ПКГО, его бюджетом; информационного обеспечения процесса реализации Стратегии для мониторинга и оценки реализации Стратегии - группу контроля и мониторинга. Основными формами организационного механизма реализации Стратегии являются:
- государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство) - организационное взаимодействие участников различных форм собственности;
- кластеры - организационное взаимодействие участников с определенной территориальной локацией;
- особые экономические зоны - ТОР "Камчатка" и Свободный порт Владивосток.
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.
Принципы организации ГЧП:
- соблюдение "баланса интересов" - при формировании проекта ГЧП будут учтены интересы основных заинтересованных сторон: государства, местного самоуправления, бизнес-структур, населения;
- публичность - должна быть организована публичная процедура выбора частного партнера и заключения с ним соглашения, определяющего деятельность, права и обязанности сторон по достижению целей проекта ГЧП;
- повышение качества подготовки проектов ГЧП с привлечением в процесс специалистов из внешней среды, через повышение уровня подготовки и квалификации госслужащих, совершенствование нормативной правовой базы;
- разделение сферы компетенций между ответственными органами власти, с одной стороны, и бизнес-структурами, с другой. Органы власти рассматриваются как сфера создания и контроля "правил игры" всех без исключения сторон деятельности социально - экономической системы. Сфера бизнеса же осуществляет свою работу в рамках заданных государством правил игры на основе базовых принципов эффективной конкурентоспособности;
- принцип "разумной необходимости" - предполагает наличие уже сегодня достаточного количества элементов ГЧП (законов о поддержке инвестиционной и инновационной активности, схем бюджетной поддержки перспективных проектов и сопровождающих их фондов, управленческих структур как в сфере государственного управления, так и в сфере бизнеса).
В случае участия от органов власти только уровня муниципалитета - такое взаимодействие будет являться муниципально-частным. Реализация ГЧП (МЧП) переплетается с программно-целевым управлением, поскольку государственные программы предполагают финансирование из внебюджетных источников за счет привлечения средств юридических лиц.
Кластеры.
Территориальные кластеры (далее - кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Центром кластера чаще всего бывают несколько мощных компаний, между которыми при этом сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от финансовой группы. Концентрация конкурентов, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства в городском округе и регионе в целом. При этом кластер дает работу и множеству малых предприятий.
Ориентация на кластеры создает механизм, посредством которого органы государственного управления могут улучшить свою информированность о реальных издержках предприятий и преимуществах, связанных с определенными политическими (институциональными) действиями, а также повысить мотивацию для проведения более эффективной экономической политики, направленной на реализацию стратегических целей и задач Стратегии. В целом, кластерная политика ПКГО должна включать следующие приоритетные направления:
- создание условий для интеграции предприятий города и перспективных проектов в межмуниципальные кластерные структуры;
- получение и эффективное применение административной и организационной поддержки Правительства Камчатского края при реализации муниципальных и частных кластерных инициатив;
- создание условий для интеграции предприятий города и перспективных проектов в межрегиональные кластерные структуры, в том числе в сфере переработки уловов водных биоресурсов и производства продукции из них;
- развитие аква- и марикультуры, в туристическом и рекреационном секторе за счет кооперации хозяйствующих субъектов города и иных субъектов Камчатского края и ДФО;
- привлечение средств крупных ключевых отраслевых инвесторов и операторов услуг;
- создание транспортной, энергетической, телекоммуникаций, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры маркетинговой поддержки кластерных проектов за счет привлечения средств бюджетов и частных инвесторов;
- профессиональной и мотивированной поддержки частных и муниципальных кластерных инициатив.
Реализация ключевых мероприятий позволит оперативно принимать решения, корректировать плановые мероприятия, оценивать достигнутые результаты и внедрять новые методы для достижения целевых ориентиров развития ПКГО.
3.3.5 Финансово-экономические механизмы
Реализация Стратегии предусматривает использование целевого финансирования конкретных мероприятий и проектов в рамках закупок и поставки продукции для муниципальных нужд и государственной поддержки, направленной на стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности в городском округе может осуществляться в форме финансовых и не финансовых мер. Финансовая поддержка на территории городского округа осуществляется за счет бюджета, направленного на реализацию основных направлений социально-экономического развития и соответствующим целям Стратегии:
- выделение бюджетных средств для решения задач социального характера, которые не могут быть выполнены на рыночной основе в требуемом объеме и качестве;
- предоставления инвесторам налоговых льгот в части, зачисляемой в муниципальный бюджет;
- предоставления инвесторам определенных гарантий по обеспечению возврата заемных денежных средств, привлекаемых для реализации особо значимых инвестиционных проектов;
- предоставления инвесторам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации субсидий за счет средств муниципально
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.