Постановление Кабинета Министра Республики Татарстан
от 31 октября 2019 г. N 974
"О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы" (далее - Программа) (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2014 N 1063, от 08.05.2015 N 333, от 17.06.2015 N 444, от 30.11.2015 N 906, от 30.03.2016 N 181, от 25.05.2016 N 349, от 13.09.2016 N 640, от 21.09.2016 N 670, от 28.11.2016 N 877, от 25.01.2017 N 29, от 28.04.2017 N 254, от 26.06.2017 N 430, от 12.08.2017 N 568, от 06.10.2017 N 766, от 11.12.2017 N 967, от 27.03.2018 N 176, от 10.05.2018 N 343, от 29.08.2018 N 735, от 20.12.2018 N 1198, от 16.01.2019 N 12, от 13.02.2019 N 102, от 06.06.2019 N 474), следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:";
строку "Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам" паспорта Программы изложить в следующей редакции:
"Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам |
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан составят 377970616,33 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 30831624,92 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 3276380,3 тыс. рублей); 2015 год - 40434999,8 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 10287192,8 тыс. рублей); 2016 год - 42370549,4 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 12319020,9 тыс. рублей); 2017 год - 39584370,3 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 8141860,8 тыс. рублей); 2018 год - 65440908,71 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 15892374,91 тыс. рублей); 2019 год - 59892986,6 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 17590942,7 тыс. рублей); 2020 год - 49700151,6 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 13207437,8 тыс. рублей); 2021 год - 49715025,0 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 13185416,7 тыс. рублей). Объем средств на 2022-2025 годы определяется законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период"; |
раздел 3 Программы изложить в следующей редакции:
"3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан составят 377970616,33 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 30831624,92 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 3276380,3 тыс. рублей);
2015 год - 40434999,8 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 10287192,8 тыс. рублей);
2016 год - 42370549,4 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 12319020,9 тыс. рублей);
2017 год - 39584370,3 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 8141860,8 тыс. рублей);
2018 год - 65440908,71 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 15892374,91 тыс. рублей);
2019 год - 59892986,6 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 17590942,7 тыс. рублей);
2020 год - 49700151,6 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 13207437,8 тыс. рублей);
2021 год - 49715025,0 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 13185416,7 тыс. рублей).
Объем средств на 2022-2025 годы определяется законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период.";
приложение N 2 к Программе изложить в новой редакции (прилагается);
в подпрограмме "Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014-2025 годы":
в строке "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы (индикаторы оценки результатов Подпрограммы)" паспорта подпрограммы:
в абзаце тридцать восьмом цифры "54" заменить цифрами "39";
в разделе 2:
подраздел 28 дополнить абзацем следующего содержания:
"В результате реализации мероприятий доля муниципальных образований Республики Татарстан, в которых обновлены содержание и методы обучения предметной области "Технология" и других предметных областей, составит 100 процентов к 2024 году.";
в абзаце первом подраздела 28.1 цифры "200" заменить цифрами "139" и цифры "250" заменить цифрами "214";
в абзаце первом цифры "54" заменить цифрами "39";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"В 2019 году переоснащение произойдет в 17 образовательных организациях Республики Татарстан, в 2020 году - в 19 школах (нарастающим итогом), в 2021 году - в 21 школе, в 2022 году - в 23 школах, в 2023 году - в 28 школах, в 2024 году - в 39 школах.";
абзац третий исключить;
в абзаце седьмом цифры "2021" заменить цифрами "2020";
абзацы восьмой - пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"В 2022 году планируется создать центр цифрового образования детей "IT-куб-Алабуга" на базе акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" (далее - АО "ОЭЗ ППТ "Алабуга"). Актуальность создания указанного центра обусловлена растущими потребностями резидентов АО "ОЭЗ ППТ "Алабуга" и Камского инновационного территориально-производственного кластера в IT-специалистах.
Оказание образовательных услуг в детских центрах IT-творчества "IT-куб" будет осуществляться по следующим направлениям:
программирование на Python,
основы программирования на Java,
разработка VR/AR-приложений,
мобильная разработка,
системное администрирование,
цифровая гигиена и работа с большими данными,";
дополнить абзацами следующего содержания:
"базовые навыки программирования на С-подобных языках.
Реализация мероприятий позволит обеспечить на инфраструктурно-содержательном уровне продвижение компетенций в области цифровизации (современные информационные технологии, искусственный интеллект, большие данные, облачные пространства, программирование и администрирование цифровых операций) среди подрастающего поколения.";
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. |
Число общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, тыс. единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
0,097 |
0,139 |
0,214 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
-"; |
пункт 36 изложить в следующей редакции:
"36. |
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
19 |
21 |
23 |
28 |
39 |
-"; |
приложение N 1 к подпрограмме изложить в новой редакции (прилагается);
в подпрограмме "Развитие дополнительного образования, включая образование детей-инвалидов, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014-2025 годы":
в абзаце четвертом слова "не менее 3" заменить цифрой "2";
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"В рамках мероприятия по созданию стационарных кванториумов планируется создание в 2021 году детского технопарка "Кванториум" в г. Казани. Кванториум будет создан для внедрения новой модели дополнительного образования детей и взрослых в целях объединения науки, бизнеса и государства на основе принципов государственно-частного партнерства.";
абзац одиннадцатый признать утратившим силу;
в абзаце двенадцатом слова "Кванториумы предполагают" заменить словами "Кванториум предполагает";
слова "В рамках мероприятия по созданию мобильных кванториумов в 2020 году на площадке детского технопарка "Кванториум" в г. Набережные Челны будет создан мобильный технопарк" заменить словами "В рамках мероприятия по созданию мобильных кванториумов в 2020-2021 годах на площадке детского технопарка "Кванториум" в г. Набережные Челны будет создано два мобильных технопарка";
абзац четырнадцатый признать утратившим силу;
абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"В рамках мероприятия по созданию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на базе организаций высшего образования, планируется создание центра на базе Казанского (Приволжского) федерального университета (2020 год).";
в абзаце семнадцатом слово "центров" заменить словом "центра";
в абзаце двадцать третьем слово "центров" заменить словом "центра";
приложение N 1 к подпрограмме изложить в новой редакции (прилагается);
в подпрограмме "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы":
в паспорте подпрограммы:
строку "Объем финансирования Подпрограммы с разбивкой по годам и источникам" изложить в следующей редакции:
"Объем финансирования Подпрограммы с разбивкой по годам и источникам |
Объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан составит 93900626,91 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3276380,3 тыс. рублей; 2015 год - 10287192,8 тыс. рублей; 2016 год - 12319020,9 тыс. рублей; 2017 год - 8141860,8 тыс. рублей; 2018 год - 15892374,91 тыс. рублей; 2019 год - 17590942,7 тыс. рублей; 2020 год - 13207437,8 тыс. рублей; 2021 год - 13185416,7 тыс. рублей; 2022 год - 1875272,8* тыс. рублей; 2023 год - 1282280,0* тыс. рублей; 2024 год - 1264790,0* тыс. рублей; 2025 год - 927828,0* тыс. рублей. * Объем средств на 2022-2025 годы носит прогнозный характер, определяется законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период и не включен в общий объем финансирования Подпрограммы"; |
в строке "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы (индикаторы оценки результатов Подпрограммы)":
в абзаце седьмом цифры "18" заменить цифрами "18,5";
абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:
"увеличения количества общеобразовательных организаций, в которых будут созданы условия для занятий физической культурой и спортом, до 146 единиц к 2024 году;";
в абзаце тридцатом цифры "2018" заменить цифрами "2019";
в абзаце тридцать первом цифры "2018" заменить цифрами "2019";
в абзаце тридцать втором цифры "2018" заменить цифрами "2019";
в абзаце тридцать девятом цифры "3090" заменить цифрами "3200";
дополнить абзацами следующего содержания:
"увеличения количества обучающихся в общеобразовательных организациях, для которых будут созданы условия для занятий физической культурой и спортом до 499 человек к 2022 году;
увеличения количества отремонтированных спортивных залов в общеобразовательных организациях за счет средств субсидии к 2022 году до 18;
увеличения количества созданных школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях за счет средств субсидии с 2020 года по 2024 год на 30 единиц;
увеличения уровня технической готовности объекта капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) до 100 процентов к 2020 году";
раздел 1 подпрограммы изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика сферы образования, описание основных проблем и прогноз развития
В Республике Татарстан в 2015/2016 учебном году функционировало 1429 общеобразовательных организаций, в том числе 1348 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 52 школы и школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением, 14 вечерних школ, 10 негосударственных школ, 1 школа Министерства культуры Республики Татарстан - Казанское хореографическое училище и 1 школа Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан - Казанское училище олимпийского резерва (в 2014/2015 учебном году - 1488 организаций). В них обучалось 378805 человек (в 2014/2015 учебном году - 374171 человек), трудятся 36877 педагогических работников, в т.ч. 32825 учителей.
В 2018/2019 учебном году функционируют 1402 общеобразовательные организации, в том числе 1319 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 52 школы и школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением, 11 вечерних школ, 15 негосударственных школ, 1 школа Министерства культуры Республики Татарстан - Казанское хореографическое училище и 1 школа Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан - Казанское училище олимпийского резерва (в 2017/2018 учебном году - 1413 организаций). В них обучаются 416890 человек (в 2017/2018 учебном году - 403132 человека), трудятся 36225 педагогических работников, в т.ч. 31897 учителей.
В 2015/2016 учебном году в структуре общеобразовательных организаций (без учета вечерних, негосударственных школ и школ, не подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан), доля начальных школ составляет 7,6 процента (107 школ), в них обучаются 1,3 процента (5031 человек) от общего числа обучающихся. Из общего числа начальных школ 89,7 процента (96 школ) приходится на сельскую местность.
Удельный вес основных школ составляет 24 процента (336 школ) от общего числа всех школ, в них обучаются 4,6 процента (17199 человек) от общей численности учащихся.
Доля средних школ составляет 64,5 процента (905 школ), из них 51,8 процента (469 школ) приходится на сельские школы. В средних школах республики обучаются 92,2 процента (345620 человек) от общей численности учащихся, из них в городской местности обучаются 96,6 процента (285159 человек) от общей численности школьников в городской местности, в сельской - 75,9 процента (60461 человек) от общей численности школьников в сельской местности.
Доля общеобразовательных специальных (коррекционных) организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, организаций для детей с девиантным поведением, санаторных общеобразовательных организаций составляет 3,9 процента (55 школ), в них обучаются 1,9 процента (7087 человек).
В 2018/2019 учебном году в структуре общеобразовательных организаций (без учета вечерних, негосударственных школ и школ, не подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан), доля начальных школ составляет 7,4 процента (102 школы), в них обучаются 1,2 процента (4 893 человека) от общего числа обучающихся. Из общего числа начальных школ 88,2 процента (90 школ) приходится на сельскую местность.
Удельный вес основных школ составляет 25,6 процента (352 школы) от общего числа всех школ, в них обучаются 4,2 процента (17323 человека) от общей численности учащихся.
Доля средних школ составляет 63,0 процента (865 школ), из них 49,4 процента (427 школ) приходится на сельские школы. В средних школах республики обучаются 92,6 процента (382269 человек) от общей численности учащихся, из них в городской местности обучаются 96,4 процента (322802 человека) от общей численности школьников в городской местности, в сельской - 76,3 процента (59467 человек) от общей численности школьников в сельской местности.
Доля общеобразовательных специальных (коррекционных) организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, организаций для детей с девиантным поведением, санаторных общеобразовательных организаций составляет 4,0 процента (55 школ), в них обучаются 2,0 процента (8235 человек).
В последние три года наблюдается рост численности обучающихся. Так, с 2016 по 2018 год численность обучающихся возросла на 7,1 тыс. человек (1,9 процента) и составляла в 2016 году 388,9 тыс. человек, в 2018 году - 416,9 тыс. человек. Контингент обучающихся в общеобразовательных организациях увеличился к 2018/2019 учебному году на 5397 человек по сравнению с 2014/2015 учебным годом (таблица 1).
Таблица 1
Динамика численности обучающихся
Показатели численности обучающихся |
2014/ 2015 учебный год |
2015/ 2016 учебный год |
2016/ 2017 учебный год |
2017/ 2018 учебный год |
2018/ 2019 учебный год |
2019/ 2020 учебный год (прогноз) |
2020/ 2021 учебный год (прогноз) |
Всего обучающихся дневных муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, в том числе: |
369540 |
374937 |
385019 |
399057 |
412720 |
427562 |
445340 |
в городской местности |
287086 |
295232 |
306660 |
320889 |
334784 |
348981 |
363461 |
в сельской местности |
82454 |
79705 |
78359 |
78168 |
77936 |
78581 |
81879 |
Доля обучающихся, занимающихся во вторую смену (по формам федерального статистического наблюдения), по сравнению с 2012/2013 учебным годом увеличилась до 9,41 процента в 2018/2019 учебном году в связи с ростом численности обучающихся.
К началу 2019 года в Республике Татарстан дошкольное образование дети получают в 2020 образовательных организациях различных типов, в т.ч.:
в 1809 дошкольных образовательных организациях;
в 78 начальных школах - детских садах, прогимназиях;
в 133 общеобразовательных организациях для детей дошкольного возраста.
Дошкольным образованием охвачено более 220 тыс. детей, что составляет 67 процентов от общего количества детского населения от одного года до 7 лет.
В целях обеспечения детей услугами дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. Так, функционируют 22 семейные дошкольные группы на базе многодетных семей (в г. Казани - 9, Зеленодольском муниципальном районе - 11, по одной - в Высокогорском, Спасском муниципальных районах).
Пользуются спросом среди населения организованные в детских садах группы кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе), которые охватывают более 2 тыс. детей (гг. Казань, Набережные Челны, Альметьевский, Зеленодольский, Нижнекамский, Бугульминский, Ютазинский муниципальные районы).
Благодаря поддержке государства, оказываемой в виде субсидирования затрат на образование, развивается сеть частных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. В Республике Татарстан в 2018 году получателями субсидии являются 15 частных дошкольных образовательных организаций, 5 частных общеобразовательных организаций с дошкольными группами, 4 индивидуальных предпринимателя.
Из бюджета Республики Татарстан на предоставление субсидии на реализацию программ дошкольного образования в частных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей направлено 110,2 млн. рублей.
В целом по Республике Татарстан функционируют 28 негосударственных детских садов, в которых воспитываются около 3 тыс. детей.
В сфере дошкольного образования заняты 21976 педагогов (воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструкторы по физическому развитию, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования).
В 775 дошкольных образовательных организациях обучение и воспитание детей ведется на татарском языке. Кроме того, в 623 дошкольных образовательных организациях имеются татарские группы. Охват обучением на родном татарском языке составляет 54,4 процента.
Также в республике функционируют 74 национальные дошкольные образовательные организации (марийские, чувашские, удмуртские), в которых на родном языке воспитываются около 1,5 тыс. детей.
В дошкольных образовательных организациях организованы 972 группы компенсирующей направленности: логопедические, для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В них воспитываются 15670 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 217 группах оздоровительной направленности воспитываются 4160 детей, нуждающихся в оздоровлении.
В 2018 году в Республике Татарстан построено 7 дошкольных образовательных организаций суммарной мощностью 785 мест. Стоимость строительства объектов ориентировочно составила 673,9 млн. рублей:
1 детский сад - на 50 мест в с. Ядыгерь Кукморского муниципального района;
1 детский сад - на 50 мест в с. Набережные Моркваши Верхнеуслонского муниципального района;
1 детский сад - на 120 мест в с. Поисево Актанышского муниципального района;
1 детский сад - на 260 мест в г. Нижнекамске;
1 детский сад - на 140 мест в г. Арске Арского муниципального района;
1 детский сад - на 140 мест в д. Старые Ерыклы Тукаевского муниципального района;
1 детский сад - на 25 мест в д. Нижние Шашы Атнинского муниципального района.
Кроме этого, в Республике Татарстан реализуется программа по созданию дополнительных мест для детей от двух месяцев до трех лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования. В рамках данной программы к концу 2019 года планируется создать 6220 новых мест, из них 3200 ясельных мест. Финансирование из федерального бюджета составляет 994333,1 тыс. рублей.
Обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей от трех до семи лет.
В рамках реализуемой Республикой Татарстан программы капитального ремонта образовательных организаций в 2018 году осуществлен капитальный ремонт 94 дошкольных образовательных организаций на сумму 1794,5 млн. рублей.
Наряду с обеспечением доступности дошкольного образования ведется работа по повышению качества дошкольного образования. Детскими садами республики утверждены основные образовательные программы дошкольного образования, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Приведены в соответствие с действующим законодательством локальные акты учреждений, проводится планомерная работа по созданию предметно-развивающей среды, удовлетворяющей требованиям ФГОС ДО.
С 2012 года реализуется программа капитального ремонта общеобразовательных организаций муниципальных образований республики. В программу включаются общеобразовательные организации, здания которых введены в эксплуатацию не позднее 1981 года.
В рамках указанной программы было отремонтировано:
в 2012 году - 165 общеобразовательных, 5 специальных (коррекционных) школ на общую сумму 2179,4 млн. рублей;
в 2013 году - 160 общеобразовательных, 7 специальных (коррекционных) школ на общую сумму 2499,99 млн. рублей;
в 2014 году - 151 общеобразовательная, 8 специальных коррекционных школ на общую сумму 2504,84 млн. рублей;
в 2015 году - 119 зданий общеобразовательных школ, 10 дошкольных образовательных организаций и 7 специальных (коррекционных) школ на общую сумму 2489,32 млн. рублей.
В 2016 году осуществлен ремонт 80 общеобразовательных, 15 специальных (коррекционных), 53 дошкольных образовательных организаций на общую сумму 2511,36 млн. рублей.
В 2017 году осуществлен ремонт 29 общеобразовательных, 7 специальных (коррекционных), 110 дошкольных образовательных организаций на общую сумму 2489,32 млн. рублей.
В 2018 году осуществлен ремонт 16 общеобразовательных, 12 специальных (коррекционных), 94 дошкольных образовательных организаций на общую сумму 2527,18 млн. рублей.
Всего за 2012 - 2018 годы отремонтированы 1048 образовательных организаций (720 общеобразовательных, 61 специальная (коррекционная), 267 дошкольных образовательных организаций) на общую сумму 17,2 млрд. рублей.
В период реализации настоящей Подпрограммы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в образовательных организациях общего образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность обучаться в массовых школах, учатся по месту жительства. В настоящее время их число составляет 6577 детей, т.е. 50,5 процента от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.
Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательную организацию, организовано обучение на дому. В настоящее время такой формой обучения охвачены 2780 детей (в том числе 1444 ребенка обучаются по программам массовых школ, 1338 детей - по программам специальных (коррекционных) учреждений).
В рамках заключенных соглашений между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан с 2012 года из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан предоставлялась субсидия на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда". За истекший период осуществлены мероприятия в 314 общеобразовательных, 15 дошкольных образовательных организациях и 4 организациях дополнительного образования детей по созданию безбарьерной среды, обеспечению полноценной интеграции детей-инвалидов, модернизации зданий школ, приобретению специального оборудования, технических средств обучения и учебников. В 2019-2020 годах предусмотрено проведение мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования ежегодно в 5 в дошкольных образовательных, 5 общеобразовательных организациях, 2 организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам).
В 2019/2020 учебном году действуют 95 профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются более 70 тыс. человек. Ежегодный прием в профессиональные образовательные организации составляет порядка 22 тыс. человек. Наиболее востребованными и массовыми направлениями подготовки среди выпускников общеобразовательных организаций являются: машиностроение, сельское хозяйство, техника и технологии наземного транспорта, строительство, экономика и управление, энергетика, педагогические науки, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, специальности нефтяной и нефтехимической отрасли.
Учитывая, что рынок труда прежде всего сегодня ждет высококвалифицированные кадры, отвечающие требованиям и запросам работодателей, с 2018/2019 учебного года в профессиональных образовательных организациях введены новые специальности: робототехника, техническая эксплуатация и обслуживание робототезированного устройства, мехатроника и мобильная робототехника.
С 2014 года реализуется программа по созданию ресурсных центров. Ресурсный центр - это статус профессиональной образовательной организации, в которой сконцентрированы новейшее оборудование, кадровый потенциал и образовательные программы, отвечающие требованиям базовых работодателей. Базовым работодателям отводится ключевая роль в создании ресурсных центров.
В 2019 году статус ресурсного центра получили еще 6 профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан.
Всего за период 2014 - 2019 годов на реализацию программы создания ресурсных центров (капитальный ремонт и закупку оборудования) направлено более 5,1 млрд. рублей, в том числе 4,3 млрд. рублей - на капитальный ремонт учебных зданий и мастерских, 810,1 млн. рублей - на закупку учебного оборудования и инвентаря.
Кроме того, серьезный стимул к развитию инфраструктуры сети профессиональных образовательных организаций дает нам участие в мероприятиях федеральных проектов. Так, в 2018 году гранты на обновление и модернизацию материально-технической базы на общую сумму порядка 80 млн. рублей получили 2 колледжа Татарстана.
В текущем году в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" федеральную поддержку на развитие материально-технической базы и создание мастерских, соответствующих требованиям международных стандартов, по результатам проведенного конкурса получат 20 учреждений СПО на общую сумму свыше 91 млн. рублей.
Сумма федерального софинансирования создания на базе Казанского педагогического колледжа Центра опережающей профессиональной подготовки составляет 45,2 млн. рублей.";
в разделе 2 подпрограммы:
подраздел 3 изложить в следующей редакции:
"3. Мероприятия по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования
Специфика социально-демографической структуры населения Республики Татарстан проявляется в высоком удельном весе инвалидов и маломобильных групп населения в общей численности населения. По данным Федерального реестра инвалидов, на 1 августа 2018 г. численность инвалидов, проживающих в Республике Татарстан, составила 299179 человек (7,7 процента от общего числа населения Республики Татарстан), в том числе дети-инвалиды - 15031 человек (1,8 процента от общей численности детей Республики Татарстан).
Необходимо создание условий для комфортной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения, что позволит им реализовывать свои права и свободы, полноценно участвовать в жизни общества.
Создание условий безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех социальных сферах представляет собой один из основных векторов современной государственной политики Российской Федерации.
Подписание Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13.12.2006, определило ее принципы как базовые при реализации в Российской Федерации политики в отношении инвалидов.
С целью обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления Указом Президента Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года N УП-908 "Об образовании Совета по делам инвалидов при Президенте Республики Татарстан" образован Совет по делам инвалидов при Президенте Республики Татарстан, на котором рассматриваются проблемы инвалидов, проживающих в Республике Татарстан.
В образовательных организациях республики ведется активная работа по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Основными показателями, характеризующими реализацию мероприятия, являются:
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов.
За 2012-2018 годы осуществлены мероприятия по созданию безбарьерной среды, обеспечению полноценной интеграции детей-инвалидов, модернизации зданий школ, приобретению специального оборудования, технических средств обучения и учебников в 314 общеобразовательных, 15 дошкольных образовательных организациях и 4 организациях дополнительного образования детей.
В 2019-2020 годах предусмотрено проведение мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования ежегодно в 5 дошкольных образовательных, 5 общеобразовательных организациях, 2 организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам).
Мероприятия по обеспечению доступности образовательной организации осуществляются в соответствии с "дорожной картой" (планом мероприятий) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, разработанной в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Перечень мероприятий, предусматривающих капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт общеобразовательных организаций в рамках программы "Доступная среда" в 2014-2016 годах, представлен в приложении N 4 к настоящей Подпрограмме.
Перечень мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в рамках государственной программы "Доступная среда" в 2018-2020 годах, представлен в приложении N 10 к настоящей Подпрограмме.";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Перечень мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, представлен в приложении N 13 к настоящей Подпрограмме.";
дополнить подразделом следующего содержания:
"13. Мероприятия по модернизации инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
В Республике Татарстан разработана и реализуется Концепция полилингвального образовательного комплекса "Адымнар - путь к знаниям и согласию".
В 2019 году в рамках создания полилингвального комплекса "Адымнар - путь к знаниям и согласию" в Республике Татарстан предусмотрено строительство школы на 1224 места по ул. Бондаренко в г. Казани.
В комплекс предполагается включить блоки дошкольного и начального образования, билингвальный корпус, полилингвальный корпус на основе проекта школы повторного применения на 1224 места, интернат, а также загородную базу - лагерь. Планируемый период строительства комплекса - 2019-2020 годы.
Мероприятие является частью программы по модернизации инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации в 2019 году и реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования.";
раздел 3 подпрограммы изложить в следующей редакции:
"3. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан составит 93900626,91 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 3276380,3 тыс. рублей;
2015 год - 10287192,8 тыс. рублей;
2016 год - 12319020,9 тыс. рублей;
2017 год - 8141860,8 тыс. рублей;
2018 год - 15892374,91 тыс. рублей;
2019 год - 17590942,7 тыс. рублей;
2020 год - 13207437,8 тыс. рублей;
2021 год - 13185416,7 тыс. рублей;
2022 год - 1875272,8* тыс. рублей;
2023 год - 1282280,0* тыс. рублей;
2024 год - 1264790,0* тыс. рублей;
2025 год - 927828,0* тыс. рублей.
* Объем средств на 2022-2025 годы носит прогнозный характер, определяется законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период и не включен в общий объем финансирования Подпрограммы.";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. |
Доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций, процентов |
- |
- |
- |
16 |
17 |
17,5 |
18 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
18,5;" |
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. |
Число новых мест в общеобразовательных организациях в муниципальном районе, в том числе введенных путем: |
- |
- |
800 |
2948 |
2024 |
3248 |
5847 |
1000 |
2124 |
1400 |
1190 |
660 |
12.1. |
модернизации существующей инфраструктуры общего образования - всего, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12.2. |
путем строительства зданий школ, единиц |
- |
- |
800 |
2948 |
2024 |
3248 |
5847 |
1000 |
2124 |
1400 |
1190 |
660 |
12.3. |
пристроя к зданиям школ, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12.4. |
оптимизации загруженности школ, привлечения инвесторов, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-"; |
пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31. |
Количество дополнительных мест в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, созданных в ходе реализации государственных программ субъектов, из них: |
- |
- |
- |
- |
160 |
3040 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
31.1. |
за счет иных межбюджетных трансфертов, мест |
- |
- |
- |
- |
160 |
1465 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
31.2. |
за счет иных финансовых ассигнований на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации, мест |
- |
- |
- |
- |
- |
1575 |
- |
- |
- |
- |
- |
-"; |
дополнить пунктами 37-43 следующего содержания:
"37. |
Уровень технической готовности объекта капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), процентов |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
38. |
Количество общеобразовательных организаций, в которых будут созданы условия для занятий физической культурой и спортом, единиц, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
38.1. |
количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
38.2. |
количество общеобразовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
38.3. |
количество общеобразовательных организаций, расположенных в иных городских поселениях, численность населения которых не превышает 50 тыс. человек (малые города), единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
39. |
Количество обучающихся в общеобразовательных организациях, для которых будут созданы условия для занятий физической культурой и спортом, человек, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
819 |
510 |
499 |
- |
- |
- |
39.1. |
количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, человек |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
819 |
510 |
499 |
- |
- |
- |
39.2. |
количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, человек |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
39.3. |
количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в иных городских поселениях, численность населения которых не превышает 50 тыс. человек (малые города), человек |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
40. |
Количество отремонтированных спортивных залов в общеобразовательных организациях за счет средств субсидии, единиц, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
40.1. |
количество отремонтированных спортивных залов в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
40.2. |
количество отремонтированных спортивных залов в общеобразовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
40.3. |
количество отремонтированных спортивных залов в общеобразовательных организациях, расположенных в иных городских поселениях, численность населения которых не превышает 50 тыс. человек (малые города), единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
41. |
Количество перепрофилированных аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях за счет средств субсидии, единиц, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
41.1. |
количество перепрофилированных аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
41.2. |
количество перепрофилированных аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
41.3. |
количество перепрофилированных аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в иных городских поселениях, численность населения которых не превышает 50 тыс. человек (малые города), единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
42. |
Количество созданных школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях за счет средств субсидии, единиц, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
42.1. |
количество созданных школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
42.2 |
количество созданных школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
42.3. |
количество созданных школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях, расположенных в иных городских поселениях, численность населения которых не превышает 50 тыс. человек (малые города), единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
43. |
Количество оснащенных спортивным инвентарем и оборудованных открытых спортивных плоскостных сооружений в общеобразовательных организациях за счет средств субсидии, единиц, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
43.1. |
количество оснащенных спортивным инвентарем и оборудованных открытых спортивных плоскостных сооружений в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
43.2. |
количество оснащенных спортивным инвентарем и оборудованных открытых спортивных плоскостных сооружений в общеобразовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
43.3. |
количество оснащенных спортивным инвентарем и оборудованных открытых спортивных плоскостных сооружений в общеобразовательных организациях, расположенных в иных городских поселениях, численность населения которых не превышает 50 тыс. человек (малые города), единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
-"; |
приложения N 1, 10, 13 к подпрограмме изложить в новой редакции (прилагаются).
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министра Республики Татарстан от 31 октября 2019 г. N 974 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 8 ноября 2019 г.
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 83, 8 ноября 2019 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 октября 2023 г. N 1212 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.