Федеральной антимонопольной службой в целях контроля за исполнением требований приказов ФАС России от 29.05.2019 N 684/19, от 13.08.2019 N 1087/19 (далее - приказы ФАС России), проанализированы материалы, в том числе приказы Службы по тарифам Иркутской области, экспертные заключения, протоколы заседаний Правления Службы по тарифам Иркутской области, направленные письмом Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба) от 09.09.2019 N 02-79-2292/19 и выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении требований приказов ФАС России.
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Служба приказом от 30.08.2019 года N 192-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" пересмотрела единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
Анализ приказа Службы от 30.08.2019 года N 192-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" показал, что Службой не устранены все нарушения, указанные в приказах ФАС России.
1. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Службой не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
Служба не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения по территориальным сетевым организациям Иркутской области на 2019 год и не скорректировала НВВ территориальных сетевых организаций на 2019 год.
2. При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - ЕЕ.LOSS.TARlFF.2019(v1.0.2)) экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Служба не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения по территориальным сетевым организациям Иркутской области на 2019 год и не скорректировала НВВ территориальных сетевых организаций на 2019 год.
3. В экспертных заключениях, представленных посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Службой без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены значительные отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт, является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Служба не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения по территориальным сетевым организациям Иркутской области на 2019 год.
4. Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр внесены изменения в распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 24.12.2014 N 149-мр "Об утверждении инвестиционной программы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2015-2019 годы".
На основании вышеуказанных распоряжений Службой в НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2019 год учтена прибыль на капитальные вложения в размере 304 946 тыс. руб.
Приказом Службы от 28.06.2019 N 117-спр прибыль на капитальные вложения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" скорректирована и составила 283 691,8 тыс. руб.
Приказом Службы от 30.08.2019 N 192-спр прибыль на капитальные вложения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" скорректирована и составила 283 339,9 тыс. руб.
Распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр было принято после 1 ноября 2019 года, что является нарушением пункта 64 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Служба в экспертном заключении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" указала: "По информации Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, которое является уполномоченным органом по утверждению инвестиционных программ на территории Иркутской области, распоряжение N 436-мр было принято во исполнение перечня поручений Губернатора Иркутской области от 21 декабря 2018 года N 06-456/18. В этой связи изменения в инвестиционную программу ОГЭП "Облкоммунэнерго" внесены Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с пунктом 67 Правил".
Пунктом 67 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики), предусмотрено, что утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики изменения в инвестиционную программу (корректировка инвестиционной программы), вносимые во исполнение федеральных законов (законов субъектов Российской Федерации), решений Комиссии (высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), предусмотренных Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, а также изменения в инвестиционную программу (корректировка инвестиционной программы), вносимые в случае необходимости устранения последствий аварийной ситуации или ее предотвращения, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации без проведения общественного обсуждения таких изменений, без проведения технологического и ценового аудита и без получения предусмотренных Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики согласований и заключений государственных органов и организаций, указанных в пунктах 18-19(1) Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Таким образом, Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики не предусматривают несоблюдение требований по срокам утверждения и корректировкам инвестиционных программ, предусмотренных пунктом 64 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Перечень поручений Губернатора Иркутской области от 21 декабря 2018 года N 06-456/18 не является основанием для несоблюдения Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не является решением Комиссии (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) и не содержит информацию о необходимости устранения последствий аварийной ситуации или ее предотвращения.
Затраты по статье "Прибыль на развитие производства" в НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго", принятые Службой на 2019 год подлежат исключению как экономически необоснованные расходы.
Приложением N 14 приказа Минэнерго от 24.03.2010 N 144 "Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций", установлена форма "График реализации инвестиционной программы, млн рублей с НДС", где в форму "Источники финансирования инвестиционной программы на год N, млн рублей" включаются данные с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС). ФАС России установлено, что в соответствии с приложением N 7 к Распоряжению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр "О внесении корректировки в утвержденную инвестиционную программу ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2015-2019 годы и их утверждении", в разделе 3 "Источники финансирования инвестиционной программы", соответствующем указанному приложению к приказу Минэнерго от 24.03.2010 N 144, в утвержденный план на 2019 год, всего: 955,498 млн руб., в том числе (с НДС): показатель инвестиционной программы "амортизация основных средств" составляет - 650,552 млн руб., а показатель "прибыль направленная на инвестиции" составляет - 304,946 млн руб. При этом ФАС России установлено, что в соответствии с экспертным заключением, представленным Службой письмом от 09.07.2019 N 02-79-1648119, эксперты Службы считают допустимым принять в расчет необходимой валовой выручки на 2019 год расходы на амортизационные отчисления тоже в размере 650,552 млн руб., а расходы на прибыль тоже в размере 304,946 млн руб. При расчете плановых показателей цен тарифов на долгосрочный период регулирования, применяются значения расходов без учета НДС, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявлять к оплате покупателю соответствующую сумму НДС. Данный факт свидетельствует о том, что установленные Службой цены (тарифы) необоснованно учитывают расходы на прибыль и амортизационные отчисления с НДС.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 114"
5. В представленном письмом от 09.09.2019 N 02-79-2292/19 Службой Дополнении N 2 к заключению экспертизы (по делу N 2018/9-э) указано: "предлагается скорректировать ранее учтенные в НВВ ОАО "ИЭСК" на 2019 год расходы из прибыли на развитие .производства, исключив средства в размере 543 628,7 тыс. руб. Соответственно, расходы по статье "прибыль на развитие производства" составят 618 441,3 тыс. руб.".
В Дополнении N 2 к заключению экспертизы (по делу N 2018/9-э) не представлен расчет проведенной корректировки, а также не указаны ссылки на нормативные правовые акты, регламентирующие данные изменения.
Службе необходимо внести дополнение в экспертное заключение ОАО "ИЭСК" в соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 и представить обоснование проведенной корректировки.
С учетом всего вышеизложенного, Службой не исполнены приказы ФАС России от 29.05.2019 N 684/19, от 13.08.2019 N 1087/19.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Отменить приказ Службы по тарифам Иркутской области от 30.08.2019 года N 192-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" с 1 декабря 2019 года.
2. Службе по тарифам Иркутской области установить и ввести в действие не позднее 1 декабря 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также населению и приравненным к нему категориям потребителей Иркутской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
3. Об исполнении настоящего приказа Службе по тарифам Иркутской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Иркутской области, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Иркутской области, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2019 г. N 1482/19 "Об отмене приказа Службы по тарифам Иркутской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был