Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 мая 2019 г. N 181 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19)"

 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451; 2016, N 14, ст. 1904; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4289; 2018, N 22, ст. 3042; N 32, ст. 5135; N 53, ст. 8452; 2019, N 12, ст. 1230), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661; 2016, N 28, ст. 4741; N 48, ст. 6789; 2017, N 12, ст. 1729; N 26, ст. 3847; 2018, N 29, ст. 4438), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19).

 

Руководитель

А.В. Алёшин

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 ноября 2019 г.
Регистрационный N 56468

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 мая 2019 г. N 181

 

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии

I. Назначение и область применения

 

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 2012, N 51, ст. 7203), устанавливают требования к содержанию планов мероприятий по защите персонала в случае аварии на сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) и определяют порядок их разработки и внесения изменений и дополнений.

2. Настоящие Требования распространяются на мероприятия по защите персонала, осуществляемые на площадках ИЯУ и эксплуатирующей ее организации, а также в санитарно-защитной зоне.

 

II. Общие положения

 

3. План мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ (далее - План мероприятий) разрабатывается эксплуатирующей организацией и должен быть утвержден ее руководителем.

4. План мероприятий должен пересматриваться не реже одного раза в 10 лет.

5. План мероприятий должен быть разработан исходя из рассмотренных возможных проектных и запроектных аварий на ИЯУ, характеризующихся радиационными последствиями, приводящими к максимальному облучению, и с учетом специфики этапа жизненного цикла ИЯУ.

6. План мероприятий должен состоять из основной части и приложений. Текст основной части должен включать следующие разделы:

"Общие положения";

"Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала";

"Основные мероприятия по защите персонала";

"Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию".

7. Требования к содержанию основной части Плана мероприятий установлены в главе III настоящих Требований.

Требования к содержанию приложений Плана мероприятий (в том числе требования к плану площадки ИЯУ и плану санитарно-защитной зоны) приведены в главе IV и приложениях N N 1 - 4 к настоящим Требованиям.

8. План мероприятий должен быть разработан и утвержден до завоза ядерного топлива на площадку ИЯУ.

9. Изменения и дополнения в План мероприятий вносятся:

при вводе в эксплуатацию новых ИЯУ;

после реконструкции действующих ИЯУ;

при выводе ИЯУ из эксплуатации;

в случае внесения изменений в штатное расписание эксплуатирующей организации, а также при изменении должностных обязанностей ответственных работников или при изменении организационно-распорядительных документов эксплуатирующей организации, указанных в Плане мероприятий;

в случае вступления в силу новых нормативных правовых актов, содержащих положения, относящиеся к аварийному реагированию (или к его планированию) на радиационно опасные ситуации, возможные на ИЯУ, а также в случае внесения в них изменений;

по результатам проверки готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию в процессе тренировок и учений;

по результатам анализа аварий на ИЯУ, а также на других объектах использования атомной энергии, находящих на площадке эксплуатирующей организации;

в случае изменения запланированных организационных или технических мер аварийного реагирования на других объектах использования атомной энергии на площадке ИЯУ, в отношении которых эксплуатирующей организацией ИЯУ осуществляются виды деятельности в области использования атомной энергии.

Порядок утверждения вышеуказанных изменений и дополнений аналогичен порядку утверждения Плана мероприятий.

10. Наличие средств противоаварийной защиты на ИЯУ должно соответствовать информации, представленной в Плане мероприятий.

11. Эксплуатирующая организация, имеющая несколько ИЯУ, должна обеспечить разработку Плана мероприятий для каждой ИЯУ. Мероприятия по защите прикомандированных на ИЯУ лиц и лиц из организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации, должны приводиться в плане мероприятий по защите персонала в случае аварии в эксплуатирующей организации.

 

III. Требования к содержанию основной части плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательской ядерной установке

 

12. В разделе "Общие положения" должна содержаться следующая информация:

12.1 краткое описание выполняемых на ИЯУ ядерно- и радиационно опасных работ, а также перечень объектов использования атомной энергии, находящихся на площадке эксплуатирующей организации;

12.2 схема созданной в эксплуатирующей организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также реквизиты организационно-распорядительных документов, в соответствии с которыми:

а) устанавливаются полномочия комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации (далее - КЧС и ПБ), обеспечивающей организацию и руководство над выполнением работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;

б) назначаются члены КЧС и ПБ и руководитель аварийных работ;

в) определяются полномочия специальных подразделений или работников эксплуатирующей организации, уполномоченных решать задачи по защите персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

г) устанавливаются полномочия дежурно-диспетчерской службы, осуществляющей повседневное управление системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующей организации;

д) функции экспертно-аналитической группы, обеспечивающей научно-техническую и консультативную поддержку при организации и осуществлении мер по ослаблению и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;

е) процедура допуска персонала к аварийно-спасательным и другим неотложным работам с повышенным облучением, обусловленным ионизирующими излучениями. Должно быть указано, в какую медицинскую организацию будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения, обусловленного ионизирующими излучениями.

13. В разделе "Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала" должны содержаться следующие подразделы:

- "Общие сведения об ИЯУ";

- "Организация аварийного радиационного контроля";

- "Радиационная обстановка";

- "Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий";

- "Критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" 1 и "Аварийная обстановка".

14. В подразделе "Общие сведения об ИЯУ" должны содержаться:

- географические и административные характеристики размещения ИЯУ;

- сведения о месторасположении площадки ИЯУ относительно границ административного деления, а также относительно водных объектов, план площадки ИЯУ, санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) (при ее наличии);

- сведения о возможном радиационном воздействии на человека и окружающую среду в случае аварии на ИЯУ;

- описание зданий, где размещается ИЯУ, компоновка его основных технологических помещений;

- основные параметры и режимы эксплуатации ИЯУ;

- категория потенциальной радиационной опасности ИЯУ.

15. В подразделе "Организация аварийного радиационного контроля" должны содержаться:

- информация о составе, возможностях и режимах функционирования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за их пределами и технических средствах передачи информации по каналам указанной системы;

- схема размещения оборудования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за ее пределами;

- информация о хранении результатов радиационного контроля (место и срок их хранения, формат представления);

- данные о группе (службе) индивидуального дозиметрического контроля и порядке ее функционирования в условиях аварии на ИЯУ.

16. В подразделе "Радиационная обстановка" должны содержаться:

- данные о радиационной обстановке в основных технологических помещениях ИЯУ и в СЗЗ (при ее наличии), определенные по результатам расчетных оценок или выполненных измерений в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ;

- результаты расчетного прогноза последствий возможных аварий;

- краткое описание сценариев возможных аварий, а именно:

возможные проектные и запроектные аварии на ИЯУ с максимальными радиационными последствиями;

ожидаемые уровни радиоактивных поверхностных загрязнений помещений и оборудования;

ожидаемые уровни радиоактивного загрязнения площадки ИЯУ, территории СЗЗ и зоны планирования защитных мероприятий (при их наличии);

возможные индивидуальные эффективные (эквивалентные) дозы облучения персонала при аварии;

максимально возможное количество пострадавших из числа персонала, для которых потребуется медицинская помощь;

- оценка ожидаемой радиационной обстановки при погодных условиях, приводящих к наибольшим дозам облучения, обусловленным ионизирующим излучением (для ИЯУ I - III категорий потенциальной радиационной опасности).

17. В подразделе "Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий" должен содержаться перечень организаций, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций, и Планом мероприятий, и методы обеспечения связи с указанными организациями. Указанный перечень должен быть составлен с учетом тяжести последствий возможных аварий.

18. В подразделе "Критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" должны содержаться установленные в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций:

- критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" в эксплуатирующей организации в целом;

- перечень должностных лиц, утвержденный руководством эксплуатирующей организации, имеющих право принимать решение об объявлении в эксплуатирующей организации состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" и о начале выполнения Плана мероприятий;

- перечень должностных лиц, имеющих право объявления на ИЯУ состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".

19. В разделе "Основные мероприятия по защите персонала" должны содержаться следующие подразделы:

- "Материально-техническое обеспечение";

- "Организация оповещения и связи";

- "Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии";

- "Защита участников работ по ликвидации последствий аварии";

- "Радиационная и инженерная разведка";

- "Оказание первой и медицинской помощи пострадавшим";

- "Физическая защита ИЯУ";

- "Обеспечение общественного порядка";

- "Мероприятия по эвакуации персонала";

- "Действия должностных лиц, в том числе персонала ИЯУ, участвующих в ликвидации последствий аварии";

- "Меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения";

- "Противопожарные мероприятия";

- "Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ".

20. В подразделе "Материально-техническое обеспечение" должны содержаться:

- информация об имеющихся в эксплуатирующей организации защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях и приспосабливаемых сооружениях), обеспечивающих возможность экстренного укрытия работников эксплуатирующей организации и иных лиц, которые могут быть допущены на ИЯУ в порядке, установленном эксплуатирующей организацией;

- информация об имеющемся в эксплуатирующей организации центре технической поддержки (аварийном центре) и его оснащенности программно-техническими комплексами, средствами связи и документацией;

- номенклатура и места размещения хранимого в эксплуатирующей организации аварийного запаса средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), дозиметрических приборов, приборов радиационной разведки, средств дезактивации, средств связи, инструментов, медикаментов, оборудования и материалов для оснащения служб и подразделений, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии;

- информация о том, как соотносятся рабочие диапазоны имеющихся в эксплуатирующей организации дозиметров и радиометров с максимальными радиационными последствиями возможных аварий;

- номенклатура аварийного запаса СИЗ, хранящегося непосредственно на ИЯУ.

21. В подразделе "Организация оповещения и связи" должны содержаться:

- установленный в эксплуатирующей организации порядок оповещения (в том числе об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка") с помощью средств связи и оповещения персонала и должностных лиц ИЯУ и других работников эксплуатирующей организации;

- установленный в эксплуатирующей организации порядок оповещения (в том числе об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка") с помощью средств связи и оповещения должностных лиц организаций, с которыми она должна осуществлять взаимодействие при ликвидации последствий аварии;

- установленный в эксплуатирующей организации порядок доведения информации о типе аварии до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами и органов повседневного управления функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- схема оповещения и список абонентов оповещения, а также номера рабочих, домашних и мобильных телефонов всех членов КЧС и ПБ и руководителя аварийных работ;

- состав и порядок функционирования дежурно-диспетчерской службы эксплуатирующей организации;

- данные об имеющихся линиях связи (основных и резервных), обеспечивающих экстренное оповещение персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации, а также устойчивую связь с органами местного самоуправления, органом управления использованием атомной энергии и уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

- описание организации информационного обмена между центром технической поддержки (аварийным центром), основным и резервным пунктами управления для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности;

- описание организации информационного обмена между центром технической поддержки (аварийным центром) эксплуатирующей организации и органом повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

22. В подразделе "Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии" должны содержаться:

- состав сил служб и подразделений, участвующих в работах по ликвидации последствий аварии, планы-графики приведения их в готовность;

- предполагаемый состав привлекаемых (при необходимости) формирований других организаций и органа управления использованием атомной энергии в случае их участия в работах по ликвидации последствий аварии, объем оснащения указанных формирований СИЗ и индивидуальными дозиметрами, приборами радиационной разведки, автотранспортом и другой инженерной техникой;

- порядок приведения в готовность экспертно-аналитической группы КЧС и ПБ эксплуатирующей организации, центра технической поддержки (аварийного центра) (для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности).

23. В подразделе "Защита участников работ по ликвидации последствий аварии" должны содержаться:

- процедура допуска персонала и других лиц к радиационно опасным работам в зоне аварии;

- места хранения аварийного запаса СИЗ, дозиметрических приборов и индивидуальных дозиметров, порядок их выдачи и использования;

- организация и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки в районе проведения работ по ликвидации последствий аварии;

- процедура контроля и учета индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий аварии;

- информация о порядке проведения йодной профилактики, включая определение дозовых и ситуационных критериев начала приема противорадиационных лекарственных средств;

- места и процедура проведения санитарной обработки участников аварийных работ, частичной санитарной обработки при нарушении целостности кожи и слизистых оболочек;

- экспресс-методы предварительной оценки внутренних поступлений радионуклидов и процедура выявления лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией тела;

- процедура и методы контроля загрязнения спецодежды и кожных покровов на выходе из загрязненной зоны, а также личной одежды при эвакуации с площадки ИЯУ, на которой произошла авария (далее - аварийная ИЯУ).

24. В подразделе "Радиационная и инженерная разведка" должны содержаться:

- состав групп радиационной и инженерной разведки и их оснащение;

- процедура сбора, анализа и обобщения данных, полученных группами радиационной и инженерной разведки;

- места сбора групп радиационной и инженерной разведки, места хранения технических средств;

- процедура представления информации руководителю аварийных работ, руководству эксплуатирующей организации, экспертно-аналитической группе, а также руководителям организаций, с которыми взаимодействует эксплуатирующая организация при проведении работ по ликвидации последствий аварии.

25. В подразделе "Оказание первой и медицинской помощи пострадавшим" должны содержаться:

- сведения о силах и средствах подразделений, привлекаемых эксплуатирующей организацией для оказания медицинской помощи;

- сведения об организации медицинского обеспечения по защите персонала в случае аварии на ИЯУ, предусматривающего:

оказание само- и взаимопомощи с использованием аптечек первой помощи или индивидуальных аптечек персонала предприятий атомной энергетики;

оказание первой помощи работниками организаций, уполномоченных осуществлять соответствующие виды деятельности;

- сведения о мерах по оказанию первой помощи пострадавшим, а именно:

информация о местах сбора пострадавших;

информация о запасах, местах и сроках хранения и обновлении лекарственных средств и имущества;

информация об оборудовании мест и порядке проведения санитарной обработки пострадавших;

- сведения о мерах по оказанию первичной медико-санитарной помощи эвакуированному в медицинские организации персоналу, а также процедура выявления, регистрации и медицинского освидетельствования лиц из числа персонала ИЯУ и участников работ по ликвидации последствий аварии, которые получили сверхнормативное облучение;

- расчет сил и средств медицинского обеспечения с учетом возможного количества пострадавших.

26. В подразделе "Физическая защита ИЯУ" должны содержаться:

- перечень организационно-технических мероприятий по обеспечению физической защиты аварийной ИЯУ и других объектов на территории эксплуатирующей организации, а также информация о действиях резервных сил и подразделений охраны, направленных:

на обеспечение контролируемого допуска аварийных формирований в охраняемые помещения ИЯУ;

на создание мобильного резерва для усиления охраны аварийной ИЯУ;

на обеспечение устойчивого управления охраной ИЯУ в условиях аварии;

на предупреждение несанкционированного доступа на площадку аварийной ИЯУ, своевременное обнаружение и пресечение несанкционированных действий (в том числе действий по несанкционированному распространению ядерных материалов и радиоактивных веществ);

- заключение о соответствии запланированных на случай аварии на ИЯУ мероприятий требованиям по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

- сведения о мерах по обеспечению координации аварийно-спасательных работ с мерами физической защиты, предусмотренными порядком, установленным эксплуатирующей организацией.

27. В подразделе "Обеспечение общественного порядка" должны содержаться:

- сведения о должностном лице (должностных лицах), на которое (на которых) возлагается обеспечение общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах санитарно-защитной зоны (при ее наличии) и на маршрутах эвакуации персонала;

- перечень подразделений эксплуатирующей организации, а также других сип и средств, которые будут использоваться для обеспечения общественного порядка;

- перечень организационных мероприятий, реализация которых должна обеспечить поддержание общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах территории СЗЗ (при ее наличии) и на маршрутах эвакуации персонала. Указанные мероприятия должны включать:

прекращение движения всех видов транспорта на площадке аварийной ИЯУ, кроме транспорта, участвующего в ликвидации последствий аварии;

регулирование движения персонала при следовании в защитные сооружения;

ограничение доступа на площадку аварийной ИЯУ;

регулирование движения автотранспорта на маршрутах эвакуации персонала.

28. В подразделе "Мероприятия по эвакуации персонала" должны содержаться сведения:

- о должностных лицах, имеющих право принятия решения об эвакуации персонала с площадки аварийной ИЯУ и с территории размещения эксплуатирующей организации в целом;

- о лицах, ответственных за организацию и проведение эвакуации;

- о местах сбора эвакуируемых, а для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности - также о местах посадки эвакуируемых в транспортные средства;

- об организациях и конкретных лицах, ответственных за выделение автотранспорта для эвакуируемых (только для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности);

- о маршрутах эвакуации и технических средствах для связи с транспортными колоннами;

- о радиационном контроле и мерах по ограничению распространения радиоактивных веществ вместе с эвакуируемыми.

29. В подразделе "Действия должностных лиц, в том числе персонала ИЯУ, участвующих в ликвидации последствий аварии" должны содержаться действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, по ликвидации последствий аварии. Действия должны разрабатываться с учетом специфики и категории по потенциальной радиационной опасности конкретной ИЯУ и типа аварии, при этом:

- первоочередные действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, приведены в приложении N 1 к настоящим Требованиям;

- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям;

- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ III категории потенциальной радиационной опасности приведены в приложении N 3 к настоящим Требованиям;

действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ IV категории потенциальной радиационной опасности приведены в приложении N 4 к настоящим Требованиям.

30. В подразделе "Меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения" должны содержаться:

- исходные данные для определения очередности дезактивационных работ;

- сведения о технических средствах, применение которых предполагается для ликвидации завалов и для обеспечения доступа к участкам и оборудованию, подлежащим дезактивации;

- информация о методах и технических средствах для проведения дезактивации;

- сведения о методах сбора и удаления, а также местах временного хранения радиоактивных отходов аварийной ИЯУ;

- перечень организаций и формирований, которые привлекаются к проведению дезактивационных работ;

- информация о мероприятиях по предупреждению распространения радиоактивного загрязнения;

- меры по минимизации образования жидких радиоактивных отходов.

31. В подразделе "Противопожарные мероприятия" должна содержаться информация о соответствии мер пожарной безопасности на ИЯУ Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2415; 2019, N 11, ст. 1132). В указанном подразделе также должна быть приведена информация об ограничениях по тушению пожаров, связанных с материалами, используемыми на ИЯУ (включая информацию об ограничениях, связанных с контактом воды с щелочными металлами и попаданием воды на раскаленные поверхности).

32. В подразделе "Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ" должны содержаться сведения о разработанных в эксплуатирующей организации мероприятиях, касающихся чрезвычайных ситуаций, вызванных характерными для района размещения ИЯУ внешними воздействиями природного и техногенного происхождения, которые могут иметь радиационные последствия.

33. В разделе "Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию" должны содержаться сведения об организационно-технических мероприятиях, обеспечивающих оперативное аварийное реагирование персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации и предусматривающих:

- ознакомление должностных лиц (в пределах их компетенции), участвующих в реализации Плана мероприятий, с его содержанием;

- размещение на рабочих местах инструкций и памяток о первоочередных действиях персонала в случае аварии, местах хранения и порядке применения СИЗ, противорадиационных лекарственных средств, а также местах укрытия и маршрутах следования в укрытия, к местам посадки на автотранспорт при эвакуации с площадки ИЯУ;

- наличие у персонала пункта управления ИЯУ и (или) центра технической поддержки (аварийного центра) (для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности) приборов и инструкций для классификации возможных аварий исходя из состояния систем безопасности и физических барьеров на пути распространения радиоактивных веществ в помещения ИЯУ и окружающую среду;

- отработку действий персонала в процессе проведения учений и тренировок, учебно-методических сборов, а также проверку системы оповещения работников эксплуатирующей организации и организаций, с которыми она взаимодействует при ликвидации последствий аварии;

- обновление аварийного запаса противорадиационных лекарственных средств.

 

IV. Требования к содержанию плана площадки ИЯУ и содержанию плана санитарно-защитной зоны

 

34. На плане площадки ИЯУ должны быть приведены места расположения:

- зданий, сооружений и основных инженерных коммуникаций;

- центра технической поддержки (аварийного центра) для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности (при его наличии на площадке);

- защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий и приспосабливаемых сооружений) для укрытия работников эксплуатирующей организации;

- мест сбора пострадавших и медицинского пункта (при его наличии);

- контрольно-пропускных пунктов;

- постов контроля окружающей среды и датчиков автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;

- сирен оповещения и громкоговорителей;

- оборудования и материалов для оснащения аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии;

- основных и резервных путей эвакуации;

- мест прибытия транспортных средств для эвакуации;

- емкостей со взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими веществами, аварийно химически опасными веществами.

35. На плане СЗЗ должны быть приведены:

- границы СЗЗ;

- место размещения ИЯУ;

- границы площадки ИЯУ;

- места расположения защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий);

- место расположения центра технической поддержки (аварийного центра) для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности (при его размещении за пределами площадки ИЯУ в СЗЗ);

- автомобильные дороги и железнодорожные пути;

- места размещения сирен оповещения и громкоговорителей;

- места размещения постов контроля окружающей среды и датчиков автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;

- места размещения пунктов специальной обработки персонала;

- роза ветров, средняя скорость приземного ветра и средняя температура воздуха в течение теплого и холодного периодов времени года.

 

------------------------------

1 Определение данного термина и иных терминов, использованных в настоящих Требованиях, приведены в приложении N 5 к настоящим Требованиям

------------------------------

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к содержанию
плана мероприятий по защите персонала
в случае аварии на исследовательских
ядерных установках", утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 мая 2019 г. N 181

 

Первоочередные действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ

 

Действие

Ответственные

Условие начала выполнения действия 1

Установить, имеет ли нарушение в работе ИЯУ (в том числе нарушение пределов и/или условий безопасной эксплуатации ИЯУ) признаки аварии, предусмотренные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии,

устанавливающими порядок расследования и учета нарушений в работе ИЯУ

Оперативный персонал ИЯУ

В случае воздействия природного и/или техногенного происхождения на территории ИЯУ или иных признаков, свидетельствующих о возможности нарушения в работе ИЯУ

Сообщить о наличии нарушения в работе ИЯУ, имеющего признаки аварии, начальнику смены ИЯУ

Оперативный персонал ИЯУ

При установлении признаков аварии, предусмотренных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок расследования и учета нарушений в работе ИЯУ

Перевести ИЯУ в режим временного останова, убедиться в достижении безопасного состояния ИЯУ, сообщить руководителю подразделения о состоянии ИЯУ

Начальник смены ИЯУ, оперативный персонал ИЯУ

В случае наличия нарушения в работе ИЯУ и/или воздействия природного и/или техногенного происхождения на территории ИЯУ

Установить наличие достижения критериев объявления состояния "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка"

Начальник смены ИЯУ

В случае, если нарушение в работе ИЯУ имеет признаки, предусмотренные федеральными нормами

и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок расследования и учета нарушений в работе ИЯУ и/или в случае воздействия природного и/или техногенного происхождения на территории ИЯУ

Сообщить руководителю эксплуатирующей организации (руководителю аварийных работ) или лицу, исполняющему его обязанности, о достижении критериев объявления состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Начальник смены ИЯУ

После установления факта достижения критериев

Принять решение об объявлении состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Руководитель эксплуатирующей организации или лицо, исполняющее его обязанности

После получения информации о достижении критериев объявления состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Начальник смены ИЯУ

При невозможности установления связи с руководителем эксплуатирующей организации или лицом, исполняющим его обязанности. После получения информации о достижении критериев объявления состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Объявить состояние "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (оповестить председателя КЧС и ПБ, персонал, диспетчера органа повседневною управления объектового уровня, членов экспертно-аналитической группы об объявлении указанных состояний)

Начальник смены ИЯУ

После принятия решения об объявлении состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Действовать в соответствии с инструкцией о первоочередных действиях персонала в случае аварии

Оперативный персонал ИЯУ

После объявления на ИЯУ состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Принять меры по недопущению вскрытия аппаратуры системы управления защиты и изменению уставок аварийной защиты

Начальник смены ИЯУ

 

Принять меры по ограничению последствий нарушения на ИЯУ, в том числе привести в действие средства аварийной локализации радиоактивных выбросов

Оперативный персонал ИЯУ

После обнаружения предаварийной ситуации

в соответствии с инструкциями по эксплуатации систем технологического оборудования и экспериментальных устройств ИЯУ

Дать указания об эвакуации персонала в помещения (здания)

с удовлетворительной радиационной обстановкой и об оказании первой помощи пострадавшим

Начальник смены

В случае неприемлемой радиационной обстановки в помещениях постоянного пребывания и в обслуживаемых помещениях ИЯУ, характеризующейся превышением установленных контрольных уровней

Активизировать деятельность

подразделений и лиц, уполномоченных решать задачи по защите персонала от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне

Руководитель аварийных работ

После объявления состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Активизировать деятельность КЧС и ПБ и экспертно-аналитической группы и дать указание о приведении в готовность аварийного центра

Председатель КЧС и ПБ

После объявления состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка"

Установить тип аварии

Начальник смены ИЯУ и экспертно-аналитическая группа

После объявления состояния "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" 2

Вести записи в оперативном журнале с отражением в хронологическом порядке фактов отказов оборудования, принятых команд и указаний должностных лиц, выполненных оперативных действиях и их результатах, а также о принятии руководства работами на ИЯУ руководителем аварийных работ

Лицо из состава смены работников ИЯУ по указанию начальника смены

С момента обнаружения нарушения нормальной эксплуатации ИЯУ

 

------------------------------

Примечания.

1 Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.

2 Действие должно быть завершено не позднее чем через 15 минут после начала его выполнения.

------------------------------

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к содержанию
плана мероприятий по защите персонала
в случае аварии на исследовательских
ядерных установках", утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 мая 2019 г. N 181

 

Действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности

 

Действие

 

Тип аварии

Ответственные

 

Сроки выполнения

локальная

местная

общая

Действия второй очереди

Оповестить организации, с которыми взаимодействует эксплуатирующая организация при ликвидации последствий аварии 1

-**

+ 2,*

+ 3

Дежурно-диспетчерская служба

После

классификации аварии.

Не позднее чем через 15 минут после

определения типа аварии

Оценивать параметры выброса, его пути, условия, при которых он произошел, состояние активной зоны ИЯУ

-

+

+

Начальник

смены, экспертно-аналитическая

группа

Оценить после объявления состояния "Аварийная готовность" на ИЯУ. Далее оценивать в процессе проведения всех аварийно-спасательных работ, вплоть до

установления контроля над ИЯУ

Анализировать все изменения параметров ИЯУ и изменения радиационной обстановки для выяснения, приведут ли эти изменения

к изменению типа аварии. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале

+

+

+

Начальник смены (начальник подразделения), экспертно-аналитическая группа

В процессе проведения всех аварийно-спасательных работ до момента установления контроля над ИЯУ

Направить группу для проведения радиационной разведки

-

+ 4

+ 5

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

В пределах площадки ИЯУ - после объявления состояния "Аварийная обстановка";

в СЗЗ и (или) за ее пределами - после определения типа аварии

Спрогнозировать защитные меры за пределами площадки ИЯУ

-

+

+

Специалист по радиационному прогнозу из

состава экспертно-аналитической группы

После получения необходимых исходных данных

Предоставлять органам местного самоуправления рекомендации по проведению защитных мероприятий и по установлению зоны, на территории которой необходимо провести подготовку к проведению защитных мероприятий, выполнение которых в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности необходимо на начальном периоде радиационной аварии

-

+

+

Руководитель аварийных работ

После получения результатов прогноза защитных мер, подготовленного экспертно-аналитической группой.

Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии

При необходимости сообщить в органы местного самоуправления, а также в орган управления использованием атомной энергии и в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о невозможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами

эксплуатирующей организации

+

+

+

Председатель КЧСиПБ

После установления фактов, подтверждающих отсутствие возможности ликвидации последствий аварии (локализации аварии) силами эксплуатирующей

организации. Не позднее чем через 15 минут после

определения типа аварии

Обеспечить средствами радиационной защиты всех лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии на ИЯУ, в том числе прибывших из других организаций

+

+

+

Лицо, ответственное за материально-техническое обеспечение неотложных работ

До начала проведения аварийно-спасательных работ

Предоставить специальное укрытие или обеспечить эвакуацию персонала, присутствие которого на площадке аварийной ИЯУ не является необходимым

-

+

+

Лицо, ответственное за проведение эвакуации персонала

После

установления неудовлетворительной радиационной обстановки

Провести выборочный мониторинг персонала для определения необходимости проведения дезактивации.

Результаты зарегистрировать в оперативном журнале

+

+

+

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

До начала эвакуации персонала аварийной ИЯУ за пределы промплощадки

Исключить (ограничить) допуск лиц, не имеющих отношения к аварийно-спасательным работам, на территорию эксплуатирующей организации

+

+

+

Начальник охраны эксплуатирующей организации

После

объявления

состояния

"Аварийная

обстановка"

Организовать отправку пострадавших в медицинские организации

+

+

+

Руководитель аварийных работ

После получения информации об обнаружении пострадавших и ее подтверждения

Действия третьей очереди

Отобрать пробы выпадений радиоактивных веществ и провести их анализ. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале

-

+

+

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

После окончания выброса радиоактивных веществ или после

прохождения радиоактивного облака

Подготовить рекомендации по работе спецвентиляции, периодичности и ограничению выбросов, исходя из радионуклидного состава и активности выбросов из аварийной ИЯУ

-

+

+

Специалист по радиационному прогнозу из экспертно-аналитической группы

После получения параметров выброса

Организовать поиск пропавших

+

+

+

Руководитель аварийных работ

После получения сведений о факте пропажи

Использовать средства мониторинга и дезактивации эвакуированных лиц

+

+

+

Руководитель аварийных работ

При принятии решения об эвакуации персонала

Разработать предложения по защитным мероприятиям в области сельскохозяйственного производства

-

+

+

Председатель КЧСиПБ, экспертно-аналитическая группа

После получения информации о загрязнении земель сельскохозяйственного назначения

Обеспечить условия для последующего наблюдения за облученным персоналом и лицами, участвующими в аварийно-спасательных работах

+

+

+

Уполномоченное эксплуатирующей организацией лицо

В процессе проведения лечебных и

оздоровительных

мероприятий

Обеспечить учет доз, полученных участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ

+

+

+

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

По мере

поступления

информации

 

------------------------------

Примечания.

* Знак "+" указывает на необходимость выполнения действия в случае аварии данного типа.

** Знак "-" указывает на отсутствие необходимости выполнения действия в случае аварии данного типа.

1 Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.

2 Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий местной аварии.

3 Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий общей аварии.

4 Радиационная разведка должна проводиться в пределах СЗЗ.

5 Радиационная разведка должна проводиться в СЗЗ, а также за ее пределами.

------------------------------

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к содержанию
плана мероприятий по защите персонала
в случае аварии на исследовательских
ядерных установках", утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 мая 2019 г. N 181

 

Действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ III категории потенциальной радиационной опасности

 

Действие

Тип аварии на ИЯУ III категории

Ответственные

Сроки выполнения

локальная

местная

Действия второй очереди

Оповестить организации, с которыми эксплуатирующая организация взаимодействует при ликвидации последствий аварии 1

+ 2,*

+ 3

Дежурно-диспетчерская служба

После классификации аварии.

Не позднее чем через 60 минут после определения типа аварии

Оценивать параметры выброса, его пути, условия, при которых он произошел, состояние активной зоны ИЯУ

**

+

Начальник смены, экспертно-аналитическая группа

Оценить после объявления состояния "Аварийная готовность" на ИЯУ. Далее оценивать в процессе проведения всех аварийно-спасательных работ, вплоть до установления контроля над ИЯУ

Анализировать все изменения параметров ИЯУ и изменения радиационной обстановки для выяснения, приведут ли эти изменения к изменению типа аварии.

Результаты зарегистрировать в оперативном журнале

+

+

Начальник смены (начальник подразделения), экспертно-аналитическая группа

В процессе проведения всех аварийно-спасательных работ до момента установления контроля над ИЯУ

Направить группу для проведения радиационной разведки в пределах площадки ИЯУ и СЗЗ

-

+

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

В пределах площадки ИЯУ - после объявления состояния "Аварийная обстановка";

В СЗЗ - после определения типа аварии

Спрогнозировать защитные меры за пределами площадки ИЯУ

-

+

Специалист по радиационному прогнозу из состава экспертно-аналитической группы

После получения необходимых исходных данных

Предоставлять органам местного самоуправления рекомендации по проведению защитных мероприятий и по установлению зоны, на территории которой необходимо провести подготовку к проведению защитных мероприятий, выполнение которых,

в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности, необходимо на начальном периоде радиационной аварии

-

+

Руководитель аварийных работ

После получения результатов прогноза защитных мер,

подготовленного экспертно-аналитической группой.

Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии

При необходимости сообщить в органы местного самоуправления, а также в орган управления использованием атомной энергии и в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о невозможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами эксплуатирующей организации

+

+

Председатель КЧСиПБ

После установления фактов, подтверждающих отсутствие возможности ликвидации последствий аварии (локализации) силами эксплуатирующей организации. Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии

Обеспечить средствами радиационной защиты всех лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии на ИЯУ, в том числе прибывших из других организаций

+

+

Лицо,

ответственное за материально-техническое обеспечение

неотложных работ

До начала проведения аварийно-спасательных работ

Предоставить специальное укрытие или обеспечить эвакуацию персонала, присутствие которого на площадке аварийной ИЯУ не является необходимым

-

+

Лицо, ответственное за проведение эвакуации персонала

После установления неудовлетворительной радиационной обстановки

Провести выборочный мониторинг персонала для определения необходимости проведения дезактивации.

Результаты зарегистрировать в оперативном журнале

+

+

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

До начала эвакуации персонала аварийной ИЯУ за пределы промплощадки

Исключить (ограничить) допуск лиц, не имеющих отношения к аварийно-спасательным работам, на территорию эксплуатирующей организации

+

+

Начальник охраны эксплуатирующей организации

После объявления состояния "Аварийная обстановка"

Организовать

отправку

пострадавших

в медицинские

организации

+

+

Руководитель аварийных работ

После получения информации об обнаружении пострадавших и ее подтверждения

Действия третьей очереди

Отобрать пробы выпадений радиоактивных веществ и провести их анализ. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале

-

+

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

После окончания выброса радиоактивных веществ или после прохождения радиоактивного облака

Подготовить рекомендации по работе спецвентиляции, периодичности и ограничению выбросов, исходя из радионуклидного состава и активности выбросов из аварийной ИЯУ

-

+

Специалист по радиационному прогнозу из экспертно-аналитической группы

После получения параметров выброса

Организовать поиск пропавших

+

+

Руководитель аварийных работ

После получения сведений о факте пропажи

Использовать средства мониторинга и дезактивации эвакуированных лиц

+

+

Руководитель аварийных работ

При принятии решения об эвакуации персонала

Разработать предложения по защитным мероприятиям в области сельскохозяйственного производства

-

+

Председатель КЧСиПБ, экспертно-аналитическая группа

После получения информации о загрязнении земель сельскохозяйственного

назначения

Обеспечить условия для последующего наблюдения за облученным персоналом и лицами, участвующими в аварийно-спасательных работах

+

+

Уполномоченное эксплуатирующей организацией лицо

В процессе проведения лечебных и оздоровительных мероприятий

Обеспечить учет доз, полученных участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ

+

+

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

По мере

поступления

информации

 

------------------------------

Примечания.

* Знак "+" указывает на необходимость выполнения действия в случае аварии данного типа.

** Знак "-" указывает на отсутствие необходимости выполнения действия в случае аварии данного типа.

1 Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.

2 Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий локальной аварии.

3 Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий местной аварии.

------------------------------

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к содержанию
плана мероприятий по защите персонала
в случае аварии на исследовательских
ядерных установках", утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 мая 2019 г. N 181

 

Действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ IV категории потенциальной радиационной опасности

 

Действие

Ответственные

Сроки выполнения

Действия второй очереди

Оповестить организации, с которыми эксплуатирующая организация

взаимодействует при ликвидации последствий аварии 1

Дежурно-диспетчерская служба

После классификации аварии.

Не позднее чем через 60 минут после определения типа аварии

Анализировать все изменения параметров ИЯУ и изменения радиационной обстановки для выяснения, приведут ли эти изменения к изменению типа аварии.

Результаты зарегистрировать в оперативном журнале

Начальник

смены (начальник подразделения), экспертно-аналитическая группа

В процессе проведения всех аварийно-спасательных работ до момента установления контроля над ИЯУ

При необходимости сообщить в органы местного самоуправления, а также в орган управления использованием атомной энергии и в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о невозможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами

эксплуатирующей организации

Председатель КЧСиПБ

После установления фактов, подтверждающих отсутствие возможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами эксплуатирующей организации.

Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии

Обеспечить средствами радиационной защиты всех лиц, участвующих в ликвидации последствий

аварии на ИЯУ, в том числе прибывших из других организаций

Лицо, ответственное за материально-техническое обеспечение неотложных работ

До начала проведения аварийно-спасательных работ

Провести выборочный мониторинг персонала для определения необходимости проведения дезактивации.

Результаты

зарегистрировать в оперативном журнале

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

До начала эвакуации персонала аварийной ИЯУ за пределы промплощадки

Исключить (ограничить) допуск лиц, не имеющих отношения к аварийно-спасательным работам, на территорию эксплуатирующей организации

Начальник охраны эксплуатирующей организации

После объявления состояния "Аварийная обстановка"

Организовать отправку пострадавших в медицинские организации

Руководитель аварийных работ

После получения информации об обнаружении пострадавших и ее подтверждения

Действия третьей очереди

Организовать поиск пропавших

Руководитель аварийных работ

После получения сведений о факте пропажи

Использовать средства мониторинга и дезактивации эвакуированных лиц

Руководитель аварийных работ

При принятии решения об эвакуации персонала

Обеспечить условия для последующего наблюдения за облученным персоналом и лицами, участвующими в аварийно-спасательных работах

Уполномоченное эксплуатирующей организацией лицо

В процессе проведения лечебных и оздоровительных мероприятий

Обеспечить учет доз, полученных участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ

Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности

По мере поступления информации

 

------------------------------

Примечания.

1 Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.

------------------------------

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к содержанию
плана мероприятий по защите персонала
в случае аварии на исследовательских
ядерных установках", утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 мая 2019 г. N 181

 

Термины и определения

 

1. Авария локальная - авария, последствия которой ограничиваются одним помещением (зданием).

2. Авария местная - авария, последствия которой ограничиваются территорией санитарно-защитной зоны.

3. Авария общая - авария, последствия которой распространяются за пределы санитарно-защитной зоны.

4. Зона планирования защитных мероприятий - территория вокруг ИЯУ, в границах которой при запроектных авариях на ИЯУ возможно радиационное воздействие, превышающее установленные действующими нормами радиационной безопасности значения дозовых критериев, и запланированы мероприятия по защите населения.

5. Разведка радиационная - мероприятия, проводимые в зоне чрезвычайной ситуации с целью установления границ зон радиоактивного загрязнения территории, интенсивности ионизирующего излучения, состава радионуклидов, степени радиоактивного загрязнения помещений, зданий и оборудования.

6. Состояние "Аварийная готовность" (режим повышенной готовности) - режим функционирования эксплуатирующей организации в условиях предаварийной ситуации на ИЯУ, в рамках которого выполняются действия по предотвращению аварий и по подготовке к ликвидации их возможных последствий.

7. Состояние "Аварийная обстановка" (режим чрезвычайной ситуации) - режим функционирования эксплуатирующей организации в условиях аварии на ИЯУ, в рамках которого выполняются действия по ликвидации последствий аварии.

8. Центр технической поддержки (аварийный центр) - помещение или комплекс помещений, оснащенные программно-техническими комплексами, средствами связи и документацией, необходимыми для организации аварийного реагирования.

 

Ростехнадзор установил:

- содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках;

- первоочередные действия должностных лиц, в т. ч. оперативного персонала установок;

- действия при ликвидации последствий аварий.

 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 мая 2019 г. N 181 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19)"

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 ноября 2019 г.
Регистрационный N 56468

 

Настоящий приказ вступает в силу с 22 ноября 2019 г.

 

Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 ноября 2019 г.