Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2 изменена. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 20 декабря 2019 г. N 6661
Глава 2. Содержание проблем, на решение которых направлена программа
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года, утвержденной решением Городского Совета от 7 апреля 2016 года.
Настоящая программа определяет политику органов местного самоуправления муниципального образования город Набережные Челны в области муниципальной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2020-2023 годы и направлена на решение проблем социально-экономического развития городского округа путем поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
Особую роль МСП в современных условиях определяют следующие факторы:
формирование конкурентной среды, цивилизованных рыночных отношений;
расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг);
снижение социальной напряженности на рынке труда;
повышение общего уровня доходов населения;
влияние предпринимательской деятельности на формирование бюджетов всех уровней;
формирование положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности.
Реализация программных мероприятий, а также объединение усилий организаций, образующих городскую инфраструктуру поддержки МСП, позволит частично ликвидировать факторы, препятствующие развитию предпринимательства, и значительно усилить поддержку бизнеса со стороны администрации города.
Малый и средний бизнес вносит весомый вклад в экономику нашего города. Его доля в валовом территориальном продукте, а также в поступлении налогов в бюджет города составляет 33,4%.
По состоянию на 1 июля 2019 года состоит на налоговом учете 19833 юридических лица и 15590 индивидуальных предпринимателей.
На малых предприятиях города трудятся 51,2 тыс. человек, что составляет 28,5% от среднесписочной численности работающих в городе.
Ключевыми вопросами, сдерживающими развитие предпринимательства, являются: дефицит высококвалифицированных кадров; высокий для малого и среднего бизнеса уровень налоговой нагрузки; низкая доступность финансовых, земельных, энергетических ресурсов; наличие административных барьеров; проблемы с приобретением нового оборудования; недостаточный уровень знаний руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства, участия в торгах на электронных площадках.
Исходя из анализа ситуации в сфере МСП за последние 5 лет, тенденций развития экономической ситуации в стране, в ближайшие годы усилия по поддержке МСП должны быть направлены прежде всего на:
- повышение деловой активности предпринимателей и развитие конкуренции в сфере МСП;
- развитие межрегиональных связей и международного сотрудничества, как между предприятиями, так и между организациями инфраструктуры поддержки МСП, что будет способствовать трансферту технологий и бизнес-моделей;
- поддержку приоритетных видов МСП, имеющих наибольший социально-экономический эффект для города;
- рост доступности финансовых средств, поскольку именно финансовая поддержка для малых предприятий является одной из наиболее значимой формой поддержки;
- формирование "запаса прочности" малых предприятий путем организации связей и интеграции с крупным производственным бизнесом (предоставление производственных площадок, выполнение отдельных производственных операций (упаковка, уборка территорий и т.п.);
- создание условий для обеспечения взаимосвязи между представителями малого бизнеса и образовательными организациями в вопросе подготовки наиболее востребованных квалифицированных кадров по рабочим специальностям;
- активизацию инновационного высокотехнологичного бизнеса;
- активизацию использования практики оценки регулирующего воздействия нормативных актов для предпринимателей.
В сфере предпринимательства в городе Набережные Челны не сбалансировано высокой является доля организаций оптовой и розничной торговли. При этом можно отметить, что за последние пять лет сложилась положительная тенденция развития деятельности малых и средних предприятий в производственной сфере. Их доля в обороте МСП по сравнению с 2014 годом выросла с 17,4% до 23,6% в 2018 году.
Наиболее высокий темп роста оборота в предпринимательском секторе демонстрируют следующие виды экономической деятельности: оптово-розничная торговля и ремонт (137,6% к 2017 году), строительство (132,5%), транспорт и связь (114,5%), операции с недвижимым имуществом (115,0%), здравоохранение и социальные услуги (169,6%) и другие.
"Распределение малых и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2018, в %"
"Распределение индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности за 2018, в %"
Представленный анализ показывает, что в городе имеется потенциал для развития отдельных, приоритетных отраслей обрабатывающего производства. Необходимо направить усилия на привлечение бизнеса в эти сферы.
Важнейшей сферой экономики и предпринимательского сектора малого и среднего бизнеса города Набережные Челны является потребительский рынок, который выполняет большую роль в создании рабочих мест (более 20% занятых в МСП), формирует почти половину оборота всех предприятий малого и среднего бизнеса (47,9%).
В городе в настоящее время функционирует более 1300 стационарных предприятий розничной торговли, свыше 590 предприятий мелкорозничной сети, более 680 предприятий общественного питания. Сохраняются и развиваются малые форматы торговли: действуют 1 оптовый и 4 розничных рынков, где производители напрямую реализуют свою продукцию.
За первое полугодие 2019 года открылось 15 предприятий розничной торговли, площадью свыше 4 тыс. кв. м, введены в эксплуатацию новые объекты общественного питания более чем на 300 посадочных мест.
Увеличение числа объектов мелкорозничной торговли приводит к созданию конкурентных отношений на потребительском рынке, которые сдерживают необоснованный рост цен, а зачастую и способствуют их снижению.
Достаточно низкий уровень накладных расходов в мелкорозничной торговле позволяет держать уровень цен ниже, чем в стационарной сети розничной торговли.
В связи с этим развитию мелкорозничной торговли уделяется особое внимание. Для организации сезонной торговли предпринимателям было предложено 71 место для реализации фруктов и овощей, мороженого, попкорна, кукурузы, сладкой ваты, прохладительных напитков, оказания услуг общественного питания.
С целью обеспечения населения качественными товарами, производимыми местными товаропроизводителями, по доступным ценам организовываются ярмарки. За I полугодие 2019 года в городе проведено 76 ярмарок различной направленности, в том числе 44 сельскохозяйственных. На сельскохозяйственные ярмарки завезено свыше 715 тонн сельскохозяйственной продукции на сумму более 86 млн. рублей.
Хорошей площадкой для демонстрации новых проектов, развития сотрудничества и расширения рынков сбыта продукции служат крупные мероприятия, проводимые в городе (съезд предпринимателей, республиканские и международные форумы). Эти крупные мероприятия сопровождаются организацией выставок продукции предприятий нашего города, что способствует налаживанию кооперационных связей.
С целью популяризации предпринимательской деятельности публикуются в средствах массовой информации и на сайте города нормативные, аналитические, информационные материалы по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. С 2019 года введен специальный льготный налоговый режим для самозанятых граждан. Информирование и оказание консультационной поддержки МСП является важной частью решения многих вопросов.
Мероприятия по популяризации предпринимательства реализуются в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Это игровые, тренинговые, обучающие мероприятия, образовательные курсы, конкурсы, семинары, мастер-классы и др.
В нашем городе осуществляют свою деятельность 12 промышленных парков и площадок, в них осуществляют деятельность 325 резидентов, создано 9054 рабочих мест. С целью создания наиболее благоприятных условий для развития бизнеса в промышленных парках и его поступательного движения регулярно проводятся встречи с представителями Министерства экономики Республики Татарстан, Гарантийного Фонда республики, Корпорации МСП и другими структурами поддержки предпринимательства. В рамках встреч предприниматели получают информацию о действующих и планируемых мерах поддержки субъектов МСП, могут задать интересующие их вопросы и получить на них компетентные ответы.
В то же время для успешного развития промышленных площадок и парков необходимо:
- предоставление субсидий на возмещение затрат на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры;
- субсидирование затрат на подключение к энергоресурсам.
В целях повышения предпринимательской активности и улучшения делового климата в сферах экономики города, требующих поддержки, определены основные приоритетные направления:
- обрабатывающие производства;
- инновационная деятельность;
- бытовое обслуживание населения;
- образование;
- здравоохранение;
- физкультура и спорт;
- культура;
- общественное питание;
- внутренний туризм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.