Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Волгограда
от 1 ноября 2019 г. N 1276
Прогноз
социально-экономического развития Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов
1. Общие положения
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов (далее - прогноз) разработаны на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом целей, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), основных показателей, представляемых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2022 года по Волгоградской области, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусмотренных стратегией социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 25 января 2017 г. N 53/1539 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года" (далее - стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года), анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики и на основных предприятиях Волгограда в 2015 - 2018 годах, а также итогов развития в январе - июне 2019 г. Исходными данными для разработки основных показателей прогноза являются основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на период до 2024 года, а также отчетные данные предыдущих лет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области.
В рамках исполнения Указа N 204 в 2020 - 2022 годах администрация Волгограда будет являться участником реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Демография", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные дороги", "Культура", "Цифровая экономика", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
2. Краткая характеристика сценарных условий и основные тенденции развития экономики Российской Федерации, положенные в основу прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов
Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года осуществлялась с учетом изменения внутренних и внешних условий, динамики внешнеэкономической конъюнктуры и тенденций развития мировой экономики.
В базовый сценарий развития российской экономики заложено постепенное снижение роста цен на нефть марки "Юралс" с 62,2 доллара США за баррель в 2019 году до 55,0 доллара США за баррель в 2022 году. Несмотря на снижение цен на нефть, Минэкономразвития России ожидает сохранение курса рубля в диапазоне 65-66 рублей за доллар США в 2020 - 2022 годах. Инфляция в Российской Федерации в 2019 году ожидается на уровне 3,8%, в последующие годы не превысит 4% в год.
В 2019 году положительный вклад в рост валового внутреннего продукта (ВВП) продолжат вносить рост потребительского спроса и рост инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, в 2019 году замедлится рост потребления домашних хозяйств вследствие временного замедления темпов роста заработных плат и сохранения слабой динамики роста доходов населения.
Начиная с 2020 года, главным фактором экономического роста станет повышение темпов роста инвестиций в основной капитал и рост потребления государственного управления. Суммарный вклад всех факторов роста приведет к повышению темпов роста ВВП в 2020 году до 1,7%. В 2021 - 2022 годах ускорение темпов экономического роста до 3,1-3,2% будет происходить на фоне повышения как внутреннего, так и внешнего спроса на российскую продукцию. Вклад конечного потребления домашних хозяйств в прирост ВВП возрастет, что будет обусловлено в первую очередь ростом реальных доходов населения. Ведущим фактором экономического роста в этот период остается наращивание инвестиций в основной капитал.
В результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных Указом N 204, в прогнозном периоде ожидается ускорение роста практически по всем видам деятельности. Наибольший вклад в прирост ВВП в 2018 - 2022 годах будут вносить наиболее приоритетные виды экономической деятельности: обрабатывающие производства, строительство, деятельность, направленная на развитие человеческого капитала (профессиональная, научная и техническая, образование и здравоохранение), деятельность по операциям с недвижимым имуществом, оптовая и розничная торговля.
По условиям консервативного варианта среднегодовая цена на нефть в 2020 году снизится до 42,5 доллара США за баррель с последующей стабилизацией на этом уровне в ценах 2020 года. Уровень инфляции в 2020 году будет несколько выше, чем в базовом варианте - 3,2%, вследствие более слабого курса рубля и увеличения материальных издержек особенно в видах экономической деятельности с высокой импортозависимостью при одновременном сдерживании затрат на оплату труда. В последующие годы уровень инфляции вернется к целевому значению. Ожидается менее благоприятная экономическая ситуация в стране (по сравнению с базовым вариантом).
Макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов согласно приложению 1 к прогнозу рассчитаны по двум вариантам развития экономики: базовый и консервативный. Базовый вариант предполагает рост экономики на основе создания условий для интенсификации инвестиционной деятельности; консервативный вариант - развитие экономики в условиях более низких цен на нефть и более слабого рубля, что, в свою очередь, приведет к более низким темпам роста инвестиций в основной капитал.
Для разработки параметров проекта бюджета Волгограда на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов рекомендуется использовать базовый вариант прогноза.
Основой структуры прогноза является стратегическая линия, обозначенная в стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года.
3. Общая оценка социально-экономической ситуации в Волгограде за первое полугодие 2019 г.
Социально-экономическое развитие Волгограда за 2018 год и первое полугодие 2019 г. характеризуется относительной стабильностью и в целом соответствует динамике развития крупных городов Российской Федерации.
Экономический рост обеспечен в основном за счет увеличения промышленного производства (+3,4%), оборота розничной торговли (+0,4%), оборота общественного питания (+2,9%), объема введенного жилья в городе (+14,3%). При этом сдерживающими факторами в экономическом развитии города являются недостаточный объем инвестиций в основной капитал и объем строительных работ, что объясняется высокой базой сравнения 2017 года, связанной с проведением масштабных строительных работ к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года. По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам экономической деятельности организаций Волгоград среди 13 городов-миллионников Российской Федерации занимает 4-е место (после г. Омска, г. Перми, г. Уфы).
Социальное развитие Волгограда характеризуется стабильностью рынка труда и динамики уровня жизни населения. По итогам первого полугодия 2019 г. снизился уровень официально зарегистрированной безработицы и составил 0,54%. При этом рынок труда Волгограда характеризуется продолжающимися процессами трансформации рабочей силы - увеличивается количество работников, занятых в малом бизнесе, при одновременном снижении численности работников крупных и средних организаций Волгограда. Благоприятные условия для расширения потребительского спроса обеспечили рост оплаты труда населения (на 6,1% выросла среднемесячная заработная плата за первое полугодие 2019 г.) и достаточно низкий уровень инфляции (2,3% по итогам первого полугодия 2019 г.).
Повышение качества жизни населения во многом обеспечивается благоприятными условиями качества городской среды. В данном направлении проводится системная работа в дорожной, транспортной, жилищно-коммунальной, строительной сферах и благоустройстве общественных пространств города.
В нормативное состояние приведена значительная часть основных городских дорог, начато восстановление второстепенных и строительство новых транспортных артерий города. Обновлен подвижной состав автобусного парка и частично - электротранспорта, что обеспечивает комфортные условия по транспортному обслуживанию населения.
В целях повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгограда проходит масштабная реновация систем водо- и теплоснабжения:
меняются ветхие, отслужившие не один срок, магистральные трубопроводы;
построены новые локальные очистные сооружения канализации (тер. Поселок Аэропорт);
реконструированы водоочистные сооружения в Краснооктябрьском районе Волгограда;
введен в эксплуатацию новый канализационный коллектор "Разгуляевский";
построены десятки новых тепловых пунктов, автоматизированные блочно-модульные котельные, проведено техническое перевооружение ряда существующих котельных.
Городская среда преображается за счет модернизации существующих линий наружного освещения, благоустройства общественных территорий, парков, скверов и территорий многоквартирных домов, а также капитального ремонта фасадов многоквартирных домов.
Отдельным ключевым направлением по развитию человеческого капитала является строительство в Волгограде дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, объектов физкультуры и спорта. Данное направление планируется продолжить и в среднесрочном периоде.
В целях укрепления конкурентоспособных позиций Волгограда среди городов-миллионников по уровню социально-экономического развития необходимо ускорение экономического роста и повышения качества жизни населения, где ключевыми точками ускорения могут стать увеличение количества рабочих мест и уровня реальной заработной платы.
4. Прогноз основных направлений социально-экономического развития Волгограда на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов
4.1. Развитие человеческого капитала.
4.1.1. Демография.
Современная демографическая ситуация обусловлена замещением поколений: выбытием из возраста 15-64 лет многочисленного послевоенного поколения и притоком малочисленного поколения людей, рожденных в нестабильные 90-е годы. Кроме того, серьезными демографическими проблемами являются снижение рождаемости и высокий уровень смертности в экономически активных возрастах.
Население Волгограда на 01 января 2019 г. составило 1 013 468 человек. В 2018 году в Волгограде родилось 9 724 человека, что на 583 человека меньше уровня 2017 года. В целом за прошлый год численность населения Волгограда уменьшилась всего лишь на 65 человек (в 2017 году снижение численности составило 2 053 человека), на что повлиял миграционный приток населения, компенсировавший естественную убыль населения.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется снижение численности родившихся в Волгограде в связи со вступлением в детородный возраст малочисленных поколений, рожденных в 1990 - 2000 годы (в которые наблюдался спад рождаемости). В связи с этим сдерживать рост рождаемости будут не только сокращение числа женщин ранне- и среднерепродуктивного возраста (20 лет - 34 года), а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период, в результате возможности роста суммарного коэффициента рождаемости будут ограничены.
Прогноз численности населения рассчитан с учетом реализации мероприятий в рамках национального проекта "Демография", которым предусмотрен комплекс мер по стабилизации демографической ситуации.
Основными из глобальных мер демографической программы Правительства Российской Федерации в среднесрочном периоде являются:
продление действия программы материнского капитала до 31 декабря 2021 г. и дополнительные возможности его использования (в 2020 году материнский капитал составит 470 тыс. рублей);
выплата на погашение ипотечного кредита семьям, в которых в 2019 - 2022 годах родится третий и последующий ребенок (450 тыс. рублей);
субсидирование процентной ставки 6% по ипотечным (жилищным) кредитам (займам), выданным семьям с двумя или тремя детьми российскими кредитными организациями на приобретение жилых помещений;
предоставление медицинской помощи семьям, страдающим бесплодием, с использованием экстракорпорального оплодотворения.
На уровне Волгоградской области в 2019 - 2022 годах предусмотрены следующие меры, направленные на увеличение численности населения в рамках реализации национального проекта "Демография":
в соответствии с региональным проектом "Финансовая поддержка семей при рождении детей", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом:
дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребенка женщиной в возрасте до 24 лет включительно в размере 50 тыс. рублей,
дополнительное единовременное пособие семьям при рождении второго ребенка в случае его рождения до достижения первым ребенком возраста трех лет в размере 50 тыс. рублей (для семей, чей средний доход на душу не превышает полуторной величины прожиточного минимума),
однократная единовременная денежная выплата (родительский капитал) семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее 01 января 2016 г., в размере 70 тыс. рублей (для семей, чей средний доход на душу не превышает полуторной величины прожиточного минимума);
в соответствии с региональным проектом "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" (Волгоград является участником регионального проекта), разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом:
строительство пяти детских садов (по ул. им. Григория Засекина на тер. Поселок Горная Поляна в Советском районе, по ул. Восточно-Казахстанской в Дзержинском районе, в квартале 07_05_045 между домами N 92а и N 92б по ул. им. Кирова в Кировском районе, в жилом районе "Долина-2" в Советском районе, по ул. Героев Шипки в Тракторозаводском районе),
переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (на базе государственного казенного учреждения Волгоградской области Центра занятости населения города Волгограда);
в соответствии с региональным проектом "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (Волгоград является участником регионального проекта), разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом:
охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами,
создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (с обучением навыкам ухода на дому среди граждан, осуществляющих неформальный (семейный) уход);
в соответствии с региональным проектом "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва" (Волгоград является участником регионального проекта), разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом:
поставка нового спортивного оборудования и инвентаря в организации спортивной подготовки,
предоставление услуг населению организациями спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами.
Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни будет реализовано через мероприятия, направленные на сокращение возрастных коэффициентов смертности, а также смертности от конкретных причин - болезней системы кровообращения, новообразований, в том числе злокачественных, младенческой смертности, смертности от внешних причин, например, в результате дорожно-транспортных происшествий. Данные мероприятия планируется реализовывать в рамках национального проекта "Здравоохранение" за счет внедрения инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, реализации программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.
С учетом изложенного и текущей демографической ситуации в Волгограде по базовому сценарию прогнозируется численность населения (среднегодовая) в 2020 году 1 013,5 тыс. человек, в 2021 году - 1 013,6 тыс. человек, в 2022 году - 1 013,6 тыс. человек.
4.1.2. Уровень жизни населения.
Оценивая достигнутый уровень социально-экономического развития Волгограда за 2018 год и первое полугодие 2019 г., фонд заработной платы по полному кругу организаций Волгограда по итогам 2019 года прогнозируется в объеме 152,8 млрд. рублей или 106,1% к уровню 2018 года.
На 2020 год прогнозируется рост заработных плат в Волгограде в размере 5,8%, который затронет как бюджетный, так и внебюджетный сектор экономики. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. обозначена необходимость сохранения результатов, достигнутых в сфере заработной платы работников социальной сферы. Для целевых категорий работников бюджетной сферы (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений. Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение ежегодной индексации с 01 октября: в 2019 году - на 4,3%, в 2020 году - на 3,8% и в 2021 - 2022 годах - на 4,0%.
Положительной динамике заработной платы будет способствовать повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), который в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации будет ежегодно устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года (при этом в случае снижения фактического прожиточного минимума трудоспособного населения величина МРОТ не должна уменьшаться).
Кроме того, устойчивый рост заработной платы в прогнозируемом периоде будет обусловливаться реализацией задач, поставленных в Указе N 204 и направленных на обеспечение роста производительности труда, что скажется на повышении квалификации работников и увеличении числа высокопроизводительных рабочих мест. Указанные тенденции будут способствовать положительной динамике заработной платы во внебюджетном секторе, где рост производительности труда является одним из определяющих факторов роста заработной платы.
Пенсионное обеспечение в прогнозном периоде также подлежит ежегодной индексации. В соответствии с Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" начиная с 01 января 2019 г. изменен порядок индексации страховых пенсий. Так, в 2019 - 2022 годах страховая пенсия и фиксированная выплата к ней для неработающих пенсионеров будут индексироваться ежегодно с 01 января: в 2020 году - на 3,8% и в 2021 - 2022 годах - на 4,0%.
Прогноз денежных доходов и расходов населения Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов представлен в приложении 2 к прогнозу.
4.1.3. Труд и занятость.
Уменьшение численности населения трудоспособного возраста в последние годы оказывало влияние на рынок труда как в Волгограде, так и в целом по Российской Федерации. Повышение пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" смягчило дефицит рабочей силы, вызванный существующими демографическими тенденциями.
В целях улучшения ситуации на рынке труда в прогнозном периоде на федеральном и региональных уровнях будут реализовываться государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", мероприятия федеральных и региональных проектов национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, План по повышению занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы. Также поддержку рынку труда в 2019 - 2022 годах окажет проведение активных мер миграционной политики и, как следствие, приток иностранных работников требуемой квалификации.
В целом за 2020 - 2022 годы прогнозируется рост численности экономически активного населения в Волгограде с 522,5 тыс. человек в 2019 году до 523,8 тыс. человек в 2022 году. Наряду с постепенным увеличением предложения труда прогнозируется рост спроса на труд и повышение пенсионного возраста, что не приведет к росту безработицы. Напротив, ожидается небольшое снижение безработицы в течение прогнозного периода с 0,52% в 2018 году до 0,50% к 2022 году.
В среднесрочном периоде возможны два сценария развития рынка рабочей силы - снижение численности работников крупных и средних организаций Волгограда при увеличении количества работников, занятых в малом бизнесе, или расширение спроса на трудовые ресурсы крупными и средними предприятиями Волгограда при развитии малого и среднего предпринимательства. В случае реализации первого сценария актуальным направлением станет деятельность по недопущению неформальной занятости и уклонения от налогообложения граждан. Второй сценарий является приоритетным.
4.2. Развитие инновационной экономики.
4.2.1. Промышленность.
Волгоград - многоотраслевой промышленный центр с преобладанием отраслей тяжелой индустрии. На территории Волгограда находятся предприятия всех отраслей промышленности: добычи полезных ископаемых, энергетики и обрабатывающих производств. Доля объема промышленной продукции Волгограда в общем объеме производства Волгоградской области составляет 69%. Всего на территории Волгограда зарегистрировано 2,2 тыс. крупных и средних предприятий. В промышленности работает около 11% занятого в экономике Волгограда населения.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется индекс промышленного производства на уровне 101,0-101,5%, объем промышленного производства к 2022 году на уровне 914,0 млрд. рублей (рост к 2018 году на 32,0%).
В структуре отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленных видов деятельности 87,0% приходится на предприятия обрабатывающего сектора, 8,5% - на предприятия добычи полезных ископаемых, 4,2% - на предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха и 0,3% - на предприятия по водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений. Среди отраслей обрабатывающих производств наибольший вес имеет производство нефтепродуктов - 78,0%. Химическое производство обеспечивает 5,9% производства, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 7,5%, производство пищевых продуктов - 2,2%, производство прочей неметаллической минеральной продукции - 2,0% производства обрабатывающих видов деятельности.
Ведущими предприятиями по добыче полезных ископаемых являются:
территориальное производственное предприятие (ТПП) "Волгограднефтегаз" открытого акционерного общества (ОАО) "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" ("РИТЭК") (100% дочернее предприятие ОАО "Лукойл"),
общество с ограниченной ответственностью (ООО) совместное предприятие "Волгодеминойл",
ОАО "Спецнефтематериалы".
Наибольшая доля в объеме продукции (около 80%) принадлежит ТПП "Волгограднефтегаз" ОАО "РИТЭК", чья среднесписочная численность работников составляет 260 человек. На 2020 - 2022 годы объемы по добыче полезных ископаемых прогнозируются в соответствии с прогнозом Российской Федерации - в условиях сохранения объемов поставок нефти на внутренний рынок порядка 50% от объема добычи нефти в целях обеспечения потребностей российских нефтеперерабатывающих предприятий. В целом по отрасли к 2022 году прогнозируется рост общих объемов производства на 22% к уровню 2018 года.
В структуре обрабатывающих производств основным представителем по производству кокса и нефтепродуктов является ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка". Доля продукции предприятия занимает основную долю в производстве нефтепродуктов Волгограда, на предприятии работает порядка 2,1 тыс. человек. ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепеработка" продолжает комплексную модернизацию производства, сумма освоенных инвестиций за 2018 год - 5,8 млрд. рублей. Создано около 200 высокопроизводительных рабочих мест. В настоящее время на предприятии продолжается модернизация производства, рассчитанная до 2025 года общей стоимостью более 20 млрд. рублей. В целом по данному виду деятельности к 2022 году прогнозируется рост производства на 28% к уровню 2018 года, учитывая продолжение мероприятий по модернизации производства наряду с изменением действующих налоговых условий, связанных с влиянием цены на нефть и курса рубля. Также при прогнозировании объемов производства учитывались тенденции внутреннего рынка моторного топлива, которые могут оказать влияние на инвестиционную активность предприятий отрасли.
К ведущим предприятиям по производству химических веществ и химических продуктов в структуре обрабатывающих производств относятся:
акционерное общество (АО) "Каустик",
ООО "Зиракс",
АО "Никомаг",
Волгоградский филиал ООО "Омсктехуглерод",
ООО "Праксайр Волгоград",
ООО "Инновационные технологии смазок" Волгоград (ИНТЕСМО),
ОАО "Волгоградский кислородный завод",
ООО "НобелТех",
ООО "Волга Индастри",
закрытое акционерное общество (ЗАО) "НПО "Европа-Биофарм".
В целом по химической отрасли в 2019 - 2021 годах ожидается рост производства, что будет обеспечиваться за счет освоения мощностей, введенных за период 2015 - 2018 годов, что позволит предприятиям увеличить экспортные поставки и сократить импортные закупки отдельных видов продукции на фоне увеличения спроса на отечественную химическую продукцию на внутреннем рынке, а также введения в эксплуатацию в 2015 - 2018 годах проектов в области расширения действующих мощностей и строительства новых комплексов по производству полимеров, минеральных удобрений и других продуктов. В целом по отрасли к 2022 году прогнозируется рост общих объемов производства на 50% к уровню 2018 года.
АО "Каустик" входит в перечень системообразующих организаций Волгоградской области, на предприятии работает порядка 5,6 тыс. человек. Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность при полной загрузке основных производственных мощностей, которые предприятие планирует поддерживать на достигнутом уровне в планируемом периоде при условии сохранения стабильной конъюнктуры по соответствующим сегментам рынка. Финансовые результаты предприятия во многом зависят от конъюнктуры рынка основных продуктов (соды каустической, ПВХ) как с точки зрения объемов и цен реализации, так и с точки зрения стоимости покупных ресурсов (главным образом энергоресурсов) в составе производственной себестоимости продукции. АО "Каустик" продолжает комплексную модернизацию производства, сумма освоенных инвестиций за 2018 год - 843 млн. рублей. На промышленной площадке АО "Каустик" расположен химический индустриальный парк группы компаний "Никохим", в который входят ООО "Зиракс" (среднесписочная численность 214 человек), производящее высокочистые реагенты для различных отраслей промышленности, и АО "Никомаг" (среднесписочная численность 307 человек), производящее магнезиальные продукты.
На территории ОАО "Химпром" в среднесрочном периоде планируется проектирование и строительство завода по производству метанола и организации химического кластера. Компания "Хальдор Топсе" предоставляет технологию производства метанола и права на ее использование для разработки проектной документации, компания "Мицубиси Хэви Индастриз Инжиниринг" берется за проектирование и строительство, а также обязуется запустить и вывести завод на проектную мощность при поддержке компаний-инвесторов, в том числе компании "Джи Ти Эм 1". Соответствующее трехстороннее лицензионное соглашение на предоставление технологии для проектирования, строительства и эксплуатации производства метанола заключено в Администрации Волгоградской области в августе 2019 г. Общий объем инвестиций проекта превышает 50 млрд. рублей, строительство завода мощностью 1 млн. тонн метанола в год планируют начать во второй половине 2020 года. Производство метанола станет первым звеном в цепочке - развитие газохимического направления предполагает в дальнейшем выпуск полипропилена, полиэтилена и другой продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Пока на промышленной площадке ОАО "Химпром" осуществляют деятельность по производству прочих основных неорганических химических веществ АО "Волгоградский электрометаллургический комбинат", которое до конца 2019 года запустит производство ферросилиция объемом 70 тыс. тонн в год, и ООО "Промышленные Технологии".
К ведущим предприятиям металлургического комплекса и производства готовых металлических изделий в структуре обрабатывающих производств относятся:
АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (АО "ВМК "Красный Октябрь"),
филиал "Волгоградский" АО "Северсталь канаты",
филиал АО "РУСАЛ УРАЛ" в Волгограде "Объединенная компания РУСАЛ Волгоградский алюминий" (филиал АО "РУСАЛ УРАЛ" в Волгограде), созданный в марте 2017 г. в результате объединения РУСАЛа и СУАЛа с глиноземными активами швейцарской Glencore.
В целом по отрасли к 2022 году прогнозируется рост общих объемов производства на 45% к уровню 2018 года.
На филиале АО "РУСАЛ УРАЛ" в Волгограде после пятилетнего простоя удалось возобновить электролизное производство, открыта новая фабрика обожженных анодов. На предприятии работает 1,6 тыс. человек. Предприятие в 2018 году завершило инвестиционные проекты на базе филиала, в результате чего созданы дополнительные рабочие места. Сумма освоенных инвестиций - порядка 9 млрд. рублей.
АО "ВМК "Красный Октябрь", являющееся одним из крупнейших в Российской Федерации производителей стали специального назначения, которая используется в авиационной и военной промышленности, химической и нефтегазоперерабатывающей отраслях, освоило выпуск нового вида продукции - круглого сортового проката высоколегированной коррозионностойкой стали марки ЭП 54, трубных заготовок двух марок специальной стали. Несмотря на свое сложное положение, предприятие развивается и постепенно возвращает рынки сбыта. На производстве занято 3,5 тыс. человек и с постепенным восстановлением финансово-экономического положения завода будет расти и численность занятых на производстве.
ООО "Форте Пром ГмбХ", являющееся одним из крупнейших отечественных предприятий по производству радиаторов в России, реализует проект по запуску автоматического литейного цеха, в рамках которого выпуск алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления увеличится до 6 млн. секций радиаторов в год.
Ведущими предприятиями пищевой промышленности в Волгограде являются:
филиал ЗАО "Агро Инвест" в Волгограде,
ООО "Царицынский комбинат",
ООО "Царицынский поставщик",
АО "Волгомясомолторг",
ЗАО работников "Народное предприятие "Конфил",
ООО "Волгоградский горчичный маслозавод "Сарепта",
ООО ПК "Сарепта-ПомидорПром",
ООО "Волгоградская мельница",
ООО "Сарептская мельница",
ООО "МегаМикс",
ОАО "Хлебозавод N 5",
АО "Красноармейский хлеб",
ООО "Русский хлеб",
АО "Тракторозаводский хлебокомбинат",
ООО "Пчелка",
ООО "Сарепта".
Производство пищевых продуктов в 2020 - 2022 годах продолжит положительную динамику роста, чему будут способствовать большие переходящие запасы сельхозсырья и восстановление платежеспособности населения. В целом по отрасли к 2022 году прогнозируется рост общих объемов производства на 36,3% к уровню 2018 года.
Ведущими предприятиями по производству прочих неметаллических минеральных продуктов в структуре обрабатывающих производств являются:
ОАО "Волгоградский керамический завод",
АО "Промстройконструкция",
ЗАО "Производственное объединение "Завод силикатного кирпича",
ОАО "Фирма ЖБИ-6".
Строительная индустрия Волгограда обеспечивает качественными материалами не только Волгоградскую область. Продукция поставляется более чем в 50 регионов России и ближнего зарубежья. К 2022 году прогнозируется рост общих объемов производства прочих неметаллических минеральных продуктов на 74% к уровню 2018 года.
4.2.2. Малое и среднее предпринимательство.
В соответствии с Указом N 204 одной из национальных задач развития Российской Федерации до 2024 года является увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек (17% от численности населения Российской Федерации на 2024 год). Поэтому приоритетом в сфере развития малого бизнеса является увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2024 году до 207 тыс. человек (по итогам 2018 года - 155 тыс. человек).
Достижение целевого ориентира для Волгограда планируется за счет реализации региональных проектов "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Популяризация предпринимательства" (Волгоград является их участником), разработанных в соответствии с аналогичными федеральными проектами в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В рамках реализации перечисленных проектов планируется:
расширение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан;
предоставление информационно-консультационных и образовательных мер поддержки самозанятым гражданам в центре "Мой бизнес";
упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к льготному финансированию;
вовлечение в предпринимательскую деятельность и содействие созданию и развитию собственного бизнеса, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества, для представителей целевых групп.
В 2020 - 2022 годах содействие развитию предпринимательства в Волгограде планируется осуществлять посредством реализации подпрограммы "Предпринимательская деятельность" муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1893 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде", по следующим направлениям:
оказание финансовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства. Решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/114 "О внесении изменений в постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.10.2005 N 22/430 "Об установлении на территории Волгограда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2" впервые созданным после 01 января 2019 г. организациям и впервые зарегистрированным после 01 января 2019 г. индивидуальным предпринимателям предоставлено право применять налоговую ставку в размере 7,5% в течение четырех налоговых периодов, начиная с даты постановки на налоговый учет. Также проводятся мероприятия, направленные на увеличение доли муниципальных закупок, осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у субъектов малого и среднего предпринимательства;
оказание имущественной поддержки путем проведения мероприятий по передаче в пользование объектов недвижимого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства;
оказание информационной, консультационной и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: работа горячей линии по вопросам содействия развитию предпринимательства в городе; информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о муниципальных закупках и действующих мерах поддержки; проведение различных конкурсов, направленных на популяризацию предпринимательства в городе и пр.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде на 2020 - 2022 годы
N |
Наименование показателя |
Оценка 2019 год |
Прогноз |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства всего (ед.), в том числе: |
46009 |
46805 |
47653 |
48546 |
1.1. |
Количество средних предприятий (ед.) |
102 |
105 |
109 |
114 |
1.2. |
Количество малых предприятий (ед.) |
18126 |
18420 |
18720 |
19024 |
1.3. |
Количество индивидуальных предпринимателей (ед.) |
27781 |
28280 |
28824 |
29408 |
2. |
Средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (чел.) |
130572 |
132951 |
135691 |
138638 |
3. |
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства всего (млн. руб.), в том числе: |
362412,9 |
369584,7 |
377776,1 |
389319,1 |
3.1. |
Оборот средних предприятий (млн. руб.) |
36173,3 |
37237,2 |
38354,3 |
39696,7 |
3.2. |
Оборот малых предприятий (млн. руб.) |
293274,1 |
298393,0 |
304448,5 |
313565,0 |
3.3. |
Оборот индивидуальных предпринимателей (млн. руб.) |
32965,5 |
33954,5 |
34973,3 |
36057,4 |
4.2.3. Инвестиции.
В 2020 - 2022 годах на территории Волгограда ожидается умеренная положительная динамика объемов инвестиций, во многом связанная с инвестиционной активностью в промышленном секторе, в том числе развитием импортозамещения: 2020 год - 57,3 млрд. рублей (рост 3,1% к уровню 2019 года), 2021 год - 62,9 млрд. рублей (рост 5,4% к уровню 2020 года), 2022 год - 69,3 млрд. рублей (рост 5,8% к уровню 2021 года).
Прогнозируется, что в структуре объема инвестиций в основной капитал основную долю будут занимать инвестиционные проекты предприятий Волгограда (порядка 50-70%) по следующим направлениям:
строительство нежилых зданий (вместе с капитальными затратами на проектно-изыскательские работы, затраты по отводу земельных участков под строительство, расходы на содержание застройщика и др.) - 65%;
приобретение (модернизация) машин и оборудования - 27%;
жилищное строительство - 4%;
прочее - 4%.
В период 2020 - 2022 годов на территории Волгограда продолжится реализация концессионных соглашений с суммарным объемом инвестиций 88,6 млрд. рублей:
соглашение в отношении систем водоснабжения и водоотведения Волгограда (до 2044 года с ООО "Концессии водоснабжения", объем инвестиций на 2020 - 2022 годы - 254,9 млн. рублей). В рамках данного соглашения реализуются мероприятия по реконструкции водопроводных и канализационных сетей с большим износом, модернизации насосных станций, реконструкции существующих и строительство новых очистных сооружений;
соглашение в отношении теплового хозяйства Волгограда (до 2045 года с ООО "Концессии теплоснабжения", объем инвестиций на 2020 - 2022 годы - 1,3 млрд. рублей). В рамках данного соглашения реализуются мероприятия по реконструкции канализационных сетей с большим износом;
соглашение в отношении объектов наружного освещения Волгограда (до 2032 года с ООО "Светосервис - Волгоград", объем инвестиций - 1 млрд. рублей);
соглашение о создании объекта, используемого для организации отдыха граждан и туризма "Центральный парк культуры и отдыха", расположенного по ул. Батальонной, 4 (до 2056 года с ООО "Парк", объем инвестиций - 330 млн. рублей).
Продолжится реализация соглашения о муниципально-частном партнерстве "Создание объектов физкультурно-спортивной и образовательной инфраструктуры на территории Центрального района Волгограда (ул. им. Ткачева, 7а)" с частным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой "Поколение" (до 2028 года, объем инвестиций на весь период реализации - 40 млн. рублей, освоено по состоянию на май 2019 г. 2,3 млн. рублей).
Также в 2020 - 2022 годах продолжится реализация следующих инвестиционных проектов:
развитие застроенных территорий по ул. Клубной в Ворошиловском районе, ул. Калининградской, ул. Тормосиновской в Советском районе, ул. Новороссийской в Центральном районе, ул. Таращанцев в Краснооктябрьском районе;
жилая застройка по пр-кту Университетскому (до 31 декабря 2027 г., объем инвестиций на весь период реализации - 3033 млн. рублей, освоено 266,9 млн. рублей);
создание Дома торжеств в здании по ул. им. маршала Чуйкова, 15 (до 31 декабря 2022 г., объем инвестиций на весь период реализации - 100 млн. рублей, освоено 1,3 млн. рублей);
создание парка отдыха и туризма "Санаторный" в Кировском районе (объем инвестиций на весь период реализации - 350 млн. рублей, освоено 0,8 млн. рублей);
создание рекреационного объекта "Парк "Новая Пойма" (пойма р. Царицы от моста до железной дороги, от р. Волги до моста) (до 31 декабря 2021 г., объем инвестиций на весь период реализации - 460,1 млн. рублей, освоено 175,8 млн. рублей);
строительство многоквартирных домов по ул. Двинской, 47а в Дзержинском районе Волгограда (до 31 декабря 2023 г., объем инвестиций на весь период реализации - 400 млн. рублей, освоено 105,8 млн. рублей);
строительство многоквартирных домов жилого комплекса "Бейкер Стрит" в Дзержинском районе Волгограда (с благоустройством пруда и прилегающей территории) (до 01 июля 2026 г., объем инвестиций на весь период реализации - 3150 млн. рублей, освоено 97,96 млн. рублей);
строительство жилья на земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:080094:50, 34:34:080095:41 в Красноармейском районе Волгограда;
строительство жилья по пр-кту Университетскому, 53 в Советском районе Волгограда (до 2024 года, освоено 8,9 млн. рублей); ул. им. Некина, 64а в Кировском районе Волгограде (до 2029 года, объем инвестиций на весь период реализации - 164 млн. рублей);
благоустройство парковой зоны, прилегающей к ООО "Корпорация Красный октябрь" ориентировочной площадью 2,6 га (до 2022 года);
формирование современной логистической системы на территории Волгограда и Волгоградской области (до 2030 года, объем инвестиций на весь период реализации - 2000 млн. рублей);
реконструкция и эксплуатация здания бассейна по ул. Таращанцев, 72 в Краснооктябрьском районе Волгограда (до 2021 года, объем инвестиций на весь период реализации - 55,3 млн. рублей).
4.2.4. Развитие социальной сферы.
Развитию социальной сферы на территории Волгограда в среднесрочном периоде будет способствовать участие города в реализации региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Социальная активность", разработанных в соответствии с аналогичными федеральными проектами в рамках национального проекта "Образование", а также региональных проектов "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры в сфере культуры (Культурная среда)" и "Создание условий для реализации творческого потенциала нации (Творческие люди)", разработанных в соответствии с аналогичными федеральными проектами в рамках национального проекта "Культура". В соответствии с ними планируется:
обучение учащихся общеобразовательных организаций основным и дополнительным программам цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей;
предоставление возможности учащимся общеобразовательных организаций изучать предметную область "Технология" и другие предметные области на базе детских технопарков "Кванториум";
ранняя профориентация учащихся общеобразовательных организаций на основе цикла открытых уроков "Проектория";
оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей;
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
повышение профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций, вовлечение их в национальную систему профессионального роста педагогических работников;
внедрение модели персонифицированного дополнительного образования обучающихся;
вовлечение молодежи в творческую деятельность;
оснащение детских школ искусств музыкальными инструментами и оборудованием и переоснащение муниципальных библиотек по модельному стандарту;
реализация творческих проектов некоммерческих организаций, проведение фестивалей детского творчества и пр.
В 2019 - 2022 годах на территории Волгограда планируется реализация программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа город-герой Волгоград на период 2019 - 2025 годов, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/116 "Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа город-герой Волгоград на период 2019 - 2025 годов", в рамках которой определены приоритетные объекты образования, культуры, физкультуры и спорта, а также перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по их проектированию, строительству и реконструкции.
Прогноз развития социальной сферы Волгограда на 2020 - 2022 годы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2019 год (оценка) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2022 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Дошкольные образовательные организации, в том числе: |
ед. |
206 |
207 |
208 |
209 |
количество мест |
44929 |
45059 |
45309 |
45554 |
||
негосударственные |
ед. |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
муниципальные |
ед. |
200 |
201 |
203 |
204 |
|
2. |
Численность детей в возрасте 0-8 лет, посещающих муниципальные дошкольные образовательные организации |
чел. |
48000 |
48295 |
48575 |
48820 |
3. |
Общеобразовательные организации (всего), в том числе: |
ед. |
152 |
154 |
155 |
160 |
государственные |
ед. |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
негосударственные |
ед. |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
муниципальные |
ед. |
130 |
132 |
133 |
138 |
|
3.1. |
Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях |
чел. |
98000 |
98000 |
98000 |
98000 |
3.2. |
Удельный вес обучающихся в дневных муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, к общему числу обучающихся |
% |
14,5 |
14,0 |
13,5 |
13,0 |
4. |
Организации дополнительного образования (независимо от организационно-правовой формы), в том числе спортивные школы, реализующие программы спортивной подготовки (всего), в том числе муниципальные: |
ед. |
36 |
34 |
34 |
34 |
тыс. чел. |
45,8 |
45,9 |
45,9 |
45,9 |
||
в ведении образования |
ед. |
18 |
16 |
16 |
16 |
|
тыс. чел. |
32,6 |
32,6 |
32,6 |
32,6 |
||
в ведении культуры |
ед. |
18 |
18 |
18 |
18 |
|
тыс. чел. |
13,2 |
13,2 |
13,2 |
13,2 |
||
5. |
Количество спортивных сооружений всего, в том числе: |
ед. |
852 |
854 |
855 |
857 |
плоскостные сооружения |
ед. |
491 |
492 |
493 |
494 |
|
бассейны |
ед. |
36 |
36 |
36 |
36 |
|
спортивные залы |
ед. |
325 |
326 |
326 |
327 |
|
6. |
Количество общедоступных библиотек |
ед. |
43 |
43 |
43 |
48 |
7. |
Количество парков культуры и отдыха |
ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
4.2.5. Потребительский рынок и инфляция.
В среднесрочном периоде прогнозируется восстановление потребительского спроса и продолжающийся отказ населения от сберегательной модели поведения. После роста розничного товарооборота до 1,1% в 2019 году в 2020 - 2022 годах прогнозируется незначительный рост платежеспособного спроса, что связано с адаптацией населения к повышению налога на добавленную стоимость с 01 января 2019 г. и замедлением роста заработных плат и потребительского кредитования. В результате рост оборота розничной торговли составит 0,6% в 2020 году, 2,2% - в 2021 году и 2,3% - в 2022 году.
Положительная динамика развития потребительского рынка Волгограда в 2020 - 2022 годах прогнозируется не только за счет роста платежеспособного спроса населения, но и за счет развития сети предприятий потребительского рынка. В городе наблюдается стабильный рост стационарной розничной сети за счет строительства новых магазинов, реконструкции и модернизации существующих объектов, перевода жилых помещений в нежилые, появления новых торговых и торгово-развлекательных центров. Развитие розничной сетевой торговли Волгограда характеризуется активным формированием крупных продовольственных торговых сетевых компаний. В результате чего увеличивается ассортимент реализуемой населению продукции от местных товаропроизводителей и создаются новые рабочие места.
В 2020 году ожидается снижение инфляции до 3,0%, при этом в начале года она приблизится к 3,8%. В дальнейшем инфляция прогнозируется на целевом уровне 4,0%. Поддержание инфляции в 2022 году на целевом уровне 4,0% планируется достичь за счет умеренного темпа роста потребления и увеличения производства товаров на отдельных рынках.
4.3. Повышение качества городской среды.
4.3.1. Строительство, ввод жилья, благоустройство.
Объем строительных работ в Волгограде оценивается по итогам 2019 года в объеме 14,0 млрд. рублей, что на 5,7% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах.
В среднесрочном периоде ожидается поэтапное увеличение объема строительных работ: в 2020 году - 15,5 млрд. рублей (рост 5,5% к уровню 2019 года), в 2021 году - 17,2 млрд. рублей (рост 5,4% к уровню 2020 года), в 2022 году - 19,0 млрд. рублей (рост 5,1% к уровню 2021 года).
Приоритетными направлениями строительных работ на территории Волгограда в 2020 - 2022 годах за счет бюджетных средств являются объекты образования, жилищно-коммунального хозяйства, объекты инфраструктуры для развития туризма, среди которых:
строительство (реконструкция) объекта "Обустройство территории Центральной набережной Волгограда имени 62-й Армии. Корректировка 3-й и 4-й этапы",
строительство сооружений биологической очистки на о. Голодном в Волгограде (в соответствии с региональным проектом "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Волгоградской области", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Экология"),
строительство очистных сооружений на водовыпусках в р. Волгу в Волгограде (в соответствии с региональным проектом "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Волгоградской области", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Экология"),
строительство дошкольного образовательного учреждения в квартале 07_05_045 между домами N 92а и N 92б по ул. им. Кирова в Кировском районе Волгограда (в соответствии с региональным проектом "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Демография"),
строительство дошкольного образовательного учреждения в квартале 01_03_018 по ул. Героев Шипки в Тракторозаводском районе Волгограда (в соответствии с региональным проектом "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Демография"),
строительство дошкольного образовательного учреждения на 245 мест в жилом районе "Долина-2" в Советском районе Волгограда (в соответствии с региональным проектом "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Демография"),
строительство общеобразовательной школы по ул. 2-я Штурманская, 22 в Красноармейском районе Волгограда (в соответствии с региональным проектом "Современная школа", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Образование"),
строительство общеобразовательной школы в микрорайоне 205 в Ворошиловском районе Волгограда (в соответствии с региональным проектом "Современная школа", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Образование"),
строительство общеобразовательной школы в поселке ГЭС в Тракторозаводском районе Волгограда,
строительство общеобразовательной школы по ул. им. Григория Засекина в Кировском районе Волгограда,
реконструкция стадиона "ТЕМП", расположенного по ул. 40 лет ВЛКСМ, 31б в Красноармейском районе Волгограда (второй этап).
В соответствии с региональным проектом "Жилье" (Волгоград является участником регионального проекта), разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", целевая установка для города по объемам вводимого жилья составляет: в 2020 году - 467,1 тыс. кв. м, в 2021 году - 447,9 тыс. кв. м, в 2022 году - 495,7 тыс. кв. м. При строительстве жилья планируется обеспечивать новые районы массовой жилой застройки необходимой социальной и транспортной инфраструктурой, комфортной городской средой и благоустройством общественных пространств.
В соответствии с региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (Волгоград является участником регионального проекта), разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", планируется расселение граждан из аварийного жилья путем приобретения жилых помещений (квартир) у застройщика в построенных и строящихся многоквартирных домах, а также предоставления выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения.
В среднесрочном периоде планируется продолжить комплексное благоустройство дворов и общественных пространств, создание парков и скверов. В соответствии с региональным проектом "Формирование комфортной городской среды" (Волгоград является участником регионального проекта), разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", в 2019 году в городе комплексно благоустраиваются 17 дворов и 7 общественных территорий. Данные мероприятия в рамках указанного регионального проекта продолжатся в 2020 - 2022 годах: благоустройству подлежат ежегодно по 15 дворовых территорий и 16 общественных территорий (8 общественных территорий в 2020 году, 5 - в 2021 году и 3 - в 2022 году):
ул. Волгодонская в Центральном районе Волгограда,
сквер "Сурский" в Центральном районе Волгограда,
ул. им. Островского в Центральном районе Волгограда,
сквер по ул. Профсоюзной в Ворошиловском районе Волгограда,
парк "Победа" по пр-кту им. В.И. Ленина (от ул. Возрождения до ул. 39-й Гвардейской) в Краснооктябрьском районе Волгограда,
ул. Мира в Центральном районе Волгограда,
прилегающая территория к ЗАГСу по пр-кту Университетскому, 64 в Советском районе Волгограда,
парковая зона тер. Поселок Металлургов ("Старый парк") в Краснооктябрьском районе Волгограда,
сквер по ул. им. Кирова в микрорайоне 503 в Кировском районе Волгограда,
спортивная площадка напротив домов N 73, 75 по ул. Привокзальной в Тракторозаводском районе Волгограда,
общественная территория в границах ул. им. Константина Симонова, 26, 34 и ул. 8-й Воздушной Армии в Дзержинском районе Волгограда,
парк на территории микрорайона "Долина" в Советском районе Волгограда,
парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина в Краснооктябрьском районе Волгограда,
пешеходная зона по ул. им. Дзержинского (от пр-кта им. В.И. Ленина до ул. им. им. Шурухина в Тракторозаводском районе Волгограда с учетом территории, прилегающей к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда"),
благоустройство территории, прилегающей к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая больница N 1" по ул. Ангарской в Дзержинском районе Волгограда,
благоустройство ул. им. Германа Титова в Краснооктябрьском районе Волгограда,
площадь перед государственным бюджетным учреждением культуры "Волгоградский государственный театр "Царицынская опера".
4.3.2. Автомобильные дороги и транспорт.
Развитие дорожного хозяйства Волгограда в 2020 - 2022 годах сориентировано на развитие, сохранение и модернизацию улично-дорожной сети. Работы по ремонту, реконструкции и строительству улично-дорожной сети Волгограда будут проходить в соответствии с региональным проектом "Программа дорожной деятельности Волгоградской области", разработанным в соответствии с федеральным проектом "Дорожная сеть", региональным проектом "Программа дорожной деятельности Волгоградской области", разработанным в соответствии с федеральным проектом "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", региональным проектом "Безопасность дорожного движения", разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Первоочередными мероприятиями являются строительство и реконструкция автомобильных дорог, наиболее крупные объекты из которых:
строительство ул. Электролесовской в Советском и Кировском районах Волгограда как дублера II Продольной магистрали,
реконструкция ул. Латошинской (от ул. Героев Тулы до выхода на III Продольную магистраль) в Тракторозаводском районе Волгограда,
реконструкция ул. Ангарской в границах от ул. им. Римского-Корсакова до автозаправочной станции в Дзержинском районе Волгограда.
Кроме того, в среднесрочной перспективе планируется разработка проектно-сметной документации в целях дальнейшего строительства и реконструкции следующих объектов:
реконструкция путепровода через железнодорожные пути по ул. им. Менделеева в Краснооктябрьском районе Волгограда,
строительство участка от пересечения ул. им. Хорошева и пр-кта им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова до б-ра 30-летия Победы и организация подъездных путей к строящемуся жилому комплексу "Атлант" и дому N 14б (жилой комплекс "Дом на бульваре") в микрорайоне 122-123 в Дзержинском районе Волгограда,
строительство проезда от ул. им. Хорошева (в районе спортивного сооружения по ул. 8-й Воздушной Армии, 7), ул. им. Ивана Морозова, ул. им. Расула Гамзатова до ул. им. Покрышкина (выходящей на ул. им. Землячки) в Дзержинском районе Волгограда,
строительство участка дороги по ул. 8-й Воздушной Армии от здания торгового центра (по адресу: ул. 8-й Воздушной Армии, 28а) до ул. им. Хорошева в Дзержинском районе Волгограда.
В 2020 - 2022 годах ежегодно планируется выполнять ремонт на объектах улично-дорожной сети Волгограда общей протяженностью порядка 82,44 км.
В среднесрочном периоде планируется строительство следующих крупных объектов (строительство осуществляется Администрацией Волгоградской области):
строительство автомобильной дороги "Обход Волгограда" протяженностью 71,4 км,
строительство объекта "Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в Волгограде. Второй пусковой комплекс" (мостовой переход через реку Ахтубу). Данный объект позволит решить задачу обеспечения транзитной связи транспортных коридоров и транспортных потоков "Север-Юг" и "Запад-Восток" (слабым звеном является существующий мост через реку Ахтубу, пропускная способность которого не справляется с имеющейся интенсивностью движения и нагрузкой),
проведение проектно-изыскательских работ по строительству III Продольной магистрали (до Красноармейского района Волгограда).
В соответствии с региональным проектом "Жилье" (Волгоград является участником регионального проекта), разработанным в соответствии с аналогичным федеральным проектом в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", новые объекты жилой массовой застройки должны быть обеспечены необходимой транспортной инфраструктурой, в связи с чем в 2019 году ведется строительство двух автомобильных дорог:
по ул. им. Хорошева (в границах от б-ра 30-летия Победы до Дворца водных видов спорта) в Дзержинском районе Волгограда (жилой комплекс "Бастион");
по ул. им. гвардии капитана Курсекова в границах от ул. им. Джамбула Джабаева до ул. им. Грибанова в Советском районе Волгограда (жилой комплекс "Долина").
В 2020 году в рамках указанного регионального проекта "Жилье" планируется строительство автомобильной дороги по ул. Родниковой (3-й этап) в жилом комплексе "Долина-2" в Советском районе Волгограда.
Прогноз развития дорожной отрасли Волгограда на 2020 - 2022 годы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2019 год (оценка) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2022 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Общая протяженность улично-дорожной сети Волгограда, в том числе: |
км |
1914,4 |
1920,1 |
1921,9 |
1924,0 |
1.1. |
С асфальтобетонным покрытием |
км |
1223,3 |
1226,9 |
1228,1 |
1229,4 |
2. |
Транспортные инженерные сооружения: |
|
|
|
|
|
2.1. |
Мосты |
ед. |
9 |
9 |
9 |
9 |
м |
1075,0 |
1075,0 |
1075,0 |
1075,0 |
||
2.2. |
Путепроводы |
ед. |
16 |
16 |
16 |
16 |
м |
2114,0 |
2114,0 |
2114,0 |
2114,0 |
||
2.3. |
Тоннели транспортные |
ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
м |
1398,8 |
1398,8 |
1398,8 |
1398,8 |
||
2.4. |
Тоннели пешеходные |
ед. |
14 |
14 |
14 |
14 |
м |
758,13 |
758,13 |
758,13 |
758,13 |
Развитие регулярных перевозок в 2020 году планируется осуществлять в рамках реализации постановления администрации Волгограда от 29 апреля 2016 г. N 610 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы". В 2020 году планируется разработать и принять новый документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2021 - 2025 годы.
Регулярные городские пассажирские перевозки по регулируемым тарифам в 2020 - 2022 годах планируется осуществлять на 40 автобусных, 13 трамвайных и 5 троллейбусных маршрутах. Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом - на 8 внутригородских линиях.
В прогнозный период планируется дальнейшее обновление подвижного состава. Так, за последние годы произошло увеличение автобусного парка муниципального унитарного предприятия "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" и ООО "Волгоградский автобусный парк". Уже закуплено 20 новых трамваев, еще 33 вагона переданы на безвозмездной основе Москвой, что позволило открыть единый маршрут линии скоростного трамвая.
В прогнозном периоде планируется приступить к обновлению и модернизации городского наземного электрического транспорта.
4.3.3. Цифровизация.
В апреле 2019 г. Волгоград включен в перечень муниципальных образований по реализации пилотных проектов, подписано трехстороннее соглашение между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Волгоградской областью и Волгоградом, утверждена главой Волгограда 24 июля 2019 г. дорожная карта реализации пилотного проекта городского округа город-герой Волгоград по цифровизации городского хозяйства "Умный город".
В ведомственном проекте "Умный город" определено 9 направлений формирования эффективной системы управления городским хозяйством: нормативное регулирование цифровой среды, городское управление, умное жилищно-коммунальное хозяйство, инновации для городской среды, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной безопасности, интеллектуальные системы экологической безопасности, туризм и сервис, информационная инфраструктура. Дорожной картой предусмотрено исполнение 53 мероприятий по вышеуказанным сферам, прогнозируемый объем финансирования на 5 лет составит 4,4 млрд. рублей.
Также в Волгограде планируется реализация региональных проектов "Информационная инфраструктура Волгоградской области", "Кадры для цифровой экономики", "Информационная безопасность", "Цифровое государственное управление", разработанных в соответствии с аналогичными федеральными проектами в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в части:
обеспечения возможности подключения всех домохозяйств и социально значимых объектов инфраструктуры к широкополосному доступу к сети Интернет,
подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики (обучение работающих специалистов, граждан, поддержка талантливых школьников и студентов),
обеспечения безопасности функционирования информационной структуры и сервисов передачи, обработки и хранения, а также обеспечения использования отечественных разработок и технологий при передаче, обработке и хранении,
внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного (муниципального) управления и оказания государственных (муниципальных) услуг.
4.4. Развитие местного самоуправления.
Решение вопросов местного значения и организация партнерских отношений между органами местного самоуправления Волгограда и заинтересованными участниками - основа для создания эффективной модели местного самоуправления.
Основными приоритетами в развитии местного самоуправления в Волгограде на 2020 - 2022 годы являются:
развитие гражданского общества,
формирование и продвижение имиджа Волгограда,
развитие системы предоставления услуг.
Развитие гражданского общества планируется осуществлять путем создания благоприятных условий для развития общественных организаций и комитетов территориального общественного самоуправления, поддержки деятельности некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые функции, создания системы обратной связи между органами местного самоуправления и населением Волгограда, а также проведения общественной экспертизы при разработке и принятии стратегических документов развития Волгограда.
С целью вовлечения населения Волгограда в решение актуальных проблем местного значения в прогнозном периоде продолжит свою реализацию проект "Поддержка местных инициатив населения Волгоградской области". Местные инициативы - это возможность реализации проектов по инициативе граждан, направленных на решение вопросов местного значения: ремонт автомобильных дорог, обустройство детских площадок, улучшение мест массового отдыха граждан, ремонт объектов культуры, создание и развитие спортивных объектов и пр. (в 2019 году жителями Волгограда выбрано 15 проектов Волгограда в рамках программы поддержки местных инициатив Волгоградской области на общую сумму более 33 млн. рублей, направленных на благоустройство территорий, озеленение и пр.).
В прогнозном периоде планируется дальнейшее проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию социально значимых проектов (программ) по приоритетным направлениям социально ориентированным некоммерческим организациям Волгограда (СО НКО) (в 2019 году президентские гранты предоставлены 56 СО НКО на общую сумму более 92 млн. рублей, областные гранты - 42 СО НКО на сумму 4,8 млн. рублей).
Формирование и продвижение имиджа Волгограда планируется осуществлять путем развития международного, межрегионального и межмуниципального сотрудничества (приема в Волгограде официальных делегаций городов-побратимов и городов-партнеров дальнего, ближнего зарубежья и Российской Федерации), проведения в Волгограде международных и федеральных мероприятий в сфере международного гуманитарного сотрудничества.
Развитие системы предоставления услуг в среднесрочном периоде будет осуществляться путем предоставления муниципальных и государственных услуг на основе принципа "одного окна", а также организации предоставления населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде и в многофункциональных центрах.
5. Оценка факторов и ограничений экономического роста Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов
Исходя из существующих ограничений определены приоритетные направления по обеспечению экономического роста Волгограда на 2020 - 2022 годы:
5.1. Депопуляция населения, связанная с преобладанием уровня смертности над уровнем рождаемости.
В среднесрочной перспективе прогнозируется, что миграционный прирост практически компенсирует естественную убыль населения, что не вызовет резкого снижения численности населения. Учитывая демографические проблемы в масштабе всей страны, а также ограниченность полномочий органов местного самоуправления в вопросах стимулирования рождаемости и снижения смертности, преодоление существующих ограничений отнесено к государственным полномочиям. Приоритетными направлениями на уровне Волгограда следует считать обеспечение достаточного количества мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, развитие социальной инфраструктуры, поддержка молодых семей и приобщение населения к здоровому образу жизни путем проведения различных спортивных и культурных мероприятий. Положительное влияние также окажет реализация на муниципальном уровне национального проекта "Демография" и национального проекта "Здравоохранение" с учетом целей, содержащихся в Указе N 204.
5.2. Трансформация занятости населения, выраженная в снижении среднесписочной численности работников крупных и средних организаций, и увеличении рабочей силы в сфере малого бизнеса и в категории "самозанятых".
Актуальным является недопущение неформальной занятости и уклонения от налогообложения граждан, недопущение увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес, предоставление местным хозяйствующим субъектам различного рода муниципальных и региональных льгот и преференций. На реализацию этого направлены мероприятия муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1893 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде". Стимулированию граждан к предпринимательской деятельности будет способствовать реализация на территории Волгограда национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
5.3. Низкий темп роста реальных заработных плат населения, что ограничивает платежеспособный спрос в городе.
Положительным фактором будет являться проведение индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, сохранение достигнутых уровней заработной платы для целевых категорий работников бюджетной сферы, повышение минимального размера оплаты труда до размера величины прожиточного минимума, а также соблюдение регионального минимума по заработной плате.
5.4. Изношенность основных фондов предприятий промышленного сектора, уровень инвестиций в основной капитал.
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Волгоград представлен как перспективный центр экономического роста. В связи с этим ключевыми факторами экономического роста Волгограда в среднесрочном периоде являются:
формирование на территории Волгограда узлового мультимодального транспортно-логистического центра по организации грузовых перевозок железнодорожным, авиационным, автодорожным и речным транспортом. Это позволит реализовать благоприятный экономико-географический потенциал Волгограда, расположенного на пересечении основных транспортных путей из Азии (Узбекистан, Туркменистан, Иран) в Европу, в том числе водных через Волго-Донской судоходный канал;
ревитализация неиспользуемых (неэффективно используемых) промышленных площадок в Волгограде, в том числе за счет формирования, продвижения и реализации соответствующих инвестиционных проектов, а также активизации муниципально-частного (государственно-частного) партнерства. Это позволит реализовать значительный потенциал многофункционального промышленного комплекса города, который состоит из предприятий энергетики, нефтегазового комплекса, черной и цветной металлургии, машиностроения, стройиндустрии, деревообработки, а также пищевой и легкой промышленности;
внедрение инвестиционных проектов и модернизация существующих производств промышленными предприятиями Волгограда;
привлечение местных высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих индустрий. Это позволит реализовать потенциал выгодного соотношения стоимости и качества трудовых ресурсов в Волгограде.
5.5. Необходимость более эффективного управления городом в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
В данном случае более эффективным является создание автоматизированной системы управления городом, эффективной эксплуатации объектов городского хозяйства, экономии коммунальных ресурсов. Реализация ведомственного проекта "Умный город" предполагает создание цифровой модели управления городским пространством, включающей инженерные коммуникации, дорожную инфраструктуру, интеллектуальную транспортную модель, систему обеспечения градостроительной деятельности, объекты капитального строительства, с отображением функциональных, территориальных зон и зон объектов культурного наследия.
6. Муниципальные программы Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов
Прогноз в рамках стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года является основой для формирования проекта программного бюджета Волгограда на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов. Инструментом реализации выделенных приоритетов являются 15 муниципальных программ по четырем стратегическим направлениям.
Первое стратегическое направление - развитие человеческого капитала, в рамках которого предполагается реализация:
муниципальной программы "Развитие образования на территории Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1890 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования на территории Волгограда", с приоритетами по организации предоставления общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования детей, организации предоставления дополнительного образования детей, строительству общеобразовательных и дошкольных учреждений;
муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта на территории Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1881 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта на территории Волгограда", с приоритетами по развитию детско-юношеского и массового спорта на территории Волгограда, развитию и совершенствованию муниципальной инфраструктуры и материально-технической базы физической культуры и спорта;
муниципальной программы "Развитие культуры Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1883 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры Волгограда", с приоритетами по организации библиотечно-информационного и концертно-театрального обслуживания населения Волгограда, организации дополнительного образования детей в сфере искусства, организации культурно-досуговых мероприятий в сфере культуры;
муниципальной программы "Организация отдыха детей в каникулярное время", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1888 "Об утверждении муниципальной программы "Организация отдыха детей в каникулярное время", с приоритетами по организации отдыха детей в каникулярное время на базе муниципального учреждения "Городской оздоровительный центр для детей и молодежи "Орленок", организации отдыха обучающихся в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием детей, организуемых на базе муниципальных общеобразовательных учреждений;
муниципальной программы "Реализация молодежной политики на территории Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1879 "Об утверждении муниципальной программы "Реализация молодежной политики на территории Волгограда", с приоритетом по проведению различных мероприятий с детьми и молодежью;
муниципальной программы "Жилище", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1877 "Об утверждении муниципальной программы "Жилище", с приоритетами по предоставлению малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма, переселению граждан из аварийного жилья, обеспечению реализации жилищных прав молодых семей, предоставлению жилых помещений гражданам в рамках исполнения судебных решений.
Второе стратегическое направление - развитие инновационной экономики, в рамках которого предполагается реализация:
муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1893 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде", с приоритетами по созданию условий для привлечения инвестиций, содействию развитию инновационной деятельности, поддержке субъектов малого предпринимательства, развитию инфраструктуры потребительского рынка;
муниципальной программы "Создание условий для развития туризма на территории Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1894 "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для развития туризма на территории Волгограда", с приоритетами по созданию условий для развития туризма, развитию обеспечивающей туристической инфраструктуры.
Третье стратегическое направление - повышение качества городской среды, в рамках которого предполагается реализация:
муниципальной программы "Содержание и развитие улично-дорожной сети Волгограда и обеспечение эффективной работы транспортной инфраструктуры Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1875 "Об утверждении муниципальной программы "Содержание и развитие улично-дорожной сети Волгограда и обеспечение эффективной работы транспортной инфраструктуры Волгограда", с приоритетами по развитию улично-дорожной сети Волгограда и повышению качества транспортного обслуживания населения;
муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1891 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства Волгограда", с приоритетами по повышению надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, развитию инженерной инфраструктуры Волгограда;
муниципальной программы "Благоустройство Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1869 "Об утверждении муниципальной программы "Благоустройство Волгограда", с приоритетами по организации наружного освещения, благоустройства и озеленения территорий;
муниципальной программы "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 06 декабря 2017 г. N 1855 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды", с приоритетом по комплексному благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и благоустройству общественных территорий;
муниципальной программы "Волгоград - город равных возможностей", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Волгоград - город равных возможностей", с приоритетами по повышению уровня доступности городских объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, организации инклюзивного образования детей;
муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1892 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгограда", с приоритетом по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при производстве и транспортировке тепловой энергии в рамках концессионного соглашения.
Четвертое стратегическое направление - развитие местного самоуправления, в рамках которого предполагается реализация муниципальной программы "Профилактика терроризма, экстремизма и иных правонарушений на территории Волгограда", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 20 декабря 2018 г. N 1805 "Об утверждении муниципальной программы "Профилактика терроризма, экстремизма и иных правонарушений на территории Волгограда", с приоритетом по профилактике и пресечению терроризма, экстремизма, иных правонарушений.
Целевые индикаторы достижения стратегических целей устойчивого развития Волгограда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов представлены в приложении 3 к прогнозу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.