Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждена
распоряжением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 04.07.2019 N 177-р
Целевая модель
развития региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края, в том числе её основные принципы
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Краснодарского края, в том числе с указанием проблематики
Дополнительное образование детей становится актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени.
В Краснодарском крае успешно функционирует система дополнительного образования детей, являющаяся важнейшей составляющей образовательного пространства региона.
Сегодня в системе образования Краснодарского края 247 организаций дополнительного образования, предоставляющих образовательные услуги по шести направленностям (техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая), в том числе 8 государственных организаций.
Из 247 организаций дополнительного образования в Краснодарском крае 161 организация расположена в городских поселениях, 86 - в сельских поселениях.
По статистическим данным, контингент обучающихся в организациях дополнительного образования (образование и культура) составил свыше 350 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе свыше 145 тысяч человек обучается в сельской местности.
Краснодарский край стал победителем конкурсного отбора на предоставление субсидии и грантов по развитию дополнительного образования. За счет федеральной поддержки созданы и функционируют новые формы организации образовательного процесса:
детский технопарк "Кванториум" с охватом 1000 человек (в детском технопарке проводятся занятия по 6 направлениям деятельности: робоквантум, IT-квантум, аэроквантум, биоквантум, энерджиквантум, технический английский);
детский образовательный "Агропарк" с охватом 400 человек (по реализации программ естественнонаучной направленности "Сити-фермер", "Нескучные науки", "Я-исследователь");
центр детского IT-творчества "IT-Cube" с охватом 400 человек (реализация программ дополнительного образования технической направленности).
Таким образом, региональная система дополнительного образования детей играет большую роль в решении социально значимых проблем в развитии и воспитании детей, предоставляет большие возможности для социально-экономического развития региона, сохранения и развития культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Краснодарского края.
Наряду с этим отмечается ряд проблем в сфере формирования современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования, а также обеспечения доступности дополнительного образования, обновления его содержания и ресурсной базы организаций дополнительного образования Краснодарского края. К числу данных проблем относятся:
недостаточная проработанность механизмов взаимодействия всех участников сферы дополнительного образования детей Краснодарского края;
разобщенность практик интеграции дошкольного, общего, профессионального образования и дополнительного образования детей, в том числе по реализации сетевых форм организации образовательной деятельности в крае;
наличие большого количества сельских поселений в крае, удаленных от муниципальных центров, не позволяет в полной мере обеспечить детям с различными образовательными потребностями равный доступ к качественным образовательным услугам очного дополнительного образования;
несоответствие инфраструктуры организаций дополнительного образования детей современным требованиям к использованию оборудования, учебных пособий, компьютерной техники, к обеспечению качественной интернет-связью сельских поселений;
слабая эффективность действующих финансово-экономических механизмов регулирования дополнительного образования детей: финансирование системы дополнительного образования осуществляется на услугу, а не на ребенка;
ограниченность возможностей использования потенциала негосударственного сектора для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования;
отсутствие инструментов для мотивации специалистов, не имеющих педагогического образования, к участию в реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в сетевой форме;
содержание дополнительных общеобразовательных программ не в полной мере соответствует запросам рынка труда и задачам социально-экономического развития региона.
На сегодняшний день региональная система дополнительного образования детей требует решения важной задачи: обеспечение детей дополнительным образованием не только отдельными учреждениями, а сетью в целом (муниципальные опорные организации дополнительного образования, базовые организации: зональные опорные центры, краевые ресурсные методические центры по направленностям), что определено спецификой территории Краснодарского края, её географическими и экономическими особенностями, большой составляющей сельских поселений.
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования Краснодарского края (далее также - целевая модель) предусматривает обеспечение комплексного эффективного функционирования системы взаимодействия всех участников регионального проекта в целях достижения показателей согласно указу Президента Российской Федерации, а также формирование современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Краснодарского края.
2. Основные принципы реализации целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края
Основными принципами реализации целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края модели являются:
2.1. Принцип открытости
Целевая модель ориентирована на создание оптимальной инфраструктуры и целостного содержательного пространства сферы дополнительного образования детей Краснодарского края, обеспечивающего поддержку и развитие потребностей, интересов и жизненных стратегий на уровне края и муниципальных образований в частности. Цели и задачи дополнительного образования детей определяются не только конкретными ведомственными структурами, но и родительским сообществом, некоммерческим сектором, предпринимательскими сообществами и общими приоритетами региона и муниципалитетов.
2.2. Принцип межведомственной и межуровневой кооперации и интеграции
Данный принцип позволяет в рамках региона организовать сетевое взаимодействие между участниками целевой модели, используя поликультурные, социокультурные, географические, экономические ресурсы Краснодарского края.
2.3. Принцип равного доступа и свободы выбора программ дополнительного образования
Принцип равного доступа и свободы выбора программ позволит организовать качественное и доступное дополнительное образование детям из сельской местности, детям с особыми образовательными потребностями.
2.4. Принцип клиентоориентированности
Данный принцип позволяет всем участникам взаимодействия в открытой системе дополнительного образования исследовать, прогнозировать, учитывать в собственной деятельности максимальную полноту интересов и дефицитов пользователя услуг открытого дополнительного образования. Клиентоориентированность предполагает выстраивание образовательного процесса (его содержания, описания, структуры и т. д.) таким образом, чтобы он был понятен тем, на кого данный процесс направлен.
2.5. Принцип практико-ориентированности
Принцип практико-ориентированности позволяет учащемуся "выходить" за границы образовательных организаций во время осуществления образовательного процесса и обучаться на предприятиях или в бизнес-среде и другой социальной-среде, общаясь с экспертом и т. д., а образовательная программа будет способна учитывать результаты, полученные в ходе такого рода обучения (неформальное образование). С другой стороны, данный принцип подразумевает то, что в образовательные организации и программы будут "входить" представители реальных практик в качестве наставников, тьюторов, кураторов и преподавателей.
2.6. Принцип сетевой распределенности
Данный принцип предполагает, что при построении системы дополнительного образования в регионе её элементы будут распределены между множеством субъектов и структур, реализующих разные функции и не дублирующие друг друга. Такая система предполагает, что разные учреждения, образовательные программы и педагогические коллективы, реализующие их, принципиально чем-либо отличаются друг от друга и существуют для того, чтобы разным образом дополнять общую деятельность, а не воспроизводить её одинаковым образом. Такое взаимодополнение может выражаться в закреплении между разными субъектами каких-либо собственных, уникальных для региональной системы дополнительного образования ресурсов, специализированных кадров, методических свойств практики и т.д.
3. Описание целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования Краснодарского края позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей Краснодарского края, включающее создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развитие региональной системы дополнительного образования детей, формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей, обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе для детей из сельской местности.
Целевая модель включает реализацию следующих основных мероприятий:
3.1. Создание и обеспечение деятельности Регионального модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского края (далее - Региональный модельный центр, РМЦ), а также создание сети базовых организаций дополнительного образования детей Краснодарского края по направленностям дополнительного образования - краевые ресурсные методические центры; базовые организации территориальных зон края по нескольким направленностям - зональные опорные центры, а также создание сети муниципальных опорных центров в каждом муниципальном образовании Краснодарского края. Региональный модельный центр будет:
выполнять функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта в крае, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Краснодарском крае, а также по взаимодействию с рабочей группой федерального проекта "Успех каждого ребёнка" и ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование";
обеспечивать (оказывать содействие) внедрение системы персонифицированного финансирования в Краснодарском крае;
формировать в Краснодарском крае эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя Региональный модельный центр как "ядро" региональной системы, базовые организации по направленностям дополнительного образования - краевые ресурсные методические центры, базовые организации территориальных зон края по нескольким направленностям - зональные опорные центры, а также муниципальные опорные центры и другие организации, участвующие в дополнительном образовании детей;
внедрять пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
обеспечивать развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одарёнными детьми;
выявлять и распространять лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществлять программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей в Краснодарском крае.
3.2. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (в соответствии с основными требованиями к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей обеспечение равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрение эффективных моделей государственно-частного партнёрства в сфере дополнительного образования детей).
3.3. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.4. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики.
3.5. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учётом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одарённых детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
3.6. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям (приложение 7 к документации на участие в отборе), позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.
4. Структурная организация системы дополнительного образования детей Краснодарского края
В Краснодарском крае определена структурная организация системы дополнительного образования, включающая в себя региональный модельный центр как "ядро" системы дополнительного образования детей Краснодарского края и базовые организации по одной или нескольким направленностям дополнительного образования, обеспечивающие комплексное обновление дополнительного образования в соответствующей направленности и (или) реализацию лучшей практики в указанных направленностях (краевые ресурсные методические центры, зональные опорные центры, а также муниципальные опорные центры).
Региональный модельный центр обеспечивает эффективное взаимодействие с базовыми организациями (краевые ресурсные методические центры, зональные опорные центры, а также муниципальные опорные центры), федеральными ресурсными центрами и организациями, участвующими в дополнительном образовании детей, а также центрами по выявлению и сопровождению одарённых детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, через оказание ресурсной, учебно-методической, организационной, экспертно-консультационной поддержки.
Краевые ресурсные методические центры обеспечивают комплексное обновление дополнительного образования в соответствующей их деятельности направленности. Примерное положение о деятельности краевого ресурсного методического центра утверждается приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, статус "Краевой ресурсный методический центр" присваивается также приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Краевой ресурсный методический центр по направленности осуществляет координацию деятельности зональных опорных центров по направленности в рамках реализации Регионального проекта "Успех каждого ребёнка", утвержденного региональным проектным комитетом (протокол от 13 декабря 2018 г. N 7 в редакции протокола от 9 апреля 2019 г. N 5) (далее - Региональный проект).
Общая координация и контроль деятельности Краевого ресурсного методического центра по направленности осуществляется Региональным модельным центром в рамках реализации Регионального проекта.
Зональные опорные центры дополнительного образования детей Краснодарского края (далее - Зональный опорный центр) - ведущее муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования, расположенное в рамках определенной территориальной зоны Краснодарского края, осуществляющее организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей территориальной зоны Краснодарского края по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Зональный опорный центр оказывает методическую поддержку муниципальным опорным центрам в рамках реализации Регионального проекта.
Муниципальные опорные центры по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края реализуют дополнительные общеобразовательные программы, координируют деятельность и оказывают методическую поддержку организациям, осуществляющим обучение в сфере дополнительного образования детей в соответствующих муниципалитетах.
В целях внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края разработана смета расходования средств на реализацию соответствующих мероприятий (таблица 1).
Таблица 1
Смета
расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в 2020 году
(тыс. руб.) | |||||
N |
Наименование мероприятия |
Итого |
|||
федеральный бюджет |
краевой бюджет |
внебюджетные и иные источники |
итого по всем источникам |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=3+4+5 |
1. Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности в 2020 году регионального модельного центра дополнительного образования детей | |||||
1.1 |
Функционирование Регионального модельного центра |
12589,00 |
1584,00 |
2853,00 |
17026,00 |
1.2 |
Закупка оборудования и мебели для функционирования РМЦ |
1050,00 |
- |
- |
1050,00 |
1.3 |
Зонирование и дизайн-проект РМЦ в соответствии с брендбуком |
472,00 |
- |
- |
472,00 |
1.4 |
Техническая поддержка сайта РМЦ |
- |
- |
5,00 |
5,00 |
1.5 |
Повышение квалификации сотрудников и руководителя РМЦ на базе федерального ресурсного центра по управлению в сфере образования и проектной деятельности |
320,00 |
- |
- |
320,00 |
1.6 |
Презентация деятельности РМЦ и муниципальных опорных центров (далее - МОЦ), а также базовых организаций дополнительного образования Краснодарского края (краевых ресурсных методических центров (далее - КРМЦ) и зональных опорных центров (далее - ЗОЦ)) по внедрению целевой модели |
351,00 |
- |
25,00 |
376,00 |
|
Итого по разделу |
14782,00 |
1584,00 |
2883,00 |
19249,00 |
2. Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнёрства в сфере дополнительного образования детей | |||||
2.1 |
Методическое сопровождение внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее - ПФДО): разработка модели ПФДО в Краснодарском крае; организация сопровождения внедрения системы ПФДО в крае (семинары, вебинары и др.); сопровождение подготовки необходимых нормативных правовых актов в муниципальных образованиях Краснодарского края; сопровождение подготовки проектов муниципальных программ ПФДО; подготовка перечня параметров и методики определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг; подготовка материалов для информационных кампаний по ПФДО |
1650,00 |
- |
50.00 |
1700,00 |
2.2 |
Предоставление субсидий бюджетам пилотных муниципальных образований на обеспечение непосредственного функционирования системы персонифицированного финансирования |
6000,00 |
- |
- |
6000,00 |
2.3 |
Организация информационно-разъяснительной кампании в целях внедрения ПФДО в крае |
500,00 |
- |
30,00 |
530,00 |
2.4 |
Обеспечение работы экспертных групп |
263,00 |
- |
47,00 |
310,00 |
|
Итого по разделу |
8413,00 |
- |
127,00 |
8540,00 |
3. Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||
3.1 |
Организация и проведение конференций, семинаров с педагогическими и руководящими работниками организаций дополнительного образования с целью выявления, трансляции и масштабирования лучших управленческих практик, в том числе из негосударственного сектора дополнительного образования |
798,00 |
- |
50,00 |
848,00 |
3.2 |
Организация и проведение конкурсов по выявлению лучших практик реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в региональной системе дополнительного образования детей, а также лучших практик программно-методического и организационного сопровождения дополнительного образования |
934,00 |
- |
52,00 |
986,00 |
3.3 |
Организация краткосрочных стажировок для сотрудников РМЦ, КРМЦ, ЗОЦ, МОЦ в лучших организациях дополнительного образования детей других субъектов Российской Федерации |
1040,00 |
- |
25,00 |
1065,00 |
3.4 |
Переподготовка (повышение квалификации) отдельных групп сотрудников, в том числе руководителя РМЦ, руководителей и педагогических работников КРМЦ и ЗОЦ, а также МОЦ, в том числе привлекаемых специалистов-практиков (наставников), а также студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования по программам, разработанным в рамках реализации мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей |
400,00 |
- |
55,00 |
455,00 |
3.5 |
Организация и обеспечение деятельности Клуба победителей региональных конкурсов системы дополнительного образования Краснодарского края |
864,00 |
- |
65,00 |
929,00 |
3.6 |
Организация работы по созданию и выпуску регионального журнала сферы дополнительного образования детей Краснодарского края |
835,00 |
- |
75,00 |
910,00 |
3.7 |
Организация и проведение Открытого регионального фестиваля лучших практик сферы дополнительного образования детей Краснодарского края |
1269,00 |
- |
117,00 |
1386,00 |
|
Итого по разделу |
6140,00 |
- |
439,00 |
6579,00 |
4. Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечению в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | |||||
4.1 |
Разработка и внедрение модели сетевого взаимодействия на базе образовательных организаций, не реализующих ранее дополнительное образование детей; привлечение специалистов |
400,00 |
- |
50,00 |
450,00 |
4.2 |
Организация работы экспертных групп: проведение обучающих семинаров, вебинаров |
210,00 |
- |
42.00 |
252,00 |
4.3 |
Разработка и реализация 30 дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных организаций, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики |
253,00 |
- |
47,00 |
300,00 |
4.4. |
Организация и проведение регионального конкурса дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики |
398,00 |
- |
42,00 |
440,00 |
|
Итого по разделу |
1261,00 |
- |
181,00 |
1442,00 |
5. Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||||
5.1 |
Организация и проведение краевых заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников |
1466,00 |
- |
459,00 |
1925,00 |
5.2 |
Разработка и внедрение типовых моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности; привлечение специалистов |
764,00 |
- |
66,00 |
830,00 |
5.3 |
Разработка и внедрение 15 разноуровневых программ дополнительного образования в Краснодарском крае; привлечение специалистов |
148,00 |
- |
32,00 |
180,00 |
5.4 |
Разработка и внедрение 20 дистанционных курсов дополнительного образования детей; привлечение специалистов |
215,00 |
- |
35,00 |
250,00 |
5.5 |
Организация работы экспертных групп: проведение обучающих семинаров, вебинаров |
265,00 |
- |
45,00 |
310,00 |
5.6 |
Организация и проведение регионального конкурса муниципальных целевых проектов, обеспечивающих доступность дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями в муниципальном образовании |
590,00 |
- |
45,00 |
635,00 |
5.7 |
Конкурс социальной рекламы возможностей сферы дополнительного образования с целью расширения ее доступности |
472,00 |
- |
63,00 |
535,00 |
|
Итого по разделу: |
3920,00 |
- |
745,00 |
4665,00 |
6. Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего утверждённым Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей | |||||
6.1 |
Организация информационной кампании по разъяснению возможностей навигатора для родительской общественности и организаций, ведомств |
500,00 |
- |
25,00 |
525,00 |
6.2 |
Закупка модулей для регионального навигатора (модуль персонифицированного финансирования дополнительного образования детей; модуль "умной навигации" (построение индивидуальной образовательной траектории) |
1200,00 800,00 |
- |
- |
1200,00 800,00 |
6.3 |
Аттестация информационной системы персональных данных по требованиям безопасности |
500,00 |
- |
- |
500,00 |
6.4 |
Техническое обеспечение работы регионального навигатора |
500,00 |
- |
- |
500,00 |
|
Итого по разделу |
3500,00 |
- |
25,00 |
3525,00 |
|
Итого |
38016,00 |
1584,00 |
4400,00 |
44000,00 |
Первый заместитель министра образования, |
С.В. Пронько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.