Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства
образования и науки
Амурской области
от 8 августа 2019 г. N 979
Концепция
модели региональной системы оценки качества образования (Амурская область)
I. Введение
Актуальность разработки концепции модели региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция РСОКО) обусловлена системными изменениями социально-экономических условий и требований к качеству образования, что поставило задачу совершенствования региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО). Обновление РСОКО касается прежде всего обеспечения востребованности ее результатов (на основе отбора необходимых и достаточных механизмов, процедур, инструментария) для принятия эффективных решений на всех уровнях управления образованием в Амурской области.
Настоящая концептуальная модель региональной системы оценки качества образования Амурской области (далее - РСОКО) разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
3. Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (с изменениями).
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования".
5. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями).
6. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями).
7. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями).
8. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями).
9. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (в соответствии со специальностями).
10. Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276.
11. Показателями мониторинга системы образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. N 955.
12. Порядком проведения самообследования образовательной организации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462.
13. Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1324.
14. Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
15. Показателями, характеризующими общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114.
16. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464.
17. Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 г. N 590/219.
18. Государственной программой "Развитие образования Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 448.
II. Концепция модели РСОКО
Оценка качества образования в Амурской области сложилась и функционирует как сбалансированная система оценочных технологий и процедур, осуществляемых на различных уровнях и с участием различных субъектов.
Концепцией модели РСОКО определены методологические основания региональной системы оценки качества образования, включая понятийный аппарат и принципы, цель и задачи РСОКО, ее объекты и содержание.
Общие принципы системы оценки качества образования определены на основе положений общероссийской системы оценки качества образования с учетом региональных особенностей.
Под качеством образования следует понимать комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных организаций, муниципальных образовательных систем, образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты.
Под региональной системой оценки качества образования следует понимать совокупность организационно-управленческих структур на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, субъектов и объектов оценки, процедур, норм и правил, обеспечивающих оценку на единой концептуально-методологической базе с учетом запросов личности, семьи, структур гражданского общества, работодателей.
Назначение РСОКО вытекает из ее особого положения в региональной системе управления качеством образования, связанного с обеспечением информацией органов управления образованием, педагогических и административных работников, обучающихся и их родителей (законных представителей), работодателей, общественности по широкому кругу вопросов качества образования, его динамике, тенденциях и перспективах изменения.
Цели и задачи РСОКО
Основной целью реализации РСОКО является развитие региональной системы управления качеством образования за счет создания условий для эффективного функционирования системы оценки качества образования, включая систему сбора данных о качестве регионального образования, систему анализа данных, систему разработки комплекса организационных мер и решений по результатам анализа, а также систему эффективной реализации разработанных мер и систему отслеживания результативности принятых управленческих решений.
Основными задачами РСОКО являются:
- формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, подходов к его измерению, оценке и путям развития;
- разработка цикла оценочных процедур на региональном уровне с учетом международных и федеральных оценочных процедур;
- повышение уровня компетентности учителей в вопросах оценки качества образования;
- формирование системы принятия управленческих решений на основе анализа результатов оценочных процедур;
- использование кластерного подхода и учета контекстных данных по образовательным организациям в оценке деятельности образовательных организаций;
- создание условий для активного участия образовательных организаций, органов управления образованием, методических служб и общественности в различных мероприятиях, связанных с оценкой качества образования;
- формирование регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования.
Общие принципы РСОКО
В основу РСОКО положены следующие принципы:
- объективность, достоверность, полнота и системность информации;
- открытость и информационная безопасность;
- учет текущих и перспективных потребностей системы образования;
- информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
- сопоставимость системы показателей с международными и национальными аналогами;
- единство создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;
- сочетание процедур профессиональной (ведомственной) оценки с независимой оценкой качества;
- обоснованное повышение роли независимой оценки качества и педагогической экспертизы.
Функции РСОКО
Сбор данных о состоянии систем дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования Амурской области;
- определение показателей (критериев) оценки качества дошкольного, общего образования и среднего профессионального образования Амурской области, обработка и анализ получаемых о них данных;
- интерпретация результатов анализа данных для выработки решений, способствующих повышению качества образования и эффективности управления в системах дошкольного, общего образования и среднего профессионального образования Амурской области;
- информирование потребителей и групп потребителей о качестве образования;
- развитие независимой системы оценки качества, педагогической экспертизы и самооценки в системах дошкольного, общего образования и среднего профессионального образования Амурской области.
Измерительные средства и инструменты РСОКО
Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, показателей и индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования (качество условий, качество процесса и качество результата).
Номенклатура показателей и индикаторов качества и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
Конкретный набор критериев, показателей и индикаторов для РСОКО определяется приоритетами государственной и региональной образовательной политики и запросами других заказчиков и потребителей образовательных услуг в регионе.
Требования к системе критериев, показателей и индикаторов для РСОКО:
- полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;
- необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам региональной системы оценки качества образования);
- оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);
- экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета должен быть относительно дешевым и оптимальным по трудозатратам);
- универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических и других особенностей Амурской области для проведения сравнительного анализа собранной информации);
- однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);
- открытость системы показателей (банк показателей) и результатов мониторингов для пользователей РСОКО как условие инвестиционной привлекательности региональных систем образования и эффективного использования ее ресурсов.
При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.
Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
РСОКО Амурской области реализуется через следующие инструменты управления качеством образования: проведение процедур оценки качества образования, обеспечение объективности оценки образовательных результатов, назначение и аттестация руководителей образовательных организаций, повышение квалификации педагогов и руководителей, научно-методическое сопровождение образовательного процесса, в том числе школ с низкими образовательными результатами, анализ системных результатов сферы образования региона.
РСОКО обеспечивается комплексом механизмов, которые в своем составе имеют модули и их компоненты. На региональном уровне сформированы три основных модуля системы:
модуль 1 - "Оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования";
модуль 2 - "Оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования";
модуль 3 - "Оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования".
Соответственно объектами региональной системы оценки качества образования являются:
а) основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
б) условия реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
в) результаты освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.
Непосредственно механизмы оценки качества образования осуществляются с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляемых периодически (рис. 1).
/--------------------\
| Типы процедур |
\--------------------/
/---------------------\
/----------------\ /--------------\
| Процедуры, | | Процедуры, |
| осуществляемые | |осуществляемые|
| постоянно | | периодически |
|(мониторинговые)| | |
\----------------/ \--------------/
Рисунок 1. Типы процедур оценки качества образования
К процедурам, носящим постоянный (непрерывный) характер, относятся мониторинговые исследования различного уровня, в том числе исследования качества индивидуальных достижений обучающихся, осуществляемые не реже одного раза в год.
Организация мониторинга может осуществляться министерством образования и науки Амурской области (как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования) и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Система мониторинговых процедур оценки качества общего образования должна быть соотнесена с перечнем обязательной информации о развитии дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования с учетом объектов региональной системы оценки качества образования. К такой информации следует отнести сведения о:
- содержании образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования;
- кадровом обеспечении образовательных организаций в части реализации основных образовательных программ;
- материально-техническом и информационном обеспечении образовательных организаций в части реализации основных образовательных программ;
- условиях получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего (в том числе результаты основного государственного экзамена), среднего общего (в том числе результаты единого государственного экзамена) и среднего профессионального образования.
При построении РСОКО учтено, что мониторинг следует осуществлять на основе:
1. Данных федерального статистического наблюдения.
2. Обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Особое место среди периодических процедур оценки занимают процедуры независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Обеспечивая формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества условий осуществления образовательной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, в перечень периодически осуществляемых процедур региональной системы включены процедуры проведения независимой (от ведомственной) оценки качества условий образовательной деятельности не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года по общим критериям: "открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность"; "комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность"; "доброжелательность, вежливость работников"; "удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций", а также "доступность услуг для инвалидов".
Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (включая государственную итоговую аттестацию (ГИА), в том числе в форме демонстрационного экзамена по программам среднего профессионального образования) предусматривают учет результатов оценочных процедур различных уровней: международного (IPIPS), федерального (всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО)), регионального.
К процедурам оценки качества образования, осуществляемым периодически, относятся:
1. Лицензирование образовательной деятельности.
2. Государственная аккредитация образовательной деятельности.
3. Государственный контроль (надзор).
4. Аттестация педагогических кадров.
5. Независимая оценка качества подготовки обучающихся (международные, национальные сравнительные исследования).
Лицензирование образовательной деятельности - это процедура, направленная на установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учебным заведением, условиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Государственная аккредитация образовательной деятельности - это процедура, направленная на определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам.
Государственный контроль (надзор) определяется как деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам; по выявлению и пресечению нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании в случае их обнаружения.
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Процедура носит периодический характер и повторяется раз в 5 лет.
Международные сравнительные исследования качества подготовки обучающихся:
- международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS (обучающиеся 8-х классов), периодичность проведения - 1 раз в 3 года);
- международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (TIMSS (обучающиеся 4, 8-х классов), периодичность проведения - 1 раз в 4 года);
- международная программа оценки достижений 15-летних обучающихся (PISA, периодичность проведения - 1 раз в 3 года);
- исследование качества граждановедческого образования 14-летних обучающихся (ICCS, периодичность проведения - 1 раз в 7 лет);
- исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS (обучающиеся 4-х классов), периодичность проведения - 1 раз в 5 лет).
Национальные исследования качества подготовки обучающихся представляют:
- национальное исследование качества математического образования;
- национальное исследование качества начального общего образования;
- национальное исследование качества образования в сфере информационных технологий;
- национальное исследование качества образования по истории и обществознанию;
- национальное исследование компетенций учителей (НИКУ);
- лонгитюдное исследование качества дошкольного образования.
Перечень информации о состоянии качества образования в Амурской области, подлежащей мониторингу, можно изменять в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями, запросами потребителей образовательных услуг, что будет обеспечивать получение достоверных сведений и функционирование системы мониторинга оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях.
При этом следует учитывать специфику содержания образования в Амурской области, его национальные, региональные и этнокультурные особенности при разработке образовательными организациями основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, концептуальные основания развития математического образования в регионе.
Корректировка содержания и структуры РСОКО может осуществляться на основании изменяющихся нормативных актов федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также с учетом результатов мониторингов и исследований качества образования (например, международных сопоставительных исследований и др.).
Таким образом, отбор и описание комплекса оценочных процедур (осуществляемых периодически и постоянно) обеспечат формирование системы региональных исследований качества образования.
Региональная модель оценки качества образования включает следующие составляющие:
- нормы соответствия федеральным к качеству общего образования;
- объекты оценивания;
- механизмы оценивания;
- процедуры оценивания: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически, а также их виды;
- формы и регламенты проведения оценочных процедур;
- оценочные средства (инструментарий оценивания) для каждой процедуры;
- систему оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);
- примерный перечень управленческих действий (решений), обеспечивающих требуемый уровень качества образования.
В схематичном виде составляющие содержания региональной системы оценки качества образования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Составляющие содержания РСОКО (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование)
Объект оценки |
Уровни принятия управленческих решений |
Содержание |
Процедуры |
||||||||
Постоянные |
Периодические |
||||||||||
Мониторинг (не реже 1 раза в год) |
Лицензирование |
Аккредитация |
Гос. контроль |
Аттестация |
Исследования качества инд. достижений обучающихся |
Независимая оценка (НО) качества образования |
|||||
Международные сравнительные исследования |
Общественная аккредитация |
НО качества образовательной деятельности |
|||||||||
Оценка качества образовательных программ |
Региональный муниципальный |
Соответствие ФГОС |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
Оценка качества условий реализации образовательных программ |
Региональный муниципальный |
Соответствие ФГОС |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
Оценка качества результатов освоения образовательных программ |
Региональный муниципальный |
Соответствие ФГОС |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Корректировка содержания и структуры системы может осуществляться на основании изменяющихся нормативных актов федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также с учетом результатов мониторингов и исследований качества образования (например, международных сопоставительных исследований и др.).
Конкретизация положений Концепции получит отражение при описании структурных компонентов региональной системы.
III. Описание модели РСОКО
В соответствии с концепцией региональной системы оценки качества образования описываемая модель включает совокупность структурных компонентов:
- целевого, который включает цели и задачи осуществления конкретных механизмов оценки качества образования;
- содержательного и процессуального, описывающих объекты, содержание, механизмы оценки качества образования, а также процедуры, оценочные средства;
- результативного, отражающего вариативность управленческих действий (решений), обеспечивающих достижение требуемого уровня качества образования на региональном и муниципальном уровнях (рис. 2).
Целевой компонент модели региональной системы оценки качества образования включает в себя определение цели и конкретных задач рассматриваемого процесса, обеспечивая направленность на результат, - сформированность системы, обеспечивающей функционирование системы мониторинга оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях.
Согласно системе ее целью является развитие региональных механизмов оценки качества образования в Амурской области.
Заявленная цель определена возросшей потребностью всех участников оценки качества образования в систематизации мероприятий и процедур оценки качества образования, соотнесения функционирующих в сфере оценки качества образования информационных систем и мониторингов с целью получения информации, необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях управления качеством образования областной образовательной системы.
Цель региональной системы оценки качества образования реализуется через выполнение следующих задач:
- развитие системы региональных исследований качества образования на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
- создание фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества образования на региональном уровне;
/-----------------------------------------------------------------------------\
| ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ |
| Цель - развитие региональных механизмов оценки качества образования |
| в Амурской области |
| Направления: |
|- развитие системы региональных исследований качества образования на уровнях |
|начального общего, основного общего, среднего общего и среднего |
|профессионального образования; |
/-|- создание фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки |-\
| |качества образования на региональном уровне; | |
| |- функционирование системы мониторинга оценки качества образования | |
| |на региональном и муниципальном уровнях; | |
| |- формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества | |
| |образования | |
| |-----------------------------------------------------------------------------| |
| | Задачи первого этапа | | Задачи второго этапа | |
| | (организационно-деятельностный | | (продуктивно-результативный | |
| | этап, 2019 - 2020 гг.) | | этап, 2020 - 2024 гг.) | |
| \---------------------------------/ \-------------------------------------/ |
| | | |
| /-----------------------------------------------------------------------------\ |
| | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | |
| | Содержательная основа - ФГОС | |
|-| Объекты: |-|
| | Образовательные программы / Условия реализации образовательных программ / | |
| | Планируемые результаты освоения обучающимися образовательных программ | |
| \-----------------------------------------------------------------------------/ |
| | | | |
| /-----------------------\ /----------------------\ /--------------------------\ |
| | Механизм (модуль) 1 | | Механизм (модуль) 2 | | Механизм (модуль) 3 | |
| | Оценка качества ООП | | Оценка качества | | Оценка качества | |
| |дошкольного, начального| |условий реализации ООП| | планируемых результатов | |
| | общего, основного | | дошкольного, | |освоения обучающимися ООП | |
| |общего, среднего общего| |начального, основного,| | дошкольного, начального, | |
| | и среднего | | среднего общего и | |основного, среднего общего| |
| | профессионального | | среднего | | и среднего | |
| | образования | | профессионального | | профессионального | |
| \-----------------------/ \----------------------/ \--------------------------/ |
| | | | |
| /-----------------------------------------------------------------------------\ |
|-| ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |-|
| \-----------------------------------------------------------------------------/ |
| | | |
| /---------------------------------\ /-------------------------------------\ |
| | Периодические процедуры | | Постоянные процедуры | |
| | Лицензирование, аккредитация, | | Мониторинг (не реже 1 раза в год) | |
| | государственный контроль | | в соответствии с приказами | |
| | (надзор), аттестация | | минобрнауки Амурской области | |
| | педагогических кадров, | | | |
| | независимая оценка качества | | | |
| \---------------------------------/ \-------------------------------------/ |
| | | |
| /-----------------------------------------------------------------------------\ |
| | РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ | |
| | Получение и распространение на основе применения региональных механизмов | |
| |оценки качества образования достоверной информации о состоянии и результатах | |
\-| образовательной деятельности, тенденциях изменения качества образования, |-/
| в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования |
| востребованной информационной основы принятия управленческих решений |
\-----------------------------------------------------------------------------/
| | |
/-----------------------------------------------------------------------------\
| НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ |
\-----------------------------------------------------------------------------/
| | |
/-----------------------\ /----------------------\ /--------------------------\
| Региональный уровень | |Муниципальный уровень | |Институциональный уровень |
\-----------------------/ \----------------------/ \--------------------------/
Рисунок 2. Структура региональной системы оценки качества образования
- функционирование системы мониторинга оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях;
- формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества образования на региональном и муниципальном уровнях.
Реализация данных задач пролонгирована во времени, поэтому осуществляется в два этапа: организационно-деятельностном и продуктивно-результативном.
Организационно-деятельностный этап предусматривает в период 2019 - 2020 гг.:
1. Анализ и отбор применяемых в практике оценки качества образования в Амурской области механизмов и процедур оценки качества образования с точки зрения их востребованности для принятия решений на разных уровнях управления.
2. Анализ комплексности, проводимой в рамках действующей РСОКО оценки качества образования на всех уровнях, отнесенных к полномочиям министерства образования и науки Амурской области.
3. Анализ и отбор подходов по осуществлению мониторинга наличия на официальных сайтах образовательных организаций отчетов о результатах самообследования и образовательных программ, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования.
4. Определение на основе анализа подходов к повышению результативности мониторинга системы оценки качества образования на региональном уровне.
5. Определение и отбор эффективных средств информационного, методического и технологического сопровождения современных технологий и процедур оценки качества образования.
6. Определение и отбор средств, обеспечивающих информирование потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в региональной образовательной системе.
7. Формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования.
Продуктивно-результативный этап предусматривает на основе результатов предыдущего этапа в период с 2020 по 2024 г.:
Применение в практике оценки качества образования в Амурской области механизмов и процедур, востребованных для принятия решений на разных уровнях управления:
1. Осуществление комплексной оценки качества образования на всех уровнях, отнесенных к полномочиям министерства образования и науки Амурской области.
2. Осуществление независимой оценки качества подготовки обучающихся с учетом особенностей региона и муниципальных образований.
3. Функционирование мониторинга системы оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях.
4. Совершенствование средств информационного, методического и технологического сопровождения современных технологий и процедур оценки качества образования.
5. Информирование потребителей результатов оценки качества образования о состоянии и тенденциях изменения качества образования в образовательной системе Амурской области.
6. Привлечение экспертного сообщества Амурской области к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования.
Реализация цели и задач РСОКО обеспечивается содержанием, характеризуемым в содержательном компоненте.
Содержательный компонент модели региональной системы оценки качества образования отражает логику представления региональных механизмов оценки качества образования по каждому выделенному в системе объекту оценки качества образования:
- объект РСОКО;
- содержание оценки качества объекта, определенное нормативными требованиями;
- механизмы оценки качества объекта;
- оценочные процедуры, обеспечивающие реализацию механизмов оценки качества объекта (постоянные и осуществляемые периодически).
Такая логика представления содержательного компонента обеспечивает единство в рамках системы целевого, содержательного и процессуального компонента, а следовательно, определяет в конечном результате эффективность результативного компонента.
Объектами РСОКО выступают:
1. Образовательные программы:
- основные образовательные программы дошкольного образования;
- основные образовательные программы начального общего образования;
- основные образовательные программы основного общего образования;
- основные образовательные программы среднего общего образования;
- основные образовательные программы среднего профессионального образования.
2. Условия реализации образовательных программ:
- условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования;
- условия реализации основных образовательных программ начального общего образования;
- условия реализации основных образовательных программ основного общего образования;
- условия реализации основных образовательных программ среднего общего образования;
- условия реализации образовательных программ среднего профессионального образования.
3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ:
- основных образовательных программ дошкольного образования;
- основных образовательных программ начального общего образования;
- основных образовательных программ основного общего образования;
- основных образовательных программ среднего общего образования;
- образовательных программ среднего профессионального образования.
Субъектами РСОКО выступают министерство образования и науки Амурской области, ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", региональный центр мониторинга и оценки качества образования (структурное подразделение Амурского областного института развития образования), органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, общественные институты, родительское сообщество.
Функционирование РСОКО предполагает разделение полномочий организационных структур, выполняющих специальные задачи в сфере оценки качества образования.
1. Министерство образования и науки Амурской области:
- осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования образовательными организациями, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
- осуществляет контроль качества образования обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- организует проведение аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций Амурской области;
- координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;
- принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
- осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Амурской области, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных организаций, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесена законодательством к компетенции Российской Федерации;
- осуществляет контроль над соблюдением образовательными организациями лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции.
2. ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования":
- осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, профессиональных и общественных экспертов, участвующих в деятельности экспертных групп и аттестационных комиссий по вопросам оценки качества образования;
- разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов по вопросам оценки качества образования в рамках проектной деятельности и управления региональными проектами;
- участвует в проведении экспертизы образовательных программ;
- организует взаимодействие субъектов системы независимой оценки качества образования (общественных организаций, педагогических сообществ, общественных советов, общественных ассоциаций, общественных движений, некоммерческих организаций и др.);
- разрабатывает систему критериев, показателей, форматов баз данных, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Амурской области, а также процедуры оценки качества образования;
- разрабатывает контрольно-измерительные материалы для оценки индивидуальных достижений обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования;
- разрабатывает технологии и методики измерений, обеспечивающих объективный характер оценки качества образования;
- принимает участие в проведении независимой оценки качества подготовки обучающихся (международные, национальные сравнительные исследования);
- осуществляет организационное и технологическое обеспечение исследований качества индивидуальных достижений обучающихся;
- проводит тестирование готовности воспитанников дошкольных образовательных организаций к обучению в школе;
- определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования;
- проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам повышения эффективности системы оценки качества образования в регионе;
- участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования региона;
- организует систему информационного и научно-методического обеспечения образовательных организаций Амурской области и муниципальных органов управления образованием по направлению функционирования РСОКО;
- организует и проводит прикладные научно-педагогические исследования, конференции, семинары, инструктивно-методические совещания по вопросам качества образования в регионе;
- проводит мониторинговые, научно-методические и прикладные исследования на основании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования региона;
- проводит подготовку и принимает участие в мероприятиях, направленных на совершенствование системы надзора (контроля) и оценки качества образования, а также готовит предложения по совершенствованию РСОКО;
- участвует в подготовке нормативных правовых актов, регулирующих функционирование РСОКО в регионе;
- проводит анализ эффективности функционирования сети образовательных организаций (дошкольного, общего и профессионального образования) региона и разрабатывает предложения по ее оптимизации и совершенствованию.
3. Региональный центр мониторинга и оценки качества образования (структурное подразделение Амурского областного института развития образования):
- обеспечивает организационное, методическое, технологическое и информационное сопровождение проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- участвует в разработке, формировании и издании нормативных, статистических, аналитических и научно-методических материалов по вопросам организации, проведения и анализа результатов государственной (итоговой) аттестации.
4. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- участвуют в разработке методики оценки качества образования;
- обеспечивают проведение мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях;
- участвуют в организации проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;
- участвуют в разработке методики рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных организаций и организуют проведение рейтинговых процедур;
- осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
- обеспечивают подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- проводят анализ эффективности функционирования муниципальной сети образовательных организаций, разрабатывают предложения по ее оптимизации;
- создают и координируют работу автоматизированной сети для сбора, хранения и передачи информации о состоянии муниципальной системы оценки качества образования, определяют способы организации информационных потоков для потребителей РСОКО на муниципальном уровне;
- принимают управленческие решения по результатам оценки муниципальной системы оценки качества образования.
5. Образовательные организации:
- участвуют в разработке системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальной системы образования, региональной системы образования и РСОКО;
- обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательной организации в составе муниципального образования;
- организуют систему мониторинга качества образования в образовательной организации; осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации и участников образовательного процесса; анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации;
- обеспечивают представление информации о качестве образования в образовательной организации на муниципальном и региональном уровнях;
- обеспечивают подготовку работников образовательной организации и общественных экспертов по осуществлению контрольно-измерительных и оценочных процедур;
- разрабатывают мероприятия, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в образовательной организации, участвуют в этих мероприятиях и готовят предложения по совершенствованию этой системы;
- формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательной организации;
- анализируют организацию, содержание и результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся образовательной организации и формируют предложения по ее совершенствованию;
- принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации.
6. Общественные институты, родительское сообщество:
- реализуют общественный контроль РСОКО и деятельности образовательных организаций в форме общественного наблюдения и (или) общественной экспертизы;
- принимают участие в формировании информационных запросов основных потребителей деятельности РСОКО;
- принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальной системы образования и системы образования Амурской области;
- принимают участие в оценке РСОКО по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных организаций; аттестации педагогических и руководящих работников; мониторинговых исследованиях; государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций (в качестве общественных наблюдателей); экспертизе материалов по вопросам оценки качества образования;
- принимают участие в обсуждении результатов оценки РСОКО.
Взаимосвязь между субъектами региональной системы оценки качества образования (разного уровня) в соответствии с их полномочиями и функциями отражается в уровневой системе РСОКО (рисунок 3).
В качестве механизмов (модулей) оценки качества образования в системе в соответствии с Концепцией определены:
- механизм (модуль) 1 - оценка качества основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
- механизм (модуль) 2 - оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования;
- механизм (модуль) 3 - оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.
Содержательной основой развертывания механизмов (модулей) оценки качества образования по всем объектам в модели определены федеральные государственные образовательные стандарты соответствующего уровня образования (далее - ФГОС), включая ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности отдельных образовательных организаций, муниципальных образовательных систем, региональной системы образования в целом, а также подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности.
В содержательном компоненте РСОКО процедуры оценки качества распределены применительно к механизмам (модулям) по каждому объекту оценки качества. В обобщенном виде содержание системы представлено в таблице 2.
Запросы заказчиков и потребителей
/-----------------------------\
|Региональный уровень: |
|министерство образования и |--------\
|науки Амурской области; ГАУ | |
|ДПО "Амурский институт | | /---------------------------\
|развития образования"; | | | Объекты оценки в аспектах |
--|региональный центр обработки | | | качества |
|информации; органы местного | | | |
|самоуправления, | | | |
|осуществляющие управление | | | |
|в сфере образования | | | |
\-----------------------------/ | \---------------------------/
Субъекты |
/-----------------------------\оценки | /---------------------------\
|Муниципальный уровень: органы| | |Процедуры контроля и оценки|
|местного самоуправления, | | | качества образования |
--|осуществляющие управление | | | |
|в сфере образования; | | | |
|общественные институты | | | |
\-----------------------------/ | \---------------------------/
|
/-----------------------------\ | /---------------------------\
|Институциональный уровень: | | | Продукты РСОКО, |
--|образовательные организации; |--------/ |предъявляемые заказчикам |
|общественные институты | | и потребителям услуг |
\-----------------------------/ \---------------------------/
/---------------------------\
| Управленческие решения |
| по повышению качества |
| образования в регионе |
\---------------------------/
Рисунок 3. Уровневая модель РСОКО Амурской области
Таблица 2
Содержательный компонент модели РСОКО
Объект оценивания |
Содержание оценивания |
Механизм (модуль) |
Процедуры |
|
Постоянные |
Периодические |
|||
Уровень образования: дошкольное образование | ||||
Основные образовательные программы дошкольного образования |
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре ООП |
1. Оценка качества основных образовательных программ ДО. 2. Оценка качества адаптированных образовательных программ ДО для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (наличие образовательных программ на официальных сайтах образовательных организаций) |
Государственный надзор в сфере образования. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования |
Требования ФГОС ДО к условиям реализации основных образовательных программ ДО: - кадровых; - материально-технических; - финансово-экономических; - психолого-педагогических; - развивающей предметно-пространственной среды |
1. Оценка качества условий реализации основных образовательных программ ДО. 2. Оценка качества условий реализации адаптированных образовательных программ ДО для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (федеральное статистическое наблюдение 85-К; отчеты о результатах самообследования, размещенные на официальных сайтах образовательных организаций) |
Лицензирование образовательной деятельности. Государственный надзор в сфере образования. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Аттестация педагогических работников. Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования |
Результаты освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования |
Требования ФГОС к планируемым результатам освоения обучающимися основных образовательных программ ДО: целевых ориентиров дошкольного образования |
1. Оценка качества результатов освоения основных образовательных программ ДО. 2. Оценка качества результатов освоения адаптированных образовательных программ ДО для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (IPIPS) |
|
Уровень образования: начальное общее образование | ||||
Основные образовательные программы начального общего образования |
1. Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре ООП. 2. Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ к структуре ООП. 3. Требования федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к структуре ООП |
1. Оценка качества основных образовательных программ начального общего образования. 2. Оценка качества адаптированных образовательных программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (наличие образовательных программ на официальных сайтах образовательных организаций) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Условия реализации основных образовательных программ основного общего образования |
Требования ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования: - кадровых; - материально-технических; - финансово-экономических; - психолого-педагогических; - информационно-методических |
1. Оценка качества условий реализации основных образовательных программ основного общего образования. 2. Оценка качества условий реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (федеральное статистическое наблюдение ОО-1; федеральное статистическое наблюдение ОО-2; отчеты о результатах самообследования, размещенные на официальных сайтах образовательных организаций) |
Лицензирование образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Аттестация педагогических работников. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Результаты освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования |
Требования ФГОС НОО к планируемым результатам освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования: - личностным; - метапредметным; - предметным |
1. Оценка качества результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования. 2. Оценка качества результатов освоения адаптированных образовательных программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг оценки качества учебных достижений обучающихся (1 раз в год в соответствии с приказом минобрнауки Амурской области). Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (ВПР, НИКО) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Независимая оценка качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS) |
Уровень образования: основное общее образование | ||||
Основные образовательные программы основного общего образования |
1. Требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре ООП. 2. Требования федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к структуре ООП |
1. Оценка качества основных образовательных программ основного общего образования. 2. Оценка качества адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (наличие образовательных программ на официальных сайтах образовательных организаций) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования |
Условия реализации основных образовательных программ основного общего образования |
Требования ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования: - кадровым; - материально-техническим; - финансово-экономическим; - психолого-педагогическим; - информационно-методическим |
1. Оценка качества условий реализации основных образовательных программ основного общего образования. 2. Оценка качества условий реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (федеральное статистическое наблюдение ОО-1; федеральное статистическое наблюдение ОО-2; отчеты о результатах самообследования, размещенные на официальных сайтах образовательных организаций) |
Лицензирование образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Аттестация педагогических работников. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Национальное исследование компетенций учителей (НИКУ) |
Результаты освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования |
Требования ФГОС ООО к планируемым результатам освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования: - личностным; - метапредметным; - предметным |
1. Оценка качества результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования. 2. Оценка качества результатов освоения адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг оценки качества учебных достижений обучающихся (1 раз в год в соответствии с приказом минобрнауки Амурской области). Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (государственная итоговая аттестация, ВПР, НИКО) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Независимая оценка качества подготовки обучающихся (TIMSS, ICILS, PISA, ICCS). Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Уровень образования: среднее общее образование | ||||
Основные образовательные программы среднего общего образования |
1. Требования федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре ООП. 2. Требования федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к структуре ООП |
1. Оценка качества основных образовательных программ среднего общего образования. 2. Оценка качества адаптированных образовательных программ среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (наличие образовательных программ на официальных сайтах образовательных организаций) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования |
Условия реализации основных образовательных программ среднего общего образования |
Требования ФГОС СОО к условиям реализации основных образовательных программ среднего общего образования: - кадровым; - материально-техническим; - финансово-экономическим; - психолого-педагогическим; - информационно-методическим |
1. Оценка качества условий реализации основных образовательных программ среднего общего образования. 2. Оценка качества условий реализации адаптированных образовательных программ среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг системы образования (федеральное статистическое наблюдение ОО-1; федеральное статистическое наблюдение ОО-2; отчеты о результатах самообследования, размещенные на официальных сайтах образовательных организаций) |
Лицензирование образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Аттестация педагогических работников. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Национальное исследование компетенций учителей (НИКУ) |
Результаты освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования |
Требования ФГОС СОО к планируемым результатам освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования: - личностным; - метапредметным; - предметным |
1. Оценка качества результатов освоения основных образовательных программ среднего общего образования. 2. Оценка качества результатов освоения адаптированных образовательных программ среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ (по видам нарушений) |
Мониторинг оценки качества учебных достижений обучающихся (1 раз в год в соответствии с приказом минобрнауки Амурской области). Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (государственная итоговая аттестация, ВПР, НИКО) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Независимая оценка качества подготовки обучающихся (PISA). Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Уровень образования: среднее профессиональное образование | ||||
Основные образовательные программы среднего профессионального образования |
Требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к структуре программ (в соответствии со специальностями) |
Оценка качества основных образовательных программ среднего профессионального образования (в соответствии со специальностями) |
Мониторинг системы образования (наличие образовательных программ на официальных сайтах образовательных организаций) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Независимая оценка качества подготовки специалистов среднего звена |
Условия реализации образовательных программ среднего профессионального образования |
Требования ФГОС СПО к условиям реализации образовательных программ среднего профессионального образования (в соответствии со специальностями) |
1. Оценка качества условий реализации программы подготовки специалистов среднего звена (в соответствии со специальностями). 2. Оценка условий получения среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами |
Мониторинг системы образования (федеральное статистическое наблюдение СПО-1; федеральное статистическое наблюдение СПО-мониторинг; федеральное статистическое наблюдение СПО-2; отчеты о результатах самообследования, размещенные на официальных сайтах образовательных организаций) |
Лицензирование образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Аттестация педагогических работников. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Результаты освоения обучающимися образовательных программ среднего профессионального образования |
Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (в соответствии со специальностями) |
Оценка качества результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена (в соответствии со специальностями) |
Мониторинг оценки качества учебных достижений обучающихся (1 раз в год в соответствии с приказом минобрнауки Амурской области). Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (ГИА, в том числе в форме демонстрационного экзамена) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности организаций СПО. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Независимая оценка качества подготовки специалистов среднего звена. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Процессуальный компонент модели региональной системы оценки качества образования отражает в соответствии совокупность необходимых и достаточных процедур оценивания.
Описание процедур оценки качества образования представляется в соответствии с нормативными документами федерального уровня.
В процессуальном плане реализация РСОКО обеспечивается комплексом механизмов, которые осуществляются с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляемых периодически.
В состав оценочных процедур, имеющих периодический характер, включены процедуры независимой оценки качества подготовки обучающихся в части оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающихся (таблица 3).
К таким исследованиям относятся международные сравнительные исследования качества подготовки обучающихся.
Основные задачи международных сравнительных исследований направлены на:
- сравнительную оценку уровня общеобразовательной подготовки школьников России и выявление факторов, влияющих на результаты обучения;
- выявление тенденций развития образования в России на основе анализа состояния образования в России; анализа программ и учебников, научно-методической литературы.
Субъекты международных исследований определяются выборкой независимой комиссии Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements). Выборка субъектов (образовательных организаций) формируется в соответствии с кластерным подходом с учетом экономических, социокультурных и иных факторов, определяющих кластер территории (как правило, 2 - 5% от общего числа образовательных организаций региона).
С помощью контрольно-измерительных материалов, разрабатываемых международными коллективами экспертов, оцениваются образовательные достижения обучающихся (планируемые результаты), проводится сравнительная оценка уровня образовательных достижений обучающихся разных стран.
С помощью анкетирования в рамках международных исследований оценивается содержание образовательных программ и условий их реализации. Среди них, например:
- выявление тенденций в изменении качества образования за определенный период в связи с изменениями содержания отдельных разделов образовательных программ;
- выявление влияния комфортной и безопасной среды в образовательной организации на качество образовательных результатов;
- иные факторы, способствующие улучшению или снижению результатов обучающихся.
Таким образом, результаты международных исследований в РСОКО используются как эффективный механизм независимой оценки качества подготовки обучающихся.
В результате применения представленных в РСОКО процедур оценки качества образования будут обеспечены сбор и анализ данных о состоянии образования на всех уровнях для принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию качества образования, будет осуществляться своевременное информирование потребителей о качестве образования в регионе и эффективности реализации норм соответствия требованиям к качеству образования.
Таблица 3
Оценочные (периодические) процедуры осуществления независимой оценки качества подготовки обучающихся
Наименование процедуры |
Объекты региональной системы оценки качества общего образования |
Периодичность проведения/уровень образования |
||
Качество содержания образования |
Качество условий реализации образовательных программ |
Качество результатов реализации образовательных программ |
||
|
Общее образование (НОО, ОО, СОО) |
|||
1. |
Международные сравнительные исследования качества образования |
|||
1) TIMSS международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования |
- |
Анкетирование в рамках TIMSS: - учет образовательных ресурсов семьи; - психолого-педагогический климат в школе; - мотивация учащихся; - наличие дополнительного образования; - территориальное расположение школы; - вид образовательной организации; - кадровое обеспечение (уровень образования, квалификация, педстаж, нагрузка, стиль преподавания); - условия организации учебного процесса (безопасность, оснащение, дисциплина) |
TIMSS: международное, сравнительное исследование качества общего образования (Third International Mathematics and Science Study). Основная цель - сравнительное качество математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе |
1 раз в 4 года/НОО, ООО |
2) PISA - международная программа по оценке учебных достижений |
Анкетирование в рамках PISA: - использование ИКТ в ходе изучения предметов в школе |
Анкетирование в рамках PISA: - гендерный состав; - социально-демографические факторы (в том числе уровень образования родителей, состав семьи, особенности психофизич. развития); - территориальная расположенность; наполняемость классов; - наличие ИКТ в образовательном процессе в школе; - факторы, влияющие на сокращение учебного времени (карантин, конференции, вынужденные каникулы и др.); - кадровая обеспеченность, в том числе по предметам; - совокупный бюджет финансирования; - правовая форма |
Уровень развития способности учащихся использовать приобретенные в школе знания по предмету "математика", по предметам, связанным с чтением, и по предметам естественно-научного цикла, а также опыт для широкого диапазона жизненных задач |
1 раз в 5 лет/ООО, СОО |
3) ICCS - международное исследование по граждановедческому образованию |
- |
- |
Исследование дает информацию о компетентностях в сфере гражданского образования, о предрасположенностях и отношении к нему у обучающихся |
1 раз в 6 лет/ООО |
4) PIRLS - международное исследование PIRLS "Изучение качества чтения и понимания текста" |
- |
- |
Исследование уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира. Выявление и интерпретация различий в разных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению |
1 раз в 4 года/НОО |
Результативный компонент модели региональной системы оценки качества образования предусматривает описание примерного перечня управленческих действий (решений), обеспечивающих по результатам оценочных процедур требуемого уровня качества образования на региональном и муниципальном уровнях.
Группы результатов:
- результаты, относящиеся к принимаемым управленческим решениям: данная группа ожидаемых результатов касается уточнения существующего в региональной образовательной системе нормативно-правового поля в части, касающейся деятельности различных субъектов РСОКО;
- результаты, непосредственно относящиеся к достижению качества образования: данная группа является проекцией принимаемых управленческих решений в плоскости достижения современного качества образования на региональном уровне.
В силу пролонгированности реализации системы соответствующие результаты определяют промежуточные и конечные качественные характеристики успешности взаимодействия субъектов управления качеством образования в части обеспечения качества общего образования на региональном уровне.
Эффективность результативного компонента системы во многом зависит от иерархичности представления вариантов управленческих решений по результатам оценочных процедур. В РСОКО варианты таких решений выстроены по всем уровням управления качеством образования: региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Матрица направленности управленческих решений (действий) по результатам процедур оценки качества образования представлена в таблице 4.
Основными показателями результативности управленческих решений являются:
- выявление соответствия систем оценки качества образования заданным требованиям на каждом уровне;
- полнота исполнения оценочных процедур на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
- выявление соответствия применяемого инструментария оценивания заданным требованиям на каждом уровне.
Результативный компонент региональной системы оценки качества образования предполагает формирование системы управленческих решений по принципу агрегации данных институционального уровня на уровне муниципалитета и региона и позволяет:
- формировать данные о состоянии и тенденциях достижения качества образования в соответствии с форматами, заданными формальными процедурами на региональном уровне;
- представлять потребителям образовательных услуг информацию о результатах образования в разрезе образовательных организаций, муниципальных образований;
- обеспечивать процедурно и инструментально проведение оценочных процедур непосредственно в образовательном процессе.
Результативный компонент РСОКО выстраивается функционально и обеспечивает принятие на единой информационной основе решений по всей вертикали управления системой образования.
Так, например, реализация системы на институциональном уровне позволит обеспечить образовательные организации востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате проведенных оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения в части:
- построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами региональной системы с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной территории и образовательной организации;
- оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающих достижение качества образования; а также выстраивания оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ;
- оценки качества реализуемых образовательных программ и принятия решений по их обновлению, доработке и корректировке;
- оценки инфраструктуры образовательных организаций с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий, а также целенаправленного формирования содержания программ развития образовательных организаций и согласования их с учредителями;
- информирования родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования.
Результаты реализации PCGKO на муниципальном уровне позволят:
- формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством образования (в пределах полномочий);
- совершенствовать муниципальные системы оценки качества образования, применять аналоговые системы управления качеством образования;
- оценивать качество выполнения образовательными организациями муниципального задания по предоставлению образовательной услуги по реализации образовательных программ;
- соотносить результаты оценки качества образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
- рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями;
- планировать мероприятия научно-методического сопровождения обеспечения качества образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
- информировать граждан о качестве образования, предоставляемого муниципальной сетью образовательных организаций;
- получать объективную информацию для проведения аттестации руководящих работников муниципальных образовательных организаций.
На региональном уровне полученные в процессе реализации системы результаты служат объективной основой управления качеством образования.
Принятие эффективных управленческих решений на разных уровнях системы образования обеспечивается институционализацией оценки качества общего образования.
Таблица 4
Матрица направленности управленческих решений (действий) по результатам процедур оценки качества образования
Механизм (модуль) |
Объекты оценивания |
Наименование оценочной процедуры |
Направления управленческих решений |
Уровень принятия управленческих решений |
Субъект ОКО, ответственный за принятие управленческих решений |
Выход |
Оценка качества основных образовательных программ |
Основные образовательные программы |
Мониторинг системы образования |
Проектирование и реализация комплекса мер, направленных на доработку основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС и учетом специфики региона и/или муниципального образования |
Региональный |
Министерство образования и науки Амурской области |
Комплекс мер, направленных на приведение образовательных программ в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования |
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
|||||
Оценка качества условий реализации образовательных программ |
Условия реализации образовательных программ |
Мониторинг системы образования |
Проектирование и реализация комплекса мер по приведению условий реализации образовательных программ в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования |
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Комплекс мер по приведению условий реализации образовательных программ в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о лицензировании образовательной деятельности |
Институциональный |
Образовательные организации |
|||||
Лицензирование образовательной деятельности |
Проектирование и реализация комплекса мер по приведению условий реализации образовательных программ в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о лицензировании образовательной деятельности |
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Комплекс мер по приведению условий реализации образовательных программ в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о лицензировании образовательной деятельности |
||
Институциональный |
Образовательные организации |
|||||
Государственный контроль (надзор) в сфере образования |
Проектирование и реализация комплекса мер по приведению условий реализации образовательных программ в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования |
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Комплекс мер по приведению условий реализации образовательных программ в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования |
||
Институциональный |
Образовательные организации |
|||||
Аттестация педагогических работников |
Проектирование и реализация комплекса мер по созданию условий для повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере образования и с учетом дефицита педагогических кадров |
Региональный |
Министерство образования и науки Амурской области, ГАУ ДПО АО "Институт развития образования Амурской области" |
Комплекс мер по определению актуальных программ дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников |
||
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Комплекс мер по формированию заданий (заказов) на проведение обучения педагогических и руководящих работников по программам дополнительного профессионального образования |
||||
Институциональный |
Образовательные организации |
Комплекс мер по повышению качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формированию оптимальных траекторий их профессионального развития, обеспечивающих повышение качества образования |
||||
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Проектирование и реализация комплекса мер по оценке эффективности деятельности образовательных организаций |
Региональный |
Министерство образования и науки Амурской области |
Комплекс мер по оценке эффективности деятельности образовательных организаций |
||
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
|||||
Оценка качества результатов освоения образовательных программ |
Результаты освоения образовательных программ |
Государственная аккредитация образовательной деятельности |
Проектирование и реализация комплекса мер, направленных на приведение в соответствие ФГОС уровня подготовки обучающихся по образовательным программам |
Региональный |
Министерство образования и науки Амурской области |
Комплекс мер по приведению в соответствие ФГОС уровня подготовки обучающихся по образовательным программам |
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
|||||
Институциональный |
Образовательные организации |
Комплекс мер по повышению качества подготовки обучающихся по образовательным программам |
||||
Государственный контроль (надзор) в сфере образования |
Проектирование и реализация комплекса мер, направленных на приведение в соответствие ФГОС уровня подготовки обучающихся по образовательным программам |
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Комплекс мер по повышению качества подготовки обучающихся по образовательным программам с учетом требований ФГОС |
||
Институциональный |
Образовательные организации |
|||||
Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся |
Проектирование и реализация комплекса мер, направленных на повышение качества образования |
Региональный |
Министерство образования и науки Амурской области; ГАУ ДПО АО "Институт развития образования Амурской области" |
Комплекс мер, направленных на повышение качества образования. Комплекс мер по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования |
||
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Комплекс мер, направленных на повышение качества образования. Комплекс мер по оценке эффективности деятельности руководящих работников образовательных организаций |
||||
Институциональный |
Образовательные организации |
Комплекс мер, направленных на повышение качества образования. Комплекс мер по оценке эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций |
||||
Независимая оценка качества подготовки обучающихся |
Проектирование и реализация комплекса мер, направленных на повышение качества образования |
Региональный |
Министерство образования и науки Амурской области; ГАУ ДПО АО "Институт развития образования Амурской области" |
Комплекс мер, направленных на повышение качества образования |
||
Муниципальный |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
|||||
Институциональный |
Образовательные организации |
IV. Заключение
Результаты функционирования региональной системы оценки качества образования предполагают формирование системы управленческих решений на институциональном уровне, уровне муниципалитета и региона, что позволяет:
- формировать сведения о состоянии и тенденциях достижения качества образования на институциональном, муниципальном и региональном уровнях;
- представлять потребителям образовательных услуг информацию о результатах образования в разрезе образовательных организаций, муниципальных образований.
Результативный компонент региональной системы оценки качества образования, таким образом, выстраивается функционально и обеспечивает принятие на единой информационной основе решений по всей вертикали управления системой образования Амурской области.
Реализация системы на институциональном уровне позволит обеспечить образовательные организации востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате проведенных оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения в части:
- построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами региональной системы с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной территории и образовательной организации;
- оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающих достижение качества образования; а также выстраивания оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ;
- оценки качества реализуемых образовательных программ и принятия решений по их обновлению, доработке и корректировке;
- оценки инфраструктуры образовательных организаций с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий;
- информирования родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур.
Результаты реализации региональной системы на муниципальном уровне позволят:
- формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством общего образования (в пределах полномочий);
- совершенствовать муниципальные системы оценки качества образования;
- соотносить результаты оценки качества общего образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
- рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями;
- планировать мероприятия научно-методического сопровождения обеспечения качества общего образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
- информировать граждан о качестве образования, предоставляемого муниципальной сетью образовательных организаций;
- получать объективную информацию для проведения аттестации руководящих работников муниципальных образовательных организаций.
На региональном уровне полученные в процессе реализации системы результаты обеспечивают функционирование в соответствии с нормативными требованиями и установленными нормами региональной системы оценки качества образования (РСОКО) и служат объективной основой управления качеством образования.
Результаты реализации региональной системы оценки качества образования могут применяться (учитываться) при:
- проведении аттестации педагогических работников системы образования Амурской области на высшую, первую квалификационные категории;
- проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
- планировании региональных исследований индивидуальных достижений обучающихся и региональных мониторингов;
- определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования;
- определении объема государственного задания ГАУ ДПО АО "Институт развития образования Амурской области" на организацию обучения педагогических и руководящих работников по программам дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
- информировании граждан о качестве образования, предоставляемого образовательными организациями Амурской области;
- оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с точки зрения реализации полномочий в части обеспечения качества образования.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 8 августа 2019 г. N 979 "Об утверждении модели региональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.