Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы О.А. Турубар к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. О.А. Турубар, осуществлявшая в период временного пребывания в Российской Федерации деятельность по трудовому договору, оспаривает конституционность части 4.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающей право иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 данного Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
По мнению заявительницы, примененное в ее деле судами общей юрисдикции оспариваемое законоположение не соответствует статьям 7 (часть 2), 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 39 (часть 1) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не предусматривает права временно пребывающих на территории Российской Федерации, в том числе получивших временное убежище, иностранных граждан, осуществляющих деятельность по трудовому договору, на получение пособия по беременности и родам.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1). При этом определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2; статья 71, пункт "в"; статья 72, пункты "б", "ж" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать виды социальных пособий, основания и условия приобретения права на них.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, федеральный законодатель предусмотрел возможность назначения отдельных видов пособий в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Так, к числу лиц, подлежащих данному виду страхования и имеющих право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных законодательством, были отнесены граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества (пункт 1 части 1 и часть 4 статьи 2 Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
В дальнейшем исходя из принципа социального государства и целей обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством законодатель Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 407-ФЗ распространил данный вид страхования на временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе работающих по трудовому договору, отнеся их к числу застрахованных лиц, имеющих право на получение страхового обеспечения только в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (части 1 и 4.1 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Учитывая, что финансовое обеспечение, предназначенное для осуществления страховщиком - Фондом социального страхования Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев, в том числе при наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, формируется за счет страховых взносов и иных средств, перечисленных в статье 3 указанного Федерального закона, законодатель в отношении временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе работающих по трудовому договору, установил тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в пониженном размере: 1,8 процента вместо 2,9 процента.
Следовательно, оспариваемое законоположение в системе действующего правового регулирования имеет целью обеспечить социальную защиту работающих по трудовому договору иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, на основе универсальных принципов справедливости, юридического равенства, сбалансированности прав и обязанностей (статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации) и недопустимости установления существенных диспропорций между платежами, которые вносятся в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права этих лиц, в том числе заявительницы.
Разрешение же вопроса о предоставлении работающим по трудовому договору иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации, всех видов страхового обеспечения в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, равно как и исследование обстоятельств конкретного дела, в том числе возможности получения О.А. Турубар разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Турубар Ольги Андреевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2019 г. N 2771-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Турубар Ольги Андреевны на нарушение ее конституционных прав частью 4.1 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)