Руководствуясь статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Посланием президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20.02.2019, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлениями Правительства Мурманской области N 498-ПП от 28.10.2019 "Об основных направлениях бюджетной политики Мурманской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", N 499-ПП от 28.10.2019 "Об основных направлениях налоговой политики Мурманской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", Уставами муниципального образования Печенгский район и муниципального образования городское поселение Никель, а также с учетом прогноза социально-экономического развития муниципальных образований Печенгский район и городское поселение Никель Печенгского района на 2020 - 2022 годы, постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики в муниципальных образованиях Печенгский район, городское поселение Никель Печенгского района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, главным распорядителям, распорядителям средств бюджетов муниципальных образований Печенгского района, городского поселения Никель учитывать при формировании проектов бюджетов на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов основные направления бюджетной и налоговой политики в муниципальных образованиях Печенгский район, городское поселение Никель на 2020 год и плановый период.
3. Признать утратившими силу с 01.01.2020 года следующие постановления администрации Печенгского района:
- от 31.10.2018 N 1056 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов";
- от 31.10.2018 N 1057 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании Печенгский район на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
4. Настоящее постановление вступает в силу после его опубликования в районной газете Печенга и подлежит размещению на официальных сайтах муниципального образования Печенгский район и администрации муниципального образования городское поселение Никель.
Глава администрации Печенгского района |
Э.В. Затона |
Приложение
к постановлению администрации
Печенгского района
от 7 ноября 2019 г. N 993
Основные направления
бюджетной и налоговой политики в муниципальных образованиях Печенгский район, городское поселение Никель Печенгского района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
1. Основные положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципальных образований Печенгский район и городское поселение Никель Печенгского района (далее - Печенгский район и городское поселение Никель) на 2020 - 2022 годы определены в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20.02.2019, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", основных направлений налоговой политики Мурманской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, основных направлений долговой политики Мурманской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, основных направлений бюджетной политики Мурманской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Бюджетная политика Печенгского района и городского поселения Никель определяет основные ориентиры и стратегические цели развития Печенгского района и городского поселения Никель на трехлетний период и направлена на адресное решение социальных задач, повышение качества муниципальных услуг, достижение конкретных общественно значимых результатов.
2. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики Печенгского района и городского поселения Никель на 2020 - 2022 годы определяют основные цели, задачи и направления бюджетной политики Печенгского района и городского поселения Никель в области доходов, расходов бюджетов муниципальных образований Печенгский район и городское поселение Никель (далее - районный и городской бюджеты), муниципального контроля в финансово - бюджетной сфере и являются основой для составления проекта районного и городского бюджетов на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - проект районного и городского бюджетов), а также для повышения качества бюджетного процесса, обеспечение рационального, эффективного и результативного расходования бюджетных средств.
Основной целью бюджетной и налоговой политики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости районного и городского бюджетов с учетом текущей экономической ситуации.
Достижение намеченной цели усложняется целым рядом факторов, обусловленных складывающейся ситуации в современных условиях:
- замедлением экономического развития Печенгского района и городского поселения Никель, ухудшением финансового состояния хозяйствующих субъектов;
- отсутствием заинтересованности потенциальных инвесторов в приобретении земельных участков, муниципального имущества в Печенгском районе и городском поселении Никель;
- недостаточным темпом роста налоговых и неналоговых доходов районного и городского бюджетов;
- изменением минимальной заработной платы с 01.01.2020 года с 25 944 руб. до 27 899 руб.;
- роста тарифов на коммунальные услуги;
- ужесточение предписаний надзорных органов.
С учетом вышеизложенного продолжится работа, выраженная в сокращении расходов районного и городского бюджетов, недопущение принятия новых расходных обязательств.
В числе приоритетных направлений бюджетной политики остается обеспечение эффективности расходов, создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг в целях обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышение их доступности.
Основное внимание планируется уделять повышению требований к качеству разработки и реализации муниципальных программ Печенгского района и городского поселения Никель как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, механизма контроля за их выполнением.
Главные распорядители средств районного и городского бюджетов должны обеспечивать высокий уровень бюджетной дисциплины, включая своевременность принятия необходимых бюджетных решений, их оперативную реализацию, установление расходных обязательств и включение их в бюджеты в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продолжится работа по интеграции муниципальных систем с государственной информационной системой "Электронный бюджет" по мере внедрения Минфином России и Федеральным казначейством ее подсистем.
Необходимо минимизировать возможные риски и угрозы возникновения несбалансированности на стадии исполнения бюджетов - секвестирования финансирования включенных в бюджеты расходов в случае замедления темпов поступлений доходов по сравнению с установленными параметрами.
Сегодня Правительством Российской Федерации предъявляется жесткое требование по сокращению субъектами Российской федерации и муниципалитетами своих долговых обязательств. В связи с этим, а также в целях снижения долговой нагрузки на районный бюджет обозначена задача поэтапного сокращения доли долговых обязательств по отношению к объему доходов районного и городского бюджетов без учета безвозмездных поступлений.
Имеющийся объем муниципального долга в Печенгском районе требует проведения эффективной и взвешенной политики, направленной на сокращение дефицита районного бюджета в условиях бюджетной ситуации. Для решения этой задачи долговая политика в Печенгском районе будет направлена на достижение конкретных целевых ориентиров управления долговыми обязательствами, с применением мониторинга и управлением потенциальными рисками, возникающими в ходе реализации долговой политики.
Также одним из необходимых условий обеспечения эффективности бюджетной системы Печенгского района и городского поселения Никель является построение системы открытости информации о бюджетном процессе и финансовых потоках в бюджете. Большое значение имеет доступность соответствующей информации для граждан, а также понятность бюджетных мер, принимаемых правительством Мурманской области, органами местного самоуправления. С этой целью будет продолжена работа по формированию бюджета для граждан, расширен состав и содержание информации о бюджете и бюджетном процессе в Печенгском районе и городском поселении Никель, в том числе на сайтах муниципальных образований в сети Интернет.
Начиная с 01.01.2020 года согласно Приказу Минфина Российской Федерации от 28.12.2019 N 243 "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" финансовые органы муниципалитетов обязаны размещать утвержденный состав информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время ведется подготовительная работа совместно с Управлением Федерального казначейства по Мурманской области.
3. Основные итоги бюджетной и налоговой политики в 2018 - 2019 годов
Бюджеты на 2018 - 2019 годы были сформированы по принципу концентрирования на приоритетах: выполнение майских Указов Президента Российской Федерации, обеспечении всех социальных обязательств, исполнение предписаний контролирующих органов и решений арбитражных судов, реализации национальных проектов "Демография", "Формирование комфортной городской среды".
В 2018 году действовало 22 муниципальные программы Печенгского района и городского поселения Никель. На 2019 год действуют 21 муниципальная программа.
Все муниципальные программы разработаны в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Печенгского района, и с учетом положений соответствующих государственных программ Мурманской области.
Исходя из опыта предыдущих лет в 2019 году реализована ранее поставленная задача - привлечение средств областного бюджета с учетом возможности софинансирования из районного и городского бюджетов.
На основании соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов от 18.12.2018 своевременно выплачивается плата за реструктуризацию и осуществляется погашение задолженности по утвержденному графику. Сумма муниципального долга районного бюджета на 01.10.2019 года составляет 0,128 млн. руб.
В 2018 году бюджеты Печенгского района и городского поселения Никель исполнены с дефицитом, источником покрытия, которых являются остатки средств прошлых лет на едином счете бюджетов.
Районный бюджет по доходам за 2018 год был исполнен в размере 1 512,8 млн. руб., из них налоговых и неналоговых доходов собрано в сумме 501,3 млн. руб. Расходы районного бюджета составили 1 519,0 млн. руб.
Городской бюджет за 2018 год в части доходов исполнен 178,3 млн. руб. (из них налоговые и неналоговые доходы составили 112,5 млн. руб.), по расходам в сумме 183,4 млн. руб. По итогам 2018 года программные расходы районного бюджета составляют 94,6%, программные расходы городского бюджета - 94,3%.
С целью решения прозрачности и открытости бюджетного процесса, обеспечения вовлеченности граждан в бюджетный процесс актуальная информация о районном и городском бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме размещается на официальном сайте муниципального образования Печенгский район и муниципального образования городское поселение Никель в сети Интернет.
4. Основные направления налоговой политики на 2020 - 2022 годы
Основной целью налоговой политики Печенгского района и городского поселения Никель на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости районного и городского бюджетов с учетом текущей экономической ситуации.
Налоговая политика Печенгского района и городского поселения Никель на 2020 - 2022 годы будет направлена на обеспечение поступления в районный и городской бюджеты всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения недоимщиками задолженности по обязательным платежам.
Администрацией Печенгского района будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала Печенгского района и городского поселения Никель путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти муниципального образования Печенгский район и территориальных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников местных бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы.
Основными направлениями налоговой политики в Печенгском районе и городском поселении Никель на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов определены:
- совершенствование методов налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов, а также качественное прогнозирование доходов районного и городского бюджетов и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам районного и городского бюджетов;
- содействие дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства в Печенгском районе и городском поселении Никель с целью повышения их участия в наполнении бюджетной системы, увеличения налоговых поступлений;
- организация работы по проведению мероприятий по легализации оплаты труда и обеспечению полноты поступления в местные бюджеты налога на доходы физических лиц;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе за счет повышения качества претензионной - исковой работы с неплательщиками;
- ежегодное проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, принятие мер по устранению неэффективных налоговых льгот и иных налоговых преимуществ;
- организация эффективного взаимодействия с предприятиями Печенгского района и городского поселения Никель по улучшению финансово-экономического состояния.
В целях своевременного и полного поступления налоговых доходов в местные бюджеты, обеспечения налоговой отдачи от вложений инвестиций в рамках межведомственного взаимодействия предполагается осуществление:
- мониторинга налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков на территории Печенгского района и городского поселения Никель;
- легализации "теневой" заработной платы;
- мониторинга собираемости налогов в районный бюджет и городской бюджет;
- мониторинга по вопросам изменения федерального и регионального законодательства в части налогов, сборов и иных обязательных платежей, природных и экологических платежей, улучшение администрирования налоговых и неналоговых платежей с целью своевременного погашения задолженности по таким платежам.
Ключевую роль в наполнении местных бюджетов имущественными налогами играет полнота учета объектов недвижимости. Необходимо продолжить проводимые в Печенгском районе и городском поселении Никель мероприятия по регистрации объектов недвижимости с целью формирования актуальной налоговой базы, в том числе:
- проведение инвентаризации объектов недвижимости, включая земельные участки, расположенные на территории Печенгского района и городского поселения Никель с дальнейшей сверкой информации, полученной от налоговых органов по объектам налогообложения;
- выявление не учтенных для целей налогообложения объектов недвижимости;
- проведение разъяснительной работы по побуждению к постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством;
- проведение работ по дополнению и (или) уточнению сведений об объектах недвижимости в том числе:
а) установление (уточнение) категорий и (или) видов разрешенного использования земельных участков;
б) установление (уточнение) адресов местонахождения земельных участков (зданий, помещений, сооружений).
Для увеличения сбора арендных платежей будет продолжена работа по проведению инвентаризации арендуемых участков с целью выявления случаев занижения ставок арендной платы и скрытия, фактически используемых участков, по заключению новых договоров на обоюдно выгодных условиях, не допущению образования недоимки по данным видам доходов.
Повышение качества механизмов использования муниципальной собственности должно привести к получению дополнительных доходов в районный и городской бюджеты за счет:
- установления жесткого контроля за поступлением арендных платежей путем активизации контрольных функций администратора поступлений неналоговых доходов;
- проведение работы по инвентаризации муниципального имущества;
- осуществление продажи муниципального имущества с максимальной выгодой для местных бюджетов.
Реализация налоговой политики будет способствовать повышению доходного потенциала Печенгского района и городского поселения Никель, повышению финансовой самостоятельности.
5. Основные направления бюджетной политики на 2020 - 2022 годы
Бюджетная политика Печенгского района и городского поселения Никель на 2020 - 2022 годы в части расходов направлена на сохранение определенных ранее приоритетов и достижение ранее поставленных целей, на реализацию федеральных, региональных национальных проектов, муниципальных программ, и базируется на принципе обеспечения сбалансированности районного и городского бюджетов с учетом прогноза социально - экономического развития Печенгского района и городского поселения Никель на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации общий объем расходов районного и городского бюджетов предлагается определить исходя из соблюдения следующих положений:
- объем дефицита районного и городского бюджетов не выше 10 процентов от суммы доходов бюджетов без учета безвозмездных поступлений;
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского поселения;
- ограничение увеличения численности работников органов местного самоуправления Печенгского района и городского поселения Никель, за исключением случаев увеличения численности работников, связанных с наделением органов местного самоуправления новыми полномочиями и (или) перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Мурманской области и муниципальными образованиями.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов предельные объемы бюджетных ассигнований районного и городского бюджетов на реализацию муниципальных программ и направлений деятельности, не входящие в муниципальные программы, сформированы на основе следующих основных подходов:
1. Необходимости включения в проекты решений о бюджете на очередной финансовый год объемов бюджетных ассигнований, направленных на реализацию национальных проектов (программ), приоритетных региональных проектов.
2. Уменьшение объемов бюджетных ассигнований на прекращающиеся расходные обязательства ограниченного срока действия, в том числе с уменьшением контингента получателей.
3. Увеличения бюджетных ассигнований на индексацию расходов на оплату труда работников муниципальных органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в соответствии с прогнозным уровнем инфляции и достижение целевых значений показателей заработной платы отдельных категорий работников, установленных указами Президента Российской Федерации, с учетом допустимого отклонения уровня средней заработной платы соответствующей категории работников бюджетной сферы от целевого ориентира по итогам года не более 5 процентов.
4. Увеличения бюджетных ассигнований на индексацию расходов на оплату коммунальных услуг с 01.01.2020 года - 3,9 процента, с 01.01.2021 - 4,0 процента, с 01.01.2022 - 3,9 процента.
5. Изменения предельной базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом положений статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации: в 2020 - 2022 годах - ФСС 902 000 рублей, ПФР - 1 280 000 руб.
Формирование объемов и структуры расходов районного и городского бюджетов на 2020 - 2022 годы будет проводиться с учетом следующих факторов:
1. Реализация указов Президента Российской Федерации с учетом использования внутренних ресурсов отраслей, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов и привлечения средств от приносящей доход деятельности.
2. Расширение полномочий органов местного самоуправления по определению направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований за счет консолидированных субсидий из областного бюджета.
3. Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с учетом необходимости завершения ранее начатых проектов, а также проектов, софинансирование которых осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, внебюджетных источников.
4. При оказании муниципальными бюджетными учреждениями услуг (выполнения работ) сверх установленного муниципального задания, а также осуществления иной приносящей доход деятельности, затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2020 - 2022 годы будет сосредоточена на решение следующих задач:
- поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов, содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов;
- содействие повышению качества управления бюджетным процессом и эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне;
- реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, является повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами поселений, а также повышения прозрачности и открытости бюджетных сведений муниципальных образований Печенгского района.
Начиная с 2020 года, предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Печенгского района будет осуществляться на основании соглашений, предусматривающих меры социально - экономического развития и оздоровления муниципальных финансов муниципальных образований Печенгского района.
6. Основные направления в сфере управления муниципальным долгом на 2020 - 2022 годы
Долговая политика в Печенгском районе и городском поселении Никель в 2020 - 2022 годах будет продолжаться строиться на принципах безусловного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.
Основными направлениями долговой политики являются:
- поддержание величины муниципального долга Печенгского района на экономически безопасном уровне;
- распределение долговой нагрузки на районный и городской бюджеты с целью обеспечения ежемесячной сбалансированности вышеназванных бюджетов;
- минимизация стоимости заимствований;
- осуществление привлечения новых заимствований с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в отношении муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств. В целях обеспечения стабильного исполнения районного и городского бюджетов, повышения кредитного рейтинга, характеризующего Печенгский район и городское поселение Никель как надежного заемщика, своевременно выполняющего долговые обязательства, муниципальные образования в 2020 - 2022 годах будут проводить взвешенную долговую политику, направленную на оптимизацию объема муниципального долга.
7. Заключительные положения
Сформированные с учетом изложенных выше основных направлений бюджетной и налоговой политики проекты районного и городского бюджетов на 2020 - 2022 годы предполагают направление в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов (программ), приоритетных региональных проектов, муниципальных программ, что позволит сформировать ресурс на финансирование национальных целей развития, предусмотренных в указе Президента Российской федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Долговая нагрузка на районный и городской бюджеты будет оставаться на безопасном уровне. Источниками покрытия дефицита районного и городского бюджетов в рассматриваемом периоде будут являться изменения остатков на счетах по учету средств бюджета, бюджетные кредиты, кредиты от кредитных организаций.
Реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов предполагает формирование более тесной взаимосвязи между результативностью и объемами бюджетных ассигнований, реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной и налоговой политики, интеграцию подходов к разработке и реализацию муниципальных программ и национальных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.