Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Банка России
от 5 ноября 2019 года N ОД-2551
Методика оценки Банком России системно и социально значимых платежных систем и системно значимых инфраструктурных организаций финансового рынка (центрального депозитария, центральных контрагентов и репозитариев)
Настоящая Методика оценки определяет действия при осуществлении Банком России оценки операторов системно и социально значимых платежных систем, привлеченных ими операторов услуг платежной инфраструктуры и связанных с ними платежных систем, а также системно значимых инфраструктурных организаций финансового рынка (центрального депозитария, центрального контрагента, репозитария) (далее при совместном упоминании - Объекты оценки) на соответствие документу Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов и Международной организации комиссий по ценным бумагам "Принципы для инфраструктур финансового рынка" 1 (далее соответственно - Принципы, оценка).
1. При подготовке к проведению оценки Банком России осуществляются следующие мероприятия:
1.1. Определяется период, за который проводится оценка, который может приходиться на период начиная с даты завершения предыдущей оценки (даты утверждения отчета об оценке Банком России) и заканчивая датой начала проведения текущей оценки, установленной в том числе в плане проведения оценок, приказе о рабочей группе (в случае проведения оценки в рамках рабочей группы в соответствии с пунктом 3 настоящей Методики оценки) и (или) письме, направляемом Банком России в адрес Объекта оценки при сборе информации в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей Методики оценки. В случае если оценка Объекта оценки ранее не проводилась, начало периода, за который проводится оценка, может приходиться на дату признания Банком России Объекта оценки системно (социально) значимым.
1.2. Собирается информация, необходимая для проведения оценки, в том числе результаты осуществляемых Объектом оценки самооценок (в случае проведения Объектом оценки данных самооценок), которые указывают на степень соблюдения Объектом оценки соответствующих Принципов, информация, раскрытая Объектом оценки в соответствии с рекомендуемыми структурой и содержанием согласно приложению 1 к настоящей Методике оценки (в случае раскрытия Объектом оценки данной информации), информация о выполнении плана мероприятий по реализации изменений в деятельности 2 (функционировании) 3 Объекта оценки, составленного по результатам предыдущей оценки (в случае составления Объектом оценки данного плана), а также результаты предыдущих оценок (при повторной оценке), правила Объекта оценки 4 и документы, разработанные в соответствии с правилами Объекта оценки, иные внутренние документы, договоры (далее - документы Объекта оценки), а также дополнительные материалы и информация об Объекте оценки (в том числе полученные по запросу Банка России), необходимые для проведения оценки.
1.3. Определяются Принципы, на соответствие которым планируется оценка Объекта оценки:
1.3.1. В случае проведения первой оценки Объект оценки оценивается на соответствие всем Принципам с учетом их применимости в соответствии с приложением 2 к настоящей Методике оценки.
1.3.2. В случае проведения повторной оценки Объект оценки оценивается на соответствие всем или отдельным Принципам (по решению Банка России) с учетом их применимости в соответствии с приложением 2 к настоящей Методике оценки, а также с учетом анализа следующей информации и сведений о факторах, которые могут повлиять на состав Принципов, подлежащих оценке:
информации, содержащейся в документах, предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей Методики оценки;
информации об Объекте оценки, полученной в рамках деятельности Банка России по наблюдению и(или) надзору за ним;
сведений об изменениях в организационной структуре Объекта оценки, составе привлеченных операторов услуг платежной инфраструктуры (для платежных систем), а также системе управления рисками Объекта оценки;
сведений о внедрении в рамках осуществляемой деятельности (функционирования) Объекта оценки нового сервиса и (или) услуги, начале осуществления Объектом оценки трансграничной деятельности (функционирования в иностранных юрисдикциях), а также изменениях в составе иностранных юрисдикций, в которых осуществляет деятельность (функционирует) Объект оценки;
информации об иных факторах, которые, по мнению Банка России, могут повлиять на состав Принципов, подлежащих оценке.
2. При проведении оценки Банком России осуществляются следующие мероприятия:
2.1. Осуществляется анализ информации, полученной в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей Методики оценки, а также анализ особенностей Объекта оценки, в том числе связанных с видом осуществляемой им деятельности (аспектами его функционирования), его организационно-правовой формой, а также других факторов, обусловленных законодательством Российской Федерации, нормативными и иными актами Банка России, которые могут повлиять на применимость к деятельности (функционированию) Объекта оценки отдельных положений настоящей Методики оценки.
По решению Банка России может осуществляться анализ информации, полученной Банком России в рамках надзора за кредитными организациями, надзора за центральным депозитарием, центральными контрагентами и репозитариями (далее - инфраструктурные организации финансового рынка), надзора в национальной платежной системе.
2.2. На основе анализа, проведенного в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 настоящей Методики оценки, формируются заключения по вопросам, указанным в приложении 2 к настоящей Методике оценки, по Принципам, на соответствие которым оценивается Объект оценки согласно подпункту 1.3 пункта 1 настоящей Методики оценки.
2.3. Осуществляется взаимодействие с Объектом оценки 5 в соответствии с нормативными актами Банка России в случае необходимости получения дополнительной информации о деятельности (функционировании) Объекта оценки.
2.4. Присваивается рейтинг соблюдения Принципа с учетом потенциального влияния выявленных в процессе оценки пробелов в соблюдении Принципа (далее - пробел) 6 на деятельность (функционирование) Объекта оценки 7, а также срочности их устранения в соответствии со следующей шкалой рейтингов:
"соблюдается" - пробелов нет или выявленные пробелы не оказывают негативное влияние на деятельность (функционирование) Объекта оценки и могут быть устранены Объектом оценки в процессе текущей деятельности;
"в основном соблюдается" - выявлены один или несколько пробелов, не оказывающих негативное влияние на деятельность (функционирование) Объекта оценки, но которые не могут быть устранены в процессе текущей деятельности и требуют проведения Объектом оценки дополнительных мероприятий в определенные им сроки;
"частично соблюдается" - выявлены один или несколько пробелов, которые могут оказать негативное влияние на деятельность (функционирование) Объекта оценки, если Объектом оценки не будут оперативно инициированы мероприятия для их устранения и установлены сроки осуществления указанных мероприятий;
"не соблюдается" - выявлены один или несколько пробелов, которые могут привести к нарушению 8 деятельности (функционирования) Объекта оценки и требуют немедленного осуществления Объектом оценки мероприятий для их устранения;
"неприменим" - выявлена неприменимость Принципа к Объекту оценки в связи с особенностями Объекта оценки, в том числе указанными в подпункте 2.1 пункта 2 настоящей Методики оценки.
3. Оценка может осуществляться одновременно в отношении нескольких (всех) видов деятельности Объекта оценки, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 настоящей Методики оценки 9. Оценка одновременно в отношении нескольких (всех) видов деятельности Объекта оценки осуществляется рабочей группой, включающей работников структурных подразделений Банка России, к компетенции которых относятся вопросы наблюдения за системно и социально значимыми платежными системами и (или) системно значимыми инфраструктурными организациями финансового рынка.
4. По итогам оценки Банком России подготавливается отчет 10 об оценке в соответствии с рекомендуемыми структурой и содержанием раскрываемой информации согласно приложению 3 к настоящей Методике оценки, который включает предложения об изменениях в деятельности (функционировании) Объекта оценки (далее - рекомендации) и сроках их реализации.
5. После подготовки и согласования с Объектом оценки отчета об оценке Банк России может направить Объекту оценки предложения о составлении Объектом оценки плана мероприятий по реализации изменений в деятельности (функционировании) Объекта оценки на основании рекомендаций.
------------------------------
1 Неофициальный перевод Принципов приведен в письме Банка России от 29 июня 2012 года N 94-Т "О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка" (далее - письмо 94-Т) и рекомендован операторам платежных систем, инфраструктурным организациям финансового рынка (центральным контрагентам и центральному депозитарию) письмом Банка России от 14 апреля 2014 года N 59-Т "О соответствии рекомендациям Банка России".
2 Под деятельностью Объекта оценки следует понимать деятельность оператора платежной системы и операторов услуг платежной инфраструктуры, центрального депозитария, центрального контрагента, репозитария.
3 Под функционированием Объекта оценки следует понимать функционирование платежной системы. Оценка функционирования платежной системы является неотъемлемой частью оценки деятельности оператора платежной системы, привлеченных им операторов услуг платежной инфраструктуры и связанных с ним платежных систем.
4 Правила платежной системы, условия осуществления депозитарной деятельности, правила клиринга, правила осуществления репозитарной деятельности.
5 В части функционирования платежных систем взаимодействие осуществляется с операторами соответствующих платежных систем, а также при необходимости операторами услуг платежной инфраструктуры.
6 Под пробелами понимаются выявленные при ответе на вопросы, указанные в приложении 2 к настоящей Методике оценки, несоответствия Принципам, которые могут негативно повлиять на деятельность (функционирование) Объекта оценки, если не будут устранены.
7 На соблюдение Объектом оценки требований законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России, а также иностранного законодательства (при осуществлении деятельности (функционировании) в иностранной юрисдикции), документов Объекта оценки.
8 Нарушение Объектом оценки требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, а также иностранного законодательства (при осуществлении деятельности (функционировании) в иностранной юрисдикции), документов Объекта оценки.
9 В случае осуществления Объектом оценки более одного вида деятельности..
10 Ответственным подразделением Банка России, осуществляющим оценку, или рабочей группой (в случае проведения оценки в рамках рабочей группы).
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.