Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Вичугского
муниципального района
от 14.10.2019 г. N 544-п
Основные направления бюджетной и налоговой политики Вичугского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Вичугского муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета Вичугского муниципального района от 26.07.2012 N 12-70 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вичугском муниципальном районе".
В основу бюджетной политики на очередной трехлетний период положены стратегические цели развития района, сформулированные в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и со стратегией социально-экономического развития района на период до 2022 года.
Основные итоги бюджетной политики 2018 года - 2019 годов
В 2018 - 2019 годах бюджет Вичугского муниципального района (далее - районный бюджет) запланирован с дефицитом, источником покрытия которого являются остатки прошлых лет. Бюджет сформирован по принципу концентрирования на приоритетах: выполнении майских указов Президента Российской Федерации, обеспечении всех социальных обязательств, погашение кредиторской задолженности по коммунальным услугам, исполнение предписаний контролирующих органов и решений арбитражных судов, реализации национальных проектов. В 2019 году действуют 14 муниципальных программ. Муниципальные программы разработаны в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития Вичугского муниципального района, и с учетом положений соответствующих государственных программ Ивановской области. Исходя из опыта предыдущих лет в 2019 году реализована ранее поставленная задача - привлечение средств областного бюджета с учетом возможности софинансирования из районного бюджета. Теперь прежде чем подать заявки для участия в федеральных целевых программах, государственных программах Ивановской области, досконально просчитываются суммы средств местных бюджетов необходимых для исполнения условий соглашений в части софинансирования. Благодаря сдержанной бюджетной политике удалось не допустить образование кредиторской задолженности.
Цели и задачи бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основной целью бюджетной политики на ближайшие три года продолжает оставаться обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района.
Достижение намеченной цели усложняется целым рядом факторов, обусловленных складывающейся ситуацией в современных условиях:
- замедлением экономического развития района, ухудшением финансового состояния хозяйствующих субъектов;
- отсутствием заинтересованности потенциальных инвесторов в приобретении земельных участков и/или имущества на территории района , в создании новых рабочих мест;
- недостаточным темпом роста налоговых и неналоговых доходов районного бюджета;
- изменение минимальной зарплаты с 1 января 2020 года до 12 130 рублей (повышение МРОТ составит 850 руб.);
- рост тарифов на электроэнергию и ЖКУ;
- ужесточение предписаний надзорных органов.
С учетом этого продолжится работа, выраженная в сокращении расходов районного бюджета, недопущении принятия новых расходных обязательств, установлении бюджетных ограничений даже на реализацию приоритетных направлений муниципальной политики района. Бюджетная политика на 2020 - 2022 годы требует оптимально переориентировать имеющиеся ограниченные бюджетные ресурсы путем их перераспределения на первоочередные расходы с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в районе, создания условий для их устойчивого социально-экономического развития. В числе приоритетных направлений бюджетной политики остается обеспечение эффективности расходов. В трехлетней перспективе 2020 - 2022 годов приоритеты бюджетной политики будут направлены на повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования, создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг в целях обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития района. Основное внимание планируется уделять повышению требований к качеству разработки и реализации муниципальных программ района как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, механизмам контроля за их выполнением.
Для эффективного использования бюджетных средств все большее внимание необходимо уделять оценке обоснованности управленческих решений в сфере финансов. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Немаловажное значение в данной работе принадлежит главным распорядителям средств районного бюджета, которые должны обеспечить высокий уровень бюджетной дисциплины, включая своевременность принятия необходимых бюджетных решений, их оперативную реализацию, установление расходных обязательств и включение их в бюджеты в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Одним из необходимых условий обеспечения эффективности муниципальных финансов является развитие региональных муниципальных информационных систем управления общественными финансами.
Продолжится работа по интеграции муниципальных систем с государственной информационной системой "Электронный бюджет" по мере внедрения Минфином России и Федеральным казначейством её подсистем. Необходимо минимизировать возможные риски и угрозы возникновения несбалансированности на стадии исполнения бюджета - секвестирования финансирования включенных в бюджет расходов в случае замедления темпов поступлений доходов по сравнению с установленными параметрами. Сегодня Правительством Российской Федерации предъявляется жесткое требование по сокращению субъектами Российской Федерации, муниципалитетов своих долговых обязательств. В связи с этим, а также в целях снижения долговой нагрузки на районный бюджет обозначена задача поэтапного сокращения доли долговых обязательств по отношению к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Имеющийся объем муниципального долга требует проведения эффективной и взвешенной бюджетной политики, направленной на сокращение дефицита бюджета в условиях любой макроэкономической и бюджетной ситуации.
Также одним из необходимых условий обеспечения эффективности бюджетной системы района является построение системы открытости информации о бюджетном процессе и финансовых потоках в бюджете.
Большое значение имеет доступность соответствующей информации для граждан, а также понятность бюджетных мер, принимаемых Правительством Ивановской области, органами местного самоуправления. С этой целью будет продолжена работа по формированию "бюджета для граждан", расширен состав и содержание информации о бюджете и бюджетном процессе в районе, в том числе на сайте администрации. Начиная с 1 января 2020 года согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" финансовые органы муниципалитетов обязаны размещать утвержденный состав информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время по данному вопросу ведется подготовительная работа совместно с Департаментом финансов Ивановской области и разработчиками программного продукта "Свод-Смарт". Отчеты по направлению деятельности будут формироваться и размещаться с периодичностью дневной, недельной, месячной.
Основные приоритеты бюджетных расходов
Бюджетная политика района в сфере расходов ограничена возможностями бюджетов по формированию его основных параметров и в первую очередь ориентирована на обеспечение в рамках законодательно установленных полномочий:
- концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, определенных муниципальными программами района, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задач;
- совершенствования финансовых механизмов оказания муниципальных услуг (выполнения работ) бюджетными учреждениями. Необходимо совершенствовать инструменты, обеспечивающие эффективное использование предоставленных бюджетным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в том числе по организации органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, работы по осуществлению контроля за выполнением муниципальных заданий путем проведения ежеквартального мониторинга. Наличие подобных инструментов является основой финансовой ответственности бюджетных учреждений, без которой расходы на исполнение муниципальных заданий не могут стать эффективными;
- равного доступа населения к социальным услугам в сфере образования, культуры и спорта, повышение качества предоставляемых услуг;
- достижения целевых показателей, утвержденных муниципальными программами района и города, планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию соответствующих отраслей, в том числе по поэтапному повышению заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы.
- повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок.
В настоящее время муниципальное задание формируется на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности муниципальных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональных перечнях (классификаторах) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).
С учетом данных требований осуществляется формирование районного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в части расходов на оказание муниципальных услуг (выполнение муниципальных работ). В 2020 - 2022 годах будет продолжена работа по внедрению механизмов эффективного контракта в муниципальных учреждениях в целях установления взаимосвязи между эффективностью деятельности работников и результатами труда, качеством оказываемых муниципальных услуг.
В сфере образования одним из приоритетных направлений является расширение и укрепление потенциала системы образования. Основная цель долгосрочного развития сферы образования - повышение качества и доступности образования в соответствии запросами населения муниципального района и перспективными задачами развития экономики района и региона.
В общеобразовательных организациях Вичугского муниципального района созданы группы продленного дня для обучающихся начального общего образования, одна из них обязательно бесплатная. Мероприятия обеспечивают присмотр и уход за обучающимися во внеурочное время.
В целях сохранения и укрепления здоровья школьников работают спортивные секции. Продолжается работа по поэтапному введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
В 2020 - 2022 годах будет продолжена работа по обеспечению граждан района доступными и качественными муниципальными услугами, независимо от места их оказания, ориентированными на содействие социальному и экономическому развитию муниципалитета, а также на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере образования.
В целях обеспечения социальных гарантий на территории района реализуется инклюзивное образование. Проводится работа по укреплению материально-технической базы образовательных организаций и созданию доступной среды. Район участвует в региональной системе оценки качества, что позволяет объективно оценить качество образования и принять необходимые управленческие решения. Основными задачами на ближайшую перспективу являются:
в сфере дошкольного образования:
- создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях различных типов, а также развитие вариантных форм дошкольного образования,
в системе общего образования:
- обеспечение внедрения и применения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
в системе дополнительного образования детей:
- обеспечение обновления содержания программ и технологий дополнительного образования детей, развития сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций дополнительного образования. Приоритет на долгосрочную перспективу - духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся, формирование активной гражданской позиции, воспитание уважения к историческому и культурному прошлому.
В целях повышения качества образования в районе ведется работа по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей.
В сфере молодежной политики одним из приоритетных направлений будет являться обеспечение проведения мероприятий по социальной адаптации молодежи, направленных на противодействие распространению алкоголизма, наркомании, токсикомании в молодежной среде, профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений и экстремизма среди молодежи, по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, включая мероприятия по подготовке к военной службе, что позволит обеспечить решение поставленных задач в указанной сфере деятельности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" особое внимание будет уделено реализации комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи.
В сфере организации отдыха и оздоровления детей предусматривается финансовое обеспечение мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в лагерях дневного пребывания, проведению профильных смен в летнее время для детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В сфере культуры и туризма бюджетная политика будет направлена на развитие творческого потенциала района и города, создание условий для улучшения доступа населения к культурным ценностям, сохранение и развитие учреждений культуры, расширение использования культуры и культурных ценностей в межмуниципальном сотрудничестве, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, компьютеризацию и информатизацию отрасли.
В сфере физической культуры и спорта продолжится организация физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий и участия спортсменов района в межмуниципальных и межрегиональных соревнованиях. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24.03.2014 N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" большое внимание будет уделяться реализации мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
Ключевым направлением бюджетной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является повышение уровня обеспеченности района объектами инженерной инфраструктуры. Так в пос. Старая Вичуга для улучшения экологической ситуации требуется строительство очистных сооружений, соответствующих современным требованиям, в связи с большим содержанием в питьевой воде железа требуется строительство станции обезжелезивания в пос. Старая Вичуга и пос. Каменка. Многие населенные пункты не газифицированы. Так же проблемой для района является большая изношенность объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ. Многие объекты ЖКХ, находящиеся на настоящий момент в муниципальной собственности, построены в основном хозяйственным способом промышленными предприятиями в 70-80-х годах и за время эксплуатации капитально не ремонтировались. С 1 января 2017 года к полномочиям администрации Вичугского муниципального района относится и решение жилищных вопросов.
Поэтому в 2020 - 2022 г.г. будет продолжена реализация следующих подпрограмм:
1. Развитие газификации Вичугского муниципального района
2. Содержание объектов коммунальной инфраструктуры, общественных колодцев и мест захоронения, находящихся в муниципальной собственности Вичугского муниципального района
3. Развитие объектов коммунальной инфраструктуры Вичугского муниципального района
4. Предупреждение аварийных ситуаций на объектах коммунального хозяйства Вичугского муниципального района
5. Содержание и ремонт муниципального жилищного фонда Вичугского муниципального района
6. Стимулирование развития жилищного строительства на территории Вичугского муниципального района.
В части поддержки сельскохозяйственного производства бюджетные приоритеты не изменятся: сохранятся основные направления поддержки в сфере развития растениеводства, мясного и молочного животноводства.
В сфере дорожного хозяйства приоритетным направлением останется дальнейшее развитие дорожной инфраструктуры, сохранение и повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автодорог общего пользования за счёт своевременного проведения комплекса работ по содержанию и ремонту дорог, обеспечивающее безопасные перевозки грузов и пассажиров, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, а также сохранение и поддержание достигнутого состояния автомобильных дорог. Кроме того, планируется продолжить реализацию инвестиционных проектов по развитию дорожной инфраструктуры. Для качественного достижения указанных целей в рамках дорожного фонда предусматриваются бюджетные ассигнования, направляемые на проектирование, строительство и реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения.
В трёхлетней перспективе 2020 - 2022 годов политика в сфере малого и среднего предпринимательства будет направлена на дальнейшее совершенствование существующих механизмов и реализацию новых направлений поддержки.
Эффективное управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью бюджетной политики. В предстоящем периоде планируется реализация мероприятий, направленных на сокращение количества муниципальных унитарных предприятий, модернизацию системы экономического мониторинга и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, оптимизацию состава и объема имущества, необходимого для деятельности казенных и бюджетных учреждений.
Политика в сфере межбюджетных отношений
В сфере межбюджетных отношений предусматривается реализация комплекса мер, направленных на стабильность финансовой поддержки муниципальных образований, повышение эффективности и целевого использования предоставленных межбюджетных трансфертов, а также необходимость проведения ими оптимизационных мероприятий в бюджетной сфере.
Основной задачей для достижения указанной цели будет являться совершенствование нормативного правового регулирования межбюджетных отношений с учетом изменений законодательства Ивановской области в части перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов, в связи с сохраняющейся существенной дифференциацией перечней вопросов местного значения и налогового потенциала между видами муниципальных образований.
Постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п установлены правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, в соответствии с которыми планируется повысить эффективность предоставления целевых межбюджетных трансфертов и ответственность органов местного самоуправления за соблюдение условий предоставления субсидий, предоставляемых из областного бюджета, а также за нарушения значений показателей результативности использования субсидий. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере осуществления бюджетного процесса изменены критерии присвоения степени качества управления бюджетным процессом органами местного самоуправления Ивановской области, в соответствии с которыми будет проводиться ежегодная оценка качества управления бюджетным процессом органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.
В части межбюджетных отношений между районом и поселениями, входящими в его состав, продолжится практика передачи полномочий с одного уровня на другой. Причем передача полномочий будет осуществляться не только с уровня поселений в район, но и из района в поселения. Из поселений будут преданы полномочия в части осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, за исполнением бюджета, составления, исполнения бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов, внешней проверки КСК.
Поселениям в свою очередь будут делегированы полномочия из района в части дорожной деятельности, организации водоснабжения (содержание колодцев).
В части передачи полномочий будут приняты решения, утверждены методики расчета субвенций, подписаны соответствующие соглашения.
Основные направления налоговой политики на 2020 год
и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основной целью налоговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости районного бюджета с учетом текущей экономической ситуации. Для достижения указанной цели необходимо сосредоточить усилия на решении задачи по обеспечению необходимого уровня доходов местных бюджетов.
Основные направления налоговой политики Вичугского муниципального района, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления налоговой политики района) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью составления проекта районного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Разработка Основных направлений налоговой политики района осуществлялась с учетом проекта Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, проекта Основных направлений налоговой политики Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и с учетом действующего законодательства Российской Федерации и Ивановской области о налогах и сборах. Администрацией Вичугского муниципального района будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала района путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Вичугского муниципального района и территориальных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников местного бюджета и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал. Налоговая политика района в 2020 - 2022 годах будет направлена на обеспечение поступления в местные бюджеты всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Основные приоритеты налоговой политики
Основными направлениями налоговой политики в районе на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов определены:
- совершенствование методов налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов местных бюджетов и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам районного бюджета;
- содействие дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства с целью повышения их участия в наполнении бюджетной системы, увеличения налоговых поступлений;
- организация работы по проведению мероприятий по легализации оплаты труда и обеспечению полноты поступления налога на доходы физических лиц;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе за счет повышения качества претензионно-исковой работы с неплательщиками;
- организация эффективного взаимодействия с предприятиями района по улучшению финансово-экономического состояния, увеличению темпов производства, обеспечению роста налогооблагаемой базы;
- создание благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест;
- ежегодное проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, принятие мер по устранению неэффективных налоговых льгот и иных налоговых преимуществ.
В целях своевременного и полного поступления налоговых доходов в районный бюджет, обеспечения налоговой отдачи от вложения инвестиций в рамках налогового администрирования предполагается осуществление:
- мониторинга налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков на территории района;
- легализации "теневой" заработной платы;
- мониторинга собираемости налогов в районный бюджет.
Меры по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов районного бюджета
Ключевую роль в наполнении местного бюджета имущественными налогами играет полнота учета объектов недвижимости. Необходимо продолжить проводимые в районе мероприятия по регистрации объектов недвижимости с целью формирования актуальной налоговой базы, в том числе:
- проведение инвентаризации объектов недвижимости, включая земельные участки, расположенные на территории района с дальнейшей сверкой информации, полученной от налоговых органов по объектам налогообложения;
- выявление не учтенных для целей налогообложения объектов недвижимости;
- проведение разъяснительной работы по побуждению к постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством;
- проведение работ по дополнению и/или уточнению сведений об объектах недвижимости в том числе:
а) установление (уточнение) категорий и/или видов разрешенного использования земельных участков;
б) установление (уточнение) адресов местонахождения земельных участков (зданий, помещений, сооружений).
Для увеличения сбора арендных платежей будет продолжена работа по проведению инвентаризации арендуемых участков с целью выявления случаев занижения ставок арендной платы и скрытия, фактически используемых участков, по заключению новых договоров на обоюдно выгодных условиях, не допущению образования недоимки по данным видам доходов.
Повышение качества механизмов использования муниципальной собственности должно привести к получению дополнительных доходов в районный бюджет за счет:
- установления жесткого контроля за поступлением арендных платежей путем активизации контрольных функций администратора поступлений неналоговых доходов;
- проведения работы по инвентаризации муниципального имущества;
- осуществления продажи имущества, находящегося в собственности, с максимальной выгодой;
- установления контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью унитарных предприятий, полнотой и своевременностью уплаты ими налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо оказывать поддержку субъектам хозяйственной деятельности только при условии соответствующей налоговой отдачи.
Необходимо установить жесткий контроль за динамикой недоимки по администрируемым платежам и принимать все меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для ее снижения.
Реализация налоговой политики будет способствовать повышению доходного потенциала Вичугского муниципального района и повышению финансовой самостоятельности и, как следствие, стабильному социально-экономическому развитию.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 14 октября 2019 г. N 544-п "Об основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.