Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Роль информационных технологий в решении задач, стоящих перед органами местного самоуправления, растет с каждым годом. Повышается технологическая сложность внедряемых решений, растут требования к надежности вычислительной техники, информационных и телекоммуникационных систем, квалификации персонала.
Основной целью информатизации деятельности органов местного самоуправления является повышение эффективности управления и регулирования в сфере реализации задач государственной и региональной политики на основе создания единой информационной и информационно-технологической инфраструктуры, включающей информационные ресурсы и системы.
В первые годы работы администрации города мероприятия по информатизации исполнялись ситуационно, по мере возникновения необходимости. С приходом программно-целевого метода бюджетного планирования, начиная с 2009 года, стала приниматься муниципальная программа по информатизации, а с 2017 года и защите информации мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области. За этот период в мэрии города создано и функционирует 12 серверных систем, организован домен biradm.ru, включающий более 180 автоматизированных рабочих мест, создан официальный интернет-сайт мэрии города - www.biradm.ru, почтовый сервер для служащих мэрии города, организована собственная локальная вычислительная сеть на основе волоконно-оптической линии связи, соединяющая структурные подразделения мэрии города по адресам: ул. Ленина, 29; ул. Ленина, 44; ул. Шолом-Алейхема, 25; пр. 60-летия СССР, 22, ул. Пушкина, 11, организована ее защита, внедрена система электронного документооборота, создана единая защищенная муниципальная информационная система мэрии города.
Одновременно с этим, для успешной работы в современных условиях в мэрии города необходимо решить ряд системных проблем в области информационных технологий и информационной безопасности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, осуществлять межведомственное информационное взаимодействие при их предоставлении. При этом, в настоящее время полностью в электронном виде предоставляются только 9 из 30 муниципальных услуг. Указанный показатель был получен в первые годы реализации федерального закона (2010-2012 годы), за последние семь лет с 2013 по 2019 годы не осуществлен перевод ни одной муниципальной услуги на оказание в электронном виде.
Недостаточно развиты, морально устарели или отсутствуют ведомственные информационные системы, автоматизирующие профильную деятельность структурных подразделений, информационные ресурсы, которые могли бы быть использованы для повышения качества и оперативности предоставления муниципальных услуг, принятия обоснованных управленческих решений.
За период с 2014 по 2019 годы в рамках обновления информационно-телекоммуникационной инфраструктуры:
- было заменено или модернизировано 60 системных блоков, что составляет 36 процентов от общего числа системных блоков мэрии города;
- было приобретено и установлено 3 сервера для организации электронной почты и межсетевого экранирования, мобилизационной работы, заменено 3 сервера для информационных систем бухгалтерии, финансового управления и размещения виртуальных машин;
- приобретено и установлено 30 единиц печатной техники (принтеры и многофункциональные устройства), 15 единиц сетевого оборудования, 20 единиц источников бесперебойного питания, кроме того проводилась замена аккумуляторов источников бесперебойного питания в количестве примерно по 35 штук в год;
- приобретено 14 лицензий на операционные системы для рабочих мест и серверов.
Вместе с тем, сохраняются неравенство структурных подразделений мэрии города в уровне технической обеспеченности, разнородность информационных систем и разрозненность информационных ресурсов. Доля морально и физически устаревшей, но находящейся в использовании вычислительной техники, составляет около 37 процентов. Всего в мэрии города эксплуатируется порядка 510 единиц компьютерной и оргтехники, сетевого оборудования. Из них соответствуют современным требованиям только порядка 320 единиц, то есть доля современного компьютерного и сетевого оборудования в мэрии города составляет 62,7 процента от общего количества информационных ресурсов мэрии города.
Также проблемным вопросом остается обеспеченность лицензионным программным обеспечением рабочих мест. Всего в мэрии города эксплуатируется 181 единица автоматизированных рабочих мест и серверов, при этом лицензионное системное программное обеспечение используется только на 124. Кроме того, для организации деятельности структурных подразделений существует потребность в специализированном профессиональном программном обеспечении (Maplnfo, Autocad, Гранд Смета и т.п.), без которого невозможно выполнение функций органа местного самоуправления, предусмотренных федеральным законодательством. Таким образом, доля компьютерного оборудования мэрии города, обеспеченного необходимым лицензионным программным обеспечением составляет только 68,5 процентов.
В течение нескольких последних лет в мэрии города для организации деятельности структурных подразделений приобретено и внедрено в эксплуатацию 4 программных продукта: система электронного документооборота мэрии города, технологическая платформа официального интернет-сайта мэрии города, сертифицированное антивирусное средство и справочно-правовая система. Указанные системы требуют ежегодного продления лицензий на использование или информационно-техническое сопровождение. При отсутствии указанных лицензий данные программные продукты не будут сопровождаться и обновляться разработчиками, что может привести к полному или частичному прекращению их функционирования.
В современных условиях, когда зависимость управленческих процессов от информационных технологий становится критической, жизненно важно обеспечивать надежную и производительную работу информационных систем, вычислительной техники, иметь развитую и отказоустойчивую телекоммуникационную инфраструктуру.
В условиях, когда основной объем информации во всех сферах деятельности государства обрабатывается и передается с использованием информационных технологий, значительно возрастает угроза утечки информации по техническим каналам в результате несанкционированного доступа к информационным системам разведок и спецслужб иностранных государств, недобросовестных предпринимателей и злоумышленников.
Утечка информации, а также специальные воздействия на информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования могут привести к снижению эффективности деятельности органов власти и их подведомственных учреждений в различных сферах деятельности, значительным материальным потерям, созданию социальной нестабильности, ущемлению прав и свобод граждан и другим негативным последствиям.
Следует отметить, что с развитием информационных технологий, развитием информационного общества, формированием механизмов "электронного правительства" все большее количество управленческих решений принимается на основании автоматизированной обработки информации, содержащейся в информационных системах органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений, и, следовательно, все большее значение приобретает обеспечение защиты данной информации от несанкционированного доступа и иных вредоносных воздействий. Это обуславливает необходимость принятия адекватных мер по защите информации.
Защита информации является неотъемлемой составной частью основной деятельности органов власти, направленной на повышение эффективности их деятельности, обеспечение прав и свобод граждан, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на получение достоверной информации о деятельности органов власти. С этой целью необходимо обеспечить выполнение всех требований действующего законодательства в сфере защиты информации.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обладатель информации обязан принимать меры по защите информации и ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
В настоящее время в мэрии города полностью выполняются требования законодательства на объектах информатизации, предназначенных для обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Создано и введено в эксплуатацию 2 таких объекта информатизации. Кроме того, с 2017 года проводятся мероприятия по выполнению требований по защите информации в муниципальных информационных системах, в которых обрабатываются персональные данные граждан и иная конфиденциальная информация.
За период с 2017 по 2019 годы:
- создана закрытая локальная сеть из 8 рабочих мест и сервера для проведения мероприятий по мобилизационной подготовке муниципального образования;
- приобретено и внедрено 49 аппаратных и программных сертифицированных средств защиты информации;
- внедрена система криптографической защиты каналов связи между зданиями мэрии города;
- создана и аттестована единая защищенная муниципальная информационная система мэрии города (далее - единая защищенная МИС) в составе 35 рабочих мест и серверов финансового управления и централизованной бухгалтерии мэрии города.
Вместе с тем, в составе информационных ресурсов мэрии города продолжают функционировать автоматизированные рабочие места, в которых организована деятельность комитета по управлению муниципальным имуществом, отдела образования и других структурных подразделений, но при этом не решен вопрос информационной безопасности персональных данных и иной конфиденциальной информации. Всего работа с персональными данными граждан и иной конфиденциальной информацией осуществляется на 160 автоматизированных рабочих местах (АРМ) и 7 серверах мэрии города, что составляет около 90 процентов от общего числа автоматизированных рабочих мест и серверов. В составе единой защищенной МИС аттестовано только 35 АРМ и серверов. Таким образом, доля защищенных автоматизированных рабочих мест в составе муниципальных информационных систем, от общего числа автоматизированных рабочих мест, в которых ведется обработка конфиденциальной информации, составляет 21 процент. Кроме того, срок действие аттестата соответствия по безопасности информации составляет пять лет, по истечении которых необходимо проводить повторную аттестацию, а для объектов информатизации, обрабатывающих государственную тайну, каждые 2,5 года дополнительно требуется проведение контроля эффективности принимаемых мер по защите информации.
Преодоление существующих проблем требует комплексного и последовательного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих проведение скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий в рамках единой политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.