Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 14 марта 1995 г. N 52
"О Программе поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы"
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 марта 2009 г. N 124 настоящее Постановление признано утратившим силу
Рассмотрев в третьем чтении проект Программы поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы, краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Утвердить представленную Программу поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы и прилагаемые к ней: мероприятия по ее выполнению (приложение 1) и Положение о краевом фонде финансовой поддержки агропромышленного комплекса (приложение 2).
2. Краевому Законодательному Собранию, администрации края поквартально увязывать предусмотренные программой меры финансовой поддержки АПК с возможностями бюджета края на 1995 год, выработать дополнительные меры увеличения бюджетных и внебюджетных ассигнований.
3. Направить в фонд поддержки агропромышленного комплекса края 50% средств, поступивших от целевого сбора на строительство мостового перехода через р.Обь.
4. Установить дополнительно с 1 апреля 1995 года специальный налог в размере 1,5 процента с предприятий, учреждений, организаций и 0,05 процента от объема розничного товарооборота.
Администрации края в 10-дневный срок разработать, утвердить Положение "О целевом сборе для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края" и опубликовать его в газете "Алтайская правда".
5. Установить ставки земельного налога для сельскохозяйственных предприятий, расположенных в черте города, как сельскохозяйственным товаропроизводителям с перечисления средств в бюджет города.
6. Администрации края (Сидоров) определить перечень отдельных видов деятельности, на которые сельскохозяйственные предприятия освобождаются от получения лицензий, а также предусмотреть им льготы при выплате за выдачу лицензий.
О принятом решении проинформировать краевое Законодательное Собрание.
7. Администрации края, главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации края (Затлер) обеспечить своевременную разработку и предоставление в краевое Законодательное Собрание проектов законов и иных нормативных актов, необходимых для реализации Программы.
8. Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации края ежеквартально информировать краевое Законодательное Собрание о ходе выполнения настоящей Программы.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по экономической политике, собственности, природопользованию и земельным отношениям (Апарин).
Председатель краевого
Законодательного Собрания |
А.А.Суриков |
Программа
поддержки агропромышленного комплекса края
на 1995 и последующие годы
(утв. постановлением краевого Законодательного Собрания от 14 марта 1995 г. N 52)
Введение
Настоящая Программа поддержки агропромышленного комплекса Алтайского края на 1995 и последующие годы разработана в соответствии с Программой аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791 с учетом состояния агропромышленного комплекса и результатов осуществления аграрной и земельной реформы.
В Программе дана оценка социально-экономической ситуации, основные черты и причины кризисного состояния АПК, учтены особенности развития отраслей АПК края, их приоритет, определена стратегия аграрных преобразований. Разработаны мероприятия по выполнению настоящей Программы.
Решение многих первоочередных задач будет зависеть от координации усилий краевых структур, ведомств, органов власти и управления по созданию благоприятных экономических, правовых хозяйственных условий, финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
I. Социально-экономическая ситуация, основные черты
и причины кризисного состояния АПК
Кризисная социально-экономическая ситуация агропромышленного комплекса края обусловлена общими тенденциями, определившимися в результате реформирования народного хозяйства Российской Федерации, происшедшем при этом разрушением государственного планового регулирования экономики, сложившихся производственно-хозяйственных связей предприятий, деградацией финансовой системы, переходом на рыночные отношения без предварительного создания соответствующей инфраструктуры, подготовки кадров и учета специфики российских условий. Все это привело к снижению покупательного спроса предприятий и населения, затянувшемуся периоду неплатежей и, как следствие, к резкому сокращению производства промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Производство валовой продукции сельского хозяйства края за 1991-1993 г.г. по сравнению с 1986-1990 г.г. снизилось на 26%. По основным видам продовольствия и сырья среднегодовое производство сократилось на 21-25%, а картофеля - на 57, сахарной свеклы - на 50%.
Основная группа факторов, определивших резкий спад производства сельскохозяйственной продукции, заключается в потере традиционных рынков реализации продовольствия, значительном снижении покупательного спроса населения, вытеснении отечественного продовольствия импортным.
За три последних года вывоз молочной продукции сократился на 41, мясной - на 63%. Значительно уменьшились поставки продовольствия по сложившимся прежде связям на Дальний Восток и Северные регионы страны. Реализация продовольствия все больше замыкается внутри Сибирского региона, рынок которого по многим видам продовольствия ограничен. Кроме того, вывоз продовольствия в большей мере осуществляется по неорганизованным каналам через длинную цепь посредников.
Сокращается потребление продовольствия внутри края. Молочных изделий реализовано меньше, чем в 1990 году на 59, мясных - на 50 процентов. Реальные доходы населения в этот период снизились вдвое.
Отдельные виды сырья и продовольствия не находят сбыта из-за отсутствия необходимых перерабатывающих мощностей. Это прежде всего высококачественные сорта мягкой и твердой пшеницы - гордость Алтайского края в прежние годы, рожь, крупяные культуры, шерсть и некоторые другие виды продукции.
Вторую группу объективных факторов значительного снижения доходности сельскохозяйственного производства края и, как следствие, спада производства составляют диспаритетные отношения с предприятиями других отраслей народного хозяйства и с обслуживающей сферой.
Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию настолько велик, что исключает возможность обновления ресурсного потенциала отрасли, все более увеличивает затраты на содержание материально-технической базы сельского хозяйства, вынуждает сельских товаропроизводителей отказываться от интенсивных технологий.
В 1994 г. по сравнению с 1986 г. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию увеличились в 500-700 раз, в то же время на промышленную продукцию и услуги в 4000-6000 раз, на автомобили - в 7000, тракторы - в 5700, уголь - в 2500, дизельное топливо - в 3950, минеральные удобрения - в 1780, на электроэнергию - в 2500 раз.
Стареет машинно-технический парк. Вследствие этого за последние два года зябь не пашется на площади около 2 млн.га, затягиваются сроки уборки урожая.
Разрушается созданная за многие годы система семеноводства, сортосмены и сортообновления. Резко снизилось качество посевного материала. Критическая ситуация сложилась в элитном семеноводстве. Так, из заготовленных в АНИИЗиС в 1993 г. 9941 тн элитных семян зерновых культур, 150 тн подсолнечника и 50 тн многолетних трав реализовано для размножения менее половины. Остальные остались невостребованными и использованы на продовольственные цели.
Сократилось внесение в почву органических и минеральных удобрений. В 1994 г. минеральных удобрений внесено всего 7 тыс.т действующего вещества против 136 тыс.т в 1990 г., т.е. в 19 раз меньше.
Практически полностью прекращено использование пестицидов для борьбы с сорняками, болезнями и вредителями растений.
Снижается потенциал аграрной науки, закрываются важнейшие направления исследований, определяющие научно-технический прогресс в сельском хозяйстве. Имеющиеся эффективные научные разработки остаются невостребованными сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Все это в значительной мере повлияло на сокращение производства товарного и фуражного зерна, крупяных культур.
Многократное повышение цен на энергоносители, комбикорма и технические средства особенно тяжело отражаются на хозяйственной деятельности птицефабрик, свиноводческих и других комплексов.
Третья группа факторов, отрицательно влияющих на сельхозпроизводство - усложнившиеся финансово-экономические отношения в цепи производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Недостаточные протекционистские меры государственной поддержки сельских товаропроизводителей, грабительская кредитная политика, отсутствие инвестиционной политики Правительства РФ привели отрасль на грань банкротства.
Хронические неплатежи, иждивенческая позиция перерабатывающих предприятий и торговых организаций, стремление выжить в трудный период за счет другого, инертность банков и их неспособность наладить денежное обращение в условиях продолжающейся инфляции обесценивают труд сельских товаропроизводителей. На расчетных счетах хозяйств полностью отсутствуют денежные средства. Процветает товарный обмен. Сложное финансовое состояние предприятий перерабатывающей промышленности парализовало финансовую активность товаропроизводителей.
За последние три года затраты на производство сельскохозяйственной продукции возросли в 357 раз, а цены увеличились лишь в 222 раза. Производство целого ряда основных сельскохозяйственных продуктов стало невыгодным для производителя.
Меры государственной поддержки недостаточны, а ставки централизованных кредитных ресурсов настолько высоки, что их возвратность весьма проблематична.
Нынешняя кредитная политика разорительная для сельских товаропроизводителей, а также для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Финансово-экономические отношения, сложившиеся в цепи производства и реализации сельскохозяйственной продукции, несовершенство рыночных отношений, особенно негативно сказались в животноводческой отрасли.
Резко сократилось поголовье скота, объемы производства продукции животноводства в коллективных хозяйствах, составляющих основу товарного производства.
На грани исчезновения оказалось тонкорунное овцеводство.
Стремительно теряет свой потенциал племенная база.
Перераспределение объемов производства в мелкотоварный сектор существенно, однако его развитие сдерживается трудностями в реализации производимой продукции.
Пассивные позиции занимает потребительская кооперация края.
Спад производства, инфляционные процессы в экономике повлекли за собой резкое снижение объема инвестиций в производственное и социальное строительство агропромышленного комплекса, лишили сельские строительные организации значительного объема строительно-монтажных работ.
В таком же положении находятся снабженческие, обслуживающие, ремонтные и транспортные предприятия.
В ходе земельной реформы почти в 2 раза увеличилось число садовых участков, личные подсобные хозяйства расширились на 50,8 тыс.га, под коллективные огороды ежегодно выделяется около 16 тыс.га земли. Это в какой-то мере сняло напряжение в обеспечении населения края овощами и картофелем.
Одним из принципиальных направлений аграрных преобразований является развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
В настоящее время в крае имеется 6972 фермерских хозяйств, за которыми закреплено 685,2 тыс.га сельхозугодий. В силу сложившихся объективных причин подавляющее большинство их специализируются на производстве растениеводческой продукции.
Аграрные преобразования создали реальные предпосылки для формирования многоукладной экономики. Все сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют форму хозяйствования и отношение к собственности.
Однако основная масса хозяйств, предприятий пищевых, перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК провела реформирование формально. Освоение новых форм хозяйствования не сопровождается глубинными преобразованиями производственных отношений, повышением эффективности экономики.
Запущенность экономической работы в хозяйствах и предприятиях АПК, ненацеленность коллективов на совершенствование организации труда и производства, повышение трудовой и технологической дисциплины, введение структурных изменений, а главное - крайне незначительное снижение издержек производства - все это ведет к росту себестоимости продукции и услуг.
Кризисное состояние агропромышленного комплекса Алтайского края выражается в прогрессирующем спаде производства основных видов продовольствия и резком сокращении их потребления населением, в катастрофическом ухудшении экономического положения сельских товаропроизводителей, в обесценивании их труда и снижении уровня жизни сельского населения, в свертывании инвестиционных вложений, в разрушении материально-технической базы и снижении научно-технического потенциала сельского хозяйства.
Задача данной Программы состоит в том, чтобы на основе анализа причин, вызвавших критическую ситуацию в агропромышленном комплексе края, наметить меры по устранению кризисного состояния, созданию условий стабилизации производства сельскохозяйственной продукции - важнейшей составной части устойчивой экономики края.
II. Стратегия и целевая направленность мер по стабилизации
производства и дальнейшему развитию аграрной реформы в
агропромышленном комплексе края
Аграрная реформа и целевая направленность мер по стабилизации сельскохозяйственного производства в АПК края в 1995 г. предусматривают комплексный подход к решению сложных проблем, возникших в агропромышленном секторе экономики при переходе на рыночные отношения.
Основными направлениями деятельности администрации края и органов управления агропромышленным комплексом являются:
- рациональное использование богатейших и разнообразных природно-климатических, производственных и трудовых ресурсов для устойчивого производства продукции сельского хозяйства и качественных продуктов питания, конкурентноспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках;
- создание условий для развития продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей и потребителей, удовлетворение потребительского спроса на продовольственное и сельскохозяйственное сырье, государственное регулирование продовольственного рынка;
- государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономическое регулирование развития агропромышленного комплекса;
- комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов и регулирование земельных отношений;
- создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды для эффективного функционирования товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования;
- отработка экономических отношений между товаропроизводителями и их партнерами на всех уровнях хозяйственной и государственной иерархии, исключающих монопольное давление на сельских товаропроизводителей;
- создание системы материально-технического обеспечения сельских товаропроизводителей;
- технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ, усиление инвестиционной деятельности, приоритетное развитие аграрной науки;
- реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;
- совершенствование системы производственных отношений и экономического механизма, ориентированного на рынок, внутри каждого коллективного предприятия, производящего сельскохозяйственную продукцию;
- социальное развитие села , подготовка кадров;
Предлагаемые направления деятельности, подкрепленные конкретными мероприятиями по их осуществлению, позволят уже в 1995 году приостановить спад сельскохозяйственного производства.
2.1 Аграрная реформа и земельные отношения
В соответствии с основными направлениями реализации аграрной реформы в крае все сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определили форму хозяйствования и отношения к собственности. Большинство колхозов и совхозов преобразовались в акционерные общества, товарищества, ассоциации крестьянских хозяйств, многие хозяйства сохранили свой статус. Все эти формы хозяйствования являются основой формирования многоукладной сельской экономики.
За 1992-1994 г.г. прошло перерегистрацию 631 хозяйство (80% от общего числа). Сохранило свой статус 151 хозяйство, 480 реорганизованы. Создано 133 акционерных общества, 260 товариществ с ограниченной ответственностью, 45 ассоциаций и около 7 тыс. самостоятельных крестьянских хозяйств.
Цель реформирования - на основе закрепления собственности за каждым работающим на селе и добровольного избрания новых форм хозяйствования повысить эффективность использования основных фондов и отдачу продукцией.
Однако этого не произошло из-за ряда объективных и субъективных причин, к которым относятся:
- нарушения условий функционирования нового экономического механизма хозяйствования со стороны государства;
- инертность органов местного и краевого управления АПК в вопросах формирования институтов рыночной экономики и проведения структурных преобразований в отрасли;
- отсутствие у руководителей сельскохозяйственных предприятий стремления ориентироваться на требования рынка, планировать свою работу, исходя из возможностей сбыта, совершенствовать структуру производства и экономический механизм хозяйствования, желание сохранить прежнюю схему производственных отношений.
В результате значительный спад производства в коллективных хозяйствах (22-25%) не компенсировался другими секторами товарного производства сельскохозяйственной продукции.
Например, фермерские хозяйства, имея в своем пользовании 550 тыс.га земли (8% от общего объема пашни), занимают в валовом производстве всего 5,5%. Медленно наращивает темпы мелкотоварный сектор.
Ослаблено руководство базовыми звеньями аграрной экономики края. В то же время в результате проведенных преобразований найдены реальные направления дальнейшего развития многоукладной экономики, форм хозяйствования и реформирования внутрихозяйственных отношений, которые позволят при их совершенствовании и в сочетании с созданием необходимых экономических условий функционирования добиться стабилизации в сельском хозяйстве.
Государственный сектор включает в себя сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на базе федеральной и краевой собственности. Сфера их деятельности - производство продукции прежде всего для государственных нужд, проведение государственной политики в области семеноводства и племенного животноводства, внедрение передовых технологий, научные исследования и подготовка кадров, осуществление карантинно-ветеринарных и других мероприятий.
Кооперативный сектор - это предприятия, созданные путем добровольного объединения на основе членства сельскохозяйственных товаропроизводителей(граждан и юридических лиц независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования) и формирования общего имущества с целью обеспечения своих собственных хозяйственных потребностей или совместного сельскохозяйственного производства.
Акционерный сектор представляют предприятия, созданные на основе объединения вкладов участников акционерного общества (акционеров) для осуществления производственной деятельности и извлечения прибыли.
Фермерский сектор организуется путем безвозмездной передачи крестьянам земли и имущества в собственность, а также в аренду.
Государство создает для них соответствующие экономические, материальные и социальные условия жизнедеятельности.
Мелкотоварный сектор включает сельскохозяйственное производство, имущество и произведенная продукция которых принадлежат гражданам на правах частной собственности. Это индивидуальные семейные сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные хозяйства, собственники коллективных садов и огородов, животноводческие товарищества и другие. Личные подсобные хозяйства являются экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования в системе многоукладной аграрной экономики.
В целях дальнейшего развития мелкотоварного сектора администрации края следует предусмотреть:
- увеличение земельного фонда личных подсобных хозяйств, садоводческих и огородных товариществ, животноводческих кооперативов;
- расширение сети репродукторных хозяйств, поставляющих населению по доступным ценам семена, саженцы, молодняк скота и птицы;
- повышение эффективности приемно-заготовительных пунктов потребкооперации в организации закупок, хранения, переработки и реализации продукции товаропроизводителей;
- авансирование производства мяса КРС и свиней через систему потребительской кооперации.
Для обеспечения необходимых условий производства, заготовки, транспортировки, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции необходимо создать разнообразные типы агропромышленной интеграции путем объединения в единый производственный комплекс взаимосвязанных сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий, а также организаций потребкооперации.
Должны получить дальнейшее развитие индивидуальные крестьянские (фермерские) хозяйства, т.к. они обладают рядом неоспоримых достоинств: гибко реагируют на изменения внешней среды, прежде всего на покупательный спрос. В то же время из-за отсутствия в них разделения труда при ограниченности материально-технических ресурсов и неблагоприятной экономической ситуации в ближайшие годы эти хозяйства не займут существенного удельного веса в общем объеме производства продукции сельского хозяйства. Поэтому должна проводиться политика обеспечения жизнеспособности, повышения эффективности производства и оптимизации размеров земельных площадей ( от 60-70 до 100-300 га) по отношению к уже существующим крестьянским (фермерским) хозяйствам, не исключая возможности формирования новых.
В качестве важнейшего условия становления и эффективного функционирования крестьянских(фермерских) хозяйств должна быть кооперация, особенно по таким направлениям как использование, ремонт и обслуживание техники, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, развитие социальной инфраструктуры села.
Производственная кооперация в крае может иметь следующие важнейшие направления:
- низовая кооперация - среди индивидуальных товаропроизводителей для решения проблем агросервиса, переработки и сбыта продукции;
- вертикальная кооперация сельскохозяйственных предприятий всех форм организации производства и собственности (независимо от размеров) с предприятиями по обслуживанию, переработке и сбыту, в т.ч. и потребкооперации.
Решению проблемы обеспечения населения необходимым продовольствием по доступным ценам будут способствовать меры по более полному использованию возможностей приусадебных хозяйств на основе углубления их интеграции с общественным сектором, потребительской кооперацией и включения этой категории хозяйств в общую систему экономических мер по стабилизации и дальнейшему развитию АПК.
Кооперативные формы хозяйствования позволяют эффективно организовать и вести производство, не разрушая крупных предприятий и при использовании личной заинтересованности.
Хозяйства, в которых вопросы оплаты труда и другие социальные выплаты регулируются и направлены на стимулирование производства продукции, повышение продуктивности животных, сохранности поголовья и т.п., не допускают спада объемов производимой продукции.
Внутрихозяйственные производственные отношения в сельскохозяйственных предприятиях должны строиться на принципах самоуправления и полного хозяйственного расчета.
Однако, не исчерпали своих возможностей хозрасчетные подразделения, работающие на основе арендных отношений или коллективного подряда, при которых обеспечивается прямая связь результатов труда (увеличение производства и повышение качества продукции, снижение затрат и др.) с его оплатой. Арендные и подрядные отношения в рамках крупных хозяйств на переходном этапе к рынку с учетом особенностей края являются наиболее приемлемыми формами массового вовлечения в систему рыночных отношений непосредственных работников сельского хозяйства.
Одним из резервов повышения эффективности сельскохозяйственных предприятий является диверсификация их деятельности, т.е. расширение номенклатуры производимой продукции и оказываемых услуг. За счет диверсификации производства появляются дополнительные источники дохода, ускоряется оборот денежных средств, решаются проблемы занятости населения. Диверсификация может осуществляться путем организации переработки сельскохозяйственной продукции, создания подсобных производств, закупки и реализации товаров народного потребления, оказания разного рода услуг, в т.ч. обработки почвы для фермеров и приусадебных хозяйств, оказания транспортных услуг, осуществления строительных, ремонтных и других работ.
Прямой выход сельскохозяйственной предприятий на рынок продукции и услуг диктует необходимость создания в них маркетинговых и коммерческих служб. Такие службы призваны обеспечить хозяйствам своевременную и выгодную реализацию продукции на основе целенаправленного изучения конъюнктуры рынка, подбора партнеров для заключения торговых сделок, создания собственной торговой сети.
2.1.1. Совершенствование организационно-экономического
механизма в сельскохозяйственных предприятиях
Главное внимание на данном этапе необходимо сосредоточить на реформировании внутрихозяйственных отношений в коллективных хозяйствах, в которых производится 65-70% валовой и 80-85% товарной продукции и которые останутся основными сельскими товаропроизводителями.
При этом надо руководствоваться следующими основными принципами:
- предоставить производственным подразделениям самостоятельность в хозяйственной деятельности на основе внутрихозяйственного договора;
- перевести подразделения на кредитование по оборотным и основным средствам по залоговой системе;
- организовать в хозяйствах финансово-расчетный центр (ФРЦ) или агентство районного филиала банка;
- организовать торгово-коммерческое подразделение, обеспечивающее закупку, хранение, переработку и реализацию продукции;
- перейти на контрактную форму найма руководителей и специалистов предприятий.
Ключевое звено аграрной реформы в АПК - дальнейшее проведение земельной реформы в крае.
За период реформ в крае осуществлено перераспределение земель, выделены площади для фермерских хозяйств, коллективного садоводства, жилищного строительства и огородничества, выпасов частного скота и других целей. В коллективных хозяйствах земля закреплена за каждым работающим по сложившимся среднерайонным нормам.
В целях обеспечения контрольных и регулирующих функций по операциям с землей администрации края следует ускорить создание земельного банка и информационно-маркетингового центра.
Выполнение намеченных мероприятий взаимоувязано с созданием на федеральном и краевом уровнях базы законодательно-правовых актов, разработать и принять которые необходимо уже в 1995 г.
Успешное формирование и функционирование многоукладного сельского хозяйства возможно только при изменении внешних экономических условий деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Здесь много проблем, требующих решения: эквивалентность товарообмена, антимонопольное регулирование, бюджетная поддержка сельского хозяйства, льготы по налогообложению и кредитованию, авансирование сельскохозяйственных предприятий под будущую продукцию и др.
Общая стратегия формирования рыночной экономики АПК должна исходить из сочетания саморегулирования рынка, в основе которого спрос, предложение, свободная конкуренция, и регулирующих экономических рычагов - цен, кредитов, налогов, бюджетных ассигнований.
В условиях инфляции особую важность приобретает своевременная оплата за реализованную продукцию. В связи с этим должны быть урегулированы взаиморасчеты за сельскохозяйственную продукцию, расширены границы применения авансирования либо залоговых операций.
2.1.2. Приватизация предприятий АПК
Приватизация сельскохозяйственных предприятий, предприятий по первичной переработке сельхозпродукции и предприятий по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства осуществляется только способом акционирования независимо от численности работающих и стоимости основных фондов.
Трудовым коллективам предоставляется право получить и выкупить акции только по первому варианту льгот, установленных программой приватизации государственных предприятий в Алтайском крае. Все оставшиеся акции (не менее 60% уставного капитала) предлагаются по закрытой подписке по номинальной стоимости сельхозпроизводителям.
В течение трех месяцев с момента объявления о подписке сельхозпроизводители имеют право подписаться на акции, общее количество которых не превышает квоты, определяемой в соответствии с их долями в поставке сырья или общем объеме услуг приватизируемого предприятия.
Зона действия приватизируемого предприятия и квота на закрытую подписку определяются администрацией района, на территории которого находится сельхозпредприятие.
При приватизации предприятий хлебопродуктов предусмотреть закрепление в государственной собственности сроком на три года пакета акций в 25,5% от уставного капитала.
При приватизации объектов и предприятий по производству продуктов детского питания объявляется выпуск "Золотой акции".
В целях сохранения профиля предприятий при акционировании предприятий материально-технического снабжения, производственно-технического, агрохимического, зооветеринарного обслуживания предусмотреть при эмиссии ценных бумаг выпуск "Золотой акции" по решению Законодательного Собрания края.
На акционированных предприятиях, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственной продукции, провести работу по перераспределению пакета акций среди акционеров с тем, чтобы не менее 51% акций было в руках сельхозпроизводителей.
С учетом сложившихся на данных предприятиях условий осуществить это можно следующим образом:
- вторичная эмиссия ценных бумаг (в тех случаях, когда она возможна без учета переоценки основных средств, т.е. при наличии прибыли);
- выкуп 2% акций у акционеров, являющихся членами трудового коллектива, сельхозпроизводителями;
- обмен акциями между акционерными обществами - переработчиками и сельхозпроизводителями.
2.2. Формирование и государственное регулирование
продовольственного рынка
В результате общеэкономических преобразований произошел распад системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Возникли стихийные продовольственные рынки, неорганизованное посредничество в сфере сбыта продукции, где присваивается значительная доля прибыли, созданная сельскими товаропроизводителями.
Кроме того, усиление монополизма перерабатывающей промышленности и торговли вызвало рост розничных цен, что при снижении уровня доходов населения значительно сократило покупательный спрос на продукцию.
Решение проблемы заключается во введении государственного регулирования закупок продовольствия через федеральную и региональную продовольственные корпорации и создание системы оптовых продовольственных рынков в крае и сибирском регионе с целью предоставления непосредственным производителям необходимых условий для сбыта сельскохозяйственной продукции, формирования цен, достаточных для эффективного ведения производства.
Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. N 1221 "О создании федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков" одобрена инициатива администрации о проведении экономического эксперимента по организации оптовых продовольственных рынков.
В 1995 г. администрациями края и городов, потребительской кооперации, другими коммерческими структурами, предназначенными для обеспечения населения продовольствием и реализации его излишков в другие регионы, создается акционерное общество оптовых рынков Алтая. Основной задачей его является создание условий товаропроизводителям для непосредственной торговли продовольствием в городах края, реализации продовольствия с минимальными издержками в других регионах Сибири, через сеть собственных оптовых посредников, информационное, консультационное, транспортное, банковское обслуживание, ценовой мониторинг, привлечение страховых, нотариальных, аудиторских и других фирм для обеспечения гарантий в проведении оптовых операций с продовольствием и других торговых сделок, государственное регулирование на оптовом рынке продовольствия путем финансовой и правовой поддержки производства и реализации отечественного продовольствия.
В этих целях с активным участием потребительской кооперации необходимо создать на новом организационном уровне оптовые структуры, оптовые продовольственные рынки в Барнауле, Бийске и Рубцовске, ускорить формирование оптово-розничных предприятий на районном уровне, чтобы обеспечить развитую сеть сельской инфраструктуры оптовых рынков и через них проводить основные торговые и обменные операции с продовольствием, топливно-энергетическими и материально-техническими ресурсами; восстановить систему передвижной торговли.
Решить в рамках МА "Сибирское соглашение" проблему предварительного заказа на продовольствие на основе фьючерсных контрактов, предусматривающих опережающие поставки нефтепродуктов, электроэнергии и минеральных удобрений под товарное зерно, комбикорм, подсолнечник и другие продукты питания, производимые хозяйствами края на основе жестких экономических отношений. Этим поднять ответственность руководителей и специалистов товариществ, акционерных обществ, фермеров за результаты хозяйственной деятельности.
Администрации края определить объемы закупок сельскохозяйственной продукции в федеральный и региональный продовольственный фонды, обеспечить заключение договоров на поставку сельскохозяйственной продукции и своевременное авансирование под заключенные договора.
Усилить роль потребительской кооперации края в оживлении сельской торговли, обеспечении закупок и переработки продукции, производимой в мелкотоварном секторе, коллективных хозяйствах и у фермеров.
2.3. Государственная поддержка сельскохозяйственных
товаропроизводителей и экономическое
регулирование развития агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс Алтая - один из важнейших секторов экономики края и регионов Сибири в составе Российской Федерации. За счет его в значительной мере формируется рынок потребительских товаров, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья. В связи с этим агропромышленный комплекс должен пользоваться государственной поддержкой как один из существеннейших приоритетов проводимой Правительством Российской Федерации экономической реформы.
2.3.1. Бюджетная, кредитная и налоговая политика
По основным направлениям деятельности АПК края финансовое обеспечение осуществляется из федерального бюджета в соответствии с "Программой аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы", а также краевого бюджета и других источников финансирования.
Бюджетные средства направляются на капвложения, все виды дотации и компенсации, фонд финансовой поддержки, операционные расходы.
За 1994 г. по всем источникам бюджетного финансирования АПК края намечалось использовать 214 млрд.рублей при фактическом выделении 145 млрд.руб. В том числе из краевого бюджета при плане 107 млрд.руб. профинансировано 85 млрд., или 79%. Удельный вес агропромышленного комплекса в расходах по краевому бюджету (без районных дотаций и субсидий) планировался в размере 28%, фактически 18%.
С большим отставанием финансируются отдельные целевые программы, капитальные вложения, содержание учебных заведений, некоторые виды компенсаций.
В 1995 г. сохранится финансирование из федерального бюджета по защищенным статьям дотаций и компенсаций, а также по целевым программам ("Плодородие", "Детское питание", "Возрождение российской деревни", "Масло", "Рыба", "Возрождение российского льна") на уровне 1994 г.
Из краевого бюджета на развитие сельскохозяйственного производства будут направлены финансовые средства на уровне 1994 г. с коэффициентом дефляции 3. Определены меры по формированию внебюджетного фонда поддержки.
Все виды дотаций и компенсаций, средства фонда финансовой поддержки направляются на развитие производства, повышение его эффективности, а также на поддержание уровня розничных цен на продовольственные товары в соответствии с потребительским спросом.
Основные дотации в растениеводстве направляются на поддержку производства качественных семян, прежде всего высших репродукций, в ОПХ НИУ и базовых семхозах. Ставки дотаций на производство и хранение семян высших репродукций определяются в размере сортовой надбавки на плановый объем их реализации, установленный Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
Основные дотации на продукцию животноводства используются для поддержки производства молока, мяса в крупных спецхозах и комплексах, продукции птицеводства, свинины, шерсти и племенной продукции.
Приоритетное финансирование из бюджета сохраняется на племенное животноводство, селекцию, семеноводство сельскохозяйственных культур, повышение плодородия почв.
На уровне предприятия необходимо поднять эффективность производства за счет улучшения управления, повышения трудовой и технологической дисциплины, совершенствования рынка сбыта. Обеспечить снижение издержек производства на 10-15%.
С учетом сложившейся кредитной ситуации основными источниками покрытия сезонных затрат хозяйств и предприятий являются: авансирование поставок сельскохозяйственной продукции под заключенные контракты; использование векселей органов исполнительной власти в обмен на обязательства хозяйств и предприятий по поставкам продукции; кредитные и иных ресурсы коммерческих банков, Центробанка, иные заемные средства.
Целевые инвестиционные кредиты следует выдавать только под высокоэффективные проекты с ускоренным сроком окупаемости.
2.3.2. Ценовая политика
Ценовая политика направляется на повышение эффективности использования производственных ресурсов, стабилизацию и подъем производства сельскохозяйственной продукции на основе развития рыночных отношений.
В условиях инфляции особую важность приобретает устранение диспаритета цен.
Для этого наряду с рыночной системой реализации продукции, предоставляющей возможности извлечения максимальной прибыли из складывающейся конъюнктуры, предусматривается применение гарантированных цен, устанавливаемых и финансируемых из федерального и краевого бюджетов. Эти цены должны обеспечивать безубыточность производства при неблагополучной экономической конъюнктуре. По гарантированным ценам будут заключаться договора с администрацией (на поставку сельскохозяйственной продукции в федеральный и региональный фонды%, по которым производится частичная предоплата.
Таким образом, для товаропроизводителей создаются три направления реализации:
1. Государственный заказ (федеральный и региональный) по гарантированным.
2. Гарантированный сбыт по относительно низким ценам.
3. Свободная продажа по относительно высоким ценам, но с коммерческим риском.
Кроме того, для поддержки сельхозтоваропроизводителей предусматривается:
- ежемесячное отслеживание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и на его основе - своевременная корректировка размера дотации на сельскохозяйственную продукцию;
- используя обоснованные цены на продукцию сельского хозяйства и нормативное соотношение между стоимостью сырья и стоимостью переработки и предельных размеров торговых надбавок, устанавливать отпускные цены в перерабатывающей промышленности и розничные - в торговле на продукцию, поставляемую в федеральный и региональный фонды;
- устанавливать повышенные таможенные пошлины на продовольственные товары, потребность в которых можно обеспечить за счет собственного производства;
- введение залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией;
- внедрение системы ценового мониторинга, обеспечивающей информирование органов управления и субъектов рынка о ценах на реализуемую и приобретаемую селом продукцию, других факторах рыночной конъюнктуры, о колебании цен, динамике издержек производства.
2.3.3. Прогнозирование
В современных условиях, с учетом неотлаженных рыночных отношений и нестабильных цен, необходимо перейти от нормативного планирования к системе прогнозирования и ориентирования (индикативного планирования) на всех уровнях агропромышленного комплекса, одним из элементов которого является бизнес-план.
Прогнозироваться развитие АПК края будет на предстоящий период, средне- и долгосрочную перспективу. Прогноз включает в себя разработку целевых программ (отраслевых, региональных, социальных), составление аграрных бюджетов в составе краевого бюджета, разработку расчетных балансов продовольствия и сельскохозяйственного сырья и т.д.
При прогнозировании всех отраслей АПК основной упор делается на:
- перенесение прогнозных расчетов с социально-производственной сферы на маркетинговую, коммерческую деятельность;
- программно-целевой подход к прогнозированию социально-экономического развития предприятия и его подразделений;
- использование многовариантного прогнозирования и финансовых смет (частичных и общих) для выбора и обоснования целесообразности планируемых решений;
- учет влияния на сельскохозяйственное производство внутренней и внешней среды, особенно конкуренции, степени риска, уровня инфляции;
- комплексную увязку эффективности технологий производства и их экономичности;
- сочетание стратегии и тактики прогнозирования.
Для более достоверного прогнозирования, а также для изучения конъюнктуры рынка, динамики платежеспособного спроса и предложения необходимо организовать на краевом уровне ценовой мониторинг, информационное и аудиторское обслуживание.
III.Технико-экономические меры поддержки
сельскохозяйственного производства
3.1. Земледелие
Сложная финансовая обстановка, отсутствие средств на приобретение техники, удобрений, средств защиты растений от вредителей и болезней, других материально-технических ресурсов привели к значительному снижению производственного потенциала земледелия.
В целях увеличения производства продуктов растениеводства, в первую очередь зерна, составляющего основу экономики сельского хозяйства края и являющегося товаром повышенного спроса как на внутреннем так и на внешнем рынке, необходимо осуществить ряд первоочередных мер как организационного, так и технологического характера.
Для более эффективного использования финансовых и материальных ресурсов сосредоточить их на следующих приоритетных направлениях:
- создание гарантированной базы зернового производства, в т.ч. в 1995 г. - на 250 тыс. га с доведением к 1999 г. до 2 млн. га.
- выращивание сахарной свеклы с повышением ее урожайности до 300 ц/га, в т.ч. в 1995 г. по технологиям иностранных фирм на площади 15 тыс. га, отечественным технологиям - 35 тыс. га;
- выращивание подсолнечника;
- выращивание льна-долгунца;
- выращивание кукурузы на зерно.
Внедрять разработки отечественной науки, в частности АНИИЗиСа, как в области технологии, так и в области селекции.
Обеспечить меры по сохранению в крае системы семеноводства, созданного генофонда сельскохозяйственных культур.
В целях увеличения объемов производства высококачественной пшеницы в течение двух лет перейти в восточных и предгорных районах на посев сортов, отвечающих этим требованиям (Алтайская 50, Алтайская 81, Алтайская 92).
Под урожай 1995 г. обеспечить все хозяйства недостающими семенами сельскохозяйственных культур. Поставить не менее 115 тыс.т (в действующем веществе) минеральных удобрений, в т.ч. под зерновые площади 2700 тыс.га, сахарную свеклу - 50 тыс.га и кормовые на орошении - 100 тыс.га. Использовать для защиты растений от вредителей, болезней и сорняков тысячу тонн гербицидов и пестицидов.
Скорректировать структуру посевных площадей зерновых культур, разместить их по лучшим предшественникам. Освободившиеся за счет этого средства направить на приобретение удобрений, горюче-смазочных материалов, других материально-технических ресурсов с целью создания оптимальных условий для достижения более высокого урожая на остальных площадях.
Заготовить в зимовку не менее 2700 тыс.т кормовых единиц грубых и сочных кормов. Для увеличения производства высокобелковых кормов приступить к реализации программы по выращиванию в крае сои на основе сортов и технологий АНИИЗиСа.
Для увеличения производства растениеводческой продукции намечается осуществить следующие меры:
- улучшить агротехнику выращивания;
- внедрить прогрессивные технологии и новые высокоурожайные сорта и гибриды, в т.ч. иностранной селекции;
- улучшить систему семеноводства, довести производство семян до требуемых объемов;
- обеспечить максимальное размещение посевов овощных семян на орошаемых землях;
- повысить уровень механизации уборочных работ овощных культур и картофеля;
- осуществить строительство и реконструкцию сооружений защищенного грунта для овощных культур;
- усовершенствовать организацию заготовок, торговли, переработки и хранения продуктов растениеводства.
Особое внимание сосредоточить на повышении эффективности орошаемых земель, обеспечить достаточное финансирование ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах из местного бюджета.
Администрации края компенсировать часть затрат на электроэнергию, используемую для производства кормов на поливных землях в сумме 5,4 млрд.руб.
3.2. Животноводство
Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства, дающей около 60% товарной продукции.
Основная масса животноводческих помещений введена в эксплуатацию до 1980 г. Принятые на них технологии устаревают, комплексы машин, оборудование и инженерные сети изношены и требуют срочной замены или реконструкции.
Начиная с 1990 г., в общественном секторе значительно сократилось производство всех видов продукции животноводства. Ухудшились другие качественные показатели отрасли.
Резко сокращается поголовье животных, особенно свиней и овец.
В упадок приходят племенные хозяйства.
В сложном положении оказались птицефабрики, комплексы, крупные свиноводческие и другие специализированные хозяйства, где из-за отсутствия или недостаточности земель производство ведется в основном за счет непомерно дорогих покупных кормов.
Перестают функционировать специализированные хозяйства по откорму скота.
Слабыми остаются кормовая база животноводства и подготовка кормов к скармливанию. В хозяйствах края, за исключением птицефабрик, не производится переработка зерна на комбикорма или обогащение зерносмеси в собственных цехах.
В крае нет или не хватает мощностей по производству премиксов, дрожжей, сухого жома, по сушке сыворотки, жира.
В 1995 г. для поддержки животноводства следует ввести экономический механизм дотаций и компенсаций и других форм бюджетной поддержки.
За счет укрепления кормовой и производственной базы в хозяйствах, повышения уровня организаторской работы и технологической дисциплины, введения мер экономического стимулирования необходимо:
- обеспечить получение надоев молока 2100-2300 кг на корову, среднесуточных привесов крупного рогатого скота 400-500 граммов, свиней 250-300 граммов, настриг шерсти - 2 кг на овцу в чистом волокне, тем самым сохранить объемы производства животноводческой продукции на уровне предшествующего года;
- вести реконструкцию и строительство комбикормовых цехов на животноводческих фермах и комплексах, цехов по переработке продукции животноводства в объемах имеющихся финансовых ресурсов;
- в целях сохранения поголовья племенных животных, специализированных хозяйств, как крупных предприятий промышленного типа, нормальной конкуренции среди сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности образовать сеть государственных предприятий краевой собственности с включением птицефабрик, крупных животноводческих комплексов, племенных свиноводческих и других специализированных хозяйств;
- создать в 1995 г. краевой фуражный фонд зерна в объеме 100 тыс.т для производства комбикормов как на предприятиях комбикормовой промышленности, так и непосредственно в специализированных хозяйствах края;
- на основе создания акционерных обществ, других форм организационных структур объединить комбикормовые заводы и потребителей комбикормов, соединив таким образом экономические интересы хозяйствующих объектов в целях увеличения производства животноводческой продукции;
- выделить 3 млрд.руб. на проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, а также оздоровление ферм от инфекционных заболеваний.
Для разграничения хозяйственных и инспекторских функций реорганизовать ветеринарную службу края.
В целях технологического укрепления отрасли животноводства Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации края, руководителям акционерных обществ, товариществ, предприятий обслуживающей и перерабатывающей промышленности направить свою деятельность на дальнейшее внедрение ресурсосберегающих технологий, сокращение издержек производства.
В молочном скотоводстве определить перспективный переход на беспривязное содержание животных с внедрением машинных технологий нового поколения, значительно сокращающих затраты труда и характеризующихся высокой производительностью и надежностью. Изготовление машин и оборудования разместить на ремонтных предприятиях АПК.
Совершенствовать заключительный откорм скота в специализированных хозяйствах с высоким уровнем технологии, обеспечивающих привесы не ниже 700 граммов. Увеличивать сеть убойных пунктов и мясоперерабатывающих цехов.
Наряду с отработанными в крае технологиями содержания овец апробировать в ряде овцеводческих хозяйств перевод на круглогодовое пастбищное содержание с использованием позднелетних посевов кормовых культур для зимнего кормления в поле.
В птицеводстве и свиноводстве на основе финансовой поддержки и повышении цен на реализуемую продукцию осуществлять меры, направленные не только на стабилизацию, ни и увеличение производства продукции и переход хозяйств на самофинансирование.
В целях защиты собственных интересов и согласованных действий по реализации продукции продолжить работу по созданию и расширению краевых (региональных) ассоциаций (союзов) производителей молока, шерсти, говядины, свинины, баранины и другой продукции с возможным включением в них предприятий переработки.
Вести механизм хозяйственного регулирования финансовой поддержки племенным и специализированным хозяйствам, сельскохозяйственным предприятиям через объединяющие их ассоциации, объединения, агроформирования.
3.3. Пищевая и перерабатывающая промышленность
Для стабилизации работы пищевых и перерабатывающих отраслей продолжить переоснащение современными безотходными технологиями и оборудованием перерабатывающих предприятий, выпускающих конкурентноспособную продукцию, снижающую стоимость переработки.
Для ликвидации монополизма в перерабатывающей промышленности продолжить совместную работу товаропроизводителей и переработчиков по созданию холдинговых, трастовых компаний, ассоциаций, акционерных обществ, объединений.
Активно использовать в интересах производителей базу заготовок, хранения и переработки потребительской кооперации, создавая на ее основе совместные с сельхозтоваропроизводителями предприятия.
Решить в Правительстве РФ вопросы пересмотра налогообложения, снижения отчислений от прибыли, снижения акцизов, отмены налогов на продукты, вырабатываемые из вторичных ресурсов, детского питания, своевременного авансирования под готовую продукцию, поставляемую в федеральный фонд. Администрации края выступать гарантом по кредитным ресурсам под предоставляемые бизнес-планы.
3.4. Энергетика и механизация
Одной из причин сложившейся в АПК кризисной ситуации является слабая энерговооруженность сельхозпредприятий. Возрастает нагрузка на тракторы и другую сельскохозяйственную технику. Износ техники составляет 50-50%.
Чтобы улучшить техническую оснащенность хозяйств, повысить уровень эксплуатации и увеличить сроки службы и надежность машин и оборудования, администрации края следует решить в 1995 г. вопросы создания единой инженерной службы в районах путем объединения на договорных началах инженерных служб акционерных обществ, агроснабов, ремонтно-технических предприятий, других обслуживающих организаций с целью оптимизации их состава и размещения на территории края и снижения расходов обслуживающей сферы.
Законодательно ограничить предельный уровень наценки торгово-посредническим организациям.
За счет лизинга и создания совместных предприятий с инофирмами внедрить систему современных высокопроизводительных машин, значительно сокращающих число технологических операций и обеспечивающих высокое качество всех работ.
Своевременно подготовить сельскохозяйственную технику к весенне-полевым и уборочным работам, для чего обеспечить хозяйства запасными частями и ремонтными материалами.
Увеличить номенклатуру изготавливаемых и восстанавливаемых на ремонтно-технических предприятиях деталей.
3.5. Научное обеспечение
Научное обеспечение - необходимое условие устойчивого роста производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
Основными направлениями деятельности научных учреждений края являются:
- совершенствование систем земледелия на агроландшафтной основе, разработка энергосберегающих, экологически безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, эффективное использование традиционных и альтернативных приемов обеспечения растений питанием и интегрированных систем защиты растений от вредных организмов;
- селекционная работа по созданию новых, адаптивных для условий края сортов сельскохозяйственных культур, прежде всего - пшеницы;
- организация первичного семеноводства и размножения семян зерновых, бобовых, масличных и кормовых культур для планомерной сортосмены и сортообновления;
- оптимизация использования минеральных и органических удобрений, применение средств защиты растений от вредителей и болезней с целью получения высоких результатов по производству зерновых культур с минимальными затратами;
- совершенствование породного состава животных по основным направлениям производства животноводческой продукции и сырья, повышение эффективности алтайского животноводства при структурной перестройке отрасли, внедрение достижений научно-технического прогресса;
- дальнейшая разработка экономического механизма хозяйствования в условиях рыночной экономики, направлений аграрной реформы, реформирования системы управления;
- развитие консультационной деятельности на базе создаваемой в крае информационно-консультационной службы в составе Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
Администрации края, Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия совместно с ведущими институтами провести работу по совершенствованию структуры аграрных НИУ и обеспечению их финансированием. Внести в краевой бюджет отдельную строку "финансирование научного обеспечения АПК края".
4. Управление агропромышленным комплексом
В условиях рыночной экономики, полной экономической самостоятельности коллективных хозяйств и частных товаропроизводителей совершенствуется система управления агропромышленным комплексом.
Управление агропромышленным комплексом и регулирование его развития осуществляется как единое целое, с разделением функций государственного и хозяйственного управления.
Государственное управление АПК осуществляет Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации края, в ведение которого соответственными решениями переданы функции государственного управления АПК, как структурного органа власти администрации края, которое проводит аграрную реформу, создает благоприятные условия для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей края, содействует развитию аграрной науки и распространению передовых технологий и новых методов хозяйствования, организует подготовку кадров для АПК и в пределах своей компетенции осуществляет правовое регулирование хозяйственной деятельности.
Главное управление сельского хозяйства и продовольствия проводит на территории края в интересах сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности экономическую политику, мониторинг цен, изучение и формирование продовольственного рынка, рынка материально-технических ресурсов и услуг, кредитную и инвестиционную политику, подготовку кадров с целью их адаптации в рыночной экономике.
Аналогичные функции, в пределах своей компетенции, осуществляют управления сельского хозяйства и продовольствия администраций районов.
Сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия перерабатывающих и обслуживающих отраслей, организации и предприятия потребкооперации на добровольных началах создают кооперативные и акционерные агропромышленные объединения и другие формирования (фирмы, концерны, комбинаты и корпорации), функционирующие на принципах хозяйственного самоуправления. Эти органы во взаимодействии с государственными органами управления координируют деятельность хозяйств, представляют и защищают их интересы.
Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации края совместно с другими органами государственной власти создает условия для деятельности хозяйствующих субъектов на основе взаимных договорных обязательств с полной экономической ответственностью.
5. Социальная политика
Жизненный уровень сельского населения за последние годы значительно понизился. Проводимые на селе преобразования в основном направлены на реформирование отношений к собственности, земле, на становление новых форм хозяйствования. Создание условий ускоренного развития социальной сферы, повышение доходности сельского населения осуществляются без поддержки государства. Отсталая сельская инфраструктура последнее время развивается крайне медленными темпами.
Покупательный спрос сельского населения упал по сравнению с началом последнего десятилетия более чем в два раза. Ввод жилья, строительство дорог, линий электропередач, объектов культурно-бытового, медицинского и другого назначения снизился по сравнению с городской инфраструктурой в 7-10 раз.
Предлагаемые настоящей Программой меры по стабилизации сельскохозяйственного производства края невозможно осуществить без изменения социальной идеологии на селе.
Социальное обустройство алтайского села в 1995 г. включает следующие основные мероприятия:
- завершить передачу объектов социальной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий, предприятий перерабатывающих и обслуживающих отраслей органам местного самоуправления и обеспечить бесперебойное функционирование школ, медицинских учреждений и других социальных объектов;
- продолжить газификацию сел. На эти цели направить 132,5 млрд.руб. капвложений;
- за счет средств краевого бюджета предусмотреть финансирование:
- строительства на селе дорог, объектов связи и электрификации;
- строительства жилых домов, школ, медицинских учреждений и других социальных объектов.
Органам местного самоуправления создать фонды социального развития села за счет привлечения средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающих и обслуживающих отраслей. Содействовать развитию индивидуального жилищного строительства.
Хозяйствующим объектам, используя меры экономической поддержки, заложенные в данной Программе, обеспечить повышение уровня и увеличение объемов производства и на этой основе значительно сократить разрыв в оплате работников сельского хозяйства и работников отраслей промышленности, повысить доходность сельского населения.
6. Кадровая политика
Принципиальное значение, наряду с экономическими, организационными и технологическими мерами стабилизации сельскохозяйственного производства, имеет подготовка кадров для обеспечения работы предприятий, фермерских и других хозяйств в условиях рыночной экономики. Вводится система переподготовки кадров в 1995 г. и последующих годах применительно к современным условиям и в целях выполнения данной Программы.
На базе школы управления агропромышленным комплексом, факультета повышения квалификации аграрного университета организовать подготовку менеджеров.
Аграрный университет и сеть сельскохозяйственных техникумов и колледжей продолжают подготовку и переподготовку специалистов высшей и средней квалификации на базе интеграции образования, производства и науки.
Подготовка и переподготовка кадров управления агропромышленным комплексом края, рабочих массовых профессий и особенно фермеров, способных к самостоятельному образованию, повышению квалификации на протяжении всей своей трудовой деятельности, - одна из основных функций администрации края и отраслевых органов государственного управления, организующих и контролирующих обучение по новым, скорректированным программам, обеспечивающих удовлетворение потребности сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий АПК в кадрах, в т.ч. интегрированных профессий, на основе прогнозных оценок динамики движения кадров, тенденций в развитии отраслей агропромышленного комплекса.
Утверждено
приложение 1
к постановлению краевого
Законодательного Собрания
от 14 марта 1995 г. N 52
Мероприятия
по выполнению программы поддержки агропромышленного
комплекса Алтайского края на 1995 и последующие годы
-------------------------------------------------------------------------
NN| |Срок | Ответственные
пп| Наименование мероприятий |исполнения| исполнители
--|-----------------------------------|----------|-----------------------
1 | 2 | 3 | 4
-------------------------------------------------------------------------
I. Аграрная реформа, земельные отношения, приватизация
1. Совершенствовать организационные 1995 г. Главное управление
формы сельхозпроизводства с учетом сельского хозяйства
формирования многоукладного сель- и продовольствия
ского хозяйства, при обеспечении администрации края
свободного выбора работниками форм
собственности и форм
хозяйствования
2. В соответствии с Указом Президента Комитет по управлению
от 20 декабря 1994 г. N 2205 "Об имуществом
особенности приватизации предприя- администрации края
тий по первичной переработке
сельскохозяйственной продукции, произ- Главное управление
водственно-техническому обслужива- сельского хозяйства
нию и материально-техническому и продовольствия
обеспечению агропромышленного ком- администрации края
плекса " обеспечить передачу
(продажу) контрольного пакета акций
товаропроизводителям:
- сахарных заводов I квартал Администрации городов
1995 г. и районов края
- предприятия перерабатывающей II квартал
промышленности 1995 г.
- предприятия материально-техни- II квартал
ческого обеспечения 1995 г.
3. Создать информационно-маркетинго- 1995- Комитет по земельным
вый центр "Земельный рынок" при 1996 гг. ресурсам и
комитете по земельным ресурсам и землеустройству
землеустройству Администрация края
4. Создать земельный банк IV квартал Комитет по земельным
1995 г. ресурсам и
землеустройству
Администрация края
5. Проводить инвентаризацию земель постоянно Комитет по земельным
всех населенных пунктов, меж- ресурсам и
хозяйственное землеустройство и землеустройству
выдачу правовых документов всем
землепользователям, землевла- Органы местного
дельцам, собственникам земли и самоуправления
арендаторам
6. Разработать перспективный план 1995 г. Комитет по земельным
проведения в крае аэрофотогео- ресурсам и
дезических, топографических, землеустройству
проектно-изыскательских и
других работ, направленных на
обеспечение землеустройства
II. Формирование продовольственных ресурсов,
создание системы оптовых продовольственных
рынков
7. В соответствии с Законом РФ I квартал Администрация края
"О закупках и поставках сельско- 1995 г. Администрации городов
хозяйственной продукции, сырья и и районов края
и продовольствия для
государственных нужд":
- обеспечить заключение и
финансирование договоров на
закупку и поставку продоволь-
ствия для формирования
регионального фонда
- ввести гарантированные цены на
сельскохозяйственную продукцию
растениеводства, поставляемую в
госресурсы, в соответствии с
заключенными договорами,
произвести авансирование в размере
25% не позднее марта 1995 года
по завершению весенне-полевых
работ
8. В соответствии с Постановлением I квартал Администрация края
Правительства РФ N 1121 1995 г.
"О Федеральной продовольственной
корпорации и оптовых рынках"
образовать региональную
продовольственную корпорацию при
администрации края
9. Учредить акционерное общество II квартал Администрация края
"Оптовые продовольственные рынки 1995 г. Администрации городов
Алтая" и районов края
10. Учредить акционерное общество до 1.05 Администрация края
"Оптовый продовольственный рынок" 1995 г. Администрация
в г.Барнауле. Разработать проект г.Барнаула
реконструкции и технического
оснащения существующих и строя- Крайпотребсоюз
щихся объектов инфраструктуры
оптового продовольственного
рынка
11. Обеспечить заключение договоров I квартал Администрация края
с регионами Сибири на поставку 1995 г. Главное управление
необходимых материально-техни- сельского хозяйства
ческих ресурсов в обмен на и продовольствия
сельскохозяйственное сырье и администрации края
продовольствие с последующим
оформлением фьючерсными
контрактами под гарантии
администраций регионов
III. Бюджетная, кредитная, налоговая
и ценовая политика
12. Создать фонд поддержки агро- I квартал Краевое Законодатель-
промышленного комплекса за счет: 1995 г. ное Собрание
- отчислений в размере 50% от Комитет по финансам,
спецналога(1,5%) введенного налоговой и кредитной
Правительством РФ и оставляемого политике
на территории края, а также
дополнительно вводимого в крае
спецналога 1,5 процента от
объема реализации продукции, работ,
услуг и 0,05% объема розничного
товарооборота
- отчислений 50% от целевого сбо- -"- -"-
ра на строительство мостового
перехода через р.Обь;
- отчислений 50% экологического Краевое Законодатель-
фонда; ное Собрание
Комитет по финансам,
налоговой и кредитной
политике
- средств краевого бюджета в
размере 16,0 млрд. рублей, сформиро- -"- -"-
ванного из отчислений 20%
прироста НДС по продовольственным
товарам и 10% прироста налога на
имущество предприятий и
физических лиц
13. Обеспечить дотирование животно- 1995 г. Комитет по финансам,
водческой продукции за счет налоговой и кредитной
средств краевого бюджета политике
14. Войти с законодательной инициати- до 1.04. Краевое Законодатель-
вой в Правительство РФ о разрешении 1995 г. ное Собрание
резервирования 25-30% поступлений Администрация края
денежных средств от всех видов
деятельности предприятий и хозяйств
АПК в 1995 г. для выплаты
заработной платы, независимо от любых
платежей (в т. и в бюджет)
15. Выделить союзу крестьянских (фер- I квартал Комитет по финансам,
мерских) хозяйств сельхозкоопера- 1995 г. налоговой и кредитной
тивов Алтая денежные средства для политике
приобретения акций второй эмиссии
страховой компании "АСКО-АГРО" за
счет бюджета по статье "Поддержка
фермерских хозяйств"
16. Войти с предложением в Минсельхоз- I квартал Краевое Законодатель-
прод РФ о компенсации 50 процентов 1995 г. ное Собрание
расходов на транспортировку кормов Главное управление
по хозяйствам, пострадавшим от сельского хозяйства
стихийных бедствий в 1994 г. и продовольствия
администрации края
17. В целях эффективного использования до 1.04. Администрация края
мощностей сахарных заводов и обес- 1995 г. Главное управление
печения сахаром жителей края до- сельского хозяйства
биться выделения кредитных и продовольствия
ресурсов для приобретения сахара- администрации края
сырца в объеме 50-80 тысяч тонн
18. В соответствии с Федеральным Зако- I квартал Администрация края
ном "О закупках и поставках сель- 1995 г. Главное управление
скохозяйственной продукции, сырья сельского хозяйства
и продовольствия для государствен- и продовольствия
ных нужд", подготовить и внести в администрации края
краевое Законодательное Собрание
предложения об установлении
нормативного соотношения стоимости
закупаемого сырья, затрат на его
переработку и реализацию, об
ограничении наценок в снабженческих и
торговых организациях. Обеспечить
контроль за его выполнением
19. Обеспечить финансовую поддержку постоянно Комитет по финансам
производства сельскохозяйственной налоговой и кредитной
продукции за счет выделения ассиг- политике
нований по Семипалатинской про- Комитет
грамме на приобретение малотоксич- "Алтайкомрадиация"
ных и высокоэффективных пестицидов
20. Определить виды деятельности# на март Администрация края
которые сельскохозяйственным пред- 1995 г. (Сидоров А.Г.),
приятиям предоставляются льготы на краевое
получение лицензий Законодательное
Собрание
21. В соответствии с Постановлением I квартал Главное управление
Совета администрации края "О не- 1995 г. сельского хозяйства
отложных мерах по стабилизации и продовольствия
свеклосахарного производства края администрации края
в 1995-1996 годах" N -----------
от 30 января 1995 года войти с
предложением в краевое
Законодательное Собрание, краевую
межведомственную энергетическую
комиссию, Алтайское отделение
железной дороги об освобождении
сахарных заводов на период переработки
сахарной свеклы от дорожного
налога, об установлении тарифов на
электроэнергию на уровне
сельхозпредприятий и снижении
железнодорожного тарифа на 50 процентов.
22. Ввести систему ценового мониторинга II квартал Главное управление
на продовольствие и сельскохозяй- 1995 г. сельского хозяйства
ственное сырье и продовольствия
администрации края
23. В сельскохозяйственных и промыш- 1995 г. Главное управление
ленных предприятиях снизить затра- сельского хозяйства
ты на производство продукции не и продовольствия
менее 15 процентов за счет умень- администрации края
шения накладных расходов, снижения Администрации
материалоемкости, передачи учреж- городов и районов
дений соцкультбыта, структурной края
перестройки усиления хозрасчета
24. Обеспечить выполнение постановления 1995 г. Комитет по финансам
Правительства РФ от 22 декабря налоговой и кредитной
1993 г. N 1325 "О финансировании политике
объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения,
передаваемых в ведение местных
органов исполнительной власти при
приватизации предприятий" в части
передачи и финансирования этих
объектов, находящихся на балансе
сельхозпредприятий
IV. Производство
25. Продолжить осуществление федераль- 1995 г. Главное управление
ных целевых программ "Плодородие", сельского хозяйства
"Возрождение российской деревни", и продовольствия
"Детское питание", "Рыба", "Воз- администрации края
рождение российского льна" Комитет по финансам
налоговой и кредитной
политике
26. В целях максимального использования 1995- Главное управление
аграрного потенциала края обеспе- 2000 гг. сельского хозяйства
чить приоритетное освоение проектов и продовольствия
интенсивных технологий выращивания администрации края
сельскохозяйственных культур с АО "Алтайагропромснаб"
участием иностранных фирм: АО "Алтайагрохимия"
АО "Алтайзернопродукт"
- по зерновым культурам на площади 1995- Корпорация "Агросиб"
2 млн.га довести к 2000 году 2000 гг. Администрации районов
объемы реализации высококаче- края
ственного зерна до 3 млн. тонн;
- по сахарной свекле на площади 1995- -"-
35 тысяч гектаров с урожайностью 2000 гг.
не менее 200 ц/га и на площади
10-15 тысяч гектаров с
урожайностью 300-350 ц/га
- по подсолнечнику на площади 1995- Главное управление
50 тыс.гектаров. Довести объемы 2000 гг. сельского хозяйства
производства подсолнечника и и продовольствия
других масличных культур до администрации края
150-200 тысяч тонн АО "Алтайагропромснаб"
АО "Алтайагрохимия"
АО "Алтайзернопродукт"
Корпорация "Агросиб"
Администрации районов
края
27. Обеспечить выполнение краевой про- 1995- Главное управление
граммы "Кукуруза" на зерно" для 1996 гг. сельского хозяйства
увеличения валовых сборов фуражного и продовольствия
зерна и обеспечения нужд края в администрации края
семенах кукурузы НПФ "Алтайкукуруза"
АО "Алтайагрохимия"
Администрации районов
края
28. Разработать и осуществить програм- I полугод. Главное управление
му по восстановлению и нормальному 1995 г. сельского хозяйства
функционированию животноводческих и продовольствия
комплексов и птицефабрик края администрации края
29. Сформировать фуражный фонд для вы- II полугод.Главное управление
работки комбикормов специализиро- сельского хозяйства
ванным животноводческим хозяйствам и продовольствия
и птицефабрикам в объеме 100 тысяч администрации края
тонн зерна
30. Для наращивания мощностей специали- 1995 г. Главное управление
зированных хозяйств по выращиванию сельского хозяйства
и откорму крупного рогатого скота и продовольствия
отработать систему взаимоотношений администрации края
хозяйств поставщиков молодняка и
спецхозов, оказывать финансовую
помощь для комплектования спецхозов
скотом
31. Совместно с иностранными фирмами 1995 г. Администрация края
создать совместные предприятия по Главное управление
производству сельскохозяйственных сельского хозяйства
машин нового поколения для посева и продовольствия
и уборки сахарной свеклы, подсол- администрации края
нечника и кукурузы на предприятиях
агропромышленного комплекса края
32. Реформировать инженерно-техническую 1995 г. Главное управление
и снабженческую службы края с целью сельского хозяйства
значительного сокращения затрат на и продовольствия
производство ремонтных работ, улуч- администрации края
шения сервисного обслуживания
33. Организовать на промышленных пред- 1995 г. Главное управление
приятиях края изготовление необходи- сельского хозяйства
мых запасных частей и изделий произ- и продовольствия
водственно-технического назначения администрации края
34. Сформировать программу и обеспечить 1995 г. Научные предприятия
выполнение научно-исследовательских Главное управление
и хоздоговорных работ по основным сельского хозяйства
направлениям научно-технического и продовольствия
прогресса в сельскохозяйственном администрации края
производстве края. Осуществить
научное обеспечение целевых программ
федерального и регионального
значения, предусмотрев их финансирование
35. Провести учебу руководителей и спе- I квартал Главное управление
циалистов управлений сельского хо- 1995 г. сельского хозяйства
зяйства и продовольствия, коллек- и продовольствия
тивных хозяйств по вопросам аграрной администрации края
реформы и рыночным отношениям
V. Законодательная деятельность
36. Подготовить и внести на рассмотре- I полугод. Комитет краевого За-
ние краевого Законодательного Соб- 1995 г. конодательного Собрания
рания следующие законопроекты: по экономической поли-
1. О региональной программе аграрной тике, собственности,
реформы и регулирования земельных природопользованию и
отношений в сельском хозяйстве земельным отношениям
2. О региональной продовольственной I полугод. Администрация края
политике 1995 г. Главное управление
3. О производственной и сервисной I полугод. сельского хозяйства
кооперации 1995 г. и продовольствия
администрации края
4. О региональном фонде финансовой I квартал
поддержки АПК 1995 г. -"-
5. Об аграрных предприятиях, личных 1995 г. Законодательное
подсобных хозяйствах населения, Собрание
сельских промыслах и потребитель- Администрация края
ской кооперации Главное управление
сельского хозяйства
6. О семенах до 1.05 и продовольствия
1995 г. администрации края
7. О закупках и поставках сельхоз- II квартал -"-
продукции, сырья и продо воль- 1995 г.
ствия для государственных нужд
8. Об установлении единого земель- II полугод.
ного налога 1995 г. -"-
9. О государственных предприятиях I полугод. -"-
1995 г.
10. О племенном деле 1995 г. -"-
Примечание: Проекты региональных нормативных документов предлагается разрабатывать на основе принятых федеральных нормативных актов и разработанных федеральных законопроектов с учетом особенностей края.
Утверждено
приложение 2 к
постановлению краевого
Законодательного Собрания
от 14 марта 1995 г. N 52
Положение
о краевом фонде финансовой поддержки
агропромышленного комплекса
1. Краевой фонд финансовой поддержки агропромышленного комплекса (далее - фонд) создается в целях содействия государственной политике в аграрном секторе Алтайского края, аккумулирования финансовых ресурсов для финансирования целевых программ, создания условий для эффективного ведения производства в сельском хозяйстве края, его структурной перестройки.
2. Фонд не является юридическим лицом.
Средства фонда являются составной частью бюджета края. Указанные средства поступают в фонд путем их перечисления в бюджет края и используются на цели, предусмотренные настоящей Программой.
3. Средства фонда формируются за счет:
- отчислений в размере 50% от спецналога вводимого Правительством РФ и оставляемого на территории края, а также дополнительно вводимого в крае целевого сбора с юридических лиц, в размере 1,5% от объема реализации продукции, работ и услуг и 0,05% от объема розничного товарооборота( согласно Положению "О целевом сборе для финансовой поддержки АПК);
- 50% отчислений от целевого сбора на строительство мостового перехода через р.Обь;
- отчислений 50% экологического фонда;
- средства краевого бюджета в сумме 16 млрд.руб., сформированных из отчислений 20% прироста НДС по продовольственным товарам и 105 прироста налога на имущество предприятий и физических лиц.
4. Средства фонда расходуются на финансирование:
- целевых программ;
- освоение интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур;
- лизинг техники.
Иные направления расходования средств фонда определяются администрацией края, Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
5. Средства выделяются из фонда на основе следующих принципов:
- возвратности;
- гласности;
- информативности.
6. Изменение размеров отчислений и источников финансирования принимает Законодательное Собрание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 14 марта 1995 г. N 52 "О Программе поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы"
Текст Постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, март 1995 г., N 8, стр.45
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 марта 2009 г. N 124 настоящее Постановление признано утратившим силу