Постановление Администрации Алтайского края от 15 марта 1995 г. N 81
"О программе по формированию системы управления подготовкой и переподготовкой кадров в крае"
Постановлением Администрации Алтайского края от 3 апреля 2003 г. N 172 настоящее Постановление признано утратившим силу
Заслушав информацию заместителя Главы администрации края, председателя комитета администрации края по труду А.К.Мишина, постановляю:
1. Одобрить программу по формированию системы управления подготовкой и переподготовкой кадров в крае (прилагается).
2. Согласиться с предложением комитета администрации края по труду о создании регионального Координационного совета при администрации края по подготовке и переподготовке кадров.
Поручить А.К.Мишину, заместителю Главы администрации края, председателю комитета администрации края по труду в месячный срок подготовить Положение "О координационном совете" и внести предложения по персональному составу совета.
3. Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике (А.Г.Алейников) выделить комитету по труду из резервного фонда администрации края 25 млн. рублей на организационно-технические мероприятия по реализации программы.
4. Комитетам администрации края: по труду (А.К.Мишин), по экономике (А.Г.Сидоров), по занятости населения (А.Т.Мельник), по образованию (В.В.Сковородников) принять необходимые меры по реализации программы, проводить систематический сбор и анализ информации о ходе ее выполнения.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации края А.К.Мишина.
Первый заместитель Главы
администрации края |
В.С.Германенко |
Программа по формированию системы
управления подготовкой и переподготовкой кадров в крае
(утв. постановлением Администрации края от 15 марта 1995 г. N 81)
Цели и задачи разработки программы
Актуальность проблемы продиктована следующими обстоятельствами:
во-первых, вхождение российской, в том числе и алтайской экономики в рыночные отношения происходит весьма болезненно и пока практически стихийно;
во-вторых, вхождение в рыночные отношения привело к непредсказуемым результатам - полной или частичной остановке предприятий государственного сектора экономики;
в третьих, непродуманные меры по вхождению в рынок привели к скачку безработицы - явной, скрытой и потенциальной;
в четвертых, предприятия указанного выше сектора экономики и других организационно-правовых форм практически полностью отказались от подготовки кадров;
в-пятых, значительно ослаблено государственное регулирование и финансирование подготовки кадров.
Методология, методы исследования проблемы
и объективная необходимость разработки программ
Методической основой данного исследования и разработки краевой программы по формированию системы управления подготовкой и переподготовкой кадров явились нормативно-законодательные акты Российской Федерации, решения Алтайской краевой администрации, научные труды ученых по данной проблеме, фактический и статистический материал краевого статистического управления, собственные результаты исследования по данной проблеме прошлых лет; выборочные социологические исследования.
Цель исследования
Цель исследования состояла в анализе сложившихся процессов в области подготовки и переподготовки кадров специалистов для края, разработке краевой программы по формированию системы управления подготовкой и переподготовкой кадров и механизма управления этими процессами.
Задачи исследования
1. Определить роль и значение форм и методов подготовки.
2. Определить влияние социально-экономических факторов на процессы подготовки и переподготовки кадров.
3. Определить преимущества и недостатки действующей системы подготовки и переподготовки кадров.
4. Изучить первичную статистическую информацию.
5. Изучить механизм управления подготовкой кадров.
6. Изучить потребность края в профессиях с учетом требований рынка.
Предметом исследования явилась действующая система подготовки и переподготовки кадров и социально-экономические процессы# положительно и отрицательно влияющие на ее эффективность.
Объектом исследования явились хозяйственный комплекс Алтайского края, отраслевые и межотраслевые комплексы и предприятия, высшие учебные заведения.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что действующий механизм подготовки кадров не отвечает требованиям рыночной экономики. Все частные гипотезы использовались для подтверждения или опровержения главной гипотезы методами социально-экономических исследований или экспериментальной проверки.
Научная и практическая значимость исследования программы
1. Впервые на краевом уровне проведено комплексное исследование социально-экономических проблем в системе подготовки и переподготовки кадров.
2. Проанализированы объективные и субъективные предпосылки, отрицательно влияющие на систему подготовки и переподготовки кадров, которые ранее не рассматривались в научно-методической литературе.
3. Разработан прогноз перспективных потребностей края в профессиях с учетом требований рынка.
4. Теоретически обоснована необходимость практического использования форм подготовки кадров.
5. Разработаны методические и практические подходы планирования подготовки кадров.
В условиях перехода нашей экономики и общества в целом к рыночным отношениям резко обострились противоречия в области управления человеческими ресурсами, как в масштабе России, так и в масштабе краев и областей Западно-Сибирского региона.
Происходит явное и скрытое высвобождение персонала. В таких условиях необходима не только социальная поддержка безработных и малообеспеченных, но, в первую очередь - предупреждение роста безработицы. А это требует усиления внимания к изменению системы подготовки и переподготовки кадров, новых подходов к постановке профессионального обучения непосредственно на производстве. Необходимо проведение активной политики на рынке труда, использующей обучение персонала и профессиональную подготовку в качестве средств содействия эффективной занятости и предупреждения массовой безработицы.
Сложившаяся организация, содержание и качество повышения квалификации и переподготовки кадров не отвечают условиям рыночной экономики, им не уделяется должного внимания.
Сегодня очевидны признаки того, что традиционная система обучения на предприятиях рушится. За последние 5 лет число рабочих и служащих, повысивших квалификацию, сократилось в 3-4 раза, руководителей и специалистов - в 2 раза, а профессии, приобретаемые на рабочем месте, быстро устаревают.
Отсутствует общегосударственный подход к организации повышения квалификации, нет закона о дополнительном образовании.
Нельзя допустить консервации низкого уровня квалификации работников, поскольку квалификационный дефицит может стать серьезным препятствием для сохранения и приобретения рабочего места, а также экономического роста.
В связи с этим необходимо формирование современной системы образования взрослых, в том числе на краевом уровне, поощрение активности предприятий в обучении и повышении квалификации используемой рабочей силы.
Результаты исследования данной проблемы дают основание выработать основные направления ее реализации на всех уровнях управления экономикой края.
I. В области управления системой подготовки
и переподготовки кадров
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Ответственный за |
|п/п | | | исполнение |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 1. | Разработать структуру управ-| | |
| |ления системой подготовки и | | |
| |переподготовки кадров для | | |
| |всех уровней управления | | |
| |(край, город, район, пред- | | |
| |приятия различных организа- | | |
| |ционно-правовых форм | до 01.05.95 г. | АГУ |
| |собственности) | | |
| | | | |
| | | | |
| 2. | Разработать классификатор и | | |
| |модели управления для всей | | |
| |иерархии управления подготов-| до 01.10.95 г.| АГУ |
| |ки и переподготовки кадров. | | |
| | | | |
| | | | |
| 3. | Организовать подготовку кад-| | |
| |ров специалистов в области | | |
| |подготовки и переподготовки | до 01.07.96 г.| АГУ |
| |кадров | | |
| | | | |
| | | | |
| 4. | Создать региональный Коорди-| | |
| |национный совет при админи- | | |
| |страции Алтайского края по | до 01.07.95 г.| Админ. края |
| |подготовке и переподготовке | | |
| |кадров | | |
---------------------------------------------------------------------/
II. В области оценки и формирования потребностей
края в подготовке кадров
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Ответственный за |
|п/п | | | исполнение |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 1. |Создание информационной сис- | в течение |Комитет адми- |
| |темы обеспечения потребностей| года |нистрации края |
| |кадров предприятий в обучении| |по труду |
| 1.1|Определение состава исполни- |I квартал | -"-"- |
| |телей и источников финансиро-|1995 года | |
| |вания работ по созданию сис- | | |
| |мы | | |
| 1.2|Подготовка и издание приказа | -"-"- | -"-"- |
| |о начале работы | | |
| 2. |Проектирование информационной| | |
| |системы обеспечения потребно-| | |
| |сти: | | |
| 2.1|Разработка технического зада-| | |
| |ния на систему, определяющего| В соответствии | В соответствии |
| |назначение системы, требова- | со сроками, | с составом ис- |
| |ния к функционированию и ви- | указанными в | полнителей, |
| |дам ее обеспечения (организа-| приказе | определенным |
| |ционному, информационному, | | приказом |
| |техническому, программному), | | |
| |а также этапы и сроки разра- | | |
| |ботки и внедрения системы. | | |
| 2.2| Разработка технорабочего | В соответствии | -"-"- |
| | проекта системы, содержащего| со сроками, | |
| | проектные решения по комп- | указанными в | |
| | лексу технических средств, | техническом | |
| | организационной структуре | задании | |
| | управления, алгоритмами | | |
| | решения задач, системе прог-| | |
| | раммного обеспечения как | | |
| | общего, так и специального | | |
| | по организации информацион- | | |
| | ной базы, системе классифи- | | |
| | кации и кодирования, формам | | |
| | ввода информации | | |
----+-----------------------------+----------------+-----------------|
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Ответственный за |
|п/п | | | исполнение |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 3. |Внедрение информационной | IV квартал | -"-"- |
| |системы обеспечения потреб- | 1995 г. | |
| |ности в эксплуатацию: | | |
| 3.1|опытная эксплуатация системы | -"-"- | |
| |на контрольном примере | | |
| 3.2|создание реальной информа- | -"-"- | |
| |ционной базы | | |
| 3.3|эксплуатация системы в | 1996 г. | |
| |реальных масштабах | | |
| 4. |Проведение мониторинга за- | раз в полгода |Комитет по за- |
| |нятости населения в зависи- | |нятости населе- |
| |мости от места проживания | |ния, Алтайский |
| | | |Краевой центр |
| | | |профориентации |
| 5. |Проведение мониторинга ва- | |Комитет по труду,|
| |кансий рабочих мест на пред- | -"-"- |комитет по заня- |
| |приятиях в зависимости от | |тости населения |
| |отрасли или формы собствен- | | |
| |ности | | |
| 6. |Составление прогнозов по раз-| | |
| |витию ситуации с занятостью | раз в полгода | |
| |и потребностей населения в | | -"-"- |
| |профессиях и учебных услугах | | |
| | | | |
---------------------------------------------------------------------/
III. В области развития и функционирования
рынков профессий и учебных услуг
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Ответственный за |
|п/п | | | исполнение |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 1. |Сформировать предложения | в течение |Комитеты адми- |
| |в краевое Законодательное | года |нистрации края, |
| |Собрание по разработке проек-| |Региональный |
| |та о дополнительном образова-| |центр перепод- |
| |нии | |готовки кадров |
| | | |РЦПК) |
| 2. |Подготовить и внести предло- | II квартал |Комитет по труду,|
| |жения в администрацию края | 1995 г. |РЦПК, комитет по |
| |по подготовке и повышению | |занятости населе-|
| |квалификации кадров, связан- | |ния, комитет по |
| |ных с решением первоочередных| |образованию |
| |задач по стабилизации эконо- | | |
| |мического положения края: | | |
| 2.1|Разработать предложения по | II квартал | комитет по |
| |перечню профессий, для кото- | 1995 г. | труду, РЦПК |
| |рых рекомендуется повышение | | |
| |квалификации в течение | | |
| |1-2 лет | | |
| 3. |Разработать комплексную про- | III квартал |комитет по труду,|
| |грамму подготовки, перепод- | 1995 г. |РЦПК, комитеты по|
| |готовки и повышения квалифи- | |занятости населе-|
| |кации персонала, связанного | |ния, по жилищно- |
| |с использованием газа в хо- | |коммунальному и |
| |зяйстве края | |газовому хозяй- |
| | | |ству |
| | | | |
----+-----------------------------+----------------+-----------------|
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Ответственный за |
|п/п | | | исполнение |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 4. |Организовать курсы повышения | в течение |РЦПК, комитет |
| |квалификации для специалистов| года |по поддержке |
| |и руководителей малого и | |предприниматель- |
| |среднего бизнеса | |ства |
| 5. |Организовать изучение поло- | III квартал |АТУ государстен- |
| |жений антимонопольного зако- | 1995 г. |ного комитета по |
| |нодательства в высших и сред-| |антимонопольной |
| |них специальных учебных заве-| |политике и под- |
| |дениях в составе учебных | |держке новых эко-|
| |программ подготовки специа- | |номических струк-|
| |листов | |тур РФ, Совет |
| | | |ректоров ВУЗов, |
| | | |комитет по обра- |
| | | |зованию, РЦПК, |
| | | |комитет по труду |
| 6. |Продолжить работу по созданию|в течение года |Комитет адми- |
| |в крае регионального отделе- | |нистрации края по|
| |ния Ассоциации развития пер- | |труду |
| |сонала на производстве | | |
| 7. |Организовать информационное | | |
| |обеспечение населения и сред-| | |
| |них школ о системе профессио-| | |
| |нальной подготовки и перепод-| | |
| |готовки в крае: | | |
| 7.1|Завершить работу по созданию | III квартал |комитет по труду,|
| |банка данных сети учебных за-| 1995 года |Алтайский краевой|
| |ведений, осуществляющих про- | |центр профориен- |
| |фессиональную подготовку на- | |тации |
| |селения | | |
| | общего, так и специального | | |
| | по организации информацион- | | |
| | ной базы, системе классифи- | | |
| | кации и кодирования, формам | | |
| | ввода информации | | |
----+-----------------------------+----------------+-----------------|
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Ответственный за |
|п/п | | | исполнение |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 7.2|Подготовить к изданию спра- |в течение года | Комитеты по |
| |вочник "Куда пойти учиться", | | занятости насе- |
| |включающий все профессиональ-| | ления, по труду,|
| |ные образовательные учрежде- | | по образованию, |
| |ния края(ВУЗы, средние спе- | |Алтайский краевой|
| |циальные учебные заведения, | |центр профориен- |
| |профессиональные училища, до-| |тации |
| |полнительное и послевузовское| | |
| |образование), а также про- | | |
| |фессио-графический материал | | |
| |по специальностям и профес- | | |
| |сиям | | |
| 8. |Укрепить материально-техни- |в течение года |Администрация |
| |ческую базу РЦПК | |края, АлтГТУ |
| | | | |
---------------------------------------------------------------------/
IV. В области профессионального обучения
персонала на производстве
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Ответственный за |
|п/п | | | исполнение |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 1. |Создание регионального | I полугодие |Региональное |
| |научно-методического Центра | 1995 года |отделение Ассо- |
| |по координации и организации | |циации развития |
| |профессионального обучения | |персонала (АРП), |
| |персонала предприятий и повы-| |комитет по обра- |
| |шения квалификации преподава-| |зованию админи- |
| |телей отделов технического | |страции края |
| |обучения предприятий на базе | | |
| |Ассоциации развития персонала| | |
| |(АРП) | | |
| 2. |Развитие системы внутрифир- | в течение 1995-|Региональное от- |
| |менного профессионального | 1996гг. |деление АРП, |
| |обучения персонала на пред- | |предприятия |
| |приятиях. | | |
| 3. |Создание на предприятиях под-| в течение 1995-|Региональное от- |
| |разделений по развитию персо-| 1996 гг. |деление АРП, |
| |нала | |предприятия |
| 4. |Разработка и внедрение форм | в течение 1995-|АГУ, экономичес- |
| |экономической заинтересован- | 1996 гг. |кие отделы пред- |
| |ности работников в обучении | |приятий |
| |и использовании новых навыков| | |
| |и знаний в практической рабо-| | |
| |те | | |
| 5. |Организация и проведение мо- | ежегодно |Алтайский |
| |ниторинговых исследований мо-| |краевой центр |
| |тивации к профессиональному | |профориентации |
| |обучению на предприятии | | |
| 6. |Разработка и внедрение систе-|в течение года |Алтайский |
| |мы профессионального отбора | |краевой центр |
| |на профессии и специальности | |профориентации |
| |по заявкам предприятий | | |
---------------------------------------------------------------------/
V. В области финансового обеспечения программы
/---------------------------------------------------------------------\
|N | Наименование мероприятий | Срок исполнения|Источники финан- |
|п/п | | |сирования |
|----+-----------------------------+----------------+-----------------|
| 1. |Проведение организационно- | 25 млн.руб |Резервный фонд |
| |технических мероприятий по | |администрации |
| |реализации программы | |края |
| | | | |
| 2. |Выполнение договорных работ | по договору с |Средства пред- |
| |в области подготовки и пере- | предприятиями |приятий, органи- |
| |подготовки кадров | и организациями|заций |
| | | | |
---------------------------------------------------------------------/
Программа разработана комитетом администрации края по труду совместно с комитетами администрации края по экономике, по образованию, по занятости населения, Алтайским краевым центром профориентации при участии авторского коллектива в составе:
В.П.Кокарев - чл.корр. РАЕН, Д.Э.Н., профессор АГУ
И.П.Кулагина - К.Э.Н., доцент АГУ
Т.В.Бортникова - К.Э.Н., доцент АГУ
А.В.Тюняев - К.Т.Н., профессор АлтГТУ
Н.Г.Макеева - ст.научный сотрудник АлтГТУ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 15 марта 1995 г. N 81 "О программе по формированию системы управления подготовкой и переподготовкой кадров в крае"
Текст Постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, март 1995 г., N 8, стр.120
Постановлением Администрации Алтайского края от 3 апреля 2003 г. N 172 настоящее Постановление признано утратившим силу