Решение Барнаульской городской Думы от 20 февраля 1997 г. N 98
"Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле"
Решением Барнаульской городской Думы от 8 сентября 1998 г. N 302 настоящее Решение снято с контроля как выполненное и утратившее силу
На основании закона Алтайского края "О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае" от 31 декабря 1996 года N 63-ЗС и статьи 1 Устава города Барнаула, Барнаульская городская Дума решила:
1. Принять Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Барнауле в первом чтении (прилагается).
2. Комитету по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления совместно с главами администраций районов (Ю.М.Петров, Г.В.Куликов, С.В.Краснов, П.А.Гладышев, С.Л.Сытых) и председателями органов территориального общественного самоуправления (Н.С.Тарская, В.И.Бородкина, Г.Я.Медведева, Л.К.Зубова, М.Л.Винокуров) проработать все поступившие предложения и замечания по проекту Положения о ТОС и внести на заседание городской Думы в апреле т.г.
3. С целью развития территориального общественного самоуправления города Барнаула:
3.1. Комитету по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправлении:
3.1.1. Подготовить и внести на заседание городской Думы вопрос о развитии территориального общественного самоуправления в городе Барнауле в июне 1997 года.
3.1.2. Разработать типовой Устав домового комитета в марте 1997 года.
3.2. Заслушать отчеты администраций районов (Петров Ю.М., Куликов Г.В., Краснов С.В., Гладышев П.А., Сытых С.Л.) о развитии территориального общественного самоуправления в районах на заседании Думы в июне т.г.
4. Комитету по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления (Суворинова Л.М.) обратиться в Алтайское краевое Законодательное Собрание по вопросу изменения административно-территориального устройства г. Барнаула в связи с образованием на его территории поселков индивидуальной застройки "Авиатор", "Лесное", "Казенная Заимка" и др.) с целью формирования на данных территориях органов местного самоуправления.
5. Пресс-службе (Нестеров И.Л.) опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления (Суворинова Л.М.).
Глава городского
самоуправления |
В.Н.Баварин |
Проект
Положение
о территориальном общественном
самоуправлении в городе Барнауле
(утв. решением Барнаульской городской Думы от 20 февраля 1997 г. N 98)
Настоящее положение определяет в соответствии с законом Алтайского края "О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае", Уставом города Барнаула принципы, систему, правовую основу, порядок формирования, полномочия, формы организации, финансовую и экономическую основы, права и гарантии территориального общественного самоуправления и его органов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления
1.1. Под территориальным общественным самоуправлением (в дальнейшем ТОС) понимается деятельность граждан по месту жительства (дом, подъезд, улица, микрорайон, село, поселок, населенный пункт) для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения непосредственно населением или через созданные им органы территориального общественного самоуправления в границах конкретной территории.
1.2. Территориальное общественное самоуправление является составной частью самоуправления города и призвано развивать инициативу, осуществлять самоорганизацию граждан в вопросах социально-экономического развития конкретных самоуправляемых территорий.
1.3. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется законами края, настоящим положением, решениями городской Думы.
1.4. Компетенция органов ТОС, их должностных лиц определяется настоящим положением и Уставом ТОС конкретной территории (микрорайон, село, поселок, населенный пункт).
1.5. Деятельность квартальных, уличных, домовых комитетов определяется типовыми Уставами о них, утверждаемыми городской Думой.
Глава 2. Основные понятия, используемые в положении
Статья 2. Основные понятия
1. Конференция граждан - собрание представителей (делегатов) населения территории по нормам представительства от каждого подъезда (подъездов) многоэтажного дома (домов), от каждой улицы (улиц).
2. Делегат конференции - гражданин, избранный жителями дома, подъезда, улицы, работниками коммерческой, некоммерческой организации, который имеет свой статус и является полномочным представителем жителей, коллектива, его избравшего, с правом решающего голоса на конференции.
3. Регламент собрания (схода) конференции - порядок созыва организации, проведения (собрания) конференции, подготовки вопросов для рассмотрения, порядок избрания органов территориального общественного самоуправления.
4. Статус делегата конференции - полномочия, которыми наделен избранный населением гражданин.
5. Контрольно-ревизионная комиссия (КРК) - контролирующий орган ТОС, обладающий полномочиями по контролю за деятельностью органов ТОС и его структурных подразделений, по вопросам финансово-экономической деятельности и законности принимаемых решении. КРК подконтрольна конференции граждан.
6. Микрорайон - часть территории населенного пункта, села, поселка, города, определенная населением по согласованию с органами местного самоуправления для организации территориального общественного самоуправления населения.
7. Домовой комитет - орган территориального общественного самоуправления (ТОС), избранный жителями дома (домов) для самоорганизации граждан в решении вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов ТОС.
8. Должностные лица органов ТОС - выборные либо работающие по контракту лица, наделенные организационно-распорядительными функциями по осуществлению территориального общественного самоуправления на закрепленной территории.
9. Местный бюджет ТОС - бюджет, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами территориального общественного самоуправления, являющимися юридическими лицами.
10. Собственные доходы местного бюджета ТОС - доходы, закрепляемые за бюджетом ТОС полностью или в определенной части на постоянной основе законами края, либо по решению органов местного самоуправления города, района и направляемые непосредственно в местные бюджеты ТОС.
Глава 3. Принципы и система ТОС
Статья 3. Принципы ТОС
ТОС осуществляется на принципах:
- свободы выбора гражданами форм самоуправления своей территорией;
- участие населения в выработке, принятии и реализации решений местного значения;
- защиты прав и интересов населения;
- самостоятельности и свободы предпринимательства;
- выборности органов территориального общественного самоуправления и их ответственности за решение вопросов местного значения;
- гласности и учета общественного мнения;
- сочетания местных интересов с интересами района в городе по приоритетным направлениям развития территории.
Статья 4. Система ТОС
Система ТОС включает в себя:
1. Собрания, сходы, конференции, опросы граждан.
2. Органы территориального общественного самоуправления - советы, комитеты микрорайонов, жилых комплексов, населенных пунктов.
3. Советы, комитеты улиц, кварталов, домов.
Глава 4. Правовая основа ТОС
Статья 5. Правовая основа территориального общественного самоуправления
5.1. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют законы России, края, закон Алтайского края "О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае", Устав города Барнаула, решения городской Думы, настоящее положение, уставы территориального общественного самоуправления конкретных территорий.
5.2. Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления и его органов обеспечивается судом и арбитражным судом.
5.3. Советы, комитеты ТОС, обладающие правом юридического лица, имеют свои печати, штампы, бланки, собственную символику, собственный товарный знак, средства информации населения.
5.4. На основании данного положения вновь образованные органы ТОС разрабатывают уставы конкретных территорий, руководствуясь при этом действующим законодательством.
5.5. В ведении территориального общественного самоуправления и его органов находятся следующие вопросы местного значения:
- принятие Устава ТОС конкретной территории, внесение в него изменений, дополнений, поправок и контроль за его соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, переданной по договору с органами местного самоуправления;
- финансовые средства органов ТОС, формирование, утверждение, исполнение смет доходов и расходов, решение других финансовых вопросов;
- контроль за исполнением юридическими лицами, гражданами, должностными лицами Законов России, Алтайского края, решений органов местного самоуправления, своих собственных решений;
- организация информационной службы для населения;
- участие в социально-экономическом развитии территории;
- контроль за использованием земель на закрепленной территории;
- участие в благоустройстве и озеленении территории;
- создание условий для развития физической культуры и спорта;
- участие в профилактике правонарушений, охране общественного порядка, охране окружающей среды;
- создание условий для обеспечения населения самоуправляемой территории услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- участие в организации самоуправления в общеобразовательных школах;
- подготовка, проведение выборов делегатов конференций, домовых, уличных, квартальных комитетов и других представителей общественности;
- участие в сохранности, поддержании санитарного порядка в домах муниципального жилого фонда;
- организация и контроль за деятельностью общественных организаций, расположенных на территории;
- совместно с педагогическими коллективами школ, родительским активом организация работы по предотвращению правонарушений среди детей и подростков;
- участие в предупреждении административных правонарушений;
- организация, участие и контроль за соблюдением правил торговли, санитарии коммерческими и некоммерческими организациями, расположенными на закрепленной территории;
- участие в предотвращении и пресечении правонарушений в сфере общественной нравственности;
- к вопросам местного значения, относящимся к ведению ТОС, могут быть отнесены полномочия, переданные представительными органами местного самоуправления, администрациями на основе договоров (соглашений) с одновременной передачей необходимых для исполнения этих полномочий материальных и финансовых средств.
Статья 6. Понятие Устава территориального общественного самоуправления и порядок его принятия
6.1. Устав территориального общественного самоуправления конкретной территории - свод правил, регулирующих деятельность органов ТОС в системе местного самоуправления, взаимоотношения с юридическими лицами и гражданами, а также с органами местного самоуправления.
6.2. В Уставе на основе действующего законодательства конкретизируются полномочия и функции органов территориального общественного самоуправления населения, их правовая, экономическая, финансовая, организационная основа.
6.3. Принятие, изменение, дополнение Устава являются исключительной компетенцией населения, которое принимает решение на общем собрании (сходе), конференции жителей. Решение принимается двумя третями голосов от числа присутствующих.
6.4. Устав подлежит регистрации в администрации района по месту создания ТОС в течение 15 дней с даты его принятия на собрании (сходе), конференции граждан и вступает в силу с даты его регистрации.
6.5. Устав должен быть зарегистрирован в течение пятнадцати дней с даты поступления на регистрацию, либо дан мотивированный отказ с обязательной ссылкой на законодательство. Отказ в регистрации Устава может быть обжалован в суд.
6.6. С момента регистрации Устава орган ТОС считается созданным, является юридическим лицом, приобретает все гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.
6.7. Изменения, дополнения, поправки в Устав подлежат регистрации в пятнадцатидневный срок с момента принятия их на собрании (сходе), конференции жителей путем принятия решения регистрирующим органом.
6.8. В Уставе ТОС указывается:
- наименование ТОС;
- границы территории;
- вопросы местного значения, относящиеся к ведению ТОС;
- порядок, формы и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
- порядок формирования органов ТОС, их структура;
- полномочия, наименование органов ТОС;
- срок полномочия органов ТОС и их должностных лиц;
- экономическая и финансовая основа;
- статус членов органов ТОС;
- порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, их виды;
- собственность ТОС;
- порядок передачи органам ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления и финансовых средств собственности;
- гарантии ТОС;
- ответственность органов ТОС.
6.9. В Уставе конкретной территории могут быть отражены обязательства и функции органов ТОС, добровольно взятые населением под свою ответственность по следующим направлениям:
- сохранности и ремонту жилого фонда;
- поддержанию чистоты и порядка на самоуправляемой территории;
- охране зеленых насаждений, водоемов;
- созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов;
- поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;
- организация клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков;
- ведению воспитательной работы среди детей и подростков;
- оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
- укреплению общественного порядка;
- защите прав потребителей;
- оказанию помощи школам, детским садам, больницам, поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;
- поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения;
- охране памятников истории и культуры;
- правозащитной деятельности и другим вопросам.
Глава 5. Организационные основы ТОС
Статья 7. Организационные основы ТОС
7.1. ТОС организуется на основе волеизъявления жителей территории (микрорайона, поселка, села), выраженном в решении собрания (схода), конференции граждан по месту жительства.
7.2. С инициативой об организации ТОС могут выступать инициативные группы населения.
7.3. Территории в городе, на которых формируются органы ТОС, устанавливаются администрациями районов, где организуется общественное самоуправление на основе предложений жителей данной территории с учетом исторических, культурных, социально-экономических, коммунальных и прочих требований территориальной целостности.
7.4. В состав органов ТОС могут быть избраны граждане РФ, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом в соответствии с Конституцией РФ и проживающие на территории данного микрорайона (села, поселка).
Статья 8. Собрания, сходы, конференции граждан
8.1. Высшим органом территориального общественного самоуправления микрорайона, села, поселка, населенного пункта является собрание, сход, конференция граждан.
8.2. Собрание, сход, конференция является формой прямого волеизъявления граждан, созываемых для решения вопросов местного значения. Инициаторами созыва могут быть органы местного самоуправления, инициативные группы граждан (не менее 30 человек), органы территориального местного самоуправления. Собрания, сходы, конференции созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
8.3. Собрания (сходы) правомочны, если в них принимают участие не менее половины жителей территории, а конференции - при участии не менее 2/3 представителей, избранных на нее в соответствии с установленной нормой представительства.
8.4. Порядок, нормы представительства и сроки проведения конференции граждан устанавливаются уставами ТОС либо решениями конференции.
8.5. Первая учредительная конференция граждан проводится оргкомитетом по ее подготовке и проведению, состоящим из числа жителей по нормам представительства, согласованным с органами местного самоуправления района.
8.6. Органам ТОС в период между собраниями, сходами, конференциями является совет, комитет территориального общественного самоуправления микрорайона, села, поселка, населенного пункта (в дальнейшем совет, комитет самоуправления).
8.7. Совет, комитет самоуправления состоит из советников, избираемых на собрании, сходе, конференции граждан. Порядок избрания советников определяется регламентом собрания, схода, конференции. Советники избирают из своего состава председателя совета, комитета самоуправления и его заместителей. Председатель работает на постоянной основе.
8.8. В состав совета, комитета самоуправления могут быть избраны представители домовых, уличных, квартальных комитетов, представители коммерческих и некоммерческих организаций, общественных организаций, расположенных на самоуправляемой территории.
8.9. Численный состав совета, комитета самоуправления определяется собранием, сходом, конференцией граждан.
8.10. К компетенции собраний, сходов, конференций граждан соответствующей территории относится решение следующих вопросов:
- принятие уставов ТОС и его органов, внесение в них изменений, дополнений и контроль за их соблюдением;
- избрание органов ТОС;
- оценка деятельности органов ТОС;
- утверждение Регламента работы собрания, схода, конференции граждан;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории;
- досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления.
8.11. Решения собраний, сходов, конференций граждан о принятии уставов ТОС считаются законным, если за них проголосовало не менее двух третей от числа граждан, присутствующих на собрании, сходе или делегатов на конференции граждан.
8.12. Решения собраний, сходов, конференций граждан по другим вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, присутствующих на собрании, сходе или делегатов на конференции граждан.
8.13. Решения собраний, сходов, конференций оформляются в форме решения, заверяются печатью органа ТОС, подписываются председателем конференции, секретарем и в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления района и населения самоуправляемой территории.
8.14. В собраниях, сходах могут принимать участие граждане, достигшие 16 лет, а в конференциях - граждане, обладающие избирательным правом.
8.15. В состав органов ТОС могут быть избраны граждане, достигшие 18 лет.
Глава 6. Формирование ТОС
Статья 9. Органы территориального общественного самоуправления и порядок их формирования
9.1. К органам ТОС, исходя из принципов их организации осуществляемых ими полномочий, их правового статуса относятся:
- советы, комитеты микрорайонов, жилищных коллективов, сел, поселков, населенных пунктов;
- домовые, уличные, квартальные комитеты,
- объединения граждан в едином комплексе недвижимого имущества: жилищно-строительные кооперативы, молодежные жилищные комплексы, кондоминиумы, объединения владельцев гаражей, погребов.
9.2. Подготовка и проведение выборов органов ТОС осуществлялся открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств органов ТОС, а учредительные конференции, собрания, сходы граждан - за счет местных бюджетов органов местного самоуправления.
9.3. Порядок формирования (избрания) совета, комитета самоуправления, организация его деятельности, полномочия и другие вопросы определяются Уставом конкретной территории.
9.4. Порядок формирования (избрания) квартальных, уличных, домовых комитетов, их деятельность определяется Уставами этих формирований, которые принимаются на собрании, сходе, конференции граждан.
Статья 10. Полномочия органов ТОС
10.1. Органы территориального общественного самоуправления - советы, комитеты микрорайонов, сел, поселков, населенных пунктов, являющиеся юридическим лицом, для осуществления своих уставных целей и обязательств имеют следующие полномочия:
1. Осуществлять исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции;
2. Представлять и защищать свои права, законные интересы граждан в органах государственной власти и местного самоуправления;
3. Принимать решения в пределах своих полномочий и функций, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории коммерческими, некоммерческими организациями, гражданами. Принимаемые решения не могут противоречить Законам России, Алтайского края, органов местного самоуправления;
4. Созывать общие собрания (сходы), собрания представителей, конференции жителей домов, подъездов, улиц, микрорайона, села, поселка;
5. Образовывать структурные подразделения по направлениям деятельности и утверждать их положения (уставы);
6. Обладать правом внесения проектов правовых актов в органы местного самоуправления и участвовать при обсуждении этих проектов;
7. Создавать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления своих уставных обязанностей, утверждать их уставы;
8. Кооперировать на добровольной основе средства населения, коммерческих, некоммерческих организаций для финансирования целевых социальных программ;
9. Определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников;
10. Устанавливать на основе договоров с органами местного самоуправления сферы совместной компетенции по управлению территорией и перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласия органов ТОС.
11. Создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
12. Заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на данной территории;
13. Разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления;
14. Осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов РФ, Алтайского края, решений органов самоуправления предприятиями торговли, а также организациями, осуществляющими оказание услуг населению;
15. Представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на самоуправляемой территории для строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
16. Проводить на своей территории опросы населения, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
17. Разрабатывать самостоятельно, утверждать сметы доходов и расходов и исполнять их;
18. Использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития территории;
19. Участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной и паевой основе;
20. Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, ремонту жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение бюджетных средств и собственных финансовых ресурсов;
21. Входить с ходатайством в органы местного самоуправления о представлении налоговых льгот физическим и юридическим лицам, которые участвуют в социально-экономическом развитии территории своими финансовыми ресурсами;
22. Принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей собственности или переданное на праве хозяйственного ведения органами местного самоуправления;
23. Получать под свою ответственность кредиты и представлять ссуды из собственных средств, приобретать акции, облигации и другие ценные бумаги;
24. Организовывать иную предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
25. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами края, Уставом города Барнаула, решениями собраний, сходов, конференций граждан.
Статья 11. Взаимодействие органов ТОС с органами местного самоуправления
11.1. Городская Дума:
1. Координирует деятельность органов территориального общественного самоуправления.
2. Утверждает положение о территориальном общественном самоуправлении в городе и другие нормативные акты, регламентирующие деятельность ТОС в соответствии с законами края.
3. Осуществляет контроль за соответствием деятельности органов ТОС уставам этих органов, а также за выполнением договоров между органами местного самоуправления и органами ТОС.
4. Приостанавливает деятельность органов ТОС в случае превышения последними своих полномочий.
5. При принятии решений о деятельности ТОС учитывает мнение органов территориального общественного самоуправления и их руководителей.
6. Устанавливает порядок передачи отдельных полномочий, объектов и финансовых ресурсов образованным органам территориального общественного самоуправления.
11.2. Городская, районная администрация
1. Заключает договоры с органами ТОС о передаче отдельных полномочий по управлению территорией. Инициаторами заключения договора может быть любая из сторон.
2. Предоставляет органам ТОС помещения для осуществления их деятельности.
3. Устанавливает сферы совместной компетенции, перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС. Нормативным документом по этим вопросам является совместное решение, подписанное руководителями.
11.3. Районная администрация
1. Оказывает помощь инициативным группам граждан по образованию ТОС, проведении собраний, сходов, конференций, опросов населения и принимает в них участие.
2. Содействует в разработке уставов и других нормативных документов для осуществления права граждан на самоуправление, создает необходимые условия для становления и развития системы ТОС в районе.
3. Передает на договорной основе органам ТОС, являющимся юридическим лицом, часть своих полномочий с предоставлением финансовых и материальных ресурсов. Меры ответственности обеих сторон за невыполнение условий определяются договором.
4. Способствует выполнению решений собраний, сходов, конференций граждан, принятых в пределах их полномочий.
5. Организует обучение руководителей органов территориального общественного самоуправления формам и методам работы с населением.
6. Ежегодно разрабатывает план мероприятий по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления.
7. Создает координационный совет органов ТОС района.
8. Организует выступления руководителей ТОС в средствах массовой информации.
9. Ежеквартально заслушивает информации должностных лиц, ответственных за взаимодействие с органами ТОС.
10. Оказывает органам ТОС юридическую, организационную и методическую помощь.
Глава 7. Экономическая и финансовая основа ТОС
Статья 12. Собственность ТОС
12.1. Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности денежные средства и имущество, передаваемое им органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.
12.2. Общее собрание (сход), конференция жителей, а также орган территориального общественного самоуправления вправе вносить предложения о передаче или продаже в их собственность коммерческих и некоммерческих организаций, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения соответствующей территории.
12.3. Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность органа территориального общественного самоуправления, и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.
12.4. Правом владения, пользования и распоряжения собственностью самоуправляемой территории от имени населения обладают:
- собрания (сходы) или конференции граждан;
- органы ТОС по поручению и в пределах прав, предоставленных собраниями (сходами) или конференциями граждан.
12.5. Органы ТОС вправе передавать объекты, находящиеся в их собственности, во временное или постоянное пользование, сдавать в аренду, продавать, определять в договорах условия деятельности продаваемых или передаваемых в пользование хозяйственных, социально-коммунальных объектов.
12.6. Органы ТОС несут имущественную ответственность по своим обязательствам в общем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 13. Финансовые ресурсы ТОС
13.1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, состоят из собственных, заемных средств, а также бюджетных средств, передаваемых по договору органами местного самоуправления под определенные цели.
13.2. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет отчислений от доходов создаваемых органами общественного самоуправления коммерческих и некоммерческих организаций; передаваемых органами местного самоуправления внебюджетных средств, добровольных взносов и пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций и населения, других поступлений.
13.3. По ходатайству органа территориального общественного самоуправления органы местного самоуправления вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет, с учетом размеров отчислений, направляемых этими плательщиками территориальному общественному самоуправлению населения с целью финансового обеспечения социально-экономического развития соответствующей территории.
13.4. Орган ТОС самостоятельно
- определяет направления использования средств;
- устанавливает за счет собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий населения, нуждающихся в социальной защите.
Статья 14. Местный бюджет ТОС
14.1. Местные бюджеты ТОС являются составной частью бюджетов района, города. Органы ТОС разрабатывают доходную и расходную части бюджета самоуправляемой территории, а также предложения органам местного самоуправления по покрытию недостающих средств за счет дотаций и субвенций из средств бюджета города, района.
14.2. Местный бюджет ТОС, его минимальный размер определяется, исходя из объема задач, полномочий органов ТОС, программ и планов развития территории и на основе принципа сохранения обеспеченности расходов по бюджету в предыдущем финансовом году, а также с учетом увеличения расходов, вызванных решениями органов местного самоуправления, передачей дополнительных функций и полномочий по управлению территорией. Норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя края в соответствии с методикой расчета этих нормативов.
14.3. В доходы бюджетов ТОС на основании договоров, с органами местного самоуправления зачисляются:
- налоги с владельцев индивидуальных строений (домов), расположенных на самоуправляемой территории;
- налоги с коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в собственности органов ТОС;
- налоги и сборы с владельцев капитальных гаражей, погребов, других временных сооружений, расположенных на территории;
- иные местные налоги, сборы, установленные решениями органов местного самоуправления города, района на основе договоров между органами ТОС и местного самоуправления.
Статья 15. Внебюджетные фонды ТОС
15.1. Органы ТОС образуют внебюджетные фонды, в которые включаются:
- добровольные взносы коммерческих, некоммерческих организаций, граждан, направляемые на развитие территории.
15.2. По договоренности с органами местного самоуправления во внебюджетные фонды ТОС включаются:
- суммы административных штрафов, взымаемые органами местного самоуправления за нарушение правил благоустройства, санитарии, торговли по материалам органов ТОС;
- суммы, передаваемые органами местного самоуправления из своих внебюджетных фондов на развитие ТОС.
Средства внебюджетных фондов находятся на счетах органов ТОС, изъятию не подлежат и расходуются органами ТОС в соответствии с уставными целями и задачами.
Глава 8. Руководство деятельностью ТОС
Статья 16. Должностные лица ТОС
16.1. К должностным лицам ТОС относятся:
- председатель органа ТОС и его заместители;
- сотрудники органа ТОС, работающие по контракту, состоящие в штате, исполняющие организационно-распорядительные функции.
Статья 17. Представители общественности
17.1. К представителям общественности в системе территориального общественного самоуправления относятся:
- председатели домовых, квартальных, уличных комитетов и их заместители;
- старшие по подъездам, улицам, кварталам;
- общественные санитарные инспекторы;
- советники комитетов, советов самоуправления микрорайонов, сел, поселков.
Глава 9. Гарантии деятельности ТОС
Статья 18. Гарантии территориального общественного самоуправления
18.1. Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб территориальному общественному самоуправлению вследствие нарушения настоящего положения, несут ответственность, предусмотренную законодательством.
18.2. Органы территориального общественного самоуправления имеют право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия территориального общественного самоуправления, в соответствии с законодательством.
18.3. Решения, принятые в форме прямого волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях, а также решения органов ТОС и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на самоуправляемой территории коммерческими, некоммерческими организациями и гражданами. Неисполнение решений, принятых в форме прямого волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях, решений органов ТОС и их должностных лиц, принятых в пределах их полномочий, компетенции и функций влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным Законом, налагаемого в судебном порядке.
18.4. Ограничение прав граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении допускается в случаях, установленных Конституцией России, федеральными законами, законом края.
18.5. Решения ТОС, его органов и должностных лиц, могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
18.6. Органы ТОС несут юридическую ответственность за принятые решения, самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия.
18.7. Установленные законами Алтайского края, Уставом города Барнаула права ТОС не могут ущемляться и ограничиваться, кроме случаев, предусмотренных законодательством края и Уставом города.
18.8. Вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти края и органов местного самоуправления, не могут быть приняты к рассмотрению органами ТОС.
18.9. Органы ТОС вправе в установленном законом порядке вносить в соответствующие органы представления о привлечении к дисциплинарной и административной ответственности должностных лиц за невыполнение решений ТОС и налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им должностных лиц.
18.10. Органы ТОС ответственны за свою деятельность перед населением, а также перед органами местного самоуправления в части переданных полномочий.
18.11. Руководители органов ТОС не реже одного раза в год отчитываются на собрании, сходе, конференции граждан о своей деятельности.
18.12. Комитеты, советы микрорайонов, сел, поселков, населенных пунктов не реже одного раза в полугодие информируют население самоуправляемой территории и органы местного самоуправления о своей работе.
18.13. Вопросы деятельности ТОС, не указанные в данном положении, регулируются законами Алтайского края, Уставом города.
Статья 19. Разногласия (споры)
19.1. Разногласия (споры) между органами местного самоуправления и органами ТОС рассматриваются в следующем порядке:
- имущественные разногласия (споры) между органами местного самоуправления и органами ТОС рассматриваются арбитражным судом;
- иные разногласия (споры) между органами местного самоуправления и органами ТОС рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой городской Думой, с участием в ней на паритетных началах представителей спорящих сторон, или в судебном порядке.
Проект Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле подготовил Винокуров М.Л. - председатель комитета самоуправления Юбилейного микрорайона г. Барнаула.
Список использованной литературы:
2. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
3. Федеральный Закон "Об общественных объединениях"
4. Закон РФ "О защите прав потребителей"
5. Федеральный Закон "О некоммерческих организациях"
6. Уголовный кодекс РФ
7. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
8. Жилищный кодекс РСФСР
9. Устав Алтайского края.
10. Устав города Барнаула.
11. Закон АК "О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае"
12. Закон АК "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Барнаульской городской Думы от 20 февраля 1997 г. N 98 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Барнаульской городской Думы от 8 сентября 1998 г. N 302 настоящее Решение снято с контроля, как выполненное и утратившее силу