Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 89-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Александровой Зои Павловны, Алексеевой Галины Васильевны, Андреевой Анастасии Анатольевны, Андреева Александра Вячеславовича, Аникина Сергея Сергеевича, Аникиной Светланы Юрьевны, Аслахановой Олеси Магомедовны, Бачуриной Светланы Леонтьевны, Белановой Елены Николаевны, Бельских Дмитрия Сергеевича, Березий Инэссы Васильевны, Березий Михаила Евстафьевича, Бертрам Светланы Александровны, Богданова Николая Александровича, Бондаренко Марины Юрьевны, Бушлановой Анастасии Анатольевны, Ведищева Павла Викторовича, Волобуевой Оксаны Петровны, Высотиной Надежды Михайловны, Герасимовой Ирины Ивановны, Гончарова Михаила Сергеевича, Глебова Ивана Владимировича, Горевой Людмилы Григорьевны, Гуськовой Яны Евгеньевны, Гущиной Екатерины Тахировны, Гущина Константина Сергеевича, Дедова Александра Александровича, Дедовой Татьяны Константиновны, Демина Игоря Валерьевича, Денисенко Тамары Александровны, Доброхотовой Оксаны Николаевны, Желташева Вадима Алексеевича, Закк Евгения Николаевича, Зубенко Карины Савельевны, Ивановой Ольги Павловны, Изотова Александра Васильевича, Казанцевой Татьяны Львовны, Казанцевой Тамары Николаевны, Карнауховой Нины Александровны, Кирсановой Нины Александровны, Клошинской Ольги Владимировны, Клюсова Андрея Владимировича, Клюсовой Елены Сергеевны, Княжева Алексея Владимировича, Княжева Анатолия Владимировича, Колобова Алексея Сергеевича, Корочкова Михаила Владимировича, Кузнецовой Светланы Николаевны, Куклина Антона Александровича, Куклиной Ирины Александровны, Левакова Александра Васильевича, Леваковой Елены Дмитриевны, Леонгард Татьяны Александровны, Ляминой Надежды Филипповны, Макаровой Елены Валерьевны, Мальцевой Елены Геннадьевны, Мальцева Михаила Федоровича, Манякина Андрея Валериевича, Маршалко Натальи Федоровны, Молчановой Веры Филипповны, Мякишевой Марины Юрьевны, Николаева Владимира Вячеславовича, Никоноровой Марины Игоревны, Олькова Евгения Викторовича, Осейчука Владимира Ивановича, Офливанова Андрея Сергеевича, Офливановой Ирины Юрьевны, Охман Евгения Силиковича, Охман Татьяны Владимировны, Паршиной Ольги Валерьевны, Пауковой Валентины Алексеевны, Паукова Евгения Сергеевича, Паукова Сергея Леонтьевича, Поликарповой Тамары Филипповны, Поспеловой Татьяны Викторовны, Прокоповой Надежды Петровны, Прохорова Сергея Владимировича, Розащука Руслана Викторовича, Сафаровой Динары Галияминовны, Селифанова Владислава Анатольевича, Семьянова Константина Георгиевича, Семьяновой Марьяны Георгиевны, Серебрянниковой Ирины Михайловны, Сиразиева Азата Рафилевича, Скребневой Людмилы Александровны, Смолиной Галины Александровны, Сокол Людмилы Ивановны, Соловьева Олега Александровича, Сорокиной Татьяны Владимировны, Стрекалова Иосифа Валерьевича, Субаревой Натальи Владимировны, Теревяйнен Инги Анатольевны, Теревяйнена Романа Владимировича, Трапезниковой Натальи Владимировны, Федоровой Татьяны Еремеевны, Фоменко Татьяны Петровны, Харченко Виктории Владимировны, Хлыстовой Елены Николаевны, Хоботовой Елены Сергеевны, Черновой Анны Александровны, Чупрунова Антона Михайловича, Шатиловича Вячеслава Анатольевича, Швейбельмана Семена Самуиловича, Шилкиной Г алины Михайловны, Широбоковой Александры Николаевны, Шишкиной Г алины Дмитриевны, Шумиловой Анастасии Евгеньевны, Юхневича Юрия Болеславовича о признании недействующей Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 9 сентября 2016 г. N 392-п,
по апелляционной жалобе Александровой Зои Павловны, Алексеевой Галины Васильевны, Андреевой Анастасии Анатольевны, Андреева Александра Вячеславовича, Аникина Сергея Сергеевича, Аникиной Светланы Юрьевны, Аслахановой Олеси Магомедовны, Бачуриной Светланы Леонтьевны, Белановой Елены Николаевны, Бельских Дмитрия Сергеевича, Березий Инэссы Васильевны, Березий Михаила Евстафьевича, Бертрам Светланы Александровны, Богданова Николая Александровича, Бондаренко Марины Юрьевны, Бушлановой Анастасии Анатольевны, Ведищева Павла Викторовича, Волобуевой Оксаны Петровны, Высотиной Надежды Михайловны, Герасимовой Ирины Ивановны, Гончарова Михаила Сергеевича, Глебова Ивана Владимировича, Горевой Людмилы Григорьевны, Гуськовой Яны Евгеньевны, Гущиной Екатерины Тахировны, Гущина Константина Сергеевича, Дедова Александра Александровича, Дедовой Татьяны Константиновны, Демина Игоря Валерьевича, Денисенко Тамары Александровны, Доброхотовой Оксаны Николаевны, Желташева Вадима Алексеевича, Закк Евгения Николаевича, Зубенко Карины Савельевны, Ивановой Ольги Павловны, Изотова Александра Васильевича, Казанцевой Татьяны Львовны, Казанцевой Тамары Николаевны, Карнауховой Нины Александровны, Кирсановой Нины Александровны, Клошинской Ольги Владимировны, Клюсова Андрея Владимировича, Клюсовой Елены Сергеевны, Княжева Алексея Владимировича, Княжева Анатолия Владимировича, Колобова Алексея Сергеевича, Корочкова Михаила Владимировича, Кузнецовой Светланы Николаевны, Куклина Антона Александровича, Куклиной Ирины Александровны, Левакова Александра Васильевича, Леваковой Елены Дмитриевны, Леонгард Татьяны Александровны, Ляминой Надежды Филипповны, Макаровой Елены Валерьевны, Мальцевой Елены Геннадьевны, Мальцева Михаила Федоровича, Манякина Андрея Валериевича, Маршалко Натальи Федоровны, Молчановой Веры Филипповны, Мякишевой Марины Юрьевны, Николаева Владимира Вячеславовича, Никоноровой Марины Игоревны, Олькова Евгения Викторовича, Осейчука Владимира Ивановича, Офливанова Андрея Сергеевича, Офливановой Ирины Юрьевны, Охман Евгения Силиковича, Охман Татьяны Владимировны, Паршиной Ольги Валерьевны, Пауковой Валентины Алексеевны, Паукова Евгения Сергеевича, Паукова Сергея Леонтьевича, Поликарповой Тамары Филипповны, Поспеловой Татьяны Викторовны, Прокоповой Надежды Петровны, Прохорова Сергея Владимировича, Розащука Руслана Викторовича, Сафаровой Динары Галияминовны, Селифанова Владислава Анатольевича, Семьянова Константина Георгиевича, Семьяновой Марьяны Георгиевны, Серебрянниковой Ирины Михайловны, Сиразиева Азата Рафилевича, Скребневой Людмилы Александровны, Смолиной Г алины Александровны, Сокол Людмилы Ивановны, Соловьева Олега Александровича, Сорокиной Татьяны Владимировны, Стрекалова Иосифа Валерьевича, Субаревой Натальи Владимировны, Теревяйнен Инги Анатольевны, Теревяйнена Романа Владимировича, Трапезниковой Натальи Владимировны, Федоровой Татьяны Еремеевны, Фоменко Татьяны Петровны, Харченко Виктории Владимировны, Хлыстовой Елены Николаевны, Хоботовой Елены Сергеевны, Черновой Анны Александровны, Чупрунова Антона Михайловича, Шатиловича Вячеслава Анатольевича, Швейбельмана Семена Самуиловича, Шилкиной Г алины Михайловны, Широбоковой Александры Николаевны, Шишкиной Г алины Дмитриевны, Шумиловой Анастасии Евгеньевны, Юхневича Юрия Болеславовича на решение Тюменского областного суда от 17 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения Княжева А.В. и Куклина А.А., действующего в интересах соистцов, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области Кустова К.В. и Низамова Р.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Тюменской области от 9 сентября 2016 г. N 392-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области" (далее - Постановление N 392-п) утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области (далее - Территориальная схема).
Постановлением Правительства Тюменской области от 29 ноября 2018 г. N 448-п "О внесении изменений в постановление от 09.09.2016 N 392-п" (далее - Постановление N 448-п) в Территориальную схему внесены изменения.
Граждане Александрова З.П., Алексеева Г.В., Андреева А. А., Андреев А.В., Аникин С. С., Аникина С.Ю., Аслаханова О.М., Бачурина С.Л., Беланова Е.Н., Бельских Д.С., Березий И.В., Березий М.Е., Бертрам С.А., Богданов Н.А., Бондаренко М.Ю., Бушланова А.А., Ведищев П.В., Волобуева О.П., Высотина Н.М., Герасимова И.И., Гончаров М.С., Глебов И.В., Горева Л.Г., Гуськова Я.Е., Гущина Е.Т., Гущин К.С., Дедов А.А., Дедова Т.К., Демин И.В., Денисенко Т.А., Доброхотова О.Н., Желташев В.А., Закк Е.Н., Зубенко К.С., Иванова О.П., Изотов А.В., Казанцева Т.Л., Казанцева Т.Н., Карнаухова Н.А., Кирсанова Н.А., Клошинская О.В., Клюсов А.В., Клюсова Е.С., Княжев А.В., Княжев А.В., Колобов А.С., Корочков М.В., Кузнецова С.Н., Куклин А.А., Куклина И.А., Леваков А.В., Левакова Е.Д., Леонгард Т.А., Лямина Н.Ф., Макарова Е.В., Мальцева Е.Г., Мальцев М.Ф., Манякин А.В., Маршалко Н.Ф., Молчанова В.Ф., Мякишева М.Ю., Николаев В.В., Никонорова М.И., Ольков Е.В., Осейчук В.И., Офливанов А.С., Офливанова И.Ю., Охман Е.С., Охман Т.В., Паршина О.В., Паукова В.А., Пауков Е.С., Пауков С.Л., Поликарпова Т.Ф., Поспелова Т.В., Прокопова Н.П., Прохоров С.В., Розащук Р.В., Сафарова Д.Г., Селифанов В.А., Семьянов К.Г., Семьянова М.Г., Серебрянникова И.М., Сиразиев А.Р., Скребнева Л.А., Смолина Г.А., Сокол Л.И., Соловьев О.А., Сорокина Т.В., Стрекалов И.В., Субарева Н.В., Теревяйнен И.А., Теревяйнен Р.В., Трапезникова Н.В., Федорова Т.Е., Фоменко Т.П., Харченко В.В., Хлыстова Е.Н., Хоботова Е.С., Чернова А.А., Чупрунов А.М., Шатилович В.А., Швейбельман С.С., Шилкина Г.М., Широбокова А.Н., Шишкина Г.Д., Шумилова А.Е., Юхневич Ю.Б. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующей Территориальной схемы в редакции Постановления N 448-п.
В обоснование указано на несоответствие Территориальной схемы положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Закон N 89-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее также - Постановление N 1130), постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 269), поскольку в ней отсутствуют разделы "Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" и "Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а раздел "Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" и приложение 8 "Прогноз образования твердых коммунальных отходов населением в жилых помещениях на весь период действия Территориальной схемы с 2016 по 2027 годы" разработаны в отсутствие утвержденных в соответствии с Постановлением N 269 нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО). Указанные нормативы утверждены распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24 января 2019 г. N 08/01-21 в меньшем размере, чем учтены при разработке Территориальной схемы. По мнению административных истцов, процедура общественного обсуждения оспариваемого нормативного правового акта была нарушена, так как проект Постановления N 448-п был размещен на интернет-сайте Департамента по экологии Тюменской области, а не на соответствующем сайте органа, уполномоченного на утверждение Территориальной схемы, - Правительства Тюменской области.
Решением Тюменского областного суда от 17 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Не соглашаются с выводом суда об отсутствии сведений, свидетельствующих о применении в отношении них оспариваемого нормативного правового акта, ссылаясь на установление предельных тарифов на обращение с ТКО на основании содержащихся в Территориальной схеме данных. Обращают внимание, что внесенные в территориальную схему постановлением Правительства Тюменской области от 17 июня 2019 г. N 182-п "О внесении изменений в постановление от 09.09.2016 N 392-п" (далее также - Постановление N 182-п) изменения основываются на утвержденных распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24 января 2019 г. N 08/01-21 нормативах накопления ТКО, являющихся недостоверными. В жалобе также указывается на несогласие с выводом суда об отсутствии нарушений процедуры обсуждения и принятия Территориальной схемы.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Правительством Тюменской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, также закреплены в абзаце девятнадцатом статьи 6 Закона N 89-ФЗ.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительство Тюменской области Постановлением N 392-п утвердило Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области.
Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, содержится в статье 13.3 Закона N 89-ФЗ, а также в утверждаемых Правительством Российской Федерации требованиях к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами.
В частности, пунктом 6 статьи 133 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 503-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 133 Закона N 89-ФЗ были внесены изменения, в том числе, в части:
- расширения состава данных, подлежащих включению в территориальную схему (пункт 3 статьи 13.3);
- введения положений о том, что территориальная схема разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.3).
Во исполнение положений пункта 4 (в редакции Закона N 503-ФЗ), пункта 6 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ Правительство Российской Федерации своим постановлением от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" утвердило Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.
Одновременно с принятием Постановления N 1130 было признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", учитывавшее положения ранее действовавшей редакции пункта 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ.
На момент принятия Постановления N 392-п действовали требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197.
Постановлением Правительства Тюменской области от 29 ноября 2018 г. N 448-п "О внесении изменений в постановление от 09.09.2016 N 392-п" в Постановление N 392-п внесены изменения: Территориальная схема и приложения 1, 3, 4, 5.1, 5.2, 7, 9-21, 24 к ней изложены в новой редакции, Территориальная схема дополнена приложением 3.1.
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом внесенных в Территориальную схему постановлением Правительства Тюменской области от 17 июня 2019 г. N 182-п "О внесении изменений в постановление от 09.09.2016 N 392-п" изменений оспариваемый нормативный правовой акт соответствует статье 13.3 Закона N 89-ФЗ и не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении правовых норм и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Требованиями о необходимости включения в территориальную схему обращения с отходами оценки объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанных в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем, пункт 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ дополнен Законом N 503-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона N 503-ФЗ положения пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Закона N 503-ФЗ) применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после дня вступления в силу Закона N 503-ФЗ, но не позднее 1 января 2020 г.
Несмотря на то, что при внесении изменений Постановлением N 448-п Территориальная схема не была дополнена соответствующими разделами, основанием для признания ее недействующей это не является, поскольку отсутствующие разделы внесены Постановлением N 182-п, и действующая на момент принятия судебного акта редакция Территориальной схемы содержала раздел 6 "Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" и раздел 7 "Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Как правильно указано судом, изменениями, внесенными в Территориальную схему Постановлением N 182-п, предусмотрено, что все необходимые расчеты, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Тюменской области, утвержденными распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24 января 2019 г. N 08/01-21.
Доводы жалобы о том, что эти нормативы накопления ТКО являются недостоверными, подлежат отклонению, поскольку названное распоряжение об их утверждении уполномоченным органом не отменено, в судебном порядке недействующим не признавалось.
Доводам административных истцов о нарушении процедуры обсуждения и принятия изменений в Территориальную схему Постановлением N 448-п судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Пунктом 2.6.6 Положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 13 июня 2005 г. N 73-п, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением Правительства Тюменской области от 16 сентября 2019 г. N 314-п, к полномочиям названного департамента относилось обеспечение разработки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, что предполагает в том числе полномочия по проведению предусмотренного Постановлением N 1130 общественного обсуждения проекта.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административных истцов по существу спора, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется, и в силу требований статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не являются.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тюменского областного суда от 17 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Александровой Зои Павловны, Алексеевой Галины Васильевны, Андреевой Анастасии Анатольевны, Андреева Александра Вячеславовича, Аникина Сергея Сергеевича, Аникиной Светланы Юрьевны, Аслахановой Олеси Магомедовны, Бачуриной Светланы Леонтьевны, Белановой Елены Николаевны, Бельских Дмитрия Сергеевича, Березий Инэссы Васильевны, Березий Михаила Евстафьевича, Бертрам Светланы Александровны, Богданова Николая Александровича, Бондаренко Марины Юрьевны, Бушлановой Анастасии Анатольевны, Ведищева Павла Викторовича, Волобуевой Оксаны Петровны, Высотиной Надежды Михайловны, Герасимовой Ирины Ивановны, Гончарова Михаила Сергеевича, Глебова Ивана Владимировича, Горевой Людмилы Григорьевны, Гуськовой Яны Евгеньевны, Гущиной Екатерины Тахировны, Гущина Константина Сергеевича, Дедова Александра Александровича, Дедовой Татьяны Константиновны, Демина Игоря Валерьевича, Денисенко Тамары Александровны, Доброхотовой Оксаны Николаевны, Желташева Вадима Алексеевича, Закк Евгения Николаевича, Зубенко Карины Савельевны, Ивановой Ольги Павловны, Изотова Александра Васильевича, Казанцевой Татьяны Львовны, Казанцевой Тамары Николаевны, Карнауховой Нины Александровны, Кирсановой Нины Александровны, Клошинской Ольги Владимировны, Клюсова Андрея Владимировича, Клюсовой Елены Сергеевны, Княжева Алексея Владимировича, Княжева Анатолия Владимировича, Колобова Алексея Сергеевича, Корочкова Михаила Владимировича, Кузнецовой Светланы Николаевны, Куклина Антона Александровича, Куклиной Ирины Александровны, Левакова Александра Васильевича, Леваковой Елены Дмитриевны, Леонгард Татьяны Александровны, Ляминой Надежды Филипповны, Макаровой Елены Валерьевны, Мальцевой Елены Геннадьевны, Мальцева Михаила Федоровича, Манякина Андрея Валериевича, Маршалко Натальи Федоровны, Молчановой Веры Филипповны, Мякишевой Марины Юрьевны, Николаева Владимира Вячеславовича, Никоноровой Марины Игоревны, Олькова Евгения Викторовича, Осейчука Владимира Ивановича, Офливанова Андрея Сергеевича, Офливановой Ирины Юрьевны, Охман Евгения Силиковича, Охман Татьяны Владимировны, Паршиной Ольги Валерьевны, Пауковой Валентины Алексеевны, Паукова Евгения Сергеевича, Паукова Сергея Леонтьевича, Поликарповой Тамары Филипповны, Поспеловой Татьяны Викторовны, Прокоповой Надежды Петровны, Прохорова Сергея Владимировича, Розащука Руслана Викторовича, Сафаровой Динары Галияминовны, Селифанова Владислава Анатольевича, Семьянова Константина Георгиевича, Семьяновой Марьяны Георгиевны, Серебрянниковой Ирины Михайловны, Сиразиева Азата Рафилевича, Скребневой Людмилы Александровны, Смолиной Г алины Александровны, Сокол Людмилы Ивановны, Соловьева Олега Александровича, Сорокиной Татьяны Владимировны, Стрекалова Иосифа Валерьевича, Субаревой Натальи Владимировны, Теревяйнен Инги Анатольевны, Теревяйнена Романа Владимировича, Трапезниковой Натальи Владимировны, Федоровой Татьяны Еремеевны, Фоменко Татьяны Петровны, Харченко Виктории Владимировны, Хлыстовой Елены Николаевны, Хоботовой Елены Сергеевны, Черновой Анны Александровны, Чупрунова Антона Михайловича, Шатиловича Вячеслава Анатольевича, Швейбельмана Семена Самуиловича, Шилкиной Г алины Михайловны, Широбоковой Александры Николаевны, Шишкиной Галины Дмитриевны, Шумиловой Анастасии Евгеньевны, Юхневича Юрия Болеславовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 89-АПА19-2
Текст определения опубликован не был