Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 80-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мишалова А.В. о признании недействующим пункта 1.1 приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 г. N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" в редакции приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 мая 2018 г. N 06-125 по апелляционной жалобе Мишалова А.В. на решение Ульяновского областного суда от 21 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Мишалова А.В., его представителя Фролова Я.Ю., представителя Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Катрачевой С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Мишалов А.В., являясь собственником квартиры в многоквартирном жилом доме в городе Ульяновск, которому начисляется плата за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1.1 приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 г. N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" в редакции приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 мая 2018 г. N 06-125, в части утверждения нормативов твердых коммунальных отходов для проживающих в многоквартирных жилых домах
Решением Ульяновского областного суда от 21 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Мишалов А.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Ульяновской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Правительства Ульяновской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 названного закона нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее - министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125П, к полномочиям министерства относилось установление и утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом министерства от 29 июня 2017 г. N 06-77 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в год для категорий объектов и количественных показателей объема на одну расчетную единицу.
Пунктом 1.1 приложения к приказу нормативы накопления ТКО в год на территории Ульяновской области для многоквартирных домов в количественных показателях объема составили 2,30 куб. м на одного проживающего.
В дальнейшем приказом министерства от 15 мая 2018 г. N 06-125 в указанный выше приказ внесены изменения, согласно которым пункт 1.1 приложения к приказу дополнен данными относительно норматива массы ТКО на одну расчетную единицу (проживающего в многоквартирном доме)
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Мишалов А.В. указал, что приказ от 29 июня 2017 г. N 06-77 (в редакции приказа от 15 мая 2018 г. N 06-125) противоречит части 1 статьи 1, статьям 9, 14 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", поскольку в материалах замеров, произведенных муниципальными образованиями Ульяновской области отсутствуют данные об измерительных приборах, которые применялись при проведении замеров. Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемый приказ, в части возложения обязанности по проведению замеров на органы местного самоуправления, противоречит части 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации N 524/пр).
Пунктом 3 Методических рекомендаций N 524/пр предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям N 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.
Согласно пунктам 11, 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций N 524/пр в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций N 524/пр замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Из материалов дела следует, что при расчетах нормативов накопления ТКО как в количественных показателях массы, так и в количественных показателях объема, министерством применялись данные по замерам, представленные главами администраций МО "г. Ульяновск", МО "г. Димитровград", МО "Барышский район", МО "Новоспасский район", МО "Сенгилеевский район", МО "Чердаклинский район", согласно запросам от 08 июля 2016 г.
Исследовав и оценив, представленную в материалы дела документацию о замерах отходов, суд первой инстанции сделал вывод о том, что замеры отходов, произведены указанными выше муниципальными образованиями в соответствии с нормами Методических рекомендаций N 524/пр.
Отклоняя довод административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта части 1 статьи 1, а также статьям 9, 14 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в приложениях N 3, 4, 5 к Методическим рекомендациям N 524/пр не предусмотрено указаний на средства измерения, то отсутствие в информации об объемах отходов, предоставленной органами местного самоуправления сведений об измерительных приборах, которыми проводились замеры, не свидетельствует о недостоверности результатов замеров.
Действия должностных лиц в части предоставления информации по проведению замеров не оспорены и не признаны незаконными, и поэтому не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции о непротиворечии приказа от 29 июня 2017 г. N 06-77 части 2 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, поскольку оспариваемый приказ не возлагает никаких обязанностей на органы местного самоуправления и не ограничивает их право на осуществление местного самоуправления, а лишь определяет нормативы накопления ТКО.
В силу пункта 5 статьи 24.11 Закона об отходах производства и потребления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ульяновского областного суда от 21 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мишалова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 80-АПА19-9
Текст определения опубликован не был