Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 5-АПА19-147
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 13 июня 2019 года, которым удовлетворён административный иск публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Алмаз" о признании недействующим пункта 22841 приложения N 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., объяснения представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей ПАО "НПО "Алмаз" Шевеля Д.В. и Липатовой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП (далее - постановление правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановление правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67.
Постановлением правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
Постановление правительства Москвы N 1425-ПП опубликовано 29 ноября 2018 года на официальном сайте правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 69.
По состоянию на 1 января 2019 года в указанный Перечень под пунктом 22841 включено здание с кадастровым номером 77:09:0004002:1041, расположенное по адресу: город Москва, проспект Ленинградский, дом 80, корпус А.
Публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина (далее - ПАО "НПО "Алмаз", общество), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0004002:1041, обратилось в суд с административным иском о признании не действующим с 1 января 2019 года пункта 22841 Перечня на 2019 год, полагая, что здание не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как расположено на земельном участке, разрешенный вид использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. Здание фактически не используется для указанных целей. Включение этого объекта в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 13 июня 2019 года административное исковое заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
По мнению административного ответчика, здание фактически расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами 77:09:0004002:1976 и 77:09:0004002:1977, при этом вид разрешенного использования одного из данных земельных участков с кадастровым номером 77:09:0004002:1976 предусматривает размещение на нем офисных зданий делового назначения, поименованный как "участки размещения административно-деловых объектов: объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7); объекты размещения научных, исследовательских, творческих, проектных, медиаорганизаций, инновационных центров (1.2.7)", что подтверждается письмом Департамента городского имущества города Москвы от 27 августа 2018 года N ДГИ-Э-74796/18-1, представленным до момента формирования Перечня. Данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости в течение налогового периода 2019 года, то есть после формирования Перечня, однако данное обстоятельство не отменяет того факта, что здание в действительности располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0004002:1976.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", статьей 1.1 которого установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 указанного Закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2019 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что ПАО "НПО "Алмаз" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0004002:1041, расположенного по адресу: город Москва, проспект Ленинградский, дом 80, корпус А.
Удовлетворяя требование о признании недействующим пункта 22841 Перечня на 2019 год, суд исходил из того, что на момент утверждения Перечня в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о нахождении здания в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004002:1977 с видом разрешенного использования "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)"; запись о нахождении здания в пределах границ двух земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004002:1976 с видом разрешенного использования "участки размещения административно-деловых объектов: объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7); объекты размещения научных, исследовательских, творческих, проектных, медиаорганизаций, инновационных центров (1.2.7)", внесена в Единый государственный реестр недвижимости только 19 февраля 2019 года, то есть после принятия оспариваемого в части нормативного правового акта.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно пункту 26 части 4 и пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Изложенные правовые положения свидетельствуют о том, что сведения об объектах недвижимости, расположенных на конкретном земельном участке, должны содержаться в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 6 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Как установлено судом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о нахождении здания с кадастровым номером 77:09:0004002:1041 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004002:1977 с видом разрешенного использования "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)"
Данные обстоятельства также подтверждаются письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 20 мая 2019 года N 2.13/10642.
Поскольку приведенный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004002:1977, на котором располагается принадлежащее административному истцу нежилое здание, не предусматривает размещения на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то указанный объект недвижимости не может быть отнесен к административно-деловому и (или) торговому центрам по данному основанию.
Сведения, содержащиеся в письме Департамента городского имущества города Москвы от 27 августа 2018 года N ДГИ-Э-74796/18-1, о том, что здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004002:1976, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку письмо не является документом, исходя из которого возможно сделать вывод о расположении нежилого здания на том или ином земельном участке.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для включения здания в Перечень на 2019 год.
Доводы апелляционной жалобы как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих отношения в сфере налогообложения имущества юридических лиц, несостоятельны и выводов суда первой инстанции не опровергают.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства, сделал выводы на основании материалов дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допустил.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство города считает, что здание общества правомерно включено в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, т. к. фактически расположено на двух земельных участках, вид разрешенного использования одного из которых предусматривает размещение на нем офисных зданий делового назначения.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Правительства города необоснованной.
На момент утверждения Перечня в ЕГРН содержались сведения о нахождении спорного здания только на участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещения на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Соответственно, объект недвижимости не может быть отнесен к административно-деловому и (или) торговому центрам по данному основанию.
Изменения в ЕГРН относительно расположения здания внесены после утверждения Перечня, в текущем году.
Поскольку иных доводов того, что здание соответствует критериям отнесения его к объектам, налог на имущество в отношении которых исчисляется по кадастровой стоимости, не представлено, суд пришел к выводу, что объект неправомерно включен в Перечень.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 5-АПА19-147
Текст определения опубликован не был