Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 5-АПА19-141
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "Винида" об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановлений правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП и от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Винида" адвоката Ефимовой Г.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП из данного перечня исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП из указанного перечня исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года. Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП названный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года. Постановлением правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП данный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года.
Под пунктом 7400 в перечень в редакции на 2017 год, под пунктом 7635 в перечень в редакции на 2018 года и под пунктом 8359 в перечень в редакции на 2019 год включено здание с кадастровым номером 77:02:0019010:1113, находящееся по адресу: город Москва, Мира проспект, дом 186 "Г".
Общество с ограниченной ответственностью "Винида", являющееся собственником указанного здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено данное здание, не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания.
Решением Московского городского суда от 26 июня 2019 года административный иск удовлетворен: оспариваемые пункты перечня объектов недвижимого имущества признаны недействующими со дня вступления в силу постановлений правительства Москвы, которыми этот перечень определен в редакциях на 2017-2019 годы.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Винида" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в редакциях на 2017-2019 годы определен в пределах полномочий правительства Москвы с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения здания с кадастровым номером 77:02:0019010:1113 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в редакциях на 2017-2019 годы. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда в указанной части согласилась.
Как видно из материалов административного дела, названное выше здание включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в редакциях на 2017-2019 годы на основании расположения данного здания на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0019010:101 и наименованием вида разрешенного использования этого земельного участка "эксплуатация здания автомойки с комплексом сервисных услуг", предусматривающим размещение объектов бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что здание с кадастровым номером 77:02:0019010:1113 площадью 227,4 квадратных метра расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:0019010:101 и 77:02:0019010:87, последний из которых имеет наименование вида разрешенного использования этого земельного участка "эксплуатация улично-дорожной сети", при этом данные виды разрешенного использования указанных земельных участков размещение объектов бытового обслуживания, а также торговых объектов и объектов общественного питания не предусматривают. Оснований не согласиться с такими выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
В соответствии с пунктом 3.2 постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" в редакции, действовавшей до принятия постановления правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП, для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка. Данные методические указания действовали до 31 октября 2017 года, то есть действовали на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества на 2017 год.
Согласно этой же норме постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП в редакции постановления правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы правительством Москвы было принято постановление от 25 мая 2011 года N 228-ПП, действовавшее до 1 июля 2017 года и которым был утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, согласно которому подвид разрешенного использования "объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" (пункт 3.1.1) относится к виду разрешенного использования "участки размещения производственных объектов" (пункт 3) и, в частности, - к подвиду "участки размещения коммунально-складских объектов" (пункт 3.1).
Кроме этого, из данного перечня видов разрешенного использования и названных выше методических указаний следует, что вид разрешенного использования "объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" относится к группе видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель под номером 1.2.9, под которым в методических указаниях приведены "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Вместе с тем вид разрешенного использования земельных участков "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" приведен под пунктом 1.2.5 методических указаний.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:101 и наименованием вида разрешенного использования этого земельного участка "эксплуатация здания автомойки с комплексом сервисных услуг" не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом пунктом 1.2.5 названных выше методических указаний, что буквально следует из приведенных видов разрешенного использования названного выше перечня видов разрешенного использования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отнесения здания с кадастровым номером 77:02:0019010:1113 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость в 2017 году.
Что касается отнесения этого же здания к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость в 2018 и 2019 годах, то на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества в редакциях на 2018 и 2019 годы постановлением правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 "Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 "Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 67 названного выше перечня видов разрешенного использования группировка видов разрешенного использования "размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса" относится к группе видов разрешенного использования "объекты производственного назначения" и имеет код 4.9.1.4, который соответствует коду вида разрешенного использования земельного участка 4.9.1, предусмотренному названным выше классификатором видов разрешенного использования земельных участков, под которым указан вид разрешенного использования земельного участка с наименованием "объекты придорожного сервиса", имеющий следующее описание - "размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса".
Вместе с тем из названного выше классификатора видов разрешенного использования земельных участков следует, что в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3, наименование "бытовое обслуживание" и описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:101 и наименованием вида разрешенного использования этого земельного участка "эксплуатация здания автомойки с комплексом сервисных услуг" не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в описании вида разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание" с кодом 3.3 названного выше классификатора видов разрешенного использования земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отнесения здания с кадастровым номером 77:02:0019010:1113 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость в 2018 и 2019 годах.
Таким образом, обжалуемое решение Московского городского суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы правительства Москвы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им в суде первой инстанции, и не могут служить поводом для отмены принятого решения суда, как основанные на неверном истолковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N 5-АПА19-141
Текст определения опубликован не был