Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2019 г. N 44-АПА19-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 272-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ" (Очерский район)"; постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 322-вг "О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ" (Очерский район)" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" на решение Пермского краевого суда от 14 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" Боярских М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" (далее - ООО "Глобалгазинвест") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 272-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ" (Очерский район)"; постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 322-вг "О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ" (Очерский район)".
Решением Пермского краевого суда от 14 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Глобалгазинвест" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя общества, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что ООО "Глобалгазинвест" осуществляет деятельность по производству, передаче, распределению, продаже потребителям тепловой энергии на территории Павловского городского поселения Очерского района Пермского края с использованием муниципального имущественного комплекса, переданного ООО "Глобалгазинвест" Администрацией Павловского городского поселения по договору аренды от 20 июля 2015 г., а именно - котельной N 1 и котельной N 2 с технологическим оборудованием, тепловыми сетями и сетями горячего водоснабжения.
ООО "Глобалгазинвест" 26 апреля 2018 г. обратилось в орган регулирования с предложением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения с приложением обосновывающих материалов.
Приказом Региональной службы по тарифом Пермского края от 4 мая 2018 г. N 70-од открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы и выбран метод регулирования тарифов - метод индексации установленных тарифов.
Приказом РСТ Пермского края от 28 апреля 2018 г. N 53-од открыто дело об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения на 2019 год.
Постановлением РСТ Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 272-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "Глобалгазинвест" для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 1; установлены тарифы согласно приложению 2, которые действуют с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г.
Постановлением РСТ Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 322-вг утверждена производственная программа ООО "Глобалгазинвест" в сфере горячего водоснабжения на 2019 год согласно приложению 1; установлены и введены в действие соответствующие производственной программе тарифы с 1 января по 31 декабря 2019 г. включительно согласно приложению 2.
Указанные постановления опубликованы 29 декабря 2018 г. на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края и 21 января 2019 г. в официальном источнике "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 2.
Оспаривая названные нормативные правовые акты, административный истец указал, что деятельность ООО "Глобалгазинвест" не подлежит тарифному регулированию, поскольку общество не владеет муниципальным имуществом на законном основании: договор аренды от 20 июля 2015 г. заключен в нарушение статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и не зарегистрирован в установленном законом порядке в нарушение пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).
В рассматриваемом случае в качестве доказательства владения муниципальным имуществом, участвующим в производственной деятельности, ООО "Глобалгазинвест" представлен вышеупомянутый договор аренды от 20 июля 2015 г., заключенный на пятилетний срок.
По мнению суда первой инстанции, поскольку на момент принятия нормативных правовых актов общество фактически эксплуатировало муниципальное имущество для производства и реализации тепловой энергии населению и организациям пос. Павловский, основания для признания недействующим оспариваемых нормативных правовых актов отсутствовали.
Вместе с тем статьей 28.1 Закона о теплоснабжении установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 1 указанной нормы передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В силу части 3 статьи 28.1 названного Закона в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 данного Федерального закона (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
Из материалов дела следует, что установленный Законом о теплоснабжении особый порядок передачи права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, предусматривающий либо заключение договора аренды по результатам конкурса, либо заключение концессионного соглашения, органом местного самоуправления не соблюден. Помимо этого представленный договор аренды, заключенный на пятилетний срок, в нарушение пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Между тем владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения в силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжения является условием наличия у организации статуса теплоснабжающей, необходимого в целях дальнейшего государственного регулирования ее производственной деятельности в указанной сфере.
Органу регулирования надлежало проверить представленные правоустанавливающие документы с учетом установленных действующим федеральным законодательством требований.
Поскольку ООО "Глобалгазинвест" не подтвердило законное основание владения и пользования объектами теплоснабжения, у РСТ Пермского края отсутствовали основания для установления административному истцу тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 14 июня 2019 г. отменить.
Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 272-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ" (Очерский район)" и от 19 декабря 2018 г. N 322-вг "О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ" (Очерский район)" признать не действующими с даты принятия данных нормативных правовых актов.
Возложить на Региональную службу по тарифам Пермского края обязанность по принятию заменяющих нормативных правовых актов.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2019 г. N 44-АПА19-30
Текст определения опубликован не был