Постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 1997 г. N 349
"О реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях о социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Алтайского края"
Постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2000 г. N 776 настоящее Постановление утратило силу с 1 января 2001 г.
В крае состоит на учете 11573 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 7849 находятся в семьях под опекой (попечительством), переданы на усыновление, 3061 воспитываются в домах ребенка, детских домах и школах - интернатах, 563 - в профессиональных училищах и других учебных заведениях.
За последние годы резко увеличилось число детей и подростков, лишившихся попечения родителей: в 1991 г. - 9050, на 1.01.97 г. - 11573.
В целях социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и во исполнение федерального Закона от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановляю:
1. Утвердить программу по реализации Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Алтайского края (приложение).
2. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике (Юрин А.В.) при формировании бюджета на 1998 и последующие годы рассмотреть возможность выделения средств для реализации программы.
Обеспечить полное финансирование детских интернатных учреждений в 1997 году в соответствии с утвержденным бюджетом в приоритетном порядке.
3. Комитету администрации края по образованию (Зырянов Г.П.) совместно с высшими педагогическими учебными заведениями края и Барнаульским педагогическим колледжем N 1 разработать программу подготовки с 1998 года педагогов - дефектологов для работы в детских интернатных учреждениях.
4. Комитетам администрации края по образованию (Зырянов Г.П.), занятости населения (Сидоров А.Г.) обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и гарантированное трудоустройство лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Главам администраций районов и городов края, комитетам администрации края по образованию (Зырянов Г.П.), социальной защите населения (Самодуров Ю.Н.), занятости населения (Сидоров А.Г.), здравоохранению (Аскалонов А.А.), по делам молодежи (Белошапкин В.Н.) принять меры по реализации программы.
6. Поручить комитету администрации края по образованию (Зырянов Г.П.) осуществление организации, координации и контроля за реализацией программы.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации края Вислогузова Ю.А.
Глава администрации
края |
А.А.Суриков |
Краевая целевая Программа
реализации федерального Закона от 21 декабря 1996 года
N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" на территории Алтайского края
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 9 июня 1997 г. N 349)
Паспорт
краевой целевой Программы по реализации Закона РФ
от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей"
на 1997 - 2000 гг.
Наименование - краевая целевая Программа по реализации
Программы Закона РФ от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О
дополнительных гарантиях по социальной защите
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" на 1997 - 2000 гг.
Наименование, - Письмо краевого Законодательного Собрания
дата и номер N 144 от 12.03.97 г.
решения о
разработке
Программы
Заказчик - администрация края
Программы
Основные - комитеты администрации края по образованию,
разработчики социальной защите населения, по занятости,
Программы по здравоохранению
Цель и задачи - Обеспечить реализацию Закона РФ от 21.12.96 г.
Программы, N 159-ФЗ;
важнейшие
целевые
показатели
- разделение компетенции исполнительных органов
государственной власти на краевом и районном
(городском) уровне, а также определение
полномочий органов местного самоуправления по
социальной защите детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- развитие и совершенствование динамической сети
органов и учреждений, решающих проблемы
выявления, устройства, психолого-педагогической
реабилитации и социальной адаптации детей,
оказавшихся в экстремальных ситуациях;
- формирование современной нормативно-правовой,
научно-методической и материально-технической
базы деятельности учреждений, обслуживающих
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- создание в крае сети специальных
профессиональных учебных заведений (отделений,
групп) для лиц, оставшихся без попечения
родителей;
- кадровое обеспечение системы учреждений и
органов, работающих с детьми - сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей;
Сроки - 1997 - 2000 гг.
реализации
Программы
Исполнители - администрации районов и городов;
основных
мероприятий
Программы
- Комитеты администрации края по финансам,
налоговой и кредитной политике, по образованию,
по социальной защите населения, по
здравоохранению, по занятости, по делам
молодежи;
Объемы и - 7.458 млрд. руб. ежегодно из средств бюджета (в
источники ценах 1997 года);
финансирования - 29 млрд. рублей из средств бюджета районов и
городов края.
Ожидаемые - Обеспечение первоочередных потребностей детей,
конечные оказавшихся в экстремальных ситуациях;
результаты
реализации
Программы
- создание базы для разработки последующих
краевых программ по полному удовлетворению нужд
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, реализации их индивидуальных
программ реабилитации и интеграции в общество;
- повышение эффективности психолого -
педагогической, медицинской и социально -
реабилитационной помощи детям и подросткам,
оставшимся без попечения родителей.
Контроль за - Комитет администрации края по образованию
исполнением совместно с Комитетом по финансам, налоговой и
Программы кредитной политике и другими заинтересованными
комитетами.
Цели и задачи программы
Введение. Содержание проблемы
Раздел I. Совершенствование нормативно-правовой базы
Раздел II. Расширение и совершенствование сети детских интернатных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел III. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся выявлением и работой с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Раздел IV. Организация работы по трудоустройству и занятости лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел V. Обеспечение дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение
Содержание проблемы
В современных условиях резко обострились проблемы детства. По статистическим данным в крае идет неуклонный рост численности осиротевших и брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Число детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях |
1237 |
1586 |
1829 |
2058 |
2299 |
2475 |
Отмечается рост численности детей, отобранных у родителей в соответствии с судебными исполнителями из-за жестокого отношения к ним и невозможности обеспечения нормального воспитания и развития в семье.
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Количество детей, изъятых из семей по решению суда |
218 |
287 |
492 |
618 |
679 |
720 |
Таким образом, если в 1991 году на 17,6% от всех нуждающихся в помощи детей родители были лишены родительских прав или дети были отобраны по суду, то в 1996 году на 29% от общего числа выявленных детей родители были лишены или ограничены в правах.
В крае проводится целенаправленная политика по устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан для дальнейшего воспитания; если ребенку не найдена семья, он определяется в интернатное учреждение в соответствии с его индивидуальными особенностями.
До 1996 года отмечалась динамика роста численности усыновленных (удочеренных) детей.
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Количество усыновленных детей |
6878 |
7088 |
7211 |
7224 |
7341 |
7096 |
Снижение числа усыновленных в 1996 году в частности объясняется усложнением процедуры усыновления, т.к. в сентябре 1996 года решение об усыновлении принимает суд (дела в суде рассматриваются дольше, да и не все граждане желают обращаться с этим вопросом в суд).
Анализ показывает, что идет значительный рост численности детей, над которыми учреждена опека (попечительство) граждан.
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Количество детей под опекой |
3683 |
3983 |
4250 |
4884 |
5393 |
5968 |
Но вместе с тем наблюдается тенденция к снижению числа детей, передаваемых под опеку (в процентном отношении к числу детей, направленных в детские интернатные учреждения). Если в 1991 году в семьи для дальнейшего воспитания было передано 76% детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от общего числа выявленных детей этой категории, то в 1996 году - 71,6%.
Это объясняется тем, что во многих районах и городах края из муниципальных бюджетов своевременно не выплачивается пособие на опекаемых детей, в ряде территорий оно практически не выплачивалось в течение всего 1996 года (Троицкий, Краснощековский, Славгородский, Алейский, Волчихинский, Локтевский, Каменский, Курьинский, Первомайский, Смоленский и др.).
В связи с резким увеличением числа детей, оказавшихся в экстремальных условиях, увеличивается поступление детей в детские дома.
Существующая сеть детских домов и школ - интернатов не в состоянии удовлетворить полностью потребность по устройству детей, нуждающихся в помощи.
За последние три года приняты меры по расширению сети детских интернатных учреждений, появились учреждения временного пребывания детей (приюты).
В 1991 году в крае функционировало 19 детских домов на 1500 мест, в настоящее время 39 на 2100 мест и приютов на 250 мест.
Кроме того, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и имеющие отклонения в умственном или физическом развитии, воспитываются в специальных (коррекционных) школах - интернатах - 1500 человек.
Но несмотря на принимаемые меры, ситуация по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, остается острой.
В 1997 году планируется открытие еще трех детских интернатных учреждений на 200 мест.
Вновь созданные детские дома имеют очень слабую материальную базу, не оснащены в достаточном количестве мебелью, оборудованием, автотранспортом.
Из-за скудного финансирования ветшают здания, приходит в негодность оборудование, мебель, автотранспорт давно существующих детских домов.
Финансирование из краевого бюджета на содержание детских интернатных учреждений поступает в виде субвенций в территории края, но оно планируется в нарушение норм, не обеспечивает содержание детских домов и школ - интернатов в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 г. N 409 "О необходимых мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В 1996 году детским интернатным учреждениям даже из запланированных расходов недодано из краевого бюджета 12 млрд. рублей. Кроме того, администрации районов и городов задерживают субвенции, иногда часть этих средств используют не по целевому назначению, обрекая детские дома на нищенское существование.
Не просто приходится выпускникам детских домов, т.к. в связи с резким падением производства и сокращением числа рабочих мест они остаются без работы и жилья.
За последние 3 года сложно решаются вопросы обеспечения детских интернатных учреждений специалистами - дефектолагами, т.к. в крае их не готовит ни одно высшее педагогическое учебное заведение, а подготовка таких специалистов в гг. Москве, Санкт-Петербурге требует огромных финансовых затрат.
Для решения перечисленных проблем необходима краевая комплексная программа, предусматривающая разработку научно-методических основ профилактики социального сиротства в современных условиях; определение региональной нормативно-правовой базы для проведения социально-реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в экстремальных ситуациях;
утверждение и неукоснительное исполнение регионального норматива финансирования детских интернатных учреждений;
обеспечение высококвалифицированными кадрами детских интернатных учреждений;
создание специальных рабочих мест для выпускников детских интернатных учреждений.
Перечень
мероприятий краевой целевой Программы реализации Закона
РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей"
на территории Алтайского края
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость по годам | Всего | |||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Совершенствование нормативно-правовой базы |
4900 4900 3700 3600 7500 - 700 25300 3000 1500 6000 10500 1500 37300 |
||||||
1. Разработать и утвердить на территории края Закон "Об организации работы по опеке и попечительству" 2. Разработать и принять на территории края "Положение о порядке назначения и выплаты пособия на содержание подопечных детей" 3. Разработать и принять "Положение о приемной семье (для Алтайского края) 4. Разработать и принять на территории края "Положение о едином билете" для предоставления льгот детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 5. Обеспечить льготы для приемных семей по оплате коммунальных услуг (50% от стоимости), для детских интернатных учреждений 6. Разработать и утвердить порядок обеспечения жилой площадью бывших воспитанников детских интернатных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории края 7. Разработать краевой норматив финансирования и материально-техничес- кого обеспечения учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8. Разработать и утвердить на территории края "Положение об инспекторе по охране детства" 9. Разработать положение о патронатной семье |
IV кв. 1997 г. II кв. 1997 г. -"- -"- с 1.01.98 г. IV кв. 1997 г. III кв. 1997 г. IV кв. 1997 г. -"- |
комитеты администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, по образованию -"- комитет по образованию администрации районов и городов комитет администрации края по образованию комитеты администрации края по экономике; финансам, налоговой и кредитной политике, по образованию комитет администрации края по образованию -"- |
районные и город- ские бюджеты |
||||
II. Расширение и совершенствование сети детских интернатных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|||||||
1. Открытие детских домов в Алейском районе на 50 мест в Романовском районе на 50 мест в Топчихинском районе на 175 мест в Панкрушихинском районе на 50 мест в г. Барнауле (на базе ПУ N 13) на 60 мест на базе реконструиро- ванных дошкольных учреждений на 200 мест 2. Открытие школы - интерната в Михайловском районе на 100 мест 3. Создание краевого центра по усыновлению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4. Создание краевого социально-трудового реабилитационного центра для выпускников специальных (коррекционных) школ - интернатов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5. Создать на базе высших учебных заведений группы для обучения инвалидов (с нарушением слуха, зрения) из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6. Расширение сети психолого-медико - педагогических консультаций 7. Выделить ассигнования для приобретения автотранспорта и специального оборудования детским домам и школам - интернатам 8. Выделить ассигнования для проведения капитального ремонта детских домов |
1997 1997 1998 1998 1998 1998 1997 1998 1998 1998 1997 - 2000 1998 - 2000 -"- |
администрация Алейского района; комитеты администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, по образованию -"- администрация района; комитеты по финансам, налоговой и кредитной политике, по образованию администрации края -"- комитет администрации края по образованию комитеты администрации края по занятости населения; по соцзащите населения; по образованию комитеты по образованию администрации края, ректоры высших учебных заведений администрации районов и городов комитеты по финансам, налоговой и кредитной политике, по экономике -"- |
1300 1200 1200 1200 1300 1200 1200 1200 - 1300 1200 1200 - 1200 1200 1200 - 2500 2500 2500 1200 - - - - 500 100 100 3800 5400 4900 4900 1000 1000 1000 за счет средств те- кущего финансирова- ния за счет средств муниципальных бюд- жетов 500 500 500 2000 2000 2000 |
||||
III. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся выявлением и работой с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей |
|||||||
1. Организовать подготовку в высших учебных заведениях края специалистов - дефекто- логов, психологов для работы в детских домах и школах - интернатах 2. Систематически проводить курсы повышения квалификации специалистов по охране прав детства 3. Организовать повышение квалификации всех категорий работников учреждений, осуществляющих работу с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей |
1998 ежегодно -"- |
комитет администрации края по образованию; Барнаульский госпедунивер- ситет комитет администрации края по образованию комитет администрации края по образованию; АКИПКРО |
в рамках плана на- бора 3500 3500 3500 в рамках бюджета в рамках бюджета |
||||
IV. Организация работы по трудоустройству и занятости лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|||||||
1. Организация профориентационной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет с целью диагностики их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья 2. Организовать широкое информирование выпускников детских домов, школ - интернатов о возможностях получения профессионального образования, получения дополнительной профессии для последующего трудоустройства (первоочередное участие в ярмарках вакансий учебных мест лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) 3. Обеспечить лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере среднекраевого уровня заработной платы 4. Обеспечить контроль за выполнением п. 6 ст. 9 Закона РФ "О допол- нительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за соблюдением работодателями обязан- ности обеспечивать за счет собственных средств предприятия необходимое профессиональное обучение лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с последующим их трудоустройством в случае высвобождения, связанного с ликвидацией предприятия (организации) или сокращением штатов 5. Организация дополни - тельных рабочих мест и сохранение действующих на предприятиях различных форм собственности за счет оказания финансовой помощи работодателям для устройства выпускников детских интернатных учреждений 6. В целях содействия трудоустройству детей - сирот на временную работу, приобщению их к труду, получению профессиональных навыков заключать с работодателями договоры на создание временных рабочих мест, проводить ярмарки вакансий рабочих мест для подростков 7. Для обеспечения занятости выпускников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключить договоры с предприятиями и организациями на совместную деятельность по организации субсидируемых рабочих мест за счет средств Государственного фонда занятости. Обеспечить участие детей - сирот в программах "Молодежная практика", "Новый старт", "Клуб ищущих работу" |
постоянно -"- с 1.01. 1998 г. постоянно постоянно по мере обращения по мере обращения 1997 - 1998 |
комитеты администрации края по образованию; занятости населения; учреждения образования для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей комитет администрации края по занятости населения; районные, городские комитеты по занятости населения; комитет администрации края по занятости населения администрации городов и районов; комитеты по труду и занятости населения края комитет администрации края по занятости населения администрации районов и городов, комитет по занятости населения края; образователь- ные учреждения интернатного типа комитет администрации края по занятости населения |
в пределах выде- ляемых ассигнований в пределах выделя- емых ассигнований в пределах выделя- емых ассигнований в пределах выделяемого фонда в пределах выделя- емых на эти цели ассигнований за счет выделяемых средств Государственного фонда занятости |
||||
V. Обеспечение дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение |
|||||||
1. Обеспечить во всех районах и городах края регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей а) для закрепления за ними жилья; б) для формирования специального жилищного фонда за счет средств муниципальных бюджетов и других не запрещенных законом источников 2. Выделить ассигнования краевому фонду социальной поддержки населения на целевые безвозвратные ссуды для приобретения жилья выпускникам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3. При формировании бюджета края на 1998 год и последующие предусмотреть в полном объеме расходы детским интернатным учреждениям на выдачу выпускникам денежной компенсации, одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования по нормам, утвержденным Правительством РФ |
в течение 1997 г. ежегодно, начиная с 1.01.98 ежегодно |
администрации районов и городов комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Итого |
500 500 500 Текущее финансиро- вание в соответ- ствии с нормами |
Положение
о едином билете, дающим право на льготы
для лиц из числа детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 9 июня 1997 г. N 349)
I. Единый билет выдается гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 0 до 23 лет, воспитывающихся в учреждениях общественного воспитания, в семьях граждан под опекой (попечительством), приемных семьях.
II. Единый билет дает право:
- на бесплатный проезд на внутригородском, внутрирайонном общественном транспорте;
- на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений;
- на бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном или муниципальном лечебно-профилактическом учреждении;
- на бесплатное посещение подготовительных курсов для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
III. Бланки единых билетов печатаются строго в соответствии с утвержденным образцом за счет средств краевого бюджета и выдаются как бланки строгой отчетности Комитетом администрации края по образованию, по заявкам районных (городских) комитетов по образованию и строго в соответствии со списками подопечных детей, списками воспитанников в детских интернатных учреждениях и приемных семьях.
Положение
о порядке назначения и выплаты денежного пособия
на детей, находящихся по опекой (попечительством)
на территории Алтайского края
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 9 июня 1997 г. N 349)
Федеральным законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определено, что порядок выплаты ежемесячных пособий опекунам на содержание подопечных детей может устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Федерации. В соответствии с этим администрация края устанавливает следующий порядок выплаты пособия на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекаемым детям.
Денежная компенсация на содержание опекаемого ребенка выплачивается из средств муниципального бюджета. Расчет размера этой компенсации производится в пределах 8 минимальных окладов ежемесячно.
1. Правом получения пособия на содержание пользуются:
- дети - сироты, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, в отношении родителей которых приняты судебные решения о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, о признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными и объявлении их умершими;
- дети, родители которых отбывают наказание в местах заключения и нахождения под стражей в период следствия;
- дети, родители которых разыскиваются органами внутренних дел в связи с неустановлением сведений об их местонахождении;
- дети, родители которых являются хронически больными и длительное время находятся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения;
- подкинутые дети (на основании акта о подкинутом ребенке);
- дети, родители которых отказались от них в малолетнем возрасте и дали согласие на усыновление, заверенное руководителем медицинского учреждения.
2. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных детей, родители которых:
- могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передали их под опеку (попечительство) другим лицам;
- находятся в длительной служебной командировке;
- проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания.
3. Не назначаются и не выплачиваются эти средства также на подопечных, которые находятся в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении.
4. При назначении пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством), учитываются следующие выплаты на детей:
- пенсии по потере кормильца;
- пенсии по инвалидности;
- государственное пособие, установленное для одиноких матерей, получаемое на подопечного;
- временное пособие на несовершеннолетних детей, выплачиваемое в период розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов;
- среднемесячная сумма алиментов, выплачиваемых родителями или родственниками.
5. При этом органами управления образованием производится выплата разницы между общей суммой пособия и другими выплатами.
6. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется в соответствии с настоящим Положением на основании постановления или распоряжения администрации района, города.
7. В случае возникновения оснований для назначения вышеназванного пособия опекун (попечитель) обращается в орган управления образованием с заявлением и документами, подтверждающими эти основания.
8. Денежные средства на подопечного ребенка выплачиваются ежемесячно в объеме, определенном постановлением (распоряжением).
9. Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются до достижения подопечным 18-летнего возраста (учащимся общеобразовательных учреждений до 23-летнего возраста).
10. Основаниями для прекращения выплаты пособия являются:
- освобождение опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей;
- устройство подопечного ребенка в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.
11. Учреждение профессионального образования всех уровней обеспечивает детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа подопечных бесплатным общежитием, бесплатным питанием, стипендией. При этом органами опеки и попечительства, на учете которых состоят подопечные, выплачивают разницу между назначенным пособием и выплатами, производимыми учреждениями образования.
12. В случае возникновения обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты денежных средств, опекун (попечитель) обязан в 10-дневный срок известить об этом органы управления образованием, выплачивающие эти средства.
13. Прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится по постановлению или распоряжению администрации района, города.
14. Назначенные денежные средства, своевременно не истребованные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошлое время, но не более чем за год, если обращение за ними последовало до достижения подопечным 18-летнего (учащимся учебных заведений 23-летнего возраста).
15. Излишне выплаченные денежные средства взыскиваются с опекуна (попечителя), если переплата произошла в результате счетной (арифметической) ошибки или в результате злоупотребления со стороны опекуна.
Сумма взыскивается с доходов опекуна (попечителя) на основании его заявления или решения суда.
16. При переезде опекуна (попечителя) на новое место жительства выплата денежных средств по-прежнему# месту жительства прекращается от даты его заявления о переезде и возобновляется по новому месту жительства по предъявлении личного дела подопечного и повторного заявления опекуна (попечителя) о постановке на учет и назначении пособия на содержание подопечного.
17. Документы, являющиеся основанием для выплаты денежных средств на содержание подопечного, хранятся в органах управления образованием.
18. Подопечные дети на территории края пользуются следующими льготами:
- бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, проезд на общественном городском, внутрирайонном транспорте (кроме такси) на основании единого билета;
- освобождение от платы за обучение в учреждениях дополнительного образования;
- бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном или муниципальном лечебно-профилактическом учреждении;
- бесплатные путевки в оздоровительные, спортивно-оздоровительные лагеря труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний;
- освобождение от платы за посещение подготовительных курсов для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
Положение
о приемной семье
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 9 июня 1997 г. N 349)
1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными задачами приемной семьи являются:
- создание наиболее благоприятных условий для умственного, эмоционального и физического развития ребенка;
- обеспечение социальной адаптации и реабилитации в семье и обществе осиротевшего или брошенного ребенка;
Граждане, желающие взять на воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью, - приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.
Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
2. Учредителями приемной семьи являются местные муниципальные органы опеки и попечительства (а в их лице - органы управления образованием районов и городов).
В соучредители могут быть приняты любые государственные или общественные организации, изъявившие желание участвовать в содержании и воспитании детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Приемная семья образуется на основании договора между учредителями и лицами, изъявившими желание взять детей на воспитание (приемными родителями).
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается в письменной форме и должен включать в себя условия содержания и воспитания детей, права и обязанности приемных родителей, условия оплаты их труда, обязанности по отношению к приемной семье ее учредителей, а также основания и последствия прекращения договора.
4. Договор может быть расторгнут досрочно как по инициативе приемных родителей, так и муниципальных органов опеки и попечительства, а также по просьбе приемных детей, достигших 10 - летнего возраста.
5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства РФ.
6. Приемная семья пользуется льготами на получение путевок для приемных детей в оздоровительные лагеря, санатории и курорты.
7. Органы опеки и попечительства содействуют созданию приемных семей, оказывают приемным родителям необходимую помощь и осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания приемных детей.
Порядок организации приемной семьи
1. Приемными родителями могут быть право- и дееспособные лица за исключением:
- лишенных родительских прав, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление было отменено по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья или по своим нравственным или иным качествам не могут осуществлять родительские права и обязанности.
2. Подбор родителей - воспитателей осуществляется компетентной комиссией и согласовывается с каждым из учредителей приемной семьи. При этом преимущество отдается полным семьям, имеющим достаточное материальное положение, а также опыт воспитания детей, являющихся усыновителями или опекунами, добросовестно выполняющими свои обязанности, семьям, родители которых имеют педагогическое образование.
3. Лица, желающие создать приемную семью, обращаются в органы управления образованием по месту жительства с заявлением, выражающим желание создать приемную семью.
К заявлению прилагаются:
- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо декларация о доходах, заверенная в установленном порядке;
- документ, подтверждающий наличие жилья;
- копия свидетельства о браке;
- медицинское заключение о состоянии здоровья лиц, желающих создать приемную семью;
- при подаче заявления предъявляются паспорт или другой заменяющий его документ.
4. Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни лиц, желающих создать приемную семью и составляют акт.
5. На основании акта обследования и изучения представленных документов органы опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления, готовят заключение о возможности заявителей создать приемную семью.
6. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителей в 5 - дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.
7. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям подробную информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью и выдает направление для посещения учреждения, где они находятся в данный момент.
Порядок передачи ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью
1. На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
2. Преимущественным правом направления в приемные семьи пользуются дети, нуждающиеся в особых условиях воспитания и содержания, дети с ослабленным здоровьем, дети, неспособные адаптироваться в большом детском коллективе.
3. Подбор детей на передачу в приемную семью для дальнейшего воспитания осуществляется приемными родителями по согласованию с органами опеки и попечительства и руководителями учреждений, в которых находятся дети.
Передача детей, достигших 10-летнего возраста осуществляется только с их согласия.
4. Дети, находящиеся в родственных отношениях между собой, как правило, передаются в одну семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.
5. Общее число детей, воспитывающихся в приемной семье, включая родных, не должно превышать 8 человек.
6. На каждого ребенка, направляемого на воспитание в приемную семью, составляется личное дело, которое хранится у приемных родителей.
В личном деле должны находиться следующие документы:
- путевка - направление органа опеки и попечительства;
- решение (постановление) администрации района, города об устройстве ребенка - сироты или оставшегося без попечения родителей;
- свидетельство о рождении, а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
- медицинские документы о состоянии здоровья ребенка;
- документы об образовании;
- акт обследования условий жизни ребенка;
- сведения о родителях или лицах их заменяющих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей или невозможность воспитания ими своих детей, акт о брошенном ребенке, составленный органами внутренних дел);
- справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
- опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о людях, отвечающих за его неприкосновенность;
- документ о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетними или их родителями;
- пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги;
- заключение ПМПК (для детей, имеющих отклонения в развитии).
7. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсацию, которые должны перечисляться на личные счета детей в банковских учреждениях.
8. За ребенком сохраняется право на пользование жилым помещением или право собственности на жилое помещение. При его отсутствии он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством и Законом РФ от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
9. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества несовершеннолетнего, переданного на воспитание в приемную семью, обязаны обеспечить контроль за его сохранностью.
10. Ребенок (дети), воспитывающиеся в приемной семье, имеют право на общение со своими родителями, родственниками с согласия приемных родителей и если это не противоречит их интересам.
Муниципальные органы исполнительной власти выделяют в собственность приемной семье, создающей подсобное хозяйство, земельные участки (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; предоставляют беспроцентные ссуды приемной семье, создающей подсобное хозяйство; освобождают приемные семьи, создающие подсобное хозяйство, от уплаты налога за пользование землей.
Материальное обеспечение приемной семьи
1. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, переданные на воспитание в приемные семьи, обеспечиваются по нормам, предусмотренным для их содержания в детских интернатных учреждениях, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При расчете денежных средств на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на второй и последующие годы воспитания ребенка в приемной семье учитываются сроки носки промышленных товаров.
Сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игрушек, книг определяется в размере не менее 4 процентов усредненной расчетной стоимости содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для указанной категории детей.
Органы муниципального управления выделяют приемной семье денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели, технологического инвентаря, оплату услуг бытового обслуживания в соответствии с принятыми нормативами.
Денежные средства выплачиваются до достижения ребенком возраста 18 лет и до 23-х лет в случае продолжения учебы в ПУ, высшем и среднем специальном учебном заведении.
Приемным родителям, взявшим на воспитание не менее 5 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается ежемесячное денежное содержание в размере не менее максимальной ставки, предусмотренной для воспитателей детского дома (14 разряд ЕТС), с увеличением на 20% (за работу с детьми - сиротами).
Кроме того, за воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста или имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 50% минимального размера оплаты труда.
В случае болезни приемных родителей или при их длительном отсутствии по уважительным причинам, лицам, заменяющим их в этот период, денежное содержание выплачивается в размере, предусмотренном настоящим пунктом. При этом ежемесячное денежное содержание приемных родителей сохраняется.
Приемным родителям ежегодно предоставляется отпуск на общих основаниях, предусмотренных для работников образования.
При этом в летний период дети определяются в оздоровительные лагеря, в зимний период - при необходимости предоставления отпуска обоим родителям одновременно - предусматривается подменный воспитатель.
Для этого график отпусков составляется на общих основаниях на начало года.
Назначение пенсий, выезд в командировки - на общих основаниях, предусмотренных для работников образования и регламентируемых нормативными документами Правительства Российской Федерации.
На мать приемной семьи распространяется действие ст. II Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в части понижения пенсионного возраста на 5 лет, при общем стаже работы не менее 20 лет), в том случае, если она воспитывала не менее 5 приемных детей в течении# 8 лет.
Родителям приемных семей предоставляется право бесплатного проезда в общественном муниципальном транспорте во время исполнения своих обязанностей (проезд с детьми).
Приемные родители ведут учет расходования средств в письменной форме (книга прихода и расхода).
Отчет о приходе и расходе средств, выплачиваемых на содержание детей, представляется в орган опеки и попечительства ежеквартально, а также по итогам года. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 1997 г. N 349 "О реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях о социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Алтайского края"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, июнь 1997 г. N 14(34), стр.182
Постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2000 г. N 776 настоящее постановление утратило силу