Постановление Администрации Алтайского края от 5 мая 1997 г. N 272
"О мерах по сохранению и развитию системы высшего образования в Алтайском крае"
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 мая 2002 г. N 263 настоящее Постановление признано утратившим силу
Проанализировав ход выполнения программы первоочередных мер сохранения и развития высшей школы края в 1995 - 1996 гг. и изучив ее современное состояние, меры, принимаемые Министерством общего и профессионального образования РФ по поддержке высших учебных заведений, администрация края отмечает, что система высшего образования в крае в условиях социально-экономического кризиса сумела сохранить свою жизнедеятельность, продолжает активную работу по подготовке высококвалифицированных кадров для региона.
Вместе с тем резко ухудшилось финансово-экономическое положение высших учебных заведений, значительно обострилась социальная напряженность в трудовых коллективах. Очевидна необходимость продолжить конструктивную поддержку высшей школы на краевом уровне, постановляю:
1. Утвердить предложенную Советом ректоров вузов Алтая Программу стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1997 - 2000 годах (Прилагается). Вынести прилагаемую Программу на рассмотрение краевого Законодательного Собрания.
2. Просить краевое Законодательное Собрание разрешить поэтапное финансирование научной части Программы из средств, поступающих по Программе ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне.
3. Просить Министерство общего и профессионального образования РФ о дополнительной целевой финансовой поддержке вузов края в капитальном строительстве и ремонте учебных корпусов и объектов социальной сферы.
4. Поручить заместителю главы администрации края Вислогузову Ю.А. рассмотреть предложение Совета ректоров о преобразовании отдела науки и высших учебных заведений администрации края в соответствующий комитет и определить меры по усилению социальной защиты коллективов работников и студентов вузов.
5. Совету ректоров вузов края (Евстигнеев В.В.) совместно с комитетом администрации края по образованию (Зырянов Г.П.) провести цикл мероприятий по подготовке к проведению выездного заседания коллегии Минвуза России на Алтае.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Вислогузова Ю.А.
Глава администрации
Алтайского края |
А.А.Суриков |
Программа
стабилизации и развития высшего профессионального
образования в Алтайском крае в 1996 - 2000 годах
Барнаул - 1997
(утв. постановлением администрации края от 5 мая 1997 г. N 272)
Введение
Анализ современного состояния и тенденций развития народного хозяйства и социально-экономической сферы Алтайского края в условиях глубоких социально-экономических преобразований показывает, что к середине 90-х годов в регионе сложилась кризисная ситуация.
В силу исторически сложившихся обстоятельств Алтайский край относится к негармонично развитым регионам России - общие для государства диспропорции достигли в крае критического уровня:
- многолетняя ориентация народного хозяйства на преимущественно аграрную специализацию не подкреплялась созданием и развитием перерабатывающих производств. В свою очередь сельское хозяйство, характеризуясь низким уровнем наукоемкости, по существу остается низкорентабельной сырьевой базой Сибири;
- резкий дисбаланс производственно-промышленной сферы - активное развитие предприятий ВПК не сопровождалось пропорциональным увеличением ассортимента и качества товаров народного потребления, продукцией для развития социальной и культурной сферы. Процесс конверсии вызвал по этой причине многие отрицательные явления: спад промышленного производства и остановку предприятий, массовую безработицу, снижение престижа инженерно-технического труда, разрыв межхозяйственных связей, утрату высокого уровня многих технологий, социальную напряженность в трудовых коллективах, преступность;
- одному из наиболее высоких в России уровню экологической напряженности - последствия многолетних ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, нет адекватного научного, финансового и ресурсного обеспечения. Это вызывает глубокие деформации демографических показателей в регионе, обостряет социальные проблемы;
- перспективам социально-экономического развития края, задачам стабилизации и подъема промышленного производства, не в полной мере соответствует научно-кадровое обеспечение, система формирования рынка трудовых ресурсов, особенно высшей квалификации;
- интенсивный переход к рыночным отношениям недостаточно эффективно подкрепляется высокоподготовленными кадрами в сфере управления, финансово-хозяйственной деятельности, предпринимательства, наукоемкого бизнеса, права и аудита;
- реализация мер по кооперированию алтайских предприятий с зарубежными фирмами, предприятиями других регионов России заметно сдерживается слабой разработкой и трансфертом новых, высоких технологий, неразвитостью современных информационных сетей и необеспеченностью компьютерным оборудованием.
Как следствие - в чрезвычайно сложном положении оказалась система высшего и среднего профессионального образования в крае.
Бедственное социально-экономическое положение вузов, средних специальных учебных заведений, определяемое недостаточным и не в полном объеме госбюджетным финансированием, его задержками, неэффективностью механизма социальной защиты трудовых и учебных коллективов, традиционное отсутствие в краевом бюджете статьи расходов на высшую школу за последние 3 года существенно осложнили их образовательную и научную деятельность. Профессиональные учебные заведения края испытывают серьезные затруднения в сохранении своего высокого престижа, их традиционной роли центров культуры и образования, научно-педагогические кадры имеют один из самых низких в крае уровень заработной платы, не получает должного развития материально-техническая база вузов, их социальная инфраструктура, нарастает отток молодых преподавателей и ученых из сферы науки и образования. Многие из них вынуждены искать дополнительные средства к существованию в бизнесе, в коммерческих структурах, что отрицательно сказывается на педагогическом и научном процессах.
Профессиональное образование, по своей природе должное органически сочетаться с практической деятельностью обучаемых, базирующейся на достижениях науки и производства в сфере современной технологии техники, не имеет в крае адекватного сопровождения.
Экономический спад резко снизил эффективность научно-исследовательской работы. Очевидно недостаточное материально-техническое и ресурсное оснащение вузовских НИИ, Центров и лабораторий современным оборудованием, приборами, особенно вычислительной техникой, специальной литературой.
Интеллектуальный потенциал края слабо востребуется в промышленной сфере, переживающей глубокую конверсию производств, в агротехническом комплексе, находящемся в стадии реформирования, в культуре и народном образовании, по-прежнему финансируемых по остаточному принципу.
Все это требует динамичных и эффективных мер по улучшению существующей системы подготовки и переподготовки кадров, специалистов для всех отраслей народного хозяйства края, изменения отношения местных органов государственного управления к высшей и средней профессиональной школе, подлинно научного подхода к формированию трудовых ресурсов высшей квалификации и рынка образовательных услуг.
Объективно сформировалась широкомасштабная задача выработки региональной концепции и стратегии высшего и среднего профессионального образования и науки в Алтайском крае, механизма адаптации профессиональной школы к новой социально-экономической и общественно-демографической ситуации, сложившейся в регионе. Т.е. необходима эффективная региональная образовательная политика, проводниками которой и непосредственными участниками в ее осуществлении стали бы местные органы власти, руководители образовательных учреждений, производства и социальной сферы. Важным фактором регионализации профессионально-образовательной политики в рамках субъектов Российской Федерации является сформировавшаяся в последние годы тенденция к самообеспечению территории высококвалифицированными профессиональными кадрами. Экономические барьеры затруднили обмен абитуриентами как между бывшими союзными республиками, так и между соседними областями и краями. Соответственно осложнилось трудоустройство в крае выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений из других регионов Сибири, Дальнего Востока, Центральной России.
Новым немаловажным фактором в деятельности вузов стал процесс интеграции высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, с подразделениями отраслевой науки и производства.
Важным направлением в деятельности высшей школы стало участие вузов в реализации научных и научно-технических программ, направленных на интенсивное развитие России и ее регионов. В вузах края сосредоточена большая часть интеллектуального потенциала, кадров высшей квалификации (до 85% ученых и творческих работников). Вузовские коллективы выполняют более 80% общего объема научных и научно-технических разработок в крае.
Объективно сформировалась задача особой важности - подготовка и повышение квалификации педагогов профессиональных образовательных учреждений, т.е. воспроизводство научно-педагогических кадров, особенно для периферийных центров региональной системы профессионального образования - Рубцовска, Бийска и Горно-Алтайска.
На основании изложенного очевидно, что в нынешних условиях для Алтайского края приоритетную роль имеет подготовка кадров, в полной мере отвечающих задачам реформирования экономики и социальной сферы.
Признавая приоритетную роль образования (и высшего в частности), а также руководствуясь данными о состоянии высшей школы Алтайского края, глобальная цель Программы на заданный плановый период формируется следующим образом:
- обеспечить сохранение достигнутого потенциала высшей школы края и на этой базе осуществить его динамическое развитие в условиях перехода к многоукладной рыночной экономике и адекватной социальной сфере.
Цель программы:
- определение первоочередных мер, направленных на стабилизацию и развитие системы высшего и среднего профессионального образования в Алтайском крае, создание условий полноценной и современной подготовки и переподготовки профессиональных кадров на этапе перехода к рыночным отношениям и реформирования экономики, привлечение научного потенциала высших и средних профессиональных учебных заведений к решению задач социально-экономической стабилизации и развития регионов, переход на многоуровневую систему подготовки специалистов.
Основные задачи:
1. Создать систему текущей и перспективной оценки рынка интеллектуального труда, позволяющую обеспечить мобильность содержания, форм, уровней высшего и послевузовского образования, а также удовлетворение потребности населения (прежде всего) края в образовательных услугах. Оптимизировать структуру образовательной сферы, направлений, специальностей и специализации высшего образования, сохранив на рассматриваемый период номенклатуру высших государственных учреждений края и доведя численность студентов до 170 на 10000 населения (среднего российского уровня).
2. Обеспечить включение системы высших учебных заведений Алтайского края в международное научно-образовательное сообщество, достигнув при этом средне-российского уровня экспорта и импорта образовательных услуг.
3. Обеспечить развитие кадрового потенциала высших учебных заведений края, сосредоточить усилия на оптимизации их состава по квалификации и возрасту. Достичь роста числа профессоров и докторов наук в вузах Алтайского края до уровня 10 человек на 1000 студентов.
4. Создать условия для сохранения и развития научно-исследовательских школ вузов. Повысить уровень и эффективность прикладных научных исследований в вузах, более широко использовать научно-материальную базу и кадровый потенциал для решения экономических и социально значимых задач.
5. Гарантировать гражданам края широкие возможности реализации законных прав получения образовательных услуг в сферах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по широкой гамме образовательных траекторий, форм, уровней, направлений и специальностей, в том числе в области параллельного включенного и дистантного обучения.
6. Обеспечить социальную защиту студентов, преподавателей и сотрудников вузов, создать условия для сохранения их физического и нравственного здоровья.
7. Изыскать возможности дополнительной финансовой поддержки вузов за счет федерального и местного бюджетов. Поддержать вузы соответствующими льготами в финансово-хозяйственной деятельности, в инновационной практике и международных связях.
8. Сохранить и по возможности развивать материальную базу вузов, ее инфраструктуру.
9. Сформировать систему эффективного руководства высшей школой края, основанную на целесообразном сочетании федеральных и местных полномочий управления.
1. Подготовка кадров
Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Алтайском крае осуществляет высокоразветвленная сеть государственных и негосударственных высших учебных заведений. Их перечень и численность студентов по различным формам обучения приведены в таблице N 1. Большинство вузов практикует элементы подготовки специалистов по многоуровневой системе (неполное высшее образование, бакалавриат, подготовка дипломированных специалистов, магистратура).
В 21 высшем учебном заведении, включая филиалы, по 30 направлениям и 130 специальностям обучается 48488 студентов всех форм обучения, что обеспечивает удельный уровень обучающихся 165 человек на 10000 населения.
По количеству студентов на 10000 населения и ежегодному выпуску специалистов вузами края (20 человек на 10000 населения) Алтайский край еще не соответствует федеральной норме, а также практике подготовки в основных регионах Западной Сибири. Таблица N 2 иллюстрирует этот тезис.
Подготовку кадров в алтайских вузах осуществляют около 3000 педагогов, в т.ч. 195 докторов и более 1700 кандидатов наук, должность профессора при этом занимают около 350 человек, т.е. на одного профессора приходится около 140 студентов, что хуже на 40% российского норматива.
С учетом указанных параметров подготовки кадров в Алтайском крае и основных задач настоящей Программы до 2000 года предусматриваются следующие индикаторы достижения целевых установок Программы стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1996 - 2000 годах, приведенных в таблице N 3.
Таблица N 1
N п/п |
Наименование вуза, филиала | Сокр. наим. |
Численность студентов | |||
днев. отд. |
веч. отд. |
заоч. отд. |
всего | |||
Государственные высшие учебные заведения | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. |
Алтайский государственный университет в том числе: Белокурихинский филиал Рубцовский филиал Алтайский государственный технический университет Рубцовский индустриальный институт в составе АГТУ Бийский технологический институт в составе АГТУ Алтайский государственный аграрный университет Алтайский государственный институт искусств и культуры Алтайский государственный медицинский университет Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (слушатели) Барнаульский государственный педагогический университет Бийский государственный педагогический институт Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков Алтайский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института Барнаульский филиал Российского заочного института текстильной и легкой промышленности Барнаульский филиал Рязанского института права и экономики МВД РФ Бийский филиал Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования |
АГУ БФ АГУ РФ АГУ АГТУ РИИ БТИ АГАУ АГИИК АГМУ АКИПКРО БГПУ БийГПИ БВВАУЛ АФ ВЗФЭИ БФ РЗИТЛП БФ РИПЭ МВД РФ БФ АКИПКРО |
4763 - 85 6609 1289 1358 3500 991 3230 200 4680 2727 450 - - 1240 - |
- - 119 713 286 309 - - - - 247 - - 1300 - - - |
2687 89 107 1217 237 290 1700 985 - - 1843 1662 - 600 765 510 - |
7450 89 311 8539 1812 1957 5200 1976 3230 200 6770 4389 450 1900 765 1750 - |
Негосударственные высшие учебные заведения | ||||||
18. 19. 20. 21. |
Алтайская академия экономики и права Алтайский экономико - юридический институт Рубцовский филиал регионального открытого университета Российской академии образования Алтайский филиал Московского психолого-социального института |
ААЭиП АЭЮИ РФ РОУ РОА АФ МПСИ |
300 380 - - |
150 - - - |
850 20 - - |
1300 400 - - |
Всего (без курсантов и слушателей) | 28572 | 4710 | 13562 | 48488 |
Таблица N 2
Наименование территорий, регионов |
Показатели по годам: | |||
1970 | 1980 | 1990 | 1996 | |
Алтайский край Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Тюменская область Западная Сибирь Красноярский край Российская Федерация |
108 115 293 217 569 156 200 168 204 |
148 142 319 259 518 142 221 203 219 |
146 132 282 223 420 110 190 189 190 |
165 нет данных - - - - - - - |
Таблица N 3
/-----------------------------------------------------------\
| Содержание целевых |Индикаторы достижения | Сроки |
| установок программы |целевых установок |достижения|
| | программы | |
| | | |
| | | |
| | | |
|------------------------+-----------------------+----------|
| 1 | 2 | 3 |
|------------------------+-----------------------+----------|
|1. Создание гибкой и | | |
| динамичной текущей и | | |
| перспективной оценки | | |
| рынков интеллектуаль-| | |
| ного труда и | | |
| образовательных услуг| | |
| |-----------------------+----------|
| |1.1. Службы маркетинга | 1997 - |
| |образовательной | 1998 |
| |деятельности | |
| |государственных вузов | |
| |края | |
| | | |
| |1.2. Базы данных о |1996, |
| |рынке интеллектуального|ежегодная |
| |труда края по |актуали- |
| |существующим и |зация |
| |перспективным направле-| |
| |ниям и специальностям | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| |1.3. Базы данных о |1996, |
| |рынке образовательных |ежегодная |
| |услуг края в области |актуали- |
| |подготовки кадров |зация |
| | | |
| |1.4. Базы данных по |1996, |
| |выпускникам и их |ежегодная |
| |карьере |актуали- |
| | |зация |
|------------------------+-----------------------+----------|
|2. Оптимизация структуры| | |
| высшего профессио- | | |
| нального образования | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| |-----------------------+----------|
| |2.1. Преобразование |1997 |
| |Барнаульского филиала | |
| |Рязанского института | |
| |права и экономики в | |
| |Барнаульский | |
| |государственный | |
| |институт права и | |
| |экономики МВД РФ | |
| | | |
| |2.2. Численность | |
| |студентов на 10000 | |
| |населения края: | |
| | 170 |1997 |
| | 175 |1998 |
| | 180 |1999 |
| | 185 |2000 |
| | | |
| |2.3. Разветвленная |1996, |
| |структура многоуровне- |ежегодная |
| |вой подготовки, |актуали- |
| |согласованная с базами |зация |
| |данных о рынках труда | |
| |и образовательных услуг| |
| | | |
| |2.4. Взаимно | |
| |согласованные программы| |
| |подготовки специалистов| |
| |средних профессиональ- | |
| |ных (специализирован- | |
| |ных) и высших учебных | |
| |заведений | |
| | | |
| | 20 |1997 |
| | 30 |1998 |
| | 50 |2000 |
| | | |
| |2.5. Филиалы кафедр | |
| |вузов на предприятиях | |
| |края | |
| | 16 |1998 |
| | 24 |2000 |
|------------------------+-----------------------+----------|
|3. Включение системы | | |
| высших учебных | | |
| заведений Алтайского | | |
| края в международное | | |
| образовательное | | |
| пространство | | |
| |-----------------------+----------|
| |3.1. Численность | |
| |студентов вузов края, | |
| |направленных в дальнее | |
| |зарубежье по системе | |
| |включенного обучения | |
| | 100 | 1997 |
| | 150 | 1998 |
| | 350 | 2000 |
| | | |
| |3.2. Численность | |
| |иностранных граждан, | |
| |обучающихся в вузах | |
| |края | |
| | 150 | 1997 |
| | 200 | 1998 |
| | 350 | 2000 |
|------------------------+-----------------------+----------|
|4. Обеспечить развитие | | |
| кадрового потенциала | | |
| высших учебных | | |
| заведений | | |
| |-----------------------+----------|
| |4.1. Число студентов | |
| |на одного профессора | |
| | 130 | 1997 |
| | 120 | 1998 |
| | 100 | 2000 |
| | | |
| |4.2. Уровень | |
| |остепененности | |
| |профессорско-преподава-| |
| |тельского состава | |
| |вузов края | |
| | 60% | 1998 |
| | 65% | 2000 |
| | | |
|5. Повышение качества | | |
| подготовки специалис-| | |
| тов, развитие новых | | |
| образовательных | | |
| технологий | | |
|------------------------+-----------------------+----------|
| |5.1. Обеспеченность | |
| |специальностей и | |
| |направлений в вузах | |
| |стандартами, | |
| |включающими региональ- | |
| |ные компоненты | |
| | 40% |1998 |
| | 80% |2000 |
| | | |
| |5.2. Количество | |
| |студентов очного | |
| |обучения на один | |
| |терминал компьютерной | |
| |техники | |
| | 12 |1998 |
| | 9 |2000 |
| | | |
| |5.3. Количество | |
| |терминалов с | |
| |использованием мировых | |
| |информационных ресурсов| |
| |в вузах края | |
| | 6 |1997 |
| | 30 |2000 |
| | | |
| |5.4. Сохранение (на |весь |
| |фоне обновления) |период |
| |количества книг в | |
| |библиотеках вузов края | |
\------------------------+----------------------------------/
|-----------------------------------------\
| Содержание целевых |Ответственные |
| установок программы |за достижение |
| |целевых |
| |установок и |
| |индикаторов |
| |программы |
|------------------------+----------------|
| 1 | 4 |
|------------------------+----------------|
|1. Создание гибкой и |Краевой Комитет |
| динамичной текущей и |по занятости |
| перспективной оценки |населения, |
| рынков интеллектуаль-|Совет ректоров |
| ного труда и |вузов |
| образовательных услуг| |
| |----------------|
| |Государственные |
| |вузы края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Краевой Комитет |
| |по занятости |
| |населения при |
| |администрации |
| |Алтайского края,|
| |службы |
| |маркетинга |
| |Государственных |
| |вузов |
| |Алтайского края |
| | |
| |Службы |
| |маркетинга |
| |Государственных |
| |вузов края |
| | |
| |Службы |
| |маркетинга |
| |Государственных |
| |вузов края |
|------------------------+----------------|
|2. Оптимизация структуры|Министерство |
| высшего профессио- |общего и высшего|
| нального образования |образования РФ, |
| |администрация |
| |края, |
| |Совет ректоров |
| |----------------|
| |Администрация |
| |края, |
| |Совет ректоров, |
| |руководство |
| |БФ РЗИТЛП |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Совет ректоров |
| |вузов края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Администрация |
| |края, |
| |Совет ректоров |
| |вузов края |
| | |
| | |
| | |
| |Комитет |
| |администрации |
| |Алтайского края |
| |по образованию, |
| |вузы края, |
| |средние профес- |
| |сиональные |
| |училища края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Вузы края |
| | |
| | |
| | |
| | |
|------------------------+----------------|
|3. Включение системы |Совет ректоров |
| высших учебных | |
| заведений Алтайского | |
| края в международное | |
| образовательное | |
| пространство | |
| |----------------|
| |Вузы края с |
| |распределением |
| |показателей |
| |через Совет |
| |ректоров |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | -"- |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|------------------------+----------------|
|4. Обеспечить развитие |Вузы края |
| кадрового потенциала | |
| высших учебных | |
| заведений | |
| |----------------|
| |Вузы края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Вузы края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|5. Повышение качества |Совет ректоров |
| подготовки специалис-|вузов, |
| тов, развитие новых |вузы края |
| образовательных | |
| технологий | |
|------------------------+----------------|
| |Вузы края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Вузы края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Вузы края |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Вузы края |
| | |
| | |
| | |
\-----------------------------------------/
2. Система дополнительного профессионального
образования Алтайского края
Паспорт программы
Наименование программы:
"Развитие системы дополнительного профессионального образования Алтайского края на 1997 - 2000 годы".
Основание для разработки:
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1992 г. N 931 "О мерах государственной поддержки системы дополнительного образования"; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1300 "О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы".
Государственный заказчик: администрация Алтайского края.
Исполнители и соисполнители:
Региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров, Алтайский государственный технический университет; Алтайский государственный университет; средние учебные заведения края; учебные заведения края системы повышения квалификации и переподготовки кадров, организации и учреждения; государственные и муниципальные органы управления.
Обоснование необходимости программы:
Осуществляемые в крае реформы требуют повышение квалификации и профессиональной переподготовки около 63 тысяч специалистов, руководителей и производственного персонала, для этого необходима координация совместных усилий органов исполнительной власти, производственных предприятий и учреждений и структур профессионального образования.
Цель программы:
Содействие выводу экономики края из кризисного состояния посредством подготовки и переподготовки кадров для проводимых в крае реформ, повышение уровня знаний специалистов и руководителей, подготовка резерва руководящих кадров; социальная защита населения посредством повышения уровня его профессионализма.
Сроки реализации программы: 1997 - 2000 гг.
Ожидаемые конечные результаты:
Реализация программы позволит усовершенствовать и развить имеющуюся в крае систему дополнительного образования, способную выполнять задачи кадрового обеспечения экономики края и подготовку резерва кадров.
Объемы и источники финансирования:
Финансовые затраты на реализацию программы составят в 1997 году 130 млн. рублей; в 1998 - 2000 годы - 650 млн. рублей. Источниками финансирования являются целевые средства бюджетов всех уровней и средства предприятий и учреждений - заказчиков.
Система контроля:
Контроль за реализацией программы осуществляют структурные подразделения администрации Алтайского края, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, предприятия и учреждения - заказчики.
Перечень разделов:
Состояние и проблемы системы повышения квалификации и переподготовки кадров
Основные задачи программы.
Прогноз рынка образовательных услуг.
Направления реализации программы и ожидаемые результаты.
Перечень основных мероприятий по реализации программы.
Целевые проекты по приоритетным направлениям развития дополнительного профессионального образования.
Финансовые расходы на реализацию программы.
Состояние и проблемы повышения квалификации и
переподготовки кадров
В условиях резкого спада производства и снижения экономической эффективности многие предприятия края свернули свою систему профессионального обучения. Так, в 1992 г. в сравнении с 1990 г. в крае число рабочих, повысивших свою квалификацию, сократилось в 3,4 раза, руководителей и специалистов - в 2,2 раза, служащих - в 2,9 раза, работников АПК - в 10 раз; тенденция снижения сохранилась и в 1996 году. Сегодня очевидны признаки того, что традиционная форма повышения квалификации и переподготовки кадров нарушена, отсутствует общегосударственный подход в этих проблемах, нет закона о профессиональном дополнительном образовании.
Народное профессиональное образование края по направлениям специальностей представляет собой в значительной мере отображение развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры, связанной с обеспечением жизнедеятельности населения. За предшествующие годы в крае создана (рисунки 1 и 2) и успешно функционирует система профессионального образования, имеющая свои характерные особенности:
все высшее образование сосредоточено в городах;
9% учебных заведений среднего профессионального образования и 38% профессионального образования находится в рабочих поселках и селах, остальные - в городах;
система профессионального образования края способна к саморазвитию и самовоспроизводству.
Региональная схема непрерывного
многоуровневого образования
/------------------------------------\
| Работа по профессии ----------------------\
\---/--------------/--------------/--- |
| / / / |
| ------------\ /--------------\ /--------------\ |
| / /| |Дополнительное| |Послевузовское| |
| / / | | образование \- / образование | |
|/------------\ | \--------------// ---------------/ |
|| | | | | /-----------------------\/
|| | ----------/ | |Магистр |
|| | ---------------------/ /-----------------------/|
|| | ------------------ / |Дипломированный инженер//
|| | | / / /-----------------------/|
|| | /| / / |Бакалавр //
|\------------//||| / / /-----------------------/|
| ||| / /------------\ |Младший специалист -/
| |||/----/---------------\ |------------------------\/
| ||||Среднее специальное | \-Высшее образование /-
| / |||образование |------------- |
|/----/------\ /|--------------------\ | ---------/--------------/
||Довузовская| ||Начальное /-/ /
|| подготовка| ||проф. образование | /
|\-----------/ /--------------------\ \-------/
| / |Среднее образование /-/ /
| / | | /
|/ | \----
| \--------------------/
|
\----------------------------------------------------------->
Рис. 1
/---------------------------------\
| Федеральные органы управления |
| |
/-------------\ | Министерство общего и |
| Глава | |профессионального образования РФ,|
|администрации| | Министерство труда РФ и |
| края | |социального развития и др. |
\-------------/ \---------------------------------/
|-------------------------------------\
/-------------\ /-------------\ |
|Зам. главы | |Кр. Совет по | |
|администрации|-|подготовке и | |
| края | |переп. кадров| |
\-------------/ \-------------/ |
| |
/------------\ /------------\ /------------\| /------------\ /----------\
| Комитет по |-\Комитет по |-|Комитет по || |Комитет по | | Другие |
| образов. | |занятости | | труду || |экономике | | комитеты |
\------------/ \------------/ \------------/| \------------/ \----------/
| | | |-------------------------\
\------------------------------------\\ | |
/------------\|/------------\ /------------\| /------------\ /---------\
| Школы ||| АлтГТУ | | Совет // |Краевая | |Алт. |
| ||| | | ректоров | |ассоциация | |отделение|
\------------/|\------------/ \------------/ |развития | | РАЗиП |
| | |персонала | | |
| | \------------/ \---------/
| \------------------------------------------------\
| | | | |
/------------\|/------------\ /------------\ /-----\ /--------\ /------\
| ПТУ ||| АГУ | |Подготов. | | РЦПК| |Аспиран-| |Докто-|
| ||| | | курсы | | | |тура | |ран-ра|
\------------||\------------| \------------| \/----/ \--------/ \------|
|------------\||------------\ |------------\ | /-------\ /----------\
| Техникумы ||| АГАУ |\|Филиал РЦПК |---|--| ФГКП |--| ИПК |
| ||| |||в Бийске | | | | | |
\------------||\------------||\------------| | \-------| \----------|
|------------\||------------\||------------\ | |-------\ |----------\
| Лицеи ||| БГПУ |||Филиал РЦПК |---|--| ФРРиС |--|Уч. центры|
| ||| |||в Рубцовске | | | | | РОСТС |
\------------||\------------||\------------/ | \-------/ \----------/
|------------\||------------\| |
| Колледжи ||| АГМУ || |
| ||| || |
\------------/|\------------|| |
||------------\| |
|\ АГИК ||-----------------|
|| || |
|\------------|| | /--------------\
||------------\| /-------------\ | |Факультет |
|\ БиГПИ || |УДЦ Морозовс-|-|----/переподготовки|
|| || |кого проекта | | ---------------/
|\------------|| \-------------/ |
||------------\| |
|\БТИ АлтГТУ /| |
|| || /--------------\| /---------------\
|\------------|| |УПК по направ-|| | Школы |
||------------\| |лениям || |---------------|
|\Рубцовский /| |Минтранспорта || |Юного менеджера|
||индустриаль-|| | России ||----|Молодого |
||ный ин-т || \--------------/| |предпринимателя|
||АлтГТУ || | \---------------/
|\------------|| |
||------------\| /------------\ |
|\ АФ ФЗФЭИ /| |УПК РЦПК в /--|
|| || |городах края| |
|\------------|| \------------/ |
||------------\| | /---------------\
|\ БФ ВЗИТЛП // | | Курсы |
|| | /------------\ | |---------------|
|\------------| |УКК, УЦ |-------|по направлениям|
|\------------\ | предприятий| \---------------/
| БФ РФВШ МВД | \------------/
| России |
\------------/
Рис. 2. Структура региональной системы подготовки и переподготовки кадров края
В настоящее время в крае работает 17 вузов и их филиалов (в том числе 6 негосударственных); 43 средних специальных заведения; 84 профессиональных учебных заведения. В системе дополнительного профессионального образования в крае имеются: региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров при АлтГТУ (РЦПК), в составе которого находятся 3 факультета, высшие экологические курсы, УДЦ Морозовского проекта, филиал в городе Бийске, школа юного менеджера и курсы по направлениям; два отраслевых института повышения квалификации; три факультета повышения квалификации при других университетах; профориентационный центр с тремя филиалами; государственный центр по лицензированию строительной деятельности.
РЦПК при АлтГТУ, созданный по инициативе администрации края и Министерства общего и высшего профессионального образования Российской Федерации, осуществляет мероприятия по развитию государственной системы дополнительного образования в крае; организует взаимодействие с региональной службой занятости по проблемам оценки занятости населения в крае и определения новых направлений повышения квалификации и профессиональной переподготовки; координирует деятельность учебных заведений и подразделений повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области дополнительного образования.
Во всех профессиональных учебных заведениях в 1996 г. обучалось 111894 человека (около 4,1% всех жителей края), в том числе:
- в профессионально-технических училищах - 37200 учащихся;
- в средних специальных учебных заведениях - 30715 учащихся;
- в высших учебных заведениях - 43979 студентов.
В 1993 г. было выпущено 6051 специалист с высшим образованием, 7927 специалистов со средним специальным образованием; 56000 рабочих подготовлено в системе профтехобразования и на производстве. В системе дополнительного образования в крае в 1992 г. (за 1993 г. и далее нет такой статистической отчетности) было подготовлено и переподготовлено 53912 рабочих, 26948 руководителей и специалистов, 1390 служащих и 1499 колхозников; всего 83749 человек или 5,6% от числа работающих в народном хозяйстве. В 1996 г. выпущено 6158 специалистов с высшим образованием; 8036 специалистов со средним специальным образованием и подготовлено 27848 специалистов рабочих профессий.
Анализ выпуска специалистов вузов и средних специальных учебных заведений по группам специальностей указывает на некоторое соответствие спроса и предложения по профессиональной подготовке населения края, работающих в отраслях народного хозяйства. Так, например, 21,7% выпускников вузов и 22,1% выпускников средних специальных учебных заведений по своей специальности относятся к промышленности, в которой занято 27,8% работающих. Аналогичное совпадение имеется и по другим отраслям. Это свидетельствует о том, что система высшего и среднего образования сориентирована прежде всего на удовлетворение внутренних потребностей края в специалистах. Профессионально-технические училища края готовят рабочие кадры примерно по 144 профессиям, 35% которых находят применение в сельскохозяйственном производстве. Вузы края готовят специалистов по 135 специальностям в 40 научных направлениях, при этом примерно 26% специалистов используется в промышленности; 15% - в сельскохозяйственном производстве; 7% - в медицине, здравоохранении и спорте; 10% - в управлении и госаппарате; по 3% - в транспорте и строительстве; 36% - в просвещении. Анализ показывает, что почти все специальности, необходимые для экономики края, обеспечиваются специалистами, подготовленными в крае. Подготовку кадров высшей квалификации осуществляют 12 академиков, 20 членов РАН и отраслевых членов академий наук, 3657 преподавателей, в том числе - 234 докторов наук, профессоров и 1577 кандидатов наук, доцентов.
Система дополнительного профессионального образования (ДПО) призвана способствовать выводу экономики Алтайского края из кризисной ситуации в силу присущих ей свойств:
- ориентация на спрос образовательных услуг;
- гибкость к изменениям;
- ориентация на последние достижения науки и техники;
- индивидуализация обучения;
- использование эффективных методов, технологий и средств обучения;
- мобильность, позволяющая быстро изменять объемы обучения и количество обучающихся в необходимых направлениях.
Проведенный краткий анализ экономического состояния края показывает, что система дополнительного образования должна быть сориентирована на повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров по следующим основным направлениям:
- сертификация качества продукции и услуг;
- экономические проблемы региона в современных условиях;
- оказание образовательных услуг для незанятого населения;
- повышение квалификации и переподготовка государственных служащих;
- профессиональная подготовка и переподготовка по новым отраслям народного хозяйства края.
По некоторым данным примерно 25% всего кадрового потенциала требуют постоянного обновления знаний. Кроме кадровой поддержки инновационных процессов в экономике края система ДПО поможет решить ряд важных социальных проблем:
социальная защита работающего населения;
снижение безработицы среди населения;
профессиональная переподготовка мигрантов и бывших военнослужащих;
рациональное профессиональное ориентирование молодежи;
оказание образовательных услуг малоактивным слоям населения из труднодоступных районов края.
ДПО является важным фактором гармонизации личных и общественных интересов. Систематически повышая свою квалификацию, специалист обеспечивает свою личную профессиональную карьеру, социальную защищенность и способствует росту квалификации кадров предприятия, содействуя его общему экономическому развитию. Поэтому инвестиции в образование населения во всем мире считаются одними из самых выгодных.
Таким образом, целью настоящей программы является дальнейшее развитие имеющейся в крае системы дополнительного профессионального образования, способной удовлетворить в образовательных услугах местные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, высвобождаемое и незанятое население.
Основные задачи программы
Исторический опыт показывает, что скорейший выход из критической экономической ситуации связан с широкомасштабным привлечением к этим процессам системы образования и прежде всего высшей школы. Американцы, например, считают, что образование обеспечивает до 40% темпов экономического роста и поэтому оно является основным компонентом инвестиций в развитии производства. Эффективное внедрение передовых технологий невозможно без соответствующего роста уровня образования работников. Срок подготовки специалиста в среднем и высшем заведениях 4 - 6 лет, меры по совершенствованию высшей школы дают эффект через 20 - 12 лет. Сегодняшние условия требуют быстрейшей отдачи от образования, с этой задачей можно справиться, развивая систему дополнительного профессионального образования. Во всем мире ДПО рассматривается как наиболее гибкая и результативная составляющая непрерывного образования специалистов. Срок подготовки специалиста в вузе сопоставим сейчас с периодом старения информации, считается, что за 3 - 4 года информация устаревает наполовину. Поэтому высшая школа в одиночку не в состоянии обеспечить полноценную совершенную подготовку специалистов, только вместе с системой ДПО можно добиться желаемого успеха. Во всем мире система ДПО признана приоритетной в кадровом обеспечении хозяйства страны. Например, в США системой ДПО охвачено около 20 миллионов человек, каждый человек проходит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы (около 10 - 15% рабочего времени). Для сравнения можно отметить, что у нас в стране этот показатель составляет 30 дней в течение 10 лет работы. Сегодняшнее состояние ДПО соответствует ситуации в стране в целом.
Дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования Алтайского края направлено на решение следующих основных задач:
- обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений администрации края с образовательными учреждениями, обеспечивающими подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- обеспечение нормативно-правовой базы, гарантирующей получение образовательных услуг высокого качества независимо от организационно-правовых форм образовательных учреждений;
- осуществление целенаправленных мер, ориентированных на увеличение мотивации в повышении квалификации и профессиональной переподготовки кадров как самих специалистов, так и предприятий и организаций;
- организация системы формирования реального спроса на образовательные услуги системы ДПО;
- разработка механизма государственного влияния на рынок образовательных услуг;
- развитие мощности системы ДПО, адекватной спросу на образовательные услуги в крае;
- укрепление информационно-технической и учебно-методической базы системы ДПО, позволяющей оперативно формировать образовательные программы и обеспечивать качество обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- развитие и совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров ДПО;
- развитие и совершенствование имеющейся в крае системы профессионального консультирования и ориентации;
- развитие и совершенствование системы управления дополнительным профессиональным образованием в крае;
- организация и проведение научно-исследовательских работ и социологических исследований в области ДПО.
Прогноз рынка образовательных услуг
По некоторым данным примерно 25% всего кадрового потенциала требуют постоянного обновления знаний. В крае около 360 тысяч рабочих и сельскохозяйственных работников, 63 тысячи специалистов и руководителей нуждаются в различной степени повышения квалификации, адаптации их к новым экономическим условиям, обеспечивающим их трудоустройство и способность к активной трудовой деятельности.
Алтайский край располагает необходимыми ресурсами для развития предпринимательства и малого бизнеса. Это развитая сфера агропрома, развитая промышленная и строительная инфраструктура; 2,7 миллиона жителей края создают достаточно широкий потребительский спрос на рынке образовательных услуг.
Предпосылкой развития предпринимательства является более 70% приватизированных объектов муниципальной собственности предприятий, связанных с развитием малого и среднего бизнеса. Организовано и действует в Барнауле около 30 коммерческих банков и филиалов. Ряд консалтинговых, страховых, аудиторских, юридических фирм, компаний и др.
По данным Комитета по поддержке предпринимательства Алтайского края, на начало 1995 г. в крае насчитывалось около 15 тыс. малых предприятий. Доля реализованной ими продукции составила около 25% от общего объема (данные официальной статистики соответственно - 5,2 тыс. и 9%).
В условиях перехода нашей экономики к рыночным отношениям резко обострились противоречия в области управления человеческими ресурсами. Происходит явное и скрытое высвобождение персонала. В таких условиях необходимы меры по предупреждению роста безработицы и социальной поддержке малообеспеченных и безработных. Это требует усиления внимания к системе подготовки и переподготовки персонала, новых подходов к постановке профессионального обучения среди населения и на производстве. Необходимо проведение активной политики на рынке труда, использующей обучение персонала и профессиональную подготовку и переподготовку в качестве средств содействия эффективной занятости и предупреждения безработицы.
Основные направления региональной кадровой политики
Создание необходимой правовой базы для реализации региональной политики в сфере дополнительного профессионального образования.
Формирование резерва руководящих кадров на всех уровнях управления экономикой и социальной сферой.
Целевая подготовка кадров специалистов и рабочих профессий для работы на селе.
Создание единой системы подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Повышение эффективности внутрифирменного обучения.
Создание системы эффективного государственного контроля за исполнением действующего законодательства в сфере дополнительного профессионального образования.
Обеспечение профессиональной защиты трудоспособного населения в возрасте до 18 лет.
Первоочередные мероприятия по формированию
региональной кадровой политики на 1997 - 1998 годы
N | Мероприятия | Срок | Исполнители | Стоимость, млн. руб. |
|
I. Формирование и развитие нормативно-правового и организационного обеспечения базы |
|||||
1.1. | Разработка и реализация схемы согласования объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях края. |
Сентябрь 1997 г. |
Совет ректоров; Совет директоров. |
6 | |
1.2. | Разработка краевой целевой программы (отраслевых программ) формирования резерва кадров руководителей. |
Июнь 1997 г. |
Комитеты администрации края, РЦПК |
14 | |
1.3. | Принятие правил согласования открытия в крае филиалов учебных заведений, расположенных на территории иных субъектов РФ. |
Ноябрь 1997 г. |
Комитет по образованию, комитет по труду, РЦПК. |
15 | |
1.4. | Принятие пакета нормативных документов, регламентирующих порядок формирования и размещения государственного (краевого) заказа на подготовку кадров в рамках бюджетного финансирования, а также за счет средств краевого и муниципальных бюджетов: - положение об органах, определяющих краевые нужды в подготовке кадров (кадры для села, госуд. и муницип. служащие); - методика определения стоимости обучения (переподготовки, повышения квалификации) одного человека (группы), направленного в счет государственного (краевого) заказа (согласованные нормативы финансирования госзаказа); - порядок формирования и размещения государственного заказа в учебных заведениях края; - положение о конкурсном отборе учебных заведений для размещения государственного (краевого) заказа; - трехсторонний контракт - договор между Заказчиком - Исполнителем - Обучающимся; - учебно-методические пособия для обучения в рамках госзаказа; |
2-ой квартал 1998 г. |
Комитеты администрации края, Совет ректоров и директоров средних учебных заведений края, АГУ, АлтГТУ, АГАУ, АГИК, АГМУ, РЦПК |
125 | |
1.5. | Разработка краевой программы поддержки, сохранения и развития профессорско - преподавательского персонала учебных заведений края. |
1-ый квартал 1998 г. |
Совет ректоров, вузы края |
30 | |
1.6. | Принятие нормативных документов по лицензированию внутрифирменного обучения, а также деятельности по подготовке кадров организаций, не являющихся образовательными учреждениями. |
2-ой квартал 1998 г. |
Комитет по образованию, вузы края, РЦПК |
40 | |
1.7. | Проведение разъяснительной и методической работы по статусу документов, выдаваемых по окончании профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации. |
Май - декабрь 1997 г. |
Комитеты по труду, РЦПК, комитет по образованию |
5 | |
1.8. | Создание единого информационного пространства и статистических данных в сфере дополнительного профессионального образования |
4-ый квартал 1998 г. |
РЦПК, комитеты по занятости, по труду и статистике |
70 | |
1.9. | Подготовка постановления администрации края о преобразовании РЦПК при АлтГТУ в Межотраслевой РЦПК с функциями по координации всей системы дополнительного профессионального образования. |
3-ий квартал 1997 г. |
АлтГТУ, комитет по образованию, комитет по труду |
4 | |
II. Создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих края. |
|||||
2.1. | Проведение анализа кадрового потенциала краевых и муниципальных органов исполнительной власти. |
2-ой квартал 1997 г. |
Администрация края |
15 | |
2.2. | Определение потребности в переподготовке и повышении квалификации в целом и в разрезе структурных подразделений администрации края, администраций городов и районов. |
Сентябрь 1997 г. |
Администрация края |
30 | |
2.3. | Расчет и утверждение объемов финансирования на цели переобучения и повышения квалификации государственных служащих за счет всех источников. |
Декабрь 1997 г. |
То же | 5 | |
2.4. | Проведение конкурсного отбора среди учебных заведений края для размещения государственного (краевого) заказа за счет средств краевого и местных бюджетов. |
Ноябрь 1997 г. |
То же | 20 | |
2.5. | Заключение трехсторонних контрактов - договоров на подготовку и переподготовку государственных и муниципальных служащих. |
Постоян- но |
вузы края | ||
2.6. | Создание информационной системы учета перемещения государственных служащих и соответствия их образования требованиям по занимаемой должности. |
Январь 1998 г. |
Администрация края, РЦПК |
20 | |
2.7. | Внедрение системы непрерывного повышения квалификации на рабочем месте (тематические лекции, групповое самообразование и т.п. |
Постоян- но |
Руководители организаций и учреждений |
||
2.8. | Заключение договора с Российской Академией Государственной Службы при Президенте Российской Федерации на методическое обеспечение процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих. |
Октябрь 1997 г. |
Администрация края, РЦПК |
8 | |
III . Подготовка кадров для работы на селе. | |||||
3.1. | Анализ состояния и перспектив обеспечения сельских районов профессиональными кадрами специалистов по рабочим профессиям. |
Август 1997 г. |
Администрация края, комитет по занятости населения |
15 | |
3.2. | Определение потребности социальной и производственной сферы села в кадрах всех уровней с учетом демографической ситуации и перспектив развития территории (социально - демографический паспорт села, района). |
Сентябрь 1998 г. |
Администрация края, АГАУ |
50 | |
3.3. | Формирование и размещение государственного (краевого) заказа на подготовку кадров для работы на селе в рамках бюджетного набора и за плату из местных бюджетов и средств организаций. |
Июль 1997 г. |
АГАУ | 8 | |
3.4. | Отработка условий и взаимных минимальных гарантий для закрепления кадров молодых специалистов на селе. |
Ноябрь 1997 г. |
АГАУ | 7 | |
3.5. | Внедрение новых форм подготовки и повышения квалификации кадров для отдельных районов: очно - заочная, выездные семинары. |
Постоян- но |
АГАУ | 20 | |
3.6. | Разработка унифицированных программ подготовки специалистов с учетом специфики работы на селе. |
1-ый квартал 1998 г. |
АГАУ | 15 | |
IV. Внутрифирменное обучение. | |||||
4.1. | Проведение лицензирования учебных центров, отделов технического обучения предприятий, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с выдачей соответствующих документов государственного образца. |
2-ой квартал 1998 г. |
Комитет по образованию, РЦПК |
35 | |
4.2. | Внесение в Правительство РФ предложений по разработке правовой основы для функционирования межотраслевых квалификационно-экзаменацион- ных комиссий с правом выдачи государственных сертификатов. |
4-ый квартал 1998 г. |
Администрация края, АГУ, РЦПК |
30 | |
V. Прогнозирование потребности экономики в профессиональных кадрах. | |||||
5.1. | Определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров на основе заявок, поступающих от работодателей в службы занятости и органы управления отраслями. |
Постоян- но |
Комитет по занятости населения, РЦПК |
7 | |
5.2. | Проведение выборочных обследований предприятий (отраслей) для изучения уровня образования рабочих, специалистов, руководителей, соответствие тарификации рабочих и работ. |
Постоян- но |
Комитет по труду |
8 | |
5.3. | Мониторинг вакансий рабочих мест и трудовых ресурсов по возрасту, полу и уровню профобразования. |
Постоян- но |
Комитет по занятости |
12 | |
VI. Координация деятельности государственных и негосударственных структур в области профессионального образования. Контроль за соблюдением законодательства |
|||||
6.1. | Согласование открытия новых направлений, специальностей, профессий, увеличения приема по функционирующим. |
Июнь 1997 г. |
Совет ректоров, совет директоров |
9 | |
6.2. | Контроль за соблюдением условий лицензии на ведение образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования. |
Постоян- но |
Комитет по образованию |
25 |
3. Научные исследования и опытно-конструкторские работы
в вузах края
3.1. Концентрация научного потенциала, финансовых средств и ресурсов на главных направлениях научного сопровождения реформирования экономики и социальной сферы края. Осуществлять строго адресную поддержку НИОКР, результаты которых будут наиболее важны, необходимы и значимы.
3.2. Развитие научно-образовательных комплексов, технополисных и технопарковых зон с целью интеграции образования, науки и производства (ОНП), предусматривающей создание вокруг ведущих вузов университетского типа учебно-научно-производственных и социокультурных зон непрерывного инновационного цикла, практического использования научно-технических достижений, коммерциализации результатов НИОКР.
3.3. Создание новых и развитие действующих наукоемких малотоннажных производств, в том числе совместных предприятий, с целью осуществления конкурентоспособных научно-технических разработок и выпуска наукоемкой продукции.
3.4. Участие в реализации федеральных и региональных научных программ, в т.ч. "Государственная поддержка интеграции высшей школы России и Российской Академии наук", "Сибирь", "Конверсия", "Лен России", "Зерно", "Миграция населения", "Алтай" и "Алтай-Р" по следующим направлениям:
- научно-техническое обеспечение структурной перестройки экономики края;
- научно-техническое обеспечение конверсии предприятий военно-промышленного комплекса;
- научно-техническое обеспечение развития перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса;
- трансферт и внедрение в производственную сферу высоких технологий;
- разработка и внедрение новых материалов и технологий в строительной отрасли;
- развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др.);
- эффективное использование научно-технического потенциала края;
- обеспечение селекционного процесса и разработка ресурсосберегающих технологий в животноводстве и растениеводстве;
- научное обеспечение решения водных и экологических проблем;
- экология и охрана здоровья;
- социально-экономические и общественно-политические проблемы развития края;
- формирование информационных ресурсов Алтая.
3.5. Реализация концепции информатизации высшей школы Алтайского края, сформированной в научных программах "Алтай-вуз", "Алтай-Наука", "Обь" и других:
- развитие системы информационных услуг в сфере высшего образования на базе университетских и территориальных компьютерных систем;
- создание распределенной сети электронных публикаций (WWW - серверы и т.п.);
- создание высокоэффективной системы дистанционного обучения с использованием ресурсов сети Internet.
3.6. Разработка и реализация энергетической программы края с целью достижения стабильного тепло- и электроснабжения населения и производственных предприятий:
- уточнение и корректировка энергетической программы края до 2010 года;
- оптимизация схемы теплоэлектроснабжения г. Барнаула по концепции мини ТЭЦ и однотрубной системной тепломагистрали;
- определение областей использования мини ТЭЦ на базе газовых дизелей заводов Алтайского края в теплоэлектроснабжении Сибирского региона;
- мониторинг теплопотерь промышленных и гражданских зданий, разработка и реализация мероприятий по их уменьшению;
- разработка и создание подраздела муниципальной геоинформационной системы "инженерные сети" г. Барнаула;
- совершенствование технологии эксплуатации кабельных систем электроснабжения;
- перспективы использования технического гидроэнергетического потенциала малых рек с помощью бесплотинных микро-ГЭС на территории края и разработка комплекса рабочей документации на промышленные образцы микро-ГЭС и гидроносителей нового поколения;
- нетрадиционная энергетика (тепловые насосы, солнечные батареи и др.) и ее перспективы развития в крае.
3.7. Разработка и реализация программы коммерциализации высоких технологий.
3.7.1. Создание гибкой структуры организации научных исследований и разработок, адекватной состоянию общества и государства.
3.7.2. Обеспечение единства учебного и научного процессов и эффективное использование научного потенциала вуза для повышения качества подготовки специалистов.
3.7.3. Развитие новых научных направлений в области естественнонаучных, технических, социально-экономических и гуманитарных наук.
3.7.4. Обеспечение правовой охраны промышленной и интеллектуальной собственности университета, повышение конкурентоспособности прикладных научных исследований и разработок, обеспечение их направленности на насыщение рынка, сертификации продукции университета.
3.7.5. Развитие инновационной деятельности.
3.7.6. Включение вузов края в отечественную и мировую систему разделения труда по производству новых знаний.
3.7.7. Создание условий для постоянного развития и свободной реализации творческих возможностей ученых.
3.7.8. Организация современных форм пропаганды научно-технических достижений ученых университета, обеспечивающих их коммерческую реализацию.
3.7.9. Создание и развитие новых форм интеграции вузовской, академической и отраслевой науки: интеллектуальных зон, технопарка и технополиса, а также малых структур научно-производственной деятельности.
3.7.10. Использование систем финансирования научной деятельности, базирующихся на программно-целевой и контрактно-конкурсной основе, инновации и кредитовании научных исследований, а также венчурном финансировании.
3.7.11. Переход на современный уровень научных исследований, базирующихся на прогрессивной приборной базе и развитой инфраструктуре средств информатизации, проектировочной и научной деятельности, включении в отечественные и международные информационные структуры.
3.7.12. Ускорение развития международного научно-технического сотрудничества с вузами, организациями и фирмами; подключение к реализации международных научно-технических проектов и программ.
3.7.13. Привлечение средств российских и международных фондов для поддержки фундаментальных исследований.
3.7.14. Организационно-экономическая перестройка деятельности научных подразделений университета в условиях перехода к рынку.
3.8. Подготовка научных кадров наивысшей квалификации через повышение эффективности НИР, расширение докторантуры и увеличение числа диссертационных советов при ведущих университетах края.
4. Формирование информационных ресурсов региона
Развитие новейших средств коммуникаций и компьютерных информационных технологий происходит очень быстрыми темпами и в настоящее время наиболее распространенными являются технологии, так или иначе связанные с компьютерными сетями. В регионе созданы все предпосылки для активного использования сети INTERNET и, прежде всего, в университетах. Опыт, накопленный в учебных заведениях, будет полезен и в других структурах региона. Актуальным является создание типовых структур университетских серверов, так как часто серверы университетов выполняют лишь чисто информационную функцию, и каждый создатель сервера конструирует его информационное пространство по-своему. Это снижает эффективность использования современных информационных технологий, приводит к распылению интеллектуальных ресурсов, а также затрудняет обобществление информации в сети.
В рамках предлагаемой программы разрабатывается типовая структура серверов для университетов. Основным модулем такой структуры является SQL-сервер и специально организованная база данных, предназначенная для накопления, хранения и преобразования информации, необходимой для создания полноценного информационного пространства университета. Другие модули выполняются как специализированные серверы, серверы факультетов, библиотеки, других структурных подразделений университета.
Создание типовой структуры университетских серверов преследует цель организации единого информационного пространства высших учебных заведений региона, кроме того, многие решения, полученные в ходе выполнения проекта, могут быть использованы и при проектировании информационных систем в других региональных структурах. Создание типовой структуры серверов позволит значительно сократить время и средства, необходимые для широкомасштабного внедрения новых информационных технологий на основе эффективного использования компьютерных сетей.
Выполнение проекта осуществляется временным творческим коллективом исследователей. Все участники имеют опыт создания сложных информационных систем в различных предметных областях применения, в том числе и большой опыт в разработке автоматизированных систем управления высшими учебными заведениями.
Ответственными за реализацию разделов данной программы являются следующие организации:
Алтайский государственный технический университет,
Алтайский государственный университет,
Алтайский краевой центр новых информационных технологий,
Алтайский региональный центр информатизации высшей школы,
Алтайвузтелекомцентр.
В программе принимают участие коллективы всех университетов Алтая.
Финансирование данной программы комбинированное:
- средства, выделяемые Центром информатизации (МинПОО),
- собственные средства организаций,
- средства региональных программ.
Помимо основной цели - создание сетевого информационного пространства Алтайского региона, преследуется цель типизации разрабатываемых информационных серверов, что обеспечит широкий диапазон внедрения разработок.
Содержание работ:
Раздел 1. Разработка общей структуры и принципов создания информационных сетевых ресурсов Алтайского региона.
Раздел 2. Разработка информационных компонентов компьютерной сети Алтая и типовых структур серверов.
2.1. Региональный (ключевой) Web-сервер - разработка структуры, техническая реализация, наполнение, типизация.
2.2. Web-серверы университетов - разработка структуры, техническая реализация, наполнение, типизация.
2.3. Экономические серверы региона - разработка структур, техническая реализация, наполнение, типизация, разработка поддерживающей системы.
2.4. Открытый Web-сервер (сервер пользовательских страниц, студенческий сервер) - разработка структуры, техническая реализация, разработка поддерживающей системы.
2.5. Файловый сервер региона (ftp, mail-сервер) - разработка структуры, техническая реализация, наполнение, разработка поддерживающей системы.
Раздел 3. Разработка первоочередных проектов информационных компонентов региональной сети.
3.1. Элементы регионального Web-сервера, отражающие вопросы управления Алтайским краем (структура, функции, персоналия и т.п.).
3.2. Элементы регионального экономического Web-сервера (предприятия, инвестиционные проекты, бизнес - планы, ценные бумаги и т.п.).
3.3. Развертывание сервера Открытой точки доступа к Internet.
3.4. Разработка структуры регионального сервера.
3.5. Разработка структуры университетских серверов.
3.6. Разработка элементов университетских серверов, связанных с дистанционным обучением.
Раздел 4. Разработка организационно-технической структуры информационной сети региона (из региональных средств).
Общее управление проектом осуществляет совет ректоров Алтая.
Непосредственное руководство проектом и его финансированием осуществляют:
Проректор по информатизации АлтГТУ Береговой В.И.
Проректор по информатизации АГУ Камышников А.И.
5. Финансирование программы
Программа стабилизации и развития высшего образования в Алтайском крае на 1996 - 2000 гг. является документом, позволяющим с необходимой полнотой зафиксировать основные направления и стратегию развития вузов, а также определить необходимые ресурсы для достижения намеченных целей, сроки их достижения, организационные и социально-экономические механизмы.
Для реализации устойчивого, динамического развития высшей школы в условиях перехода от плановой к многоукладной рыночной экономике необходимо обеспечение многообразия источников финансирования и совершенствование организационной и финансово-экономической деятельности вузов.
В связи с нестабильностью финансирования вузов за счет средств государственного бюджета в программе стабилизации развития высшей школы края наибольшее значение приобретает решение задач оптимизации государственного финансирования в сочетании с дополнительным финансированием и материальными ресурсами из других источников.
Принятая правительством федеральная программа "Образование" предусматривает повышение эффективности использования имеющихся финансовых, материальных, интеллектуальных и трудовых ресурсов в системе высшей школы за счет государственного бюджета и может являться одним из источников программы стабилизации и развития высшего образования в Алтайском крае. Исключительное значение в стабилизации и развитии высшей школы приобретает поддержка финансовыми ресурсами краевого бюджета, а также решение вопросов местного управления по предоставлению вузам льготных условий использования коммунальных, транспортных и других услуг, пополнения фондов учебного оборудования, библиотек и др.
Дальнейшее развитие получит система пополнения финансовых ресурсов за счет различных видов предпринимательства, платного образования, хозрасчетной научной деятельности и др. Участие через инвестиционную программу края в конкурсных проектах и грантах.
Необходимо обеспечить привлечение финансовых ресурсов через государственную программу "Ликвидации последствий долгосрочных ядерных испытаний в Семипалатинске" на развитие материальной базы вузов и социальную поддержку студентов и ученых края.
Сводные показатели объемов финансовых средств по годам
(в ценах декабря 1996 г.)
Показатели | Годы | ||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Контингент студентов всего тыс. чел. |
38,1 | 38,2 | 39,0 | 39,6 | 40,4 |
Объем текущих затрат млрд. руб. |
107 | 223 | 292 | 327 | 383 |
Объем кап. вложений, млрд. руб. |
6 | 49 | 73 | 91 | 100 |
Всего затрат, млрд. руб. |
113 | 272 | 365 | 418 | 483 |
Объемы затрат на реализацию программных мероприятий по социальной поддержке малообеспеченных студентов, аспирантов и сотрудников на образование региональных фондов развития высшей школы, финансирование приоритетных научных исследований и других мероприятий за счет краевого и местных бюджетов составит на период 1996 - 2000 гг. (в ценах декабря 1996 г.) - 23036 млн. рублей, в том числе по годам:
1996 г. - 150 млн. руб.,
1997 г. - 4042 млн. руб.,
1998 г. - 5304 млн. руб.,
1999 г. - 6281 млн. руб.,
2000 г. - 7259 млн. руб.
Объемы затрат из краевого и местного бюджетов на
реализацию мероприятий программы
(в ценах декабря 1996 года)
Наименование мероприятий | Необходимая сумма, млн. руб. | ||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Образовать фонд развития высшего образования края |
- | 2350 | 3116 | 3723 | 4291 |
Образовать фонд финансирования научных исследований |
- | 878 | 1097 | 1454 | 1755 |
Установить премии в виде грантов за лучшие НИР года для ученых и специалистов вузов края |
- | 132 | 166 | 189 | 219 |
Установить премии за лучшие кандидатские, докторские работы года |
- | 59 | 87 | 107 | 134 |
Учредить именные стипендии администрации Алтайского края для студентов и аспирантов |
150 | 244 | 313 | 369 | 400 |
Материальная помощь студентам из малообеспеченных семей: - оплата проезда в городском общественном транспорте |
- |
109 |
120 |
129 |
135 |
Образовать фонд на издательскую деятельность ученых вузов |
- | 270 | 300 | 310 | 325 |
Всего затраты: | 150 | 4042 | 5304 | 6281 | 7259 |
В %% к объему финансирования из федерального бюджета |
- | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Приведенные оценки финансовых затрат на реализацию программы ежегодно должны уточняться ввиду нестабильной социально-экономической ситуации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Международное сотрудничество
Стратегической целью международной деятельности системы высшего профессионального образования в Алтайском крае является ее интеграция в мировую систему высшего образования, а также повышение эффективности международной деятельности учреждений, входящих в его структуру.
Продвижение к поставленной цели предусматривает:
- активное и систематическое участие субъектов системы высшего профессионального образования в международных научных и образовательных программах; подготовка специалистов, отвечающих мировому уровню требований; выделение и уточнение приоритетных направлений развития;
- международного сотрудничества и приоритетных зарубежных стран с учетом геополитического расположения Алтайского края и его потребностей; вовлечения в международное сотрудничество всех субъектов системы высшего профессионального образования;
- активное взаимодействие с другими учреждениями и предприятиями Алтайского края, занимающимися международной деятельностью.
Реализация стратегической цели программы международного сотрудничества в соответствии с предложенными выше принципами предполагает достижение следующих целевых установок.
1. Увеличение количества преподавателей и сотрудников, проходящих стажировку за рубежом.
2. Повышение уровня языковой подготовки школьников, студентов и аспирантов.
3. Расширение доступа студентов и аспирантов к включенному обучению за рубежом.
4. Организация и широкое применение дистанционного включенного обучения в зарубежных образовательных Центрах.
5. Увеличение числа иностранных студентов, проходящих обучение в вузах края, и иностранных преподавателей, вовлекаемых в образовательные программы.
6. Закрепление наукоемкой продукции субъектов системы высшего профессионального образования на мировом рынке, рост ее конкурентоспособности.
Международное сотрудничество должно быть окупаемым и в целом приносить доход в бюджет Алтайского края и вузов, реализующих это сотрудничество. Однако в начальной стадии необходимы затраты на реализацию следующих элементов целевой установки международного сотрудничества:
- продвижение на мировой рынок образовательных услуг, наукоемких проектов, продукции и технологий;
- долевое инвестирование международных научно-технических проектов и опытно-конструктивных разработок, результаты которых наиболее важны, и тематика которых соответствует приоритетным направлениям раздела 2 данной программы;
- маркетинговое и рекламное обеспечение международного сотрудничества вузов края;
- обеспечение соответствующих условий проживания иностранных студентов и преподавателей;
- включенное обучение за рубежом (в т.ч. дистанционное).
Для выполнения настоящего раздела программы определить Совет ректоров его координатором, а ее реализацию возложить на межвузовский региональный Центр международного сотрудничества при АлтГТУ.
Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в системе высшего профессионального образования характеризуются данными следующей таблицы.
Основные индикаторы достижения целевых установок
по разделу международного сотрудничества
/----------------------------------------------------------------\
| Наименование | Основные вузы Алтайского края |
| индикаторов |---------------------------------------|
| | АГУ | АлтГТУ | АГАУ | АГИИК |
| |---------+---------+---------+---------|
| |1996|2000|1996|2000|1996|2000|1996|2000|
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|1. Процент |20% |25% |15% |18% | 4% | 7% |10% |15% |
| преподавателей и | | | | | | | | |
| научных сотрудников | | | | | | | | |
| кафедр, владеющих | | | | | | | | |
| иностранным языком | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|2. Процент участия |0,9%|9% |1,2%| 6% |1,4%| 5% | - | 4% |
| сотрудников и | | | | | | | | |
| преподавателей | | | | | | | | |
| университета в | | | | | | | | |
| совместных | | | | | | | | |
| международных | | | | | | | | |
| научных программах | | | | | | | | |
| грантах | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|3. Процент студентов, |0,8%|1,5%|0,3%|1,5%|0,3%|0,5%| - |1,2%|
| прошедших включенное| | | | | | | | |
| обучение языку за | | | | | | | | |
| рубежом | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|4. Процент студентов, |0,8%|1,5%|0,3%|1,5%|0,3%|0,5%|0,1%|0,9%|
| прошедших | | | | | | | | |
| профессиональные | | | | | | | | |
| стажировки по | | | | | | | | |
| специальности за | | | | | | | | |
| рубежом | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|5. Процент студентов, | - | 1% |0,5%|0,7%| - |0,5%|2,1%|4,3%|
| участвующих в | | | | | | | | |
| конференциях, | | | | | | | | |
| симпозиумах, | | | | | | | | |
| выставках, | | | | | | | | |
| подготовивших | | | | | | | | |
| доклады за рубежом | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|6. Процент аспирантов, |0,5%| 2% |0,6%|2,5%| - |1,2%| - | 5% |
| прошедших | | | | | | | | |
| зарубежные | | | | | | | | |
| стажировки | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|7. Количество | - | 22 | 1 | 10 | - | 9 | - | 4 |
| студентов, | | | | | | | | |
| прошедших | | | | | | | | |
| дистанционное | | | | | | | | |
| обучение | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|8. Количество | - | 5 | - | 6 | - | 3 | - | 2 |
| аспирантов, | | | | | | | | |
| прошедших | | | | | | | | |
| дистанционное | | | | | | | | |
| обучение | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|9. Количество | - | 10 | 1 | 10 | - | 5 | 3 | 9 |
| преподавателей, | | | | | | | | |
| прошедших | | | | | | | | |
| дистанционное | | | | | | | | |
| обучение | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|10. Количество | 5 | 15 | 70 |100 | - | 20 | 56 | 60 |
| иностранных | | | | | | | | |
| студентов в | | | | | | | | |
| университете | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|11. Количество | 1 | 3 | - | 5 | - | 2 | - | 1 |
| иностранных | | | | | | | | |
| аспирантов | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|12. Количество | 8 | 15 | 6 | 15 | - | 4 | 3 | 5 |
| приглашенных | | | | | | | | |
| иностранных | | | | | | | | |
| преподавателей | | | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----|
|13. Процент кафедр, | 7% |25% | 5% |20% | 2% | 5% | 5% | 7% |
| имеющих зарубежных | | | | | | | | |
| деловых партнеров | | | | | | | | |
\------------------------+---------------------------------------/
|-------------------------------------------------------\
| Наименование | |
| индикаторов |------------------------------|
| | АГМУ | БГПУ | БийГПИ |
| |---------+---------+----------|
| |1996|2000|1996|2000|1996|2000 |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
| 1 | 10 | 11 | 12 | 13| 14| 15 |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|1. Процент | 7% |10% |25% |30% |15% |20% |
| преподавателей и | | | | | | |
| научных сотрудников | | | | | | |
| кафедр, владеющих | | | | | | |
| иностранным языком | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|2. Процент участия |1,1%| 9% | 3% | 6% | - | 2% |
| сотрудников и | | | | | | |
| преподавателей | | | | | | |
| университета в | | | | | | |
| совместных | | | | | | |
| международных | | | | | | |
| научных программах | | | | | | |
| грантах | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|3. Процент студентов, | - | 1% | 2% | 3% | - |0,2% |
| прошедших включенное| | | | | | |
| обучение языку за | | | | | | |
| рубежом | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|4. Процент студентов, | - | 1% | 2% | 3% | - |0,5% |
| прошедших | | | | | | |
| профессиональные | | | | | | |
| стажировки по | | | | | | |
| специальности за | | | | | | |
| рубежом | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|5. Процент студентов, | - | 2% |0,1%|0,5%| - |0,1% |
| участвующих в | | | | | | |
| конференциях, | | | | | | |
| симпозиумах, | | | | | | |
| выставках, | | | | | | |
| подготовивших | | | | | | |
| доклады за рубежом | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|6. Процент аспирантов, | - |2,2%|0,5%| 2% | - |0,1% |
| прошедших | | | | | | |
| зарубежные | | | | | | |
| стажировки | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|7. Количество | - | 20 | - | 10 | - | 5 |
| студентов, | | | | | | |
| прошедших | | | | | | |
| дистанционное | | | | | | |
| обучение | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|8. Количество | - | 11 | - | 8 | - | 2 |
| аспирантов, | | | | | | |
| прошедших | | | | | | |
| дистанционное | | | | | | |
| обучение | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|9. Количество | - | 15 | - | 10 | - | 3 |
| преподавателей, | | | | | | |
| прошедших | | | | | | |
| дистанционное | | | | | | |
| обучение | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|10. Количество | 75 |100 | 31 | 70 | - | 10 |
| иностранных | | | | | | |
| студентов в | | | | | | |
| университете | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|11. Количество | - | 5 | - | 5 | - | 1 |
| иностранных | | | | | | |
| аспирантов | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|12. Количество | - | 6 | 8 | 15 | - | 2 |
| приглашенных | | | | | | |
| иностранных | | | | | | |
| преподавателей | | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+----+-----|
|13. Процент кафедр, | 8% |15% |10% |17% | 1% | 2% |
| имеющих зарубежных | | | | | | |
| деловых партнеров | | | | | | |
\-------------------------------------------------------/
8. Развитие материально-технической базы высшей школы
и ее инфраструктуры
8.1. Завершить капитальное строительство вузовских пусковых объектов 1997 - 2000 гг. (Приложение).
8.2. Осуществить в 1997 - 2000 гг. капитальный ремонт вузовских объектов на условиях внебюджетного самофинансирования и инвестиций из краевого бюджета.
8.4. Разработать и ввести региональную систему льготных тарифов и порядок расчета учреждений высшего профессионального образования за электротеплоснабжение и коммунальные услуги.
8.5. Продолжить работу по повышению эффективности системы многоканального финансирования высших учебных заведений путем активного привлечения к учебно-научной деятельности финансово-коммерческих структур, наукоемкого бизнеса и спонсоров, а также использование системы льгот, введенных Правительством РФ в этой области.
9. Социальная защита и поддержка трудовых и учебных
коллективов высших учебных заведений края
9.1. Создать краевой Фонд льготного кредитования вузов с целью своевременных выплат заработной платы, стипендий и пособий.
9.2. Определить порядок Формирования и условия использования личного образовательного кредита гражданами, материальное положение которых ниже краевого прожиточного минимума.
9.3. Продолжить адресную материальную поддержку молодых ученых (докторантов и аспирантов), талантливых студентов путем увеличения именных городских, краевых и специальных стипендий, премий и единовременных вознаграждений, повышения размера существующих именных стипендий.
9.4. Выделить ведущим ученым вузов края на льготных условиях земельные участки и денежные кредиты для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, ссуды на приобретение жилья и автотранспорта.
9.5. Разработать меры по приоритетному обеспечению молодых семей преподавателей вузов местами в дошкольных детских учреждениях, специализированных санаториях и домах отдыха.
9.6. Осуществить материально-финансовую поддержку вузовского спорта и физической культуры за счет внебюджетных средств края.
10. Руководство системой высшего образования в крае
10.1 Создать в структуре администрации края подразделение, ведающее вопросами науки и профессионального образования.
10.2. Совершенствовать контроль качества подготовки специалистов, эффективности научных исследований через механизмы аттестации, аккредитации и лицензирования, систему грантов, целевых инвестиций.
10.3. Определить Совет ректоров координатором в реализации настоящей Программы и оптимизации структуры научно-педагогического и образовательного потенциала учреждений высшего и среднего профессионального образования края.
Приложение
к Программе стабилизации и развития
высшего образования в крае
Перечень объектов материально-технической базы
вузов края и потребные объемы финансовых средств на их
сохранение и развитие
N п/п |
ВУЗ, филиал |
Показатели | |||
Строительные объекты |
Потребные суммы на завершение |
Объекты капремонта |
Потребные суммы |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
АГУ АГТУ АГАУ АГИИК АГМУ АКИПК БГПУ БГПИ БТИ РИИ ААЭП АЭПИ АФВЗФЭ БФРИТЛП РФ АГУ БФ АГУ БФАКИПК АФ МПСИ РФ РОУ Всего: |
Уч. корп., общ. Уч. корп., общ. Уч. корп., общ. Уч. корп. Уч. корп., общ. - Столов., общ. Уч. корп., общ. - - - - - - |
25,0 млрд. 55,0 млрд. 46,8 млрд. 35,5 млрд. 19,0 млрд. - 20,0 млрд. 17,0 млрд. - - - - - 218,0 млрд. |
Уч. корпуса Уч. кор., общ. Уч. кор., общ. Уч. кор., общ. Уч. корпуса Уч. корпус Уч. корпус Уч. корпуса Уч. корпус Уч. корпус Уч. корпус Уч. корпус Уч. корпус - |
3,5 млрд. 3,5 млрд. 12,8 млрд. 3,0 млрд. 5,0 млрд. 0,3 млрд. 2,8 млрд. 0,8 млрд. 0,3 млрд. 3,3 млрд. 0,5 млрд. 1,5 млрд. 0,05 млрд. 37,0 млрд. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 5 мая 1997 г. N 272 "О мерах по сохранению и развитию системы высшего образования в Алтайском крае"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 мая 2002 г. N 263 настоящее Постановление признано утратившим силу