Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Требования к содержанию разделов муниципальной программы
3.1. Требования к разделу "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития"
В данном разделе предусматривается описание (анализ) состояния сферы реализации муниципальной программы на момент ее разработки, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать качественную и количественную характеристики итогов её развития за период, предшествовавший году разработки муниципальной программы (от 2 до 5 лет), в том числе итоги реализации предшествующих муниципальных программ и проектов, выявление потенциала развития анализируемой сферы и основных проблем, требующих решения в рамках разрабатываемой муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в среднем по области и среди муниципальных образований Кировской области (при возможности такого сопоставления).
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы должен определять тенденции (направления) ее развития в целях решения основных проблем, отраженных в данном разделе муниципальной программы.
Рекомендуемый объем текста - не более пяти страниц.
3.2. Требования к разделу "Приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы"
3.2.1. При разработке данного раздела учитываются приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы, которые определяются исходя из положений федеральных законов, законов Кировской области, стратегии социально-экономического развития Кировской области, других документов стратегического планирования Кировской области, решений Правительства Кировской области, стратегии социально-экономического развития Нолинского муниципального района, других документов стратегического планирования Нолинского района приоритетов социально-экономического развития Нолинского района.
В разделе должна быть отражена информация о документах стратегического планирования, законах, иных правовых актах Российской Федерации, Кировской области и Нолинского муниципального района, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
3.2.2. В разделе указываются цели и задачи муниципальной программы.
Каждая цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (соответствие сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (формулировка цели должна быть четкой, не допускающей произвольного или неоднозначного толкования);
измеримость (достижение цели можно проверить путем количественной оценки с использованием целевых индикаторов и показателей);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
объективность (цель должна соответствовать ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели муниципальной программы должна быть краткой и ясной, без описания путей, средств или методов достижения цели, не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием ее достижения.
Цель подпрограммы должна соответствовать одной из задач муниципальной программы, при этом не допускается дублирование формулировок. Сфера реализации подпрограммы не должна дублироваться другими подпрограммами.
Цель проекта, реализуемого в рамках одной муниципальной программы, должна соответствовать цели муниципальной программы. Мероприятия проекта, реализуемого в рамках нескольких муниципальных программ, должны соответствовать целям соответствующих муниципальных программ.
При формировании целей, задач, отдельных мероприятий муниципальной программы и подпрограммы учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также меры государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы.
3.2.3. Достижение цели муниципальной программы обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Достижение цели подпрограммы обеспечивается за счет решения задач подпрограммы.
Для достижения одной цели должно быть сформулировано не менее одной задачи. Количество задач должно быть достаточным для достижения соответствующей цели и охватывать все сферы реализации муниципальной программы.
Наименование задачи не может дублировать наименование цели.
Решение задач муниципальной программы должно обеспечиваться результатами реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций органов местного самоуправления в рамках достижения цели муниципальной программы. На решение одной задачи муниципальной программы (подпрограммы) должно быть направлено не менее одного отдельного мероприятия, проекта. При этом одно отдельное мероприятие не может быть направлено на решение нескольких задач муниципальной программы (подпрограммы).
3.2.4. В разделе должны быть указаны целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылки на приложения к муниципальной программе:
"Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы";
"Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы".
Форма сведений о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы, включая сведения о целевых показателях эффективности реализации отдельных мероприятий муниципальной программы, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов, заполняется в соответствии с приложением N 2. Форма методики расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы, включая сведения о целевых показателях эффективности реализации отдельных мероприятий муниципальной программы, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов, заполняется в соответствии с приложением N 3.
3.2.5. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, подпрограмм, отдельных мероприятий муниципальных программ, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов (далее - целевые показатели) должны соответствовать следующим требованиям:
характеризовать специфику развития сферы реализации муниципальной программы;
иметь запланированные по годам количественные значения и (или) качественные характеристики;
формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Нолинского района Кировской области на среднесрочный и долгосрочный периоды;
определяться на основе данных государственного статистического наблюдения либо ведомственной отчетности органов власти, предприятий, организаций;
характеризовать ход реализации муниципальной программы в целом, достижение целей и решение задач муниципальной программы;
иметь желаемую тенденцию изменений значений показателей, отражающую достижение соответствующей цели (решение задачи, достижение результата реализации отдельного мероприятия, проекта);
формироваться с учетом показателей, зафиксированных в документах стратегического планирования, планах мероприятий, стратегиях, концепциях и иных программных документах, комплексах мер по развитию отдельных сфер и решению социально-экономических задач Нолинского муниципального района Кировской области (в случае соответствия их целям и задачам муниципальной программы);
формироваться с учетом объемов соответствующих источников финансирования, а также иных инструментов политики органов местного самоуправления, влияющих на достижение результатов муниципальной программы.
Наименования целевых показателей муниципальной программы, подпрограммы, отдельных мероприятий муниципальной программы или подпрограммы, проектов не могут дублироваться в рамках одной или нескольких муниципальных программ.
Количество целевых показателей формируется исходя из принципов их необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач муниципальной программы, подпрограммы, для отражения результатов реализации отдельного мероприятия муниципальной программы, подпрограммы, проекта.
Количество целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы рекомендуется определять не более 10, но не менее количества задач муниципальной программы, если иное не предусмотрено официальными методическими рекомендациями (требованиями) Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, региональными нормативно-правовыми актами.
В качестве наименования целевого показателя используется формулировка, отражающая основную суть наблюдаемого явления и однозначное понимание существа измеряемой характеристики. Формулировка целевого показателя не должна содержать в себе действие или ожидаемую тенденцию изменения его значения.
Выбор целевого показателя следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с учетом возможности получения его фактических значений к моменту формирования годового отчета о ходе реализации муниципальной программы.
При определении значения целевого показателя на основании данных официальной статистики указывается ссылка на соответствующую форму отчетности официального статистического учета. Если целевой показатель является расчетным, то приводится методика расчета его значений. При отражении в муниципальной программе значений целевых показателей нарастающим итогом в методике расчета значений целевых показателей указывается соответствующая ссылка.
Единица измерения целевого показателя определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения и должна соответствовать наименованию целевого показателя. При наличии официальных методических рекомендаций и (или) требований Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, региональными нормативно-правовыми актами по формулировке единицы измерения целевого показателя в методике расчета целевых показателей указывается ссылка на данные методические рекомендации и (или) требования.
В ходе реализации муниципальной программы недопустима корректировка наименования целевого показателя, которая может повлиять на его смысловое значение или изменить методику его расчета.
Значения целевых показателей должны соответствовать значениям соответствующих показателей, предусмотренных в нормативных правовых актах Нолинского района, не относящихся к документам стратегического планирования Нолинского муниципального района. При внесении изменений в значения целевых показателей в пояснительной записке к проекту постановления администрации Нолинского района о внесении изменений в муниципальную программу указывается обоснование изменения целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы.
При формировании целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы), характеризующих достижение целей и решение задач, их значения должны быть запланированы на период действия соответствующих целей и задач. Не допускается исключение целевых показателей и их замена на другие в ходе достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы). Для целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) рекомендуется устанавливать относительные показатели.
При формировании целевых показателей эффективности реализации отдельного мероприятия муниципальной программы и (или) подпрограммы, проекта их значения должны быть согласованы (взаимоувязаны) с объемами финансирования, сроками реализации отдельного мероприятия, проекта и отражать результат реализации соответствующего отдельного мероприятия, проекта.
В перечень целевых показателей эффективности реализации отдельных мероприятий муниципальной программы и (или) подпрограммы необходимо включать показатели, достижение которых обеспечивают определенные в качестве мер государственной поддержки налоговые расходы (при наличии) в соответствии с целями и задачами муниципальной программы (подпрограммы) либо на значение которых оказывает непосредственное влияние налоговый расход.
При включении в муниципальную программу отдельного мероприятия, предусматривающего только расходы на содержание органов местного самоуправления, целевой показатель по отражению результата его реализации не приводится.
3.2.6. В разделе указывается срок реализации муниципальной программы.
Срок реализации подпрограммы, сформированной в составе муниципальной программы, не может быть более срока, который определен для реализации муниципальной программы.
3.3. Требования к разделу "Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов муниципальной программы"
В данном разделе приводится описание отдельных мероприятий, проектов с указанием задач муниципальной программы, на решение которых они направлены.
При включении в муниципальную программу подпрограмм в разделе указывается их перечень. При этом в соответствующем разделе подпрограммы описание отдельных мероприятий, проектов приводится с указанием задач подпрограммы, на решение которых они направлены.
Подпрограмма муниципальной программы должна включать в себя не менее двух отдельных мероприятий и (или) проектов.
Реализация проекта может быть предусмотрена в рамках как одной, так и нескольких муниципальных программ. Проект отражается в составе муниципальной программы (подпрограммы), к сфере реализации которой он относится. Требования к проекту аналогичны требованиям к отдельному мероприятию.
Расходы на содержание органов местного самоуправления, являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями), включаются в ресурсное обеспечение соответствующей муниципальной программы в виде отдельного мероприятия.
В качестве отдельного мероприятия муниципальной программы и (или) подпрограммы предусматривается отражение налоговых расходов исходя из их соответствия целям муниципальной программы (подпрограммы) и их влияния на результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы). Сведения об отдельном мероприятии "Налоговые расходы" муниципальной программы представляются органом местного самоуправления - куратором налоговых расходов по форме согласно приложению N 4.
Отдельное мероприятие должно включать в себя не менее двух мероприятий, имеющих общую целевую направленность (за исключением отдельного мероприятия, предусматривающего расходы на содержание органов местного самоуправления, являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями), и отдельного мероприятия, отражающего налоговые расходы).
В отдельное мероприятие рекомендуется объединять мероприятия, включающие:
конкретные выплаты отдельным категориям граждан,
расходы на осуществление капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, на приобретение объектов недвижимого имущества объекты капитального строительства исходя из целевого назначения этих объектов,
расходы, имеющие одну целевую направленность, и т.п.
Наименования отдельного мероприятия и мероприятий в рамках его реализации должны отражать суть планируемых действий или содержать цель осуществления капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, на которые направлено воздействие.
Наименование отдельного мероприятия должно быть кратким и ясным, не должно дублировать наименования целей и задач муниципальной программы (подпрограммы).
Наименование отдельного мероприятия не должно содержать указаний:
на наименования нормативных правовых актов Российской Федерации, Кировской области и Нолинского района, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Губернатора Кировской области;
на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики.
Для обеспечения комплексного подхода к реализации мероприятий муниципальной программы за счет различных источников финансирования мероприятия должны быть направлены, в том числе на привлечение средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников.
Количество отдельных мероприятий должно быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы с учетом предусмотренных мер государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы.
Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования отдельных мероприятий как внутри одной, так и нескольких муниципальных программ.
В данном разделе предусматривается отражение информации о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Нолинского муниципального района бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Если в муниципальной программе предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Нолинского муниципального района бюджетам поселений, то в данном разделе указываются информация о цели предоставления субсидии из бюджета Нолинского муниципального района бюджетам поселений на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих целям муниципальных программ Нолинского муниципального района и ссылка на приложение к муниципальной программе, содержащее порядок предоставления и распределения каждой субсидии.
Если в муниципальной программе предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в данном разделе отражается информация о цели предоставления, категории(ях) получателя(ей) субсидий, а также информация об утверждении порядков предоставления субсидий.
Если в муниципальной программе предусмотрено предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, отражается информация о цели предоставления, о категории получателей субсидий.
Детализация отдельных мероприятий в виде перечня мероприятий отражается в плане реализации муниципальной программы.
При составлении плана реализации муниципальной программы (далее - план реализации) необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность выполнения мероприятий.
Помимо отдельных мероприятий, проектов и их мероприятий, требующих финансирования, в план реализации включаются также отдельные мероприятия, проекты (мероприятия), не требующие финансирования либо финансируемые за счет бюджетных ассигнований на содержание ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы. При реализации отдельного мероприятия муниципальной программы, подпрограммы, проекта, предусматривающих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объекта капитального строительства и (или) приобретение объекта недвижимого имущества за счет различных источников финансирования, в плане реализации детализируются мероприятия с указанием объекта капитального строительства и (или) приобретаемого объекта недвижимого имущества, сроков его реализации и источников финансирования.
В случае включения в план реализации отдельного мероприятия проекта, мероприятия, предусматривающих строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объекта капитального строительства муниципальной собственности, по такому объекту включаются мероприятия по выполнению работ (услуг) с указанием сроков их выполнения: получение правоустанавливающих документов на земельный участок, подготовка технического задания для разработки проектной документации, разработка проектной документации, получение положительного заключения экспертизы проектной документации и положительного результата проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, корректировка проектных документов, строительство (реконструкция или техническое перевооружение) объекта.
3.4. Требования к разделу "Ресурсное обеспечение муниципальной программы"
В данном разделе указываются сведения о финансовых ресурсах, необходимых для реализации муниципальной программы: средствах федерального бюджета, средствах областного бюджета, средствах бюджета Нолинского муниципального района, средствах внебюджетных источников, а также направления финансирования мероприятий муниципальной программы (капитальные вложения, прочие расходы) по годам реализации муниципальной программы.
Также в указанном разделе приводится описание механизмов привлечения средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников.
В описании механизма привлечения средств федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников отражаются нормативные правовые акты, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа, государственные программы Кировской области, соглашения о намерениях, договоры либо другие документы, которые определяют объемы, направления и условия использования указанных средств в рамках реализации соответствующей муниципальной программы.
В случае участия муниципальных образований Нолинского района в реализации муниципальной программы и получения ими из бюджета Нолинского муниципального района субсидий, иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей соответствующей муниципальной программы, в данном разделе указываются ссылки на необходимость наличия муниципальных программ поселений и (или) ссылки на другие документы при необходимости.
В случае привлечения средств бюджетов поселений и иных внебюджетных источников в данном разделе отражаются сведения о соглашениях о намерениях либо других документах, которые определяют объемы расходов на реализацию муниципальной программы.
Финансовая оценка объема налоговых расходов (при наличии) указывается по годам реализации муниципальной программы в виде отдельного мероприятия в ресурсном обеспечении муниципальной программы за счет средств консолидированного бюджета Нолинского района. Общий объем налоговых расходов включается в общий объем ресурсного обеспечения муниципальной программы.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение "Ресурсное обеспечение муниципальной программы", заполнение которого осуществляется по форме согласно приложению N 5.
3.5. Требования к разделу "Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками"
Данный раздел предусматривает качественную и (или) количественную оценки факторов риска (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы, негативно влияющих на сроки и результаты реализации муниципальной программы), предложения по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
К мерам управления рисками реализации муниципальной программы могут относиться мероприятия, направленные на своевременное обнаружение рисков, определение степени их влияния на недостижение результатов реализации муниципальной программы, а также на минимизацию негативного влияния рисков, включая меры правового регулирования.
3.6. Требования к разделу "Участие муниципальных образований Нолинского района в реализации муниципальной программы"
Муниципальная программа содержит данный раздел в случае решения вопросов местного значения, направленных на достижение целей муниципальной программы.
В данный раздел включается следующая информация:
наименования отдельных мероприятий, проектов, в которых возможно или предполагается участие муниципальных образований Нолинского района;
описание мер по координации деятельности муниципальных образований Нолинского района для достижения целей и конечных результатов муниципальной программы, в том числе заключение соглашений о предоставлении из бюджета Нолинского муниципального района бюджетам поселений субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
сведения о разработке и (или) реализации муниципальных программ поселений, направленных на достижение целей, соответствующих целям муниципальных программ Нолинского муниципального района.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" при наличии финансирования мероприятий муниципальной программы с участием средств бюджетов поселений.
3.7. Требования к разделу "Участие акционерных обществ, созданных с участием Нолинского муниципального района, общественных, научных и иных организаций, в реализации муниципальной программы"
Муниципальная программа содержит данный раздел в случае участия акционерных обществ, созданных с участием Нолинского муниципального района, общественных, научных и иных организаций (далее - организации).
В данном разделе приводятся сведения об организациях с указанием их наименований в разрезе подпрограмм, отдельных мероприятий, проектов, в которых они участвуют.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" при наличии финансирования мероприятий муниципальной программы с участием средств внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.