Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере образования
Муниципальная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, государственной программой Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2020 года и на плановый период до 2025 года, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (План мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года), Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
Достижение целей и задач муниципальной политики в сфере образования осуществляется в ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, а также приоритетных проектов в сфере образования, принятых по итогам Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24.08.2016: "Создание современной образовательной среды для школьников", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Доступное дополнительное образование для детей".
Цели и задачи муниципальной программы соответствуют системе целей, приоритетов и задач, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, и направлены на повышение уровня качества жизни населения в части обеспечения качественными услугами образования, в том числе:
а) обеспечение потребностей населения в услугах образования,
б) создание условий для развития детей дошкольного возраста,
в) формирование конкурентоспособного и социально-адаптированного выпускника.
Достижение результатов нового качества образования (Цель 1 программы) осуществляется через реализацию прав детей на получение общедоступного и качественного общего, дополнительного образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) и социальных функций системы образования.
Обеспечение доступности и качества услуг невозможно без создания и развития соответствующей образовательной инфраструктуры, кадрового потенциала (Цель 2 программы).
Особое внимание уделено достижению ключевых показателей в сфере образования, в том числе установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Развитие муниципальной системы образования основывается и на региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений:
а) Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 3241п-П8;
б) План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг, утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 6 марта 2013 года N 306-рп.
Полномочия органов муниципальной власти в сфере образования определены:
а) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
б) Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
в) Законом Тюменской области от 05.07.2013 N 63 "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области".
Муниципальная система образования продолжает участвовать на условиях бюджетного софинансирования в таких федеральных и региональных программах и проектах, как:
а) Государственная программа Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2020 года и на плановый период до 2025 года" представляющая комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед региональным образованием;
б) "Доступная среда" - проект направлен на увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов, других маломобильных групп населения (МГН) и детей, не имеющих отклонений в развитии, развитие системы информационно-методического и кадрового обеспечения в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
При любом сценарии социально-экономического и политического развития общества главным залогом его конкурентоспособности и прогрессивности является качество человеческого капитала. Это позволяет рассматривать образование как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития.
В целях достижения повышения качества предоставляемых образовательных услуг реализуются общесистемные задачи, призванные обеспечить эффективность и качество образования:
а) планомерный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (в том числе для учащихся с ОВЗ);
б) профессиональный рост педагогических работников и руководящих кадров;
в) совершенствование системы непрерывного образования, включая развитие системы предпрофильного, профильного, дополнительного образования.
Однако, не менее важным является решение вопросов, имеющих муниципальную специфику и актуальных на планируемый перспективный период развития районной системы образования:
а) обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет);
б) поступательное развитие системы поддержки талантливых детей, развитие системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми;
в) внедрение инклюзивного образования;
г) качественная реализация программ воспитания и социализации обучающихся как обязательной части примерной образовательной программы и достижение метапредметных и личностных результатов образования;
д) развитие механизмов общественной открытости, возможностей участия общественности в управлении образованием и расширение спектра электронных сервисов и услуг;
е) повышение профессионального уровня педагогических работников, реализующих в массовой практике интенсивные технологии обучения и развития детей;
ж) создание условий для всестороннего дополнительного образования детей;
з) вовлечение образовательных организаций всех уровней в программы профессиональной ориентации обучающихся;
и) развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей;
к) повышение имиджа рабочих профессий, а также профессий, связанных с сельскохозяйственным производством с учетом требований работодателей и перспектив социально-экономического развития района.
В рамках вышеназванных общесистемных и муниципальных задач осуществляется поиск и нарабатывается опыт развития эффективных механизмов и инструментов организационной и педагогической практики для эффективной реализации "регионального стандарта педагогических технологий", который был сформулирован на региональном уровне. В данном "стандарте" обозначено содержание приоритетных (инвариантных) подходов к трём ведущим аспектам организации образовательной деятельности:
а) организация образовательной среды (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
б) выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий,
в) реализация эффективных механизмов управления как в части организации образовательного процесса, так и в части непрерывного методического сопровождения работы педагогов.
Ключевые позиции содержания "регионального стандарта", реализуемые в рамках формирования и развития муниципальной системы образования заключаются в следующем:
а) общие характеристики:
- актуальность всех элементов образовательной среды (информативность, регулярное обновление, применение "здесь и сейчас", активное использование цифровых образовательных ресурсов),
- открытость (доступность в использовании и создании всеми участниками образовательного процесса),
- мобильность (легко и быстро изменяется, трансформируется под конкретные нужды учебно-воспитательного процесса),
- оптимальность (целесообразность, имеет творческий потенциал, малозатратность, сдержанность (неизбыточность) в наполнении содержанием),
- безопасность (психологическая комфортность, соответствие возрастным требованиям, нормам, содействие здоровьесбережению).
б) оформление и организация образовательного пространства реализуется путем:
зонирования и оформления пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны отдыха, библиотечные центры, столовые, спортивные залы и площадки и др.);
организации режима деятельности (регламент времени, место проведения занятий с учетом климата, характер досуговых мероприятий);
формирования корпоративной культуры (внешний вид окружающего пространства и участников образовательного процесса, традиции, стиль).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
б) Инвариант педагогических методов, техник и технологий реализуется путем:
использования различных форм активности в процессе обучения и воспитания, выход за рамки "кабинета", проведение уроков в разнотрансформируемом пространстве;
применения групповых и парных техник обучения на уроке и во внеурочной деятельности;
применение продуктивно-деятельностных (проектных) технологий;
формирования и корректировки содержания учебных программ естественно-научного цикла и воспитательных планов;
организации целенаправленной работы с родителями, оказания комплексного сопровождения семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
в) Механизмы и инструменты управления образовательным учреждением реализуется путем:
перехода с общеурочного на проблемно-акцентированный контроль деятельности детей и педагогов;
организации постоянной деятельности "горизонтальных" (по параллелям) и "вертикальных" (по предметам) методических объединений, рабочих (творческих) групп педагогов (переговорных площадок) по сквозному взаимодействию (кооперации) и оперативному решению возникающих проблемных ситуаций в рамках работы методической сети района;
разработки образовательных программ (учебный план и план внеурочной деятельности, дополнительного образования и досуга в выходные дни и каникулярный период - на основе взаимодополнения в решении задач образования и развития детей);
внесения изменений в рабочие программы по предметам, календарно-тематическое планирование;
выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов педагогов (на основе "работы над ошибками");
разработки и реализации "дорожных карт" развития профессионального сотрудничества (социального капитала);
организации контрольно-оценочной деятельности, технологических карт контроля деятельности педагогов, тематической и промежуточной аттестации учащихся (внутришкольный контроль);
достижение показателей эффективности и результативности работы.
В настоящее время район продолжает идти по пути инновационного развития. Вследствие этого в системе муниципального образования постоянно происходят качественные изменения, чтобы в полной мере соответствовать перспективным потребностям и новым вызовам социально-экономического развития общества.
В частности, эффективность управления сегодня во многом зависит от соблюдения содержательной и технологической преемственности в управленческой и педагогической практике, мобильного реагирования на изменения в организации образовательного процесса на разных ступенях образования, от комплексного подхода к решению ключевых отраслевых задач, от своевременности нормативно-правового обеспечения. Это предполагает переход от принципа целевых установок по уровням образования (дошкольное, общее) к определению единых по содержанию задач, реализуемых совместными усилиями на всех уровнях образования, обеспечивая тем самым комплексный подход, синхронизацию действий и объединение ресурсов, а главное, достижение результата, ожидаемого обществом от системы образования в целом.
Согласно положениям федеральных и региональных актов, определяющим направления долгосрочного перспективного социально-экономического развития, полномочия органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в дополнение к целям и задачам, решаемым в предыдущем периоде, в настоящее время продолжается переход от приоритета институциональных реформ и развития инфраструктуры, как условий современной образовательной среды, к достижению образовательных результатов нового качества. Рассматривается возможность обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях.
Главным мерилом эффективности сферы образования является успешное развитие и социализация личности на протяжении всей жизни. Для этого уже сегодня необходимо акцентировать внимание на формировании у детей и молодёжи системы современных социальных и технологических компетенций, обеспечивающих непрерывное развитие и успешное жизнеустройство на основе духовно-нравственной зрелости, высокого уровня конкурентоспособности, гражданской активности и позитивных жизненных устремлений.
Муниципальная программа "Основные направления развития образования Уватского муниципального района" на 2019 - 2021 годы является организационно-правовой основой реализации данных установок государственной политики в Тюменской области в сфере образования, направлена на решение актуальных вопросов стратегического характера.
С целью реализации данного направления развития образования во всех образовательных организациях Уватского муниципального района ведется целенаправленная работа по удовлетворению образовательных запросов обучающихся через индивидуальные образовательные маршруты, предпрофильную подготовку на уровне основного общего образования и профильное обучение на уровне среднего общего образования.
В муниципальной системе образования совершенствуется работа с одаренными и талантливыми детьми. За последние года возросло количество обучающихся - победителей предметных олимпиад различного уровня. Растет число призеров областной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее". Обучающиеся образовательных организаций района, используя телекоммуникационные технологии, принимают активное участие в интернет-конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Ежегодно обучающиеся общеобразовательных организаций Уватского муниципального района принимают активное участие в мероприятиях как муниципального, так и регионального уровня, направленных на духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное воспитание детей и молодежи.
В целях формирования информационного пространства знаний (с использованием сети "Интернет"), в рамках реализации проекта "Цифровая библиотека - цифровой школе", общеобразовательные организации Уватского муниципального района подключены к электронной национальной библиотеке - "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина".
Для использования и развития различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения, при реализации образовательных программ ведется работа по созданию возможностей самостоятельного обучения. Самостоятельное образование реализуется через внедрение гибких форм, техник, методов обучения, использование материально-технической базы школ, Интернет-ресурсов и платформ.
Учителя и обучающиеся образовательных организаций Уватского муниципального района активно используют ЭОР (электронно-образовательные ресурсы), такие как:
- Учи.ру;
- Яндекс.Учебник;
- Кодвардс;
- Инфоурок;
- Портал "Электронная школа" и другие.
В целях создания условий для популяризации науки на базе МАОУ "Туртасская СОШ" Уватского муниципального района функционирует кабинет "Науколаб". Данный комплекс является междисциплинарной лабораторий по изучению точных (естественных) наук. Комплекс представляет собой автоматизированное рабочее место для межпредметных исследований и позволяет обучающимся осваивать:
- проведение полного цикла лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений по физике, химии, биологии и естествознанию на базовом и углубленном уровнях;
- формирование навыков работы с современным лабораторным оборудованием и ИКТ;
- переход к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским работам;
- реализацию межпредметных связей и закрепление метапредметных представлений педагогов и учащихся о естествознании;
- сквозное методическое обеспечение;
подготовку и выполнение экспериментальных заданий ОГЭ (ГИА) по физике и химии.
В целях обеспечения совершенствования дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способностей в дошкольных образовательных организация Уватского муниципального района функционируют - "Комната легоконструирования и робототехники", кабинет с интерактивным оборудованием (индивидуальные песочницы с подсветками для работы с детьми), "Изостудия", "Метеоплащадка", "Эбрурисование", "Скалодром" и прочее.
В целях обеспечения доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья развивается интегрированная форма обучения и воспитания.
Основой реализации муниципальной программы развития образования является комплексный (сквозной) подход к постановке и решению задач, объединяющий все уровни и субъекты образования, как равноправных партнёров образовательной практики.
В районе активно развивается сетевое взаимодействие педагогов по различным направлениям: в рамках работы с одаренными детьми, по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Необходимым условием эффективной реализации муниципальной программы является отражение ее целевых установок, организационных подходов, содержательных приоритетов и ключевых мероприятий в программах развития каждой образовательной организации.
Муниципальная программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода системы образования района в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное настоящим и перспективным потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.