Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации Алтайского края
от 22 октября 1996 г. N 636
Управление Архивного дела администрации Алтайского края
(наименование организации-разработчика ТЗ на АС)
Система автоматизированного документооборота "ДОКА" (САД ДОКА) Подсистема "Электронный банк данных документов Архивного фонда Алтайского края"
(наименование вида АС)
Органы государственной власти и управления, учреждения-источники комплектования Архивного фонда и архивные учреждения Алтайского края
(наименование объектов автоматизации)
"ЭБД АФАК"
(сокращенное название АС)
Техническое задание
Действует с 1996 г.
Разработчики:
Алтайский НИИ информационных
технологий и телекоммуникаций
Центр хранения Архивного фонда
Алтайского края
Научный руководитель Конев Д.Г.
Введение
Актуальность работы вызвана переходом организаций-источников комплектования, прежде всего органов государственной власти и управления к формированию документов на машинных носителях на стадии текущего делопроизводства. В связи с этим перед архивными учреждениями встала задача выработки единых подходов к формированию, обеспечению сохранности, организации использования документов на машинных носителях.
После вывода данной системы на промышленную эксплуатацию будут реализованы следующие функции:
- Создание научно-справочного аппарата на этапе регистрации документа в организации-источнике комплектования
- Автоматизированное проведение экспертизы документов
- Автоматизированный прием документов по средствам телекоммуникаций
- Прием документов на бумажной основе и их оцифровывание, при необходимости возможна его электронная реставрация
- Хранение документов как полнотекстовой базы данных документов, с проведением всех операций по учету и хранению документов
- Оперативный поиск необходимой информации
Для обеспечения приема документов в центр хранения архивного фонда края необходимо принятие ряда законодательных актов и положений.
- Закона "О придании юридической силы документам на машинной основе, получаемым в автоматизированные системы и из автоматизированных систем"
- Закона "Об информационных ресурсах Алтайского края"
Ответственные - комитет по информатизации
- "Положение о пользователях информационной системы "ЭБД АФАК"
- "Положение о порядке предоставления информации в информационно-поисковую систему "ЭБД АФАК"
Ответственные - Управление по делам архивов администрации края
Данные законодательные акты должны быть разработаны в течение 1997 г. и утверждены при выводе системы на опытную эксплуатацию в 1 кв. 1998 г.
Поставленные цели решаются с помощью подсистем, разработка которых определена техническим заданием на "ЭБД АФАК".
Для обеспечения разработки системы в поставленные сроки необходимо определенное техническое обеспечение, сроки поставки которого должны быть согласованы со сроками проведения работ по этапам.
1. Общие сведения
Настоящее техническое задание составлено на разработку организационных, функциональных, программных, математических и технических средств, обеспечивающих единые принципы и порядок формирования, учета, поиска, экспертизы ценности, обеспечения сохранности и использования электронных документов в государственных архивных учреждениях и организациях-источниках комплектования.
1.1. Полное наименование системы и ее условное обозначение:
Система автоматизированного документооборота ДОКА (САД ДОКА), подсистема "Электронный банк данных документов Архивного фонда Алтайского края".
1.2. Шифр темы или шифр-номер договора:
ЭБД АФАК.ТЗ.01.01.01.М
1.3. Наименование предприятий разработчика и заказчика, их реквизиты
Заказчик: Управление архивного дела администрации Алтайского края.
Разработчик:
Алтайский НИИ информационных технологий и телекоммуникаций
Центр информационных технологий администрации Алтайского края
Иные специализированные организации
Адрес и расчетный счет разработчика ТЗ: 656035, г. Барнаул, пр. Ленина,61; расчетный счет 609403 РКЦ г. Барнаула МФО 101006 индекс 2221001736.
1.4. Перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены документы:
Приказ государственной архивной службы России от 26.03.96 N 15 о проекте "Концепции информатизации архивного дела России"
Постановление администрации Алтайского края от 01.09.95 N 344 "О реализации государственной политики в сфере информатизации"
Постановление администрации Алтайского края от 10.12.93 N 369 "О реализации государственной политики в архивном деле"
Постановление администрации Алтайского края от 04.05.95 N 165 "О программе информатизации архивных учреждений Алтайского края"
Постановление администрации Алтайского края от 29.03.96 N 173 "О формировании информационных ресурсов края"
Письмо комитета по делам архивов администрации края от 13.09.95, приложение 1. "Заявочная карта"
1.5. Плановые сроки начала и окончания работ по созданию: начало - март 1996 года
конец:
1.6. Сведения об источниках и порядке финансирования работ:
Финансирование предполагается из средств краевого бюджета, размеры уточняются ежегодно.
1.7. Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работы по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы:
Разработчик выполняет работы в соответствии с планом-графиком и договором. Поэтапно передает в эксплуатацию методические материалы, проектную документацию, программное обеспечение в сроки, определяемые планом-графиком и договором. Передача оформляется актом сдачи-приемки научно-технической продукции, который утверждается заказчиком и исполнителем.
2. Назначение и цели развития системы
2.1. Цель создания системы
Главной целью реализации данной системы является ускоренное внедрение в научно-практический оборот документов органов государственной власти и иных источников комплектования Центра хранения архивного фонда края, уменьшение расходов на хранение информации, поступающей в архивный фонд края, ее учет и поиск.
Определение и разработка требований к формированию электронного документа. Разработка систем приема и хранения электронных документов от учреждений-источников комплектования в форме "электронной описи" в государственные архивные учреждения.
Основными пользователями системы будут являться учреждения-источники комплектования, а также иные пользователи, которые будут заключать договора депозитарного хранения документов или иные договора (в том числе и коммерческие на передачу программных средств).
2.2. Назначение системы
Разрабатываемая система предназначается для автоматизации всех уровней управления документопотоком архива, обеспечения более оперативного доступа к документам, их учету и поиску.
2.2.1. Создание электронных документов и электронных дубликатов документов на бумажной основе, находящихся в учреждениях-источниках комплектования.
2.2.2. Формирование системы учета, поиска и хранения электронных документов на этапе регистрации в делопроизводстве.
2.2.3. Проведение экспертизы ценности электронных документов в соответствии с "Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности учреждений, предприятий и организаций с указанием сроков хранения" (М.,1989), отраслевыми перечнями и номенклатурами дел.
2.2.4. Создание научно-справочного аппарата к электронным документам, поступающим на государственное хранение в виде "электронной описи".
2.2.5. Разработка системы приема на государственное хранение электронных документов и научно-справочного аппарата к ним в виде "электронной описи" от объектов автоматизации по истечении делопроизводственного года.
2.2.6. Разработка системы хранения электронных документов в архивных учреждениях.
2.2.7. Создание системы оперативного поиска и доступа к документной информации на базе электронных документов независимо от места их хранения.
2.2.8. Контроль физического состояния электронных документов на этапе приема на государственное хранение, при необходимости их электронная регистрация.
2.2.9. Формирование страхового фонда электронных документов, поступающих на государственное хранение.
2.2.10. Создание системы централизованного учета электронных документов.
3. Характеристика объектов автоматизации
3.1. Краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию
Объектами автоматизации являются архивные учреждения, учреждениях-источниках# комплектования, документы органов государственной власти и управления, других учреждениях-источниках комплектования Архивного фонда Алтайского края и государственных архивных учреждений, создающиеся в электронном виде.
В делопроизводстве органов государственной власти и управления, учреждения-источниках комплектования формируются документы в электронном виде, но единых подходов к порядку их формирования не разработано.
Каждое учреждение имеет свою локальную систему поиска информации по документам такого вида.
Архивные учреждения осуществляют прием на государственное хранение документов от организаций-источников комплектования, сформированных на бумажной основе. Основным учетным и научно-справочным документом при этом является опись постоянного хранения.
Для документов, формирующихся в электронном виде, система учета, приема на государственное хранение, создания научно-справочного аппарата и использования не разработана.
3.1.1. Особенности объекта управления
К особенностям учреждений, как объекта управления, определяющего основные требования к разрабатываемой АСУ следует отнести:
- дискретный характер производства
- большое разнообразие неструктурированных запросов к системе
- высокая степень разнообразности имеющихся документов
- иерархии в структуре учреждения
3.2. Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристика окружающей среды
В настоящее время в Центре хранения Архивного фонда Алтайского края и Управления архивного дела администрации Алтайского края создана локальная сеть из 8 IBM-PC совместимых ПЭВМ класса 286/386/486; организовано взаимодействие в режиме "электронной почты" с администрацией Алтайского края и федеральной архивной службой России.
Разработана и проходит опытную эксплуатацию программа "Решения, распоряжения органов государственной власти" (в перспективе "электронный систематический каталог"). В результате разработки подсистемы "ЭБД АФАК" будет обеспечена совместимость баз данных с программой "Решения, распоряжения органов государственной власти" и САД ДОКА.
Начато обследование учреждений-источников комплектования Центра хранения Архивного фонда, оснащенных электронными вычислительными машинами. На 01.01.96 из 363 учреждений-источников комплектования обследовано 128, в 64 их них формируются документы в электронном виде.
Комитетом по информатизации администрации Алтайского края разработана и распространяется на органы государственной власти и управления Система автоматизированного документооборота "ДОКА". В результате разработки подсистемы "ЭБД АФАК" будет обеспечена преемственность баз данных с системой "ДОКА" за счет ввода полей единых форматов.
4. Требования к системе
4.1. Требования к системе в целом
Система "Банк данных электронных документов Государственного Архивного фонда" представляет комплекс программных, информационных, математических и организационных средств, позволяющих выполнять набор функций по приему, обработке, хранению и использованию документов.
При разработке должны быть учтены, использованы и реализованы передовые информационные технологии, современные технические и программные средства.
АСУ "Архив" рассматривается как сложная иерархическая система, требующая декомпозиции на комплексы (подсистемы) с замкнутыми контурами управления.
В ней должны быть предусмотрены:
- преимущественная ориентация на управление непосредственно процессами производства
- возможность применения системы для многих учреждений за счет механизмов адаптации
- использование принципа саморегулируемости для устойчивости системы и достоверности первичной информации
- возможность постепенного внедрения
- предоставление пользователю прав и средств введения в систему новых и модернизации существующих решений
- высокая эффективность реализации процессов оперативной обработки информации за счет рациональной организации информационной базы и вычислительного процесса
За основу при создании систему следует выбрать архитектуру клиент-сервер, отличительной чертой которой является обеспечение возможности функционального разделения прикладных процессов. Данное разделение может осуществляться в рамках как одной, так и нескольких вычислительных платформ, объединенных сетевыми средствами.
Для более подробного организационно-экономического изучения, разработки и реализации данной системы необходимо создание творческих групп и проведение научно-исследовательских работ по различной тематике, определяемой составом данной системы.
4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы
4.1.1.1. Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики
Реализация поставленных целей должна осуществляться через функционирование следующих подсистем:
Подсистема ввода данных
Основная задача подсистемы: перевод документов, созданных на различных видах носителей, в электронную форму с обеспечением их юридической защищенности.
Автоматизация данного участка позволит наряду с введением законов:
- Закона "О придании юридической силы документам на машинной основе, получаемым в автоматизированные системы и из автоматизированных систем"
- Закона "Об информационных ресурсах Алтайского края"
Ответственные - комитет по информатизации
Принимать данные в автоматизированную систему практически во всех употребляемых форматах, как по средствам телекоммуникаций, так и традиционными путями.
Обеспечить их юридическую защищенность путем записи на носители с неизменяющимся форматом (например CD-R), а также, путем применения "электронной подписи" и вышеперечисленных законодательных актов.
Подсистема хранения
Основная задача подсистемы:
- обеспечение физической сохранности
Автоматизация данного участка позволит обеспечить физическую сохранность как путем дублирования носителей для систем использования документов и страхового фонда, так и разработкой регламента копирования с оценкой конкретного вида носителей с экономической точки зрения.
Подсистема учета и поиска
Основная задача подсистемы:
- ввод учетных и поисковых атрибутов на стадии формирования электронного документа.
Автоматизация данного участка позволит уменьшить количество операторов в Центре хранения архивного фонда Алтайского края, перенеся данную работу в учреждения-источники комплектования.
Учреждения-источники комплектования взамен получат достаточно эффективную подсистему поиска которая наряду со средствами "электронной почты", и средствами маршрутизации позволят создать достаточно эффективную систему текущего делопроизводства.#
Подсистема использования
Основная задача подсистемы:
- оперативный поиск, доступ и выдача информации по различным видам запросов независимо от места хранения документов.
Подсистема экспертизы ценности
Основная задача подсистемы:
- проведение экспертизы ценности электронных документов в соответствии с "Перечнем типовых документов" (М., 1989), отраслевыми перечнями и номенклатурами дел.
Подсистема создания НСА
Основная задача подсистемы:
- создание научно-справочного аппарата к электронным документам, отобранным на государственное хранение по итогам экспертизы ценности, в виде "электронной описи"; ввод информации в банк данных программы "Решения, распоряжения органов государственной власти".
Подсистема формирования страхового фонда
Основная задача подсистемы:
- перевод электронных документов на носители, обеспечивающие сохранность информации и являющиеся в дальнейшем страховым фондом электронных документов.
Подсистема реставрации
Основная задача подсистемы:
- проведение контроля физического состояния электронных документов, поступающих на государственное хранение; проведение электронной реставрации в случае выявления повреждений носителя.
Подсистема централизованного учета:
Основная задача подсистемы:
- организация учета электронных документов, поступающих на государственное хранение, в соответствии с требованиями статистической отчетности.
Системную целостность разрабатываемой многоуровневой АСУ планируется достичь за счет:
- согласования целей системы и ее подсистем
- установление механизмов целенаправленного доступа функционирования подсистем и системы в целом
- установления механизмов взаимодействия подсистем и согласования информационных потоков между подсистемами
- повышения устойчивости работы системы, когда при сбоях или авариях в одной или нескольких подсистемах, таких, что на некоторое время оказывается невозможным выполнение своих функций подсистемой, другие подсистемы имели возможность независимого функционирования, с минимальным ущербом для всей системы.
4.1.1.2. Требования к числу уровней иерархий и степени централизации системы
данная система должна быть реализована по иерархическому принципу и сочетает принцип децентрализованного хранения документации, с централизованным изготовлением дубликата документа, хранение дубликата и его использование.
4.1.1.3. Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы
Информационный обмен между компонентами системы осуществляется по локальной сети и внешним сетям телекоммуникации с обеспечением удаленного доступа к системе.
4.1.1.4. Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией (автоматической, пересылкой документов по телефону и т.п.).
Так как система является открытой, а сети, на которых осуществляется взаимодействие компонентов системы, гетерогенны, то должна быть обеспечена возможность переноса документа на уровне DOS, WINDOWS, NOVELL, UNIX путем создания программ конвекторов или иными способами.
4.1.1.5. Требования к режимам функционирования системы
Система должна обеспечивать круглосуточную работу в режиме приема электронного запроса на почтовый сервер, не пропуская его в локальную сеть. Для традиционного запроса применяется режим приема, определяемый режимом работы предприятия.
4.1.1.6. Требования по диагностированию системы
Система должна обеспечивать диагностирование питания сервера при сбоях питания, а остальное диагностирование в пределах типового программного обеспечения.
4.1.1.7. Перспективы развития, модернизация системы
Система должна быть масштабируемой, с возможностью адаптации к новым требованиям законодательства. Дальнейший рост системы должен давать возможность ее применения в качестве системы долговременной памяти системы поддержки решений (например, для органов государственной власти различных уровней), как основы для отработки различных экономико-математических моделей АСУ и построения на этой базе различных экспертных систем, где она обеспечивает роль регулятора обратной связи.
4.1.2. Требования к численности и квалификации персонала системы, режиму работы
4.1.2.1. Требование к численности персонала (пользователей) АС
Система должна функционировать при минимально необходимом количестве персонала, при увеличении количества операторов должно быть предоставлено технико-экономическое обоснование.
4.1.2.2. Требования к квалификации персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков
Персонал должен обладать достаточной профессиональной подготовкой, определяемой действующими правилами, инструкциями, законодательством. Дополнительное обучение и стажировку, необходимые для внедрения системы, персонал проходит на базе заказчика.
4.1.2.3. Требуемый режим работы персонала АС
Определяется действующим законодательством и режимом работы предприятия
4.1.3. Показатели назначения
4.1.3.1. Степень приспособляемости системы к изменению процессов и методов управления, к отклонениям параметров объектов управления
Система должна быть адаптируемой, обеспечивать возможность наращивания мощности системы только за счет изменения аппаратных средств, обладать (для саморегуляции) свойством обратной связи.
4.1.3.2. Допустимые пределы модернизации и развития системы
Состав системы определяется настоящим техническим заданием. Дальнейшая модернизация осуществляется по дополнительным ТЗ.
4.1.3.3. Вероятностно-временные характеристики, при которых сохраняется целевое назначение системы
Вследствие неопределенности с выбором СУБД, банный показатель определяется по результатам проведения НИР. Ввиду того, что данная система является системой поддержки решений, предполагается, что система не будет работать в режиме реального времени, но должна обеспечивать максимально быстрое получение ответа на запрос.
4.1.4. Требования к надежности
4.1.4.1. Состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом или ее подсистем
Вследствие неопределенности с выбором СУБД данный показатель определяется по результатам проведения НИР, предполагается что данная СУБД как минимум должна обеспечивать режим транзакций с целью сохранения данных при различных аварийных ситуациях, а информационное обеспечение АСУ должно быть распределено по иерархическим уровням и подсистемам управления.
4.1.4.2. Перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей:
Отказ системы питания сервера
Несанкционированный доступ
Отказ аппаратных элементов
Значения показателей аварийных ситуаций определяются по результатам проведения НИР.
4.1.4.3. Требования к надежности технических средств и программного обеспечения
Все элементы системы должны быть рассчитаны на неквалифицированного пользователя, должна быть произведена дезактивизация потенциально опасных клавиш или их сочетаний.
4.1.4.4. Требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях создания системы в соответствии с действующим нормативно-техническими документами.
Оценка показателей надежности определяется тестовыми испытаниями аппаратуры или программных средств. По результатам испытаний составляется акт, который утверждается представителем заказчика.
4.1.5. Требования безопасности
4.1.5.1. Требования по безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств системы определяются действующими правилами.
4.1.5.2. Защита от воздействия электрического тока определяется ПТЭ и ПТБ потребителей электроэнергии.
4.1.5.3. Защита от воздействий электромагнитных излучений и полей определяется стандартом MPRII и TCO.
4.1.5.4. Защита от воздействия акустических шумов определяется действующими правилами.
4.1.5.5. Защита по допустимым уровням освещенности определяется действующими правилами.
4.1.6. Требования к эргономике и технической эстетике
4.1.6.1. Требования, задающие необходимое качество взаимодействия человека с машиной и комфортность условий работы персонала определяется действующими правилами и ГОСТ.#
4.1.7. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы
4.1.7.1. Условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств (ТС) системы с заданными техническими показателями
Система должна обеспечивать работу между плановыми ремонтами без дополнительных ремонтов. Персоналом системы выполняется только техническое обслуживание. Ремонт выполняется специализированными органами.
4.1.7.2. Предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и ТС системы, а к параметрам сетей энергоснабжения.
На электрические линии, по которым производится питание компьютеров системы, не должна быть подключена силовая нагрузка.
4.1.7.3. Требования к количеству, квалификации обслуживающего персонала и режимам его работы
Для обслуживания сетевой операционной системы кол-во специалистов определяется документацией, кол-во специалистов для технического обслуживания определяется действующими нормативами.
4.1.7.4. Требования к составу и условиям хранения комплекта запасных частей, изделий и приборов
Система должна обеспечивать свое функционирование только при наличии комплектующих текущего пользования.
4.1.7.5. Требования к регламенту обслуживания
Определяются по действующим нормативам.
4.1.7.6. Требования к защите информации от несанкционированного доступа
При построении офисных систем необходимо обратить особое внимание на решение программной, технической и организационной проблемы электронной цифровой подписи (системы, позволяющей однозначно и гарантировано подтвердить авторство и установить истинность документа без использования бумажной технологии), допуска к документам ограниченного пользования. Для этого необходимо использовать рекомендации ФАПСИ по криптографической защите информации и применению организационно-технических средств защиты к информации ограниченного пользования.
Доступ к системе должен быть ограничен с помощью:
- правовых норм
- организационных мер
Организационные меры предусматривают проработку следующих вопросов:
- проблемы организации работы на ВЦ
- установление режима доступа на ВЦ
- применимости мер защиты
- разработка критериев надежности и времени восстановления ЭВМ после сбоя в период реорганизации
- Организационно-управленческие
- планирование разъяснения проблем защиты и обучения пользователя
- подбор персонала и распределение работ
- распределение ответственности персонала
- мер непосредственной защиты
- защита аппаратных средств
- защита программных средств
- защита баз данных
4.1.8. Требования по сохранности информации при авариях
Вследствие большой трудоемкости восстановления данных при авариях система должна обладать возможностью полного восстановления данных за счет резервного копирования на резервную машину и страхового запаса на лазерных или магнитооптических дисках.
4.1.9. Требования к защите от влияния внешних воздействий
4.1.9.1. Требования к радиоэлектронной защите средств АС Определяются организацией, внедряющей данную систему
4.1.9.2. Требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям
Определяются организацией, внедряющей данную систему
4.1.10. Требования к патентной чистоте
Система должна обеспечивать поддержание авторских прав по отношению к производителям программного обеспечения, систем управления базами данных, лиц, обладающих авторскими правами на базы данных.
4.1.11. Требования по стандартизации и унификации
4.1.11.1. Показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных методов реализации функций (задач) системы
Система должна максимально полно использовать стандартные методы реализации своих функций, по возможности избегать прямого доступа к ресурсам ЭВМ.
4.1.11.2. Показатели, устанавливающие требуемую степень использования типовых программных средств
Система должна решать свои задачи максимально используя типовые программные средства.
4.1.11.3. Показатели, устанавливающие требуемую степень использования типовых математических методов и моделей
Система должна решать свои задачи максимально используя типовые математические методы и модели. При использовании оригинальных алгоритмов их реализация должна быть осуществлена стандартными средствами.
4.1.11.4. Показатели, устанавливающие требуемую степень использования типовых проектных решений
Система должна решать свои задачи, максимально используя типовые проектные решения.
4.1.11.5. Показатели, устанавливающие требуемую степень использования унифицированных форм управленческих документов
Т.к. система основана на базе унифицированных документов, то должно быть обеспечено максимальное использование.
4.1.11.6. Показатели, устанавливающие требуемую степень использования общесоюзных классификаторов ТЭО и классификаторов др. категорий.
Т.к. система основана на базе общесоюзных классификаторов ТЭО, СЕК, и т.д., то должно быть обеспечено полное использование.
4.1.11.7. Показатели, устанавливающие требуемую степень использования типовых автоматизированных рабочих мест, компонентов и комплексов
Система должна решать свои задачи максимально используя типовые автоматизированные рабочие места, компоненты и комплексы.
4.1.12. Дополнительные требования
4.1.12.1. Требования к оснащению системы устройствами для обучения и документацией на них
Система должна обеспечиваться полным комплектом рабочей документации. На всех этапах разработки документация оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 34.201-89.
4.1.12.2. Требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки компонентов системы
Система должна использовать набор типовых средств диагностики, поставляемых с аппаратурой или сетевой средой (сервисные программы).
4.1.12.3. Специальные требования по усмотрению разработчиков или заказчика
Определяются после проведения НИР.
4.2. Требования к функциям (задачам), выполняемым системой
4.2.1. Требования к видам обеспечения
4.2.1.1. Требования к информационному обеспечению
При создании информационного обеспечения системы необходимо провести тщательный анализ предметных областей, определить основные информационные документы и оптимально разместить их на машинных носителях. Для определения информационных составляющих необходимо в полной мере использовать объектно-ориентированный подход, для адекватного отображения реальной действительности.
Распределение информационных баз должно соответствовать архитектуре клиент-сервер.
Аппарат доступа к документам должен быть максимально дружественный. Банк данных должен работать с элементами мультимедиа. Обработка данных в инвентаризованных информационных средах представляет собой область научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Предполагается использование так называемых BLOB полей с возможностью подключения различных кодеков.
Необходимо провести исследования по анализу применения различных типов СУБД, определить область их применения. При этом в качестве базовых пакетов для исследования следует использовать пакеты:
Сервера баз данных:
Interbase
Informix on Line
Оracle
SQL сервера и серверы приложений, поставляемых с файловыми серверами Novell в виде HLM модулей.
Клиенты:
Paradox
Delphi
Системы управления базами данных, состав, структура и способы организации данных, их сбора в системе определяется по результатам проведения НИР.
Данные в системе должны быть резервированы, реализован режим транзакций, позволяющий оперативно восстанавливать данные после сбоя, организована верификация данных.
Порядок контроля, хранения, обновления данных определяется по результатам проведения НИР.
4.2.2. Требования к математическому обеспечению
Математическое обеспечение банка данных реализует функции хранения и поиска информации с широким применением методов теории массового обслуживания, статистической обработки результатов.
Математическое обеспечение должно рассматривать с одной стороны проблемы интерфейса пользователя, с другой стороны создание алгоритмических интеллектуальных сред, решающих трудно формализуемые задачи.
Решить данные проблемы можно только при их комплексном анализе, создании банков данных моделей, методов и программного аппарата их эффективной выборки и обработки.
При разработке системы следует выбрать объектно-ориентированный подход, целью которого является системное и адекватное представление объектов и построение на базе этого комплексных информационных, математических и программных моделей, однозначно отображающих их поведение.
При разработке системы необходимо максимально автоматизировать труд проектировщиков, программистов и пользователей. Для этого целесообразно использовать современные CASE-технологии или хотя бы их элементы. Данный подход выдвигает серьезные требования к выбору современных технических и инструментальных программных средств, обеспечивающих максимальную автоматизацию труда проектировщиков и эффективную работу пользователей по развитию и доработке системы.
Для эффективной работы в сети должен быть применен сервер приложений, что приведет к снижению трафика в сети и возможности использования устаревшей техники. Альтернативой может служить применение UNIX систем или их клона.
При работе в сети Internet (relcom) необходимо использовать следующие сервисные средства:
Почтовая услуга (UUCP, SMТP)
Файловый сервер (FTP, WWW)
Сервер доступа (использование вычислительных мощностей удаленных высокопроизводительных машин)
Факс-сервер
4.2.4. Требования к техническому обеспечению
Техническое обеспечение должно быть построено согласно концепции клиент-сервер.
Для реализации локальной сети необходимо использовать открытую систему, которая состоит из управляющего ядра и должна быть совместимой с оборудованием различных фирм поставщиков. Наиболее подходящей считаем применение WINDOWS 95 т Novell 4.01, что позволит гибко сочетать возможности построения сетей различной архитектуры.
Максимальный объем актуализированной информации (порядка 3Gb) требует размещения ее на сервере с дисковым массивом RAID объемом 10Gb, с магазином 4 CD-ROM дисков. Для записи информации постоянного срока хранения, особо ценной информации, части актуализируемой информации целесообразно использовать устройство записи на лазерные диски.
Для реализации архитектуры клиент-сервер необходимо применять несколько серверов:
- файл-сервер, с параметрами, описанными выше
- сервер приложений, для которого основным требованием является не емкость носителей информации, а тип процессора и емкость оперативного запоминающего устройства. Исходя из количества подключаемых потребителей в качестве сервера приложений рекомендуется применять процессор с тактовой частотой не менее 133 МГц и емкостью запоминающего устройства не менее 64Мб, как альтернативу следует рассмотреть системы с многопроцессорной архитектурой.
Сейчас в качестве почтового сервера может быть использована IBM-PC-совместимая 286, апгрейдированная до 486dx-2-66-8-500.
Для подсистемы приема документов особенно актуальны мультимедийные возможности компьютера, поэтому к ранее принятому проекту информатизации архивной службы края, в которой предусмотрена графическая станция, следует в настоящем проекте добавить платы, программное обеспечение и иное оборудование, позволяющее обеспечить прием и оцифрование аудио- и видеодокументов.
Окончательный состав оборудования определяется по результатам НИР.
4.2.5. Требования к организационному обеспечению
При реализации данного проекта будут задействованы отдел обеспечения сохранности документов и учета, отдел вневедомственных архивов и формирования Архивного фонда, отдел использования и публикации документов, отдел научно-методической работы и информатизации. Основной разработчик системы отдел научно-методической работы и информатизации.
При разработке нормативной документации необходимо рассмотреть вопросы организационной структуры учреждения, совершенствование методологических принципов управления, унификации документации и документооборота.
5. Состав и содержание работ по созданию системы
5.1. Порядок контроля и приемки системы
Организация работ по созданию системы проводится по следующим этапам:
Техническое задание (ТЗ)
Технический проект (ТП)
Рабочий проект (РП)
Изготовление и поставка
Подготовка персонала
Приемо-сдаточные испытания
5.1.2. Разработка ТЗ включает в себя следующие стадии: определение назначения комплекса, разработка требований к комплексу, определение состава оборудования и материалов, используемых для разработки комплекса, составление, согласование, утверждение ТЗ на создание системы
5.1.3. Разработка ТП включает в себя следующие стадии:
проведение научно-исследовательских работ
разработка состава базы данных
разработка функциональной части системы
выработка решений по математическому, информационному и организационному обеспечению системы
5.1.4. Этап разработки рабочего проекта включает:
разработку программ и их проверку на контрольных примерах
разработку рабочей документации по организационному, математическому и информационному обеспечению
разработку рабочей документации по программному и техническому обеспечению
корректировку рабочей документации по результатам опытной эксплуатации
разработку методических пособий и указаний
5.1.5. Этап изготовление и поставка#
на данном этапе выполняются следующие работы:
разработка программного обеспечения
испытание программных средств
поставка заказчику
5.1.6. Этап подготовки персонала и функциональных служб включает следующие работы:
обучение персонала, эксплуатирующего средства комплекса, управленческого персонала новым методам работы
формированию информационной базы и ее проверке
завершению проверки программ и инструкций на контрольных примерах
оснащению рабочих мест инструкциями
5.1.7. Этап приемо-сдаточных испытаний
составление графика проведения опытной эксплуатации
опытная эксплуатация системы
оформление и утверждение документации на проведение приемо-сдаточных испытаний и вводу системы в промышленную эксплуатацию
5.2. Порядок контроля и приемки системы
Разработка системы считается законченной при выполнении следующих условий:
разработана и оформлена вся проектно-техническая и рабочая документация
сданы в промышленную эксплуатацию все указанные в ТЗ задачи
подписан акт по результатам приемо-сдаточных испытаний
Для приема системы в эксплуатацию создается государственная межведомственная комиссия.
На всех этапах разработки документация оформляется согласно ГОСТ 34.201-89.
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу в действие системы
Требования по данному разделу определяются на этапе НИР и согласовываются протоколом на стадии опытной эксплуатации.
Заместитель начальника общего
отдела администрации края |
Ю.С.Карл |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.