Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Уватского муниципального района
24 апреля 2018 г. N 86
Муниципальная программа
"Основные направления развития образования Уватского муниципального района" на 2018 - 2020 годы
Паспорт
муниципальной программы "Основные направления развития образования Уватского муниципального района" на 2018 - 2020 годы
Ответственный исполнитель программы |
Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики Уватского муниципального района (далее - Управление) |
Соисполнители программы |
МКУ "Ресурсно-методический центр Уватского муниципального района" (далее - Центр) Образовательные организации Уватского муниципального района |
Цели программы |
1. Достижение результатов нового качества образования. 2. Создание и эффективное использование образовательной инфраструктуры. |
Задачи программы |
1. Реализация прав детей на получение общедоступного и качественного общего (дошкольного, начального, основного, среднего), дополнительного образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Реализация социальных функций системы образования. 3. Развитие кадрового потенциала. 4. Развитие современной инфраструктуры системы образования. |
Сроки реализации Программы |
2018 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного и муниципального бюджетов. Объем финансирования программы на 2017 год - 593 654 тыс. руб. (план). Общий объем финансирования программы на 2018 - 2020 гг. 1 947 072 тыс. руб., в том числе: 2018 год - 643 129 тыс. руб.(план) 2019 год - 649 176 тыс. руб.(план) 2020 год - 654 767 тыс. руб.(план) |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Увеличение (сохранение) доли обучающихся по программам дошкольного образования, соответствующим требованиям федеральных государственных стандартов, до 100% в 2020 году, по программам общего образования - до 90% в 2020 году. Удержание существующего односменного режима обучения в общеобразовательных организациях. |
Раздел 1. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере образования
Муниципальная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, государственной программой Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2020 года и на плановый период до 2025 года.
Достижение целей и задач муниципальной политики в сфере образования осуществляется в ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, а также приоритетных проектов в сфере образования, принятых по итогам Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24.08.2016: "Создание современной образовательной среды для школьников", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
Цели и задачи муниципальной программы соответствуют системе целей, приоритетов и задач, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года:
а) обеспечение потребностей населения в услугах образования,
б) создание условий для развития детей дошкольного возраста,
в) формирование конкурентоспособного и социально-адаптированного выпускника.
Достижение результатов нового качества образования (Цель 1 программы) осуществляется через реализацию прав детей на получение общедоступного и качественного общего, дополнительного образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) и социальных функций системы образования.
Обеспечение доступности и качества услуг невозможно без создания и развития соответствующей образовательной инфраструктуры, кадрового потенциала (Цель 2 программы).
Особое внимание уделено достижению ключевых показателей в сфере образования, в том числе установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Развитие муниципальной системы образования основывается и на региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений:
а) Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 3241п-П8;
б) План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг, утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 6 марта 2013 года N 306-рп.
Полномочия органов муниципальной власти в сфере образования определены:
а) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
б) Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
в) Законом Тюменской области от 05.07.2013 N 63 "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области".
Муниципальная система образования продолжает участвовать на условиях бюджетного софинансирования в таких федеральных и региональных программах и проектах, как:
а) Государственная программа Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2020 года и на плановый период до 2025 года" представляющая комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед региональным образованием;
б) "Доступная среда" - проект направлен на увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов, других маломобильных групп населения (МГН) и детей, не имеющих отклонений в развитии, развитие системы информационно-методического и кадрового обеспечения в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
При любом сценарии социально-экономического и политического развития общества главным залогом его конкурентоспособности и прогрессивности является качество человеческого капитала. Это позволяет рассматривать образование как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития.
В целях достижения повышения качества предоставляемых образовательных услуг реализуются общесистемные задачи, призванные обеспечить эффективность и качество образования:
а) планомерный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (в том числе для учащихся с ОВЗ);
б) профессиональный рост педагогических работников и руководящих кадров;
в) совершенствование системы непрерывного образования, включая развитие системы предпрофильного, профильного, дополнительного образования.
Однако, не менее важным является решение вопросов, имеющих муниципальную специфику и актуальных на планируемый перспективный период развития районной системы образования:
а) обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет);
б) поступательное развитие системы поддержки талантливых детей, развитие системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми;
в) внедрение инклюзивного образования;
г) качественная реализация программ воспитания и социализации обучающихся как обязательной части примерной образовательной программы и достижение метапредметных и личностных результатов образования;
д) развитие механизмов общественной открытости, возможностей участия общественности в управлении образованием и расширение спектра электронных сервисов и услуг;
е) повышение профессионального уровня педагогических работников, реализующих в массовой практике интенсивные технологии обучения и развития детей;
ж) создание условий для всестороннего дополнительного образования детей;
з) вовлечение образовательных организаций всех уровней в программы профессиональной ориентации обучающихся;
и) развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей;
к) повышение имиджа рабочих профессий, а также профессий, связанных с сельскохозяйственным производством с учетом требований работодателей и перспектив социально-экономического развития района.
В рамках вышеназванных общесистемных и муниципальных задач осуществляется поиск и нарабатывается опыт развития эффективных механизмов и инструментов организационной и педагогической практики для эффективной реализации "регионального стандарта педагогических технологий", который был сформулирован на региональном уровне. В данном "стандарте" обозначено содержание приоритетных (инвариантных) подходов к трём ведущим аспектам организации образовательной деятельности:
а) организация образовательной среды (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
б) выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий,
в) реализация эффективных механизмов управления как в части организации образовательного процесса, так и в части непрерывного методического сопровождения работы педагогов.
Ключевые позиции содержания "регионального стандарта", реализуемые в рамках формирования и развития муниципальной системы образования заключаются в следующем.
а) Оформление и организация образовательного пространства реализуется путем:
зонирования и оформления пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны отдыха, библиотечные центры, столовые, спортивные залы и площадки и др.);
организации режима деятельности (регламент времени, место проведения занятий с учетом климата, характер досуговых мероприятий);
формирования корпоративной культуры (внешний вид окружающего пространства и участников образовательного процесса, традиции, стиль).
б) Инвариант педагогических методов, техник и технологий реализуется путем:
использования различных форм активности в процессе обучения и воспитания, выход за рамки "кабинета", проведение уроков в разнотрансформируемом пространстве;
применения групповых и парных техник обучения на уроке и во внеурочной деятельности;
применение продуктивно-деятельностных (проектных) технологий;
формирования и корректировки содержания учебных программ естественно-научного цикла и воспитательных планов;
организации целенаправленной работы с родителями, оказания комплексного сопровождения семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
в) Механизмы и инструменты управления образовательным учреждением реализуется путем:
перехода с общеурочного на проблемно-акцентированный контроль деятельности детей и педагогов;
организации постоянной деятельности "горизонтальных" (по параллелям) и "вертикальных" (по предметам) методических объединений, рабочих (творческих) групп педагогов (переговорных площадок) по сквозному взаимодействию (кооперации) и оперативному решению возникающих проблемных ситуаций в рамках работы методической сети района;
разработки образовательных программ (учебный план и план внеурочной деятельности, дополнительного образования и досуга в выходные дни и каникулярный период - на основе взаимодополнения в решении задач образования и развития детей);
внесения изменений в рабочие программы по предметам, календарно-тематическое планирование;
выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов педагогов (на основе "работы над ошибками");
разработки и реализации "дорожных карт" развития профессионального сотрудничества (социального капитала);
организации контрольно-оценочной деятельности, технологических карт контроля деятельности педагогов, тематической и промежуточной аттестации учащихся (внутришкольный контроль);
достижение показателей эффективности и результативности работы.
В настоящее время район продолжает идти по пути инновационного развития. Вследствие этого в системе муниципального образования постоянно происходят качественные изменения, чтобы в полной мере соответствовать перспективным потребностям и новым вызовам социально-экономического развития общества.
В частности, эффективность управления сегодня во многом зависит от соблюдения содержательной и технологической преемственности в управленческой и педагогической практике, мобильного реагирования на изменения в организации образовательного процесса на разных ступенях образования, от комплексного подхода к решению ключевых отраслевых задач, от своевременности нормативно-правового обеспечения. Это предполагает переход от принципа целевых установок по уровням образования (дошкольное, общее) к определению единых по содержанию задач, реализуемых совместными усилиями на всех уровнях образования, обеспечивая тем самым комплексный подход, синхронизацию действий и объединение ресурсов, а главное, достижение результата, ожидаемого обществом от системы образования в целом.
Согласно положениям федеральных и региональных актов, определяющим направления долгосрочного перспективного социально-экономического развития, полномочия органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в дополнение к целям и задачам, решаемым в предыдущем периоде, в настоящее время продолжается переход от приоритета институциональных реформ и развития инфраструктуры, как условий современной образовательной среды, к достижению образовательных результатов нового качества. Рассматривается возможность обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях.
Главным мерилом эффективности сферы образования является успешное развитие и социализация личности на протяжении всей жизни. Для этого уже сегодня необходимо акцентировать внимание на формировании у детей и молодёжи системы современных социальных и технологических компетенций, обеспечивающих непрерывное развитие и успешное жизнеустройство на основе духовно-нравственной зрелости, высокого уровня конкурентоспособности, гражданской активности и позитивных жизненных устремлений.
Муниципальная программа "Основные направления развития образования Уватского муниципального района" на 2018 - 2020 годы является организационно-правовой основой реализации данных установок государственной политики в Тюменской области в сфере образования, направлена на решение актуальных вопросов стратегического характера.
С целью реализации данного направления развития образования во всех образовательных организациях Уватского муниципального района ведется целенаправленная работа по удовлетворению образовательных запросов обучающихся через индивидуальные образовательные маршруты, предпрофильную подготовку на уровне основного общего образования и профильное обучение на уровне среднего общего образования.
В муниципальной системе образования совершенствуется работа с одаренными и талантливыми детьми. За последние три года возросло количество обучающихся - победителей предметных олимпиад различного уровня. Растет число призеров областной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее". Обучающиеся образовательных организаций района, используя телекоммуникационные технологии, принимают активное участие в интернет-конкурсах, олимпиадах, конференциях.
В целях обеспечения доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья развивается интегрированная форма обучения и воспитания.
Основой реализации муниципальной программы развития образования является комплексный (сквозной) подход к постановке и решению задач, объединяющий все уровни и субъекты образования, как равноправных партнёров образовательной практики.
В районе активно развивается сетевое взаимодействие педагогов по различным направлениям: в рамках работы с одаренными детьми, по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Необходимым условием эффективной реализации муниципальной программы является отражение ее целевых установок, организационных подходов, содержательных приоритетов и ключевых мероприятий в программах развития каждого образовательной организации.
Муниципальная программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода системы образования района в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное настоящим и перспективным потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Раздел 2. Система основных мероприятий муниципальной программы
Муниципальная программа полностью обеспечивает преемственность мероприятий предыдущих программ в сфере образования и взаимосвязана с мероприятиями Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", приоритетных проектов, принятых по итогам Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Государственной программой "Развития образования и науки" Тюменской области до 2020 года и на плановый период до 2025 года", а также Стратегии социально-экономического развития Уватского муниципального района до 2020 года.
В рамках реализации муниципальной программы реализуются мероприятия, направленные на решение задач по:
а) созданию условий для обеспечения доступности дошкольного образования;
б) обеспечению и удержанию односменного режима обучения в 1-11 (12) классах общеобразовательных организаций;
в) созданию условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту - ФГОС) в ходе поэтапного перехода на новые стандарты, в том числе в соответствии с программой Тюменской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 649-п;
г) увеличению доступности дополнительного образования (увеличение охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет)
д) созданию условий для получения качественного и доступного образования представителями коренных малочисленных народов Севера (КМНС), сохранению их национальной культуры, традиций и обычаев.
Система программных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает достижение вышеуказанной цели и задач программы и приоритетных проектов.
Исполнение программы осуществляется посредством реализации в части своей компетенции трех федеральных приоритетных проектов в сфере образования:
а) "Создание современной образовательной среды для школьников";
б) "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации";
в) "Доступное дополнительное образование для детей".
Также реализуются региональные подпроекты, направленные на достижение сформулированных целей и задач:
а) "Новый стандарт";
б) "Равные возможности";
в) "Стратегия успеха";
г) "Здоровье на 5+";
д) "Отечества достойные сыны";
е) "Открытое образование".
Количество и перечень подпроектов, реализуемых в конкретном году, определяется Департаментом образования и науки Тюменской области с учетом приоритетных направлений развития отрасли на плановый период и итогов реализации подпроектов за отчетный год.
Проектами и подпроектами предусматривается комплекс "сквозных" организационно-управленческих, информационно-методических, массовых мероприятий для каждого уровня и субъектов образования.
Организационно-управленческие действия предусматривают подготовку локальных актов Управления, проведение совещаний, перечень управленческих действий по реализации проекта.
Информационно-методические мероприятия направлены на создание условий для успешной реализации проекта и освещение в СМИ работы по данному направлению Управления, Центра, образовательных организаций.
В рамках реализации каждого проекта предусматривается перечень массовых мероприятий с обучающимися, их родителями, работниками образовательных организаций, предприятиями, общественными организациями.
По итогам года Управление подводит итоги реализации проектов, в том числе осуществляет мониторинг достижения планируемых социально-значимых (качественных), организационных и материально-технических (ресурсных) эффектов.
План действий по реализации мероприятий муниципальной программы на очередной год включает и реализацию ключевых мероприятий, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
При этом, данные мероприятия должны быть учтены при разработке и корректировке отраслевых программ развития образовательных учреждений и ежегодно рассматриваться органами государственно-общественного управления всех уровней (общественные Советы при Главах, Управляющие советы, Наблюдательные советы и др.).
Программные мероприятия, увязанные по срокам и ресурсам, сгруппированные в соответствии с целями и задачами муниципальной программы, оформлены в приложении N 1 к программе "План мероприятий по реализации муниципальной программы Уватского муниципального района "Основные направления развития образования Уватского муниципального района" на 2018 - 2020 годы".
Раздел 3. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Муниципальная программа финансируется за счет средств областного и местного бюджетов.
Объем финансирования программы на 2017 год - 593 654 тыс. руб.(план). Общий объем финансирования муниципальной программы на 2018 - 2020 годы - 1 947 072 тыс. руб. (план).
При расчетах объемов финансирования муниципальной программы учтены нормативы финансового обеспечения на предоставление образовательных услуг дошкольного, общего образования. Расчеты выполнены с учетом ожидаемого контингента детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных организаций.
Перечень мероприятий муниципальной программы с указанием объемов финансирования представлен в приложении N 1 к программе "План мероприятий по реализации муниципальной программы Уватского муниципального района "Основные направления развития образования Уватского муниципального района" на 2018 - 2020 годы".
Раздел 4. Ожидаемые конечные результаты и показатели муниципальной программы развития образования
Эффективность и социально-экономические последствия реализации муниципальной программы определяются с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих достижение стратегических приоритетов развития сферы образования Уватского муниципального района.
Муниципальная программа исходит из целевых ориентиров инновационного развития системы образования, заданных в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, а также в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В связи с этим ряд показателей оценки эффективности и результативности работы зафиксирован в "дорожной карте", в ведомственном мониторинге, поэтому не требует включения в показатели муниципальной программы.
Планируемые значения показателей на период реализации муниципальной программы и их целевые значения представлены в приложении N 2 к программе "Показатели реализации муниципальной программы Уватского муниципального района".
Реализация поставленных целей и задач муниципальной программы позволит к 2020 году достичь следующих эффектов.
1. Социально-значимые (качественные) эффекты:
а) восстановление приоритета воспитания в педагогической практике;
б) обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого обучающегося;
в) формирование ответственного (позитивного) родительства, объединение усилий образовательных учреждений, семьи и общества в создании открытой, развивающей, комфортной, дружественной обучающемуся образовательной среды;
г) снижение количества негативных социальных явлений среди детей;
д) усиление вклада образования в инновационное развитие и повышение социальной стабильности района;
е) внедрение институциональных преобразований в сфере образования, ориентированных на опережающую готовность к ответам на вызовы постоянно меняющейся культурной, социальной, технологической среды.
2. Организационные и материально-технические (ресурсные) эффекты:
а) модернизация материальной и информационной инфраструктуры образования, позволяющая обеспечить необходимые условия обучения в соответствии с современными требованиями во всех образовательных учреждениях;
б) переход от реформ организационно-экономических механизмов и укрепления инфраструктуры к достижению нового качества образовательных результатов и повышению роли образования как социального лифта;
в) закрепление практики сквозного решения проблем, позволяющей сконцентрировать ресурсы, повысить эффективность их использования и минимизировать риски снижения достигнутых результатов при переходе на следующий уровень образования.
Планируемые приоритетные образовательные результаты:
а) способность обучающихся эффективно применять на практике теоретические знания;
б) высокий уровень развития технологических и социальных компетенций выпускников;
в) формирование у детей позитивных гражданских и нравственных установок;
г) равные стартовые возможности на всех уровнях образования и базовая успешность каждого обучающегося.
Раздел 5. Управление рисками реализации муниципальной программы развития образования Уватского района
Негативное воздействие на реализацию целей муниципальной программы могут оказать "внешние" факторы, не зависящие от деятельности муниципального заказчика исполнителей программы: возможность изменения демографической, экономической ситуации или социальной обстановки. Наступление определенных событий, которые не могут быть однозначно спрогнозированы заранее, относящихся к внешним факторам, представляют собой возможность снижения эффективности и результативности деятельности Управления в сфере образования.
Выполнение планируемых мероприятий в условиях возникновения неблагоприятных правовых, финансовых организационных и иных факторов в ходе реализации программы может привести к следующим последствиям:
а) недостаточная доступность услуг образования, дефицит мест для детей раннего дошкольного возраста;
б) снижение уровня удовлетворённости детей и родителей услугами образования, связанное с изменениями в экономике региона и района или др.;
в) несоответствие материально-технической базы образовательных организаций современным требованиям для реализации ФГОС (износ, устаревание и т.д.);
г) недостаточные темпы внедрения в широкую образовательную практику имеющихся механизмов межведомственного взаимодействия государственно-общественного партнёрства.
Мерами, направленными на их решение, будут служить:
а) развитие вариативных форм предоставления образования, в том числе использование дистанционных форм и траекторий индивидуального обучения;
б) эффективное использование механизмов, стимулирующих развитие и достижение современного качества образования;
в) постоянное совершенствование и повышение эффективности материально-технической базы для инновационного развития образовательной системы;
г) расширение участия общественности в оценке уровня предоставления образовательных услуг;
д) формирование культуры общественного участия в управлении образованием, гражданской ответственности за качество результатов, как итогов совместной деятельности;
е) повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников сферы образования на основе совместно отработанных и внедряемых в массовую практику ключевых аспектов "регионального стандарта" организации образовательной среды, применения педагогических технологий и реализации эффективных управленческих механизмов.
Приложение N 1
к программе
Приложение в базе не приводится
Приложение N 2
к программе
Приложение в базе не приводится
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Уватского муниципального района Тюменской области от 24 апреля 2018 г. N 86 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.