Постановление Администрации Алтайского края от 14 августа 1996 г. N 485
"О реализации государственной целевой программы жилищного строительства в Алтайском крае в 1996-1997 гг. и до 2000 года"
Постановлением Администрации Алтайского края от 19 октября 1999 г. N 728 настоящее Постановление признано утратившим силу
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 г. N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище" и Указом Президента РФ от 23.03.96 г. N 420 "О разработке федеральной программы "Свой дом", а также необходимости повышения эффективности осуществления целенаправленных мер по активизации жилищного строительства в крае, активного привлечения внебюджетных инвестиций, совершенствования структуры управления строительным комплексом и взаимодействия на всех этапах строительства, постановляю:
1. Одобрить основные направления реализации государственной целевой программы жилищного строительства в крае согласно приложению 1.
2. Возложить ответственность за разработку нормативно-правовых актов, касающихся реализации целевой Программы жилищного строительства, на начальника отдела строительства администрации края Напалкова В.В. и заместителя председателя комитета администрации края по экономике Часовских Л.И.
Утвердить график подготовки этих документов в соответствии с приложением 2.
Разрешить привлекать специалистов для разработки законопроектов на договорной (платной) основе.
Для этих целей комитету по финансам, налоговой и кредитной политике выделить управлению Делами администрации края в 1996 году 20 млн. рублей.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять:
- необходимые нормативно-правовые документы для реализации государственной, целевой программы жилищного строительства в 1996-1997 годах и до 2000 года согласно приложению 3;
- программы по защите малоимущих граждан, созданию условий и возможностей для решения их жилищной проблемы, в том числе приобретения готового жилья на условиях возвратных долгосрочных ссуд.
4. Комитетам администрации края по экономике и управлению государственным имуществом, отделу строительства в месячный срок создать краевой фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
5. Утвердить в составе государственной целевой программы жилищного строительства в крае программу "Свой дом" (прилагается).
6. Одобрить опыт комплексной застройки пос. Солнечный АО "Алтайкровля" и "Лесные Озера" г. Барнаула; Бийского ЭКПД, осваивающего производство новых прогрессивных материалов на действующих производственных площадях; АО "Астор" г. Рубцовск, АО "Стройгаз" г. Барнаул по перестройке производственной базы под выпуск прогрессивных изделий и освоение новых технологий для малоэтажного жилищного строительства.
Пресс-центру обобщить указанный опыт и в месячный срок издать информационный листок о его внедрении.
7. Отделу материально-технического снабжения и межрегиональных связей администрации края (Чапланова) совместно с управлением лесами (Менжулин) в месячный срок определить в разрезе лесхозов объемы заготовок древесины на корню для бесплатной передачи их населению края для индивидуального жилищного строительства.
Рекомендовать администрациям городов и районов края определить норму отпуска древесины на одного индивидуального застройщика, размер лесной подати и порядок ее оплаты.
8. Установить задание на 1996-2000 гг. по вводу в эксплуатацию жилых домов в разрезе городов и районов согласно приложению 4.
9. Комитету по экономике и отделу строительства войти с предложением в Правительство Российской Федерации об открытии, в порядке исключения, кредитной линии для финансирования индивидуального жилищного строительства на основе ипотеки.
10. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации края В.С.Германенко.
Глава администрации края |
Л.А.Коршунов |
Краевая целевая программа
"Свой дом"
(утв. постановлением администрации края от 14 августа 1996 г. N 485)
Паспорт
краевой целевой программы "Свой дом" на 1996-97 гг.
и на период до 2000 года
Наименование Программы - Краевая целевая программы "Свой дом"
Дата принятия решения о - Указ Президента РФ от 23.03.96 г.
разработке Программы, дата N 420 "О разработке федеральной целевой
ее утверждения программы "Свой дом", распоряжения Главы
администрации края от 22 апреля 1996 г. N 435-р
и N 436-р, от 29 апреля 1996 г. N 459-р
Государственный заказчик - Администрация края, администрации
Программы городов и районов
Основные разработчики - Комитеты администрации края по экономике
Программы архитектуре и градостроительству, по
жилищно-коммунальному и газовому
хозяйству, отдел строительства
администрации края
Цели и задачи Программы - Дальнейшее развитие жилищной реформы
в крае;
Важнейшие целевые - Создание организационных, финансовых
показатели и правовых предпосылок для обеспечения
доступным жильем граждан с привлечением
их средств и долгосрочных банковских
кредитов;
стоимость 1 кв. метра жилья не должна
превышать среднего 2-х месячного денежного
дохода на душу населения;
повышение доли индивидуального
жилищного строительства.
Сроки и этапы реализации - 1996-97 гг. и на период до 2000 г.
Программы I этап (1996-97 гг.) - создание
нормативно-правовой базы,
финансово-кредитного механизма,
организационных структур, внедрение
прогрессивных архитектурно-строительных
систем, ввод в эксплуатацию не менее
40 процентов доступного жилья от общего
объема индивидуального строительства.
II этап (1998-99 гг.) - ввод в
эксплуатацию массового доступного жилья:
в 1998 г. - 60%, 1999 г. - 70%.
III этап (1999-2000 гг.) - массовое
строительство индивидуальных,
малоэтажных доступных по цене домов.
Объемы и источники - 2050 млрд рублей, в том числе:
финансирования федеральный бюджет - 520 млрд. руб.
краевой и местный бюджеты - 300 млрд. руб.
внебюджетные источники - 950 млрд. руб.
собственные средства предприятий - 290
млрд. руб.
Ожидаемые конечные - Повышение доли малоэтажного
результаты индивидуального жилищного строительства
ежегодно при стоимости 1 кв. метра
общей площади не превышающей среднего
2-месячного денежного дохода на душу
населения в крае;
развитие и совершенствование рыночных
механизмов стимулирования жилищного
строительства в крае;
создание экологически чистого
семейного дома, сочетающего современный
комфорт, качество жилья, автономное
жизнеобеспечение, развитие и
совершенствование рыночных механизмов
стимулирования
жилищного строительства в крае;
создание законодательной и правовой
базы развития малоэтажного
индивидуального жилищного строительства
Ввод жилья по доступной цене:
1997 г. - 125 тыс. кв. м.
1998 г. - 190 тыс. кв. м.
1999 г. - 260 тыс. кв. м.
2000 г. - 425 тыс. кв. м.
Система организации - 1. Совет администрации края
контроля за исполнением 2. Межведомственный краевой Совет по
программы вопросам строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
3. Отчет администрацией городов и
районов
4. Краевой градостроительный Совет
II. Краевая целевая программа "Свой дом"
1. Современное состояние и проблемы
жилищного строительства в крае
Краевая целевая программа "Свой дом" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом".
Прошедший период (1992-1995 гг.) подтвердил эффективность предусмотренных администрацией края направлений жилищной реформы, позволил решить ряд поставленных задач.
На основе Конституции Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановлений и решений Минстроя РФ, краевым Законодательным Собранием и администрацией края принят ряд основополагающих законов и иных правовых актов, обеспечивающих проведение жилищной реформы в крае.
Преодолено сокращение объемов жилищного строительства. Ввод жилья составил в 1992 г. 858 тыс. кв. м., 1993 г. - 770 тыс. кв. м., в 1994 г. - 555 тыс. кв. м., в 1995 г. - 523 тыс. кв. м.
В 1995 г. в эксплуатацию введено 8503 квартиры общей площадью 522,8 тыс. кв. м. По сравнению с 1994 г. жители края получили в истекшем году на 629 квартир больше или на 8%.
Средний размер квартиры за 1995 г. составил 73,2 кв. метра, по индивидуальному жилищному строительству 96,3 кв. м. по жилищным кооперативам 67,2 кв. м.
В сельской местности, в основном строятся одноэтажные жилые дома - 77%; 10% - двухэтажные и 13% трех и четырехэтажные дома.
12% жилья оборудовано всеми видами благоустройства, (70% всего жилья оборудовано водопроводом, 30% - центральным отоплением, 12% - горячим водоснабжением), 27% всего введенного жилья не оборудовано ни одним из перечисленных видов благоустройства.
Общая площадь жилищного фонда на конец 1995 г. составила 46,7 млн. кв. метров, в том числе в городских поселениях 21,9 млн. кв. метров (47%) и 24,8 млн. кв. метров (53%) в сельской местности.
Доля частного жилищного фонда составляет 63% от всего фонда. Приватизировано 49% квартир государственного, в том числе муниципального жилищного фонда (12,5 млн. - 26,7%).
650 тыс. кв. м. общей площади составляет ветхое и аварийное жилье (14% от всего жилфонда).
Уменьшилось число семей, состоящих на очереди на улучшение жилищных условий.
Состоит на учете 107,8 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе: проживает в коммунальных квартирах 3 тыс. семей, в общежитиях - 7,9 тыс. семей, в ветхом и аварийном жилье - 2,9 тыс. семей, состоят на учете 10 лет и более 21,9 тыс. семей.
Повысилась средняя норма обеспеченности жильем до 17,2 кв. м. на человека.
Вместе с тем, к существенным недостаткам жилищного строительства относятся: высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, отсутствие финансово-кредитного механизма и архитектурно-строительных систем малоэтажного домостроения.
Дальнейшее улучшение дел с вводом жилья наметится лишь при существенном увеличении объемов малоэтажного индивидуального жилищного строительства, достигнутого по цене широким слоям населения и организации долгосрочного кредитования.
Рациональная застройка выделенных участков малоэтажными домами, рассчитанными на широкие слои населения, должна состоять преимущественно из блокированных домов в сочетании с домами других типов. При этом существенное внимание должно уделяться применению автономных систем инженерного обеспечения, позволяющих не только снизить дорогостоящие затраты на строительство коммуникаций, но и сократить эксплуатационные расходы.
Строительство доступного жилья целесообразно ориентировать на размер жилой площади в пределах 50-80 кв. метров (90-120 кв. метров общей площади).
Комплексное решение проблемы развития малоэтажного домостроения направлено на преодоление кризиса в жилищной сфере, рассчитано на долгосрочную перспективу и использование действующего рыночного механизма при государственной поддержке и координации межотраслевых связей.
2. Основные цели и задачи программы
Главной целью Программы является создание организационных правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечения всех категорий граждан доступным жильем, стоимость 1 кв. метра не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения.
Для достижения главной цели настоящей Программы предстоит решить следующие задачи:
- разработка и применение механизма долгосрочного кредитования застройщиков на срок от 10 до 25 лет;
- развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно-строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;
- повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования;
- реконструкцию существующих технологий и развитие производств прогрессивных конструкций и материалов из дерева, камня, кирпича, мелких блоков, монолитных конструкций, многослойных панелей с эффективным утеплителем;
- максимальное использование местных строительных материалов и современных технологий, позволяющих снизить стоимость строительства жилья;
- обеспечение на конкурсной основе отбора эффективных проектов жилищного малоэтажного индивидуального строительства;
- совершенствование систем эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
- переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
- разработка нормативно-правовых документов, предусматривающих расширение прав субъектов края в вопросах развития малоэтажного строительства и льгот юридическим и физическим лицам по кредитованию и уплате налогов на имущество.
3. Срок и этапы реализации программы
Учитывая актуальность проблемы развития массового малоэтажного строительства индивидуальных домов необходимо разработать систему мероприятий, обеспечивающих четкую координацию конкретных решений финансовых, социальных, экономических и технических аспектов Программы.
Сроки реализации Программы разделить на три этапа:
I этап (1996-1997 гг.) - создание нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, организационных структур, внедрение прогрессивных архитектурно-строительных систем, ввод в эксплуатацию не менее 40 процентов доступного жилья от общего объема индивидуального жилищного строительства;
II этап (1998-1999 гг.) - совершенствование правового и финансово-кредитного механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, ввод в эксплуатацию массового доступного жилья в 1998 году - 60%, 1999 г. - 70% общего объема индивидуального жилищного строительства;
III этап (1999 - 2000 гг.) - массовое строительство индивидуальных малоэтажных доступных по цене домов с вводом в эксплуатацию в 2000 году не менее 80% общего объема индивидуального жилищного строительства.
В результате реализации мероприятий Программы на рынок жилья должна поступить конкурентоспособная продукция, отличающаяся низкой себестоимостью и доступной ценой.
4. Ресурсное обеспечение программы
При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита бюджетов всех уровней, в связи с этим объемы федерального и краевого бюджетов предусмотрены в границах необходимого минимума на кредитование застройщиков и разработку нормативных документов краевого уровня и предоставления наиболее эффективным инвестиционным проектам льготного кредита на конкурсной основе.
Распределение средств по объемам и источникам финансирования представлено в приложении N 1.
Реализация краевой программы предопределяет необходимость дальнейшей структурной перестройки производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов и конструкций для жилищного строительства, направленной на обеспечение в жилищном строительстве постоянного снижения веса конструкций, переход к открытой системе домостроения, позволяющей возводить жилые дома различной этажности и потребительских качеств; организацию производства прогрессивных конструкций на основе эффективных теплоизоляционных материалов, переориентацию части домостроительных комбинатов на производство эффективных мелкоштучных материалов, производство мелких и крупных блоков с широким использование местных материалов, включая отходы производства (золя ТЭЦ, деревообработки и т.д.).
Особое внимание будет уделено организации производства деревянных конструкций, производству штучных стеновых материалов с увеличением выпуска эффективных видов изделий с повышенной пустотностью, увеличением производства стеновых мелких блоков их ячеистого бетона, которые являются высокоэффективным материалов, использование которых позволит сократить стоимость строительства на 15-30%, а сроки строительства в 2-3 раза.
Производственные мощности по производству стеновых ячеистых блоков составляют 120 млн. шт. усл. кирпича в год.
Общая мощность предприятий края по производству: штучных стеновых материалов - 739,4 млн. шт. усл. кирп., полносборного домостроения - 842 тыс. кв. м., линолеума - 8000 кв. м., материалов нерудных - 8555 тыс. куб. м., в том числе: песок строительный - 3267 тыс. куб. м., щебень и гравий - 5388 тыс. куб. м., пиломатериалов - 582,5 тыс. куб. м., столярных изделий - 832,8 тыс. кв. м., деревянных домов - 119 тыс. кв. м., древесностружечных изделий - 10 тыс. куб. м., пористых заполнителей - 423 тыс. куб.м., плитки облицовочной - 250 тыс. кв. м., цемента - 300 тыс. тонн, кровельных материалов - 134000 тыс. кв. м., известковых вяжущих - 154,4 тыс. тонн.
Сырьевая база промышленности нерудных строительных материалов края в целом развита достаточно хорошо. Запасы сырья практически имеются во всех районах. В крае имеется 430 сезонных кирпичных заводов, половина которых имеют стопроцентный износ, используемая технология несовершенна.
В этот же период предстоит:
- закончить строительство Заринского завода стеновых керамических материалов, производительностью 75 млн. шт. усл. кирпича;
- освоить мощности цементного завода;
- осуществить реконструкцию завода КПД-1 АО "Барнаулстрой" под производство крупных стеновых блоков на оборудовании фирмы "Бессер";
- освоить мощности на Бийском ЗКПД по производству керамического кирпича методом полусухого прессования;
- освоить производство высокоэффективных теплоизоляционных материалов на Рубцовском заводе АО "Алтайсельмаш";
- освоить производство стеновых блоков из неавтоклавного газобетона АО "Астор" в г. Рубцовске;
- осуществить реконструкцию заводов панельного домостроения АО "Алтайагрожилстрой" в гг. Барнауле, Новоалтайске: мощностью 22 тыс. кв. м. домов, 50 тыс. кв.м. пиломатериалов, 60 тыс. кб.м. утеплителя;
- освоить мощности по производству кровельных материалов на Новоалтайском КРЗ, плитки "Шинглс" - 6 млн. кв.м. в год;
- освоить производство на местном сырье крупноблочных стеновых материалов на установках типа "Рифлей-универсал";
- осуществить реконструкцию сезонного кирпичного завода ТОО "Монолит-2" в с. Бешенцово, Первомайского района на производство кирпича полусухого формирования с доведением его мощности до 6 млн. шт. усл. кирпича в год.
На развитие производственной базы на период реализации Программы предусматривается 560 млрд. рублей.
Организация производства местных материалов будет осуществляться за счет бюджетов субъектов края, а также внебюджетных источников финансирования: средств предприятий, вложений частного капитала, кредитов финансово-банковских структур.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы включает финансово-кредитную и организационную базы решения проблемы.
Финансово-кредитная база предусматривает комплексное использование собственных сбережений граждан, бюджетных средств и банковских кредитных ресурсов.
Организационная база предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей всех субъектов процесса производства и строительства индивидуальных домов с учетом интересов участников.
В условиях резкого сокращения федеральных бюджетных средств необходимо создание краевой системы финансирования строительства жилья, которая позволит поддержать необходимые объемы строительства жилья. В ней должны быть предусмотрены:
субсидии; льготные кредиты работникам бюджетной сферы, ипотечные кредиты, кредиты коммерческих банков, долевое участие предприятий в строительстве и реконструкции инженерных сетей в районах индивидуальной застройки;
предоставление предприятиями беспроцентных ссуд для работников на приобретение или строительство жилья; продажа жилья для работников предприятий по себестоимости;
освобождение физических лиц от налогов на имущество до полного погашения кредитов;
понижение транспортных тарифов на перевозку местных строительных материалов, предназначенных для строительства жилья;
снижение налогов на прибыль банков от предоставления жилищных кредитов и других сделок в жилищной сфере.
Одним из основных вопросов решения жилищной проблемы является переориентация использования бюджетных инвестиций с финансирования деятельности строительных организаций на поддержку непосредственно граждан в строительстве и приобретении жилья, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" от 29 марта 1996 г. N 430. Базовая схема программы предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в зависимости от дохода и времени ожидания в очереди уже разработана Правительством Российской Федерации (Постановление Совета министров - Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья" от 10 декабря 1993 г. N 1278) и подлежит лишь уточнению в соответствии с вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации. Безвозмездная субсидия в размере от 5 до 70% стоимости жилья по социальной норме позволит семье по собственному выбору использовать ее либо на покупку уже готового жилья, либо на строительство нового, в том числе индивидуального дома.
Определенным категориям граждан (военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, лицам, уволенным в запас или в отставку, лицам, проработавшим длительное время в районах Крайнего Севера или пострадавшим от Чернобыльской аварии и некоторым другим) безвозмездные субсидии на строительство или приобретение индивидуального дома в порядке очередности и по мере наличия финансовых возможностей должны предоставляться за счет средств федерального бюджета.
С 1997 г. предусмотреть часть средств в краевом и местных бюджетах (в размере 5% консолидированного) для выделения безвозмездных субсидий индивидуальным застройщикам, а для поощрения индивидуального жилищного строительства за счет средств предприятий и организаций своим работникам выделять субсидии в объеме 30% от затрат, на строительство индивидуального жилья.
Частично субсидия из средств краевого и местных бюджетов может покрываться за счет бесплатного предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и бесплатного согласования технических условий на энергообеспечение, финансирования строительства инфраструктуры и полного освобождения от уплаты НДС всех участников индивидуального жилищного строительства. С целью заинтересованности коммерческих банков на выдачу кредитов для финансирования строительства инженерной и коммунальной инфраструктуры решить вопрос об их освобождении от налогов в объемах# равных объему выделяемого кредита.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" программа безвозмездных субсидий должна реализовываться через банки, выбранные на конкурсной основе в соответствии с критериями наилучшей защиты средств субсидий от инфляции и условий предоставления кредитов на жилье.
Предлагаемый механизм предусматривает финансирование части стоимости жилья (сверх безвозмездных субсидий) за счет собственных средств граждан и долгосрочных банковских кредитов.
В настоящее время значительная часть населения имеет некоторое недвижимое имущество (квартиры, земельные участки, дачи), в том числе полученное бесплатное в ходе приватизации, стоимость которого может быть использована как начальный капитал при приобретении нового жилья. Для облегчения этого процесса банками уже разработаны и используются схемы предоставления краткосрочных (3-4 мес.) промежуточных кредитов под залог, например, старого жилья. Этот кредит предоставляется на период, пока не куплено новое и не продано старое жилье.
Для накопления гражданами недостающих собственных средств необходимо использовать уже предлагаемые сегодня банками системы жилищных накопительных счетов с обязательствами последующего предоставления жилищных кредитов, а также предусмотреть эффективное сочетание возможности приобретения гражданами жилищных сертификатов (облигаций, займов на жилищное строительство) на часть стоимости жилья и получения кредита на недостающую часть.
Ключевая роль в новом финансово-кредитном механизме обеспечения доступности жилья отводится кредитно-финансовой системе.
Предоставление банками среднесрочных кредитов (1-1,5 года) на строительство жилья застройщикам (в первую очередь, строительным организациям, возможно индивидуальным застройщикам) с выплатой в период строительства лишь процента по кредиту и возвратной суммы основного долга по окончании строительства (в случае, когда заемщиком является строительная организация) или переоформлением в долгосрочный (10-25 лет) ипотечный кредит (в случае, когда заемщиком является индивидуальный застройщик).
Кроме предоставления безвозмездных субсидий огромное значение для повышения доступности жилья для населения имеет предоставление долгосрочных кредитов на его приобретение. При этом, чем длиннее срок выплаты кредита и ниже первоначальный процент по нему, тем выше доступность приобретаемого с его помощью жилья.
В настоящий момент наиболее рациональной схемой является предоставление банками долгосрочных ипотечных кредитов (на 10-15 лет, возможно до 25 лет) на приобретение индивидуальных домов гражданами под залог этих домов и прилегающих земельных участков. Размер кредита не должен превышать 70% стоимости приобретаемого дома.
В целях налогового поощрения привлечения средств населения в жилищное строительство и повышения доступности жилья предлагается с 1997 г. освободить физические лица от уплаты подоходного налога со средств, используемых на оплату жилищного кредита на весь кредитный период, а также от уплаты государственной пошлины за регистрацию договора залога жилья, приобретаемого с помощью кредита.
Огромную роль в развитии жилищного ипотечного кредитования в крае должно сыграть государство путем создания вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов, выданных кредитными организациями, обеспечивая, таким образом, рефинансирование их кредитной деятельности, а также доступность и эффективное распределение инвестиционных ресурсов в жилищной сфере. На первичном рынке ипотечных кредитов банки будут выдавать ипотечные кредиты. Для обеспечения быстрой возвратности кредитных ресурсов и решения таким образом проблемы ликвидности кредиторы должны иметь возможность продать выданные ими ипотечные кредиты инвесторам на вторичном рынке. В этом случае первичные кредиторы выдают кредиты и обслуживают их. Но, выдав заем, банк продает его третьему лицу - инвестору. Вырученные средства банк снова пускает в оборот, выдавая новые займы. Развитие данной модели организации жилищного финансирования предполагает наличие вторичного ипотечного рынка, то есть рынка, на котором продаются уже выданные ипотечные кредиты. До революции 1917 г. в России существовал развитый вторичный рынок закладных.
Указом Президента Российской Федерации "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" N 2281 от 24 декабря 1993 г. было предусмотрено создание федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Это федеральное агентство будет покупать у банков ипотечные кредиты, при этом стандарты и процедуры, используемые банками, должны четко соответствовать стандартам федерального агентства. Для мобилизации средств на покупку кредитов федеральное агентство, прежде всего долгосрочных.# Эти ценные бумаги будут обеспечены приобретенными федеральным агентством у банков ипотечными кредитами. При наличии гарантии со стороны государства такие ценные бумаги смогут стать весьма привлекательными инструментами инвестирования как для институциональных инвесторов, так и для частных лиц, тем более, что средства, вложенные в них, будут в конечном итоге обеспечены реальной недвижимостью.
6. Перспективные виды жилища
Производство новых эффективных материалов должно дать толчок к развитию новых строительных систем: монолитных с оставляемой опалубкой из эффективного утеплителя, каркасных из различных материалов, включающих древесину, металл и бетон. Эти архитектурно-строительные системы должны отличаться технологической гибкостью, многовариантностью возможных архитектурно-планировочных и конструктивных решений, доступностью исполнения, что сделает их конкурентоспособными на современной рынке домостроительной продукции. Выбор оптимальных объемно-планировочных решений малоэтажной застройки дает возможность в среднем снизить относительные расходы на строительство в процентах: по этажности - 2-3, по изменениям средней площади - до 15, по инженерно-геологическим условиям - 1-20, по инженерным сетям - до 4, по улучшению уровня окружающей среды - 2.
С учетом градостроительных требований, энергоресурсов в индивидуальном строительстве прогнозируется строительство наиболее перспективных типов малоэтажных зданий: одно- двухэтажные с мансардами и трехэтажные дома на одну семью блокированного типа.
Жилище должно иметь гибкое архитектурно-планировочное решение, рассчитанное на изменение состава семьи и, в первую очередь, на ее увеличение и в дальнейшем создание "растущего дома".
Индивидуальным застройщикам должна быть создана возможность выбора различных по величине частных жилых домов.
Особое внимание должно быть обращено на решение вопросов переработки и утилизации стоков и органических отходов экологически эффективными методами (экодом), сочетающим современный комфорт с автономными системами жизнеобеспечения, которые максимально используют естественно возобновляемые ресурсы и процессы, такие, как переработка органических отходов дома биологическими методами.
Предлагается в рамках краевой программы "Свой дом" создать показательные площадки экспериментальных индивидуальных домов в нескольких городах, районах с учетом местных особенностей.
7. Программа мероприятия и архитектурно-строительные
системы малоэтажного индивидуального строительства
В настоящее время в малоэтажном строительстве края нашли применение следующие конструктивные системы: крупнопанельные из железобетона, крупно- и мелкоблочные из керамзитобетона и шлакоблочные, кирпичные, деревянные (брусчатые, каркасные, панельные) и комбинированные, а также из стенового ячеистого блока.
Из общего объема краевого жилищного фонда дома из камня и кирпича составляют 29%, из изделий КПД - 49,7%, крупноблочные - 4%, из дерева - 12,4% и из прочих материалов - 4,9%.
Эти соотношения в известной мере отражают структуру сложившейся базы малоэтажного строительства в крае и могут быть использованы для прогнозирования направлений ее развития. Перспективность тех или иных архитектурно-строительных систем в решении задач краевой программы "Свой дом" определяется не только современным состоянием индустриальной базы, но и возможностью ее использования для строительства домов силами индивидуального застройщика.
Перспективными являются конструктивные системы на основе:
- древесины;
- с использованием мелкоштучных стеновых материалов;
- полносборных железобетонных конструкций с применением: фундаментов и стен подвалов из монолитного бетона; легких трехслойных панелей на основе эффективных утеплителей; каркасных перегородок с обшивкой сухой штукатуркой типа "Кнауф", каркаса с использованием местных строительных материалов, комбинированных эффективных кладок из кирпича и каменных материалов, мелких стеновых блоков ячеистого бетона, легких панелей на основе древесины или металлического каркаса из холодногнутого профиля с обшивкой облицовочными материалами в сочетании с прогрессивными утеплителями;
- монолитного и сборно-монолитного бетона.
8. Инженерные системы и оборудование
Развитие архитектурно-строительных систем жилых зданий нельзя рассматривать в отрыве от конкретных систем инженерного оборудования.
Наиболее перспективными домами для сельской местности и пригородных зон, а также для малых городов являются малоэтажные усадебные дома с автономными системами инженерного оборудования. Внедрение таких систем в ряде случаев позволяет экономить до 30% топлива, сократить капитальные затраты, сроки строительства и ввода жилья в эксплуатацию, что дает возможность более широкого привлечения на эти цели средств конкретных застройщиков.
Основные показатели реформы инженерной инфраструктуры в условиях нового этапа жилищного строительства сводятся к следующим: газификации районов края, совершенствование технологического уровня источников теплоты малой производительности; разработка и внедрение новых видов энергосберегающего и электротехнического оборудования; решение задач по обеспечению населения качественной водой; решение вопросов очистки сточных вод.
Развитие инженерной инфраструктуры по этапам позволит решить в ходе жилищной реформы следующие основные задачи: обеспечение инженерной инфраструктуры всего жилищного фонда края; устранение диспропорций в развитии жилищного фонда и оснащение его инженерным оборудованием; обеспечение экономии воды, теплоты, электроэнергии путем осуществления ряда практических мер; повышение технологического уровня инженерного оборудования; совершенствование инженерных сетей и уменьшение их относительной протяженности.
9. Градостроительные аспекты
Градостроительные аспекты жилищной сферы и стимулы индивидуального строительства будут реализовываться на трех уровнях: федеральном, краевом и местного самоуправления.
На федеральном уровне должно обеспечиваться правовое регулирование градостроительства. Предполагается завершить создание целостной системы законодательных и нормативных документов, связанных с землями городов и других населенных мест, а также с осуществлением сделок с землей и другой недвижимостью. В этих правовых актах будут установлены сферы компетенции федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в градостроительстве, принципы функционального зонирования территории. На общегосударственном уровне будет стимулироваться в регионах, рекомендуемых генеральной схемой расселения, обустройство мигрантов, а также семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку, северян, лиц, пострадавших от аварий, стихийных бедствий# и вынужденных переселенцев.
Конкретными мерами государственной политики в течение 1996-1997 гг. должны стать на федеральном уровне:
- подготовка и введение в действие правовых актов по установлению в соответствии с градостроительными нормами границ земельных участков, на которых находятся строения с жилыми и нежилыми помещениями;
- введение положений по упорядочению прав на владение# пользование и распоряжение землей в установленных границах и иной недвижимостью в жилищной сфере в существующей застройке городов и иных населенных мест;
- правовое обеспечение возможности для физических и юридических лиц беспрепятственного получения (по нормативам) или приобретения, в том числе сверх нормативов по конкурсу и на аукционах, земельных участков в собственность для реконструкции или строительства строений с жилыми и нежилыми помещениями;
- проведение принципов энергоснабжения, максимальное использование местных энергоносителей, модернизации и развитие# систем инженерного оборудования, обеспечение населенных мест широкой номенклатурой инженерных систем разной мощности, адекватных градостроительным условиям и инвестиционным возможностям.
На краевом уровне предусматриваются применение федерального законодательства и нормирования в градостроительстве, создание законов уставов, региональных норм социального жилища, объектов социального назначения и их сетей, а также плотности застройки и требования к ее комплектности; детализируются права органов местного самоуправления по градостроительному регулированию.
На уровне местного самоуправления должны быть разработаны и введены в действие правоустанавливающие документы для жилищного строительства или реконструкции.
Должна быть активизирована корректировка градостроительной документации с учетом преимущественного развития малоэтажного, в том числе индивидуального жилищного строительства с сохранением многоэтажной застройки только для оборудованных инженерной инфраструктурой зон крупных городов. При этом должны быть приняты меры по улучшению архитектурного качества проектов усадебных жилых домов.
Дальнейшее стимулирование широкого развития индивидуальной и коллективной жилой застройки с приусадебными участками позволит в ближайшие годы увеличить долю малоэтажного жилья в малых городах - до 90-100% общего объема строительства, в средних и больших - до 50-75, в крупных - до 20-25%.
10. Законодательная, организационно-правовая и нормативная база
Законодательные и правовые документы, регламентирующие финансирование и стимулирующие индивидуальное жилищное строительство, являются неотъемлемой частью системы программных документов по жилищной реформе. В составе краевой целевой Программы в 1996-1997 гг. предполагается создать правовую основу для развития доступных видов долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья и других форм внебюджетного финансирования индивидуального жилищного строительства; для распространения в жилищной сфере эффективных систем целевой поддержки граждан со средними доходами.
Развитие индивидуального малоэтажного строительства призвано коренным образом улучшить организацию и осуществление строительства и выдвигает ряд неотложных требований к выбору наиболее оптимальных площадок для нового строительства, качеству и полноте разработки проектной документации, полностью отвечающей современному уровню развития жилищно-гражданского строительства, поставке деталей, элементов и конструкций полной заводской готовности, выбору крупных строительных фирм и малых предприятий для осуществления строительных работ на объектах, организации и проведению подрядных торгов и разработке тендерной документации.
Практика осуществления индивидуальных проектов в условиях рыночной экономики должна основываться на проведении подрядных торгов для конкурсного отбора участников реализации проектов, что позволит достичь оптимальных цен и других наилучших условий строительства, чем создаются условия для конкуренции при размещении заказов, а также возможности привлечения нескольких поставщиков при их совместной ответственности за весь комплекс строительных работ.
Система нормативных документов в области индивидуального жилищного строительства должна способствовать формированию качества строительной продукции на всех этапах ее создания в условиях рыночных отношений, в связи с чем в рамках разрабатываемой краевой программы представляется целесообразным усовершенствовать действующие и разработать новые нормативные документы.
11. Контроль за ходом реализации программы
Формы и методы организации управления Программой определяются администрацией края.
Администрация края с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Программы.
Органам исполнительной власти субъектов края рекомендуется по итогам каждого года информировать администрацию края о реализации Программы по следующим показателям:
- использование безвозмездных субсидий, краткосрочных и долгосрочных кредитов коммерческих банков, собственных средств граждан на строительство или приобретение жилья;
- освоение средств, выделенных из местных бюджетов на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилых поселений;
- отвод земельных участков, предоставляемых заемщикам кредитов,# в бесплатное пользование для жилищного строительства;
- реализация экономических проектов строительства доступного жилья;
- введение в действие новых энерго- и ресурсосберегающих технологических линий по производству материалов и изделий для доступного жилья;
- количество жилья, построенного в рамках Программы, а также фактически сложившуюся стоимость квадратного метра.
Администрация края обобщает поступающие с мест материалы и информирует Министерство строительства Российской Федерации по итогам года с внесением предложений по совершенствованию проводимой работы.
12. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации программы
В результате реализации Программы доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья будет повышаться и достигнет к 2000 году 45% от общего объема ввода жилья.
Ввод в эксплуатацию доступного по цене малоэтажного индивидуального жилья в 2000 году составит не менее 80% общего объема индивидуального жилищного строительства.
Получат дальнейшее развитие и будут совершенствоваться рыночные механизмы стимулирования жилищного строительства в крае.
Укрепится правовая и нормативная база малоэтажного индивидуального жилищного строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 14 августа 1996 г. N 485 "О реализации государственной целевой программы жилищного строительства в Алтайском крае в 1996-1997 гг. и до 2000 года"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, август 1996 г. N 4(24), стр.117
Постановлением Администрации Алтайского края от 19 октября 1999 г. N 728 настоящее Постановление признано утратившим силу