Решение Барнаульской городской Думы от 27 ноября 1996 г. N 68
"О Положении о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Барнауле"
Решением Барнаульской городской Думы от 22 апреля 2004 г. N 490 настоящее Решение признано утратившим силу
Рассмотрев в соответствии с Решением Барнаульской городской Думы от 19 сентября 1996 года N 59 "Об исполнении бюджета города за первое полугодие 1996 года и уточнении бюджета города на 1996 год" проект положения "О бюджетном процессе в городе Барнауле", городская Дума решила:
1. Утвердить положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Барнауле (прилагается).
2. Контроль за выполнением данного решения возложить на комитет по экономической политике, собственности и бюджету (Щетинин И.П.)
Глава городского самоуправления |
В.Н.Баварин |
Решением Барнаульской городской Думы от 20 февраля 2001 г. N 92 настоящее Положение признано утратившим силу
Положение
о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в городе Барнауле
Настоящее Положение регламентирует бюджетное устройство города, права и обязанности органов местного самоуправления в бюджетном процессе.
I. Общие положения
Статья 1. Бюджет.
1.1. Город Барнаул (далее по тексту - город) имеет самостоятельный единый бюджет, который представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов местного самоуправления.
1.2. Бюджет города состоит из минимального бюджета и бюджета развития, а также средств, переданных федеральными и краевыми органами государственной власти для осуществления переданных ими полномочий.
1.3. Бюджет города содержит сметы текущих доходов и расходов районов и городского бюджета.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Положении.
2.1. "Бюджетное устройство" - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
2.2. "Минимальный бюджет" - расчетный объем доходов, покрывающих минимально необходимые расходы, включенные в бюджет города.
2.3. "Передача полномочий" - способ регулирования компетенции органов местного самоуправления на основе их решений. Делегирование полномочий может быть разовым, на определенный срок или бессрочно, и на его осуществление из бюджета города выделяются соответствующие средства.
2.4. "Закрепленные доходы" - доходы, которые полностью или в твердо установленной доле (в процентах) на постоянной или временной основе в порядке, установленном решениями городской Думы (далее по тексту - Дума), поступают в районы города.
2.5. "Регулирующие доходы" - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в бюджет города в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным Законодательным Собранием Алтайского края в установленном порядке на следующий финансовый год.
2.6. "Балансирование бюджета" - метод передачи бюджету города федеральных доходов Алтайского края как разницы между объемом расходов бюджета и закрепленными доходами бюджета.
2.7. "Нормативы отчислений" - определение отчислений в процентах или в доле от регулирующих доходов. Нормативы могут быть дифференцированными или едиными, а также в твердо фиксированной доле (в процентах) на длительный период времени.
2.8. "Дотация" - сумма из бюджета края или города на покрытие соответственно расходов города или района, которому переданы 100 процентов закрепленных и контингентов регулирующих налогов и доходов.
2.9. "Трансферты" (трансфертные расходы) - форма передачи (перераспределения) части средств, мобилизованных в федеральном бюджете для сбалансирования бюджета города.
2.10. "Субвенция" - сумма средств из бюджета края, выделенная на определенный срок, направляемая на дополнение бюджета города с указанием ее использования. Субвенции могут быть выделены либо на формирование минимального бюджета с целью выравнивания социально-экономического развития, либо на иные цели, установленные законодательством.
2.11 "Контингент доходов" - сумма взимаемого на территории города конкретного налога либо иного платежа.
2.12. "Оборотная кассовая наличность" - один из видов финансовых резервов. Образуется за счет остатков средств на начало планируемого года. Предназначается для бесперебойного финансирования первоочередных расходов по бюджету при возникновении в течение года временного (сезонного) кассового разрыва. Использованные суммы оборотной кассовой наличности должны быть полностью восстановлены к концу года.
2.13. "Кассовые разрывы" - образуются в течение года из-за несовпадения фактических сроков поступления платежей в бюджет и выдачи бюджетных ассигнований.
2.14. "Секвестр расходов" - сокращение расходов по определенной схеме в зависимости от их значимости.
2.15. "Лимит финансирования" - предельно допустимый размер финансирования.
2.16. "Дефицит бюджета" - превышение расходов над доходами.
2.17. "Защищенные (приоритетные) статьи расходов" - обеспеченный бюджетом и утвержденный Думой перечень статей, расходов, подлежащих первоочередному финансированию в порядке, им установленном.
2.18. "Финансовые агрегаты" - денежные и другие активы, используемые во взаимных расчетах.
Статья 3. Бюджетная система.
Бюджетная система представляет собой бюджет города.
Статья 4. Бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в городе основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности, сбалансированности.
Статья 5. Бюджетный процесс.
5.1. Бюджетный процесс - регламентированная настоящим Положением деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой перераспределение финансовых ресурсов между районами города.
5.2. Бюджетный процесс в городе строится в соответствии с Конституцией РФ, Законами Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации", "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", нормативно-правовыми актами органов государственной власти Алтайского края, Уставом города, настоящим Положением, а также актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
5.3. Бюджет города утверждается решением Думы.
5.4. Бюджетный год на территории города устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Статья 6. Взаимоотношения с бюджетом края.
Взаимоотношения бюджета города с бюджетом края осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Для сбалансированности бюджета города из бюджета края могут предоставляться трансферты, дотации и субвенции.
В случае принятия органами государственной власти решений, повлекших увеличение расходов или уменьшение доходов бюджета города, недостающие бюджетные средства компенсируются органами, принявшими решения, за счет соответствующих бюджетов.
II. Основы бюджетного устройства
Статья 7. Структура и единство бюджетной системы.
7.1. Бюджет состоит из доходной и расходной частей.
7.2. Доходная часть бюджета может формироваться как постатейно, так и пофондно, с соответствующим формированием расходной части.
7.3. В качестве платежей в бюджет или их гарантии могут быть использованы различные финансовые агрегаты.
7.4. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления бюджета края.
7.5. Единство бюджетной системы города основано на централизованном использовании регулирующих доходов, резервного фонда главы городского самоуправления, других финансовых ресурсов и их перераспределения.
Статья 8. Самостоятельность бюджета.
Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов, правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
- закрепленные законом доходы бюджета;
- отчисления по регулирующим доходам;
- другие доходы, устанавливаемые Думой.
Статья 9. Доходы бюджета.
Доходы бюджета формируются в соответствии с действующим законодательством и статьей 8 настоящего Положения.
Статья 10. Расходы бюджета.
10.1. Расходы бюджета разделяются на расходы, включаемые в бюджет развития, и бюджет текущих расходов. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а в бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
10.2. Расходная часть бюджета развития может содержать ассигнования на инвестиции в действующие или во вновь создаваемые предприятия. Результатом таких инвестиций является муниципальная собственность либо государственная собственность на эквивалентную часть капитала. Созданная за счет бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующему комитету по управлению имуществом.
Статья 11. Сбалансированность бюджета.
11.1. Сбалансированность бюджета является принципом бюджетно-финансовой политики.
11.2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов по приоритетным статьям, ежеквартально утверждаемым Думой.
11.3. В целях сбалансированности бюджета Дума может устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
11.4. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется за счет выпуска муниципальных займов, векселей или использования кредитных ресурсов. Порядок и условия кредитования, выпуска и размещения муниципальных займов определяются администрацией города (далее по тексту - администрация).
11.5. Решения администрации, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета, по представлению главы городского самоуправления подлежат обязательному рассмотрению Думой.
Статья 12. Формы и принципы бюджетного регулирования.
12.1. Бюджет года формируется с учетом обеспечения минимальных бюджетных потребностей на уровне не ниже государственных социальных стандартов в случае утверждения их правительством РФ.
12.2. В условиях дефицита и необеспеченности финансовыми ресурсами текущие расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт рассматриваются пообъектно и включаются в расчет бюджетной потребности только в случае невозможности обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, а финансирование капитальных вложений осуществляется за счет целевых, заемных и других дополнительных источников.
12.3. Дотации используются в случае недостаточности собственных финансовых ресурсов для финансирования минимального бюджета, текущих расходов городских хозяйств и районов города.
12.4. Субвенции представляются на инвестиционные проекты и целевые программы города, прошедшие экспертизу и получившие одобрение администрации, которая разрабатывает Положение об условиях и порядке предоставления и рассмотрения инвестиционных проектов программ, утверждаемое Думой, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных средств на основе представления получателем субвенции обязательной отчетности в установленном порядке.
Статья 13. Норматив формирования фонда непредвиденных расходов бюджета города (резервного фонда) главы городского самоуправления.
В составе бюджета города ежегодно создается фонд непредвиденных расходов в процентах от объема бюджета по расходам для осуществления непредвиденных социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий и проведения отдельных мероприятий жизнеобеспечения города.
Норматив утверждается решением Думы.
Статья 14. Норматив оборотной кассовой наличности бюджета города.
В составе бюджета города сверх предусмотренных расходов утверждается объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств бюджета на начало финансового года, перевыполнения доходной части бюджета или экономии расходов бюджета. Оборотная кассовая наличность должна быть достаточной, чтобы обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование защищенных статей расходов.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджета.
III. Бюджетный процесс
Статья 15. Этапы бюджетного процесса:
- разработка прогноза социально-экономического развития города;
- разработка рабочей документации к проекту бюджета;
- рассмотрение проекта бюджета;
- утверждение бюджета города;
- исполнение и внесение изменений в бюджет города;
- организация контроля бюджетного процесса;
- отчет об исполнении бюджета города.
Статья 16. Общие принципы и сроки составления и представления проекта бюджета.
16.1. Не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года глава городского самоуправления принимает постановление о начале работы над составлением проекта бюджета города. На основании этого постановления администрация организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
16.2. В течение полутора месяцев составляется прогноз социально-экономического развития города, сводный баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики, уточняется перечень целевых общегородских программ, подлежащих бюджетному финансированию. На основании этого управление по финансам, налоговой и кредитной политике администрации осуществляет необходимые расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов.
16.З. Дума за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года по представлению главы городского самоуправления определяет приоритетность целевых программ социально-экономического развития города.
Статья 17. Рассмотрение предложений по отдельным статьям бюджета.
17.1. В течение последующего месяца администрацией ведется детальная проработка, согласование расчетов и нормативов отчислений по проектам бюджетов.
17.2. В процессе согласования администрацией вносятся свои предложения по изменению и уточнению проектируемых показателей в администрации края.
17.3. Рассмотрение этих предложений производится в администрации края.
IV. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Статья 18. Рабочая документация к проекту бюджета для его рассмотрения.
Глава городского самоуправления не позднее чем за месяц до начала нового финансового года представляет на рассмотрение Думы бюджетное послание.
Бюджетное послание главы городского самоуправления должно включать:
- предварительные итоги развития города за отчетный период, основные направления бюджетно-финансовой политики города на предстоящий период, сводный баланс финансовых ресурсов города, сведения о доходах города, обоснования и расчеты по целевым программам, нормативам отчислений от регулирующих доходов, суммам дотаций и субвенций, основным разделам, главам и статьям бюджета города;
- проект решения Думы "О бюджете города" и приложения к нему:
- приложение N 1 - "Проект бюджета города";
- приложение N 2 - "Нормативы отчислений по регулирующим источникам доходов";
- приложение N 3 - "Перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей";
- приложение N 4 - "Капитальные вложения" с расшифровкой по укрупненным объектам.
Статья 19. Рассмотрение проекта бюджета.
19.1. Бюджетное послание главы городского самоуправления направляется в комитет по экономической политике, собственности и бюджету (далее - комитет по бюджету) для предварительного рассмотрения.
В течение 15 дней комитет готовит свое заключение и знакомит с ним депутатов.
19.2. При обсуждении проекта бюджета на заседании Думы слово для доклада предоставляется по поручению главы городского самоуправления начальнику управления финансами, налоговой и кредитной политике администрации или его заместителю и для содоклада - председателю комитета по бюджету. После этого проводится обсуждение проекта бюджета.
По итогам обсуждения проекта бюджета Дума может принять решение о принятии его в целом за основу или о его отклонении.
При принятии проекта бюджета за основу Дума поручает комитету по бюджету совместно с администрацией подготовить проект ко второму чтению, устанавливает предельный срок внесения письменных предложений и замечаний и определяет дату рассмотрения бюджета во втором чтении.
При отклонении проекта бюджета Дума принимает одно из следующих решений:
- о создании согласительной комиссии, которая, исходя из рекомендаций, изложенных в Сводном заключении, в течение 10 дней разрабатывает согласованный вариант уточнений показателей проекта бюджета города, после чего глава городского самоуправления вносит проект бюджета на рассмотрение Думы во втором чтении.
- о возвращении данного законопроекта администрации. В течение последующих 15 дней администрация представляет новый проект бюджета с учетом рекомендаций, изложенных в Сводном заключении, для его рассмотрения. Новый вариант проекта бюджета направляется Думе и рассматривается ею в порядке, установленном настоящим положением.
19.3. До принятия проекта бюджета администрация может вносить в него любые изменения по результатам обсуждения и информировать о них Думу.
Статья 20. Рассмотрение проекта бюджета во втором чтении.
20.1. В течение 15 дней после внесения администрацией проекта бюджета на второе чтение он рассматривается на заседании Думы по статьям и разделам.
Перед постатейным обсуждением доработанного с учетом замечаний проекта бюджета председательствующий ставит его на голосование для принятия "за основу".
20.2. Постатейное обсуждение состоит из доклада комитета по бюджету о работе с поступившими предложениями, замечаниями, поправками, обоснованием их включения в проект или отклонения, выступлений депутатов и главы городского самоуправления (его представителя).
20.3. Обсуждение доходной и расходной частей бюджета проводится отдельно по видам доходов с рассмотрением нормативов отчислений от регулируемых доходов, а также по разделам, главам и укрепленным статьям расходов в соответствии с бюджетной классификацией.
20.4. При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении Дума рассматривает и утверждает следующие основные характеристики бюджета:
- доходы бюджета города;
- объем расходов бюджета города, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития;
- превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и предельный размер в процентах от суммы расходов;
- перечень защищенных (приоритетных) статей бюджета;
- оборотную кассовую наличность;
- перечень приоритетных программ бюджета города.
20.5. После утверждения бюджета во втором чтении Дума принимает решение о бюджете города.
20.6. В случае непринятия решения "О бюджете города" Дума до 1 января принимает решение "О финансировании расходов из бюджета в 1 квартале финансового года".
В случае неутверждения ассигнований в срок глава городского самоуправления имеет право расходовать средства в размере 1/12 объема бюджета города предыдущего года в течение каждого месяца, вплоть до утверждения расходов бюджета Думой. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных администрацией по неутвержденным расходам, не может превышать расходов 4-го квартала предыдущего года.
Статья 21. Случай, когда не утверждены нормативы отчислений на федеральном уровне или краевом уровне к моменту рассмотрения проекта бюджета.
21.1. В случае, когда к моменту рассмотрения проекта бюджета не утверждены на федеральном или краевом уровне нормативы отчислений в бюджет Российской Федерации, рассмотрение проекта бюджета производится в рамках текущих расходов.
21.2. После утверждения нормативов отчислений на федеральном уровне производится перерасчет бюджетных нормативов. Нормативы базовых отчислений, нормативы (суммы) дотаций и субвенций увеличиваются (но не уменьшаются) с учетом бюджета развития.
V. Исполнение бюджета
Статья 22. Порядок исполнения бюджета.
22.1. После утверждения нормативов отчислений завершается планирование бюджета. Нормативы не могут быть изменены администрацией края, кроме как в соответствии с пунктом 21.2 настоящего Положения.
22.2. Кассовое исполнение бюджета осуществляется банками на основе договора об обслуживании.
Условия договоров о кассовом исполнении бюджета города подлежат обязательному утверждению Думой.
Статья 23. Порядок внесения изменений в бюджет.
23.1. Утвержденные ассигнования и перечень финансируемых программ пересматриваются Думой в случаях: изменения программ, недостаточности доходов, превышения доходов запланированного уровня.
23.2. В случае, если в ходе исполнения бюджета орган государственной власти принимает решение, приводящее к уменьшению или увеличению расходов города, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются указанным органом государственной власти, принявшим решение, за счет его бюджета. При этом при исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств бюджета города, образовавшийся на начало текущего финансового года и неизрасходованный к моменту принятия указанного решения.
Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы на другой в процессе исполнения бюджета города осуществляется с передачей соответствующего финансирования.
23.3. Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (далее - свободные бюджетные средства), не подлежат изъятию органами государственной власти. Решение об их использовании, в том числе о вложении этих средств в хозяйственные мероприятия, акции и другие ценные бумаги, а также предоставление процентных и беспроцентных бюджетных ссуд принимает Дума только при условии полного обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от этих операций, в бюджет.
23.4. Дума утверждает в составе бюджета сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности.
Оборотная наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.
23.5. В случаях, когда при максимальной мобилизации собственных источников не обеспечивается финансирование неотложных мероприятий, администрация по ходатайству администраций районов города вправе предоставлять им ссуду.
Администрации районов, получившие ссуду, обеспечивают ее погашение в строго установленные сроки и используют по назначению.
VI. Организация контроля бюджетного процесса
Статья 24. Форма и информационное обеспечение контроля бюджетного процесса.
24.1. Контроль бюджетного процесса в городе осуществляется:
- на этапе составления и представления бюджета в Думе - в форме рассмотрения, обсуждения и утверждения;
- на этапе исполнения - в форме анализа, проверки и утверждения отчетов об исполнении бюджета соответствующего года.
24.2. Администрация обязана ежеквартально представлять в комитет по бюджету Думы информацию о ходе исполнения бюджета города.
24.3. Администрация обязана осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им ассигнований из бюджета города.
В случае, если ассигнования, выделенные районам, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, финансирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет города.
Администрация вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от предприятий, учреждений, финансируемых из бюджета города, любую информацию, связанную с исполнением бюджета.
При необходимости органы местного самоуправления могут принять решение о привлечении аудитора для проверки исполнения бюджета.
Статья 25. Отчеты об исполнении бюджета.
25.1. Администрация представляет Думе отчеты об исполнении бюджета города за год и за периоды, на которые были утверждены бюджеты в течение года, не позднее 2 недель после окончания установленного срока представления отчетов в краевую администрацию.
25.2. Отчет об исполнении бюджета составляется по всем основным показателям доходов и расходов, утвержденным законом о бюджетах, с пояснительной запиской о полученных доходах и расходовании средств.
25.3. Отчет об исполнении бюджета города рассматривается Думой, которая по результатам рассмотрения принимает решение об его утверждении или отклонении.
Статья 26. Защита бюджетных прав города.
Дума, администрация отстаивают в органах государственной власти бюджетные права города в процессе формирования бюджета края, обоснования доходов и расходов бюджета города, а также выполнения обязательств краевого и федерального бюджетов по отношению к бюджету города.
Администрация принимает меры по возмещению из федерального бюджета уменьшения доходов или увеличения расходов бюджета города, обусловленных решениями федеральных органов власти в процессе исполнения бюджета.
Статья 27. Гласность в бюджетном процессе.
Решения, принимаемые Думой об утверждении бюджета, отчета об его исполнении, а также по иным вопросам, касающимся формирования бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 28. О внесении изменений в Положение.
В случае изменения законодательства данное Положение приводится в соответствие с внесенными изменениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Барнаульской городской Думы от 27 ноября 1996 г. N 68 "О Положении о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Барнауле"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Барнаульской городской Думы от 22 апреля 2004 г. N 490 настоящее Решение признано утратившим силу
Решением Барнаульской городской Думы от 20 февраля 2001 г. N 92 Положение, утвержденное настоящим Решением, признано утратившим силу