Постановление Администрации Алтайского края от 28 октября 1998 г. N 667
"Об утверждении краевой Программы защиты прав потребителей на 1998 - 2000 гг."
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 мая 2002 г. N 282 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в крае, определение единых подходов при его применении, основных направлений активизации и повышения эффективности работы в сфере потребительского движения постановляю:
1. Утвердить краевую Программу защиты прав потребителей на 1998 - 2000 годы (прилагается).
2. Опубликовать Программу защиты прав потребителей в газете "Алтайская правда".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации края Н.Г.Загайнова.
Первый заместитель
Главы администрации края |
Н.А.Чертов |
Краевая Программа защиты прав потребителей
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 28 октября 1998 г. N 667)
1. Цель и основные задачи краевой программы по защите прав
потребителей на 1998 - 2000 годы
1.1. Цель программы.
Обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в крае, определение единых подходов при его применении, определение основных направлений активизации и повышения эффективности работы в сфере потребительского движения.
1.2. Задачи программы.
1.2.1. Дальнейшее развитие и совершенствование структур, занимающихся защитой прав потребителей.
1.2.2. Предупреждение и пресечение нарушений прав потребителей в проблемных секторах потребительского рынка.
1.2.3. Формирование базы данных об опасных и некачественных товарах и услугах и оперативное информирование населения.
1.2.4. Предотвращение доступа на рынок некачественных товаров и услуг.
1.2.5. Организация информирования и образования населения в сфере потребительской политики.
2. Участники разработки и реализации краевой программы по защите
прав потребителей на 1998 - 2000 годы
2.1. Администрация Алтайского края.
2.2. Алтайское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (далее по тексту АТУ ГАК РФ ).
2.3. Алтайский центр стандартизации, метрологии и сертификации (далее по тексту АЦСМиС).
2.4. Алтайское управление Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (далее по тексту Госторгинспекция).
2.5. Алтайский центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее по тексту ГЦСЭН).
2.6. Алтайское управление Государственной ветеринарной инспекции ( далее Госветинспекция).
2.7. Алтайское отделение Российской транспортной инспекции (далее по тексту Ространсинспекция).
2.8. Общественные объединения потребителей.
2.9. Средства массовой информации.
2.10. Алтайская торгово-промышленная палата ( далее по тексту Алтайская ТПП).
3. Анализ состояния защиты прав потребителей в крае
3.1. Анализ сложившейся системы защиты прав потребителей.
За прошедшие 6 лет после принятия новой редакции Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в крае удалось не только создать систему защиты прав потребителей, но и обеспечить взаимодействие ее элементов в соответствии с возложенными на них Законом РФ "О защите прав потребителей" задачами.
Система государственной и общественной защиты потребителей в крае включает следующие органы:
- Администрация Алтайского края,
- Алтайское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации,
- территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг),
- органы местного самоуправления,
- общественные объединения потребителей.
Координация деятельности данной системы по реализации потребительской политики осуществляется Межведомственным Советом по делам потребителей при Алтайском территориальном управлении Государственного антимонопольного комитета РФ ( далее по тексту Межведомственный Совет по делам потребителей). Развитие совместной работы по защите прав потребителей заинтересованных органов обусловило выработку новых подходов к ее организации. Так, в 1996 году в крае принята краевая программа защиты прав потребителей на 1996-1997 годы, в которой был разработан комплекс практических мер, направленных на реализацию задач защиты прав потребителей с учетом местных условий, на основе согласованных усилий заинтересованных структур. Реализация программы дала положительные результаты.
Продолжается формирование структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления городов и районов края. На сегодняшний день из 78 районных и городских администраций в 42 (53,8%) вопросами защиты прав потребителей занимаются специалисты на постоянной профессиональной основе. В остальных администрациях защитой прав потребителей по совместительству занимаются сотрудники других структурных подразделений. Данный процесс не стоит на месте - в 1997 году освобожденных специалистов по защите прав потребителей было 36.
В крае развивается общественное потребительское движение, которое становится неотъемлемой частью системы защиты прав потребителей. На начало 1998 года в крае зарегистрировано 11 общественных объединений потребителей.
3.2. Анализ нормативно-правовой базы, необходимой для реализации системы защиты прав потребителей.
Развитие законодательной базы защиты прав потребителей осуществляется по следующим направлениям:
- предложение проектов и участие в разработке федеральных законов,
- приведение в соответствие с новой редакцией Закона РФ "О защите прав потребителей" нормативных актов, регулирующих отношения с участием потребителей при продаже отдельных видов товаров, выполнении работ, оказании услуг,
- совершенствование краевой нормативно-правовой базы по защите прав потребителей с учетом местной специфики, а также для решения первоочередных региональных задач.
На сегодняшний день Правительством Российской Федерации Администрацией Алтайского края принят ряд нормативных актов, регулирующих отношения на потребительском рынке (Приложение N 1). Однако, несмотря на предпринятые меры, до сих пор остро стоят проблемы урегулирования вопросов, касающихся обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг), оказания платных медицинских услуг, платных образовательных услуг, туризма и ряда других.
Развитие нормативной базы в сфере защиты прав потребителей в
Алтайском крае (1996 - 1997 гг.)
Сфера действия нормативного акта |
Постановления Администрации края |
Распоряжения Администрации края |
1. Торговля, всего |
33 |
30 |
в т.ч. |
|
|
- продовольственными товарами |
|
5 |
- алкогольной продукцией |
14 |
21 |
- овощами, фруктами, |
2 |
|
- непродовольственными товарами |
2 |
2 |
- на рынках, |
6 |
1 |
- обувью, |
1 |
|
- сложно-бытовой техникой |
1 |
|
- хлебопродуктами, |
1 |
1 |
- эротической, кино-видео продукцией, |
1 |
|
- нефтью и нефтепродуктами |
1 |
|
- продукцией производственнотехнического# назначения. |
4 |
|
2. Общественное питание |
1 |
|
3. Бытовые услуги |
1 |
|
4. Услуги естественных монополий |
|
1 |
5. Образование |
|
1 |
6. Меры по реализации законодательства о защите прав потребителей |
3 |
5 |
Итого: |
38 |
37 |
3.3. Судебная защита прав потребителей.
За 1996 - 1997 гг. в суды Алтайского края поступило 3306 заявлений, связанных с нарушением прав потребителей. Рассмотрено с вынесением решения 3368 исков, удовлетворено 3259. Взыскано сумм, включая моральный ущерб, 22294969 рублей.
При рассмотрении дел по защите прав потребителей возникают проблемы, присущие всей судебной системе: нарушение сроков рассмотрения дел, перенос судебных заседаний, сложности с проведением экспертиз. Это приводит не только к чрезмерным затратам усилий граждан, но и в ряде случаев позволяет ответчику избежать ответственности за нарушенные права потребителей.
Трудноразрешимой проблемой по-прежнему остается исполнение судебных решений. Основными причинами неисполнения решений судов являются отсутствие денежных средств на счетах ответчиков, ликвидация и банкротство должников, их "исчезновение". Недостаточно принимаются меры по обеспечению исков.
В настоящее время приняты федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Применение этих актов будет способствовать достижению задач судопроизводства по делам о защите прав потребителей.
3.4. Нарушения законодательства о защите прав потребителей в крае в отдельных секторах рынка потребительских товаров и услуг.
Практика государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что по прежнему# высокой остается доля нарушений в сфере торговли, которая имеет тенденцию к увеличению. В 1996 году в крае нарушения в этой сфере составили 57%, а в 1997 - 60%. На втором месте сфера коммунальных услуг - 25% от общего количества нарушений.
Бурный рост объемов новых для потребителей видов услуг, выход на рынок новых хозяйствующих субъектов, предоставляющих эти услуги, недостаточная законодательная урегулированность возникающих при этом правоотношений, повлекли рост числа нарушений при оказании туристических услуг (4%), платных медицинских услуг (5,6%), платных образовательных услуг (1%) и др.
Платные медицинские услуги являются составной частью медицинской помощи населению наряду с медицинскими услугами, оказываемых# в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования, и предоставляются медицинскими учреждениями различных форм собственности. Вся эта деятельность очень слабо регулируется федеральным законодательством. Происходит стихийное замещение бесплатных услуг платными, быстрая дифференциация медицинских услуг в зависимости от материального достатка пациентов, растет нелегальный медицинский бизнес. Увеличившийся объем платных медицинских услуг и слабая нормативно-правовая база повлекли за собой и увеличение количества нарушений прав потребителей, наиболее характерные из которых:
- отсутствие информации об исполнителе, видах оказываемых им услуг, их стоимости;
- отсутствие договоров;
- на оказание платных медицинских услуг;
- отсутствие документов, подтверждающих прием наличных денег;
- отсутствие гарантийных обязательств исполнителя.
По-прежнему остается актуальной защита прав потребителей коммунальных услуг.
Это во многом связано с проводимыми в стране экономическими реформами, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве, приватизацией жилых помещений, перестройкой системы договорных отношений, связанных с обслуживанием жилищного фонда. Наиболее распространены такие нарушения, как неисполнение сроков ремонта мест общего пользования (лестничных площадок, кровли и т.д.) и устройств для оказания коммунальных услуг, нарушение нормативов по срокам и качеству предоставления коммунальных услуг. Значительная часть проблем связана с отсутствием четко оформленных договорных отношений между организациями - исполнителями услуг и гражданами, являющимися нанимателями жилых помещений.
4. Конкретные направления работы по защите прав потребителей
4.1. Совершенствование работы структур, обеспечивающих реализацию законодательства о защите прав потребителей.
4.2. Организация правозащитной деятельности.
4.3. Организация контроля за безопасностью и качеством товаров, работ, услуг.
4.4. Пропагандистская деятельность в области защиты прав потребителей.
4.5. Развитие правового обучения потребителей.
4.6. Развитие информационной системы о нарушениях законодательства.
5. Основные мероприятия и сроки реализации программы
|
Раздел программы |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Развитие структур, обеспечивающих реализацию законодательства о защите прав потребителей |
1.1.Формирование при органах местного самоуправления самостоятельных служб по защите прав потребителей |
В течение все го периода |
Местные бюджеты |
Органы мест ного само управления городов и районов края |
|
1.2.Организация работы уполномоченных по защите прав потребителей при администрациях сел и поселков |
В течение всего периода |
Местные бюджеты |
Органы местного самоуправления городов и районов края |
|
1.3. Создание Межведомственных координационных советов по защите прав потребителей в городах и районах края |
1999 г. |
За счет средств исполни телей |
Органы местного самоуправления городов и районов края городские и районные организации, входящие в систему защиты прав потребителей |
|
1.4.Оказание методической и консультационной помощи (по направлениям работы п. 1-4) |
Постоянно |
За счет средств исполнителей |
Члены Межведомственного совета по делам потребителей |
2. Организация правозащитной деятельности |
2.1.Досудебная помощь в защите прав потребителей: -рассмотрение жалоб и обращений, -консультирование потребителей и хозяйствующих субъектов |
Постоянно |
За счет средств исполнителей |
АТУ ГАК РФ, Госторгинспекция, службы по защите прав потребителей при органах местного самоуправления общественные объединения потребителей, администрацция# края |
|
2.2.Судебная защита потребителей |
Постоянно |
За счет средств исполнителей |
Районные (городские) суды, службы по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, общественные объединения потребителей АТУ ГАК РФ. |
|
2.3.Совершенствование развитие законодательной и нормативно-правовой базы. |
|
За счет средств исполни телей |
Межведомственный Совет по делам потребителей |
|
- Закон Алтайского края "Об экспертизе качества товаров" |
19981999 г. |
. |
Алтайская ТПП |
|
- Краевые санитарные правила |
19982000 г. |
. |
ГЦСЭН |
|
- Перечень товаров, подлежащих гигиенической сертификации. |
1998 г. |
|
* * * |
|
- Перечень платных услуг, оказываемых санитарной службой края. |
1998 г. |
|
Администрация края ГЦСЭН. |
|
- Перечень импортных товаров, подлежащих гигиенической сертификации. |
1998 г. |
|
ГЦСЭН |
|
- Показатели подтверждения гигиенической сертификации, выданых ГСЭН по сертификации пищевых добавок,детского питания,парфюмерно-косметической продукции. |
19981999 гг |
|
* * * |
|
-Внесение замечаний, предложений к проекту федерального закона "О лицензировании" в части установления перечня видов деятельности по использованию и реализации пищевых продуктов, ввозимых на территорию объектов РФ из-за пределов РФ. |
19981999 г. |
. |
Лицензионная палата администрации края |
|
- Проект Закона Алтайского края о введедении# штрафных санкций за нарушение нормативных требований по содержанию, использованию и эксплуатации жилищного фонда. |
1998- |
|
Комитет администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству |
|
- Примерная форма договора на оказание коммунальных услуг гражданам. |
1999 г. |
|
Комитет администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству АТУ ГАК РФ. |
|
- Проект правил работы автозаправочных станций |
1999 г. |
|
Администрация края АТУ ГАК РФ. Госторгинспекция |
|
- Проект правил оказания услуг платными автостоянками |
1999 г. |
|
Ространсинспекция, Нефтинспекция |
|
- Анализ краевой нормативно-правовой базы по защите прав потребителей в сфере торговли и платных услуг |
19982000 гг |
|
Администрация края, Межведомственный Совет по делам пот ребителей. |
3. Организация контроля за безопасностью и качеством товаров соблюдения законодательства о защите прав потребителей |
3.1.Создание базы данных об опасных для здоровья, жизни и имущества потребителей товарах, работах, услуг или завозимых в край |
19982000 г.г |
За счет средств исполнителей |
Межведомственный Совет по делам потребителей |
|
3.2.Создание и развитие испытательных лабораторий по следующим направлениям |
19992000 г.г |
За счет средств исполнителя |
АЦСМиС |
|
- мебель, тара, стройматериалы и конструкции на основе дерева, |
|
|
|
|
- электрооборудование |
|
|
|
|
3.3.Проведение комплексных проверок по соблюдению законодательства о защите прав потребителей в сфере |
19982000 г.г |
За счет средств исполнителя |
Члены Межведомственного Совета по делам потребителей |
|
- жилищно-коммунальных услуг, |
|
|
|
|
- платных образовательных услуг, |
|
|
|
|
-платных медицинских услуг, |
|
|
|
|
- торговли, |
|
|
|
|
- качества и безопасности с/х сырья и продовольствия, |
|
|
|
|
-транспортных услуг, |
|
|
|
|
-ремонта и технического обслуживания транспортных средств |
|
|
|
|
- прочих по мере возникновения проблем |
|
|
|
4. Пропагандистская деятельность |
4.1.Подготовка материалов для средств массовой информации по потребительской тематике, участие в телерадиопрограммах |
Постоянно |
|
Члены Межведомственного Совета по делам потребителей службы по защите прав потребителей при органах местного самоуправления |
|
4.2. Информирование населения через средства массовой информации об опасных и не доброкачественных# товарах и услугах |
По мере необходимости |
|
Межведомственный Совет по делам потребителей |
|
4.3.Проведение Международного Дня защиты прав потребителей |
199819992000 г.г |
|
Межведомственный Совет по делам потребителей |
|
4.4.Издание самоучителя разумного потребительского поведения "Библиотечка потребителя" 12 номеров по 1000 экз. |
1999 г. |
За счет средств исполнителя |
Барнаульское городское общество потребителей |
5. Организация правового обучения |
5.1.Подготовка и издание учебника для учащихся 9-11классов "Управление и правовое регулирование защиты интересов потребителей в Алтайском крае" |
19981999 гг |
За счет средств исполнителя |
Комитет администрации края по образованию |
|
5.2.Подготовка и издание комплекта учебных пособий, видеофильмов для учителей и преподавателей учреждений образования края по основам потребительских знаний. |
19981999 г.г |
|
* * * |
|
5.3. Проведение школьных, районных, краевых олимпиад школьников по основам потребительских знаний |
Ежегодно |
|
Комитет администрации края по образованию Межведомственный Совет по делам потребителей |
|
5.4.Организация летней школы для учащихся по курсу "Человек и общество" |
Ежегодно |
|
Комитет администрации края по образованию |
|
5.5.Подготовка и переподготовка преподавателей по курсу "Основы потребительских знаний". |
19992000 г.г |
За счет средств исполнителя |
Барнаульское городское общество потребителей. |
|
5.6. Преподавание курса "Основы потребительских знаний" в общеобразовательных частных школах. |
19992000 г.г |
За счет средств обучающихся |
Барнаульское городское общество потребителей. |
|
5.7. Повышение квалификации работников торговли и сферы услуг по законодательству о защите прав потребителей |
19982000 гг |
За счет средств |
Члены Межведомственного Совета по делам потребителей Администрация края Барнаульское городское общество потребителей. |
6. Контроль за ходом выполнения программы
Контроль за выполнением программы осуществляется Межведомственным Советом по делам потребителей.
Информация о результатах программы ежеквартально обсуждается на заседаниях Межведомственного Совета по делам потребителей, в случае необходимости вносятся дополнительные корректировки.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Развитие необходимой нормативно-правовой базы, усиление социальной защищенности населения, повышение правовой грамотности, усиление влияния потребителей на формирование отдельных секторов потребительского рынка.
Заключение
Реализация данной программы позволит определить конкретные текущие и перспективные задачи по реализации потребительской политики в увязке с социально-экономическим развитием края в целом, четко обозначить роль всех ветвей системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозировать результаты на состояние защиты прав потребителей в крае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 28 октября 1998 г. N 667 "Об утверждении краевой Программы защиты прав потребителей на 1998 - 2000 гг."
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 13 ноября 1998 г. N 252-253, Сборнике законодательства Алтайского края, октябрь 1998 г. N 30(50), стр.101
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 мая 2002 г. N 282 настоящее Постановление признано утратившим силу