Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
администрации края
от 20 марта 1997 г. N 169
Конкурсные условия
для участия в СЭЗ "Алтай" хозяйствующих субъектов, зарегистрированных
на территории Алтайского края в качестве юридического
лица до 1 января 1997 года
3 сентября 1997 г.
I. Общие положения
Одной из перспективных организационных форм участия юридического лица в международных хозяйственных связях в современных условиях является их деятельность на территории свободных экономических зон (СЭЗ) с участием российских и иностранных организаций, предприятий и фирм.
Участникам зоны предоставляются различного рода налоговые льготы - вплоть до полного освобождения от налоговых платежей. В соответствии с действующей в Российской Федерации нормативной практикой масштабы и сроки освобождения от федеральных налогов регулируются специальными решениями Правительства России в рамках, установленных российским законодательством. Освобождение участников зоны от местных налогов определяется краевым Законодательным Собранием и представительными органами местного самоуправления.
При проведении экономического анализа эффективности деятельности юридического лица в качестве участника СЭЗ необходимо решить две основные задачи.
Во-первых, получить достаточно убедительные данные об общей эффективности развития потенциального участника СЭЗ, подтвержденные соответствующими расчетами и обоснованиями.
Во-вторых, сделать полученную информацию доходчивой и убедительной для региональных органов управления, которые, прежде чем предоставить льготный режим, должны поверить в представленную им информацию, убедиться в правильности проведенных расчетов и полученных выводов.
Расчет показателей эффективности предоставления налоговых льгот целесообразно выполнить применительно к среднесрочному прогнозу экономического развития на 5 лет, а также на долгосрочный период (10 - 15 лет).
При проведении экономического анализа участия юридического лица в СЭЗ важно руководствоваться следующими принципами:
во-первых, рассматриваемый хозяйствующий субъект должен обеспечить: - окупаемость в пределах приемлемого срока предоставленных СЭЗ льгот по налогообложению;
- поступление в установленное время в бюджеты всех уровней налоговых платежей, по своему размеру вначале компенсирующих, а затем и превышающих потери, понесенные соответствующими бюджетами в результате предоставленных СЭЗ налоговых льгот за счет возрастания общей массы налоговых поступлений;
- получение прибыли в размере, обеспечивающем юридическому лицу рентабельность не ниже приемлемого уровня (равного хотя бы величине банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам).
Во-вторых, общий методический подход к расчету экономических показателей состоит в определении доходов и расходов, связанных с участием в СЭЗ в условиях предоставления юридическому лицу исключительных налоговых льгот, и определении времени, когда будут достигнуты заданные объемы доходов и расходов.
В-третьих, важной особенностью расчета показателей экономической эффективности объекта экономического анализа является то, что экономические показатели СЭЗ должны существенно различаться по годам расчетного периода, ибо только при динамичном и всеускоряющемся развитии становится целесообразным участие в СЭЗ.
II. Аналитические оценочные показатели
Система экономических показателей оценки эффективности предоставления налоговых льгот
Состав показателей:
1. Абсолютный (интегральный) доход.
2. Сроки выхода на безубыточность.
3. Сроки окупаемости льготного налогообложения.
4. Внутренняя норма прибыли.
5. Рентабельность предоставления налоговых льгот.
6. Валютная самоокупаемость.
Оценка источников финансирования и движения финансовых средств Для успеха реализации решения об участии в СЭЗ большое значение имеет глубина проработки следующих вопросов в динамике.
1. Привлечение отечественного капитала:
1.1. Инвестиционные ресурсы участника СЭЗ.
1.2. Местные источники финансирования, в том числе беспроцентный кредит, льготный кредит, выпуск акций, выпуск займа и т.п.
1.3. Бюджетное финансирование с расшифровкой по видам бюджетов и по статьям их расходной части.
2. Привлечение зарубежного капитала:
2.1. Ликвидные залоги, гарантии; сроки возвратности и источники погашения заемных средств.
2.2. Портфель инвестиций (оборудование, технология, патенты, лицензии, ноу-хау).
2.3. Лизинг.
3. Доходы:
3.1. Выручка от реализации продукции и услуг.
3.2. Доходы от хранения средств в банке.
3.3. Прочие поступления и доходы.
4. Расходы:
4.1. Текущие расходы.
4.2. Выплаты кредитов и погашение процентов по кредитам и займам.
4.3. Выплата дивидендов по акциям.
4.4. Инвестирование программы развития предприятия. Оценка инфраструктуры В процессе оценки эффективности участия в СЭЗ важно иметь комплексную оценку собственности инфраструктуры. В целях систематизации анализируемой информации, обеспечения единства в подходе и лучшей организации работы экспертов, а также получения комплексной оценки представляется важным вначале оценить отдельные элементы инфраструктуры:
1. Энерго- и ресурсообеспечение (электроэнергия, вода, газ, тепло, местное сырье и материалы и т.п.).
2. Транспорт.
3. Складская инфраструктура (крытые и открытые склады, терминалы, специально оборудованные площадки, топливохранилища и т.п.).
4. Социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, культура и т.п.).
5. Коммунально- и жилищно-бытовая инфраструктура (жилые дома, детские сады и т.п.).
6. Производственная инфраструктура.
7. Рабочая сила: рабочие, служащие, специалисты.
8. Финансово-кредитная инфраструктура. Оценка по каждому виду инфраструктуры, в названном перечне, должна осуществляться с учетом:
- характеристики имеющихся мощностей (производительности, пропускной способности, качества и т.д.), включая резервы и определения стоимости увеличения этих мощностей;
- стоимость имеющейся инфраструктуры;
- квалификация и численность обслуживающего персонала и возможности ее увеличения.
Особое внимание следует обратить на наличие резервных мощностей, а также на возможности и стоимость увеличения мощностей по соответствующим видам инфраструктуры. При этом особо должны быть рассчитаны сопутствующие и сопряженные затраты.
Таким образом, методически оценка инфраструктуры осуществляется путем оценки:
1. Наличия тех или иных элементов инфраструктуры и определения их достаточности для деятельности объекта экономического анализа и определения стоимостной оценки имеющихся мощностей по инфраструктуре.
2. Затрат на обеспечение необходимых дополнительных мощностей.
3. Сопутствующих и сопряженных затрат.
III. Требования к составлению технико-экономического
обоснования участия в СЭЗ
Данный документ предназначен для специалистов, осуществляющих разработку технико-экономических обоснований (ТЭО). В нем содержатся типовые требования к составу и содержанию ТЭО.
1. Технико-экономическое обоснование участия юридического лица в свободной экономической зоне должно включать следующие разделы:
I. Постановка проблемы и цели участия в свободной экономической зоне.
II. Предпосылки для участия в СЭЗ.
III.Экономическая характеристика участника СЭЗ.
IV. Перспективы и программа развития предприятия.
V. Ресурсы, необходимые для деятельности предприятия.
VI. Оценка эффективности участия в СЭЗ.
2. В разделе "Постановка проблемы и цели участия в свободной экономической зоне" должны быть:
- даны комментарии о состоянии данного участника;
- определены предполагаемые основные направления развития;
- сформулирована основная цель участия в СЭЗ, которая должна быть конкретизирована подцелями, связанными с реализацией основных направлений развития. Как основная цель, так и подцели должны быть увязаны с традиционными целями деятельности участника, такими как: повышение научного потенциала, использование зарубежного опыта, создание рабочих мест, повышение квалификации и т.п.;
- определены основные задачи, решение которых даст конкретные результаты как для самого участника, так и для региона в целом, и, в конечном счете, приведет к достижению целей участия в СЭЗ.
3. В раздел "Предпосылки для участия в СЭЗ" должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы показать целесообразность участия в СЭЗ и наличие условий для реализации этой задачи.
В соответствии с этим раздел прежде всего должен содержать экономическую характеристику участника. Такая характеристика должна отражать как оценку состояния экономики, так и тенденции ее изменения в ближайшей перспективе.
Наибольший акцент должен быть сделан на тех экономических характеристиках, которые могут рассматриваться как положительные предпосылки для развития данного участника. К таким характеристикам относятся:
- возможности в развитии экспортного потенциала;
- опыт работы на международном уровне;
- обеспеченность квалифицированными кадрами и достаточное их количество.
Экономические характеристики должны содержать данные, отражающие:
- наименование производимой продукции;
- объем производства (в натуральном и стоимостном выражении);
- количество рабочих мест;
- численность работающих;
- среднюю заработную плату;
- стоимость основных фондов и их износ;
- прибыль;
- характеристику технического уровня производств.
Характеристики социального развития и инфраструктуры участника СЭЗ должны содержать перечень всех объектов, образующих эту инфраструктуру. При этом объекты инфраструктуры должны быть сгруппированы по ее элементам, таким как:
- социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, культура, жилье и т.п.);
- транспортно-складская инфраструктура (автодороги, железные дороги, трубопроводы, склады и т.п.);
- ремонтно-вспомогательная инфраструктура (ремонтные мастерские и т.п.).
По каждому из объектов, включенных в названный перечень, должны быть представлены:
- характеристика мощности (производительности, пропускной способности);
- стоимость элемента инфраструктуры;
- численность обслуживающего персонала;
- оценка стоимости производимых работ (услуг).
Все вышеперечисленные характеристики должны дать достаточно полное представление об участнике СЭЗ и содержать всю необходимую информацию. Само же обоснование должно заключаться в сопоставлении целей и задач участия в СЭЗ с теми экономическими, инфраструктурными условиями, которые имеются на данном предприятии.
4. Раздел "Перспективы и программа участия в СЭЗ" должен содержать информацию о предполагаемом участнике и перспективах его развития. При этом указанные перспективы должны прогнозироваться и оцениваться с учетом тех преимуществ социально-экономического развития предприятий, которые возникают в связи с введением особых экономических условий функционирования СЭЗ и, прежде всего, льготных таможенного и налогового режимов, предоставления налоговых и иных льготных кредитов.
Для каждого участника СЭЗ должны быть представлены следующие данные:
А. Для участников, уже имеющих имущество (объект, сооружение и т.п.) на территории СЭЗ:
- месторасположение на территории СЭЗ;
- занимаемая площадь;
- стоимость имущества;
- номенклатура и объем уже действующего производства;
- номенклатура и объем нового производства;
- потребность в инвестициях;
- себестоимость производства;
- прибыль.
Указанные данные должны быть представлены в динамике по годам от момента регистрации предприятия в качестве участника СЭЗ. Если для развития участника требуются инвестиции, то должны быть указаны возможные источники их получения.
Б. Для участников, осуществляющих свое развитие на базе нового строительства в пределах СЭЗ, должны быть представлены данные, аналогичные вышеперечисленным, при условии, если эти данные получены исходя из проектных характеристик.
При этом все данные о номенклатуре и объемах производства должны быть подкреплены маркетинговыми исследованиями с обоснованием наличия спроса на соответствующую продукцию (работы, услуги) как на территории СЭЗ, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.
На основе данных развития отдельных участников зоны должны быть сформированы данные, характеризующие общий рост производства в зоне и развитие ее экономики, такие, как:
- общий объем производства;
- стоимость основных фондов;
- фонд заработной платы;
- прибыль;
- объем налоговых поступлений с выделением доли, остающейся в распоряжении СЭЗ, в том числе в счет налогового кредита;
- общая потребность в инвестициях с распределением по возможным источникам их получения;
- и т.д. Помимо данных о развитии производства в разделе должна быть представлена и программа развития инфраструктуры участника с указанием конкретных, наиболее важных объектов, их стоимости, сроков, этапов и источников получения средств для их создания. Особое внимание на программу развития инфраструктуры должно обращаться при разработке ТЭО.
5. В разделе "Ресурсы, необходимые для участия в СЭЗ" должны быть представлены данные, показывающие возможность обеспечения потребности в финансовых и других ресурсах, выявленной при формировании программы развития участника, за счет всех потенциальных источников покрытия этой потребности. В качестве таких источников могут рассматриваться:
- средства налогового кредита;
- иностранные инвестиции;
- инвестиции российских юридических лиц;
- средства государственной поддержки;
- привлечение средств населения за счет выпуска ценных бумаг;
- другие источники законного привлечения средств. Согласование всех возможных источников с потребностями в инвестициях должно осуществляться на основе разработки соответствующих балансов финансовых и иных ресурсов, необходимых для развития данного участника. При этом такие балансы должны разрабатываться по отдельным направлениям развития, а при необходимости даже по конкретным резидентам, в динамике по годам.
6. В разделе "Оценка эффективности участия в СЭЗ" должна быть дана общая оценка эффективности такого участия, которая определяется, исходя из соотношения между дисконтированными затратами (ресурсами), направляемыми на становление и развитие участника, и результатами его функционирования. При этом специально оценивается соотношение между затратами, возникающими вследствие введения особых условий деятельности, и выгодами, получаемыми от его работы на региональном и муниципальном уровнях с учетом условий и порядка компенсаций этих затрат.
Общая оценка эффективности деятельности участника должна сопровождаться данными об отдельных видах эффектов, полученных в результате такой работы как:
- решение социальных задач (строительство жилья и объектов соцкультбыта, повышение заработной платы, улучшение медицинского обслуживания, новые виды услуг и т.п.);
- создание дополнительных рабочих мест;
- повышение квалификации специалистов, работающих на предприятии;
- другие результаты.
Помимо этого должны быть предоставлены данные о сроках окупаемости инвестиций, а также сроках погашения налогового и других кредитов, используемых для развития предприятия.
IV. Порядок прохождения документов
Для приема к рассмотрению конкурсной комиссией документов по участию юридического лица в свободной экономической зоне предусматривается следующий порядок их подготовки и прохождения:
1. Принятие решения органа местного самоуправления, в котором признается необходимость и целесообразность участия данного юридического лица, одобряется технико-экономическое обоснование и программа развития предполагаемого участника СЭЗ "Алтай".
2. Администрация СЭЗ "Алтай" направляет документы для заключения в Главное управление экономики и инвестиций Администрации края.
3. Главное управление экономики и инвестиций вырабатывает окончательное заключение и передает его в конкурсную комиссию при Администрации Алтайского края, которая принимает решение об участии данного юридического лица в качестве участника СЭЗ.
4. Все заключения по прохождению документов в каждой инстанции проводятся в недельный срок, максимальный срок рассмотрения документов для вынесения окончательного решения не должен превышать календарного месяца с момента регистрации в первой инстанции.
Постановлением Администрации Алтайского края от 3 сентября 1997 г. N 530 пункт 5 раздела IV приложения 1 изложен в новой редакции
5. Конкурсная комиссия рассматривает документы не реже одного раза в месяц.
6. Рассмотрение документов потенциальных участников СЭЗ "Алтай" оформляется протоколом и соответствующим решением конкурсной комиссии.
7. Состав конкурсной комиссии утверждается ежегодно Администрацией края по предложению Главного управления экономики и инвестициям Администрации края.
Начальник общего отдела
Администрации Алтайского края |
В.H.Кутищев |
<< Назад |
Приложение >> N 2. Правила регистрации участников СЭЗ "Алтай" |
|
Содержание Постановление Администрации Алтайского края от 20 марта 1997 г. N 169 "Об организационных мерах по реализации закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.