Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Термины и определения
Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
1. Административный объект - здания, строения (в том числе некапитальные) и нежилые помещения делового, административного, финансового, религиозного и иного не связанного с производством назначения, за исключением объектов социальной сферы.
2. Благоустройство территории - комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по содержанию территории городского поселения, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского поселения.
3. Внутриквартальный проезд - территория, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов от магистральных улиц к жилым зданиям (их группам), организациям и другим объектам застройки внутри квартала, микрорайона или иных элементов планировочной структуры городского поселения.
4. Газон - земельный участок в пределах границ населенного пункта городского поселения с искусственным или естественным травяным (дерновым) покровом, сформированным из различных трав, преимущественно многолетних видов семейства злаки. К газонам приравниваются участки, на которых растительность частично или полностью утрачена, но должна и может быть восстановлена для возвращения участку функции газона.
5. Жилищно-эксплуатационная организация - управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, либо в случае если в договоре на управление многоквартирным домом отсутствует обязанность управляющей организации по содержанию придомовой территории и расположенных на ней элементов озеленения и благоустройства - иная организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая в соответствии с заключенным с собственниками помещений в многоквартирном доме договором на оказание услуг по содержанию придомовой территории и расположенных на ней элементов озеленения и благоустройства.
6. Зеленые насаждения - совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности естественного и искусственного происхождения на определенной территории (включая парки, скверы, газоны, цветники и т.д.), а также отдельно стоящие деревья, кустарники и другие насаждения.
7. Земляные работы - комплекс работ, включающих выемку (разработку) грунта, его перемещение и укладку в определенное место (в том числе с разравниванием и уплотнением грунта), в процессе производства, которых повреждается почвенный слой, иное покрытие земной поверхности и (или) иные элементы благоустройства, осуществляемый на основании специального письменного разрешения в соответствии с требованиями настоящих Правил.
8. Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
9. Малые архитектурные формы - элементы декоративного оформления и коммунально-технического обустройства территорий населенного пункта городского поселения, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в области торговли и общественного питания.
10. Объекты благоустройства - территории населенного пункта городского поселения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: автодороги, улицы, тротуары, скверы, внутриквартальные территории, места отдыха жителей, автостоянки, гаражи, автозаправочные станции, специально оборудованные площадки (детские, спортивные, для выгула собак и т.п.), прилегающие к ним территории, витрины, вывески, объекты монументально-декоративного искусства, малые архитектурные формы и другие объекты благоустройства на территории населенного пункта городского поселения.
11. Объекты социальной сферы - здания, строения (в том числе некапитальные) и нежилые помещения, занимаемые учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта, лечебно-профилактическими учреждениями.
12. Объекты торговли, общественного питания - магазины, торговые павильоны, рестораны, кафе, бары, столовые и т.п. (за исключением розничных рынков и ярмарок).
13. Ограждение территории - вертикальная конструкция, сопряженная с земной поверхностью, предназначенная для выполнения декоративной, защитной либо декоративно-защитной функции воспрепятствования свободному доступу к объектам благоустройства и их отдельным элементам. Требования к устанавливаемым на территории населенного пункта городского поселения ограждениям определяются муниципальными правовыми актами администрации городского поселения.
14. Озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации, обеспечивающий формирование среды населенного пункта городского поселения с активным использованием зеленых насаждений, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории населенного пункта городского поселения.
15. Порубочные остатки - пни, стволы, корни, ветки, полученные в результате подрезки, вырубки (сноса) деревьев и кустарников.
16. Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимого имущества.
17. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области в соответствии с порядком, установленным Законом Костромской области от 16 июля 2018 года N 420-6-ЗКО "О содержании правил благоустройства территории муниципального образования Костромской области и порядке определения границ прилегающих территорий".
18. Смет - грунтовые наносы, пыль, опавшие листья, мелкий мусор.
19. Разукомплектованное транспортное средство - транспортное средство, отвечающее признакам, предусмотренным положениями Кодекса Костромской области об административных правонарушениях.
20. Специализированная организация - организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая (осуществляющий) на постоянной основе деятельность по сбору и вывозу твердых коммунальных и промышленных отходов, смета, снега и льда на территории городского поселения.
21. Субъекты благоустройства - лица (в том числе публичные образования, от имени которых действуют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления), обязанные осуществлять благоустройство территории населенных пунктов городского поселения.
22. Территория индивидуального жилого дома - земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом с элементами озеленения, иными зданиями, строениями, сооружениями (в том числе некапитальными) независимо от наличия установленных искусственных ограждений.
23. Территория общего пользования - территории населенного пункта городского поселения, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
24. Уборка территории - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места смета, отходов производства и потребления, другого мусора, снега, льда.
25. Фасад - наружная (лицевая) сторона здания, сооружения. Различают главный, боковой, задний фасады. Фасады делятся на уличный и дворовый.
26. Элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, используемые как составные части благоустройства, в том числе:
26.1. малые архитектурные формы;
26.2. ограждения территории;
26.3. объекты санитарной очистки территории (контейнеры и иные накопительные емкости, предназначенные для сбора (накопления) отходов; контейнерные площадки, площадки сбора крупногабаритных отходов; специализированные площадки для складирования снега и льда (снежные отвалы, сухие снежные свалки);
26.4. площадки (для игр детей, отдыха взрослых, занятий спортом, выгула и дрессировки собак, стоянок транспортных средств, хозяйственные площадки);
26.5. игровое и спортивное оборудование, не являющееся объектами капитального строительства и размещаемое на соответствующих площадках;
26.6. озеленение и отдельные зеленые насаждения, за исключением озелененных территорий и зеленых насаждений, режим эксплуатации которых определяется действующим федеральным законодательством;
26.7. осветительное оборудование для целей функционального, архитектурного и информационного освещения;
26.8. некапитальные нестационарные объекты;
26.9. иные составные части благоустройства, предусмотренные в качестве таковых действующим законодательством и муниципальными правовыми актами городского поселения.
Применяемые в настоящих Правилах понятия, не указанные в настоящем разделе, используются в значениях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области, отдельными положениями настоящих Правил и отдельными муниципальными правовыми актами городского поселения.
Статья 3. Объекты и субъекты благоустройства
1. Объектами благоустройства территории городского поселения являются:
1.1. земельные участки (земли) находящиеся в собственности или ином законном владении Российской Федерации, Костромской области, городского поселения, иных публичных образований, не предоставленные в установленном законодательством порядке на предусмотренном законом праве юридическим и физическим лицам, занятые объектами, находящимися в собственности Российской Федерации, Костромской области, городского поселения, иных публичных образований;
1.2. земельные участки (земли), находящиеся в собственности или ином законном владении юридических и физических лиц;
1.3. прилегающие территории;
1.4. иные территории, предусмотренные настоящими Правилами.
2. Субъектами благоустройства территории городского поселения являются:
2.1. Российская Федерация, Костромская область в лице уполномоченных исполнительных органов государственной власти;
2.2. городское поселение в лице уполномоченных органов местного самоуправления;
2.3. физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели);
2.4. юридические лица.
3. Организация благоустройства объектов благоустройства возлагается на собственников (иных законных владельцев) объектов благоустройства и (или) уполномоченных ими в установленном действующим законодательством порядке лиц.
Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица независимо от организационно-правовых форм осуществляют благоустройство принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами.
Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица независимо от организационно-правовых форм, владеющие на праве собственности или ином законном праве зданиями (помещениями в них), строениями, сооружениями, некапитальными нестационарными объектами в случаях, предусмотренных федеральными законами или договорами (соглашениями), осуществляют благоустройство прилегающих к таким объектам территорий, в соответствии с настоящими Правилами. Порядок участия физических и юридических лиц в благоустройстве прилегающих территорий определяется настоящими Правилами.
4. В случае если объект благоустройства принадлежит на праве собственности либо ином законном основании двум и более лицам, то такие лица осуществляют деятельность по благоустройству объекта совместно. Порядок исполнения данной обязанности определяется указанными лицами в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Статья 4. Формы и механизмы общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды
1. Задачи, эффективность и формы общественного участия.
1.1. вовлеченность в принятие решений и реализацию проектов, реальный учет мнения всех участников деятельности по благоустройству, повышает их удовлетворенность городской средой, формирует положительный эмоциональный фон, ведет к повышению субъективного восприятия качества жизни (реализуя базовую потребность человека быть услышанным, влиять на происходящее в его среде жизни);
1.2. участие в развитии городской среды создает новые возможности для общения, творчества и повышает субъективное восприятие качества жизни (реализуя базовую потребность в сопричастности, потребность принадлежности к целому). Важно, чтобы физическая и социальная среда, и культура подчеркивали общность и личную ответственность, стимулировали общение жителей по вопросам повседневной жизни, совместному решению задач, созданию новых идей, некоммерческих и коммерческих проектов;
1.3. общественное участие на этапе планирования и проектирования снижает количество и глубину несогласованностей, противоречий и конфликтов, снижает возможные затраты по их разрешению, повышает согласованность и доверие между органами государственной и муниципальной власти и жителями муниципального образования, формирует лояльность со стороны населения;
1.4. приглашение со стороны органов власти к участию в развитии территории местных профессионалов, активных жителей, представителей сообществ и различных объединений и организаций (далее - заинтересованные лица) содействует развитию местных кадров, предоставляет новые возможности для повышения социальной связанности, развивает социальный капитал муниципального образования и способствует учету различных мнений, объективному повышению качества решений;
2. Основные решения.
2.1. формирование новых общественных институтов, обеспечивающих максимально эффективное представление интересов и включение способностей и ресурсов всех заинтересованных лиц в процесс развития территории;
2.2. разработка внутренних правил, регулирующих процесс общественного участия;
2.3. применение технологий, которые позволяют совмещать разнообразие мнений и интересов с необходимостью принимать максимально эффективные рациональные решения, в том числе в условиях нехватки временных ресурсов, технической сложности решаемых задач и отсутствия достаточной глубины специальных знаний у заинтересованных лиц;
2.4. в целях обеспечения широкого участия всех заинтересованных лиц и оптимального сочетания общественных интересов и пожеланий, профессиональной экспертизы, рекомендуется провести следующие процедуры:
1 этап: максимизация общественного участия на этапе выявления общественного запроса, формулировки движущих ценностей и определения целей рассматриваемого проекта;
2 этап: совмещение общественного участия и профессиональной экспертизы в выработке альтернативных концепций решения задачи, в том числе с использованием механизма проектных семинаров и открытых конкурсов;
3 этап: рассмотрение созданных вариантов с вовлечением всех заинтересованных лиц, имеющих отношение к данной территории и данному вопросу;
4 этап: передача выбранной концепции на доработку специалистам, вновь и рассмотрение финального решения, в том числе усиление его эффективности и привлекательности с участием всех заинтересованных лиц.
2.4.1. Все формы общественного участия целесообразно направлять на наиболее полное включение всех заинтересованных лиц, на выявление их интересов и ценностей, их отражение в проектировании любых изменений в муниципальном образовании, на достижение согласия по целям и планам реализации проектов, на мобилизацию и объединение всех заинтересованных лиц вокруг проектов, реализующих стратегию развития территории муниципального образования.
2.4.2. Открытое обсуждение проектов благоустройства территорий рекомендуется организовывать на этапе формулирования задач проекта и по итогам каждого из этапов проектирования.
2.4.3. Все решения, касающиеся благоустройства и развития территорий, рекомендуется принимать открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующих территорий и иных заинтересованных лиц.
2.4.4. Для повышения уровня доступности информации и информирования населения и заинтересованных лиц о задачах и проектах в сфере благоустройства и комплексного развития городской среды рекомендуется создать (использовать существующий) интерактивный портал в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), предоставляющий наиболее полную и актуальную информацию в данной сфере - организованную и представленную максимально понятным образом для пользователей портала.
2.4.5. Рекомендуется разместить в свободном доступе в сети Интернет основную проектную и конкурсную документацию, а также видеозапись публичных обсуждений проектов благоустройства. Кроме того, рекомендуется предоставить возможность публичного комментирования и обсуждения материалов проектов.
3. Формы общественного участия.
3.1. Для осуществления участия граждан и иных заинтересованных лиц в процессе принятия решений и реализации проектов комплексного благоустройства рекомендуется использовать следующие формы:
3.1.1. совместное определение целей и задач по развитию территории, инвентаризация проблем и потенциалов среды;
3.1.2. определение основных видов активностей, функциональных зон общественных пространств, под которыми в целях настоящих рекомендаций понимаются части территории муниципальных образований, для которых определены границы и преимущественный вид деятельности (функция), для которой предназначена данная часть территории, и их взаимного расположения на выбранной территории. При этом возможно определение нескольких преимущественных видов деятельности для одной и той же функциональной зоны (многофункциональные зоны);
3.1.3. обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов;
3.1.4. консультации в выборе типов покрытий, с учетом функционального зонирования территории;
3.1.5. консультации по предполагаемым типам озеленения;
3.1.6. консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования;
3.1.7. участие в разработке проекта, обсуждение решений с архитекторами, ландшафтными архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами;
3.1.8. одобрение проектных решений участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей, собственников соседних территорий и других заинтересованных лиц;
3.1.9. осуществление общественного контроля над процессом реализации проекта (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта);
3.1.10. осуществление общественного контроля над процессом эксплуатации территории (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, региональных центров общественного контроля, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта для проведения регулярной оценки эксплуатации территории).
3.2. При реализации проектов рекомендуется информировать общественность о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе.
3.3. Информирование может осуществляться путем:
3.3.1. создания единого информационного интернет-ресурса (сайта или приложения) который будет решать задачи по сбору информации, обеспечению "онлайн" участия и регулярном информировании о ходе проекта, с публикацией фото, видео и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений;
3.3.2. работы с местными средствами массовой информации, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта;
3.3.3. вывешивания афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту (дворовой территории, общественной территории), а также на специальных стендах на самом объекте; в наиболее посещаемых местах (общественные и торгово-развлекательные центры, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территорией или на ней (поликлиники, дома культуры, библиотеки, спортивные центры), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах);
3.3.4. информирования местных жителей через школы и детские сады, в том числе школьные проекты: организация конкурса рисунков, сборы пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашения для родителей учащихся;
3.3.5. индивидуальных приглашений участников встречи лично, по электронной почте или по телефону;
3.3.6. установки интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора небольших анкет, установка стендов с генпланом территории для проведения картирования и сбора пожеланий в центрах общественной жизни и местах пребывания большого количества людей;
3.3.7. использование социальных сетей и интернет-ресурсов для обеспечения донесения информации до различных общественных объединений и профессиональных сообществ;
3.3.8. установки специальных информационных стендов в местах с большой проходимостью, на территории самого объекта проектирования (дворовой территории, общественной территории). Стенды могут работать как для сбора анкет, информации и обратной связи, так и в качестве площадок для обнародования всех этапов процесса проектирования и отчетов по итогам проведения общественных обсуждений.
4. Механизмы общественного участия.
4.1. Обсуждение проектов рекомендуется проводить в интерактивном формате с использованием широкого набора инструментов для вовлечения и обеспечения участия и современных групповых методов работы, а также всеми способами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
4.2. Рекомендуется использовать следующие инструменты: анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками и студентами, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), проведение оценки эксплуатации территории.
4.3. На каждом этапе проектирования рекомендуется выбирать наиболее подходящие для конкретной ситуации механизмы, наиболее простые и понятные для всех заинтересованных в проекте сторон.
4.4. Для проведения общественных обсуждений рекомендуется выбирать хорошо известные людям общественные и культурные центры (дом культуры, школы, молодежные и культурные центры), находящиеся в зоне хорошей транспортной доступности, расположенные по соседству с объектом проектирования.
4.5. По итогам встреч, проектных семинаров, воркшопов, дизайн-игр и любых других форматов общественных обсуждений рекомендуется сформировать отчет, а также видеозапись самого мероприятия, и выложить в публичный доступ как на информационных ресурсах проекта, так и на официальном сайте органа местного самоуправления для того, чтобы граждане могли отслеживать процесс развития проекта, а также комментировать и включаться в этот процесс на любом этапе.
4.6. Для обеспечения квалифицированного участия целесообразно заблаговременно до проведения самого общественного обсуждения публиковать достоверную и актуальную информацию о проекте, результатах предпроектного исследования, а также сам проект.
4.7. Общественный контроль является одним из механизмов общественного участия.
4.8. Рекомендуется создавать условия для проведения общественного контроля в области благоустройства, в том числе в рамках организации деятельности интерактивных порталов в сети Интернет.
4.9. Общественный контроль в области благоустройства осуществляется любыми заинтересованными физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием технических средств для фото-, видеофиксации, а также интерактивных порталов в сети Интернет. Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в области благоустройства направляется для принятия мер в уполномоченный орган исполнительной власти города и (или) на интерактивный портал в сети Интернет.
4.10. Общественный контроль в области благоустройства осуществляется с учетом положений законов и иных нормативных правовых актов об обеспечении открытости информации и общественном контроле в области благоустройства, жилищных и коммунальных услуг.
5. Участие лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в реализации комплексных проектов по благоустройству и созданию комфортной городской среды.
5.1. Создание комфортной городской среды рекомендуется в том числе направлять на повышение привлекательности муниципального образования для частных инвесторов с целью создания новых предприятий и рабочих мест. Реализацию комплексных проектов по благоустройству и созданию комфортной городской среды рекомендуется осуществлять с учетом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе с привлечением их к участию.
5.2. Участие лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в реализации комплексных проектов благоустройства может заключаться:
5.2.1. в создании и предоставлении разного рода услуг и сервисов для посетителей общественных пространств;
5.2.2. в приведении в соответствие с требованиями проектных решений фасадов, принадлежащих или арендуемых объектов, в том числе размещенных на них вывесок;
5.2.3. в строительстве, реконструкции, реставрации объектов недвижимости;
5.2.4. в производстве или размещении элементов благоустройства;
5.2.5. в комплексном благоустройстве отдельных территорий, прилегающих к территориям, благоустраиваемым за счет средств муниципального образования;
5.2.6. в организации мероприятий, обеспечивающих приток посетителей на создаваемые общественные пространства;
5.2.7. в организации уборки благоустроенных территорий, предоставлении средств для подготовки проектов или проведения творческих конкурсов на разработку архитектурных концепций общественных пространств;
5.2.8. в иных формах.
5.3. В реализации комплексных проектов благоустройства могут принимать участие лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных сферах, в том числе в сфере строительства, предоставления услуг общественного питания, оказания туристических услуг, оказания услуг в сфере образования и культуры.
5.4. Рекомендуется осуществлять вовлечение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в реализацию комплексных проектов благоустройства на стадии проектирования общественных пространств, подготовки технического задания, выбора зон для благоустройства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.