Постановление Администрации Алтайского края от 1 июня 1999 г. N 404
"Об утверждении положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае"
28 февраля 2007 г., 20 января, 13 июля 2009 г., 26 апреля 2010 г., 4 февраля 2012 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 8 мая 2014 г. N 223 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Законом "Об охране труда в Алтайском крае" и в связи с завершением в крае основных работ по созданию основ управления охраной труда в крае, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае.
2. Управлению Алтайского края по труду и занятости населения (Бушмин И.А.) во взаимодействии с федеральными органами государственного надзора и контроля продолжить работу над совершенствованием государственного управления охраной труда.
3. Руководителям муниципальных районов и городских округов считать целесообразным рассматривать деятельность по охране труда на своих территориях в качестве приоритетного направления работы, обеспечить выполнение городскими, районными межведомственными комиссиями по охране труда, структурными подразделениями по труду требований настоящего Положения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.
Глава администрации
Алтайского края |
А.А.Суриков |
Положение
об организации государственного управления
охраной труда в Алтайском крае
(утв. постановлением администрации края от 1 июня 1999 г. N 404)
28 февраля 2007 г., 20 января, 13 июля 2009 г., 26 апреля 2010 г., 4 февраля 2012 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50 в раздел 1 настоящего Положения внесены изменения
1. Общие положения
Организация государственного управления охраной труда в Алтайском крае строится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Нормативной базой настоящего Положения является законодательство Российской Федерации и Алтайского края.
Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, принятия и выполнения на уровне края мер, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда, и предусматривает сочетание административных и экономических методов управления.
Управление охраной труда в крае - регламентируемая правовыми нормативными актами, руководящими и методическими документами деятельность органов и структур управления, должностных лиц по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Управление охраной труда в крае осуществляют органы и структуры, в чьи обязанности входит обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих:
- Алтайское краевое Законодательное собрание;
- Администрация края;
- Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
- рабочая группа по охране труда и безопасности производства в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (рабочая группа по охране труда и безопасности производства);
- Управление Алтайского края по труду и занятости населения и другие структуры, подчиненные администрации края;
- территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор);
- Органы местного самоуправления;
- Организации всех форм собственности. <*>
-------------------------------------------
<*> Структура управления охраной труда в Алтайском крае прилагается.
2. Принципы организации управления охраной труда
1. Использование программно-целевого подхода в управлении охраной труда.
2. Обеспечение приоритетности социальных целей в деле организации охраны труда.
3. Профилактическая направленность деятельности по управлению охраной труда.
4. Нормативно-правовое закрепление гарантий конституционных прав работников на охрану труда, обеспечивающих реализацию этих прав.
Постановлением Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50 в пункт 5 раздела 2 настоящего Положения внесены изменения
5. Взаимодействие органов управления охраной труда, объединений профсоюзов и работодателей по реализации единой политики в сфере охраны труда.
6. Осуществление прямой и обратной связи всех звеньев управления.
7. Использование механизмов экспертизы, аттестации и сертификации для улучшения условий и охраны труда.
8. Использование экономической заинтересованности руководителей в улучшении условий охраны труда в организациях края (финансово-кредитные, налоговые, тарифные, страховые, инвестиционные и лицензионные рычаги).
Постановлением Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50 в раздел 3 настоящего Положения внесены изменения
3. Функции управления охраной труда
1. Управление охраной труда (организация, планирование, координация, регулирование, контроль, информационно-аналитическое обеспечение).
2. Социально-экономический анализ состояния охраны труда и реализация государственной политики в этой сфере.
3. Прогнозирование развития охраны труда на основе мониторинга и координация деятельности в данной сфере.
4. Кадровое обеспечение системы управления охраной труда.
5. Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществление государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности.
6. Осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
4. Задачи в сфере управления охраной труда
1. Реализация государственной политики в области охраны труда.
2. Координация и взаимодействие органов и структур, участвующих в управлении охраной труда.
3. Выработка предложений по совершенствованию государственной политики в области охраны труда для представления их в соответствующие органы федерального уровня.
4. Разработка краевых законодательных и иных нормативных правовых актов, конкретизирующих и дополняющих федеральное законодательство в области охраны труда.
5. Обеспечение контроля, в том числе общественного, за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда, государственная экспертиза условий труда.
6. Внедрение экономических мер, стимулирующих создание безопасных и здоровых условий труда.
7. Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей.
8. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей.
9. Подготовка специалистов по охране труда. Обучение и аттестация руководителей и специалистов в области охраны труда.
10. Обобщение и пропаганда передового опыта в области охраны труда.
11. Использование информационных структур, СМИ для доведения правовых и нормативных документов по охране труда до организаций края и общественности.
Постановлением Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50 в раздел 5 настоящего Положения внесены изменения
5. Полномочия основных органов управления охраной труда
Алтайское краевое Законодательное собрание:
- принимает законы края по вопросам охраны труда, вносит в них изменения и дополнения;
- принимает решения о бюджетном финансировании мероприятий по охране труда.
Администрация края:
- обеспечивает условия для осуществления управления охраной труда;
- утверждает краевые нормативные акты по охране труда;
- разрабатывает краевые Программы улучшения условий и охраны труда;
- контролирует эффективность деятельности по управлению охраной труда.
Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:
- ведет переговоры и заключает соглашения по вопросам охраны труда;
- рассматривает проблемные вопросы в этой сфере на основе социального партнерства.
рабочая группа по охране труда и безопасности производства в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (рабочая группа по охране труда и безопасности производства):
- обеспечивает взаимодействие органов управления охраной труда в сфере исполнения положений законодательных и нормативных актов об охране труда и безопасности производства;
- рассматривает проекты программ улучшения условий и охраны труда, нормативных правовых актов в этой сфере;
- изучает и рассматривает деятельность органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации края, отраслевых органов управления охраной труда и хозяйственных руководителей.
Управление Алтайского края по труду и занятости населения:
- организует реализацию политики в области охраны труда на территории края;
- осуществляет государственную экспертизу условий труда работников, организует аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда на производственных объектах;
- проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их предупреждению;
- готовит обзоры и ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда в крае;
- изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, организует научно-практические конференции, семинары, выставки по охране труда;
- организует учет потребности в средствах индивидуальной и коллективной защиты, а также консультирование по вопросам их приобретения;
- организует обучение и проверку знаний руководителей и специалистов в области охраны труда;
Абзац двадцать четвертый исключен;
- контролирует соблюдение на краевых государственных унитарных предприятиях и в краевых государственных бюджетных учреждениях Алтайского края законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
- организует методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления, их комиссий и органов по труду, организаций всех форм собственности.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор):
В соответствии со своими полномочиями самостоятельно или на основе договоров и соглашений о взаимодействии осуществляют работу по охране труда в отраслях и организациях края.
Органы местного самоуправления:
Для реализации функций управления охраной труда органы местного самоуправления создают межведомственные комиссии по охране труда, вводят в свои штаты специалистов по охране труда, наделяют их полномочиями, осуществляют руководство практической деятельностью.
Выполняют следующие функции по охране труда:
- участвуют в реализации краевых программ улучшения условий и охраны труда;
- реализуют текущие задачи по улучшению условий и охраны труда в организациях;
- осуществляют анализ состояния условий и охраны труда в организациях;
- проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, готовят предложения по их предупреждению;
- обобщают и распространяют передовой опыт;
- осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях;
- содействуют организациям, расположенным на территории соответствующих муниципальных районов и городских округов, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации организации работ по охране труда;
- принимают участие в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;
- содействуют обучению и проверке знаний работников организаций, включая руководителей и специалистов, в области охраны труда;
- доводят нормативные правовые документы по охране труда или информацию об их утверждении до организаций.
В рамках общей системы государственного управления охраной труда действуют также иные государственные органы, в чьи обязанности входит:
1) Отраслевое управление охраной труда: Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, органы исполнительной власти Алтайского края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, по образованию, по здравоохранению, но культуре и туризму, по печати и информации, по социальной защите, по строительству и архитектуре, по транспорту и дорожному хозяйству и др.
2) исключен.
3) исключен.
4) Медико-социальная экспертиза и реабилитация работников, пострадавших на производстве: Центр профпатологии краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница", и специализированное профпатологическое бюро медико-социальной экспертизы комитета администрации края по социальной защите населения, работающие на основе специальных нормативных документов и взаимодействующие с центрами госсанэпиднадзора.
5) Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости: Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, организации всех форм собственности.
6. Обязанности организаций всех
форм собственности
Работа по охране труда в организациях всех форм собственности возлагается на работодателя и осуществляется по следующим направлениям, создаваемым службами охраны труда или привлекаемыми на договорной основе специалистами:
- организация и проведение работ по охране труда в соответствии с требованиями федеральных и краевых законодательных и иных актов по охране труда;
- разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, включение их в коллективные договоры и соглашения по охране труда;
- предоставление работникам льгот и компенсаций за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставление льгот и компенсаций;
Абзац шестой исключен;
См. текст абзаца шестого раздела 6
- расследование и учет несчастных случаев на производстве.
7. Взаимодействие органов управления
охраной труда
Взаимодействие и сотрудничество органов законодательной и исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляются при их участии в работе межведомственных комиссий по охране труда различных уровней.
В этих целях, в соответствии с действующим законодательством в организациях всех форм собственности создаются управления Алтайского края по труду и занятости населения, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. На краевом уровне действует краевая Межведомственная комиссия по охране труда и безопасности производства. Такие же комиссии создаются по решению органов местного самоуправления в районах и городах края. Составы межведомственных краевых и районных (городских) комиссий утверждаются постановлениями администраций и работают по утвержденным положениям.
Основные задачи комиссий заключаются в совместной разработке предложений по реализации единой политики в области охраны труда и определении приоритетных направлений этой работы, рассмотрении методических и организационных вопросов и предложений, направленных на совершенствование управления охраной труда, улучшение условий труда, предупреждение аварийности и производственного травматизма.
Постановлением Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50 раздел 8 настоящего Положения изложен в новой редакции
8. Осуществление федерального государственного надзора, государственного
контроля (надзора), ведомственного и общественного контроля
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Алтайского края, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами Алтайского края.
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют соответствующие органы профессиональных союзов и иные уполномоченные работниками представительные органы.
9. Экономический механизм обеспечения
охраны труда
Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:
- предоставление налоговых льгот, кредитов, установление льготных тарифов с целью обеспечения экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и охраны труда, внедрения более совершенных средств охраны труда;
- оказание организациям финансовой помощи при разработке и внедрении крупномасштабных мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
- обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда в организации, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
- предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Экономический механизм в управлении охраной труда формируется по мере расширения нормативной базы.
Задача органов управления охраной труда состоит в подготовке совместно с другими заинтересованными органами предложений по введению экономических методов управления охраной труда и их совершенствованию, а также в реализации мер экономического обеспечения охраны труда, предусмотренных действующим законодательством.
Постановлением Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50 в раздел 10 настоящего Положения внесены изменения
10. Информационное обеспечение управления охраной труда
Обязательным условием эффективного функционирования системы управления охраной труда является обеспечение органов и структур управления достоверной и своевременной информацией.
В этой сфере в крае сбор, обработку и анализ информации обеспечивает управление Алтайского края по труду и занятости населения. Используется установленная статистическая отчетность и оперативная информация. Она поступает из территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов исполнительной власти Алтайского края, государственной экспертизы условий труда, органов управления охраной труда местного самоуправления и организаций.
Полученная информация после обработки и анализа предоставляется органам местного самоуправления. Используется при разработке мер по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, подготовке предложений по реализации на территории края государственной политики по охране труда.
В целях реализации права работников на получение достоверной информации о состоянии условий и охраны труда, существующем риске потери здоровья, а также для привлечения внимания к проблемам охраны труда населения, в работе по управлению охраной труда предусматривается:
- систематическое размещение в средствах массовой информации материалов, освещающих практику работы организаций по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- публикация аналитических и информационных материалов о деятельности в области охраны труда;
- публикация обзоров причин и условий, способствующих несчастным случаям, происшедшим в организациях края;
- разработка методик и показателей первичного учета состояния условий и охраны труда;
- ведение государственной статистической отчетности по условиям труда и травматизму;
- подготовка и опубликование ежегодной информации о состоянии условий и охраны труда в крае.
11. Обучение и кадровое обеспечение в рамках
управления охраной труда
В управлении охраной труда предусмотрены следующие направления:
- организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажа по охране труда работников;
- осуществление контроля за соблюдением положений и инструкций по охране труда;
- пропаганда знаний в области охраны труда посредством наглядной агитации;
- создание в организациях кабинетов по охране труда;
- проведение дней охраны труда (в крае, районе, городе, организации);
- создание учебных центров по обучению и проверке знаний работников, специалистов и руководителей по охране труда, осуществление единого организационно-методического руководства работой этих центров;
- проведение мероприятий по реализации нормативных положений о формировании кадровых служб охраны труда организаций;
- создание постоянно действующих семинаров по вопросам охраны труда;
- подготовка в вузах края специалистов по охране труда с высшим образованием;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда, занятых в организациях края (семинары, курсы).
12. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках краевых программ из бюджета края, местных бюджетов, внебюджетных источников, в порядке, предусмотренном законодательством РФ и края.
Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм осуществляется в размерах, обеспечивающих надлежащие условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 1 июня 1999 г. N 404 "Об утверждении положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, июнь 2002 г. N 74, ч.5, с.89
Постановлением Администрации Алтайского края от 8 мая 2014 г. N 223 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50
Постановление Администрации Алтайского края от 26 апреля 2010 г. N 172
Постановление Администрации Алтайского края от 13 июля 2009 г. N 310
Постановление Администрации Алтайского края от 20 января 2009 г. N 20
Постановление Администрации Алтайского края от 28 февраля 2007 г. N 80