Постановление малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации края от 24 января 1994 г. N 7/29
"Об органах местного самоуправления в Алтайском крае"
29 августа 1994 г.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 сентября 1996 г. N 269 настоящее постановление признано утратившим силу
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" и от 22 декабря N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", малый Совет краевого Совета народных депутатов и администрация края постановили:
1. Утвердить временное положение об органах местного самоуправления в Алтайском крае.
2. Назначить выборы в представительные органы местного самоуправления в Алтайском крае.
3. Выборы в представительные органы местного самоуправления в крае провести в соответствии с Основными положениями о выборах в органы местного самоуправления, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 года N 1797, с применением норм, установленных Временным положением о выборах депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти Алтайского края.
4. Предоставить право краевой избирательной комиссии давать разъяснения, рекомендации и методические указания о порядке применения названных законодательных и нормативно-правовых актов, а также по другим вопросам, связанным с организацией, проведением выборов в представительные органы местного самоуправления края и обеспечить их единообразное исполнение.
5. Войти с законодательной инициативой в Федеральное Собрание Российской Федерации, к Президенту Российской Федерации об увеличении срока полномочий вновь избираемых органов местного самоуправления до четырех лет.
Председатель краевого Совета
народных депутатов |
А.А.Суриков |
Глава администрации края |
Л.А.Коршунов |
Временное положение
о местном самоуправлении в Алтайском крае
(утв. постановлением малого совета Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации Алтайского края от 24 января 1994 г. N 7/29)
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным Договором - договором о разграничении ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Протоколом к Федеративному Договору и Указами Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" и от 22 декабря 1993 года N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" является нормативно-правовым актом и определяет общий порядок организации и деятельности местного самоуправления на территории Алтайского края.
Статья 1. Местное самоуправление осуществляется в городах, районах, сельсоветах, селах, поселках, других населенных пунктах в различных организационных формах на основе уставов местного самоуправления.
Статья 2. Органами местного самоуправления в городах, районах, сельсоветах, селах, поселках, других населенных пунктах являются выборные и другие представительные органы местного самоуправления, собрания, советы депутатов, представителей, а также глава администрации. Глава местного самоуправления - глава администрации входит в состав представительного органа местного самоуправления по должности и председательствует на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
Глава местного самоуправления (глава администрации), другие должностные лица местной администрации могут быть членами соответствующего органа местного самоуправления.
Наименование органов местного самоуправления, порядок избрания их представительных органов определяются правовыми (законодательными) актами представительного (законодательного) органа государственной власти Алтайского края, на основе законодательства Российской Федерации и настоящего Положения.
Статья 3. Органы местного самоуправления населенных пунктов по их совместному решению могут добровольно объединяться в союзы (ассоциации) и делегировать органам самоуправления этих союзов (ассоциаций) свои полномочия по самоуправлению соответствующей территорией полностью или частично.
Статья 4. Органы местного самоуправления первого созыва избираются (формируются) сроком на два года.
Статья 5. В сельсоветах, поселках органами местного самоуправления являются избираемый населением представительный орган местного самоуправления - сельское, поселковое собрание, совет депутатов или представителей в количестве до 7 членов и глава местного самоуправления - глава администрации.
Структура и порядок выборов органов местного самоуправления поселений, входящих в сельсовет, определяются Положением (Уставом) местного самоуправления сельсовета с учетом местных условий.
Глава местного самоуправления - глава администрации вправе вносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении.
Статья 6. С учетом местных условий в населенных пунктах с населением до 5 тысяч человек (входящих в состав сельсовета) местное самоуправление может осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы граждан и избираемым ими главой местного самоуправления (старостой), который периодически отчитывается перед собранием, сходом граждан.
Статья 7. В городских населенных пунктах с населением до 50 тысяч человек местное самоуправление осуществляется через избираемый населением представительный орган местного самоуправления - собрание, совет депутатов в составе 7 - 11 членов, а также главой местного самоуправления - главой администрации. Форма местного самоуправления закрепляется в Уставе местного самоуправления городского населенного пункта.
Статья 8. В городах с населением свыше 50 тысяч человек органами местного самоуправления являются избираемые населением собрания, советы депутатов в составе 7 - 15 членов, а также глава местного самоуправления - глава администрации. Форма местного самоуправления закрепляется в уставе города.
Статья 9. В городах, имеющих деление на районы, городскими органами местного самоуправления являются избираемые населением собрания, советы депутатов в составе 7 - 20 членов, а также глава местного самоуправления - глава администрации города. Управления городскими районами осуществляют назначаемые главой администрации города главы администраций районов.
В городских районах могут создаваться советы представителей органов территориального общественного самоуправления.
Статья 10. В сельских районах органами местного самоуправления являются районное собрание органов местного самоуправления сельсоветов, поселков, городов районного значения (с нормой представительства 1 - 3 депутата от каждого нижестоящего органа местного самоуправления), а также глава местного самоуправления - глава администрации района.
При этом районное собрание представителей обладает всеми правами и несет обязанности выборного представительного органа местного самоуправления.
Статья 11. Выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Дата выборов в представительные органы местного самоуправления и порядок их проведения устанавливается решением краевого Совета народных депутатов или его малого Совета по представлению главы администрации края.
Статья 12. Представительный орган местного самоуправления работает, как правило, на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления - главой администрации.
Решение представительного органа местного самоуправления подписывается главой местного самоуправления - главой администрации.
Статья 13. Представительный орган местного самоуправления утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, принимает положение (Устав) о местном самоуправлении, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления - главы администрации.
Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются представительным органом местного самоуправления по представлению главы местного самоуправления - главы администрации.
Статья 14. Глава местного самоуправления - глава администрации издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения.
Статья 15. Глава местного самоуправления - глава администрации непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.
Статья 16. Представительные и другие органы местного самоуправления организуют исполнение законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Российской Федерации, правовых (законодательных) актов представительного (законодательного) органа государственной власти Алтайского края, решений главы администрации (Правительства) края, оказывают содействие Федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органом государственной власти края, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.
Статья 17. Органы местного самоуправления могут наделяться в соответствии с законодательством и решениями органов государственной власти края отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств. Реализация органами местного самоуправления указанных полномочий подконтрольна органам государственной власти края.
Статья 18. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
При передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть установлен и порядок отмены решений органов местного самоуправления органом государственной власти, передавшим государственные полномочия.
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в части, не противоречащей настоящему Временному положению, осуществляются в пределах полномочий, определенных Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", другими законодательными актами, и закрепляются в соответствующем положении (уставе) местного самоуправления.
Статья 20. Распределение полномочий и функций между представительными и исполнительными органами местного самоуправления осуществляется исходя из действующего законодательства и настоящего Временного положения.
Статья 21. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют свою структуру. Органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту и компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них органами государственной власти дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.
Статья 22. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Алтайского края не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законодательством и настоящим Временным положением.
Статья 23. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления Алтайского края осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления Конституции, законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, правовых (законодательных) актов органов государственной власти Алтайского края, требований устава края и настоящего Временного положения, требований положений (уставов) местного самоуправления.
Статья 24. Для обеспечения учета мнения органов местного самоуправления может образовываться ассоциация органов местного самоуправления из представителей представительных и исполнительных органов самоуправления районов и городов края. В районе, городе могут быть образованы районные, городские ассоциации органов местного самоуправления из представителей представительных и исполнительных органов самоуправления городов, поселков и сельских населенных пунктов. Представители районных, городских ассоциаций могут входить в краевую ассоциацию. Краевая ассоциация органов местного самоуправления имеет право на предварительное рассмотрение проектов правовых актов нормативного характера, подлежащих принятию представительным (законодательным) органом государственной власти края по вопросам финансов, бюджета, налогов, земельной политики, экономической реформы. Заключения по проектам правовых актов краевой ассоциации самоуправления должны быть рассмотрены представительным (законодательным) органом государственной власти края наравне с заключениями, представленными главой администрации (Правительства) края и органами представительного (законодательного) органа государственной власти края.
Статья 25. До урегулирования на федеральном уровне вопроса о выборах глав местного самоуправления - глав администраций сроки и порядок их выборов определяет глава администрации (Правительства) края. Количественный состав, структуру представительных органов местного самоуправления определяет глава местного самоуправления администрации в соответствии с нормами, установленными настоящим Временным положением.
С учетом местных особенностей порядок избрания (тайное голосование, сходы граждан) представительных органов местного самоуправления в сельских поселениях до 5 тысяч человек устанавливает глава местного самоуправления данного поселения.
Утверждены
Указом Президента Российской
Федерации
от 29 октября 1993 г. N 1797
Основные положения
о выборах в органы местного самоуправления
29 августа 1994 г.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов
1. Выборы в органы местного самоуправления - собрания представителей (думы, муниципальные комитеты и т.п.) городов, сельских поселений, других населенных пунктов осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства. Правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться также пропорциональная и смешанная (пропорционально-мажоритарная) системы выборов в органы местного самоуправления.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста.
2. В орган местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории, достигший 18-летнего возраста и обладающий избирательным правом.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Сроки проведения выборов
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" выборы в представительные органы местного самоуправления проводятся в период с декабря 1993 г. по июнь 1994 года.
2. Дата проведения выборов определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Решение о дате проведения выборов обнародуется, как правило, не менее чем за два месяца до выборов.
4. В зависимости от местных условий решение о дате проведения выборов может быть обнародовано в более поздние сроки, но не менее чем за две недели.
Статья 4. Право выдвижения кандидатов в представители
1. Кандидаты в представители органов местного самоуправления (далее именуются кандидаты) выдвигаются избирательными объединениями и группами избирателей.
2. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов, являются:
региональные (местные) отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
местные отделения региональных партий и движений, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;
региональные отделения блоков партий, общественных объединений, создаваемых на период проведения выборов.
3. Партия, движение не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, движение в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Статья 5. Финансирование выборов
1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в органы местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные денежные взносы.
Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями
1. Организация выборов в органы местного самоуправления возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов, общественных и иных органов и организаций.
2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
Статья 7. Правовые основы организации и проведения выборов
Выборы в органы местного самоуправления организуются и проводятся на основе положений о выборах в органы местного самоуправления и иных правовых (законодательных) актов субъектов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с настоящими Основными положениями.
Глава 2. Избирательные округа. Избирательные участки.
Списки избирателей
Статья 8. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа по выборам в органы местного самоуправления образуются соответствующими избирательными комиссиями.
2. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию данной административно-территориальной единицы.
3. Избирательные округа создаются с равным числом избирателей с допускаемым взаимным отклонением до 15 процентов.
Статья 9. Образование избирательных участков
1. Избирательные участки образуются решением соответствующих глав администраций из расчета 100 до 3000 избирателей на один участок.
В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.
2. Избирательные участки образуются с учетом границ городов, сельских поселений, других населенных пунктов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуется главой соответствующей администрации в местной печати, а также доводится до сведения населения иными способами.
Статья 10. Списки избирателей
1. Глава соответствующей администрации обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.
2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий на день выборов требованиям статьи 2 настоящих Основных положений и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.
3. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.
Глава 3. Избирательные комиссии
Статья 11. Виды избирательных комиссий
1. Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные комиссии:
в городе, сельском поселении, другом населенном пункте - территориальная избирательная комиссия;
в избирательном округе - окружная избирательная комиссия;
в избирательном участке - участковая избирательная комиссия.
2. Исходя из местных условий в случаях совпадения избирательного округа и избирательного участка полномочия окружной и участковой комиссий выполняет одна из названных комиссий.
Статья 12. Порядок формирования избирательных комиссий
1. Избирательные комиссии образуются решением главы соответствующей администрации.
2. Избирательное объединение и кандидат в собрание представителей вправе иметь своего представителя в соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 13. Полномочия территориальных избирательных комиссий
Территориальные избирательные комиссии:
а) осуществляют контроль за организацией выборов в орган местного самоуправления на соответствующей территории;
б) образуют избирательные округа;
в) руководят работой окружных и участковых избирательных комиссий;
г) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия окружных и избирательных комиссий и принимают по ним решения;
д) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;
е) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
ж) устанавливают результаты голосования по соответствующей территории, публикуют их в местной печати, доводят до сведения населения иным способом;
з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Полномочия окружных избирательных комиссий
Окружные избирательные комиссии:
а) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
б) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в соответствующую территориальную избирательную комиссию;
в) утверждают текст бюллетеней для голосования;
г) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии:
а) организуют проверку и дополнение списка избирателей по участку;
б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
в) оповещают население о дне выборов и месте голосования;
г) обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
д) организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов;
е) производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на участке;
ж) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения;
з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.
Статья 16. Организация работы избирательных комиссий
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса.
2. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии.
3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
4. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать наблюдатели, представители местной печати и других средств массовой информации.
Статья 17. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом.
Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 18. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов
1. Избирательное объединение и группа избирателей вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом из округов.
2. Для выдвижения кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента от общего числа избирателей, проживающих на соответствующей территории.
3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата установленным требованиям, регистрирует кандидата, обеспечивает опубликование данных о нем, выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации.
Статья 19. Права и обязанности кандидатов
1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов.
2. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.
3. Кандидат может иметь доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей комиссии удостоверения и ведут деятельность, способствующую избранию кандидата.
4. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов.
5. Избирательное объединение может в любое время до дня выборов отозвать выдвинутого им кандидата.
Глава 5. Предвыборная агитация
Статья 20. Право на участие в предвыборной агитации
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.
2. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации не допускается.
Статья 21. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
5. Кандидаты имеют равное право на выступления в местной печати и других средствах массовой информации.
6. Кандидаты и избирательные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
7. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.
8. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов. В день выборов любая агитация запрещается.
Статья 22. Финансирование предвыборной агитации
1. Кандидаты и выдвинувшие их избирательные объединения вправе создать избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
а) собственных средств кандидата;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
в) добровольных денежных взносов физических и юридических лиц.
2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам.
3. Избирательные объединения или кандидаты, создавшие избирательные фонды, обязаны представить соответствующей территориальной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов.
4. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.
Глава 6. Голосование и определение результатов выборов
Статья 23. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей администрации.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 24. Избирательные бюллетени
1. Для выбора в орган местного самоуправления каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.
2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства.
Статья 25. Порядок голосования
1. Голосование проводится в день выборов, как правило, с 8 до 22 часов по местному времени. С учетом местных условий территориальные избирательные комиссии могут изменять время голосования.
2. Исключена.
2. Другие вопросы, связанные с порядком голосования, устанавливаются субъектами Российской Федерации применительно к нормам статьи 36 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года N 1557.
Статья 26. Подсчет голосов на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.
2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.
3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя.
4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно проводилось на данном участке. В протоколе указывается:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
ж) число действительных голосов, поданных за каждого кандидата;
з) число голосов, поданных против всех кандидатов;
и) поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения.
5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Статья 27. Определение результатов выборов
1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования;
г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
д) число недействительных бюллетеней;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого кандидата;
ж) число голосов, поданных против всех кандидатов;
з) одно из следующих решений:
признание избранным кандидата, получившего наибольшее число голосов (более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании);
признание выборов по избирательному округу недействительным, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения правового ( законодательного) акта субъекта Российской Федерации являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в них приняло участие менее 25 процентов (менее 50 процентов) зарегистрированных избирателей;
и) поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения.
3. Протокол составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее работы.
4. В тех случаях, когда полномочия окружной и участковой избирательной комиссии выполняет одна комиссия, она составляет протокол только окружной избирательной комиссии.
Статья 28. Установление общих итогов выборов
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий соответствующая территориальная избирательная комиссия определяет и публикует в местной печати общие итоги выборов.
2. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, соответствующие территориальные избирательные комиссии назначают новые выборы.
Статья 29. Регистрация избранных представителей
1. Соответствующая избирательная комиссия после установления общих итогов выборов извещает кандидата о его избрании в орган местного самоуправления.
2. Территориальная избирательная комиссия производит регистрацию избранных представителей и выдает им удостоверения об избрании.
Глава 7. Разрешение жалоб и споров
Статья 30. Оспаривание неправильностей в списках избирателей
1. Гражданин Российской Федерации может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суде.
Статья 31. Оспаривание отказа в регистрации кандидата
1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать лицу, уполномоченному избирательным объединением, либо кандидату или его доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа.
2. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации Алтайского края от 24 января 1994 г. N 7/29 "Об органах местного самоуправления в Алтайском крае"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, январь 1994 г. N 1, с.113
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 сентября 1996 г. N 269 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 августа 1994 г. N 84