Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе на 2019 - 2021 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федеральным законом от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре";
- Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области";
- Законом Тюменской 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области";
- Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2018 N 540-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развития потребительского рынка и защиты прав потребителей" до 2020 года;
- Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов";
- распоряжением Правительства Тюменской области от 27.04.2018 N 451-рп "Об утверждении региональной программы "Обеспечение и защита прав потребителей в Тюменской области на период с 2018 по 2020 годы";
- Уставом Сладковского муниципального района;
- Решением Думы Сладковского муниципального района от 26.03.2008 N 26 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе";
- Решением Думы Сладковского муниципального района от 03.03.2018 N 113 "Об утверждении Порядка предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 18.12.2009 N 1118 "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Сладковского района до 2020 года и перспективу до 2030 года";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 04.02.2013 N 77 "Об утверждении программы комплексного социально-экономического развития Сладковского муниципального района на 2013 год и на период до 2022 года".
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 24.05.2018 N 602 "О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства и улучшения инвестиционного климата";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 25.06.2013 N 595 "Об отборе для предоставления субсидий на поддержку инвестиционной деятельности в Сладковском районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 29.04.2013 N 393 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов в Сладковском муниципальном районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 25.02.2016 N 149 "Об утверждении порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";
- распоряжением администрации Сладковского муниципального района от 18.09.2019 N 132 "О разработке муниципальных программ".
Программа учитывает специфику социально-экономического развития района и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района.
Уполномоченным органом, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе, является администрация Сладковского муниципального района.
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе
Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) является составным элементом любой развитой хозяйственной системы как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает решение целого комплекса экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и снижению безработицы. Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития района, повышении гибкости его экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Малое и среднее предпринимательство района - это особый сектор экономики района, представляющий собой совокупность индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, которые имеют определенные специфические черты, обуславливающие их поведение в условиях рынка.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства Сладковского района показывает, что это одна из наиболее динамично развивающихся сфер в районе.
На территории района на 01.10.2019 года зарегистрировано 206 субъектов малого предпринимательства (50 малых предприятий и 156 индивидуальных предпринимателей).
Таблица N 1
Рисунок в базе не приводится
Основными направлениями деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства района является розничная торговля, оказание бытовых услуг населению, строительство, сельскохозяйственное производство, грузоперевозки, пищевая промышленность.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) функционируют практически во всех отраслях экономики, но сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что торговля и сельскохозяйственное производство являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого и среднего бизнеса района. Торговля в структуре малого бизнеса занимает около 48,5%, транспорт, услуги - 8%, сельское хозяйство - 13,5%, по 3% - строительство, обрабатывающие производства и парикмахерские услуги, прочие составляют 21%
В сфере малого и среднего предпринимательства трудится 1303 человека, что составляет 31,3% от числа занятых в экономике.
В разрезе сельских поселений наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано в с. Сладково - 101 субъект или 49% от общего числа СМиСП в районе.
Таблица N 2
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе сельских поселений Сладковского муниципального района на 01.10.2019 г.
Сельское поселение |
Количество ИП, ед. |
Количество предприятий, ед. |
Итого СМП, ед. |
% к общему числу |
Александровское |
6 |
2 |
8 |
3,9 |
Лопазновское |
11 |
2 |
13 |
6,3 |
Майское |
9 |
1 |
10 |
4,9 |
Маслянское |
18 |
7 |
25 |
12,1 |
Менжинское |
10 |
5 |
15 |
7,3 |
Никулинское |
6 |
0 |
6 |
2,9 |
Новоандреевское |
8 |
3 |
11 |
5,3 |
Сладковское |
73 |
28 |
101 |
49,0 |
Степановское |
5 |
1 |
6 |
2,9 |
Усовское |
10 |
1 |
11 |
5,3 |
Итого: |
156 |
50 |
206 |
100,0 |
Таблица N 3
Рисунок в базе не приводится
По программе "Самозанятость" за 2018 год приняло участие 4 человека, получено 473,8 тыс. руб. В результате ее реализации зарегистрировано 4 новых индивидуальных предпринимателя
За 9 месяцев 2019 года приняло участие 5 человек, гражданами получено 960,0 тыс. руб., зарегистрировано 5 новых индивидуальных предпринимателей.
Важным показателем, отражающим роль малого и среднего предпринимательства в экономике района, является величина налогового вклада. Сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет района за 2018 год составила 4865,0 тыс. руб., что на 65,0 тыс. руб. или 1,32% меньше, чем в 2017 году. (4930,0 тыс. руб.).
За 9 месяцев 2019 года поступило в бюджет района от СмиСП 4368,0 тыс. руб.
1.2.1. Торговая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства
На потребительском рынке товаров и бытовых услуг в районе доминирует малое предпринимательство: на его долю приходится 75% от всего оборота розничной торговли и объема бытовых услуг населению.
Следует отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в районе, так как, зачастую, именно торговля является для многих предпринимателей "первым шагом" в бизнесе. В последние годы одним из положительных направлений развития потребительского рынка является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых предприятий.
На 01.10.2019 года в районе функционируют 103 объектов розничной торговли, принадлежащих субъектам малого и среднего предпринимательства (продовольственных - 11; непродовольственных - 32; со смешанным ассортиментом товаров - 60).
Ведущее место в формировании оборота розничной торговли занимают торгующие организации и индивидуальные предприниматели.
Таблица N 4
Объекты розничной торговли (субъекты малого и среднего предпринимательства)
Показатели |
Ед. изм. |
На 01.01.2018 года |
На 01.01.2019 года |
На 01.10.2019 года. |
2019 год к 2018 году |
|
% |
+,- |
|||||
Наличие объектов розничной торговли |
ед. |
112 |
106 |
103 |
97,2 |
-3 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли |
кв. м. |
4302,4 |
4133,8 |
4232,2 |
102,4 |
+98,4 |
Показателем развития потребительского рынка является обеспеченность населения торговыми площадями.
На 01.01.2019 в районе функционировало 1036 объектов розничной торговли, принадлежащих субъектам малого и среднего предпринимательства общей торговой площадью 4133,8 кв. м., на 01.10.2019 функционирует 103 объектов с общей торговой площадью 4232,2 кв. м. Торговые площади под магазинами субъектов малого и среднего предпринимательства увеличились на 2,4% или на 98,4 кв. м.
Ежегодный прирост торговых площадей (с учетом федеральных сетей) позволил довести уровень обеспеченности населения района торговыми площадями за 10 месяцев 2019 года до 493,1 кв. м. в расчете на 1000 жителей, что в 1,5 раза выше норматива (331 кв. м.) Это привело к ужесточению конкуренции в отрасли и, как следствие, к росту ассортимента предоставляемых товаров, повышению культуры и качества обслуживания.
В целях упорядочения размещения объектов мелкой розницы в муниципальном районе разработана и утверждена схема размещения нестационарных объектов торговли.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьей 12 Закона Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов" размещение нестационарных объектов розничной торговли регламентировано схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Сладковского муниципального района утверждена постановлением администрации Сладковского муниципального района от 03.09.2019 N 1255.
Кроме того, утверждены административные регламенты исполнения муниципальных функций по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в области торговой деятельности (контроль за размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности) и проведению проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Сладковского муниципального района.
В целях популяризации товаров тюменских товаропроизводителей и продвижения продукции местных товаропроизводителей, расширения ассортимента предлагаемых населению товаров в районе проводится ежегодная сельскохозяйственная ярмарка "Дары земли Сладковской" в рамках реализации проекта "Покупаем Тюменское!" Широкий круг товаров на ярмарочных мероприятиях представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственные, пищевые и перерабатывающие предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства Сладковского района.
Основная доля в обороте розничной торговли приходится на районный
центр, что является следствием более высокой платежеспособности проживающего здесь населения и расположения 1/3 всех розничных торговых объектов района. В 2018 году оборот розничной торговли на душу населения составил 79,43 тыс. руб., что больше на 5,9 тыс. руб. чем в 2017 году. (73,51 тыс. руб.). Рост оборота розничной торговли связан с увеличением денежных доходов населения и ростом заработной платы.
1.2.2. Производство продукции субъектами малого и среднего предпринимательства
За 9 месяцев 2018 года объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий района составил 121214,0 тыс. рублей (выше соответствующего периода 2018 года на 34,6%), из них: объём обрабатывающих производств составил 88633,0 тыс. рублей или 73,1% производство и распределение электроэнергии, газа и воды 32581,0 тыс. рублей или 26,9%
Таблица N 5
Рисунок в базе не приводится
В отраслевой структуре обрабатывающих производств, по полному кругу предприятий, устойчиво доминирует пищевая отрасль, её доля составляет 64,6%.
В пищевой промышленности района 100% отгруженной продукции произведено субъектами малого и среднего предпринимательства
Предприятиями района производятся: хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, товарная пищевая рыбная продукция, сыр.
С 2018 года КХ "Роса" начало производство сыра, его доля в структуре оборота на сегодня составляет 0,7%. В прошедшем 2018 году на областной выставке это хозяйство получило грант за сыр "Качетта". Жители нашего района на сегодня имеют возможность приобрести и оценить данную продукцию от КХ "Роса".
Наиболее крупным предприятием пищевой промышленности в районе является ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство", его доля в структуре оборота ведущих отраслей пищевой промышленности составляет 58,0%.
Таблица N 6
Рисунок в базе не приводится
Производство основных видов продукции за 9 месяцев 2019 года составило: улов рыбы 822 тонны или 66,8% к уровню аналогичного периода прошлого года (1230 тонн), снижение на 408 тонн; товарной пищевой рыбной продукции 343,3 тонны или 76,6% к уровню аналогичного периода прошлого года (448 тонн), снижение на 104,7 тонн. В полтора раза увеличился объем производства вяленой рыбы, но снизилось производство копченой рыбы на 30%, соленой рыбы на 28% и на 34% объем производства рыбных полуфабрикатов.
Одной из ведущих отраслей пищевой промышленности является хлебопечение, его доля в структуре оборота составляет 41,3%. В районе работают 2 хлебопекарни, принадлежащие субъектам малого предпринимательства, которые в состоянии удовлетворить потребность населения района в хлебе.
Предприятия постоянно расширяют ассортимент выпечки, пекут хлеб белый, ржаной, также батоны, пиццу, булочки ... - всего свыше тридцати наименований хлебобулочных изделий. За последнее время разработали и запустили в производство несколько новых наименований хлеба: с витаминными добавками, "Луковый", "Монастырский" с изюмом, "Крестьянский", "Сладковский", калач "Уральский", "Полюшко" и йодированный "Рябинушка".
Индивидуальные предприниматели поставляют свою продукцию во все населенные пункты Сладковского района. Самые разные булочки и разные сорта хлеба произведенные в местных пекарнях предлагают в магазинах района и в торговых сетях "Магнит", "Монетка".
Таблица N 7
Рисунок в базе не приводится
За 9 месяцев текущего года произведено 480 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, (95% к соответствующему периоду 2018 года); кондитерских изделий за 9 месяцев произведено 6,3 тонны, на 1,0 тонну больше (118,9% к уровню соответствующего периода 2018 года).
Основными поставщиками хлеба и хлебобулочных изделий на продовольственный рынок района являются индивидуальные предприниматели Чернова Н.Г. и Крапивин Е.Н., на долю которых приходится по 50% производства.
1.2.3. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе района
Основой экономики Сладковского муниципального района является агропромышленный комплекс.
Сельскохозяйственным производством в Сладковском районе из субъектов малого и среднего предпринимательства занимаются 5 предприятий, в том числе: наиболее крупные предприятия - КХ "Роса" и ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" и 22 индивидуальных предпринимателя глав крестьянских фермерских хозяйств (ИП КФХ), в том числе, наиболее крупные - ИП КФХ Перепелкин Н.В., ИП КФХ Сажин А.Г.
Животноводством в районе занимаются двадцать сельскохозяйственных предприятий: СПК "Таволжан", КХ "Роса", ИП К(Ф)Х "Перепёлкин Н.В.", ИПК(Ф)Х "Сажин А.Г.", ИП К(Ф)Х Ахметов Б.Р., ИП К(Ф)Х "Дубинин В.И.", ИП К(Ф)Х "Коваленко А.В.", ИП К(Ф)Х Ваньков В.В., ИП К(Ф)Х Грахова Е.И., ИП К(Ф)Х Имембаев А.И., ИП К(Ф)Х Биримжанов Б.С., ИП К(Ф)Х Абдиров Н.С., ИП К(Ф)Х Абдрахманов М.Д., ИП К(Ф)Х Сергеев И.И., ИП К(Ф)Х Куандыков З.К., ИП К(Ф)Х Биримжанов К.Ж., ИП К(Ф)Х Тумурзин Д.Т.,ИП К(Ф)Х Какимова У.У. ИП К(Ф)Х Некрасов А.Ф., ИП К(Ф)Х Беремжанов Э.Т.
Таблица N 8
Поголовье скота в ИП, КФХ, ИП КФХ
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2017 год |
2018 год |
На 01.10.2019 года |
2019 год к 2018 году |
|
% |
+/- |
|||||
Крупный рогатый скот |
голов |
1354 |
1623 |
1672 |
103 |
49 |
- в том числе коровы |
голов |
507 |
585 |
595 |
101,7 |
10 |
Поголовье племенного крупного рогатого скота мясного направления |
голов |
400 |
379 |
395 |
104,2 |
16 |
Поголовье крупного рогатого скота в ИП, КФХ, ИП Глав КФХ по состоянию на 01.10.2019 составляет 1672 головы или 103,0% к уровню 2018 года (1623 головы), увеличение на 49 голов. Поголовье коров составляет 595 голов или 101,7%, к уровню 2018 года (547 голов), увеличение на 10 голов.
Разведением чистопородного мясного скота породы "герефорд" в районе занимаются: ИП КФХ Перепелкин Н.В. и ИП КФХ Сажин А.Г. Поголовье чистопородного крупного рогатого скота мясного направления на 01.10.2019 составило 395 голов по району, что на 16 голов больше или 104,2% к уровню 2018 года (379 голов).
Таблица N 9
Производство основных видов продукции в ИП, КФХ, ИП КФХ
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2017 год |
2018 год |
На 01.10. 2019 года |
2019 год к 2018 году |
|
% |
+/- |
|||||
Скот и птица на убой (в живом весе) |
тонн |
54 |
61 |
27 |
44,3 |
-34 |
Молоко |
тонн |
1033 |
1097,5 |
972 |
88,6 |
-125,5 |
Зерно в весе после доработки |
тыс. тонн |
9,0 |
4,8 |
5,5 |
114,6 |
0,7 |
Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах субъектов малого и среднего предпринимательства за 9 месяцев 2019 года составило: скот на убой (в живом весе) 27 тонн или 44,3% к уровню 2018 года (61 тонна), молока 972 тонны или 88,6% к уровню 2018 году (1097,5 тонн).
Надой на 1 фуражную корову в КХ и ИП К(Ф)Х за 9 мес. 2019 года составил 4789 кг. - ниже на 3,6% аналогичного периода прошлого года (4967 кг.). Для улучшения качества реализуемого молока, и дополнительного контроля на местах, сельхозтоваропроизводители приобретают тесты для определения качества сдаваемого молока, проводят редуктазные пробы.
Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур за 2019 год (в весе после доработки) составил 5,5 тыс. тонн, при урожайности 12,0 цга.
На территории Сладковского района действуют 7 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и 1 потребительский кредитный кооператив - СПКК "Капитал", относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ведется работа по закупу молока от населения шестью обслуживающими сельскохозяйственными кооперативами и индивидуальным предпринимателем Дубининым В.И. Закуп молока ведется во всех товарных дворах частного сектора. По району имеется 36 стационарных пунктов приема молока, закуп осуществляется на 34 пунктах.
Реализацию молока потребительские кооперативы осуществляют по заключенным договорам с ООО "Маслосыркомбинат "Тюкалинский".
Закупом скота от населения с последующей его реализацией на ООО "Ишимский мясокомбинат" в 2019 году в районе занимались два кооператива: ОСХПК "Менжинский" и ОСХПК "Степновский".
1.2.4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Для стабильного функционирования потребительского рынка, субъектам малого и среднего предпринимательства оказывалась финансовая поддержка.
Грантовая поддержка.
В 2018 году была разработана конкурсная документация на грантовую поддержку СМиСП. Решением Думы Сладковского муниципального района от 30.03.2018 N 113 принят Порядок предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса.
В 2018 году администрацией района был проведен первый муниципальный конкурс по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса. По итогам конкурса в 2018 году были определены следующие получатели грантов на создание и развитие собственного бизнеса:
I место - Общество с ограниченной ответственностью "Оплот" (директор, Бугаев Денис Станиславович), Сладковское сельское поселение;
II место - Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (директор, Жуков Дмитрий Сергеевич), Сладковское сельское поселение;
III место - Индивидуальный предприниматель Сериков Анатолий Любомирович, Никулинское сельское поселение.
В 2019 году администрацией района был проведен второй муниципальный конкурс по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса. По итогам конкурса в 2019 году были определены следующие получатели грантов на создание и развитие собственного бизнеса:
I место - Индивидуальный предприниматель, глава КФХ Крапивин Евгений Николаевич, Новоандреевское сельское поселение;
II место - Индивидуальный предприниматель Губанова Ольга Анатольевна, Сладковское сельское поселение;
III место - Индивидуальный предприниматель Чернова Наталья Георгиевна, Сладковское сельское поселение;
IV место - Индивидуальный предприниматель Губанов Андрей Ильич, Сладковское сельское поселение;
V место - Индивидуальный предприниматель Жуков Александр Анатольевич, Сладковское сельское поселение;
VI место - Индивидуальный предприниматель Голубева Марина Сергеевна, Сладковское сельское поселение;
VII место - Индивидуальный предприниматель Плаксин Владимир Анатольевич, Маслянское сельское поселение.
Средства гранта планируется использовать на расширение бизнеса индивидуальных предпринимателей, приобретение специализированного транспорта и оборудования, создание станций технического обслуживания.
Поддержка труднодоступных территорий.
На территории Сладковского района из 46 населенных пунктов 30 пунктов отнесено к категории труднодоступных, в данных пунктах проживает 2,1 тыс. чел. или 20 процентов населения района.
Отдаленные и труднодоступные территории района характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. В 17 труднодоступных населенных пунктах отсутствуют объекты торговли и задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
В целях выравнивания условий жизни населения и во исполнение Закона Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочиями по поддержке труднодоступных территорий, в бюджете предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг. Для выполнения данных полномочий администраций района принято постановление от 17.04.2018 N 482 "О поддержке труднодоступных территорий".
За 9 месяцев 2019 года 2 индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы по доставке и реализации товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты в сумме 90,7 тыс. рублей, завезено 43,27 тонн хлеба и хлебобулочных изделий и 2,57 тонны товаров первой необходимости.
1.2.5. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация муниципального района оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства имущественную поддержку в форме предоставления муниципальной преференции.
На 01.10.2019 действует 32 договора передачи муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, сроком от 11 месяцев до 10 лет, в том числе представлено в аренду 17 объектов недвижимого имущества, общей площадью 501,7 кв. м. и 65 единиц движимого имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения муниципального имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" преимущественным правом на приобретение арендованного имущества субъекты малого и среднего предпринимательства не воспользовались.
Оказание имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется администрацией Сладковского муниципального района в виде предоставления в аренду или безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов
1.2.6. Осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Заказчиками Сладковского муниципального района исполняется Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Доля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, размещенных у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год составила 21%, за 2018 год - 38,5%, за 9 месяцев 2019 года - 29,0 показатель остался на уровне аналогичного периода 2018 года.
1.2.7. Инвестиционная деятельность
По статистическим данным (без субъектов малого предпринимательства) объем инвестиций в основной капитал за 2018 год составил 268,253 млн. рублей, за 2017 год уточненная сумма инвестиций составляла 396,978 млн. руб., снижение на 32,43%.
Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя за 2018 год приходится 26038,9 рублей, снижение на 30,90% к уровню предыдущего года. Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя за 2017 год составлял 37681,8 рублей.
Наибольший объем инвестиций был направлен на развитие рыбоводства, сельского хозяйства и на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, модернизацию отраслей социальной сферы.
В районе большое внимание уделяется работе с инвесторами.
Таблица N 10
Рисунок в базе не приводится
По состоянию на 01.10.2019 года на территории Сладковского муниципального района реализуется 23 инвестиционных проекта на общую сумму 524 млн. руб., с планируемым созданием 132 рабочих мест, в т. ч.:
- инвестиционные проекты на сопровождении, включенные в Реестр инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области (5 проектов) на сумму 415,5 млн. руб., с планируемым созданием 72 рабочих мест, из них 4- проекта СМиСП на сумму 404,8 млн. руб., с планируемым созданием 72 рабочих мест
- инвестиционные проекты реализуемые, включенные в Реестр инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области (10 проектов) на сумму 92,4 млн. руб., с планируемым созданием 44 рабочих мест.
- инвестиционные проекты, реализованные по состоянию на 01.10.2019 года, включенные в Реестр инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области (8 проектов) на 16,1 млн. руб., с планируемым созданием 16 рабочих мест.
В рамках муниципальной программы "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе на 2020 - 2022 годы" реализуются мероприятия по инвестиционной деятельности, ежемесячно проводится мониторинг реестра инвестиционных проектов реализуемых и планируемых к реализации, проводятся заседания рабочей группы по сопровождению инвестиционных проектов.
Информация по развитию инвестиционной деятельности размещена на официальном сайте Сладковского муниципального района.
1.2.8. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация района для повышения уровня правовой и экономической грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства проводит семинары, обучения, совещания. Основные темы мероприятий: Школа фермера, развитие малых форм хозяйствования; защита прав предпринимателей; государственная поддержка; работа в системе ФГИС "Меркурий" и др.
Систематически осуществляется информационная поддержка в сфере потребительского рынка и предпринимательства. Информация размещается на официальном сайте Сладковского муниципального района в разделах "Новости" и "Бизнес".
Для координации деятельности между органами местного самоуправления и предпринимательским сообществом с 2008 года работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района. В 2019 году проведено 3 заседания; основные вопросы: Инвестиционное послание Главы Сладковского муниципального района на 2019 год; О внесении изменений и дополнений в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; О поступивших предложениях, по использованию гранта, полученного по результатам оценки эффективности деятельности ОМСУ за 2017 год, в целях развития Сладковского муниципального района; Отчет о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области за 2018 год; Об анализе эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2018 год и прогноз на 2019 год, о результатах опроса субъектов малого и среднего предпринимательства по обеспечению условий для развития предпринимательского и инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции за 2018 год; О внесении изменений в "Порядок предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и (или) развитие собственного бизнеса"; Микрофинансирование как инструмент поддержки субъектов МСП в Тюменской области; Государственные услуги в сфере занятости населения Сладковского муниципального района и др.
В состав Совета входят представители администрации района, субъектов малого предпринимательства, организаций, занимающихся развитием малого предпринимательства.
1.2.9. Приоритетные направления поддержки СО НКО
Некоммерческие организации являются основными партнерами органов местного самоуправления в решении стоящих перед обществом социальных проблем.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, является необходимым инструментом решения задач социально-экономического и культурного развития муниципалитета и местного сообщества.
Социально ориентированные некоммерческие организации содействуют развитию гражданского общества, благотворительности и добровольчества; осуществляют поддержку людей в трудной жизненной ситуации, вносят вклад в решение проблем образования, экологии, защиты животных, популяризации культуры и здорового образа жизни и др.
К числу приоритетных направлений поддержки СО НКО в муниципальном районе можно отнести:
- обеспечение условий увеличения объемов, расширения ассортимента и повышение качества социальных услуг, предоставляемых СО НКО, включая расширение масштабов инновационных проектов в социальной сфере;
- расширение участия граждан в деятельности СО НКО на добровольной основе и увеличение благотворительных пожертвований частных лиц и организаций;
- развитие системы гражданского участия в формировании муниципальной политики, расширение возможностей влияния СО НКО на принятие решений по вопросам местного значения, развитие общественного участия в принятии решений для повышения их эффективности;
- обеспечение активного участия объединений граждан, проживающих на территории муниципального района, в развитии общественного самоуправления, принятии самостоятельных решений, самостоятельном производстве общественных благ и услуг, расширение деятельности объединений жителей муниципалитета по преобразованию местной среды и местной жизни;
- содействие развитию социального предпринимательства.
С целью выполнения муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Сладковском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы", на основании Порядка определения объёма и предоставления из бюджета Сладковского муниципального района субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, утвержденного постановлением администрации Сладковского муниципального района от 22.04.2019 N 399, протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям от 20.06.2019 N б/н, Автономной некоммерческой организации дополнительного образования Объединенный центр образования, культуры, физической культуры и спорта "Престиж" была предоставлена субсидия в размере 274,8 тыс. руб. на реализацию своей программы (проекта).
Поддержка и развитие СО НКО не являются самоцелью, а рассматриваются как инструмент развития муниципального района, использование которого позволит повысить эффективность решения социально-экономических задач.
1.2.10. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Несмотря на положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, проблемы, препятствующие развитию бизнеса, остаются. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.
Сдерживающие факторы в развитии малых предприятий можно распределить на три группы проблем:
Финансовые:
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
- труднодоступность лизингового механизма;
- отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности СМиСП.
Как правило, начинающие предприниматели не всегда располагают достаточными финансовыми средствами для развития бизнеса, поэтому потребность в денежных средствах является существенной.
Существует два способа решения данной проблемы: использовать личные накопления, либо привлекать заемные средства.
Главными причинами отсутствия возможности получения кредита предприниматели указывают на высокие процентные ставки и отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком объемах.
Большое значение для предпринимателей имеет модернизация и технологическое обновление существующего производства, которые необходимо проводить для поддержания своей конкурентоспособности на соответствующем уровне. Однако деятельность субъектов предпринимательства характеризуется низкими темпами обновления основных фондов, что обусловлено двумя факторами: высоким сроком окупаемости инвестиционных вложений в производство (средний срок окупаемости составляет около 5 лет) и высоким процентом закрываемости субъектов малого предпринимательства в первые три года осуществления своей деятельности. В связи с этим, товары местных производителей, не проводивших модернизацию производства, уступают рыночную нишу более технологичным товарам из других регионов и стран.
Организационные:
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- отсутствие специализированных площадей для ведения бизнеса;
- трудности в оформлении разрешений на размещение производственных площадок, подключении их к сетям;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаток квалифицированных рабочих.
В связи с отсутствием у предпринимателей достаточной информации о ёмкости рынков они начинают вести свою деятельность в уже заполненных нишах, что является одной из причин закрытия предприятий. Наиболее часто новые предприятия возникают в сфере розничной торговли, а также в производстве потребительских товаров, наиболее массовых и устойчивых к изменению спроса видах деятельности. Отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного развития бизнеса. Недостаточный уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе.
Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- высокий уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых СМиСП;
- низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности;
- низкая экспортная активность СМиСП.
Поддержка в продвижении продукции и услуг необходима предприятиям малого и среднего предпринимательства так же, как финансовая и имущественная поддержка. Среди распространенных способов поддержки можно назвать такие, как: проведение конкурсов, выставок, а также оказание финансовой поддержки предприятиям для возможности участия в вышеназванных мероприятиях.
Одним из видов имущественной поддержки СМиСП является предоставление в аренду муниципальных нежилых помещений в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.