Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 1762 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Опубликовать распоряжение в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор Новгородской области |
А.С. Никитин |
Основные направления
долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
(утв. распоряжением Правительства Новгородской области от 14 ноября 2019 г. N 344-рг)
Основные направления долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов принимаются в целях:
обеспечения финансирования дефицита областного бюджета;
своевременного и полного исполнения долговых обязательств Новгородской области;
обеспечения поддержания объема государственного долга Новгородской области в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
обеспечения поддержания расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
минимизации стоимости обслуживания государственного долга Новгородской области;
поддержания объема долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
1. Итоги реализации долговой политики Новгородской области за 2018 год и текущее состояние государственного долга Новгородской области
Объем государственного внутреннего долга Новгородской области по состоянию на 1 января 2019 года составил 15621,4 млн. рублей, в том числе задолженность по бюджетным кредитам - 10397,2 млн. рублей (66,6%), задолженность по кредитам банков - 5224,2 млн. рублей (33,4%).
По итогам исполнения областного бюджета за 2018 год выполнены условия дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее дополнительные соглашения).
На 1 января 2019 года доля общего объема долговых обязательств области составила 70,5% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год (по дополнительным соглашениям - не более 72,0%). Доля общего объема долговых обязательств области по государственным ценным бумагам области и кредитам, полученным областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, составила 23,6% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год (по дополнительным соглашениям - не более 24,0%).
За 2018 год государственный долг сократился на 135,9 млн. рублей, долговая нагрузка областного бюджета по сравнению с 2017 годом - на 4,1%.
Кредиты от кредитных организаций в областной бюджет привлекались исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0% годовых.
Ставки по вновь заключенным в 2018 году государственным контрактам составили:
7,7% - по кредиту на сумму 4900,0 млн. рублей (на дату заключения государственного контракта ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составила 7,25%);
8,2319% - по кредиту на сумму 324,2 млн. рублей (на дату заключения государственного контракта ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составила 7,5%).
21 мая 2018 года во исполнение дополнительных соглашений внесены изменения в Правила предоставления (использования, возврата) из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городского округа бюджетных кредитов, утвержденные постановлением Администрации Новгородской области от 07.06.2010 N 255, и установлено обязательство о привлечении в бюджет муниципального района или бюджет городского округа в течение срока пользования бюджетным кредитом кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0% годовых.
В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531, в случае обеспечения Новгородской областью в 2018, 2019 годах роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Новгородской области (включая доходы, не полученные Новгородской областью в связи с предоставлением установленных федеральными законами льгот по региональным и местным налогам) не ниже фактического уровня инфляции, период погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту подлежит продлению в 2020 году до 2029 года включительно. В указанном случае устанавливаются следующие сроки погашения задолженности по основному долгу: в 2020 году - в размере 5,0% суммы задолженности, в 2021 - 2028 годах - равными долями по 10,0% суммы задолженности ежегодно, в 2029 году - в размере 5,0% суммы задолженности, а также возможность ее досрочного погашения. Правила расчета налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в целях продления периода погашения реструктурированных в 2017 году обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам до 2029 года утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 года N 1099. В 2018 году данное условие выполнено.
Доля расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области за 2018 год составила 1,4% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Новгородской области за 2018 год произведены в сумме 400,4 млн. рублей, что на 150,5 млн. рублей меньше, чем в 2017 году.
В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области приняты следующие меры:
по кредиту Сбербанка России в сумме 2900,0 млн. рублей ставка была снижена с 8,3% до 8,1%;
кредиты Сбербанка России в сумме 2900,0 млн. рублей и 2000,0 млн. рублей со ставкой 8,1% заменены кредитом Сбербанка России в сумме 4900,0 млн. рублей по ставке 7,7%;
досрочно частично погашен кредит Сбербанка России в сумме 49,5 млн. рублей;
в областной бюджет привлекались остатки средств с лицевых счетов государственных областных учреждений, открытых в Управлении Федерального казначейства по Новгородской области;
привлечен бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете областного бюджета в сумме 1400,0 млн. рублей.
Это позволило сократить процентные платежи за 2018 год по сравнению с первоначальным бюджетом на 51,9 млн. рублей.
Аналитическое Кредитное Рейтинговое агентство в 2018 году присвоило Новгородской области рейтинг кредитоспособности на уровне BBB(RU) - прогноз "Стабильный", в 2019 году также подтвердило Новгородской области рейтинг кредитоспособности на уровне BBB(RU) - прогноз "Стабильный".
Погашение и обслуживание долговых обязательств Новгородской области осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.
По состоянию на 1 сентября 2019 года объем государственного долга Новгородской области по сравнению с 2018 годом не изменился и составил 15621,4 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2020 года общий объем государственного долга Новгородской области должен составить не более 15529,9 млн. рублей или 70,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, а объем долговых обязательств по коммерческим кредитам - не более 5592,8 млн. рублей или 25,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.
2. Основные факторы, влияющие на характер и направления долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основными факторами, влияющими на характер и направления долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, являются:
рост расходных обязательств Новгородской области вследствие принятия указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
необходимость ежегодной индексации расходов областного бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
необходимость планомерного снижения долговой нагрузки областного бюджета;
необходимость обеспечения выполнения условий реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и ранжирования субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня долговой устойчивости;
необходимость продления моратория на предоставление Новгородской областью государственных гарантий.
3. Цели, принципы и задачи долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
3.1. Целями долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов являются:
поддержание объема долговых обязательств Новгородской области на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
обеспечение исполнения долговых обязательств Новгородской области в полном объеме;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания прямых долговых обязательств Новгородской области.
3.2. Принципами долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов являются:
соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
сохранение объема долговых обязательств Новгородской области на экономически безопасном уровне;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Новгородской области;
сокращение стоимости обслуживания государственного долга Новгородской области;
прозрачность управления государственным долгом Новгородской области.
3.3. Задачами долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов являются:
повышение эффективности государственных заимствований Новгородской области (далее заимствования);
оптимизация структуры государственного долга Новгородской области с целью минимизации стоимости его обслуживания;
формирование структуры государственного долга Новгородской области с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований, в том числе в форме государственных ценных бумаг Новгородской области;
поддержание дефицита областного бюджета в 2020 - 2022 годах на уровне не более 10,0% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2022 годы соответственно (утвержденный областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и сложившийся по данным годового отчета об исполнении областного бюджета в 2020 - 2022 годах дефицит областного бюджета может быть превышен на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета, в том числе средств Резервного фонда Новгородской области);
обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", в том числе обеспечение:
на 1 января 2021 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 65,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 27,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 56,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 28,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 49,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 29,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0% годовых;
включение в соглашения с органами местного самоуправления Новгородской области о предоставлении местным бюджетам бюджетных кредитов из областного бюджета обязательств органов местного самоуправления Новгородской области в части обеспечения возможности привлечения в местные бюджеты кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0% годовых;
поддержание доли расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области на уровне, не превышающем 5,0% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
учет информации о государственном долге Новгородской области, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Новгородской области;
обеспечение раскрытия информации о государственном долге Новгородской области.
4. Основные направления долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основными направлениями долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов являются:
своевременное и полное исполнение долговых обязательств;
проведение мероприятий, направленных на оздоровление государственных финансов Новгородской области, в том числе направленных на рост доходов и оптимизацию расходов областного бюджета, и приводящих к сокращению дефицита областного бюджета и государственного долга Новгородской области;
мораторий на предоставление государственных гарантий Новгородской области;
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Новгородской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
досрочное погашение долговых обязательств Новгородской области с использованием дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, и остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета;
проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств Новгородской области в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области;
совершенствование практики проведения электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг Новгородской области по предоставлению кредитов на покрытие дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств областного бюджета;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков на счете областного бюджета;
проведение работы по организации выпусков облигационных займов Новгородской области;
взаимодействие с рейтинговыми агентствами по присвоению и поддержанию кредитного рейтинга Новгородской области;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов.
5. Инструменты реализации основных направлений долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
При реализации основных направлений долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов могут использоваться все инструменты заимствований, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации: государственные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета.
6. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Новгородской области
Основными рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Новгородской области, являются:
риск снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга Новгородской области, и невыполнения целевых показателей по уровню государственного долга и объему коммерческих заимствований;
процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства;
риск снижения ликвидности в банковском секторе и ограничения возможности привлечения заемных средств в областной бюджет.
Мерами, принимаемыми в целях управления рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Новгородской области, будут являться:
осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Новгородской областью;
осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Объем государственного внутреннего долга Новгородской области по состоянию на 1 января 2019 года составил 15621,4 млн рублей, в том числе задолженность по бюджетным кредитам - 10397,2 млн рублей (66,6 %), задолженность по кредитам банков - 5224,2 млн рублей (33,4 %).
По состоянию на 1 января 2020 года общий объем государственного долга Новгородской области должен составить не более 15529,9 млн рублей или 70,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, а объем долговых обязательств по коммерческим кредитам - не более 5592,8 млн рублей или 25,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.
Обозначены основные факторы, влияющие на характер и направления долговой политики Новгородской области, цели, принципы и задачи долговой политики, основные направления, а также инструменты их реализации.
Распоряжение Правительства Новгородской области от 14 ноября 2019 г. N 344-рг "Об утверждении основных направлений долговой политики Новгородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 23 ноября 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 22 ноября 2019 г. N 22