Решение Собрания депутатов муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" Республики Марий Эл
от 21 августа 2019 г. N 451
"Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах в муниципальном образовании "Мари-Турекский муниципальный район"
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Собрание депутатов Мари-Турекского муниципального района решило:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальных правовых актах в муниципальном образовании "Мари-Турекский муниципальный район".
2. Настоящее решение вступает в силу после его обнародования.
Глава муниципального образования |
Г.А. Ведерникова |
Утверждено
Решением Собрания депутатов
муниципального образования
"Мари-Турекский
муниципальный район"
от 21 августа 2019 г. N 451
Положение
о муниципальных правовых актах в муниципальном образовании "Мари-Турекский муниципальный район"
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), Уставом Мари-Турекского муниципального района (далее по тексту - Устав района) определяет понятие, виды и порядок принятия (издания) муниципальных правовых актов в муниципальном образовании "Мари-Турекский муниципальный район" (далее по тексту - муниципальное образование), устанавливает единые требования к их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и систематизации.
1.2. Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом района в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
1.3. Муниципальный нормативный правовой акт - принятый (изданный) населением муниципального образования либо органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке и определенной форме официальный письменный документ, направленный на установление или изменение правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение существующих правоотношений.
1.4. Муниципальный ненормативный правовой акт - принятый (изданный) населением муниципального образования либо органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке и определенной форме официальный письменный документ, носящий индивидуальный характер и связанный с конкретными правоотношениями, в котором отсутствуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение существующих правоотношений.
2. Система муниципальных правовых актов муниципального образования
2.1. Система муниципальных правовых актов муниципального образования включает в себя:
- Устав Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл;
- правовые акты, принятые на местном референдуме;
- решения Собрания депутатов муниципального района;
- постановления и распоряжения главы Мари-Турекского муниципального района;
- постановления и распоряжения администрации Мари-Турекского муниципального района;
2.2. Устав района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
3. Требования к подготовке и оформлению муниципального правового акта
3.1. Муниципальные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Марий Эл, Уставу района и настоящему Положению.
3.2. Текст муниципального правового акта по содержанию должен соответствовать предмету регулирования, заявленному в названии акта.
Положения муниципального правового акта должны быть краткими, конкретными, логически последовательными и объективными по содержанию, ясными для всеобщего понимания, исключающими двойное толкование содержания.
Структура муниципального правового акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей логическое развитие и правильное понимание данного нормативного правового акта.
3.3. Муниципальные правовые акты излагаются на русском языке.
В тексте муниципального правового акта должны соблюдаться правила орфографии, пунктуации и иные правила русского языка. Не допускается употребление сложных фраз и грамматических конструкций, а также устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и других).
Использование в муниципальных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.
Слова и словосочетания в муниципальных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве. Не допускается обозначение в муниципальных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в муниципальном правовом акте.
Наименования Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, организаций, а также географические названия и иные собственные имена пишутся в муниципальных правовых актах с заглавной буквы.
В муниципальном правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
3.4. В случае необходимости в муниципальном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.
3.5. Индивидуальный правовой акт должен содержать мотивы и цели (задачи) принятия акта, ссылку на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми принимается индивидуальный правовой акт, а также реальные, конкретные предложения, мероприятия или объемы работ, сроки исполнения и исполнители.
3.6. Положения, Правила, Программы, Планы, Инструкции и другие документы, утверждаемые муниципальными правовыми актами, оформляются в виде приложений к правовым актам и являются неотъемлемой составной частью муниципальных правовых актов. В виде приложений к правовым актам оформляются также таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты.
3.7. Нумерация муниципальных правовых актов каждого вида ведется в пределах года, исходя из даты их принятия, за исключением решений Собрания депутатов муниципального района.
По решениям Собрания депутатов муниципального района ведется отдельная нумерация в пределах созыва Собрания депутатов муниципального района.
4. Структура и содержание муниципального правового акта
4.1. Муниципальный правовой акт как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст правового акта, может также иметь приложения.
Содержательная часть муниципального правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
Реквизиты муниципального правового акта - обязательные сведения, включаемые в текст правового акта для признания его действительности и определения его места в системе муниципальных правовых актов.
4.2. Содержательная часть муниципального правового акта имеет следующие структурные элементы текста правового акта (по нисходящей):
- преамбулу;
- разделы;
- главы;
- пункты;
- подпункты;
- абзацы.
Текст правового акта имеет также иные структурные элементы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида правового акта.
Структура муниципального правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются исходя из объема и содержания акта.
4.3. Преамбула муниципального правового акта - самостоятельная часть правового акта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.
Преамбула:
- не содержит самостоятельные нормативные предписания;
- не делится на статьи;
- не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
- не содержит легальные дефиниции;
- не нумеруется.
4.4. Вводить структурную единицу "раздел", если в правовом акте нет глав, не следует. Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, имеет наименование. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
4.5. Глава нумеруется арабскими цифрами, имеет наименование. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
4.6. Пункт муниципального правового акта является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, может иметь наименование.
Пункт муниципального правового акта может иметь подпункты, подпункты подразделяются на абзацы.
4.7. Муниципальные правовые акты о внесении изменений (дополнений) или о признании утратившими силу ранее принятых муниципальных правовых актов не имеют деления на разделы и главы, состоят из наименования, преамбулы и пунктов, подпунктов, абзацев.
4.8. Муниципальный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
- указание на орган местного самоуправления, должностное лицо, принявшие муниципальный правовой акт;
- указание на форму муниципального правового акта;
- дату, место принятия и номер муниципального правового акта, состоящий из порядкового номера правового акта данного вида;
- наименование муниципального правового акта, отражающее его содержание и предмет правового регулирования;
- подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующий муниципальный правовой акт.
4.9. При ссылках на правовые акты в других муниципальных правовых актах используется официальное обозначение муниципального правового акта, которое включает: обозначение вида акта, дату принятия акта с предшествующим ей словом "от", номер акта, наименование акта, заключенное в кавычки, сведения об изменениях и дополнениях, внесенных в акт, либо дату и номер последней редакции акта без указания его заголовка.
5. Правотворческий процесс
5.1. Правотворчество (правотворческая деятельность) органов местного самоуправления - урегулированная нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом района и иными нормативными правовыми актами муниципального образования деятельность по подготовке, принятию (изданию), изменению, введению в действие, приостановлению и отмене муниципальных правовых актов.
5.2. При осуществлении правотворческой деятельности органы местного самоуправления и (или) должностные лица местного самоуправления должны соблюдать следующие основные принципы:
- обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл;
- демократизма и гласности в процессе разработки и принятия муниципальных правовых актов;
- единства, полноты и непротиворечивости системы муниципальных правовых актов;
- планомерности и оперативности правотворчества;
- соблюдения правил юридической техники;
- открытости и доступности информации о принятых муниципальных правовых актах, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
5.3. Основными стадиями правотворческого процесса являются:
- планирование правотворческой деятельности;
- подготовка и внесение проекта муниципального правового акта в органы местного самоуправления или должностным лицам местного самоуправления;
- рассмотрение проекта муниципального правового акта и его принятие (издание) органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления;
- подписание и официальное опубликование (обнародование) муниципального правового акта;
- вступление в силу муниципального правового акта.
Принятие (издание) отдельных видов правовых актов может иметь иное количество основных стадий.
5.4. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на плановой основе.
Планы правотворческой деятельности являются текущими (на срок не более одного года) и перспективными (на срок более одного года).
Планы правотворческой деятельности разрабатываются с учетом предложений депутатов Собрания депутатов, главы муниципального района, главы администрации района.
Утвержденные планы правотворческой деятельности не препятствуют разработке и принятию (изданию) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, не предусмотренных в плане.
5.6. Субъектами правотворческой инициативы являются:
- глава муниципального района;
- депутаты Собрания депутатов района;
- глава администрации района;
- инициативные группы граждан, в порядке реализации правотворческой инициативы;
- прокурор Мари-Турекского района;
- Марийский межрайонный природоохранный прокурор.
5.7. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
5.8. Проекты муниципальных правовых актов выносятся к обсуждению на публичных слушаниях в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Также выносятся на публичные слушания проекты муниципальных правовых актов, затрагивающих права и интересы жителей муниципального образования, в связи с их особой важностью и значимостью.
Проекты муниципальных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выносятся на общественные обсуждения.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, порядок организации и проведения общественных обсуждений устанавливается нормативным правовым актом, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования.
Предложения, полученные в ходе публичных слушаний и общественных обсуждений по проектам нормативных правовых актов, имеют рекомендательный характер и учитываются при работе над проектом.
5.9. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и проводят антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов, а также проектов муниципальных правовых актов.
Для оценки качества муниципальных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая экспертиза, как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться глава муниципального образования, депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления.
По результатам экспертизы составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления.
5.10. Внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия (издания) органом местного самоуправления, должностным лицом, принявшим (издавшим) правовой акт, в который вносятся изменения, правового акта того же вида. Изменения вносятся только в основной акт. Вносить изменения в основной акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт не допустимо.
6. Вступление в силу муниципальных правовых актов
6.1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом района, за исключением нормативных правовых актов Собрания депутатов муниципального образования о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
6.2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
6.3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом района и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
7. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
7.1. Муниципальные правовые акты отменяются или их действие приостанавливается органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
7.2. В случае упразднения органов или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) муниципальный правовой акт, либо изменения перечня их полномочий акт может быть отменен или его действие может быть приостановлено органами или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
7.3. Отмена или приостановление действия муниципального правового акта в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Марий Эл, осуществляется уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Республики Марий Эл).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район" Республики Марий Эл от 21 августа 2019 г. N 451 "Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах в Мари-Турекском муниципальном районе Республики Марий Эл"
Вступает в силу после его обнародования
Текст решения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Собрания депутатов Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл от 16 декабря 2020 г. N 152
Изменения вступают в силу после обнародования названного решения