Постановление Администрации Ковдорского района Мурманской области от 14 ноября 2019 г. N 823
"Об основных направлениях бюджетной политики муниципального образования Ковдорский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
В целях составления проекта бюджета муниципального образования Ковдорский район на очередной финансовый год и на плановый период, руководствуясь положениями послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", основных направлений бюджетной политики Мурманской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 28.10.2019 N 498-ПП, с учетом положений муниципальных программ Ковдорского района, а так же основных направлений налоговой политики муниципального образования Ковдорский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденных постановлением администрации Ковдорского района от 05.11.2019 N 794, администрация Ковдорского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики муниципального образования Ковдорский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Бюджетная политика).
2. Главным распорядителям бюджетных средств в своей деятельности руководствоваться бюджетной политикой.
3. Признать утратившим силу постановление администрации Ковдорского района от 31.11.2018 N 759 "Об основных направлениях бюджетной политики муниципального образования Ковдорский район на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Глава Ковдорского района |
С.Б. Сомов |
Основные направления
бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
(утв. постановлением администрации Ковдорского района от 14 ноября 2019 г. N 823)
При подготовке Основных направлений бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, от 07.05.2018 N 204 (далее - указы Президента Российской Федерации), основных направлений бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Мурманской области, муниципальных программ Ковдорского района, а так же Основных направлений налоговой политики муниципального образования Ковдорский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, иных документов государственного и муниципального стратегического планирования, а также ряд мер, предусмотренных Планом мероприятий, показателей результативности и бюджетного эффекта по консолидации бюджетных средств муниципального образования Ковдорский район в целях оздоровления муниципальных финансов на 2018 - 2021 годы.
1. Цели и задачи бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета муниципального образования Ковдорский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - проект местного бюджета) и подходов к его формированию.
Бюджетная политика на 2020 - 2022 годы направлена на сохранение социальной и финансовой стабильности в Ковдорском районе, создание условий для устойчивого социально-экономического развития района.
Исходя из принципов ответственной бюджетной политики, для поддержания сбалансированности местного бюджета при его формировании будут приняты меры по включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, на реализацию национальных проектов (программ), приоритетных муниципальных проектов, сокращению неэффективных расходов, непринятию новых расходных обязательств, не обеспеченных соответствующими источниками дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращением бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, сдерживанию наращивания объема муниципального долга.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств особое значение имеет оценка обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Приоритетами бюджетной политики остается обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы района, с учетом безусловного исполнения всех обязательств района, приоритизация бюджетных расходов, исходя из задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Основными задачами бюджетной политики на 2020 - 2022 годы являются:
- повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
- повышение качества управления общественными финансами, строгое соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
- усиление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, четкой увязки бюджетных расходов с установленными целями муниципальных программ;
- мобилизация внутренних источников, путем проведения оценки эффективности бюджетных расходов (в том числе на стадии планирования) и сокращения неэффективных расходов, выявления резервов и их дальнейшее направление на социально-экономическое развитие региона;
- развитие конкурентной среды оказания муниципальных услуг за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций;
- недопущение кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- сохранение на безопасном уровне объема муниципального долга;
- создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
- обеспечение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, обеспечение широкого вовлечения граждан в обсуждение и принятие конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности;
- улучшение технического состояния автомобильных дорог общего пользования;
- проведение кадастровых работ по объектам недвижимого имущества и земельных участков, расположенных в границах муниципального образования Ковдорского района.
Мероприятия направленные на решение вышеуказанных задач:
1. Дальнейшее совершенствование методологии разработки муниципальных программ, повышение эффективности их реализации. Включение в муниципальные программы установленных для муниципального образования Ковдорский район показателей национальных и федеральных проектов в качестве целевых показателей муниципальных программ муниципального образования Ковдорский район для обеспечения увязки целей муниципальных программ с деятельностью по достижению национальных целей развития;
2. Совершенствование методологии ведения бюджетного учета, повышение операционной эффективности использования бюджетных средств с использованием механизмов казначейского сопровождения бюджетных средств, составления финансовой отчетности, путем применения федеральных стандартов бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях.
3. Продолжение работы по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств в рамках решения задачи повышения эффективности оказания муниципальных услуг.
Предполагается продолжение работы по оптимизации структуры бюджетной сети, передаче отдельных государственных и муниципальных услуг в негосударственный сектор, увеличению доли социально ориентированных некоммерческих организаций в оказании общественно полезных услуг, внедрению конкурентных механизмов оказания услуг.
4. Дальнейшее совершенствование системы муниципальных закупок, в том числе путем интеграции бюджетного и закупочного процесса через нормирование закупок.
Ключевыми направлениями в этой сфере станут:
- осуществление контроля в сфере закупок, направленного на недопущение проведения закупочных процедур при отсутствии объема финансового обеспечения закупки;
- минимизация и недопущение роста дебиторской задолженности по контрактам;
- развитие информационного пространства в целях повышения открытости и прозрачности закупок.
5. Дальнейшее развитие внутреннего муниципального финансового контроля, как одной из составных частей системы финансового менеджмента направленного на:
- соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета;
- соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности);
- соблюдение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;
- обеспечение достоверности отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации муниципальных программ, отчетов об исполнении муниципальных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Своевременное и качественное исполнение бюджетных полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля.
6. Дальнейший контроль в сфере закупок, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Недопущение образования просроченной кредиторской задолженности у муниципальных учреждений.
8. Повышение оперативности принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета в части финансового обеспечения реализации национальных проектов (программ), приоритетных муниципальных проектов, иных расходов местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляются межбюджетные трансферты из областного бюджета;
9. Для обеспечения публичности управления общественными финансами планируется начало работы по размещению информации о бюджетном процессе муниципального образования Ковдорский район на едином портале бюджетной системы Российской Федерации с 1 января 2020 года.
10. С целью повышения эффективности бюджетных расходов через вовлечение общественности в процессы принятия конкретных бюджетных решений планируется продолжить реализацию проектов поддержки местных инициатив в рамках проекта "Инициативное бюджетирование", что позволит решать задачи создания и восстановления объектов социальной и инженерной инфраструктуры, развивать механизмы практического взаимодействия органов местного самоуправления и населения.
2. Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов местного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Бюджетная политика муниципального образования Ковдорский район на 2020 - 2022 годы в условиях умеренно стабильного темпа роста экономики основана на "базовом" варианте сценарных условий и прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский район Мурманской области на 2020 год и среднесрочный период до 2025 года.
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации.
В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов муниципального образования Ковдорский район будет проводиться работа по:
- повышению качества администрирования налоговых и иных обязательных платежей в районный бюджет, в том числе за счет усиления претензионно-исковой работы и осуществления мер принудительного взыскания задолженности;
- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- созданию благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности;
- повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования;
- недопущение наличия неэффективных местных налоговых льгот;
При формировании прогноза доходов было учтено:
- увеличение на 45% нормативов, установленных для зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, в доходы местных бюджетов, из которых передача 5% норматива предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации; 40% - проектом закона Мурманской области "О внесении изменений в Закон Мурманской области "О межбюджетных отношениях в Мурманской области". Таким образом, совокупный норматив зачисления платы в бюджет составит 100%;
3. Основные подходы к формированию расходов местного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Бюджетная политика муниципального образования Ковдорский район на 2020 - 2022 годы, в части расходов, направлена на сохранение определенных ранее приоритетов и достижение ранее поставленных целей, на реализацию национальных проектов, и на принципе обеспечения сбалансированности местного бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития Ковдорского района на 2020 год и плановый период до 2024 года по базовому варианту.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, соглашением о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из областного бюджета бюджету муниципального образования Ковдорский район, а также соглашениями о предоставлении бюджету муниципального образования Ковдорский район из областного бюджета бюджетных кредитов на погашение дефицита бюджета и погашение муниципальных долговых обязательств общий объем расходов местного бюджета предлагается определить исходя из соблюдения следующих положений:
- объем дефицита бюджета не выше 10 процентов от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений;
- установление и исполнение расходных обязательств, в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, и с учетом требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- ограничение увеличения численности работников органов местного самоуправления, за исключением случаев увеличения численности работников, связанного с наделением органов местного самоуправления новыми полномочиями и (или) перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Мурманской области и муниципальными образованиями;
- ввод моратория на принятие новых мер социальной поддержки, не регламентированных федеральным законодательством;
В связи с недостаточностью доходной базы местного бюджета и необходимостью соблюдения условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Мурманской области, предельные объемы бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию муниципальных программ и направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, на 2020 - 2022 годы сформированы на основе следующих основных подходов:
1. В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2020 - 2022 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные решением Совета депутатов Ковдорского района от 20.12.2018 N 116 (в редакции решений Совета депутатов Ковдорского района от 04.04.2019 N 44, от 19.09.2019 N 68) "О бюджете муниципального образования Ковдорский район на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - решение Совета депутатов Ковдорского района от 20.12.2018 N 116);
2. "Базовые" объемы бюджетных ассигнований 2020 - 2022 годов сформированы с учетом:
- необходимости безусловного включения в проект местного бюджета объемов бюджетных ассигнований, направленных на реализацию национальных проектов (программ), приоритетных муниципальных проектов;
- уменьшения объемов бюджетных ассигнований на прекращающиеся расходные обязательства ограниченного срока действия, в том числе в связи с уменьшением контингента получателей;
- индексация расходов на оплату коммунальных услуг с 01.01.2020 - 3,9%, с 01.01.2021 - 4,0%, с 01.01.2022 - 3,9%;
- увеличения бюджетных ассигнований на индексацию расходов на оплату труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в соответствии с прогнозным уровнем инфляции и достижение целевых значений показателей заработной платы отдельных категорий работников, установленных указами Президента Российской Федерации, с учетом допустимого отклонения уровня средней заработной платы соответствующей категории работников бюджетной сферы от целевого ориентира по итогам года не более 5%;
- сокращение бюджетных ассигнований на капитальные, текущие ремонты и приобретение основных средств, материальных запасов;
- формирования бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на уровне бюджетных ассигнований 2019 года, утвержденных решением Совета депутатов от 20.12.2018 N 116, с учетом корректировки численности получателей мер социальной поддержки;
- изменения предельной базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом положений статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации: в 2020 - 2022 годах - ФСС 902 000 рублей, ПФР 1 280 000 рублей;
- формирования объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение затрат ресурсоснабжающим организациям на уровне бюджетных ассигнований, утвержденных решением Совета депутатов Ковдорского района от 20.12.2018 N 116.
- сокращение иных расходов на 10%.
3. Подготовка проекта местного бюджета на 2020 - 2022 годы осуществляется с учетом следующих факторов:
- приоритизации расходов и необходимости обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации с учетом использования внутренних ресурсов, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов и привлечением средств от приносящей доход деятельности;
- расширением полномочий органов местного самоуправления по определению направлений софинансирования расходных обязательств муниципального образования за счет консолидированных субсидий из областного бюджета;
- формирование бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций на основании положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1-3 Закона Мурманской области от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций", а также применением коэффициента платной деятельности при расчете ассигнований на 2020 и 2022 годы.
- одним из приоритетов в части исполнения социальных обязательств в предстоящий период остается финансовое обеспечение по достижению целевых значений показателей заработной платы отдельных категорий работников, установленных указами Президента Российской Федерации. При этом оценку достижения плановых ориентиров в бюджетной сфере необходимо осуществлять в сопоставимых условиях (сопоставимость продолжительности рабочего времени, отпусков) по принятым за основу для статистического наблюдения категориям работников, а также с учетом доходов, полученных в качестве мер социальной поддержки педагогов, проживающих в сельской местности, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, и других доходов;
- проведение мероприятий, направленных на выявление и отмену установленных муниципальным образованием Ковдорский район расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
- формирование бюджета с учетом бюджетного эффекта от реализации мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, оптимизация расходов;
- осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с учетом необходимости завершения ранее начатых проектов, а также проектов, софинансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников;
- уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
4. Политика в сфере финансового контроля
Развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе в сфере закупок должно быть направлено на осуществление контроля:
- за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных учреждений;
- за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, муниципальных контрактов;
- за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;
- за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации муниципальных программ, отчетов об исполнении муниципальных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля в целях предотвращения нарушений законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, совершенствование реализации результатов проведения контрольных мероприятий. Повышение эффективности внутреннего финансового контроля путем развития и применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности органами внутреннего муниципального финансового контроля.
5. Заключительные положения
Сформированный с учетом изложенных выше направлений бюджетной политики проект местного бюджета на 2020 - 2022 годы предполагает направление в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов (программ), приоритетных муниципальных проектов, что позволит сформировать ресурс на финансирование национальных целей развития, предусмотренных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Благодаря реализации комплексного подхода к обеспечению устойчивости бюджета долговая нагрузка на местный бюджет будет оставаться на безопасном уровне. Источниками внутреннего финансирования дефицита местного бюджета в рассматриваемом периоде будут являться разница между полученными (погашенными) кредитами от кредитных организаций, изменение остатков на счетах по учету средств бюджета в течение соответствующего финансового года, иные внутренние источники финансирования.
Кроме того, в целях эффективного использования расходов, связанных с обслуживанием внутреннего муниципального долга, и во избежание возникновения кассовых разрывов остатки временно свободных средств на счетах бюджетных и автономных учреждений.
Реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов предполагает формирование более тесной взаимосвязи между результативностью и объемами бюджетных ассигнований, реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики, интеграцию подходов к разработке и реализации муниципальных программ и национальных проектов.
Кроме того, должны быть реализованы меры по повышению качества предоставления муниципальных услуг, проведения процедур муниципальных закупок, решению ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки, недопущению роста расходов на обслуживание муниципального долга и применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности органами внутреннего муниципального финансового контроля.
Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.