Решение Барнаульской городской Думы от 15 сентября 1997 г. N 182
"О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Барнауле на 1997-2003 гг."
Решением Барнаульской городской Думы от 21 апреля 2006 г. N 355 настоящее Решение признано утратившим силу
В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. N 425, Указом Президента Российской Федерации от 27.05.1997 г. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", учитывая предложения администрации города, городская Дума решила:
1. Утвердить программу реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Барнауле на 1997-2003 г.г. (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике, собственности и бюджету (Щетинин М.П.)
Глава городского
самоуправления |
В.Н.Баварин |
Приложение
к решению городской Думы
от 15 сентября 1997 г. N 182
Программа
реформы жилищно-коммунального хозяйства
в г. Барнауле на 1997-2003 г.г.
1. Анализ состояния жилищного
хозяйства города
За период с 1990 г.г. вследствие проводимых в стране реформ в жилищно-коммунальном секторе города происходили количественные и качественные изменения.
В соответствии с утвержденным графиком последовательно осуществлялся прием ведомственного жилья в муниципальную собственность.
Принято жилье от таких крупных заводов, как АО АПЗ "РОТОР", АО "Барнаульский станкостроительный завод", АО "Барнаултрансмаш" и т. д.
Всего передано в муниципальную собственность 804 тыс. кв. м общей площади. В настоящее время ведутся работы по приемке жилья с 10-ю предприятиями, имеющими на своем балансе 1,1 млн.кв.м жилья.
В ходе развития рыночных отношений за этот период произошли качественные изменения в структуре жилищного фонда, появились собственники квартир, некогда находящиеся в муниципальной собственности.
Доля приватизированных квартир жителями г. Барнаула от общего количества составила 40,8% или 49798 квартир.
Достаточно энергично прошел процесс создания кондоминиумов (товариществ собственников жилья).
На 20.06.97 г. в Барнауле создано 43 товарищества собственников жилья. Большинство из них вопросами эксплуатации и ремонта жилья занимаются самостоятельно, т.е. выполняют текущий ремонт, организуют субботники по озеленению и благоустройству придомовых территорий.
Ведется работа по организации товариществ собственников жилья в домах, где в частной собственности находится более 50% общей площади. Наряду с муниципальными предприятиями, работает АОЗТ ПЖКО "Прогресс", с которым заключен договор на обслуживание и ремонт жилья.
Городскими службами разработан и утвержден договор по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению с учетом их количественного и качественного содержания, однако реализовать в полной мере процесс договорных отношений с населением мешают наиболее узкие места по заключению договоров с предприятиями-монополистами, предоставляющими коммунальные услуги предприятиям жилищной сферы (ПЖЭТ, ЖЭУ), в связи с отсутствием механизма применения экономических санкций в случае невыполнения обязательств.
Крайне низкий уровень поступлений средств в бюджет не позволяет формировать план и производить финансирование работ капитального ремонта жилья, в связи с чем на жилом фонде в основном производятся работы аварийного характера, что является причиной дальнейшего ветшания жилья.
Осуществляется поэтапный переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, при которой доля населения в покрытии издержек возросла до 30%, однако ситуация усугубляется низким уровнем получения доходов населением из-за задержек по выплате зарплаты, вследствие чего просроченная задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги на 1.04.97 г. составила 19,4% или 5280 млн. рублей.
Поэтому повышение тарифов на услуги проводится с учетом реальной платежеспособности населения.
В качестве социальной защиты работает механизм предоставления компенсаций (субсидий) жителям с учетом совокупного дохода семей, за 1996 год их предоставлено 1820 семьям на сумму 64909 тыс. рублей.
В работе с населением наметились новые формы обслуживания по оказанию услуг путем производства внутриквартирных ремонтов повышенной комфортности, замены и установки электрооборудования, изготовления столярных изделий, организации автостоянок и проведения авторемонтов различной степени сложности.
Постепенно происходит процесс расширения производственных баз жилищно-коммунальных предприятий.
2. Цели и задачи реформы в жилищно-коммунальном
хозяйстве
В настоящее время необходимо сосредоточить внимание на повышении качества обслуживания населения и снижении затратного механизма в жилищном хозяйстве и на предприятиях коммунальной отрасли.
Целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является его перевод на рыночные, социально-ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
- снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование механизмов финансирования отрасли;
- усиление социальной политики в сфере ЖКХ;
- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
3. Направления реализации основных
задач формирования жилищно-коммунального
хозяйства
3.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ:
3.1.1. Создание товариществ собственников жилья.
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества, включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияние на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилого фонда. Программа развития товариществ собственников жилья в городе на 1997 г. предусматривает организацию 200 товариществ.
3.1.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирования рынка услуг.
Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Основным направлением рыночных отношений для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве являются:
- единая служба заказчика на базе комитета муниципального жилищного хозяйства с передачей некоторых функций ПЖЭТ, ЖЭУ;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Служба заказчика должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
Для этого важным шагом по организации работ должно стать формирование единой по городу политики финансирования жилищного хозяйства и сопоставление уровня обслуживания жилья в городе в целом. Для этого в обязанность службы заказчика целесообразно передать распоряжение и контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, постановлением Правительства РФ N 707 от 18 июня 1996 года в структуру оплаты жилья вводятся начисления на капитальный ремонт и плата за найм муниципального жилья. Эти средства не связаны с текущими затратами по содержанию жилищного фонда, должны аккумулироваться для проведения работ по реконструкции и модернизации жилищного фонда. Это целесообразно, поскольку плата за найм является комплексной оценкой потребительских качеств жилищного фонда. Но расходовать ресурсы, полученные в виде платы за найм, как раз целесообразно на том жилищном фонде, который находится в худшем состоянии. Аналогичная ситуация складывается со средствами, собираемыми на капитальный ремонт.
Основными задачами службы заказчика являются:
- выбор подрядчика на конкурсной основе по предоставлению жилищно-коммунальных услуг на жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранным подрядчиком на предоставление жилищно-коммунальных услуг по количеству, качеству и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплата по факту предоставления;
- содействие внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг;
- распоряжение и контроль за расходованием средств, направляемых в ЖКХ;
- тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- политика единых ставок оплаты услуг ЖКХ населением;
- формирование политики реконструкции и модернизации жилого фонда;
- административная поддержка в создании товариществ собственников жилья;
- формирование политики ресурсосбережения;
- учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию рынка жилья.
Эффективная работа службы заказчика определяется договором с комитетом по управлению имуществом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемого в хозяйственное ведение предприятиям, размеры и источники финансирования средств на его обслуживание.
Для проведения конкурсного отбора подрядчиков необходимо использовать Примерное положение о порядке конкурсного отбора жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов, утвержденное постановлением Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 01.04.94 г. N 18-24.
В 1997 г. необходимо обеспечить обслуживание на конкурсной основе в размере 1% жилищного фонда.
3.1.3. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
На первом этапе организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве должны быть разработаны технические и организационные меры по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг, в 1997 году и 1 полугодии 1998 г. необходимо произвести установку приборов учета в бюджетных организациях г. Барнаула.
Для формирования источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению необходимо рассмотреть возможность создания местных фондов ресурсосбережения, которые могут быть сформированы путем увеличения на незначительный процент тарифов на коммунальные услуги и за счет других источников и могут быть использованы для выделения на конкурсной основе организациям средств для проведения работ по ресурсосбережению и приобретению энергоснабжающей техники и технологии.
3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли.
Изменение механизмов финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве включает в себя следующие составные части:
- переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, формирование тарифов с учетом инфляции расходов на содержание жилья и реальных доходов населения.
В соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.97 г. N 425 и постановлением Правительства РФ от 26.05.97 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", необходимо:
- установить уровень платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг:
в процентах
жилищно-коммунальные
услуги
1997 г. 35
1998 г. 45
1999 г. 60
2000 г. 70
2001 г. 80
2002 г. 90
2003 г. 100
- установить максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода):
1997 г. 16
1998 г. 18
1999 г. 19
2000 г. 20
2001 г. 22
2002 г. 23
2003 г. 25
Ускорение темпа роста оплаты населением услуг по содержанию и ремонту жилья осуществляется с учетом развития конкуренции при предоставлении этих услуг и повышении качества обслуживания жилого фонда.
Вместе с тем, средства, поступающие за оплату жилья, должны включать в себя:
- средства, направляемые на капитальный ремонт;
- платежи за найм муниципального жилья, что позволит дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения). Величина платы за найм жилья должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья. Это, в свою очередь, должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда.
Наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, должны оплатить его содержание и предоставление коммунальных услуг по их себестоимости.
Жилье, занимаемое семьей сверх социальной нормы площади, оплачивается населением по повышенным тарифам:
- при превышении социальной нормы до 10% повышается ставка на 10 процентов;
- при превышении социальной нормы от 10 до 30 процентов повышается ставка на 15 процентов;
- при превышении социальной нормы от 30 до 60 процентов повышается ставка на 30 процентов;
- при превышении социальной нормы от 60 до 80 процентов повышается ставка на 40 процентов;
- при превышении социальной нормы свыше 80 процентов повышается ставка на 50 процентов.
Граждане, имеющие доход на уровне прожиточного минимума, коммунальные услуги оплачивают в размере 10% от указанных доходов.
Оплата за жилищно-коммунальные услуги в товариществах собственников жилья, в домах жилищных жилищно-строительных кооперативов (кроме текущего содержания жилья), в приватизированных квартирах и квартирах, приобретенных в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством, в домах государственного, общественного жилого фонда, в домах фонда, находящегося в собственности юридических лиц, производится по ставкам, установленным для обслуживания муниципального жилого фонда.
В коммунальных квартирах и общежитиях сохраняется порядок взимания платы за жилищно-коммунальные услуги, исходя из ставок, устанавливаемых с 1 кв. м жилой площади комнат.
Оплата мест общего пользования в коммунальных квартирах и общежитиях производится за счет квартиросъемщиков пропорционально занимаемой площади жилых помещений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг за 1 кв.метр общей площади жилья в месяц на 1997 год по г. Барнаулу устанавливается в размере 8600 руб.
Перераспределение финансовых средств, получаемых из федерального бюджета на проведение реформы ЖКХ, будет производиться с учетом вышеизложенных подходов реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг.
3.3. Реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде предоставления жилищных субсидий является одним из обязательных направлений данной программы.
Введение данной службы в службу заказчика является более целесообразным.
Порядок выплаты субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг определен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Органы местного самоуправления уполномочены предоставить гражданам дополнительные льготы по оплате жилья, превышающей социальную норму, в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг".
Социальная норма площади жилья, в пределах которой осуществляется предоставление жилищных субсидий, устанавливается по городу в следующем размере:
18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в городе;
- 42 кв. метра - на семью из двух человек;
- 33 кв. метра на одиноко проживающих граждан;
- 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в сельских населенных пунктах.
Граждане (семьи), имеющие более одного жилого помещения, а также сдающие жилые помещения в поднаем, теряют право на получение жилищных субсидий.
Неработающие граждане трудоспособного возраста (за исключением женщин, находящихся в законном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет), должны представить справку из службы занятости населения.
Если гражданин трудоспособного возраста не состоит на учете в службе занятости и не имеет на то объективных причин, то субсидия не предоставляется.
Назначение компенсации производится с месяца обращения за ее получением и устанавливается на 3 месяца.
Если один или несколько членов семьи, прописанных на данной жилплощади, на момент обращения ответственного нанимателя (или собственника жилья) за субсидией находятся в длительной командировке, выехали на временное место жительства, учебу в другие области Российской Федерации, находятся на воспитании в государственных учреждениях и за ними забронирована жилая площадь, что подтверждено документально, такие граждане в составе семьи не учитываются.
Если женщина, состоящая с мужем в разводе, не получает алименты на детей, в ее совокупный доход включается размер минимальной оплаты труда, действующий на момент оформления субсидии.
Если на жилой площади проживает несовершеннолетний ребенок, состоящий с квартиросъемщиком в родственных отношениях (внук, племянник) и имеющий родителей, прописанных по другому адресу, то на него определяется среднедушевой размер дохода из совокупного дохода семьи родителей.
Служба предоставления субсидий, а также жилищно-коммунальные организации обязаны сохранять конфиденциальность получаемых ими сведений о доходах граждан, независимо от характера источника информации.
Одним из основных направлений реформирования социальной политики является предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.
До изменения действующей системы льгот льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья (но не более фактически занимаемого жилья) и нормативов потребления коммунальных услуг.
В том случае, когда наниматель, собственник, арендатор жилого помещения имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по двум и более основаниям, льготы начисляются по одному из них по выбору гражданина.
Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий и предоставление льготной оплаты жилищно-коммунальных услуг необходимо выделить отдельной строкой в расходной части городского бюджета и рассматривать как защищенную статью.
Неурегулированность вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить основанием для отказа в их начислении. В случае отсутствия или перерасхода бюджетных средств предоставление субсидий производится как выпадающие доходы.
Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей регламентируются законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также утвержденными Правительством правилами предоставления коммунальных услуг.
Должны получить свое развитие и совершенствование форма и содержание договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора.
Должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и служб, предоставляющих услуги, за уклонение от заключения договоров.
3.4. Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
Контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания осуществляются органами жилищной инспекции.
4. Управление реализацией программы
4.1. Функции управления реализацией программы на уровне администрации города.
Важнейшей функцией администрации города становится регулирование хода реформы ЖКХ на территории города.
Основным инструментом регулирования является настоящая программа реформирования ЖКХ в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, с внесенными в нее изменениями и дополнениями на основных этапах ее реализации.
Среди функций управления, которые постоянно должны находиться в сфере внимания:
4.1.1. своевременное принятие нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению муниципального образования по всем направлениям реформы;
4.1.2.развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
4.1.3. использование альтернативных реформ предоставления услуг, внедрение прогрессивных ресурсоснабжающих технологий, иных мероприятий, способствующих снижению стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг;
4.1.4. организация информационного обеспечения хода реформ на территории города;
4.1.5. контроль и регулирование деятельности естественных монополий через соответствующие комиссии; создание жилищной инспекции.
4.2. Функции управления реализацией программы на уровне органов городского самоуправления.
Основной задачей органов городского самоуправления является разделение функций собственника жилищного фонда и объектов коммунального назначения, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
В сфере управления муниципальной собственностью необходимо разделить функции административного управления хозяйственной деятельностью.
Организация работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и выполнение настоящей программы на муниципальном уровне должна включать:
4.2.1.проведение тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг с учетом снижения их стоимости и повышения качества;
4.2.2. обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами;
4.2.3. создание системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве;
4.2.4. формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья;
4.2.5. формирование политики ресурсосбережения;
4.2.6. информационное обеспечение населения о наиболее важных направлениях жилищно-коммунальной реформы.
5. Этапы реализации программы
5.1. В 1997-1998 г.г. должны быть завершены:
- Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации программы.
- Разграничение функций управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в муниципальном жилищном фонде.
- Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
- Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.
- Разработка и экспериментальная проверка выбора на конкурсной основе обслуживающих жилищный фонд организаций.
- Упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным гражданам и определение источников их финансирования.
- Начало дифференцирования оплаты за жилье на инвестиционные составляющие, плату за найм (обслуживание) и затраты на капитальный ремонт.
- Реализация программы контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги предприятиями, являющимися естественными монополистами.
- Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья.
- Разработка нормативно-технической базы по установке индивидуальных приборов учета ресурсов.
- Создание государственной жилищной инспекции города.
5.2. В 1999-2000 г.г. должны быть осуществлены:
- Переход на обслуживание государственного и муниципального жилищных фондов на конкурсной основе.
- Использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде.
- Начало постепенного внедрения страхования жилых помещений в себестоимость жилищных услуг.
- Экспериментальные программы привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры, в том числе через муниципальную кредитно-финансовую систему.
- Постепенное внедрение внутриквартирных счетчиков и регуляторов потребления ресурсов.
5.3. В 2001-2003 годах должно быть осуществлено:
- Завершение перехода на новую систему оплаты жилья (включая капитальный ремонт) и коммунальные услуги в части покрытия затрат на их предоставление населением.
- Товарищества собственников жилья станут преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.
6. Освещение хода реформы в средствах
массовой информации
Основной целью освещения хода реформы является достижение и правильное понимание населением преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
Рекомендуется использовать все формы информации населения: радио, телевидение, пресса, собрание жильцов, "Час прямого провода", разъяснения через специалистов жилищно-эксплуатационных организаций с широким обсуждением среди населения.
Особое внимание следует уделить качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способны породить серьезную напряженность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Барнаульской городской Думы от 15 сентября 1997 г. N 182 "О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Барнауле на 1997-2003 гг."
Текст решения официально опубликован не был
Решением Барнаульской городской Думы от 21 апреля 2006 г. N 355 настоящее Решение признано утратившим силу