Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Новокузнецка
от 05.11.2019 N 184
Среднесрочный прогноз
социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||||
базовый |
целевой |
базовый |
целевой |
базовый |
целевой |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1. Население | |||||||||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
553 |
552,9 |
551,9 |
551,6 |
551,7 |
551,4 |
551,5 |
551,5 |
551,7 |
|
Численность населения трудоспособного возраста |
тыс. человек |
317,2 |
315,6 |
314,1 |
311,1 |
313,7 |
311 |
313,1 |
310,1 |
312,9 |
|
Численность населения старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
133 |
134,9 |
135,3 |
136,3 |
135,9 |
136,9 |
135,4 |
137,2 |
135 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
70 |
70,2 |
71,1 |
71,8 |
72 |
72 |
72,5 |
72,3 |
72,9 |
|
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
10 |
9,4 |
10,6 |
10,5 |
10,7 |
10,6 |
10,6 |
9,8 |
10,9 |
|
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
13,6 |
13,7 |
14,1 |
13,8 |
12,7 |
13,2 |
12,5 |
12,5 |
12,1 |
|
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-3,6 |
-4,2 |
-3,5 |
-3,3 |
-2 |
-2,6 |
-1,9 |
-2,7 |
-1,2 |
|
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. человек |
3,2 |
0,8 |
1,5 |
1,2 |
1,6 |
0,5 |
1,2 |
1,5 |
1,9 |
|
2. Промышленное производство | |||||||||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
млн. рублей |
425322,3 |
467826,4 |
497970 |
537911,4 |
541836,8 |
569961,7 |
574925,3 |
603808,8 |
610944,5 |
|
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,4 |
96,4 |
101,1 |
102,6 |
104,3 |
101,2 |
101,6 |
101,2 |
101,6 |
|
Добыча полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,4 |
97,3 |
99,7 |
101,8 |
104 |
100,9 |
101,2 |
101,2 |
101,6 |
|
Добыча угля |
% к предыдущему году в действующих ценах |
97,9 |
100 |
100,1 |
101,8 |
103,9 |
100,8 |
101,1 |
101,1 |
101,5 |
|
Добыча металлических руд |
% к предыдущему году в действующих ценах |
93,3 |
90,2 |
94,2 |
100,5 |
105 |
100,7 |
101 |
101,4 |
101,7 |
|
Добыча прочих полезных ископаемых |
% к предыдущему году в действующих ценах |
102,5 |
101,6 |
102 |
100,1 |
101 |
100,2 |
100,5 |
100,3 |
100,7 |
|
Обрабатывающие производства |
% к предыдущему году в действующих ценах |
102,5 |
95,7 |
101,4 |
102,6 |
104,1 |
101,4 |
101,8 |
101,3 |
101,6 |
|
Производство пищевых продуктов |
% к предыдущему году в действующих ценах |
93,1 |
103 |
103,4 |
105 |
110 |
100,9 |
101,1 |
101,4 |
101,9 |
|
Производство напитков |
% к предыдущему году в действующих ценах |
111,8 |
97,1 |
99,9 |
108 |
112 |
104 |
104,8 |
105,6 |
106,4 |
|
Производство текстильных изделий |
% к предыдущему году в действующих ценах |
191,2 |
71,1 |
110,3 |
105,5 |
106,2 |
106,5 |
107,2 |
107,5 |
108,2 |
|
Производство одежды |
% к предыдущему году в действующих ценах |
113,5 |
112,4 |
115 |
102 |
103 |
102,4 |
103,5 |
102,9 |
104 |
|
Производство кожи и изделий из кожи |
% к предыдущему году в действующих ценах |
94,8 |
104,1 |
106,5 |
101,5 |
102,5 |
101,7 |
102,9 |
102,4 |
103 |
|
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
% к предыдущему году в действующих ценах |
132,8 |
83,7 |
110 |
100,2 |
102,7 |
100,5 |
102,9 |
100,8 |
103,2 |
|
Производство бумаги и бумажных изделий |
% к предыдущему году в действующих ценах |
92 |
104,7 |
104,5 |
101,4 |
102,8 |
101,8 |
102,3 |
102,8 |
103,2 |
|
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
% к предыдущему году в действующих ценах |
101,9 |
85,3 |
100 |
105,5 |
107,5 |
102,5 |
102,8 |
103 |
103,2 |
|
Производство химических веществ и химических продуктов |
% к предыдущему году в действующих ценах |
96,3 |
103,3 |
101,5 |
100,2 |
101,2 |
101,3 |
101,7 |
101,6 |
101,9 |
|
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
% к предыдущему году в действующих ценах |
129,2 |
60,6 |
115 |
108 |
109,4 |
106,6 |
107,2 |
107,6 |
108,2 |
|
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
% к предыдущему году в действующих ценах |
150,9 |
89 |
103,5 |
101,5 |
104 |
104,2 |
106 |
104,5 |
107 |
|
Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
% к предыдущему году в действующих ценах |
99,9 |
79,6 |
107 |
120,2 |
131,6 |
104,6 |
105,1 |
104,8 |
105,5 |
|
Производство металлургическое |
% к предыдущему году в действующих ценах |
102,9 |
95,3 |
100,1 |
101,4 |
102,6 |
100,2 |
100,5 |
100,4 |
100,7 |
|
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
% к предыдущему году в действующих ценах |
112,1 |
87,2 |
115,5 |
115,7 |
118,4 |
115,8 |
118 |
107,4 |
108 |
|
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
% к предыдущему году в действующих ценах |
- |
1,6 |
98,5 |
104,6 |
105,4 |
105 |
105,9 |
105,5 |
106,4 |
|
Производство электрического оборудования |
% к предыдущему году в действующих ценах |
149,8 |
77,8 |
103,5 |
101 |
101,8 |
102 |
102,4 |
102,6 |
102,9 |
|
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
% к предыдущему году в действующих ценах |
73,6 |
116,3 |
125,3 |
125,5 |
130 |
110 |
110,3 |
109 |
109,2 |
|
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
% к предыдущему году в действующих ценах |
61,3 |
73 |
96,4 |
100,1 |
101 |
101,4 |
102 |
102,5 |
103,1 |
|
Производство мебели |
% к предыдущему году в действующих ценах |
112,9 |
74,9 |
114 |
102 |
102,8 |
103,6 |
104,4 |
105,3 |
106,2 |
|
Производство прочих готовых изделий |
% к предыдущему году в действующих ценах |
119,8 |
90,8 |
97,8 |
104,3 |
105 |
104,7 |
105,4 |
105,2 |
106 |
|
Ремонт и монтаж машин и оборудования |
% к предыдущему году в действующих ценах |
120,3 |
104,9 |
104,2 |
105 |
107,5 |
106,8 |
107 |
105,4 |
105,8 |
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% к предыдущему году в действующих ценах |
96,1 |
98,1 |
102,2 |
101,8 |
102,5 |
100,5 |
100,8 |
101,1 |
101,3 |
|
Водоснабжение; водоотведение; организация сбора и утилизации отходов; деятельность по ликвидации загрязнений |
% к предыдущему году в действующих ценах |
95,4 |
120,9 |
120,3 |
117 |
120,8 |
100,8 |
101 |
101,1 |
101,4 |
|
3. Строительство | |||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
17165,3 |
17736,9 |
19872,8 |
21405,4 |
21448 |
23035 |
23103,5 |
24837,4 |
24888,8 |
|
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в действующих ценах |
106,8 |
92,3 |
106 |
102 |
102,3 |
102,1 |
102,2 |
102,3 |
102,5 |
|
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м в общей площади |
140,3 |
107 |
144 |
152,5 |
152,5 |
161 |
161 |
248,7 |
248,7 |
|
4. Торговля и услуги | |||||||||||
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
102,1 |
104,6 |
104,3 |
104,2 |
103,8 |
104 |
104 |
104 |
104 |
|
Индекс потребительских цен в среднем за год |
% к предыдущему году |
102,5 |
103,1 |
105 |
104 |
103,7 |
104 |
104 |
104 |
104 |
|
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
98650 |
106517,8 |
112505 |
117947,9 |
118303,5 |
124876,3 |
125375,6 |
132471,2 |
133391,7 |
|
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
21473,8 |
22830,4 |
23928,4 |
25253,4 |
25407,1 |
26628,2 |
27135,1 |
28273,1 |
29178,9 |
|
5. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия | |||||||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
8941 |
11995 |
12000 |
12015 |
12338 |
12375 |
12708 |
12746 |
13088 |
|
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) |
человек |
51347 |
53776 |
54359 |
54836 |
58059 |
56481 |
59801 |
58175 |
61595 |
|
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд. рублей |
134471 |
160556 |
165373 |
170334 |
171988 |
175444 |
177148 |
180708 |
182462 |
|
6. Инвестиции | |||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
24623,98 |
30135,8 |
38957 |
42217,41 |
42324,08 |
46234,06 |
49961,94 |
53296,18 |
57796,99 |
|
Темп роста объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году |
161,7 |
95,9 |
110 |
84,6 |
100,4 |
100,6 |
107,9 |
97,6 |
100,4 |
|
по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства |
млн. рублей |
11742,92 |
12031,5 |
13562,03 |
16513,51 |
17284,84 |
18346,93 |
21017,05 |
22146,29 |
25772,95 |
|
привлеченные средства |
млн. рублей |
2580,52 |
3472,7 |
5718,23 |
4900 |
5419,87 |
5500 |
5844,32 |
3850 |
3942,29 |
|
заемные средства других организаций |
млн. рублей |
216,25 |
255,5 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
|
бюджетные средства |
млн. рублей |
889,74 |
935,3 |
3118,23 |
2300 |
2819,88 |
2900 |
3244,32 |
1250 |
1342,29 |
|
прочие |
млн. рублей |
1301,27 |
2019,2 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
|
7. Труд и занятость | |||||||||||
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
257,6 |
255,2 |
254,4 |
252,2 |
253,5 |
251 |
252,1 |
250,2 |
251,7 |
|
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей/ месяц |
33107,7 |
37804,5 |
40043,3 |
42235,6 |
42293,8 |
45415,9 |
45711 |
48717 |
49172,8 |
|
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций |
% к предыдущему году |
109,6 |
114,2 |
105,9 |
105,5 |
105,6 |
107,5 |
108,1 |
107,3 |
107,6 |
|
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
106,9 |
110,8 |
100,9 |
101,4 |
101,9 |
103,4 |
103,9 |
103,1 |
103,4 |
|
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,1 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
|
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. человек |
3,3 |
2,8 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
2,9 |
2,7 |
2,7 |
2,5 |
|
Фонд заработной платы работников организаций |
млн. рублей |
70054,6 |
77975,5 |
81055,5 |
83910,4 |
84147,2 |
88708,1 |
89543,1 |
93571,1 |
94879,8 |
|
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
% к предыдущему году |
105,9 |
111,3 |
103,9 |
103,5 |
103,8 |
105,7 |
106,4 |
105,5 |
106 |
|
8. Финансы | |||||||||||
Доходы, всего |
млн. рублей |
17246,74 |
19563,5 |
20474,8 |
17637,9 |
17835,62 |
17964,45 |
18124,7 |
18072,2 |
18190,1 |
|
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
млн. рублей |
5243,74 |
6419,4 |
6495,2 |
6640,1 |
6835,52 |
6965,25 |
7118,3 |
7078,9 |
7182,1 |
|
Налоговые доходы, всего В том числе: |
млн. рублей |
4451,04 |
5704,2 |
5719,1 |
5866,7 |
6033,3 |
6183 |
6316,9 |
6289,4 |
6373 |
|
налог на доходы физических лиц |
млн. рублей |
2770,9 |
3505,5 |
3472,1 |
3476,6 |
3620 |
3742,7 |
3864,3 |
3842,7 |
3914,3 |
|
акцизы |
млн. рублей |
31,3 |
34 |
35 |
46,9 |
57,3 |
67,2 |
69,4 |
68,1 |
69,8 |
|
налог на имущество физических лиц |
млн. рублей |
67,8 |
93,1 |
81,5 |
87 |
90 |
92,5 |
94,6 |
93,4 |
95 |
|
транспортный налог |
млн. рублей |
21,54 |
23,2 |
21,9 |
22,2 |
23 |
22,5 |
23,4 |
23,1 |
24,2 |
|
земельный налог |
млн. рублей |
1099,2 |
1181,9 |
1265,3 |
1379 |
1382 |
1393 |
1395,5 |
1393,8 |
1396,3 |
|
Неналоговые доходы, всего |
млн. рублей |
792,2 |
715,2 |
776,1 |
773,4 |
802,22 |
782,25 |
801,4 |
789,5 |
809,1 |
|
Безвозмездные поступления, всего |
млн. рублей |
12003 |
13144,1 |
13979,6 |
10997,8 |
11000,1 |
10999,2 |
11006,4 |
11000,3 |
11008 |
|
Расходы, всего В том числе: |
млн. рублей |
17656,8 |
19733,3 |
20593,5 |
18225,7 |
18223 |
18222,5 |
18219,8 |
18220,7 |
18217,6 |
|
общегосударственные вопросы |
млн. рублей |
310,9 |
419,1 |
430,5 |
430 |
420 |
425 |
417 |
423 |
411 |
|
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
млн. рублей |
115,4 |
243,4 |
238,7 |
163,1 |
163 |
162,5 |
162,1 |
162,1 |
162,1 |
|
национальная экономика |
млн. рублей |
2765,3 |
2973,6 |
2820 |
2750 |
2750 |
2750 |
2750 |
2750 |
2750 |
|
жилищно-коммунальное хозяйство |
млн. рублей |
3051,6 |
2912,2 |
2266,6 |
2005 |
2005 |
2005 |
2005 |
2005 |
2005 |
|
охрана окружающей среды |
млн. рублей |
3,7 |
4,2 |
5,2 |
5,2 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
|
образование |
млн. рублей |
7156,9 |
8405,6 |
8343,5 |
8245 |
8244 |
8245 |
8244 |
8243 |
8242 |
|
культура, кинематография |
млн. рублей |
507,6 |
648,7 |
650,5 |
640 |
640 |
640 |
640 |
640 |
640 |
|
здравоохранение |
млн. рублей |
5,9 |
2,2 |
2 |
1,5 |
1,2 |
1 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
|
социальная политика |
млн. рублей |
3322,7 |
3589 |
5020 |
3550 |
3549 |
3550 |
3548 |
3549 |
3548 |
|
физическая культура и спорт |
млн. рублей |
51,7 |
246 |
326 |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
|
средства массовой информации |
млн. рублей |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
обслуживание государственного и муниципального долга |
млн. рублей |
360,5 |
284,3 |
380 |
323,9 |
323,9 |
323,9 |
323,9 |
323,9 |
323,9 |
|
Дефицит(-), профицит (+) бюджета |
млн. рублей |
-410,06 |
-169,8 |
-118,7 |
-587,7 |
-387,38 |
-258,05 |
-95,1 |
-142,5 |
-27,5 |
Пояснительная записка
по основным параметрам среднесрочного прогноза социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации направлений развития экономики страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа (далее также - муниципальное образование, городской округ, город Новокузнецк) за 2018 год, предварительные итоги социально-экономического развития города Новокузнецка за 1-е полугодие 2019 года.
Прогноз разработан в составе двух вариантов - консервативного и базового, в зависимости от условий внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и с учетом индексов-дефляторов, предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации.
1. Общая оценка социально-экономической ситуации в Новокузнецком городском округе
1.1. Промышленное производство
В целом по всем видам экономической деятельности за 2018 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в городе Новокузнецке составил 467,8 млрд. рублей, что на 10% выше уровня 2017 года. Индекс промышленного производства - 96,4%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" по итогам 2018 года составил 158,3 млрд. рублей, что на 1,2% выше уровня 2017 года. В 2018 году добыто 4,5 млн. тонн угля, что на 0,3 млн. тонн больше, чем в 2017 году. По факту добычу угля на территории города Новокузнецка осуществляют две шахты: акционерное общество "Шахта Большевик" и акционерное общество "Шахта Полосухинская". Уровень добычи угля запланирован в рамках производственных показателей данных предприятий по добыче угля.
В целом объем отгруженных товаров по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2019 году ожидается в сумме 168,9 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по данному виду деятельности в ближайшие три года будет показывать рост по любому из вариантов развития экономики Новокузнецкого городского округа.
В секторе обрабатывающих производств в 2018 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 288,1 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 95,7 % к уровню 2017 года. Индексы промышленного производства по итогам 2018 года показали отрицательные значения к уровню 2017 года по двенадцати видам производств, значения показателей колеблются от 97,1% до 60,6%.
По-прежнему промышленное производство города Новокузнецка носит монопрофильный характер. По итогам 2018 года 51,1% всей стоимости продукции промышленного производства создавалось предприятиями металлургического производства, в структуре обрабатывающих производств - 83%. Металлургическое производство в городе Новокузнецке представлено рядом таких крупных компаний как акционерное общество (далее - АО) "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат", АО "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый завод", АО "Кузнецкие ферросплавы". Сводный индекс промышленного производства по предприятиям металлургического производства четвертый год подряд находится в отрицательной зоне и по итогам 2018 года снизился до 95,3% по сравнению с 2017 годом. В целом 2018 год был благоприятным для металлургической отрасли: поэтапное сокращение сталелитейных мощностей в Китае в связи с изменениями в экологическом законодательстве ("китайская зима"), перераспределение нагрузки действующих мощностей на рынке и, как следствие, плавный рост цен; рост внутреннего спроса.
На развитие металлургической отрасли оказывают влияние следующие факторы:
1) снижение уровня потребления на внутреннем рынке;
2) ужесточение конкуренции на внешнем рынке в связи с запуском в мире новых производственных мощностей;
3) высокая волатильность цен;
4) рост цен на сырье и материалы;
5) усиление защитных мер на внешних рынках;
6) завышенная кадастровая стоимость земельных участков, используемых для промышленного производства.
Темпы роста металлургической промышленности в среднесрочной перспективе будут определяться объемами внутреннего потребления, а также динамикой экспортных поставок за счет освоения новых рынков сбыта металлопродукции.
Инвестиции в металлургическое производство в 2018 году снизились до уровня 83,5% к уровню 2017 года, что обусловлено завершением отдельных инвестиционных проектов и начальной расчетной стадией новых инвестиционных проектов. В 2019 году прогнозируется повышение в данной отрасли объемов инвестиций к уровню 2018 года до 130%. Данную тенденцию задают инвестиционные проекты АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат", АО "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый завод" и АО "Кузнецкие ферросплавы".
В целом в среднесрочной перспективе прогнозируются ежегодный прирост обрабатывающего сектора на уровне 2-4 % и улучшение тенденции развития флагманских видов деятельности за счет модернизации производства и реализации инвестиционных проектов, а также постепенное повышение доли в отгрузке производства продукции по видам деятельности, разрешенным к осуществлению на территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
По виду деятельности "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях" рост объемов производства учитывается не только на основе предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Новокузнецкого городского округа несколько лет, но и с учетом планируемых в данном виде деятельности резидентов ТОСЭР.
Также значительное повышение индекса производства будет характерно для производства пищевых продуктов - в 2020 году на 10 % к уровню 2019 года; для производства напитков - на 12 % соответственно; для производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - на 18,4 % соответственно; для ремонта и монтажа машин и оборудования - на 7,5 % соответственно.
В энергетическом секторе в целом ситуация стабильна. Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в 2018 году составил 13,8 млрд. рублей. Индекс производства показал спад на 1,9 %. К 2020 году прогнозируется рост объема отгруженных товаров собственного производства до 14,46 млрд. рублей в базовом варианте.
По виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" на 2020-2022 годы запланировано повышение объемов производства до 12,6 млрд. рублей в базовом варианте. Положительная динамика показателей обусловлена реализацией инвестиционных проектов резидентов ТОСЭР и результатами ведения деятельности по снижению загрязнения атмосферного воздуха предприятиями города Новокузнецка во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Прогноз разработан в соответствии со Стратегией развития промышленности Кемеровской области на периоды 2018-2024 гг. и раскрывающимися перспективами развития города Новокузнецка с получением статуса ТОСЭР.
1.2. Инвестиции
По итогам 2018 года в Новокузнецком городском округе наблюдается подъем объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу отчитывающихся организаций, в том числе объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, составившего 111,8% по отношению к 2017 году, в денежном эквиваленте - 30136 млн. рублей.
При этом рост инвестиций по крупным и средним организациям составил всего 100,63% по отношению к данным 2017 года.
Основное увеличение объема инвестиций состоялись в видах деятельности раздела "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" с 37,31 млн. рублей до 169,40 млн. рублей (420 %), обусловленное реализацией инвестиционной программы ООО "Водоканал", позволившей выполнить мероприятия по строительству объектов в сфере водоснабжения в целях подключения объектов капитального строительства, а также мероприятия, направленные на повышение экологической эффективности .
Также отмечено увеличение показателей по отношению к показателям 2017 года по следующим разделам:
1) "Строительство" - 280 %, значительную вклад в рост показателя сыграло участие Новокузнецкого городского округа в государственных программах, предусматривающих мероприятия по обеспечению безопасности и качества автомобильных дорог и комфортных условий проживания и досуга жителей городского округа;
2) "Транспортировка и хранение" - 180,6 %. Один из инвестиционных проектов, реализуемых в указанной сфере, направлен создание условий для транспортирования газа до газовых котельных Новоильинского района города Новокузнецка;
3) "Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение" - 176,9%. Весомый объем инвестиций в рамках данного раздела был направлен на мероприятия, реализуемые Федеральной службой исполнения наказаний;
4) "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" - 163,7%. Приток инвестиций обеспечен капитальными вложениями в медицинские учреждения, осуществляющие деятельность на территории города Новокузнецка;
5) "Предоставление прочих видов услуг" - 440%. Увеличение инвестиций связано с широкомасштабным развитием цифровых технологий и внедрением их в повседневную жизнь.
При значительном росте инвестиций в отдельные отрасли и виды деятельности наблюдается снижение объема инвестиций в обрабатывающие отрасли по отношению к 2017 году - 90,63%, что в суммарном выражении составляет 3,9 млрд. рублей. Данное снижение является следствием внедренных ранее в металлургическое производство инвестиционных проектов, требующих окупаемости в ближайшие годы.
При изучении структуры источников финансирования инвестиций за период 2017-2018 годы наблюдается небольшой рост соотношения привлеченных средств к собственным: 2017 год - 22%, 2018 год - 29%. Это указывает на постепенный возврат доверия со стороны предпринимательства к внешним инвесторам и рынку банковских продуктов.
При оценке объема инвестиций в 2019 году, сопоставляя данные за 1 кварталы 2019 и 2018 годов и оценочный уровень дефлятора 105,1%, можно предположить, что индекс физического объема инвестиций по полному кругу предприятий в Новокузнецком городском округе составит 123% по отношению к показателю 2018 года или 38,96 млрд. рублей. Данная оценка обусловлена наличием у города Новокузнецка статуса ТОСЭР и подготовкой к празднованию 300-летия образования Кузбасса.
По крупным и средним предприятиям объем инвестиционных вложений оценивается в размере 19,28 млрд. рублей, и соотношение к 2018 году указывает на рост, составляющий 118,3%.
Более значимые и показательные примеры намеченной динамики прогнозируются:
1) в производстве химических веществ и химических продуктов. Оценка инвестиций на 2019 год по разделу "Производство химических веществ и химических продуктов" составляет 115 млн. рублей в связи с подписанием долгосрочного контракта между ShareAir Liquide и АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" на поставку кислорода, азота и аргона. ShareAir Liquide инвестирует в строительство двух современных воздухоразделительных установок (ВРУ). Они повысят энергоэффективность и общий уровень экологичности производственного процесса. ShareAir Liquide займется проектированием, строительством и эксплуатацией двух собственных установок производительностью 1 500 тонн кислорода в сутки каждая на площадке АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат". Старт производства ожидается в 2021 году. ВРУ станут для ShareAir Liquide новым источником кислорода, азота и аргона для организации поставок промышленных газов в Кемеровскую область и Западную Сибирь;
2) в металлургическом производстве на 2019-2020 годы прогнозируется повышение объемов инвестиций до 130% в 2019 год и 150% в 2020 году. Данная тенденция обусловлена проектами АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат", АО "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый завод" и АО "Кузнецкие ферросплавы";
3) в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений на период 2019-2023, благодаря реализации инвестиционной программы ООО "Водоканал" планируются мероприятия по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения.
Помимо данных мероприятий в ближайшие годы на территории города Новокузнецка планируется реализация инвестиционного проекта ООО "ПромЭко" по созданию завода по утилизации крупногабаритных шин;
4) инвестиции в образование, здравоохранение, культуру, спорт, а также в профессиональную, научную и техническую деятельность в основном размере обусловлены участием Новокузнецкого городского округа в национальных проектах Российской Федерации, финансируемых из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, что обеспечит рост вложений 110% - 150%.
В период 2019-2022 годов ожидаемый процент соотношения бюджетных инвестиций по базовому варианту к общему объему инвестиций по полному кругу отчитывающихся организаций прогнозируется следующим образом: 2019 год - 8%; 2020 год - 6%; 2021 год - 6%; 2022 год - 2%. По итогам 2018 года данный показатель составил 3%.
Планируемый вариант социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа предусматривает максимальное привлечение частных инвестиций как предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Новокузнецка, так и внешних инвесторов, не только в действующие отрасли, но и в новые производства.
1.3. Строительство
Жилищный фонд Новокузнецкого городского округа на 01.01.2019 составил 12883,1 тыс. кв. м, а обеспеченность населения жильем - 23,3 кв. м на 1 жителя.
В 2018 году организациями всех форм собственности с участием граждан построены 1522 квартиры общей площадью 107,3 тыс. кв. м, что составило 76,3% к уровню 2017 года.
Гражданами за счет собственных и заемных средств построены 842 жилых дома общей площадью 69,8 тыс. кв. м, что составило 56,5% к уровню 2017 года. Доля построенного гражданами либо с участием граждан жилья в общем объеме введенного жилья составила 65,3%, что указывает на снижение по отношению к 2017 году на 22,9%.
В дальнейшем планируется участие граждан в строительстве жилья на уровне 77% , и показатель ввода жилья на 2019 год оценивается в размере 144,0 тыс. кв. м. В дальнейшем прогнозируется по базовому варианту рост вводимого жилья в 2020-2022 годах с 152,5 тыс. кв. м до 248,7 тыс. кв. м.
Данная динамика позволит к концу 2022 года иметь 13 557,9 тыс. кв. м жилищного фонда и обеспечить жителей города Новокузнецка 24,58 кв. м жилья на 1 жителя.
В целом оценочный и прогнозируемый объемы строительства по городу Новокузнецку остаются стабильными в сопоставимых ценах, но баланс происходит за счет роста промышленного строительства. Рост объемов строительства в действующих ценах наблюдается за счет прогнозируемого показателя индекса-дефлятора.
1.4. Потребительский рынок
В городе Новокузнецке в 2018 году среднегодовой индекс потребительских цен составил 104,6%, а в 2022 году по базовому варианту он достигнет уровня 104%.
Оборот розничной торговли в 2018 году составил 106,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2017 годом на 7,87 млрд. рублей, что оценивается в сопоставимых ценах на уровне 104,7%. В период 2020-2022 годов прогнозируется рост оборота розничной торговли до 133,4 млрд. рублей.
За 2018 год населению оказано платных услуг на 22,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,9 % к 2017 году. В прогнозируемом периоде ожидается плавный рост объема платных услуг, оказываемых населению, и в 2022 году он достигнет уровня 29,2 млрд. рублей по базовому варианту.
1.5. Труд и занятость
Численность занятых в экономике Новокузнецкого городского округа на конец 2018 года составила 255,2 тысяч человек. Показатель численности экономически активного населения за 2018 год составляет 46 %, что говорит о пониженном уровне трудовой активности жителей, нормой которого считается 50 % от общего числа жителей. Сектор крупного и среднего бизнеса, оставаясь основной сферой приложения труда, обеспечивает около 75% трудовых ресурсов города, и состоит из 127,55 тыс. работников.
За 2018 год число жителей города, имеющих официальный статус безработных, уменьшилось на 500 человек и составило 2800 человек. Уровень фиксируемой безработицы составил 0,9 %, что ниже показателя 2017 года на 0,2 %, но и этот уровень еще достаточно высок.
Определяющими факторами развития рынка труда в среднесрочной перспективе будут являться:
- нарастающие демографические ограничения, обусловленных сокращением численности населения трудоспособного возраста;
- ограниченные возможности развития и модернизация производства, а также медленное восстановление экономики;
- тенденция создания новых производств при применении новых технологий, не требующих большого количества обслуживающего персонала;
- наличие сектора самозанятых граждан.
Таким образом, к концу 2022 года прогнозируемая численность занятых в экономике города Новокузнецка сократится до 251,7 тыс. человек по базовому варианту. По мере восстановления экономики города уровень безработицы начнет ежегодно снижаться и к концу 2022 года составит по базовому варианту - 0,5 %.
Наряду с этим, ожидается значительное повышение уровня средней заработной платы работников, который к 2022 году составит: по консервативному варианту- 48717 руб., по базовому- 49172,8 руб.
1.6. Демография
Численность постоянного населения города Новокузнецка по состоянию на 1 января 2019 года составила 552,105 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с началом 2018 года на 1,53 тыс. человек. Уменьшение численности произошло за счет отрицательного естественного прироста (превышение смертности над рождаемостью) и снижения миграционного прироста.
По итогам 2018 года общий коэффициент рождаемости составил 9,4 человек на 1000 человек населения (5 212 человек родившихся), общий коэффициент смертности - 13,7 человек на 1000 человек населения (7 554 человек умерших). Естественная убыль населения по итогам 2018 года составила -4,24 человека на 1000 человек населения (-2 342 человека).
Необходимо отметить изменение возрастной структуры населения города Новокузнецка. В настоящее время в городе Новокузнецке устойчиво снижается доля населения в трудоспособном возрасте, при этом наблюдается процесс "старения населения". Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте обусловлено вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений, рожденных в нестабильные 90-е годы XX века, выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенное время.
Учитывая сокращение количества женщин фертильного возраста, на долю которых приходится наибольшее число деторождений, в консервативном варианте показатель коэффициент рождаемости прогнозируется ниже показателя базового варианта. При этом последовательная реализация мероприятий по поддержке материнства и детства (назначение более высокого размера детских пособий и др.) позволит рассчитывать на формирование положительной динамики рождаемости в базовом варианте прогноза. В условиях демографического старения и ухудшения возрастной структуры населения, с учетом тяжелых условий труда в промышленном секторе прогнозируется превышение уровня смертности над уровнем рождаемости. Вместе с тем проводимые мероприятия по сокращению смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности, что нашло отражение в базовом варианте прогноза.
В прогнозируемом периоде демографический потенциал населения в городе Новокузнецке будет поддерживаться за счет незначительного миграционного прироста населения. Наибольший миграционный прирост наблюдается в возрастной группе от 15 до 34 лет. В настоящее время город Новокузнецк является привлекательным для целого ряда народов из стран СНГ. В 2022 году миграционный прирост ожидается на уровне 1900 человек. В целом в прогнозируемом периоде 2020-2022 годов ожидается увеличение численности населения, в основном это будет происходить за счет миграционного прироста, в частности за счет приезжих на заработки граждан. Все это возможно в связи с присвоением городу Новокузнецку статуса ТОСЭР.
2. Перечень основных проблемных вопросов развития Новокузнецкого городского округа, сдерживающих его социально-экономическое развитие
Несмотря на наличие механизмов эффективного взаимодействия администрации города Новокузнецка с предприятиями города Новокузнецка, в настоящее время можно выделить основные проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие города Новокузнецка:
1) постепенное "старение" населения - как следствие процесса естественной убыли населения;
2) дифференциация в уровне оплаты труда, которая способствует текучести и постоянному дефициту кадров в отдельных видах деятельности;
3) структурная безработица, вызванная несовпадением структуры спроса и предложения на рабочую силу, нехватка квалифицированных трудовых ресурсов, в первую очередь по рабочим массовых профессий и инженерных специальностей;
4) недостаточность инвестиционных вложений в развитие предприятий города Новокузнецка;
5) монопрофильная экономика города Новокузнецка;
6) наличие сдерживающих факторов для предприятий моноотрасли - металлургии.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области от 5 ноября 2019 г. N 184 "О среднесрочном прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.