Постановление Администрации Алтайского края от 20 июля 1998 г. N 453
"Об оценке итогов приватизации государственного имущества в Алтайском крае в 1992-1997 годах"
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 мая 2002 г. N 282 настоящее Постановление признано утратившим силу
Оценивая итоги приватизации государственного имущества в Алтайском крае в 1992-1997 годах, Совет администрации края считает, что цели, продекларированные в Государственных программах приватизации, не достигнуты, а именно:
- создание социально ориентированной рыночной экономики на базе формирования частных собственников;
- повышение эффективности деятельности предприятий;
- содействие финансовой стабилизации;
- развитие социальной инфраструктуры за счет доходов от приватизации.
При проведении приватизации была сделана ставка на приоритетную реализацию политического тезиса о достижении необратимости проводимых экономических и политических преобразований путем проведения ускоренной массовой приватизации, что неизбежно отодвинуло на второй план вопрос экономической эффективности приватизации и привело к одномоментной потере управляемости со стороны государства при отсутствии контроля со стороны массы новых собственников.
Вопросы повышения качества управления, от которых в значительной степени зависит эффективность производства, не реализовывались. В силу отсутствия для их решения нормативно-правовой базы и механизмов управления государственной собственностью, органы приватизации сделали упор на продаже последнего, упустив вопросы учета и контроля за эффективным использованием государственной собственности.
Масштабная приватизация, организованная как формально-юридический процесс смены собственника, фактически завершилась. Приватизировано 2276 предприятий, что составляет 71% расположенных в крае, в том числе 94% предприятий промышленности, 89% предприятий бытового обслуживания, 88% - автомобильного транспорта, 81% предприятий торговли, 47% сельхозпредприятий и предприятий производственно-технического обслуживания сельского хозяйства.
Практически бесплатная приватизация большей части государственного имущества повлекла сокращение доходной базы бюджета, что усугубило общий экономический кризис. Подавляющее большинство приватизированных предприятий края поставлены на грань банкротства. Изменение формы собственности предприятий не обеспечило приток инвестиционных ресурсов, не решило задачу создания слоя ответственных собственников, негативно сказалось на состоянии объектов социально-культурного и бытового назначения.
Отсутствие у подавляющей массы новых собственников, в основном трудовых коллективов, знаний о ценных бумагах и корпоративном управлении, низкая правовая культура, неполнота законодательного регулирования процесса приватизации и последующей смены собственников при массовой "обвальной" приватизации привели к обострению неизбежных конфликтных ситуаций связанных с перераспределением собственности, породили нарушения законодательства, рост социальной напряженности в обществе.
В отношении 42 объектов дела по приватизации рассматривались в суде при участии в качестве истца или ответчика комитета по управлению госимуществом края, 26 судебных дел рассматривались по искам прокуратуры. Большая часть исков касается включения в уставные капиталы приватизированных предприятий объектов социально-культурного назначения, по 11 предприятиям объекты изъяты из уставного капитала, в том числе таких предприятий - АО "Алтайкокс", АО "Меланжист", АО "Алтайдизель", АО "Барнаултрансмаш". Комитетом по управлению госимуществом края проводится работа по возвращению в государственную собственность незаконно используемого имущества в отношении АО "Алтайжилкомхоз", АО "Полиграфист", возвращены государству объекты недвижимости, внесенные в уставные капиталы "Метелица", АО "Сибирское перестраховочное общество", акции АО "Алцем", не выкупленные 6 предприятиями. Проведенная инвентаризация государственного имущества в крае так же# способствует наведению порядка в использовании госимущества.
Смена собственника в существующих условиях не явилась условием повышения эффективности экономики, необходимо создание благоприятных внешних условий для функционирования предприятий (налогообложение, финансово-кредитная система, конкурентная среда и т.д.).
Таким образом, процесс массовой ускоренной приватизации не привел на данном этапе к росту эффективности производства в основных отраслях хозяйства края, улучшению финансового положения предприятий. Исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятий показали, что в существующих условиях хозяйствования форма собственности не является определяющим фактором эффективности производства.
По итогам работы комиссии по подведению итогов приватизации, с целью устранения серьезных негативных экономических и социальных последствий реформирования и создания условий для использования потенциала приватизированных предприятий в интересах края, постановляю:
1. Заместителям главы администрации края, руководителям комитетов, управлений и отделов администрации края:
- продолжить проверку соблюдения законодательства при приватизации государственных и муниципальных предприятий края, особое внимание обращать на социально значимые предприятия и объекты;
- предусмотреть, начиная с 1999 г., в бюджете края расходы на осуществление функций по управлению государственной собственностью, в т.ч. для выкупа предприятий или долей акций на вторичном рынке, подготовки государственных поверенных в АО, конкурсных и антикризисных управляющих;
- при принятии решений по приватизации объектов краевой собственности учитывать в качестве необходимого условия повышение эффективности деятельности предприятия, привлечения инвестиций, повышения управляемости предприятием;
- с целью защиты прав акционеров, развития корпоративного управления и регионального рынка ценных бумаг принять меры по созданию в крае регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
- усилить роль и ответственность отраслевых органов управления администрации края за эффективность производственной деятельности курируемых государственных предприятий и предприятий с государственной долей, возобновить работу балансовых комиссий с ежегодной защитой на них прогнозов (бизнес-планов) и заслушивания отчетов руководителей предприятий;
- активно участвовать в создании холдинговых компаний, финансово-промышленных групп с участием предприятий, расположенных в крае;
- организовать проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства в ходе приватизации;
- организовать проведение проверки деятельности бывших чековых инвестиционных фондов.
2. Комитету по управлению госимуществом края, подразделениям администрации края, координирующим деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства края, главному управлению экономики и инвестиций администрации края, комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике:
- разработать до 1 декабря 1998 г. мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственной собственностью с точки зрения интересов края;
- подготовить перечень предприятий, остающихся в государственной собственности и определить пути поддержки наиболее эффективных производств;
- осуществлять капитальные вложения, реализацию иных инвестиционных проектов с государственным участием, при условии оформления государственной доли собственности в капитале объекта инвестиционной деятельности;
- оказывать государственную поддержку по реструктуризации существующих производств и реализации мер направленных на повышение эффективности производства в рамках целевых программ;
- активно участвовать в инвестиционном процессе с целью инициирования и поддержки разработок наиболее эффективных проектов.
3. Комитету по управлению госимуществом края, подразделениям администрации края, координирующим деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства края:
- подготовить до 1 октября 1998 г. перечень акционерных обществ, государственный пакет акций которых необходимо закрепить в собственности края на неопределенный или определенный срок и перечень акционерных обществ, в которых необходимо увеличить государственную долю в уставном капитале или ввести специальное право на участие в управлении ("Золотую акцию") для сохранения контроля над хозяйственными обществами, имеющими важное значение для экономики края;
- усилить контроль по заключению контрактов с руководителями госпредприятий, организовать подготовку поверенных государства в акционерных обществах, антикризисных управляющих, подготовку резерва руководящих кадров;
- ускорить и завершить передачу объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность;
- внести до 1 октября 1998 г. предложения по возможным вариантам участия сельхозпроизводителей в капитале перерабатывающих предприятий;
- подготовить до 1 сентября 1998 г. перечень элеваторов и хлебоприемных пунктов, планируемых для работы по выполнению государственного заказа, и разработать мероприятия по участию государства в капитале этих предприятий;
- изучить имеющийся зарубежный опыт и внести до 1 октября 1998 г. предложения по возможности передачи прав на управление по менеджменту (коммерческое управление) и на условиях концессии по объектам социально-культурного и жилищно-коммунального назначения.
4. Государственно-правовому комитету администрации края, комитету по управлению госимуществом края, подразделениям администрации края, координирующим деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства края:
- подготовить до 1 января 1999 г. проект закона Алтайского края, устанавливающего порядок возвращения в государственную собственность края приватизированного имущества (национализации);
- подготовить до 1 ноября 1998 г. предложения по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части сохранения сельхозпроизводителей в форме колхозов.
5. Фонду имущества края, подразделениям администрации края, координирующим деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства края, комитету по управлению госимуществом края, главам администраций городов и районов края:
- провести до 1 декабря 1998 г. ревизию предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания в части сохранения профиля в течение срока, определенного договорами купли-продажи и иными приватизационными документами.
6. Территориальному управлению Государственного Антимонопольного Комитета, подразделениям администрации края, координирующим деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства края:
- при реализации антимонопольного законодательства учитывать согласование отраслевых органов управления администрации края.
7. Комитету по управлению госимуществом края:
- при проведении приватизации руководствоваться законом Алтайского края "О государственном регулировании приватизации государственного имущества в Алтайском крае", при подготовке проекта Программы приватизации в Алтайском крае учесть замечания и предложения, высказанные в ходе проверки итогов приватизации;
- подготовить до 1 января 1999 г. изменения в закон Алтайского края "О порядке управления акциями, находящимися в собственности Алтайского края";
- тщательно готовить каждый этап приватизации предприятий, включая конечные стадии, связанные с формированием развернутого реестра акционеров;
- определять наиболее эффективный способ приватизации, независимо от стоимости основных фондов и численности работников;
- практиковать проведение инвестиционных конкурсов, оказывать помощь в поиске инвестиционных ресурсов, консультативное обслуживание;
- глубоко и всесторонне прорабатывать подходы к приватизации предприятий с отрицательной структурой баланса, имеющих признаки несостоятельности (банкротства);
- обеспечивать методической помощью акционерные общества в вопросах дополнительной эмиссии;
- рассмотреть и внести до 1 сентября 1998 г. предложения по возможности введения специального права на участие в управлении (золотой акции) при приобретении пакета акций приватизированного предприятия в государственную собственность на вторичном рынке;
- при оформлении документов на приватизацию государственных предприятий, учитывать заключение органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- обеспечить всесторонний учет и контроль за сохранностью и использованием госсобственности на основе данных инвентаризации госсобственности в крае;
- создать до 1 декабря 1998 г. систему сбора, учета, хранения, обработки и анализа информации по вопросам управления госсобственностью;
- ввести систему планирования при управлении госсобственностью;
- разработать до 1 октября 1998 г. порядок передачи имущественных комплексов в аренду на конкурсных условиях, безвозмездное пользование с инвестиционными условиями;
- практиковать передачу государственных пакетов акций в коммерческое управление.
8. Направить материалы работы комиссии по подведению итогов приватизации государственного имущества в Алтайском крае в 1992-1997 годах на рассмотрение краевого Законодательного Собрания.
9. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации края Чертова Н.А.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 20 июля 1998 г. N 453 "Об оценке итогов приватизации государственного имущества в Алтайском крае в 1992-1997 годах"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 мая 2002 г. N 282 настоящее Постановление признано утратившим силу